Воздушное судно это международное право

Обновлено: 19.05.2024

справочник по законам, документам, инструкциям, предписаниям, директивам

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВОЗДУШНОГО ПРАВА

Международные воздушные полеты выполняются в целях перевозки пассажиров, груза, почты и багажа за плату по международным воздушным трассам.

Существует 2 вида воздушного права:

1.Международное воздушное право.

Определяется межправительственными соглашениями и многосторонними соглашениями в области воздушного права.

2.Внутригосударственное (национальное) воздушное право.

Современное воздушное законодательство:

1.Действует не только на территории государства, но и за его пределами в той мере, в какой это определено самим законом.

2.Регулирует полеты в воздушном пространстве всех гражданских воздушных судов (включая иностранные).

3.Распространяет свое действие на все виды летательных аппаратов.

Все полеты любого иностранного воздушного судна над территорией какого — либо государства подчинены его полному и исключительному суверенитету. То есть такие полеты в воздушном пространстве, расположенном над сухопутной и водной территорией государства, включая его территориальные воды, могут осуществляться только с явно выраженного на это согласия данного государства.

Основой современного международного воздушного права являются:

1.Чикагская конвенция 1944 года. На ее основе строятся взаимоотношения между государствами в области Международной гражданской авиации.

2.Варшавская конвенция 1929 года. Унифицировала некоторые соглашения о международных воздушных перевозках.

3.Гаагский протокол 1955 года. Дополнил Варшавскую конвенцию.

4.Гвадалахарская конвенция 1961 года. Дает право осуществлять перевозки на арендуемых воздушных судах.

5.Римская конвенция 1962 года. Постановление о возмещении пассажирам и авиакомпаниям ущерба на территории любого государства.

6.Токийская конвенция 1963 года. О правонарушениях, совершенных на борту воздушного судна и о наказании правонарушителей.

7.Гаагская конвенция 1970 года. О борьбе с незаконным вмешательством и захватом воздушных судов. Подписана 151 государством.

8.Монреальская конвенция 1971 года. О борьбе с актами незаконного захвата воздушных судов.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Основные принципы сотрудничества в области международной гражданской авиации изложены в Чикагской Конвенции:

1.Полный и исключительный суверенитет каждого государства на свое воздушное пространство.

2.Обеспечение безопасности полетов по международным воздушным линиям на территории государства.

3.Обязательство применять гражданскую авиацию только в мирных целях, целях укрепления дружбы между народами и перевозки различных грузов.

7.Осуществление свободных полетов над открытым морем и проливами для всех государств.

8.Каждое государство имеет право регулировать коммерческую деятельность на своей территории.

9.Каждое государство имеет право регулировать административную, гражданскую и уголовную юрисдикцию по отношению к экипажам, воздушным судам и пассажирам.

10.Любое воздушное судно, вторгшееся в пределы воздушного пространства любого государства считается нарушителем. Государство может применять соответствующие меры к нарушителям воздушного пространства, вплоть до принудительной посадки.

11.Каждое государство, совершающее полеты на своих воздушных судах в пределах другой страны, должно подчиняться действующим в этой стране правилам, постановлениям, касающимся полета и маневрирования воздушных судов.

12.Вылет воздушного судна для выполнения международного полета допускается только после прохождения экипажем и пассажирами паспортной и таможенной процедур в соответствии с правилами, установленными данным государством. Территорию государства можно пересекать без посадки согласно соглашения или специального разрешения. За каждым государством сохраняется право подвергать обязательной таможенной проверке воздушные суда, выполняющие транзитные полеты.

1.Основные условия, принципы организации и выполнения полетов между государствами.

2.Соблюдение равенства и взаимности сторон в установлении наиболее приемлемых условий для навигации, обеспечения аэродромами, техническими средствами, метеорологической информацией и так далее.

4.Право на транзитные полеты в третьи страны.

5.Требования соблюдения законов и правил данного государства, освобождение от таможенных пошлин отдельных видов продуктов (топливо, ликеро — водочные изделия и продукты питания для обслуживания экипажей и пассажиров).

6.Право на открытие представительств на территории другого государства.

Соглашения могут быть на полеты двух видов:

—регулярные (обычные): полеты по расписанию и дополнительные рейсы.

—нерегулярные (эпизодические): не коммерческие, специальные, технические, чартерные.

ПРАВО РЕГУЛЯРНЫХ ПОЛЕТОВ

Предварительным планом полета для выполнения рейсов является расписание, согласованное обеими сторонами.

Для выполнения конкретного рейса по расписанию требуется за 30 минут до полета подать диспетчеру план полета в 2 экземплярах.

Изменение расписания или введение дополнительных рейсов оформляется дополнительной договоренностью между государствами, если эта процедура не оговаривается в соглашении. В этом случае составляется предварительный план полета — заявка на выполнение полета в сроки, указанные в соглашении, но не позднее чем за 24 часа до вылета.

ПРАВО ЭПИЗОДИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ

Право эпизодических полетов предоставляется государством путем выдачи разовых разрешений на каждый полет.

В соглашении обычно оговаривается процедура выполнения эпизодических полетов. Для его выполнения через Министерство иностранных дел подается заявка в установленной форме послам тех стран, над территорией которых будет проходить полет (пролет), посадка и находятся запасные аэродромы. Заявки подаются в сроки, указанные в соглашении.

Получение разрешения на полет от диспетчерской службы является основанием для его выполнения, а также является свидетельством предварительного разрешения полета государством.

Данная система обслуживания воздушного движения распространяется только на гражданские воздушные суда. Полеты государственных воздушных судов (военных, полицейских, таможенных…) выполняются по международным воздушным линиям только по специальному разрешению.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЙС

Международный рейс — полет с пересечением государственной границы по установленной международной воздушной линии в одном направлении (с посадкой или без посадки в промежуточном пункте) от начального аэропорта вылета до конечного аэропорта посадки для перевозки коммерческой загрузки. В зависимости от назначения может быть:

1.Обычный (по расписанию).

2.Специальный — для перевозки официальных лиц, делегаций и так далее:

-по расписанию (регулярный);

-вне расписания (разовый, эпизодический).

3.Чартерный (заказной) — для перевозки определенной группы туристов или грузов по найму.

4.Дополнительный — дополнительно к расписанию.

5.Технический — для перевозки служебных грузов и персонала, а также облетов и перегонки авиационной техники.

Все полеты по международным воздушным линиям могут выполняться только при соответствующем оформлении разрешения по установленным соглашением маршрутам без отклонения и нарушений режима использования воздушного пространства.

Посадка выполняется только в международных аэропортах, где есть таможня, карантинная и другие службы.

В качестве запасных могут быть использованы только те аэродромы, которые выделены государством и перечислены в сборнике аэронавигационной информации. Выполнять посадку на них разрешается только в крайних случаях из — за метеоусловий или неисправности материальной части.

КОММЕРЧЕСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ

Коммерческие права — разрешение авиапредприятию заниматься коммерческой деятельностью (осуществлять воздушную перевозку пассажиров и грузов). Другое название коммерческих прав — "свобода воздуха".

Существует несколько степеней коммерческих прав:

1.Право выполнения беспосадочных перелетов через территорию государства (транзитом).

2.Право выполнения полетов через территорию государства и посадки в определенных государством пунктах с некоммерческой целью (техническое обслуживание, дозаправка…).

3.Право выполнения полетов через территорию государства и посадки в определенных государством пунктах для высадки пассажиров, выгрузки грузов, багажа и почты, взятых на борт в стране регистрации воздушного судна.

4.Право выполнения полетов через территорию государства и посадки в определенных государством пунктах для приема на борт пассажиров, грузов, багажа и почты в целях перевозки их в страну регистрации воздушного судна.

5.Право выполнения свободного полета через территорию государства и посадки в определенных государством пунктах для выгрузки и приема на борт пассажиров, грузов, багажа и почты независимо от того, в какой стране они берутся на борт и в какую страну доставляются воздушным судном.

Как частный случай 5 степени коммерческих прав различают еще 2 степени:

6.Право принимать загрузку в одной стране и перевозить ее в третьи страны и обратно через свою территорию.

7.Право принимать загрузку в одной стране и перевозить ее в третьи страны по маршрутам, не проходящим над территорией страны регистрации воздушного судна.

1.Step over — право авиапредприятия перевозить пассажиров до места назначения с остановкой в определенном пункте по маршруту следования (полета) с последующей перевозкой их самолетом той же авиакомпании.

2.Step over вне маршрута — право привозить пассажиров до и из пункта, где предоставляется право остановки самолетам различных авиакомпаний.

ОБЯЗАННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НАЦИОНАЛЬНОЙ АВИАКОМПАНИИ

Представительство национальной авиакомпании выражает интересы авиакомпании перед учреждениями, органами и предприятиями страны пребывания и выполняет функции:

1.Осуществляет непосредственные связи с авиационными, авиатранспортными, туристическими, торговыми и другими организациями и предприятиями страны пребывания для обеспечения коммерческого, технического и другого обслуживания воздушных судов своей и сотрудничающих авиакомпаний.

2.Контролирует безопасность и регулярность полетов своих воздушных судов, качество их обслуживания.

3.Обеспечивает экипажи своих воздушных судов питанием, ночлегом и транспортом.

4.Готовит экипажи своих воздушных судов к вылету, обеспечивает и производит загрузку, выполняет загрузочные и центровочные расчеты и графики для своих воздушных судов.

5.Организует и ведет коммерческую и рекламную деятельность.

6.Решает спорные вопросы с представителями учреждений и организаций страны пребывания.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ НАД ОТКРЫТЫМ МОРЕМ

Основа полетов над открытым морем — принцип свободы полетов, в соответствии с которым воздушные суда всех государств, прибрежных и не прибрежных, в праве свободно совершать полеты над открытым морем.

Все государства в отношении воздушного пространства над открытым морем имеют право:

1.Беспрепятственно осуществлять полеты военных и гражданских военных воздушных судов.

2.Осуществлять юрисдикцию над воздушными судами и экипажами.

3.Применять аэронавигационные средства.

4.Наблюдать с воздушных судов за обстановкой в море в военных, промысловых и научно — исследовательских интересах.

5.Преследовать иностранные торговые суда в открытом море за нарушения законов и правил прибрежного государства.

6.Привлекать воздушные суда для борьбы с пиратством.

7.Привлекать воздушные суда для борьбы с работорговлей.

При этом государства обязаны:

1.Соблюдать правила полетов ИКАО.

2.Предотвращать загрязнение окружающей среды.

3.Предотвращать инциденты в открытом море.

4.Оказывать помощь терпящим бедствие кораблям и воздушным судам.

5.Не допускать полетов военных и гражданских воздушных судов без опознавательных и регистрационных знаков.

6.Воздерживаться от угрозы применения силы.

Полеты в воздушном пространстве над открытым морем осуществляются в строгом соответствии со Стандартами ИКАО.

ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВ, ВОЗДУШНЫЕ СУДА КОТОРЫХ ВЫПОЛНЯЮТ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ

Полет над территорией иностранного государства должен выполняться согласно правилам и нормам, установленным этим государством. Правила полетов над территорией государства включают:

1.Условия пересечения государственной границы.

2.Ширину воздушных трасс и высоты полета по ним.

3.Запретные и опасные зоны, зоны с особым режимом полетов и другие зоны.

4.Правила аэронавигации, связи и сигнализации.

5.Правила использования аэродромной сети.

6.Требования к полетной документации.

7.Нормы запаса топлива.

8.Систему счисления времени.

Признание за воздушным судном государственной принадлежности является свидетельством того, что оно находится под юрисдикцией определенного государства и пользуется правами, предоставляемыми законами этого государства. Юридическим документом, удостоверяющим государственную принадлежность воздушного судна, является Свидетельство о регистрации, которое выдается после внесения воздушного судна в Государственный Реестр. При этом государство берет на себя следующие обязанности:

1.На каждом воздушном судне должны быть нанесены и отчетливо видны национальные и регистрационные знаки.

2.Воздушное судно не должно использоваться в целях, не совместимых с целями Чикагской Конвенции.

3.Все воздушные суда должны соблюдать законы, правила и процедуры иностранных государств, регламентирующие международные полеты и перелеты.

4.Не перевозить на территорию или через нее никакого военного имущества без разрешения данного государства.

6.Предоставлять другим Договаривающимся государствам или Совету ИКАО в случае их запроса сведений, касающихся регистрации или принадлежности воздушных судов, внесенных в Реестр государства.

7.Обеспечивать, чтобы на борту каждого воздушного судна, внесенного в Государственный Реестр и выполняющего международный полет, имелись все необходимые документы.

Международный полет может выполняться только при наличии на борту воздушного судна следующей судовой и полетной документации:

1. Свидетельство о государственной регистрации воздушного судна.

2. Удостоверение о годности воздушного судна к полетам.

3. Разрешение на бортовые радиостанции, находящиеся на воздушном судне.

4. Удостоверение о годности гражданского воздушного судна по шуму на местности.

5. Свидетельство эксплуатанта воздушной трассы.

6. Специальные положения по эксплуатации.

7. Лицензия на выполнение полетов по маршруту или видов работ (эксплуатацию воздушной линии).

8. Страховые полисы на членов экипажа воздушного судна и ответственности за причинение ущерба третьим лицам.

9. Форма донесения:

· -опасное сближение (AIR TRAFIC INCIDENT).

10. Загрузочная ведомость.

11. Генеральная декларация.

12. Пассажирский манифест.

13. Грузовой манифест.

14. Сертификат о дезинсектизации (называемый часто как сертификат о дезинфекции).

15. Бортовые журналы (для воздушного судна иностранного производства может быть бортовой журнал на английском языке):

· -бортовой журнал воздушного судна;

· -санитарный бортовой журнал.

16. Руководство по летной эксплуатации воздушного судна (для воздушного судна иностранного производства может быть на английском языке).

17. Контрольные карты проверок.

18. Документы аэронавигационной информации (карты захода на посадку и аэронавигационные карты для использования членами экипажа, штурманский бортовой журнал, план полета и т.д.).

19. Руководство по производству полетов (включая справочник маршрутов) или часть его, касающаяся конкретного полета.

20. Задание на полет.

21. Папка с паспортами к магнитофонной ленте МСРП, тарировочные графики.

22. Справка о наработке воздушного судна и двигателей.

23. Сборник рекомендаций для экипажа по неисправностям и действиям в особых случаях полета.

24. Каталог наиболее часто встречающихся дефектов, классификация поиска и устранения отказов и неисправностей.

25. Требования на заправку ГСМ.

26. Наставление по производству полетов в ГА ( НПП ГА ).

1.Кроме указанных документов (в соответствии с АИП конкретной страны) перечень документов может быть расширен.

2.Судовые документы, указанные в пунктах 5 — 8, 19 могут быть представлены в ксерокопиях.

3.Судовые и полетные документы, указанные в пунктах 1 — 14 должны иметь копии на английском языке.

При выполнении полетов по внутрироссийским воздушным линиям из судовой и полетной документации могут быть изъяты документы, указанные в пунктах 4,9,11-14

1. Международный полет воздушного судна - полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства.

2. Международные полеты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

4. Международные полеты воздушных судов выполняются на основе международных договоров Российской Федерации или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Опознавательные знаки воздушных судов иностранных государств должны сообщаться эксплуатантами уполномоченному органу в области гражданской авиации до начала выполнения международных полетов.

6. Для выполнения полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации эксплуатанты обязаны предоставить уполномоченному органу в области гражданской авиации сведения о страховании или об ином обеспечении ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам. Условия такого обеспечения устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Комментарии к ст. 79 ВЗК РФ

Основным международным документом, регулирующим отношения в области гражданской авиации помимо международных договоров, заключенных Россией с различными государствами, является Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.). Россия ратифицировала Конвенцию 15 октября 1970 г.

Воздушное судно, способное совершать полеты без пилота, не имеет права производить полет без пилота над территорией другого государства, кроме как по специальному разрешению этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения. Каждое государство обязуется при полете такого воздушного судна без пилота в районах, открытых для гражданских воздушных судов, обеспечить такой контроль этого полета, который позволял бы исключить опасность для гражданских воздушных судов.

Государство-участник может временно ограничить или запретить полеты над всей своей территорией или какой-либо ее частью при условии, что такое ограничение или запрещение применяется к воздушным судам всех других государств независимо от их национальности при исключительных обстоятельствах или в период чрезвычайного положения или в интересах общественной безопасности.

Любое воздушное судно, которое входит на территорию государства-участника, совершает, если того требуют правила этого государства, посадку в аэропорту, указанном этим государством, с целью прохождения таможенного и иного контроля. При отбытии с территории государства-участника такое воздушное судно отбывает из указанного подобным же образом таможенного аэропорта. Сведения о всех указанных таможенных аэропортах публикуются государством-участником и направляются Международной организации гражданской авиации для передачи всем другим государствам-участникам. Каждое государство-участник обязуется принимать меры для обеспечения того, чтобы каждое воздушное судно, совершающее полет или маневрирующее в пределах его территории, а также каждое воздушное судно, несущее его национальный знак, где бы такое воздушное судно ни находилось, соблюдало действующие в данном месте правила и регламенты, касающиеся полетов и маневрирования воздушных судов. Каждое государство-участник обязуется поддерживать максимально возможное единообразие своих собственных правил в этой области и правил, устанавливаемых время от времени на основании вышеуказанной Конвенции. Над открытым морем действующими являются правила Конвенции.

С точки зрения российского воздушного права международным полетом признается всякий полет, связанный с пересечением воздушным судном государственной границы Российской Федерации и другого государства или выполняемый в воздушном пространстве другого государства (государств).

Международные полеты подразделяются на:

- регулярные, выполняемые по расписанию, и дополнительные к расписанию;

- эпизодические (разовые): чартерные и специальные.

Каждое воздушное судно, выполняющее международный полет, должно иметь на борту соответствующие судовые документы, перечень которых установлен законодательством. Для хранения судовых документов воздушное судно должно быть оборудовано сейфами (металлическими ящиками). Вылет воздушных судов, выполняющих международные полеты из России, а также их посадка после входа в воздушное пространство Российской Федерации производятся в аэропортах (аэродромах), открытых для международных полетов, где имеются контрольно-пропускные пункты пограничных войск и таможенные учреждения. Иной порядок вылета и посадки воздушных судов допускается только по разрешению компетентных органов.

На воздушные суда, их экипажи и пассажиров, прибывающих и отбывающих из России, а также на имущество, ввозимое или вывозимое из России на воздушных судах, распространяется действие соответственно паспортных, таможенных, валютных, санитарных, карантинных и иных правил о въезде и выезде, а также ввозе и вывозе имущества и транзита через территорию Российской Федерации. Перед вылетом и после завершения международного полета члены экипажа воздушных судов Российской Федерации должны пройти таможенный досмотр, паспортный контроль и другие процедуры, установленные соответствующими государственными органами, в международных аэропортах (аэродромах) на территории Российской Федерации и в иностранных государствах. Каждый международный полет должен производиться при наличии полученного в установленном порядке от ГЦ ЕС УВД разрешения на вылет и в соответствии с представленным органам управления воздушным движением планом полета (флайт-планом). Воздушные суда, выполняющие международные полеты, должны пересекать Государственную границу по установленным воздушным коридорам перелета Государственной границы России.

Деятельность авиаперевозчиков осуществляется на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Федеральным агентством воздушного транспорта РФ.

Договор воздушной перевозки

По договору перевозки пассажира воздушным транспортом перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Пассажир воздушного судна имеет право:

  • проезда на льготных условиях в соответствии с законодательством РФ и установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок;
  • бесплатного провоза своего багажа в пределах установленной нормы (нормы устанавливаются в зависимости от типа воздушного судна и не могут быть менее чем 10 кг на одного пассажира);
  • бесплатного при внутренних перевозках (а при международных воздушных перевозках - в соответствии с льготным тарифом), перевоза с собой одного ребенка в возрасте не старше двух лет без предоставления ему отдельного места. Другие дети в возрасте не старше 2-х лет, а также дети в возрасте от 2-х до 12-ти лет перевозятся в соответствии с льготным тарифом с предоставлением им отдельных мест;
  • бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.

Условия приобретения авиабилетов

Бронирование является обязательным условием заключения договора перевозки воздушным транспортом пассажира и его багажа.

Пассажир для осуществления бронирования может обратиться напрямую к перевозчику или к уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи авиабилетов либо по телефону, электронной почте и т.п., либо забронировать пассажирское место самостоятельно через информационные системы в сети Интернет.

При бронировании пассажирского места, оплате, и оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент предоставляют пассажиру полную и достоверную информацию о расписании движения воздушных судов, наличии свободных пассажирских мест, тарифах и условиях применения тарифов, правилах перевозчика, об условиях договора воздушной перевозки пассажира, условиях обслуживания на борту воздушного судна, типе воздушного судна, перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку, о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа и другую сопутствующую информацию.

Добровольный отказ пассажира от авиаперевозки

Пункт 226 Правил воздушных перевозок предоставляет пассажиру право отказаться от перевозки (расторгнуть договор), в соответствии с условиями договора. При этом в договоре могут содержаться условия о возврате (невозврате) авиабилетов.

До приобретения авиабилета перевозчик (уполномоченный агент) также дополнительно обязан информировать пассажира об условиях возврата уплаченной за авиабилет суммы (является ли авиабилет возвратным и т.д.). Следует уточнять данную информацию, если она не доведена до потребителя. Указанная информация должна быть предоставлена на сайте бронирования авиабилета через сайт в сети Интернет или предоставляться гражданину в местах продажи авиабилетов.

Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате стоимости авиабилетов при добровольном отказе от договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за авиабилет сумма не возвращается.

В свою очередь, статья 108 ВК РФ содержит положение о том, что в случае добровольного отказа пассажира от договора перевозки (предусматривающего условие о возврате стоимости авиабилетов при расторжении договора) с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс, пассажиру возвращается сумма, уплаченная за авиабилеты за исключением фактических расходов перевозчика, связанных с исполнение договора перевозки. Фактические расходы должны быть подтверждены документарно.

При добровольном отказе пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на рейс с пассажира удерживается неустойка - 25 % от стоимости авиабилетов, а также фактические расходы перевозчика, связанные с исполнением договора перевозки.

В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с добровольным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки.

Вынужденный отказ от авиаперевозки

В случае вынужденного отказа пассажира от авиабилета, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.

Случаями вынужденного отказа пассажира от авиабилета признаются:

  • отмена или задержка рейса, указанного в билете;
  • изменение перевозчиком маршрута перевозки; выполнение рейса не по расписанию;
  • несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
  • несостоявшаяся перевозка пассажира на воздушном судне, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
  • необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки; внезапная болезнь пассажира либо болезнь или смерть члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами; непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
  • неправильное оформление билета перевозчиком или уполномоченным агентом;
  • а также иные случаи, признанные таковыми перевозчиком.

В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки, перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, послужившие причиной вынужденного отказа.

При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

Обязательный претензионный порядок урегулирования спора

При возникновении спора между авиаперевозчиком и пассажиром действует обязательный претензионный порядок урегулирования споров, то есть пассажир до подачи искового заявления в суд должен предъявить авиаперевозчику претензию в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению пассажира.

Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение 6-ти месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Претензия к перевозчику о причинении вреда жизни и здоровью при международных воздушных перевозках может быть предъявлена немедленно, а в случае повреждения (порчи) багажа лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа.

В случае просрочки доставки багажа претензия должна быть предъявлена в течение 21-го дня со дня передачи багажа.

Перевозчик обязан в течение 30-ти дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить пассажира об удовлетворении или отклонении претензии.

Законодательное регулирование

Статья 5 ВК РФ содержит указание на то, что воздушное законодательство РФ регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением воздушной перевозки иностранными авиакомпаниями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, в случае, если потребитель планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика, ему следует быть внимательнее при ознакомлении с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать положения правил перевозки иностранной авиакомпании, которые могут не совпадать с положениями законодательства РФ.

Любой потребитель в случае нарушения его прав при предоставлении услуг авиаперевозки может обратиться с письменной жалобой в соответствующие надзорные органы:

Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов

Подписана в Токио 14 сентября 1963 года

Государства — участники настоящей Конвенции

согласились о нижеследующем:

Глава I. Сфера применения Конвенции

Статья 1

1. Настоящая Конвенция применяется в отношении:

а) уголовных преступлений;

b) актов, которые, независимо от того, являются ли они преступлениями или нет, могут угрожать или угрожают безопасности воздушного судна либо находящихся на его борту лиц или имущества, либо актов, которые создают угрозу поддержанию должного порядка и дисциплины на борту.

3. Для целей настоящей Конвенции воздушное судно считается находящимся в полете с момента включения двигателя в целях взлета до момента окончания пробега при посадке.

4. Настоящая Конвенция не применяется к воздушным судам, используемым на военной, таможенной или полицейской службах.

Статья 2

Без ущерба для положений Статьи 4 и за исключением случаев, когда этого требует безопасность воздушного судна или находящихся на его борту лиц или имущества, никакое положение настоящей Конвенции не должно толковываться как разрешающее или предписывающее любые меры в отношении уголовных преступлений политического характера или уголовных преступлений, основанных на расовой или религиозной дискриминации.

Глава II. Юрисдикция

Статья 3

1. Государство регистрации воздушного судна правомочно осуществлять юрисдикцию в отношении преступлений и актов, совершенных на борту.

3. Настоящая Конвенция не исключает осуществления любой уголовной юрисдикции в соответствии с национальным законодательством.

Статья 4

Договаривающееся государство, не являющееся государством регистрации, не может чинить препятствий воздушному судну, находящемуся в полете, в целях осуществления своей уголовной юрисдикции в отношении преступления, совершенного на борту, за исключением следующих случаев:

а) преступление имеет последствия на территории такого государства;

b) преступление совершено гражданином или в отношении гражданина такого государства либо лицом, постоянно проживающим в таком государстве, или в отношении такого лица;

с) преступление направлено против безопасности такого государства;

d) преступление заключается в нарушении действующих в таком государстве любых правил или регламентов, относящихся к полету или маневрированию воздушных судов;

е) осуществление юрисдикции необходимо для обеспечения выполнения любого обязательства такого государства по многостороннему международному соглашению.

Глава III. Полномочия командира воздушного судна

Статья 5

1. Положения настоящей Главы не применяются в отношении преступлений и актов, совершенных или подготовленных к совершению лицом на борту воздушного судна, находящегося в полете в воздушном пространстве государства регистрации либо над открытым морем или любым другим районом вне территории любого государства, если последний пункт взлета или следующий пункт намеченной посадки не располагается в государстве ином, чем государство регистрации, или если воздушное судно не продолжает полет в воздушном пространстве государства иного, чем государство регистрации, и такое лицо все еще находится на борту.

2. Несмотря на положения пункта 3 Статьи 1, воздушное судно для целей настоящей Главы считается находящимся в полете в любое время с момента закрытия всех его внешних дверей после посадки до момента открытия любой из таких дверей для высадки. В случае вынужденной посадки положения настоящей Главы продолжают применяться в отношении преступлений и актов, совершенных на борту, до тех пор, пока компетентные органы государства не примут на себя ответственность за воздушное судно, а также за лиц и имущество, находящихся на борту.

Статья 6

1. Командир воздушного судна, если он имеет достаточные основания полагать, что лицо совершило или готовится совершить на борту воздушного судна преступление или акты, предусмотренные в пункте 1 Статьи 1, может применить к такому лицу разумные меры, включая ограничительные меры, которые необходимы для:

а) обеспечения безопасности воздушного судна либо находящихся на нем лиц или имущества; или

b) поддержания должного порядка и дисциплины на борту; или

с) предоставления ему возможности передать такое лицо компетентным органам или высадить его в соответствии с положениями настоящей Главы.

2. Командир воздушного судна может требовать или разрешать помощь других членов экипажа и может просить или разрешать, но не требовать помощи пассажиров для применения ограничительных мер к любому лицу, к которому он имеет право применить такие меры. Любой член экипажа или пассажир может также предпринять разумные превентивные меры без такого решения, если он имеет достаточные основания полагать, что такие меры необходимо предпринять немедленно для обеспечения безопасности воздушного судна либо находящихся на нем лиц или имущества.

Статья 7

1. Ограничительные меры, примененные к лицу в соответствии со Статьей 6, не применяются за пределами любого пункта, в котором воздушное судно совершает посадку, за исключением случаев, когда:

2. Командир воздушного судна, на борту которого находится лицо, в отношении которого были применены ограничительные меры в соответствии с положением Статьи 6, в возможно короткий срок и по возможности до посадки на территории какого-либо государства уведомляет полномочные органы этого государства о том, что на борту находится лицо, к которому применены ограничительные меры, и о причинах применения к нему таких мер.

Статья 8

2. Командир воздушного судна уведомляет полномочные органы государства, в котором он высаживает любое лицо в соответствии с настоящей Статьей, о факте и причинах такой высадки.

Статья 9

1. Командир воздушного судна может передать компетентным органам любого Договаривающегося государства, на территории которого воздушное судно совершает посадку, любое лицо, в отношении которого он имеет достаточные основания полагать, что оно совершило на борту воздушного судна акт, который, по его мнению, является тяжким преступлением согласно уголовному законодательству государства регистрации воздушного судна.

2. Командир воздушного судна в возможно короткий срок и по возможности до посадки на территории Договаривающегося государства с лицом на борту, которое командир воздушного судна намеревается передать в соответствии с предыдущим пунктом, уведомляет полномочные органы такого государства о своем намерении передать такое лицо и о причинах передачи.

3. Командир воздушного судна предоставляет полномочным органам, которым в соответствии с положениями настоящей Статьи передается всякий предполагаемый преступник, доказательства и сведения, которыми он в соответствии с законодательством государства регистрации воздушного судна располагает на законном основании.

Статья 10

За действия, предпринятые в соответствии с настоящей Конвенцией, командир воздушного судна, любой другой член экипажа, пассажир, владелец или эксплуатант воздушного судна, лицо, от имени которого совершался полет, не несут ответственности ни при каком судебном разбирательстве по поводу обращения с лицом, в отношении которого были предприняты такие действия. Глава IV. Незаконный захват воздушного судна

Статья 11

1. Если находящееся на борту лицо с помощью силы или угрозы силой незаконно совершает акт вмешательства, захвата или другого незаконного осуществления контроля над воздушным судном в полете или если оно готовит к совершению такой акт, Договаривающиеся государства принимают все надлежащие меры для восстановления контроля законного командира над воздушным судном или для сохранения за ним контроля над воздушным судном.

2. В случаях, предусмотренных предыдущим пунктом, Договаривающееся государство, в котором воздушное судно совершает посадку, в возможно короткий срок разрешает его пассажирам и экипажу продолжить полет и возвращает воздушное судно и его груз их законным владельцам.

Глава V. Права и обязанности государств

Статья 12

Статья 13

1. Любое Договаривающееся государство принимает любое лицо, которое командир воздушного судна передает в соответствии с пунктом 1 Статьи 9.

2. Убедившись, что того требуют обстоятельства, любое Договаривающееся государство заключает под стражу или принимает другие меры, обеспечивающие присутствие любого лица, подозреваемого в совершении акта, предусмотренного в пункте 1 Статьи 11, и любого лица, которое им было принято. Заключение под стражу и другие меры осуществляются в соответствии с законодательством этого государства, но могут продолжаться только в течение времени, необходимого для начала уголовного производства или производства о выдаче.

3. Любому лицу, находящемуся под стражей в соответствии с предыдущим пунктом, оказывается содействие в немедленном установлении контакта с ближайшим соответствующим представителем государства, гражданином которого оно является.

4. Любое Договаривающееся государство, которому передано лицо в соответствии с пунктом 1 Статьи 9 или на территории которого воздушное судно совершает посадку после совершения акта, предусмотренного в пункте 1 Статьи 11, немедленно производит предварительное расследование фактов.

5. Когда государство, согласно положениям настоящей Статьи, заключает лицо под стражу, оно немедленно уведомляет государство регистрации воздушного судна и государство гражданства задержанного лица и, если оно сочтет это целесообразным, любое другое заинтересованное государство о факте содержания такого лица под стражей и об обстоятельствах, послуживших основанием для его задержания. Государство, которое производит предварительное расследование, предусмотренное пунктом 4 настоящей Статьи, незамедлительно сообщает о полученных им данных вышеупомянутым государствам и указывает, намерено ли оно осуществить свою юрисдикцию.

Статья 14

1. Если любое лицо было высажено в соответствии с пунктом 1 Статьи 8, или передано в соответствии с пунктом 1 Статьи 9, или высажено после совершения акта, предусмотренного в пункте 1 Статьи 11, и если такое лицо не может или не желает продолжить свой полет и государство посадки отказывается принять его, такое государство может, если лицо, о котором идет речь, не является его гражданином или лицом, постоянно проживающим в этом государстве, возвратить его на территорию государства, гражданином которого оно является или в котором постоянно проживает, или на территорию государства, в котором оно начало свой полет.

2. Высадка, передача, заключение под стражу или другие меры, предусмотренные в пункте 2 Статьи 13, а также возвращение указанного лица не рассматриваются как допуск на территорию соответствующего государства по его законодательству, касающемуся въезда или допуска лиц, и ничто в настоящей Конвенции не влияет на законодательство Договаривающегося государства, касающееся высылки лиц с его территории.

Статья 15

1. Без ущерба для Статьи 14 любое лицо, которое было высажено в соответствии с пунктом 1 Статьи 8, или передано в соответствии с пунктом 1 Статьи 9, или высажено после совершения акта, предусмотренного в пункте 1 Статьи 11, и которое желает продолжить свой полет, может в возможно короткий срок продолжить полет в любой пункт по своему выбору, если только его присутствие не требуется по законодательству государства посадки для целей производства о выдаче или уголовного производства.

2. Без ущерба для его законодательства, касающегося въезда и допуска на его территорию, выдачи или высылки с его территории, Договаривающееся государство, на территории которого лицо было высажено в соответствии с пунктом 1 Статьи 8, или передано в соответствии с пунктом 1 Статьи 9, или высадилось и подозревается в совершении акта, предусмотренного в пункте 1 Статьи 11, обращается с таким лицом в целях его защиты и безопасности не менее благожелательно, чем с гражданами такого Договаривающегося государства в подобных обстоятельствах.

Глава VI. Прочие положения

Статья 16

2. Без ущерба для положений предыдущего пункта ничто в настоящей Конвенции не считается обязывающим осуществлять выдачу.

Статья 17

При осуществлении любых мер по расследованию или аресту либо при осуществлении юрисдикции иным образом в связи с любым преступлением, совершенным на борту воздушного судна, Договаривающиеся государства обращают должное внимание на безопасность и другие интересы аэронавигации и действуют таким образом, чтобы избежать необоснованной задержки воздушного судна, пассажиров, экипажа или груза.

Статья 18

Глава VII. Заключительные положения

Статья 19

До даты вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии с положениями Статьи 21 она остается открытой для подписания от имени любого государства, которое на эту дату является членом Организации Объединенных Наций либо любого из ее специализированных учреждений.

Статья 20

1. Настоящая Конвенция подлежит ратификации подписавшими ее государствами в соответствии с их конституционными процедурами.

2. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Международной организации гражданской авиации.

Статья 21

1. После того как двенадцать государств, подписавших настоящую Конвенцию, сдадут на хранение свои ратификационные грамоты, она вступит в силу для них на девяностый день со дня сдачи на хранение двенадцатой ратификационной грамоты. Для каждого государства, ратифицирующего ее позднее, она вступает в силу на девяностый день после сдачи на хранение ратификационной грамоты данного государства.

2. После вступления в силу настоящей Конвенции она регистрируется у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Международной организацией гражданской авиации.

Статья 22

1. После вступления в силу настоящей Конвенции она остается открытой для присоединения любого государства — члена Организации Объединенных Наций или любого из ее специализированных учреждений.

2. Присоединение государства производится путем сдачи на хранение документа о присоединении Международной организации гражданской авиации и вступает в силу на девяностый день после даты такой сдачи на хранение.

Статья 23

1. Любое Договаривающееся государство может отказаться от участия в настоящей Конвенции путем уведомления об этом Международной организации гражданской авиации.

2. Отказ от участия в Конвенции вступает в силу через шесть месяцев после даты получения Международной организацией гражданской авиации уведомления об отказе от участия.

Статья 24

1. Любой спор между двумя или более Договаривающимися государствами, касающийся толкования или применения настоящей Конвенции, который не может быть урегулирован путем переговоров, по просьбе одного из них передается на арбитраж. Если в течение шести месяцев со дня просьбы об арбитраже Стороны не смогут прийти к соглашению по вопросу об организации арбитража, по просьбе любой из этих Сторон спор может быть передан в Международный Суд в соответствии со Статутом Суда.

2. Каждое государство может при подписании или ратификации настоящей Конвенции или при присоединении к ней сделать заявление о том, что оно не считает себя связанным положениями предыдущего пункта. Другие Договаривающиеся государства не являются связанными положениями предыдущего пункта во взаимоотношениях с любым Договаривающимся государством, сделавшим такую оговорку.

3. Любое Договаривающееся государство, сделавшее оговорку в соответствии с предыдущим пунктом, может в любое время снять эту оговорку путем уведомления Международной организации гражданской авиации.

Статья 25

За исключением предусмотренного в Статье 24, никакие оговорки не могут быть сделаны к настоящей Конвенции.

Статья 26

Международная организация гражданской авиации уведомляет все государства, которые являются членами Организации Объединенных Наций или любого из ее специализированных учреждений:

а) о каждом подписании настоящей Конвенции и о дате подписания;

b) о сдаче на хранение каждой ратификационной грамоты или документа о присоединении и о дате такой сдачи на хранение;

с) о дате вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии с пунктом 1 Статьи 21;

d) о получении каждого уведомления об отказе от участия и дате его получения; и

е) о получении любого заявления или уведомления, сделанного в соответствии со Статьей 24, и дате его получения.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся представители, должным образом уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

Совершено в Токио четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот шестьдесят третьего года в трех экземплярах, составленных на английском, испанском и французском языках, причем все тексты являются аутентичными.

Настоящая Конвенция сдается на хранение Международной организации гражданской авиации, в которой она в соответствии со Статьей 19 остается открытой для подписания, и упомянутая Организация направляет заверенные экземпляры Конвенции всем государствам, которые являются членами Организации Объединенных Наций или любого из ее специализированных учреждений.

Обеспечение национальной безопасности России подразумевает надежную защиту воздушных рубежей нашей страны. Военно-воздушные силы России осуществляют деятельность не только над территорией своего государства, но и в воздушном пространстве над экономическими зонами, над открытым морем, над территориями союзных стран. Самолеты гражданской авиации регулярно совершают полеты, пересекая многие государственные границы. Вся эта деятельность проводится на основе правовых норм, составляющих международное воздушное право.

В истории воздушного права выделяют три периода:

? второй период – между Первой и Второй мировыми войнами, когда произошло окончательное признание принципа полного и исключительного суверенитета государств над их воздушным пространством. Этот суверенитет был закреплен не только в национальных законодательствах большинства государств, но и в многосторонних конвенциях о воздушных передвижениях – Парижской (1919), Варшавской (1929), Чикагской (1944) и др.;

? третий период – после принятия Чикагской конвенции (1944) – связан с научно-технической революцией в авиации, появлением качественно новых летательных аппаратов (реактивных, сверхзвуковых), а также с принятием новых принципов международного воздушного движения.

В основе современного воздушного права лежит принцип полного и исключительного суверенитета государств над воздушным пространством над своей территорией, закрепленный в ст. 1 Чикагской конвенции. Государственный суверенитет над воздушным пространством обладает как основными свойствами, характерными для государственного суверенитета вообще, так и особенностями, обусловленными спецификой воздушного пространства и связанным с ним международным сотрудничеством. Специфика этого принципа проявляется в совокупности прав по регулированию воздушной навигации, коммерческой деятельности авиапредприятий, по осуществлению административной, гражданской и уголовной юрисдикции по отношению к летательным аппаратам, а также экипажам, авиапассажирам и грузам.

Государственный суверенитет ограничен пределами самого воздушного пространства, границы которого можно условно определить как расстояние от поверхности Земли до перигея полета искусственных спутников Земли. В настоящее время сложилась норма обычного международного права, согласно которой граница между космическим и воздушным пространством не должна превышать 100–110 км. Государственный суверенитет распространяется и на воздушное пространство, находящееся над территориальным морем государства. Но в отличие от международного морского права, устанавливающего право мирного прохода судов в территориальном море прибрежного государства, международное воздушное право не содержит права мирного пролета воздушных судов в воздушном пространстве над территориальным морем. Суверенитет, как правило, не распространяется на воздушное пространство, лежащее над экономическими зонами прибрежных государств.

Третьим принципом международного воздушного права является принцип обеспечения безопасности полетов самолетов гражданской авиации. Он обязывает государства: а)принимать меры, обеспечивающие надежность авиационной техники, аэропортов и служб; б) вести борьбу с незаконным вмешательством в деятельность гражданской авиации.

Однако перечень принципов международного воздушного права не является исчерпывающим. Например, можно говорить о принципе иммунитета военных летательных аппаратов, которые выступают как органы государства, предназначенные для защиты его прав и интересов. Военный самолет должен иметь опознавательные знаки, находиться под командованием офицера, состоящего на службе данного государства, иметь соответствующий экипаж, подчиненный воинской дисциплине. Находясь в воздушном пространстве над суверенными государствами или над открытым морем, самолет пользуется иммунитетом от иностранной юрисдикции, свободой от административного и иного принуждения.

Воздушное пространство подразделяют на следующие виды: а) воздушное пространство над государственной территорией, включая воздушное пространство над территориальным морем; б) воздушное пространство над территориями, не находящимися под суверенитетом государств (открытое море, Антарктика и др.). В зависимости от этого: 1) воздушное пространство над сухопутной территорией государства, а также над его внутренними и территориальными водами является государственной территорией; оно неприкосновенно, и государство осуществляет над ним полный и исключительный суверенитет; 2) воздушное пространство над экономическими зонами, открытым морем, Антарктикой свободно для полетов всех видов самолетов с учетом правового режима этих вод.

Правовой режим воздушного пространства государства определяет совокупность юридических норм, устанавливающих права государств в отношении их воздушного пространства и порядка его использования, включая воздушные перемещения, правовое положение воздушных судов, их экипажей и пассажиров. Он устанавливается исходя из политических, экономических и оборонных интересов государства. Его главной составной частью является решение вопросов использования воздушного пространства и деятельности в области авиации, направленных на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороноспособности и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности. Концепция модернизации и развития Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации,[188] а также Основы политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2010 г.[189] определяют меры по соблюдению Российской Федерацией норм и принципов международного воздушного права.

Согласно Воздушному кодексу РФ,[191] Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении своего воздушного пространства (ст. 1). Это значит, что только России принадлежит право установления правового режима в своем воздушном пространстве, право запрещать или разрешать полеты иностранных судов в воздушном пространстве страны.

Воздушное законодательство России состоит из Воздушного кодекса, федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства,[192] федеральных авиационных правил,[193] а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов.

Использование воздушного пространства России представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и т. д), а также другая деятельность, которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т. п.). Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства (Воздушный кодекс РФ, ст. 11).

Выполнение полетов воздушных судов в интересах обороноспособности и безопасности государства или иная деятельность по использованию воздушного пространства осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ. Использование воздушного пространства включает: работу государственной авиации при внезапных проверках боевой готовности, а также при перебазировании частей и подразделений государственной авиации; регулярные (нерегулярные) воздушные перевозки пассажиров и багажа, грузов и почты; полеты воздушных судов экспериментальной авиации; проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий и др. (ВК РФ, ст. 13). В России использование воздушного пространства осуществляется на основании разрешения соответствующего органа единой системы организации воздушного движения (ВК РФ, ст. 16).

Ответственность за нарушение правил использования российского воздушного пространства предусматривается отраслевым законодательством Российской Федерации.

Полеты самолетов и вертолетов органов внутренних дел и сил национальной безопасности России осуществляются с разрешения Министерства обороны и других компетентных органов в соответствии с требованиями основных правил полетов в воздушном пространстве России и Наставлением по производству полетов. Особые правила установлены для полетов иностранных военных самолетов. Для них требуется предварительное разрешение правительства, получаемое по дипломатическим каналам.

Иной правовой режим устанавливается для полетов в воздушном пространстве, на которое не распространяется суверенитет отдельных государств. Находясь в таком воздушном пространстве, каждое судно должно учитывать законные интересы других государств, соблюдать правовой режим воздушного пространства, установленный в соответствии с рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО), другими международно-правовыми актами (например, Конвенцией ООН по морскому праву). Воздушным судам, находящимся в воздушном пространстве над открытым морем, запрещается совершать незаконные действия в отношении воздушных судов других государств. Запрещается несанкционированное радиовещание, загрязнение атмосферы. Каждое воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия, регистрационный номер; в случае их отсутствия оно признается судном без национальности и лишается международно-правовой защиты.

Полеты военных самолетов в воздушном пространстве над открытым морем могут стать предметом регулирования международных соглашений. Так, по Соглашению с США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним (1972) экипажи самолетов одной стороны должны проявлять величайшую осторожность и благоразумие при приближении к самолетам другой стороны (ст. IV); они не должны создавать помех военным кораблям при выпуске и приеме самолетов, допускать имитации атак и применения оружия, выполнения различных пилотажных фигур над кораблями, сбрасывания вблизи них различных предметов (ст. IV). Протокол к этому Соглашению (1973) регулирует действия военных самолетов в отношении невоенных судов. В частности, запрещаются имитация атак путем разворота орудий, ракетных пусковых установок, торпедных аппаратов и имитации применения других видов оружия в направлении невоенных судов другой стороны, а также запрещается выбрасывать какие-либо предметы вблизи невоенных судов другой стороны таким образом, чтобы они представляли опасность для этих судов или помехи для мореплавания (ст. II).

Межправительственное соглашение США и России о повышении безопасности полетов (1998)[194] имеет целью упростить признание сторонами критериев летной годности и испытаний гражданской авиационной техники, ее одобрения в части воздействия на окружающую среду и квалификационной оценки летных тренажеров, а также условий надзора запредприятиями по техническому обслуживанию и предприятиями по изменению или модификации и летной эксплуатации поддержания эквивалентного уровня безопасности и качества окружающей среды в отношении безопасности авиации. Действует также российско-японское соглашение о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод и в воздушном пространстве над ним (1993).[195] Аналогичные соглашения заключены с Испанией (1990), Норвегией (1990), Нидерландами (1990) и др. Межправительственным соглашением с Латвией (1993) урегулирован порядок использования воздушного пространства этой страны авиацией Вооруженных Сил России.

Вопросы международного воздушного права решают некоторые международные организации, центральное место среди которых занимает Международная организация гражданской авиации (ИКАО) – специализированное учреждение ООН, созданное на основе Чикагской конвенции (1944). Высший орган ИКАО – Ассамблея, созываемая один раз в 3 года. Постоянный орган – Совет, состоящий из представителей стран – членов ИКАО. Основные цели ИКАО: разработка принципов и методов международной аэронавигации; содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта; обеспечение безопасности полетов, в том числе борьба с воздушным пиратством; разработка стандартов и рекомендаций, касающихся правил полетов, оборудования самолетов и аэродромов. Стандарты и рекомендации принимаются в виде приложений к Чикагской конвенции. К настоящему времени приняты десятки таких рекомендаций. Так, 25-я чрезвычайная сессия Ассамблеи (1984) приняла поправку к Чикагской конвенции, согласно которой государства – члены ИКАО обязуются принимать меры по недопущению преднамеренного противоправного использования гражданских воздушных судов.

В рамках СНГ действуют совместные структуры по использованию воздушного пространства. Органы Единой системы управления воздушным движением и противовоздушной обороны на территории государств-участников являются основными органами по вопросам управления и контроля за использованием воздушного пространства. Планы воздушного движения согласовываются с министерствами (комитетами) обороны государств-участников, на территории которых планируется использование воздушного пространства. О нарушениях порядка использования воздушного пространства органы Единой системы управления воздушным движением и противовоздушной обороны информируют министерства (комитеты) обороны государств-участников, на территории которых произошло нарушение. Координация действий по согласованию порядка использования воздушного пространства и его контролю возложена на Главный центр Единой системы управления воздушным движением и Центральный командный пункт Войск противовоздушной обороны России.

Охрана воздушного пространства СНГ включает в себя координацию усилий и взаимодействие войск и сил противовоздушной обороны государств-членов по охране границ в воздушном пространстве, защите группировок вооруженных сил, промышленных районов, административно-политических центров, населения от ударов средств воздушно-космического нападения. В концепции охраны воздушного пространства СНГ изложены основные направления построения и поддержания объединенной системы противовоздушной обороны в состоянии, обеспечивающем решение каждым из государств задач по созданию объединенной системы противовоздушной обороны, а также по ее взаимодействию с системами противовоздушной обороны и управлению воздушным движением сопредельных государств. Концепция включает в себя основные принципы противовоздушной обороны, в том числе военно-технические и основные направления подготовки войск и сил государств – участников объединенной системы противовоздушной обороны.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов?

32. Как соотносятся между собой право Европейского Союза, международное право и национальное право государств-членов? Система внутригосударственного права разных стран и система международного права долгое время развивались как два различных, мало между собой

60. Международное право

1. Понятие, предмет и метод правоведения Согласно Конституции РФ мы все живем в демократическом правовом государстве. Одним из основных принципов является то, что незнание закона не освобождает от ответственности . Правоведение предназначено для студентов, обучающихся

XI МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО

XI МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО Современное международное право в мирное и военное время призвано решать гуманитарные проблемы: будь то обеспечение пищей и водой, жильем, проблемы здравоохранения, борьбы с международной преступностью, против новых форм рабства и

XXI МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

XXI МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО Борьба с преступностью – внутреннее дело суверенных государств. На это неоднократно указывала Генеральная Ассамблея ООН. Она многократно подтверждала право каждого государства формулировать и осуществлять свою национальную политику

46. Международное воздушное право

46. Международное воздушное право Международное воздушное право – это отрасль международного права, представляющая собой совокупность специальных принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права в связи с использованием воздушного

47. Международное космическое право

47. Международное космическое право Международное космическое право – это совокупность международных принципов и норм, устанавливающих правовой режим космического пространства, включая небесные тела, и регулирующих права и обязанности участников космической

75. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ В ПРЕДЕЛАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ, ПОЛЕТЫ НАД ОТКРЫТЫМ МОРЕМ

75. МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ В ПРЕДЕЛАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ, ПОЛЕТЫ НАД ОТКРЫТЫМ МОРЕМ Международное воздушное право – отрасль международного права, представляющая собой совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм,

ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

ПРАВО ЕВРОСОЮЗА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО Согласно своим учредительным документам интеграционные объединения признают общепризнанные нормы и принципы международного права и обязуются им следовать. Однако реальное участие этих образований в международных делах и

2.1. Международное право

2.1. Международное право 2.1.1. Международно-правовые стандарты равноправия и недискриминации применительно к сексуальной ориентации и гендерной идентичности В настоящее время Российская Федерация не участвует ни в одном международном договоре, который бы прямо

Читайте также: