Какие огни несут лоцманские суда

Обновлено: 18.05.2024

Все суда несут положенные им огни в любую погоду от захода и до восхода солнца. Судовые огни позволяют определить направление движения судна, большое ли оно или малое, род занятий (буксировщик, рыболовное и т. п.), на ходу ли судно, стоит ли оно на якоре, ограничено ли в способности управляться. Каждый огонь характеризуется цветом, дугой освещаемого горизонта, дальностью видимости и расположением его на судне.

Всякое судно считается на ходу, если оно не стоит на мели, на якоре или не ошвартовано у берега. Одиночное судно на ходу в море несет следующие огни:

Правый отличительный — зеленый, сектор освещения 112°,5 (10 румбов), освещает дугу горизонта от направления прямо по носу до двух румбов вправо позади траверза.

Левый отличительный — красный, сектор освещения 112°,5 (10 румбов), освещает дугу горизонта от направления прямо по носу до двух румбов влево позади траверза.

Дальность видимости обоих огней не менее двух миль. Щитки огней окрашиваются в соответствующий цвет и ставятся с таким расчетом, чтобы огонь одного борта не был виден с другого. Огни устанавливаются на высоте мостика, а на мелких судах на высоте планширя.

Топовый огонь — белый, сектор освещения 225° (20 румбов), устанавливается на фок-мачте на высоте не менее 6,1 м над палубой (если ширина судна более 6,1 м, то над корпусом судна, но не выше 12,19 м) с таким расчетом, чтобы быть видимым прямо по носу и по 112°,5 вправо и влево. Дальность видимости его не менее пяти миль. Если длина судна с механическим двигателем более 45,75 м, то оно несет на второй мачте точно такой же огонь, но расположенный на 4,57 м выше первого топового огня.

Кормовой огонь — белый, сектор освещения 135° (12 румбов, по 6 румбов в обе стороны от диаметральной плоскости судна). Дальность видимости не менее двух миль.

Огни и знаки судов, стоящих на якоре. Судно длиной 45,75 м и менее, стоящее на якоре, несет в носовой части белый огонь с круговым освещением и дальностью видимости не менее двух миль. Судно длиной более 45,75 м, стоящее на якоре, кроме указанного штагового огня, расположенного на высоте не ниже 6,1 м над корпусом, несет кормовой огонь с такой же характеристикой, расположенный ниже первого на 4,57 м. Эти огни должны быть видимы насколько возможно, вокруг по всему горизонту на расстоянии не менее 3 миль.

Судно, стоящее на якоре, включает якорные огни с заходом солнца. Если судно стало на якорь после захода солнца, то в момент отдачи якоря выключают ходовые огни и включают якорные огни. Днем (от восхода до захода солнца) судно, стоящее на якоре, несет в передней части черный шар диаметром не менее 0,61 м.

Огни буксирных судов. Судно, буксирующее другое судно, несет огни одиночного судна на ходу и в дополнение к ним еще один топовый огонь, расположенный ниже первого на 1,8 м, если длина буксира менее 183 м. При длине буксира более 183 м буксирующее судно несет третий топовый огонь, расположенный также вертикально и на расстоянии 1,8 м выше или ниже упомянутых огней. Характеристика всех трех огней одинакова. Буксируемые суда несут бортовые отличительные огни, а последнее несет еще гакобортный огонь.

Огни и знаки судов, лишенных возможности управляться. Судно, лишенное возможности управляться, не имеющее хода, несет ночью только два красных вертикально расположенных огня с круговым освещением. Расстояние между огнями не менее двух метров. Дальность видимости не менее двух миль. Днем такое судно несет на мачте два вертикально расположенных черных шара. Судно, лишенное возможности управляться, но имеющее ход, несет упомянутые два красных огня и дополнительно бортовые отличительные огни и гакобортный огонь. Днем такое судно несет два вертикально расположенных черных шара.

Огни и знаки судов, занятых различными работами. Судно, занятое подводными, гидрографическими или другими работами, если оно не может уступить дорогу другому судну, несет бортовые отличительные огни, гакобортный огонь и на мачте три вертикально расположенных огня с круговым освещением: верхний и нижний — красные, средний — белый. Дальность видимости их не менее двух миль. Днем такое судно несет на мачте три предмета, из которых верхний и нижний имеют форму шара красного цвета, а средний — ромб белого цвета.




Огни лоцманских судов. Лоцманские суда, находящиеся при исполнении своих обязанностей, несут бортовые отличительные огни, гакобортный огонь и на передней мачте — постоянный белый огонь с круговым освещением. При приближении других судов такое судно через короткие промежутки времени показывает вспышки белого огня. Лоцманские суда с механическим двигателем дополнительно к белому огню на мачте ниже его несут красный огонь с круговым освещением. Дальность видимости красного огня не менее трех миль. Лоцманские суда, не находящиеся при исполнении обязанностей, несут огни одиночного судна.

Огни и знаки рыболовных судов. Рыболовные суда, производящие лов рыбы, несут огни и знаки, дальность видимости которых не менее двух миль. Суда, занятые ловом рыбы крючковыми (буксируемыми) снастями, несут огни судна с механическим двигателем или парусного судна на ходу.

Суда, производящие лов рыбы сетями или снастями длиной до 153 м, несут два огня, расположенных по вертикальной линии. Верхний из этих огней должен быть красным, а нижний — белым, каждый из них должен быть видим по всему горизонту. Суда, производящие лов рыбы сетями или снастями длиной более 153 м, должны показывать в направлении выметанных снастей дополнительный белый огонь, видимый по всему горизонту. Если такое судно имеет ход, то оно несет еще бортовые отличительные огни и кормовой огонь. Днем рыболовные суда на самом видном месте выставляют два черных конуса вершинами вверх. Если суда менее 19,80 м, вместо конуса может выставляться корзина.

Огни судов, занятых тралением. Судно, занятое тралением, несет два огня, расположенных по вертикальной линии один над другим. Верхний из этих огней должен быть зеленым, а нижний — белым, каждый из них должен быть видим вокруг по всему горизонту. Эти суда, когда они имеют ход относительно воды, должны нести бортовые огни, а также гакобортный огонь. Такие суда могут нести дополнительно белый огонь (§ 72), но этот огонь должен выставляться ниже и позади зеленого и белого огней.

Огни и знаки работающих дноуглубительных снарядов. Дноуглубительный снаряд во время работы поднимает с обоих бортов по два красных вертикально расположенных огня, если проход судам с обеих сторон не разрешен.

Если проход возможен, то со стороны прохода снаряд поднимает два зеленых вертикально расположенных огня. Днем вместо красных огней снаряд несет сочетание шара и конуса.

Парусное судно на ходу должно нести те же огни, какие предписаны для судна с механическим двигателем, за исключением белых огней, которые оно никогда не должно нести. Оно должно нести кормовой огонь, как указано выше, а буксируемые судна, за исключением последнего судна в караване, могут нести вместо упомянутого кормового огня небольшой белый огонь (позади трубы, кормовой мачты, чтобы облегчать управлением буксируемому судну, но этот огонь не должен быть видимым впереди траверза).

В дополнение к огням, упомянутым выше, парусное судно может нести на топе фок-мачты два огня, расположенных по вертикальной линии один над другим на достаточном удалении друг от друга, чтобы быть ясно различимыми. Верхний огонь должен быть красным, а нижний — зеленым. Требования к этим огням предъявляются, как к топовым, с дальностью видимости не менее 2 миль.

Судно, идущее под парусами и в то же время приводимое в движение механическим двигателем, днем несет на видном месте черный конус вершиной вверх, а ночью — топовый белый огонь.

Всякое судно, желающее обратить на себя внимание, дополнительно к положенным ему огням может показывать белую вспышку или употреблять любой сигнал, который не напоминает сигнал бедствия.

а) Когда из-за плохой погоды или по какой-либо другой существенной причине невозможно укрепить зеленый или красный бортовые огни, их надлежит иметь под руками зажженными и готовыми к немедленному применению, а при приближении других судов или при подходе к ним они должны быть выставлены на соответствующих сторонах заблаговременно, для предупреждения столкновения, таким образом, чтобы они были наиболее ясно видны, и так, чтобы зеленый огонь не был виден с левого борта, а красный — с правого и чтобы по мере возможности они не были видимы более 22,°5 (2 румбов) позади траверза соответствующего борта.

б) Чтобы применение этих переносных огней было безошибочным и удобным, сами фонари, в которых они заключены, дол жны быть окрашены снаружи в цвета, соответствующие цвету огней, и снабжены надлежащими щитами.

Суда длиной менее 19,80 м (65 футов) с механическим двигателем, суда длиной менее 12,19 м (40 футов), идущие на веслах или под парусами, а также гребные шлюпки, когда они на ходу, должны быть снабжены следующими огнями:

а) Суда длиной менее 19,80 м с механическим двигателем, за исключением упомянутых в пунктах (в) и (с), должны нести: ( i ) в носовой части судна на наиболее видном месте и на высоте над планширем не менее 2,74 м яркий белый огонь, устроенный и установленный так, как предписано Правилом 2(а) ( i ) *, и такой, чтобы он был видим на расстоянии не менее 3 миль;

* См. топовый огонь, § 72.

( ii ) зеленый и красный бортовые огни, устроенные и установленные так, как это предписано Правилом 2 ( a ), ( iv ) и ( v ) *, и такие, чтобы они были видимы на расстоянии не менее 1 мили, или комбинированный фонарь, показывающий зеленый и красный огни от направления прямо по носу до 22°,5 (2 румбов) позади траверза соответствующего борта. Такой фонарь следует нести ниже белого огня не менее чем на 0,91 м.

* См. правый и левый отличительные огни, § 72.

(в) Судно длиной менее 19,80 м с механическим двигателем, когда оно буксирует или толкает другое судно, должно нести:

( i ) в дополнение к бортовым огням или комбинированному фонарю, предписанным пунктом (а) (и), два белых огня, расположенных по вертикальной линии один над другим на расстоянии не менее чем на 1,22 м друг от друга. Каждый из этих огней должен быть такого же устройства и такой же дальности видимости, а один из них должен выставляться в том же положении, как и белый огонь, предписанный пунктом ( a ) ( i ). Судно с одной мачтой такие огни может нести на этой мачте;

( ii ) кормовый огонь, предусмотренный Правилом 10 *, или вместо этого огня небольшой белый огонь позади дымовой трубы или кормовой мачты, чтобы облегчить управление буксируемому судну, но этот огонь не должен быть видим впереди траверза.

* См. кормовой огонь, § 72.

(c) Суда длиной менее 12,19 м с механическим двигателем могут нести белый огонь на высоте менее 2,74 м над планширем, но не меньше 0,91 м над бортовыми огнями или комбинированным фонарем, предписанным пунктом (а) ( ii ).



Рис. 171. Комбинированный носовой двухцветный и топовый огни на катере

( d ) Суда длиной менее 12,19 м, идущие на веслах или под парусами, за исключением упомянутых в пункте ( f ), должны, если они не несут бортовых огней, нести на наиболее видном месте фонарь, показывающий зеленый огонь с одного борта и красный огонь с другого видимостью не менее 1 мили и так установленный, чтобы зеленый огонь не был виден с левого борта, а красный огонь — с правого. Если невозможно укрепить этот фонарь, его надлежит иметь готовым к немедленному применению и выставлять заблаговременно для предупреждения столкновения таким образом, чтобы зеленый огонь не был виден с левого борта, а красный — с правого.

(e) Суда, упомянутые в настоящем Правиле, когда они буксируются, должны нести соответственно бортовые огни или комбинированный фонарь, предписанные пунктами (а) или ( d ) настоящего Правила, и кормовой огонь, предусмотренный Правилом 10 *, или, за исключением последнего буксируемого судна, небольшой белый огонь, предписанный пунктом (в) ( it ). Суда, толкаемые вперед, должны нести на передней оконечности бортовые огни или комбинированный фонарь, предписанные пунктами (а) или ( d ) настоящего Правила, при условии, что любое количество толкаемых вперед судов в группе должно быть в соответствии с этим Правилом освещено как одно судно; если наибольшая длина группы судов превышает 19,80 м, огни должны выставляться в порядке, установленном правилом 5с ** (как для толкаемых судов).

* См. кормовой огонь, § 72. ** Сигналы на буксирных судах, § 72.

( f ) Небольшие гребные шлюпки, идущие на веслах или под парусами, должны иметь наготове под рукой только переносный электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, который должен заблаговременно выставляться для предупреждения столкновения.

ОГНИ СУДОВЫЕ, зажигаются с заходом солнца на все ночное время и служат для указания места корабля, его состояния и иногда назначение.

В видах общности интересов морской торговли правила о ношении судовых Огней установлены международным соглашением держав, и отступление от них допускаются не в отмену, а лишь в развитие этих правил.

  1. Паровое судно в ходу.
  2. Судно с буксиром короче 100 саж.
  3. Судно с буксиром длиннее 100 саж.
  4. Судно, не способное управляться и не имеющее хода,
  5. Судно, не способное управляться в ходу.
  6. Судно, занятое прокладкой телеграфного кабеля, в ходу.
  7. Парусное судно в ходу.
  8. Паровые суда, занятые ловлей рыбы тралом
  9. Мелкое парусное или гребное судно (менее 20 тон.).
  10. Мелкое паровое судно.
  11. Лоцманское судно при исполнении своих обязанностей, на станции.
  12. Судно нагоняемое.
  13. Судно длиною менее 150 ф., стоящее на якоре.
  14. Судно, стоящее на мели, на фарватере или вблизи его.

В русском законодательстве постановление о судовые Огни даны в приложении к ст. 467 (прим.) устава торгового Правила относительно Огней д. были соблюдаемы во всякую погоду, от заката до восхода солнца, и в течение этого времени не д. быть выставляемы никакие другие огни.

А) Всякое судно, стоящее па якоре, д. иметь в носовой своей части, на высоте 20—40 фт. над верхней палубой, белый (штаговый) Огонь, видимый в ясную погоду по всему горизонту, на расстоянии 1 морской мили. Судно дл. в 150 и более фт. несет, кроме того, в кормовой части, на высоте не менее 15 фт. ниже переднего огня, другой такой же Огонь (гакабортный).

Судно, стоящее на мели или на фарватере, д. нести, кроме указанных огней, 2 красных Огня, расположенных вертикально один над другим, с расстоянием между ними 6 фт., на высоте не менее 20 фт. над корпусом судна. Огни эти д. быть видимы вокруг всего горизонта с расстояния 2 миль.

Б) На ходу всякое паровое судно д. нести:

1) на фок-мачте или в передней части корабля, на высоте 20—40 фт., смотря по ширине судна, яркий белый (топовый) Огонь, установленный так, чтобы он освещал дугу горизонта в 20 румбов (225°), по 10 румб. в каждую сторону от диаметральной плоскости корабля, считая от его носа. Огонь этот д. быть виден на 5 миль;

2) на правом борту корабля — зеленый Огонь, установленный так, чтобы освещать непрерывным светом дугу горизонта в 10 румбов (112?°), начиная от направления по носу и переходя до 2 румбов (22?°) назад от траверза правого борта; Огонь этот д. быть видим с расстояние не менее 2 миль;

3) на левом борту корабля — красный Огонь такой же силы, как предыдущий, и установленный с ним симметрично.

Зеленый и красный огни, называемые отличительными, д. быть снабжены со стороны борта щитами, выдающимися на 3 фт. вперед, чтобы каждый из этих огней не м. быть видим с другой стороны судна, через его нос;

4) по желанию паровое судно м. нести добавочный белый Огонь, такого же устройства, как и топовый, позади его, также в диаметральной плоскости корабля, но на высоте, большей переднего огня по крайней мере, на 15 фт., причем вертикальное расстояние между обоими белыми Огнями д. быть менее горизонтального расстояние между ними.

В) В случае буксировки одного или нескольких судов паровое буксирующее судно несет вместо одного топового два таких же ярких белых Огня, расположенных один над другим, вертикально, а если длина буксира превышает 600 фт., то к этим огням прибавляется 3-й такой же огонь, расположенный на 6 фт. выше или ниже их.

Чтобы облегчить управление буксируемому судну, буксир м. поднять позади задней трубы или мачты слабый белый Огонь, с тем, чтобы Огонь этот был видим только сзади траверза буксирующего.

Г) Всякое судно, потерявшее способность управляться, обязано нести на месте топового Огня два красных Огня, один над другим, с расстоянием между ними не менее 6 фт.

Огни эти д. был видимы по всему горизонту на расстоянии не менее 2 миль.

Днем такое судно поднимает вместо красных огней два черных шара, диаметром не менее 2 фт.

Судно, прокладывающее или поднимающее телеграфный кабель, несет на месте топового 3 Огня, вертикально один над другим, причем 2 крайних Огня д. быть красными, а средний — белым.

Днем эти Огни заменяются: крайние — черными шарами, а средний — белым предметом ромбической формы.

Суда, лишенные возможности управляться, не несут боковых (отличительных) огней, если они не имеют хода.

Д) Парусные суда на ходу и буксируемые суда несут одни боковые (отличительные) Огни — красный и зеленый.

Е) Для мелких судов отличительные Огни на ходу не обязательны; но при подходе к другим судам или при приближении такие Огни д. быть зажженными и готовыми к употреблению для показания на соответствующем борту судна. Белый топовый Огонь обязателен и для мелких паровых судов на ходу; гребные же суда д. иметь таковой наготове для показания в случае приближения другого судна.

Ж) Рыбачьи и другие беспалубные суда на ходу вместо отличительных Огней обязаны иметь наготове цветной фонарь, с красными и зелеными стеклами на обе стороны, который они и показывают на соответствующем борту при сближении с другим судном.

На якоре рыбачьи суда несут один яркий белый Огонь, а при ловле рыбы сетями выставляют на одной из своих мачт 2 красных Огня, один над другим вертикально.

Во время траленья суда эти несут на одной из мачт 2 цветных Огня, один над другим: верхний — красный, а нижний — зеленый, кроме боковых отличительных Огней, которые они также м. заменять фонарем с 2 стеклами — зеленым и красным.

Рыбачьим судам не воспрещается показывать в дополнение к упомянутым огням и мгновенные вспышки.

3) Лоцманские суда, находящиеся на станции при исполнении своих обязанностей, несут один белый топовый Огонь видимый кругом по всему горизонту, и, кроме того, показывают через промежутки, не превышающие 15 мин., мгновенные яркие вспышки. Приближаясь к другим судам, лоцмана показывают боковые Огни на соответствующем борту для указания своего направления.

И) Всякое судно, догоняемое другим, д. показывать этому последнему с кормы белый Огонь или вспышку; этот Огонь м. быть заменен по желанию местным белым фонарем, укрепленным на высоте отличительных Огней и светящим назад, по 6 румбов (67?°) в каждую сторону от диаметральной плоскости корабля.

Такие Огни несут обыкновенно суда, идущие в строе кильватера, для указание своего места заднюю мателоту. Отсюда и самые Огни эти называются кильватерными.

К) Всякое судно, желающее обратить на себя внимание проходящих мимо судов, маяков или берега, в праве жечь, кроме установленных огней, фальш-феера, показывать короткие вспышки и делать звуковые сигналы, с тем условием, чтобы эти сигналы не м. быть приняты за сигналы о бедствии.

Л) Последние делаются только в случае, когда требуется помощь другим судна или с берега, и состоят в следующем: выстрелы из орудий или взрывы, следующие один за другим через 1 минуту; пламя на судне (ночью) или сигнал о бедствии по международному своду, буквами NC (днем); ракеты, пускаемые одна за другой с короткими промежутками времени (ночью); отдаленный сигнал из квадратного флага с шаром над ним или под ним (днем), непрерывный звук свистком, сиреной или всяким аппаратом для туманных сигналов.

М) Международные правила не препятствуют правительствам отдельных держав устанавливать, в дополнение к упомянутым судовым Огням, особые постоянные и сигнальные Огни для военных судов, идущих в отряде, судов, идущих с конвоем, а также специальные опознавательные сигналы, узаконенные и опубликованные должным образом.

К таким дополнительным судовым Огням относятся принятые в русском императорском и многих иностранных флотах:

1) адмиральский — белый Огонь с круговым горизонтом, зажигаемый на задней мачте, на высоте, не меньшей топового огня, — как на ходу, так и на якоре; этот Огонь означает присутствие на корабле флагмана;

2) гафельные Огни, белый и красный, с круговым горизонтом, поднимаемые один над другим на заднем гафеле всеми военными судами, стоящими в гавани или на рейде, когда на этот рейд входит или с него уходит военное судно; последнее также зажигает гафельные Огни; 3) гакабортный Огонь (см. это) на кормовом срезе корабля для указание этого среза.

Огни на судах должны быть выставлены от захода до восхода солнца, а при ограниченной видимости — также и в период от восхода до захода. Знаки выставляют днем независимо от условий видимости. Таким образом, при ограниченной видимости в дневное время судно должно нести одновременно навигационные огни и знаки (приложение 6).

Судно с механическим двигателем на ходу несет топовый огонь впереди, а если длина судна более 50 м, — то дополни­тельно второй топовый огонь позади и выше переднего топового по меньшей мере на 4,5 м, а также бортовые и кормовой огни. Суда длиной менее 50 м не обязаны, но могут выстав­лять второй топовый огонь. Если длина судна менее 12 м, то оно может вместо указанных огней выставлять топовый огонь (или вместо него белый круговой огонь) И бортовые огни, скомбинированные в одном фонаре, который устанавливают в ДП судна. Если длина судна менее 7 м и его максимальная скорость не превышает 7 уз, оно может выставлять лишь один белый круговой огонь, а бортовые только в случае, если практически возможно их выставить.

Судно на воздушной подушке в дополнение к топовым, бортовым и кормовому огням выставляет желтый круговой проблес­ковый огонь.

Парусное судно на ходу несет бортовые и кормовой огни, а в дополнение к ним может нести на топе или около топа мачты два круговых огня, расположенных по. вертикальной линии, верхний из которых красный, а нижний зеленый. Если длина судна менее 20 м, то бортовые и кормовой огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, который выставляют на тоне или около топа мачты. В этом случае круговые красный и зеленый огни не выставляют.

На парусном судне длиной менее 7 м, если установка на нем предписанных огней практически невозможна, следует иметь нагото­ве электрический фонарик или зажженный фонарь с белым огнем, ко­торый заблаговременно выставляют для предупреждения столкновения. Аналогичные требования предъявляют к судну, идущему на веслах.

Если судно идет под парусом и в то же время приводится в движение механической установкой, оно несет огни судна с механическим двигателем, а днем — знак в виде конуса вершиной вниз.

Рыболовное судно, занятое тралением, т. е. протаскиванием драги или другого орудия лова, выставляет:

- два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых зеленый, а нижний белый;

- топовый огонь позади и выше кругового зеленого (суда длиной менее 50 м не обязаны, но могут выставлять такой огонь);

- бортовые и кормовой огни (только в случае, если судно имеет ход относительно воды).

Суда, занятые тралением вблизи одно от другого, могут показать характер своей деятельности выставлением следующих круговых огней, расположенных по вертикальной линии: когда они выметывают снасти, — двух белых; когда они выбирают снасти, — белого огня над красным; когда снасть зацепилась за препятствие, — двух красных огней.

При парном тралении каждое судно направляет луч прожектора вперед и в сторону другого судна этой пары.

Если судно ловит рыбу кошельковым неводом и его движение затруднено снастью, оно может указать на это выставлением по вертикальной линии двух желтых огней, дающих попеременно каж­дую секунду проблески с одинаковой продолжительностью света и затмения. Судно, занятое ловом рыбы не траловыми снастями (сетями, ярусными крючковыми снастями и др.), несет такие же огни, как и судно, занятое тралением, с той лишь разницей, что вместо верхнего кругового зеленого огня оно несет круговой красный огонь. Если выметанные снасти простираются в море' по горизонтали более чем на 150 м от судна, то дополнительно выставляют в направлении этих снастей круговой белый огонь, расположенный ниже рыболовных и выше бортовых огней, а днем — знак в виде кону­са вершиной вверх.

Днем все рыболовные суда выставляют на наиболее видном месте по вертикальной линии знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, а если длина судна менее 20 м, то вместо этого знака — корзину.

Суда, занятые ловом рыбы, несут только указанные огни и знаки независимо от того, находятся ли они на ходу или стоят на якоре. Если рыболовное судно не занято ловом рыбы, то оно несет огни, предписанные судам соответствующей длины.

Судно, лишенное возможности управляться, выставляет два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии; бортовые и кормовой огни (только в случае, если судно имеет ход относительно воды). Днем выставляют два шара, расположенных аналогично круговым огням. При стоянке на якоре такое судно выставляет только якорные огни или шар.

Судно, ограниченное в возможности маневрировать, за исключе­нием судна, занятого работами по устранению минной опасности, вы­ставляет три круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний и нижний из которых красные, а средний белый; топовые, бортовые и кормовой огни (только в случае, если судно имеет ход относительно воды). Днем судно несет три знака, расположенных аналогично круговым огням, верхний и нижний из которых шары, а средний ромб. При стоянке на якоре в дополнение к указанным круговым огням или знакам судно выставляет якорные огни или шар.

Судно на мели в дополнение к якорным огням выставляет по вертикальной линии два красных круговых огня, а днем - три шара, расположенных аналогично огням. От обязанности выставлять якорный огонь освобождены суда длиной менее 7 м, если они находятся за пределами узкости, мест якорной стоянки, а также районов обычного движения судов. Судно длиной менее 12 м, сидящее на мели, может выставлять только якорный огонь или шар.

Когда суда находятся на виду одно у другого в узком проходе или на фарватере и одно судно намеревается обогнать другое, обгоняющее судно подает судовым свистком два продол­жительных звука и вслед за ними один короткий при намерении обогнать судно по правому борту; два продолжительных и вслед за ними два коротких звука при намерении обогнать [to левому борту. Другое,- обгоняемое, судно подтверждает свое согласие на обгон подачей сигнала свистком: продолжительный, короткий, продолжительный и короткий звуки.

Когда суда, находящиеся на виду одно у другого, сближаются и по какой-либо причине одно из них не может понять намерений или действий другого или сомневается в том, предпримет ли последнее какое-либо действие для предупреждения столкно­вения, судно подает не менее пяти коротких и частых звуков свистком. Сигнал может сопровождаться подачей не менее пяти коротких и частых проблесков.

При приближении к изгибу прохода или фарватера, за которым другие суда могут быть не видны, судно подает продолжительный звук. Любое приближающееся судно, находящееся в пре­делах слышимости за изгибом, отвечает на сигнал продолжительным звуком.

Звуковые сигналы подают также при плавании в условиях ограниченной видимости.

Судно с механическим двигателем, а также толкающее судно, жестко сочлененное с толкаемым, имеющие ход относи­тельно воды, подают через промежутки не более 2 мин по одному продолжительному звуку, а не имеющие хода — через такие же промежутки по два продолжительных звука с интервалом между ними примерно 2 с.

Суда, лишенные возможности управляться или ограниченные в возможности маневрировать, стесненные своей осадкой, парусные, занятые ловом рыбы, буксирующие или толкающие не сочленен­ное жестко с ними другое судно, занятые ловом рыбы на якоре, а также суда, ограниченные в возможности маневрировать, выпол­няющие работу и стоящие при этом на якоре, подают через про­межутки не более 2 мин по три последовательных звука: одному про­должительному и по два коротких.

На судах, стоящих на якоре, через промежутки не более I мин учащенно звонят в колокол примерно в течение 5 с. На судне длиной 100 м и более этот сигнал подают в носовой части и немедленно вслед за ним в кормовой части учащенный сигнал гонгом приблизительно в течение 5 с. Для предупреждения приближающихся судов судно может дополнительно подавать три последовательных звука свистком: короткий, продолжительный и короткий.

звука: один продолжительный и три коротких, вслед за сигналом буксирующего судна.

Судно на мели подает сигнал колоколом, а если длина такого судна 100 м и более, то и гонгом так же, как и судно, стоящее на якоре, и дополнительно три отдельных отчетливых удара в колокол перед каждым учащенным звоном и после него. Судно длиной менее 12 м не обязано подавать такие сигналы, но если оно их не подает, то оно должно подавать другой эффективный звуковой сигнал через промежутки не более 2 мин

При необходимости привлечь к себе внимание других судов любое судно может подавать световые или звуковые сигналы, отличные от установленных МППСС-72, или направлять луч прожектора в сторону опасности, но так, чтобы это не мешало другим судам.

Сигналы бедствия

Сигналы бедствия используют только в том случае, когда судно терпит бедствие и требует помощи. К ним относятся звуковые и зрительные сигналы:

- пушечные выстрелы или другие производимые путем взрыва сигналы, с промежутками около 1 мин;

- непрерывный звук, издаваемый любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов;

- ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени;

- сигнал, переданный по радиотелеграфу или с использованием любой другой сигнальной системы, состоящий из следующего сочетания звуков по азбуке Морзе. —. (SOS);

- сигнал бедствия по Международному своду сигналов NC;

- сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над ним или под ним шаром или чем-либо похожим на шар;

- пламя на судке (например, от горящей смоляной или мазутной бочки и др.);

- красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета;

- дымовой сигнал (выпуск клубов дыма оранжевого цвета);

- медленно повторяемое поднятие и опускание рук,

- вытянутых в стороны;

- радиотелеграфный и радиотелефонный сигналы тревоги;

- сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения и установленные сигналы, передаваемые системами радиосвязи.

Вопросы для самоконтроля

1. Как подразделяют судовые средства связи и сигнализации?

2. Что представляют собой световые и звуковые пиротехнические средства сигнализации?

3. Как ведутся переговоры между судами с использованием флагов МСС?

4. Каковы обязанности матроса-наблюдателя во время ходовой вахты?

5. Какие огня н знаки выставляют на ходу н на якоре суда с механическим двигателем, буксирующие и буксируемые (при различных способах буксировки), парусные, рыболовные, лишенные возможности управляться, ограниченные в возможности маневрировать, лоцманские прн исполнении лоцманских обязанностей?

6. Какие звуковые сигналы подают суда при плавании в условиях ограниченной види­мости?

7. Какие сигналы бедствия установлены МППСС-72?

1. Бендус И. И. Теория и устройство судна: учебное пособие для студ. ВУЗ III-IV уровней акредитации/ И. И Бендус. - Керчь.: КГМТУ, 2008. – 241с.

2. Бендус И.И., Снигирева Л.М. Теория и устройство судна, часть 2: учебное пособие/ И.И. Бендус., Л.М.Снигирева, Керчь.: КГМТУ, 2011. – 152с., ил.

3. Данилов А.Т. Современное морское судно: учебник/А.Т. Данилов.- СПб: Судостроение, 2011. – 448 с.

4. Замоткин А.П. Морскоя практика для матроса: учебное пособие / А.П. Замоткин. – М: Транспорт. 1993. – 253 с.

5. Жинкин В.Б. Теория и устройство корабля: учебник / В.Б. Жинкин. – СПб: Судостроение. 2010. - 408 с.

6. Жуков Б.П. Судовые спасательные средства. М.: Транспорт, 1984

7. Шупик В.П.,Основы морского дела: учебник/ В.П. Шупик.- М.: Моркнига, 2012. – 585 с,

8. Кулагин В.Д. Теория и устройство морских промысловых судов: учебное пособие / В.Д. Кулагин. - Л.: Судостроение, 1986 . – 392 с.

10. Международный свод сигналов (МСС-65). – Изд. Гидрографического управления МО, 1968. – 171 с.

11. Наставление по предупреждению аварий и борьбе за живучесть судов рыбопромыслового флота Российской Федерации (НБЖР – 99) Гипрорыбфлот. – С.- Пб. 1999.

12. Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации М.: Транспорт, 1997

13. Фрид Е. Г. Устройство судна: учебник / Е.Г. Фрид. - Л.: Судостроение, 1993.

14. Шатров В.И., Устройство и управление шлюпкой: учебное пособие/В.И. Шатров.-М.: РосКонсульт, 1998. – 84 с.

15. Дунаевский Е.Я. Спасание на море. Л.: Судостроение, 1991

16. Ливчак И.Ф. Охрана окружающей среды М.: Агропромиздат, 1992

17. Минько В.М. Безопасность труда в промышленном рыболовстве 1991. М.: Агропромиздат,

19. Международные правила предупреждения столкновений судов в море,1972 (МППСС-72) / С. Л. Ефимов: М.: Изд-во РосКонсультант: МГАВТ, 2001. - 82 с.

20. Международный свод сигналов (МСС -1965) / под ред. Гильбо Г. М. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Гл. упр. навигации и океанографии Министерства обороны, 1982. - 173 с.

21. Файн Г. И. Навигация, лоция и мореходная астрономия. Л.: Судостроение, 1989

Юрий Захарович Сидоренко

очной/заочной форм обучения

Тираж______ экз. Подписано к печати___________ .

Заказ № _______. Объем 12,8 п. л.

ОГНИ СУДОВЫЕ, зажигаются с заходом солнца на все ночное время и служат для указания места корабля, его состояния и иногда назначение.

В видах общности интересов морской торговли правила о ношении судовых Огней установлены международным соглашением держав, и отступление от них допускаются не в отмену, а лишь в развитие этих правил.

  1. Паровое судно в ходу.
  2. Судно с буксиром короче 100 саж.
  3. Судно с буксиром длиннее 100 саж.
  4. Судно, не способное управляться и не имеющее хода,
  5. Судно, не способное управляться в ходу.
  6. Судно, занятое прокладкой телеграфного кабеля, в ходу.
  7. Парусное судно в ходу.
  8. Паровые суда, занятые ловлей рыбы тралом
  9. Мелкое парусное или гребное судно (менее 20 тон.).
  10. Мелкое паровое судно.
  11. Лоцманское судно при исполнении своих обязанностей, на станции.
  12. Судно нагоняемое.
  13. Судно длиною менее 150 ф., стоящее на якоре.
  14. Судно, стоящее на мели, на фарватере или вблизи его.

В русском законодательстве постановление о судовые Огни даны в приложении к ст. 467 (прим.) устава торгового Правила относительно Огней д. были соблюдаемы во всякую погоду, от заката до восхода солнца, и в течение этого времени не д. быть выставляемы никакие другие огни.

А) Всякое судно, стоящее па якоре, д. иметь в носовой своей части, на высоте 20—40 фт. над верхней палубой, белый (штаговый) Огонь, видимый в ясную погоду по всему горизонту, на расстоянии 1 морской мили. Судно дл. в 150 и более фт. несет, кроме того, в кормовой части, на высоте не менее 15 фт. ниже переднего огня, другой такой же Огонь (гакабортный).

Судно, стоящее на мели или на фарватере, д. нести, кроме указанных огней, 2 красных Огня, расположенных вертикально один над другим, с расстоянием между ними 6 фт., на высоте не менее 20 фт. над корпусом судна. Огни эти д. быть видимы вокруг всего горизонта с расстояния 2 миль.

Б) На ходу всякое паровое судно д. нести:

1) на фок-мачте или в передней части корабля, на высоте 20—40 фт., смотря по ширине судна, яркий белый (топовый) Огонь, установленный так, чтобы он освещал дугу горизонта в 20 румбов (225°), по 10 румб. в каждую сторону от диаметральной плоскости корабля, считая от его носа. Огонь этот д. быть виден на 5 миль;

2) на правом борту корабля — зеленый Огонь, установленный так, чтобы освещать непрерывным светом дугу горизонта в 10 румбов (112?°), начиная от направления по носу и переходя до 2 румбов (22?°) назад от траверза правого борта; Огонь этот д. быть видим с расстояние не менее 2 миль;

3) на левом борту корабля — красный Огонь такой же силы, как предыдущий, и установленный с ним симметрично.

Зеленый и красный огни, называемые отличительными, д. быть снабжены со стороны борта щитами, выдающимися на 3 фт. вперед, чтобы каждый из этих огней не м. быть видим с другой стороны судна, через его нос;

4) по желанию паровое судно м. нести добавочный белый Огонь, такого же устройства, как и топовый, позади его, также в диаметральной плоскости корабля, но на высоте, большей переднего огня по крайней мере, на 15 фт., причем вертикальное расстояние между обоими белыми Огнями д. быть менее горизонтального расстояние между ними.

В) В случае буксировки одного или нескольких судов паровое буксирующее судно несет вместо одного топового два таких же ярких белых Огня, расположенных один над другим, вертикально, а если длина буксира превышает 600 фт., то к этим огням прибавляется 3-й такой же огонь, расположенный на 6 фт. выше или ниже их.

Чтобы облегчить управление буксируемому судну, буксир м. поднять позади задней трубы или мачты слабый белый Огонь, с тем, чтобы Огонь этот был видим только сзади траверза буксирующего.

Г) Всякое судно, потерявшее способность управляться, обязано нести на месте топового Огня два красных Огня, один над другим, с расстоянием между ними не менее 6 фт.

Огни эти д. был видимы по всему горизонту на расстоянии не менее 2 миль.

Днем такое судно поднимает вместо красных огней два черных шара, диаметром не менее 2 фт.

Судно, прокладывающее или поднимающее телеграфный кабель, несет на месте топового 3 Огня, вертикально один над другим, причем 2 крайних Огня д. быть красными, а средний — белым.

Днем эти Огни заменяются: крайние — черными шарами, а средний — белым предметом ромбической формы.

Суда, лишенные возможности управляться, не несут боковых (отличительных) огней, если они не имеют хода.

Д) Парусные суда на ходу и буксируемые суда несут одни боковые (отличительные) Огни — красный и зеленый.

Е) Для мелких судов отличительные Огни на ходу не обязательны; но при подходе к другим судам или при приближении такие Огни д. быть зажженными и готовыми к употреблению для показания на соответствующем борту судна. Белый топовый Огонь обязателен и для мелких паровых судов на ходу; гребные же суда д. иметь таковой наготове для показания в случае приближения другого судна.

Ж) Рыбачьи и другие беспалубные суда на ходу вместо отличительных Огней обязаны иметь наготове цветной фонарь, с красными и зелеными стеклами на обе стороны, который они и показывают на соответствующем борту при сближении с другим судном.

На якоре рыбачьи суда несут один яркий белый Огонь, а при ловле рыбы сетями выставляют на одной из своих мачт 2 красных Огня, один над другим вертикально.

Во время траленья суда эти несут на одной из мачт 2 цветных Огня, один над другим: верхний — красный, а нижний — зеленый, кроме боковых отличительных Огней, которые они также м. заменять фонарем с 2 стеклами — зеленым и красным.

Рыбачьим судам не воспрещается показывать в дополнение к упомянутым огням и мгновенные вспышки.

3) Лоцманские суда, находящиеся на станции при исполнении своих обязанностей, несут один белый топовый Огонь видимый кругом по всему горизонту, и, кроме того, показывают через промежутки, не превышающие 15 мин., мгновенные яркие вспышки. Приближаясь к другим судам, лоцмана показывают боковые Огни на соответствующем борту для указания своего направления.

И) Всякое судно, догоняемое другим, д. показывать этому последнему с кормы белый Огонь или вспышку; этот Огонь м. быть заменен по желанию местным белым фонарем, укрепленным на высоте отличительных Огней и светящим назад, по 6 румбов (67?°) в каждую сторону от диаметральной плоскости корабля.

Такие Огни несут обыкновенно суда, идущие в строе кильватера, для указание своего места заднюю мателоту. Отсюда и самые Огни эти называются кильватерными.

К) Всякое судно, желающее обратить на себя внимание проходящих мимо судов, маяков или берега, в праве жечь, кроме установленных огней, фальш-феера, показывать короткие вспышки и делать звуковые сигналы, с тем условием, чтобы эти сигналы не м. быть приняты за сигналы о бедствии.

Л) Последние делаются только в случае, когда требуется помощь другим судна или с берега, и состоят в следующем: выстрелы из орудий или взрывы, следующие один за другим через 1 минуту; пламя на судне (ночью) или сигнал о бедствии по международному своду, буквами NC (днем); ракеты, пускаемые одна за другой с короткими промежутками времени (ночью); отдаленный сигнал из квадратного флага с шаром над ним или под ним (днем), непрерывный звук свистком, сиреной или всяким аппаратом для туманных сигналов.

М) Международные правила не препятствуют правительствам отдельных держав устанавливать, в дополнение к упомянутым судовым Огням, особые постоянные и сигнальные Огни для военных судов, идущих в отряде, судов, идущих с конвоем, а также специальные опознавательные сигналы, узаконенные и опубликованные должным образом.

К таким дополнительным судовым Огням относятся принятые в русском императорском и многих иностранных флотах:

1) адмиральский — белый Огонь с круговым горизонтом, зажигаемый на задней мачте, на высоте, не меньшей топового огня, — как на ходу, так и на якоре; этот Огонь означает присутствие на корабле флагмана;

2) гафельные Огни, белый и красный, с круговым горизонтом, поднимаемые один над другим на заднем гафеле всеми военными судами, стоящими в гавани или на рейде, когда на этот рейд входит или с него уходит военное судно; последнее также зажигает гафельные Огни; 3) гакабортный Огонь (см. это) на кормовом срезе корабля для указание этого среза.

Читайте также: