Возможна ли судебная практика по защите прав потребителей образовательных услуг приведите пример

Обновлено: 19.05.2024

Студенты - потребители образовательных услуг - сегодня самые беззащитные среди всего потребительского рынка, причиной тому - специфика взаимоотношений между заказчиком и исполнителем.

Еще одной особенностью образовательной услуги является то, что ее потребитель, получая услугу впервые, не в состоянии оценить ее качество. Дело в том, что понимать, что его учили не тому и не так, потребитель образовательных услуг начинает не сразу, а лишь спустя определенное время. Притом, как правило – когда доходит до реализации полученных знаний, то есть после окончания учебного заведения. Но к тому времени диплом уже получен, договорные отношения с вузом или техникумом закончились.

Критерием качества образования является оценка. Но знания оценивают как минимум два субъекта – образовательное учреждение в лице преподавателей и работодатель. А их оценки, как правило, не совпадают: у каждого свои подходы и требования. Так потребитель образовательных услуг становится еще и заложником ситуации, сложившейся на рынке труда.

Существует еще одна особенность образовательных услуг. Потребитель готов любой ценой получить не образование, а диплом! Именно этой особенностью широко пользуются недобросовестные исполнители образовательных услуг, а в итоге качество образования стремительно падает. Выходит, что специфика взаимоотношений потребителя и исполнителя образовательных услуг влияет на весь образовательный процесс и качество образования. Причем подчас отнюдь не лучшим образом.

К сожалению, образовательный уровень нынешних выпускников учебных учреждений катастрофически падает.

Проблем в сфере образования много, поэтому хотелось бы еще раз напомнить потребителям, какая информация имеет значение для выбора учебного заведени:

- информация об услугах, которая в обязательном порядке должна содержать:

*уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки освоения;

*стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;

*порядок приема и требования к поступающим.

При необходимости исполнитель обязан предоставить и для копирования документы, регламентирующие его деятельность и организацию учебного процесса.

При заключении договора на оказание платных образовательных услуг необходимо помнить, что договор может быть заключен непосредственно между образовательным учреждением и обучающимся, а может быть заключен между образовательным учреждением, обучающимся и третьим лицом (родителем, организацией, оплачивающей обучение).

Примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации. Для потребителя это может означать, что, с одной стороны, указанные в примерной форме договора положения являются важными и их необходимо сравнивать с положениями договора, представленного к заключению образовательным учреждением. С другой стороны, потребитель должен помнить, что примерная форма договора, утвержденная приказом, носит рекомендательный характер, а значит, потребитель вправе настаивать на включение в договор всех важных для него положений. Например, если образовательное учреждение обещает трудоустройство своего выпускника, Вы вправе отразить это в договоре.

Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации в связи с оплатой обучения физическим лицам может быть социальный налоговый вычет. Представление социального вычета возможно только при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии, а также при наличии у физического лица платежных документов, подтверждающих физические расходы на обучение.

Налоговые органы отказываются предоставлять вычеты в случае, если в качестве плательщика указан ребенок. Несовершеннолетние дети, поступающие учиться в ВУЗы на дневную форму обучения, не имеют своих доходов, следовательно, им не может быть предоставлен социальный вычет.

Зная требования законодательства, родители могут заключить трехсторонний договор на обучение своего ребенка. Тогда в платежных документах в качестве плательщика будут указаны родители, и проблема предоставления социального вычета будет решена.

Текст договора нужно читать внимательно. Рекомендуем обратить особое внимание на те его пункты, в которых определены порядок оплаты и расторжения договора.

Наиболее распространенными нарушениями являются следующие:

1) ограничение права потребителей на отказ от исполнения договора в любое время и без обоснования причин;

2) условие о невозврате сумм, уплаченных за образовательные услуги, либо о возврате их со значительными удержаниями при отказе от исполнения договора по инициативе потребителя, а также установления штрафа за отказ;

Согласно Закону исполнителю должна быть уплачена часть цены пропорционально части оказанной услуги до получения извещения о расторжении договора и возмещены расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены услуги (ст.32).

Заключив договор на предоставление платных образовательных услуг, Вы уже обязуетесь оплатить образовательные услуги. Предоставление образовательных услуг никак не зависит от внесения добровольных пожертвований.

Сегодня хотелось бы поговорить о том, как обезопасить себя от некачественных образовательных услуг. Многие из нас постоянно чему-то учатся: музыке, иностранным языкам, плаванию, танцам, а также многому другому. За все приходится платить, и мы с Вами платим, но не всегда получаем образование, которое соответствует стандартам и нормам обучения, а часто еще все это проходит не в полном объеме запланированной программы.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по защите прав потребителя в сфере образования поможет в вопросе возврата денег, если Вы столкнулись с некачественным оказанием образовательных услуг, в процедуре отказа от образовательных услуг: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Некачественное образование

Вы заплатили за музыкальные занятия. Давайте разберем конфликтную ситуацию на конкретном примере. К примеру, если вы записались на курсы игры на гитаре, а образовательное учреждение пообещало виртуозную игру на гитаре через три недели. По прошествии этого срока вы неожиданно узнаете, что у Вашего преподавателя отсутствует надлежащая квалификация, он является самоучкой без специального диплома преподавателя, поэтому научить ему Вас профессиональной игре – дело случая и самостоятельной работы.

Смело обращайтесь с претензией к данному образовательному учреждению. Ведь та образовательная услуга, которую Вы оплатили исполнена или исполняется некачественно, а, следовательно, и деньги были потрачены за услугу, которая не соответствует образовательным стандартам.

Неполные образовательные услуги

Можно ли требовать возврат денег за персональные тренировки? Бывают все же ситуации, когда спор разворачивается не за качество, а за то, что Вы не можете в полном объеме получить все оплаченные по абонентскому договору тренировки фитнес тренера. Например, с вами произошел несчастный случай и Вам противопоказана силовая нагрузка. Тогда требуйте частичного возраста денежных средств, соразмерно неоказанным услугам.

ПОЛЕЗНО: по ссылке подробнее про возврат денег за курсы с нашей помощью

Требования к помещению в котором осуществляется образовательная деятельность

Каждый из нас хочет самосовершенствоваться, получать новые знания. Тоже самое можно и сказать про Ваших детей, ведь каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым умным и успешным. Рассмотрим требования к помещениям на примере языковых образовательных центров.

Сегодня предложений по изучению иностранных языков исчисляется огромными количествами, но не все из них работают легально. Не каждый из нас при выборе курсов задается вопросом: а имеет ли то или иное учреждение образовательную лицензию, есть ли у него заключение о соответствии санитарно-гигиеническим нормам или же заключение о пожарной безопасности. Кстати, если Ваше предприятие хочет получить лицензию на образование, то по ссылке Вы найдете наше выгодное предложение по данному вопросу.

Никому не хочется подвергать опасности ни себя ни своих близких. В данной ситуации ознакомитесь с договором, изучите все его существенные условия, может оказаться так, что Вас вводят в заблуждение – подменяя понятия образовательных и консультационных услуг. Пишите заявление на возврат денег за обучение, если они оказываются без лицензии на образования, с нарушением норм и правил к помещению.

Незаконные поборы при оказании образовательных услуг

Те, кто мечтают научится управлять автомобилем, мотоциклом или же скутером тоже рискуют нарваться на недобросовестных владельцев автошкол, так как не все те автошколы, которые ведут свою деятельность хоть и при наличии лицензии, но не соблюдают требования, к образовательным программам, предъявляемым к ним Министерством образования взимая незаконные поборы за несданные экзамены по теории или вождению.

В таких случаях необходимо не переплачивать, а требовать от руководства автошколы бесплатной пересдачи внутренних экзаменов.

Государственная аккредитация в сфере образования

Нередки также случаи, когда тому или иному лицу, а может быть даже и целой группе работников, необходимо пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации. Однако, когда речь идет об учреждении где эти курсы, проводятся, не все из лиц, проходящих повышение квалификации знают, что для некоторых видов профессиональной подготовки нужно иметь свидетельство о государственной аккредитации. Ведь без этого свидетельства все эти дипломы окажутся простыми бумажками.

Следовательно, перед тем как пойти на такие курсы – удостоверьтесь в наличии государственной аккредитации сайте Министерства образования РФ.

Порядок разрешения спора с образовательным учреждением

Некачественное оказание образовательных услуг

Так что же делать если вы или ваш близкий оказались в ситуации, когда образовательным учреждением или же просто репетитором были оказаны некачественные образовательные услуги. Читайте пошаговую инструкцию:

  1. Претензия в образовательное учреждение. Первое что нужно знать это то что все вышеуказанные отношения относятся к категории потребительских. А значит, что такого рода отношения регулируются законом о защите прав потребителей. Данный закон позволяет обратится Вам напрямую к лицу или учреждению, оказывавшему Вам или вашим близким услуги с требованием возврата денег или же безвозмездного устранения недостатков некачественно оказанной услуги.
  2. Жалоба на колледж, ВУЗ, курсы. Если же проблему не удается решить мирным путем, тогда смело обращайтесь с жалобой на такое учреждение в надзорные органы – такие как Роспотребнадзор, Рособрнадзор, Министерство образования и Прокуратуру.
  3. Суд с образовательным учреждением. После того как данные органы установят обоснованность ваших доводов или же если образовательное учреждение отказывается решать вопросов существу – нужно обращаться в суд, законодательство очень лояльно относится к данного рода судебным тяжбам и позволяет не вовсе платить госпошлину. Плюс в случае удовлетворения иска, суд обязательно взыщет с нерадивых преподавателей штраф в размере пятьдесят процентов от взысканной суммы.

НА ЗАМЕТКУ: смотрите видео, как составить претензию образовательному учреждению и пишите свой вопрос в комментариях ролика для получения профессионального совета адвоката бесплатно

В потребительском праве имеет место особое регулирование гражданско-правовых отношений. В отличие от классических механизмов частноправового характера в обязательственных отношениях, потребительское право устанавливает специальные, повышенные требования к предпринимателям, которые вступают в договорные отношения с потребителями.

Защита прав потребителей – комплексный правовой институт, направленный на защиту интересов отдельных частных лиц. Одной из таких гарантий является требование к справедливости договорных условий, которые признаются таковыми, если они не ущемляют права потребителя-гражданина.

В этом случае законодатель вводит дополнительные правовые гарантии для стороны, которая присоединилась к договору. Если условия договора исключают или ограничивают ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора, то присоединившейся сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора.

При этом данные правила применяются и за рамками договора присоединения, если имеет место основание, когда условия договора определены одной из сторон, а другая сторона в силу явного неравенства переговорных возможностей поставлена в положение, существенно затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора.

Аналогичные примеры в гражданском обороте возникают и при заключении договора долевого участия в строительстве многоквартирных домов с застройщиками. Например, в договор долевого участия в строительстве (купли-продажи будущей вещи) зачастую включаются нормы, устанавливающие договорную подсудность, обязательный досудебный претензионный порядок и.пр., которые явно ущемляют права граждан-потребителей.

Необходимо отметить, что не каждый договор с потребителем следует квалифицировать как договор присоединения, поэтому правила 428 статьи ГК РФ не всегда применимы для потребительских сделок. Договор присоединения должен соответствовать точным признакам, которые перечислены в ст. 428 ГК РФ. В Гражданском кодексе РФ есть общие нормы ст. 168 (недействительность сделки, нарушающей требования закона) и 422 (договор, противоречащий императивным нормам) ГК РФ. Но в данных нормах гражданского законодательства речь, прежде всего, идет о противоречии договора нормам закона, но не о справедливости его условий.

Однако неизменность принципа справедливости восполняется специальным регулированием, а именно п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей. Согласно данной норме являются недействительными условия потребительского договора, ограничивающие права потребителя по сравнению с тем, как они определены в нормах потребительского законодательства. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что существует два конкурирующих механизма защиты прав потребителей в случае невыгодных договорных условий. Первый представлен в ст. 428 ГК РФ в случае, если имеет место договор присоединения, а второй в потребительском законодательстве, который применяется исключительно ко всем потребительским отношениям.

Интересным в данном случае является сущность и правоприменение ст. 16 Закона о защите прав потребителей. В отличие от ст. 428 ГК РФ, где возможно судейское усмотрение при квалификации и применению последствий к договорным отношениям, ст. 16 Закона о защите прав потребителей является императивной, то есть ни при каких обстоятельствах не позволяет отступить от ухудшения положения потребителя в договорных отношениях. Однако для правоприменения важно, как именно данная статья потребительского права будет толковаться в целях недопущения несправедливости в отношениях между коммерсантами и потребителями. При этом даже применительно к данной норме судебная практика в судах общей юрисдикции подходит вольно.

Несмотря на новую редакцию ст. 168 ГК РФ (после 2013 года), которая устанавливает общее правило оспоримости, а не ничтожности сделки, которая противоречит закону, толкование судами сделок в потребительских правоотношениях носит расширительный характер, то есть в силу прямого указания ст. 16 Закона о защите прав потребителей сделка признается недействительной.

Не смотря на то, что судебная практика по уничтожению несправедливых условий в потребительских договорах, в частности вопроса "обязательности" досудебного порядка урегулирования споров, сформировалась, суды (преимущественно нижестоящие) продолжают активно это не замечать, тем самым нарушая принцип правовой определенности. Сравнительно недавно я принимал участие в подобного рода потребительском споре, где мировой судья судебного участка № 205 Пушкинского судебного района Московской области (дело № 2-1067/2020), на мой взгляд, прямо проигнорировал нормы законодательства и правовоые позиции вышестоящих судов. Относительно фактических и правовых обстоятельств дело не сложное, противной стороной (Ответчиком) в данном споре выступлала крупная подмосковная строительная компания ООО "Флагман". Мировой судья счел досудебный порядок в потребительском споре обязательным, поэтому отказал истцу во взыскании неустойки и штрафа по Закону о защите прав потребителей. На данное решение подана апелляционная жалоба в районный суд, далее будем наблюдать каким образом правовая позиция судов будет изменяться по мере продвижения дела.

Таким образом, российское потребительское право сформировало достаточно эффективных механизмов противодействия несправедливым договорным условиям. Однако судебная практика судов общей юрисдикции по данному вопросу оставляет желать лучшего. При этом такой институт как потребительское право – один из центральных в системе институтов, которые приоритетно направлены на защиту отдельных частных лиц, поэтому проблемы его правоприменения не оказывают должной судебной защиты рядовым гражданам.

Читайте также: