Является ли суд правоохранительным органом в рб

Обновлено: 28.04.2024

Отправление правосудия как вида государственной деятельности по рассмотрению и разрешению конфликтов по поводу действительного или предполагаемого права должно осуществляться в соответствии с конституционными принципами, присущими правовому демократическому государству.

К принципам организации и деятельности судебной власти следует отнести ее независимость при отправлении правосудия, несменяемость судей (назначение после первых пяти лет работы пожизненно).

Правосудие отправляется только законно избранным судьей.

Важнейшим принципом организации и деятельности судебной власти является участие в отправлении правосудия представителей народа в качестве народных заседателей.

Суды подчиняются только Конституции и Закону. Они независимы от влияния иных властных структур, руководителей политических партий и других общественных объединений, своих личных пристрастий и симпатий.

Для отправления правосудия характерна гласность разбирательства. Лишь в исключительных случаях процесс может быть объявлен закрытым для всех, кроме участников.

Конституция закрепляет коллегиальность рассмотрения дел в суде, и только в предусмотренных законом случаях оно может осуществляться единолично судьями.

Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.

Система судебных органов.

Судебная система – это совокупность судов, осуществляющих правосудие на территории РБ в соответствии со своей компетенцией и в установленном законом порядке.

К общим судам в РБ относятся:

Верховный суд РБ, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды.

К хозяйственным судам относятся:

Высший Хозяйственный суд РБ, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды.

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий.

Систему общих судов возглавляет Верховный суд РБ как высший судебный орган, который осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов РБ. Этот надзор распространяется и на военные суды.

Военные суды также состоят из трех звеньев: основное, первое звено – межгарнизонные суды; среднее звено – Белорусский военный суд. Высшее, третье звено – военная коллегия Верховного суда РБ.

Суды, входящие в судебную систему, различаются объемом компетенции, и поэтому, следует различать звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое место в судебной системе, относят к одному звену судебной системы. Например, все районные (городские) суды образуют первое звено судебной системы. Все областные суды и Минский городской суд образуют второе звено судебной системы. Верховный суд РБ образует высшее (третье) звено судебной системы.

Систему хозяйственных судов представляют Высший Хозяйственный суд РБ, хозяйственные суды областей города Минска, а также специализированные суды, действующие в сфере хозяйственных отношений. На территории РБ в настоящее время действует названная система хозяйственных судов.

Конституционный суд РБ занимает особое положение в судебной системе РБ. У этого суда специфические полномочия. Он призван осуществлять контроль за конституционностью нормативных актов в государстве.

По процессуальной компетенции суды разделяются на судебные инстанции.

Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу конкретного дела. Он исследует доказательства в судебном заседании, выносит решение. В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд. Например, областной суд рассматривает дела и в качестве суда первой инстанции, хотя областной суд рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Суд второй (кассационной) инстанции на основании кассационного протеста прокурора или жалоб заинтересованных лиц проверяет законность и обоснованность решений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу. Эти решения вступают в силу в течение десяти суток. В этот срок можно обжаловать (опротестовать) решение суда. Суд кассационной инстанции вправе отменить решение или прекратить производство по уголовному делу. Областные суды, Минский городской суд являются судами второй инстанции по отношению к районным (городским) судам.

Суд высшей инстанции или вышестоящий суд занимает наиболее высоку4ю ступень по отношению к другим судам. К ним, в частности, относятся высший Хозяйственный суд, Верховный суд РБ.

Верховный суд РБ.

Верховный суд РБ состоит из:

- Первого заместителя Председателя

- Судей Верховного суда

Верховный суд РБ действует в составе:

- судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ

- судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РБ

- Военной коллегии Верховного суда РБ

- Судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда РБ

- Президиума Верховного Суда РБ

- Пленума Верховного Суда РБ.

Согласно статье 84 Конституции РБ Президент РБ с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Верховного Суда, судей Верховного Суда, иных судей РБ, а также освобождает от должности Председателя и судей Верховного Суда по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлениям Совета Республики.

1. в пределах своих полномочий рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами РБ.

2. Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства РБ, возникающим при рассмотрении судебных дел. Разъяснения Пленума Верховного суда РБ являются обязательными для судов, иных оргаов и должностных лиц, применяющих закон.

3. Осуществляет контроль за исполнением судами РБ разъяснений Пленума Верховного Суда.

4. Вносит предложения в Конституционный суд о проверке конституционности тех или иных нормативных актов.

5. Оказывает помощь судьям по применению законодательства.

6. Решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров РБ.

7. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Районный (городской) суд.

Основным звеном в системе общих судов является районный (городской) суд, который рассматривает основную часть гражданских, уголовных и административных дел.

Для районных (городских) судов вышестоящими судами являются областные и Минский городской суд. Организационное обеспечение деятельности районных (городских) судов осуществляет Министерство юстиции РБ и Управление юстиции областей и города Минска, которые в то же время не вправе вмешиваться в судебную деятельность по отправлению правосудия.

- судей по административным делам;

- судей по исполнительным производствам.

При наличии пяти и более судей в составе районного (городского) суда вводится должность заместителя председателя этого суда. Число судей зависит от количества гражданских, уголовных, административных и других дел с жалобами и представления, поступающими для рассмотрения в данный суд.

Все судьи и председатель вправе рассматривать любое дело, подсудное данному суду. Председатель суда распределяет дела между судьями, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению жалоб и заявлений, организует работу судебных исполнителей и аппарата суда.

В состав одного судьи рассматриваются дела об административных правонарушениях и дела, вытекающие из исполнительного производства, а также уголовные дела о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, до десяти лет – по ходатайству обвиняемого.

В составе трех судей рассматриваются уголовные дела о преступлениях, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет, а также гражданские дела в случаях, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством.

Областные, Минский городской суды.

1. Рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов, оказывают им помощь в применении законодательства.

3. Изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику.

4. Осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Областные и Минский городской суды являются вышестоящими судами по отношению к районным (городским) судам, осуществляют надзор за деятельностью последних.

Областные, Минский городской суды состоят из:

- Заместителей председателя суда

- Председателей судебных коллегий

Все они действуют в составе президиума суда и двух судебных коллегий - судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным судам.

Коллегии рассматривают дела по первой инстанции и в кассационном порядке (когда приговор районного суда не вступил в законную силу).

Президиум суда рассматривает дела в порядке надзора по протестам на кассационные определения этого суда и на вступившие в законную силу приговоры районных ( городских ) судов.

Хозяйственные суды в РБ.

Хозяйственные суды в РБ являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией РБ в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами РБ, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

Хозяйственные суды являются юридическими лицами и составной частью судебной системы РБ. Единую систему хозяйственных судов составляют:

1. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

2. Хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска, а также специализированные хозяйственные суды ( по банкротству, земельные, налоговые и иные), образуемые при необходимости Президентом РБ по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Высший Хозяйственный суд РБ возглавляет систему хозяйственных судов, несет ответственность за выполнение задач, возложенных на хозяйственные суды, а также за организацию, состояние и совершенствование их деятельности. Он является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров.

Основными задачами Хозяйственного суда являются:

- обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности путем осуществления правосудия;

- обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;

- содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Высший Хозяйственный Суд РБ состоит из судей высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя высшего Хозяйственного Суда РБ, первого заместителя и заместителей Председателя. Численность заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда определяется Президентом. Количественный состав Высшего Хозяйственного суда устанавливается Президентом по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда.

Высший Хозяйственный Суд РБ действует в составе:

- Пленума Высшего Хозяйственного Суда

- Президиума Высшего Хозяйственного Суда

- Коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов

- Судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.

В высшем Хозяйственном Судей действует также квалификационная коллегия судей.

Пленум высшего Хозяйственного суда решает важнейшие вопросы деятельности хозяйственных судов и действует в составе Председателя Высшего Хозяйственного суда, первого заместителя и заместителей Председателя, судей высшего Хозяйственного Суда, председателей хозяйственных судов областей.

1. рассматривает в первой инстанции дела, отнесенные ХПК к его подсудности.

2. Рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов.

3. Пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

4. Изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

5. Разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

6. Осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт их работы.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Понятие. Правоохранительная деятельность – это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц (специальных субъектов) по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения. Правоохранительные органы – это особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотренном законом порядке в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону.

Признаки.- назначение правохранит.деят. заключается в том, что она направлена как на охрану и защиту прав и законных интересов участников правовых отношений, так и на обеспечение выполнения ими своих обязанностей.- правохранит.деят. осуществляется только на основании предписаний нормативных правовых актов, а также в установленной процессуальной форме.- правохр. Деят. Осущ. Специально уполномоченными на то субъектами-судами правохранит.органами.- как правило,правохранит.деят. связана с применением юр.мер воздействия, к которым относятся меры го-ного принуждения и взыскания.

9.Свойства судебной власти

Под судебной властью понимается реализуемые занимающими особое положение в государственном аппарате органами присущие им возможности и способности воздействия на поведение людей и социальные процессы, как та сфера общественных отношений, которые суд в состоянии охватить своей юрисдикцией.

Цели судебной власти: восстановление нарушенного права и справедливости, обеспечение торжества закона, прав и свобод человека, законных интересов юридических лиц, социальных ценностей и благ.

Функция судебной власти, ее главное назначение во всесторонней защите прав и свобод человека и гражданина, т.е. не карающая, а правозащитная задача.

1.1 Самостоятельность и независимость судебной власти – это организационное отграничение ее от других ветвей власти, осуществление судебных функций независимо от каких бы то ни было посторонних влияний при соблюдении тайны совещательной комнаты, на основе закона и внутреннего убеждения, сформированного в результате всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.

1.2 Полнота и исключительность судебной власти означает полноту ее полномочий при осуществлении правосудия, полновластие суда при разрешении подведомственных споров и конфликтов. С. В. не делит функцию правосудия ни с какой иной властью, т.е. является исключительной по своему характеру.

13.Понятие система и значение конституционных основ судебной власти

1.1 Понятие. Под конституционными основами судебной власти следует понимать закрепленные в К-ции РБ или вытекающие из ее норм общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны государственной деятельности. Такие положения являются основополагающими для всех предписаний законодательства по вопросам организации правосудия.

1.2 Система:

- принадлежность судебной власти судам;

- независимость судей и подчинение их только закону;

- коллегиальное единоличное рассмотрение дел в судах;

- гласность рассмотрения дел в судах;

- состязательность и равенство сторон в процессе;

- права граждан на судебную защиту;

- права граждан на юридическую и адвокатскую защиту;

- выборность и назначение судей.

1.3 Значение – состоит в том, что их совокупность является основополагающей базой для развития законодательства о судоустройстве. – они учитывают положительный опыт зарубежных государств и международного сообщества в области судоустройства. – К-нные принципы являются гарантом стабильности, функционирования судебной власти.

Конституцией закреплено, что судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.

Самой же целью судебной власти является защита гарантированных Конституцией и актами законодательства личных прав и свобод граждан, конституционного строя Республики Беларусь, государственных и общественных интересов, прав юрлиц.

Осуществление судом своей деятельности в установленной Конституцией форме возможно лишь при соблюдении принципов самостоятельности и независимости судебной власти. Именно реализация этих принципов при осуществлении судопроизводства является гарантией объективного, непредвзятого разрешения каждой конкретной правовой ситуации, восстановления законности и социальной справедливости.

Принципы независимости и самостоятельности деятельности суда находят свое закрепление также и в отраслевом законодательстве и отражены в процессуальных кодексах (УПК, ГПК и т.д.).

Независимость и самостоятельность судебной власти представляют собой взаимосвязанные, но не тождественные понятия. Самостоятельность предполагает, что судебная власть может осуществляться только специально созданными госорганами — судами. Судебная власть является самодостаточной во всех аспектах ее организации и деятельности в связи с тем, что является отдельной ветвью государственной власти. Самостоятельность закрепляет возможность осуществления судом своих полномочий без вмешательства со стороны, только собственными силами и средствами.

Независимость судебной власти выражена в том, что судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам.

Одновременно с этим ч. 4 ст. 2 Кодекса о судоустройстве и статусе судей установлено, что судебная власть самостоятельна, но она взаимодействует с законодательной и исполнительной властями.

Очевидно, что судебная власть и ее органы не могут быть полностью отделены от иных ветвей и существовать в абсолютно автономном, неприкасаемом и бесконтрольном режиме, как по причинам материального характера (отсутствие самостоятельного финансового обеспечения), так и по самому широкому спектру причин правового толка.

Среди функций органов государственной власти в деятельности судебной системы можно перечислить законодательную деятельность органов законодательной власти по разработке и утверждению законопроектов, регулирующих конкретные условия организации судебной власти в стране, внесению изменений в них; непосредственное участие Президента в назначении судей и освобождении их от должности и т.д.

Отдельным образом необходимо отметить и надзорную функцию за деятельностью судебной власти, предоставленную госорганам.

Частью 2 ст. 125 Конституции предусмотрено, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

То же самое находит свое законодательное закрепление и в ст. 4 Закона N 220-З, в которой определены задачи и направления деятельности органов прокуратуры.

На практике прокурорский надзор за судебной властью выражается в изучении на системной основе вынесенных судебных постановлений по всем категориям дел (гражданским, уголовным, административным) на предмет соответствия их закону. При этом предметом проверки являются как не вступившие в законную силу постановления судов, так и уже вступившие, в том числе по истечении значительного периода.

В случае выявления определенных нарушений закона и оснований для отмены или изменения судебных постановлений прокурор должен опротестовать постановление в порядке, предусмотренном отраслевым процессуальном законодательством.

Также прокуратура выполняет свою роль в судопроизводстве, выражающуюся в принятии ей участия в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, при поддержании государственного обвинения по уголовным делам, участии в административном процессе (п. 4 ст. 4 Закона N 220-З).

Что касается вопроса уголовного судопроизводства, то согласно ч. 1 ст. 34 УПК прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование и поддерживающим государственное обвинение в суде.

Непосредственная роль государственного обвинителя в судебном заседании регламентирована ч. 1 ст. 293 УПК, которая закрепляет обязательное участие государственного обвинителя по всем делам публичного и частно-публичного обвинения, а также по делам частного обвинения, возбужденным прокурором, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 455 УПК (дела ускоренного производства; однако и в данном случае государственный обвинитель при направлении дела в суд предлагает суду определить обвиняемому то или иное наказание по сроку и виду, чем уже косвенным образом воздействует на судебные органы для принятия ими решения по делу).

В ходе поддержания обвинения государственный обвинитель оглашает обвинение, представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим во время судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении обвиняемому наказания, пользуется другими полномочиями, предусмотренными УПК.

Более того, суд в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 301 УПК рассматривает уголовное дело только в пределах предъявленного обвинения и не вправе изменить его на более тяжкое, ухудшающее положение обвиняемого, либо существенно изменить его по своему содержанию от ранее предъявленного.

Однако именно государственный обвинитель обладает исключительным правом в порядке ч. 2 ст. 301 УПК в ходе судебного следствия предъявить новое, более тяжкое обвинение, в пределах которого суд будет в последующем рассматривать уголовное дело.

Таким образом, законодательством Республики Беларусь закреплена невозможность осуществления судопроизводства по большинству уголовных дел единолично, т.е. в отрыве от других госорганов.

Частью 2 ст. 23 ГПК также определена роль прокурора в гражданском процессе, в соответствии с которой прокурор обязан на всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.

Также законом установлена обязательность участия прокурора и при рассмотрении ряда категорий гражданских дел:

— о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ч. 6 ст. 370 ГПК);

— о признании его ограниченно дееспособным или недееспособным, а также о признании гражданина дееспособным либо об отмене ограничения дееспособности (ч. 2 ст. 375 ГПК);

— об усыновлении ребенка (ч. 2 ст. 393-4 ГПК);

— о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения или специальные лечебно-воспитательные учреждения и связанные с ними дела (ч. 3 ст. 393-7 ГПК);

— о лишении родительских прав (ч. 2 ст. 80 КоБС).

Частью 2 ст. 81 ГПК предусмотрено право прокурора вступить в любое дело, если того требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан.

На практике Генпрокурором издаются соответствующие приказы, регламентирующие участие прокурора не в конкретных делах, а по определенным их категориям (например, выселение без предоставления другого жилого помещения, об освобождении имущества от ареста и т.д.).

При участии прокурора в гражданском деле он пользуется правами, предусмотренными для юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также вправе высказывать свое мнение по существу дела (ст. 56 ГПК).

Отдельно стоит указать, что гражданско-процессуальным и хозяйственно-процессуальным законодательством прокурору предоставлено право обращения в судебные органы с иском в целях защиты государственных, общественных интересов, а также интересов граждан и юрлиц (ч. 1 ст. 81 ГПК, ч. 1 ст. 66 ХПК).

Все изложенное приводит к выводу о том, что судебная власть в Республике Беларусь хоть и принадлежит исключительно судам и основана на принципах самостоятельности и независимости, однако сам процесс судопроизводства, деятельность судебной системы происходит с прямым и косвенным участием и иных госорганов, что имеет под собой цель создание условий для наиболее полной, качественной и объективной судебной защиты охраняемых законом интересов государства и граждан.

Отдельного внимания заслуживают вопросы реализации судебной власти в тех делах и спорах (гражданских, хозяйственных (экономических)), где стороной по делу является сам госорган.

Такие случаи регулярно имеют место в жизнедеятельности общества. При этом госорганы, выступая в качестве истца в гражданском и хозяйственном процессе, могут выступать как в своих собственных интересах, вытекающих из компетенции того либо иного госоргана, так и с заявлениями в защиту прав других лиц, например, с исками о лишении родительских прав, о взыскании расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и т.д. (ст. 85 ГПК).

Однако госорганы в судебном разбирательстве могут находиться не только в роли истца.

Главой 29 ГПК определен процессуальный порядок производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений. Перечень подобных дел довольно широкий. Наиболее часто встречаются на практике дела по жалобам лиц на действия и решения госорганов, которые, по мнению заявителя, ущемляют их законные права и интересы.

Также гл. 30 ГПК предусматривает судебное рассмотрение в порядке особого производства ряда дел, которые также рассматриваются с обязательным участием тех или иных госорганов, поскольку затрагивают не только личные права гражданина, но и общественные либо государственные интересы. Наиболее распространенными делами такой категории является рассмотрение заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим, о признании наследства выморочным, направлении гражданина в лечебно-трудовой профилакторий и т.д.

Причем если дела, рассматриваемые в порядке особого производства, не всегда подразумевают наличие некого спора или несогласия между сторонами в процессе, то рассмотрение иска госоргана к лицу либо жалобы лица на действия госоргана часто сопровождается юридическим конфликтом.

Законодательством Республики Беларусь, в том числе ст. 22 Конституции, гарантировано всеобщее равенство перед законом и право на равную защиту прав и законных интересов.

В связи с этим законом не предоставлено каких-либо привилегий госорганам при рассмотрении в суде дел с их участием, и по своей процессуальной форме такие дела не отличаются от иных.

Вместе с тем суды при рассмотрении дела могут сталкиваться со сложностью в оценке доказательств и принятии решения, которая заключается в том, что в ряде случаев государственный интерес, представляемый стороной госоргана, может противопоставляться личному интересу конкретного лица, выступающего его оппонентом в суде.

В таких случаях суды особенно внимательно подходят к изучению всех обстоятельств дела и принимают решение основываясь на принципах законности и справедливости, с учетом всех возможных последствий его принятия.

Рассмотрение состава Верховного Суда Республики Беларусь. Полномочия Верховного и Конституционного Судов Республики Беларусь. Изучение функций и основных принципов судебной деятельности. Рассмотрение порядка обжалования и опротестования судебный решений.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.10.2016
Размер файла 17,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Органы судебной власти Республики Беларусь: их структура и полномочия

Суд - это орган, который применяет государственные санкции. Суд назначает наказание за нарушение общеобязательных правил, установленных государством.

Если законодательная власть осуществляется парламентом, Национальным Собранием РБ, исполнительная - правительством, Советом Министров РБ, то судебные полномочия, судебная власть осуществляется не каким-либо единственным судом, а всей системой судов в совокупности.

Судебная власть принадлежит судам, судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.

Судебная система состоит из районных и городских судов - суды первой инстанции; областных и города Минска, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда.

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Верховный Суд Республики Беларусь действует в составе:

· Пленума Верховного Суда Республики Беларусь

· Президиума Верховного Суда Республики Беларусь

· судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь

· судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь

· судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности

· Верховного Суда Республики Беларусь

· Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь

Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему общин судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общин судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Конституционный Суд Белоруссии осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики.

Судебная власть имеет две основные функции. Одна функция вполне очевидная. Это функция наказания за нарушение государственных предписаний и законов. Вторая функция - это функция рассмотрения споров и конфликтов между государством и гражданином.

Кроме этого, встречается и третья функция суда - разрешение конфликтов между государственными структурами, в которых отдельный человек не выступает. Например, рассмотрение конфликтов между автономными единицами, субъектами федерации, местными органами власти, центральными органами власти.

Одним из основных принципов судебной деятельности является принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел (ст.113 Конституции). Судебное рассмотрение дел, как правило, осуществляется коллегиально (тремя и более судьями). Этим обеспечивается всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, вынесение законных и обоснованных судебных постановлений.

Рассмотрение дел в судах осуществляется открыто, то есть в присутствии граждан, не являющихся участниками судебного процесса. Открытое судебное заседание предполагает возможность широкого осведомления общественности о ходе и результатах судебной деятельности путем публикации в печатных изданиях, теле и радиотрансляции, использовании иных средств массовой информации. Гласность судебного разбирательства является необходимым условием для осуществления общественного контроля за судебной деятельностью, выполнения судом его предупредительных и воспитательных задач.

Так же в целях охраны сведений, содержащих государственную, коммерческую тайну или тайну усыновления, либо других сведений, разглашение которых запрещено законом, проводится закрытое судебное заседание. Для предотвращения разглашения информации, которая касается интимных сторон жизни граждан или порочит их честь, достоинство или деловую репутацию, суд может слушать дело в целом или совершать отдельные процессуальные действия в закрытом судебной заседании. Кроме того, гражданский процессуальный закон устанавливает, что любое дело может быть рассмотрено судом в закрытом судебном заседании по просьбе сторон или одной из них при отсутствии возражений юридически заинтересованных в деле лиц. По делам, слушание по которым осуществляется в закрытом судебном заседании, публично провозглашается только резолютивная часть решения или приговора суда.

Гражданский процессуальный кодекс устанавливает возможность обжалования не вступившего в законную силу решения суда в суде кассационной инстанции сторонами и другими юридически заинтересованными в исходе дела лицами, если суд вынес решение об их правах и обязанностях. верховный конституционный суд беларусь

Решение Верховного Суда Республики Беларусь обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит.

Вступившие в законную силу судебные постановления, кроме постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, могут быть пересмотрены в порядке судебного надзора (ст. 436 ГПК).

Действующее законодательство предусматривает также возможность проверки законности и обоснованности судебных постановлений, вступивших в законную силу (производство по вновь открывшимся обстоятельствам).

Подобные документы

Общая характеристика, задачи, принципы и отличительные черты судебной власти. Компетенция и роль функционирования военных судов Республики Беларусь в судебной системе. Компетенция, структура и полномочия Военной коллегии Верховного Суда в государстве.

курсовая работа [32,1 K], добавлен 06.09.2014

Структура судебной системы Республики Беларусь. Особенности правового статуса и порядок рассмотрения дел судами общей юрисдикции. Функции Пленума Верховного Суда. Полномочия и задачи Конституционного Суда Республики Беларусь, Экономического Суда СНГ.

курсовая работа [46,6 K], добавлен 01.06.2010

Анализ содержания и значения основных конституционных принципов судебной власти. Система судоустройства в Республике Беларусь. Полномочия и структура Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, функции и состав Президиума, Пленума и судебных коллегий.

контрольная работа [24,9 K], добавлен 02.04.2012

Роль и место судебной власти в системе разделения властей. Понятие, формирование, принципы деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь. Специализированные органы конституционного контроля. Нормотворческая и правоприменительная практика судов.

курсовая работа [38,9 K], добавлен 14.07.2013

Анализ судебной реформы 1864 года. Исследование и определение места областных (Минского городского) судов в судебной системе Республики Беларусь, анализ компетенции данных судов, порядок формирования состава судов, организация работы второго звена.

Читайте также: