Замена удостоверения чернобыльца судебная практика

Обновлено: 05.07.2024

Северное Медведково г. Москвы о признании факта участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязании выдать удостоверение ликвидатора последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения Бакурского Ю.Н. и представителя Управления социальной защиты населения района Северное Медведково г. Москвы Ревиной Е.В. (доверенность № 11/07/673 от 12.05.2011г.), Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Бакурский Ю.Н. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения района Северное Медведково г. Москвы о признании факта участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и выдаче удостоверения ликвидатора последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что в период с 8 июня 1986 г. по 7 июля 1986 г. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в составе войсковой части

[скрыто] в п. Барсуки Красногорского района Брянской области, который является зоной отчуждения. 19 июня 1996 года ему выдано удостоверение АЕ № [скрыто], как лицу, работавшему в населённом пункте Барсуки

Красногорского района Брянской области с 8 июля 1986 г. по 7 августа 1986 г.

Ответчик исковые требования не признал, ссылаясь на то, что истец выполнял изыскательские работы, которые не относятся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением Бабушкинского районного суда г. Москвы от 29 июля 2010 г. Бакурскому Ю.Н. в удовлетворении иска отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 октября 2010 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Бакурского Ю.Н. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как вынесенных с нарушением норм материального права.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2011 г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав истца.

работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, дающие право на меры социальной поддержки, предусмотренные данным Законом.

Отказывая в удовлетворении иска Бакурского Ю.Н., суд исходил из того, что воинская часть [скрыто], в которой работал истец, отсутствует в перечне учреждений, предприятий и организаций, личный состав которых принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Истец выполнял проектно-изыскательские работы, которые, по мнению суда, не относятся к работам, проводимым непосредственно при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При этом суд сослался на пункт 12 Списка работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведённым в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 г. № 5625-1, которым предусмотрены работы по обеспечению связи, энергетическому, коммунально-техническому обслуживанию, обслуживанию систем газоснабжения, а также отключение этих систем при ликвидации населённого пункта.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает этот вывод суда основанным на неправильном толковании норм материального права.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, Бакурский Ю.Н., являясь служащим воинской части [скрыто], находился в командировке в населённых пунктах Красногорского района Брянской области, в том числе в д. Барсуки, в период с 8 июля 1986 г. по 7 августа 1986 г.

Согласно справке администрации Красногорского района Брянской области от 12 апреля 1995 г. № 152 Бакурский Ю.Н. находился в командировке в Красногорском районе Брянской области с 8 июля 1986 г. по 7 августа 1986 г. и с 1 июня 1988 г. по 22 июля 1988 г., выполнял изыскательские работы для строительства газопровода-отвода к н.п. Красная Гора и межпоселковых газопроводов к н.п. Палужская Рудня, Заборье, Барсуки, Александровка, Николаевка. По степени радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС указанные населённые пункты относятся к зоне отселения, Барсуки - к зоне отчуждения.

19 июня 1996 года Бакурскому Ю.Н. было выдано удостоверение АЕ № [скрыто], подтверждающее его проживание и работу в д. Барсуки

Красногорского района Брянской области в вышеуказанный период.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. № 557-р Барсуки Красногорского района

Брянской области включён в перечень населённых пунктов, отнесённых к зоне отчуждения; изменения в отношении данного населенного пункта не вносились.

Таким образом, сам факт направления истца в командировку в зону отчуждения и выполнения им изыскательских работ для строительства газопроводов в этой зоне сомнений не вызывает и ответчиком фактически не оспаривается.

По мнению ответчика, с которым согласился суд, выполнявшиеся истцом работы в зоне отселения и в зоне отчуждения не связаны с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Таким образом, выполнявшиеся заявителем в указанный период в зоне отчуждения изыскательские работы безусловно относятся к работам по строительству новых сооружений (газопровод) и приспособлению существующих сооружений (газопроводов), вспомогательных сооружений, прокладке автодороги и линии электропередач, в связи с чем они подпадают под перечень, содержащийся в Списке, утверждённом Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 г. № 5625-1.

При указанных обстоятельствах решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 2 августа 2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 октября 2010 г. законными быть признаны не могут и подлежат отмене.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, но допущена ошибка в применении норм материального права, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным, отменяя судебные постановления, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, не передавая дело на новое рассмотрение.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что факт выполнения истцом работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведённым в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации является установленным, что даёт истцу право на

получение удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Руководствуясь ст. ст. 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Бабушкинского районного суда г. Москвы от 2 августа 2010 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 6 октября 2010 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым иск Бакурского [скрыто] к Управлению социальной защиты населения района Северное

Медведково г. Москвы удовлетворить.

Обязать Управление социальной защиты населения района Северное Медведково г. Москвы выдать Бакурскому [скрыто] удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Статьи законов по Делу № 5-В11-33

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Кодексы РФ
Кодексы РФ

Типовые договоры
Типовые договоры


Юристы Барнаула

Чтобы попасть в список юристов Барнаула, пройдите бесплатную регистрацию и укажите в анкете свой город.

Суд указал, что оспариваемые законоположения не предполагают возможности отказа военнообязанным, призванным на специальные сборы для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в получении одновременно двух пенсий – по инвалидности и по старости


Конституционный Суд опубликовал Определение № 1-О от 19 января, в котором разобрался, может ли военнообязанный, который был призван на специальные сборы и направлен для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, претендовать на получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости.

Суды посчитали, что инвалид-чернобылец не может получать две пенсии

Алексей Подвязников в августе 1986 г. был призван на специальные военные сборы и в период с 28 августа по 23 октября того же года, исполняя обязанности военной службы, принимал участие в выполнении работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения. Мужчина имеет удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., а также удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС; ставшего инвалидом.

Как лицо, пострадавшее в результате радиационных или техногенных катастроф, Подвязников получал пенсию по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 и п. 3 ст. 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении.

2 июля 2018 г. Алексей Подвязников, полагая, что он как инвалид вследствие катастрофы на ЧАЭС, достигший 55-летнего возраста и имеющий стаж продолжительностью 33 года, вправе получать одновременно две пенсии – по старости и по инвалидности, обратился в Управление Пенсионного фонда в Петроградском районе Санкт-Петербурга за соответствующим разъяснением. В ответ он был проинформирован об отсутствии у него такого права исходя из установленной ему формулировки причины инвалидности.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга, оставленным без изменения Санкт-Петербургским городским судом, Алексею Подвязникову было отказано в удовлетворении исковых требований к Управлению ПФР о назначении второй пенсии. Суды исходили из того, что согласно подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Подвязников же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий. Суды не согласились с доводом истца о том, что п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, распространяет льготу в виде права на одновременное получение двух пенсий (по инвалидности и страховой пенсии по старости), предоставленную подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, в том числе на военнообязанных, призванных на специальные и поверочные сборы, направленных и командированных для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявших обязанности военной службы (служебные обязанности), ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы.

В передаче кассационных жалоб Алексея Подвязникова для рассмотрения в судебных заседаниях президиума Санкт-Петербургского городского суда и Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда было отказано. Вместе с тем судья ВС указал, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Закона о государственном пенсионном обеспечении и страховой пенсии по старости в соответствии с Законом о страховых пенсиях.

В то же время судья Верховного Суда пришел к выводу о том, что Алексей Подвязников такого права не имеет, поскольку в силу ст. 8 Закона о страховых пенсиях одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному закону). Возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении, одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным законом не предусмотрена.

В жалобе в Конституционный Суд Алексей Подвязников просил признать не соответствующими Конституции положения подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении и п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, поскольку данные законоположения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, лишают граждан, исполнявших на специальных сборах обязанности военной службы, связанные с производством работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и признанных инвалидами вследствие заболевания, полученного при выполнении указанных работ, права на одновременное получение двух пенсий.

КС посчитал, что пенсий должно быть две, но не принял жалобу к рассмотрению

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд заметил, что военнообязанные, призванные на специальные военные сборы и направленные для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, так же как и военнослужащие, исполняли обязанности военной службы, т.е. действовали в публичных интересах, причем в условиях, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья. Таким образом, фактически они находились в равном с военнослужащими положении, федеральный законодатель распространил на таких граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, порядок пенсионного обеспечения, установленный для инвалидов вследствие военной травмы.

Тем самым, заметил КС, военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы (определения КС от 17 октября 2006 г. № 395-О и от 26 марта 2019 г. № 689-О).

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Именно в силу этого, пояснил Суд, военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и стали инвалидами вследствие катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы.

Таким образом, указал КС, оспариваемые Алексеем Подвязниковым законоположения по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста), а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права данной категории граждан.

Таким образом, заметил Суд, в настоящее время право заявителя на получение одновременно двух пенсий им реализовано. В указанных обстоятельствах жалоба, как не отвечающая критерию допустимости, закрепленному Законом о Конституционном Суде, не может быть принята к рассмотрению.

Определение может помочь другим чернобыльцам

Татьяна Сустина выразила надежду, что данное определение поможет чернобыльским пенсионерам в отстаивании своих прав и что для их реализации им не придется проходить все судебные инстанции.

В 2019-2020 г. обеспечение жильем чернобыльцев, т.е. граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, происходит путем предоставления им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом или, как его еще называют, чернобыльским сертификатом

Как получить жилищный сертификат чернобыльцам (чернобыльский сертификат) в 2019 -2020 г.

Документы, условия, порядок получения

Чтобы получить жилищный сертификат необходимо:

а) Иметь право на получение жилья согласно Закону РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";

б) Встать на учет в органах местного самоуправления как нуждающемуся в улучшении жилищных условий;



Кто имеет право на получение чернобыльского жилищного сертификата?

В соответствии с постановлением Правительства № 153 и Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на жилищный сертификат могут претендовать лица:

1) Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС ( п.1 ст.14 Закона).

2) Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа: ( п.1 ст.14 Закона)

- граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

- военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

- граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

- граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

3) Семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье ( посл абз. ст.14 Закона).

4) Граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений (п.1 ст.15 Закона).

5) Граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития ( ст.17 Закона).

6) Граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы ( ст.22 Закона).

Пострадавшие от радиационного воздействия, полученного вследствие аварии на Чернобыльской АЭС (подробнее здесь), могут оформить специальное удостоверение для получения различных мер социальной поддержки.


Полное наименование:

Оформление и выдача специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

Принцип предоставления

Экстерриториальный принцип – предоставление услуги не зависит от адреса регистрации получателя услуги

Результат предоставления

Принятие администрацией района Санкт-Петербурга (Администрация) решения о выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) либо об отказе в выдаче удостоверения.

Срок предоставления

В течение месяца со дня обращения заявителя.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

Граждане Российской Федерации из числа:

  • граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
  • граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
  • военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящих (проходивших) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение. Кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально‑экономическим статусом.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Граждане, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п. I.
  2. Представители граждан, имеющих право на получение государственной услуги, действующие на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Законные представители (опекуны, попечители) граждан, имеющих право на получение государственной услуги.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

Основания для приостановления предоставления государственной услуги действующим законодательством не предусмотрены.

Основание для отказа в предоставлении государственной услуги — непредставление в Администрацию всех необходимых документов и заявления о предоставлении государственной услуги.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Специалист подразделения МФЦ:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Проводит проверку полномочий лица, подающего документы.
  3. Проводит проверку соответствия документов перечню необходимых документов.
  4. Осуществляет сканирование представленных документов.
  5. Формирует электронное дело, все документы которого связываются единым уникальным идентификационным кодом, позволяющим установить принадлежность документов конкретному заявителю и виду обращения за государственной услугой.
  6. Заверяет электронное дело своей электронной подписью (ЭП).
  7. При обнаружении несоответствия документов установленным требованиям возвращает их заявителю для устранения выявленных недостатков.
  8. По окончании приема документов выдает заявителю расписку в приеме документов.
  9. Направляет копии документов и реестр документов в Администрацию:
    • в электронном виде (в составе пакетов электронных дел) — в течение 1 рабочего дня со дня обращения заявителя в подразделение МФЦ;
    • на бумажных носителях (в случае необходимости обязательного предоставления оригиналов документов) — в течение 3 рабочих дней со дня обращения заявителя в подразделение МФЦ.

Специалист отдела социальной защиты населения (ОСЗН) Администрации, ответственный за прием комплекта документов:

II. Подготовка и направление межведомственных запросов о предоставлении документов, необходимых для предоставления государственной услуги, находящихся в распоряжении иных исполнительных органов государственной власти и организаций, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия

  1. Определяет состав документов (информации), подлежащих получению по межведомственным запросам, и органы (организации), в которые должны быть направлены межведомственные запросы.
  2. Подготавливает проекты межведомственных запросов, в том числе в форме электронного документа.
  3. При необходимости представляет проекты межведомственных запросов на подпись лицу, уполномоченному подписывать межведомственные запросы, в том числе с использованием электронной подписи.
  4. Направляет межведомственные запросы.
  5. Получает ответы на межведомственные запросы.
  6. Анализирует документы (информацию), полученные в рамках межведомственного взаимодействия (ответы на межведомственные запросы), на соответствие направленному межведомственному запросу.
  7. Передает полученные документы (информацию), специалисту ОСЗН Администрации, ответственному за подготовку проекта решения о предоставлении государственной услуги.

III. Принятие решения Администрации о выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) либо об отказе в выдаче удостоверения (дубликата удостоверения)

Специалист ОСЗН Администрации, ответственный за подготовку проекта решения о выдаче удостоверения (дубликата удостоверения):

  1. Формирует комплект документов с учетом информации, полученной в результате межведомственных запросов.
  2. Проводит проверку сведений, представленных в комплекте документов.
  3. В случае принятия решения о выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) — готовит проект распоряжения Администрации о выдаче удостоверения (дубликата удостоверения).
  4. В случае принятия решения об отказе в выдаче удостоверения (дубликата удостоверения) готовит проект письма в адрес заявителя об отказе в выдаче удостоверения (дубликата удостоверения).
  5. Передает комплект документов, а также проект распоряжения (письмо об отказе) главе Администрации для подписи.
  6. После подписи главой Администрации указанных документов:
    • направляет копии распоряжения или письмо об отказе заявителю (в МФЦ для последующей передачи заявителю);
    • направляет в МФЦ, Комитет по социальной политике Санкт‑Петербурга комплект документов и распоряжение Администрации для формирования заявки в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на выдачу бланков удостоверений.

Специалист МФЦ:

  • В случае наличия в заявлении отметки о необходимости информирования о принятом решении в МФЦ — не позднее 2‑ух рабочих дней со дня получения документов от Администрации, сообщает заявителю о принятом решении по телефону (с записью даты и времени телефонного звонка), а также о возможности получения документов в подразделении МФЦ, если иное не предусмотрено законодательством.

IV. Выдача удостоверения (дубликата удостоверения) заявителю

Специалист ОСЗН Администрации, ответственный за выдачу удостоверения (дубликата удостоверения):

  1. Заполняет бланк удостоверения (дубликата удостоверения). Все реквизиты бланка удостоверения (дубликата удостоверения) подлежат обязательному заполнению черными чернилами. Внесение исправлений в удостоверение (дубликат удостоверения) не допускается. Удостоверение с внесенными исправлениями считается недействительным.
  2. Передает заполненное удостоверение (дубликат удостоверения) на подпись главе Администрации.
  3. После подписания удостоверения (дубликата удостоверения) главой Администрации выдает удостоверение (дубликат удостоверения) заявителю под расписку. При получении удостоверения другим лицом (законным представителем гражданина) в ведомость вносятся паспортные данные этого лица, а также реквизиты доверенности на получение удостоверения (дубликата удостоверения), оформленной в установленном порядке. В этом случае в ведомости расписывается лицо, получившее оформленное удостоверение (дубликат удостоверения).

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление о выдаче удостоверения по форме.
  2. Паспорт гражданина Российской Федерации либо иные основные документы, подтверждающие принадлежность к гражданству Российской Федерации.
  3. Свидетельство о рождении (для детей, не достигших 14‑летнего возраста) — в случае если документ выдан не на территории Санкт‑Петербурга.
  4. Свидетельство об усыновлении (для детей, не достигших 14‑летнего возраста) — в случае если документ выдан не на территории Санкт‑Петербурга.
  5. Документы, подтверждающие факт проживания (прохождения военной службы (службы)) в зонах радиоактивного загрязнения:
    • выписки из похозяйственных, домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений, жилищно-коммунальных отделов;
    • справки паспортных столов;
    • иные документы, подтверждающие факт проживания (прохождения военной службы (службы)) в зонах радиоактивного загрязнения.
  6. Согласие на обработку персональных данных.
  7. Испорченное удостоверение — в случае подачи документов для получения дубликата удостоверения.
  8. Справка, подтверждающая, что утраченное удостоверение не найдено — в случае утраты удостоверения и подачи документов для получения дубликата.

II. Документы, представляемые по собственной инициативе заявителя:

  1. Свидетельство о рождении (для детей, не достигших 14‑летнего возраста) — в случае если документ выдан на территории Санкт‑Петербурга.
  2. Свидетельство об усыновлении (для детей, не достигших 14‑летнего возраста) — в случае если документ выдан на территории Санкт‑Петербурга.
  3. Справка подтверждающая, что утраченное удостоверение не найдено — в случае утраты на территории Санкт‑Петербурга.

III. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность представителя.
  2. Документы, подтверждающие полномочия представителя.

Может быть предоставлена доверенность, составленная в простой письменной форме и не требующая дополнительного удостоверения, при условии обязательного предъявления оригинала или нотариальной копии документа, удостоверяющего личность получателя услуги.

Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, действующим законодательством Российской Федерации и Санкт‑Петербурга не предусмотрены.

Организации, участвующие в предоставлении

Организации, принимающие документы

Мобильные МФЦ

Организации, принимающие решение по предоставлению

Организации, выдающие конечные документы

Другие организации, участвующие в предоставлении

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами, государственными гражданскими служащими Администрации, в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования является:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, для предоставления государственной услуги у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • отказ Администрации, предоставляющей государственную услугу, должностного лица Администрации, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Администрацию.

Заявители имеют право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы (претензии). Администрация и ее должностные лица обязаны предоставлять заявителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если не имеется установленных федеральным законодательством ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах, материалах. При этом документы, ранее поданные заявителями в Администрацию, и организации, участвующие в предоставлении государственной услуги, выдаются по их просьбе в виде выписок или копий.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в Администрацию, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Администрации, должностного лица Администрации, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Администрация принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Администрация вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия сотрудника подразделения МФЦ, жалоба (претензия) направляется в адрес Администрации Губернатора Санкт‑Петербурга:

В случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия оператора Портала, жалоба (претензия) направляется в адрес Комитета по информатизации и связи:

В случае, если предметом жалобы (претензии) заявителя являются действия государственных гражданских служащих Администрации, предоставляющей государственную услугу, жалоба (претензия) может быть направлена в адрес главы Администрации.

Для получения информации о должностных лицах исполнительных органов государственной власти Санкт‑Петербурга, ответственных за регистрацию и рассмотрение жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, перейдите по ссылке.

Здравствуйте! Хотела бы уточнить данный вопрос. Я проживала в зоне отселения с марта 1994 года по сентябрь 2015 года, имею чернобыльское удостоверение (зона отселения). Обратившись в соц.защиту г.Видное Московской области мне отказали в замене удостоверении (как добровольно выехавшей), основываясь на том, что я проживала с марта 1994 года. Но как же эти 20 с лишним лет, за это время я училась, работала и проживала в этой зоне?

Считаю отказ незаконным, т.к. согласно

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 11 апреля 2006 года N 228/271/63н

2. Удостоверение выдается:

гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;

Написать заявление (повторно) о замене удостоверения я могу не по месту регистрации (Видное), а к примеру в г.Балашиха? Или это невозможно сделать?

Уточнение клиента

Написать заявление (повторно) о замене удостоверения я могу не по месту регистрации (Видное), а к примеру в г.Балашиха? Или это невозможно сделать?

ПФР требует от меня чернобыльское удостоверение, которого я не получал. Проживал 2 года в зоне с правом на отселение. Запись в трудовой и справка о проживании из администрации г Узловая есть и предоставлены. Правомерно ли их требование? Вот пункт (Приказ Минтруда России от 28.11.2014 N 958н (ред. от 25.12.2019))на который они ссылаются 100. Проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания). Но это , на мой взгляд, не список необходимых документов, а перечисление возможных.

Здравствуйте, с 1987 по 2005г. проживала в зоне с правом на отселения (с.Малая Топаль, Брянской области), в 2005г. поступила в вуз, по целевой контрактной подготовке (заключен контракт с предприятием).В связи с этим выписалась, и прописалась в общежитии принадлежащем вузу по месту учебы(в вузе всех обязывали прописываться). По окончанию учебы в 2010 г., вернулась на прежнее место жительства. В 2015г. статус населенного пункта в котором проживала изменили на социально-экономический. В 2016г. по семейным обстоятельствам переселилась в г.Клинцы Брянской области, который на данный момент является зоной с правом на отселения. В дальнейшем переселилась в чистую зону. При обращении в социальную защиту был получен отказ в замене чернобыльского удостоверения на статус добровольно выехавшая, т.к. с. Малая Топаль на данный момент(т.е. на момент подачи документов) имеет социально-экономический статус. А так же мой выезд на учебу в чистую зону, а потом последующий возвращение обратно считается как, переселившийся в добровольном порядке (без заключения контрактов, договоров с соответствующей администрацией) после 1 января 1994 года в зоны радиоактивного загрязнения, указанные в статье 7 настоящего Закона, меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, не предоставляются. Хотя контракт у меня заключен. Так же мне объяснили что я переселившись в г. Клинцы я ухудшила свои условия, тем самым опять таки не имею прав на замену чернобыльского удостоверения. На данный момент у меня чернобыльское удостоверение со статусом проживающая в зоне с правом на отселения в котором указаны периоды с 1987 по 2005 с 2010 по 2015 и с 2016 по настоящее время. А также имеется выписка из протокола заседания социальной защиты граждан по Клинцовскому району, в которой было принято решения включить период с 2005 по 2010гг. в общий срок проживания в зоне с правом на отселения, т.е. считать проживание в зоне с правом на отселения с 1987 по 2015 гг. и с 2016 по 2017гг. С 20.10.2015г. по 03.02.2016г. проживала в зоне с социально-экономическим статусом. В августе 2016г. у меня родился ребенок. У нее также есть чернобыльское удостоверение. ребенку так же отказали в замене . Правомерно ли это?

Добрый день! Я с 1986 года по настоящее время прописана в Чернобыльской зоне (Тульская обл, г. Сокольники, Новомосковского р-на), имею Чернобыльское удостоверение, временная регистрация в Курске, где и проживаю на данный момент. Ушла в декрет в Курске, проработав здесь 4 года. Сейчас в отпуске по уходу за ребенком. В соцстрахе г. Курска в юр.отделе ответили, что я точно не буду получать пособие, как чернобылец, потому что по новому закону я не могла 4 последних года на момент наступления страхового случая проживать по месту прописки. Ребенок прописан в Курске с папой, чтобы встать на очередь в детсад. Пособие назначили в размере 40%. Из соцзащиты пришел ответ: "Следует иметь в виду, что обязательным условием для получения пособия по уходу за ребенком в повышенном размере является фактическое проживание на льготной территории либо осуществление трудовой деятельности там. В связи с вышеизложенным, по мнению комитета, для получения пособия по уходу за ребенком в повышенном размере, вам необходимо документально подтвердить фактическое проживание в зоне с льготно-экономическим статусом совместно с ребенком". Является ли обязательным фактическое проживание в Чернобыльской зоне на протяжении всего отпуска по уходу за ребенком? В каком нормативном документе указано, что ребенок должен быть прописан (проживать) там же? Разве наличие Чернобыльского удостоверения не является причиной для назначения пособия в повышенном размере?

Здравствуйте. Я с 1991 года (с рождения) проживала в Брянской обл. г Клинцы по 2011 год. Имею чернобыльской удостоверение с правом на отселение. С 2011 года прописана и проживаю в Москве ,в собственности не у меня не у мужа жилья нет.В данный момент меняю чернобыльское удост., на выехавшие из чернобыльской зоны. Имею ли я право на получения сертификата на жилье.

Здравствуйте, хочу получить консультация,по вопросу как получить чернобыльское удостоверения, Я родилась 1983г. в Брянской области, новозыбковского района село тростань. из зоны отчуждения я уехала в несовершеннолетнем возрасте с мамой, по запросу по месту жительства моих данных нет, но у мамы есть чернобыльское удостоверения, куда мне надо обращаться чтобы получить удостоверения чернобыльца.

Читайте также: