Виды воздушных судов и их классификация

Обновлено: 16.05.2024

Взаимодействие с воздушными массами, с помощью которого летательный аппарат поддерживается в атмосфере, имеет существенные отличия от взаимосвязи с воздухом, отражающимся от поверхности Земли. Понятие "воздушное судно" определяется действующим законодательством страны, а также Чикагской конвенцией. В России все суда, предназначенные для выполнения полетов, регистрируются в определенном порядке. Это является необходимым условием согласно установленным законам.

Определение летательного аппарата

Не все летательные аппараты причисляются к воздушным судам. Аппараты, которые поднимаются и перемещаются в воздухе только благодаря реактивной тяге или инерции, к ним не относятся. Это суда с определенным принципом поддержания, ракетная и космическая техника, неуправляемые аэростаты.

Аппараты для полетов подразделяются на классы. Ниже будут приведены основные из них:

  • А - свободные аэростаты;
  • В - управляемые аэростаты (дирижабли);
  • С - воздушные суда и другие;
  • S - космические летательные аппараты.

Воздушное судно

Гражданские суда (типы)

Воздушные суда гражданской авиации подразделяются на 2 типа: общего и коммерческого назначения в зависимости от целей их использования.

Если судно задействовано в области деятельности авиакомпаний, на коммерческой основе перевозящих людей и различные грузы, то оно классифицируется как судно коммерческого назначения. Если же воздушное судно используется для личных или деловых перелетов, то относится к авиации общего назначения.

Воздушные суда

В настоящее время возрастает востребованность второго типа авиации. Ей свойственно выполнять задачи, которые не в состоянии решить авиация, работающая на коммерческой основе. Гражданское воздушное судно авиации общего назначения в состоянии транспортировать небольшие грузы. Оно используется в авиационном спорте, для перевозки туристов, а также других целей. Это воздушное судно располагает возможностями ощутимо сэкономить время пассажиров.

Суда этой авиации не летают по расписанию, для осуществления взлета и посадки им не требуется большой аэродром. Люди, прибегающие к услугам гражданской авиации данного типа, могут сами выбирать путь следования до назначенного места, при этом им не требуется оформлять и регистрировать авиабилеты.

Воздушные суда неофициально классифицируются по своему удельному весу. Они могут быть легче или тяжелее воздушного пространства. Легкие суда (аэростат, дирижабль) могут подняться в атмосферу, не прибегая к помощи специальной силовой установки, а тяжелым (самолету, планеру) это не под силу. Тяжелые суда воздушные имеют различия в конструкции, с помощью которой они поддерживаются в атмосфере.

Полет воздушного судна (классификация)

Полеты данных судов классифицируются в зависимости от их назначения, особенностей пилотирования и навигации (по приборам и визуальные), района выполнения, высоты, местности и времени суток.

По назначению полеты классифицируются на:

  • транспортные, перевозящие людей и различные грузы;
  • выполняющие авиационные работы, связанные с сельским хозяйством, строительством, охраной природы и другими сферами деятельности;
  • учебные, предназначенные для обучения летного состава;
  • тренировочные, применяемые для закрепления знаний летчиков;
  • исследовательские, необходимые для проведения различных работ, и другие.

По району выполнения они бывают: аэродромными, площадными, трассовыми и внетрассовыми.

По высоте полеты делятся на проходящие на очень маленьких, малых, средних, больших, стратосферных высотах.

Полет воздушного судна

В зависимости от того фактора, над какой местностью они производятся (над равниной, горами, пустыней, водной поверхностью, полярными территориями), полеты также имеют свою определенную квалификацию.

Требования к экипажу

Экипаж воздушного судна несет ответственность за его функционирование. В его состав могут входить лица, обладающие полным багажом специальных знаний и имеющие документы о квалификации, подтверждающие данный факт. Летный состав экипажа может быть допущен к проведению полетов только решением медицинской комиссии, должен иметь необходимый для работы налет часов.

Экипаж воздушного судна

Определенные нормы, которым должны соответствовать члены экипажа, прописаны в Воздушном кодексе нашей страны.

Летный состав экипажа

Командир, второй пилот, бортинженер обычно являются членами летного состава экипажа. Командир отвечает за безопасность воздушного судна и лиц, присутствующих на его борту. Он держит под контролем все работы, проводимые на борту судна, имея для этого всего необходимые полномочия.

Второй пилот является помощником командира, он наделен правом выполнять его обязанности.

Бортинженер непосредственно следит за состоянием механизмов и оборудования, без слаженной работы которых воздушное судно не сможет функционировать должным образом.

Технический персонал

Основной обязанностью бортпроводников считается контроль безопасности пассажиров, выполнение действий, установленных специальным регламентом. В случае возникновения нестандартной ситуации эти люди отвечают за проведение эвакуации пассажиров. Также бортпроводники обязаны создавать комфортные условия лицам, находящимся на борту судна.

Гражданское воздушное судно

Обслуживающий персонал находится в подчинении у старшего бортпроводника, который свои действия координирует с командиром.

Воздушное судно всегда управляется людьми - летным составом или дистанционным способом. В любое мгновение полета человек может контролировать процесс его работы.

Сфера гражданской авиации является одной из тех областей, которым свойственно стремительное развитие. Существует более нескольких десятков различных видов авиалайнеров, различающихся особенностями своей конструкции. Каждая компания, занимающаяся самолетостроением, выпускает по нескольку различных экземпляров одной модели, имеющих разное предназначение. В нашей статье мы предлагаем рассмотреть все существующие виды самолетов, использующихся в гражданской и военной авиации.

виды самолетов

Авиастроительство – развитая отрасль мировой экономики, которая выпускает большое разнообразие воздушных судов

Типология воздушных лайнеров

Специалисты в области авиации пользуются определенными критериями, для того чтобы классифицировать разные виды воздушных кораблей. Наиболее важным критерием является основное предназначение летательного средства. Все существующие лайнеры можно разделить на самолеты, имеющие гражданское предназначение и военную технику. Каждую из этих категорий можно разделить на несколько разных групп. Некоторые эксперты используют такой параметр классификации как скорость воздушного судна. Использование данного классификатора позволяет выделить дозвуковые, сверхзвуковые, трансзвуковые и гиперзвуковые модели. В данном случае, ученые учитывают, на сколько скорость конкретного лайнера превышает скорость звука.

На сегодняшний день авиалайнеры, способные преодолевать звуковой барьер, применяются в военных и научных целях. Следует обратить внимание на тот факт, что некоторые из самолетов, способных преодолеть данный барьер, используются как частные транспортные средства. Некоторые ученые предпочитают разделять все воздушные судна на несколько отдельных групп, используя такой классификатор, как способ управления. Пилотируемые летные средства используются как в гражданской, так и военной авиации. Самолеты, летающие на автопилоте, широко используются учеными.

Многие ученые, изучающие типологию воздушных кораблей, используют классификацию, основывающуюся на особенностях конструкций летного средства. В этом случае учитывается аэродинамическая модель, форма крыла и хвостовой части, а также особенности фюзеляжа. Помимо этого, некоторые эксперты выделяют группу, в которую входят все летные средства, имеющие уникальную конструкцию шасси.

Последним классификатором, который используется в данной сфере, является метод монтажа двигателей и их особенности. Помимо воздушно-реактивных и мускульных конструкций, существуют электрические и ядерные устройства. Некоторые авиастроители устанавливают на свои изделия двигатели внутреннего сгорания в комбинации с одним из вышеперечисленных вариантов.

Функциональность воздушных кораблей

Используя данный классификатор, все летные средства можно разделить на две отдельных категории. К первой категории относятся военные авиалайнеры, а ко второй – борта, имеющие гражданское предназначение. Помимо этого, существует третья группа, которой редко уделяется достойное внимание. К этой группе относятся все экспериментальные летные средства. В каждой категории можно выделить несколько главных групп, к которым относятся все самолеты, имеющие одинаковую функциональность и назначение. Для начала предлагаем рассмотреть основные типы самолетов, что используются в гражданской авиации.

Гражданская авиация

Для того чтобы лучше понимать особенности данной группы, необходимо уделить внимание типам и подвидам летательных средств, относящихся к этой категории. Эксперты в сфере авиации выделяют четыре основных варианта гражданских летных средств:

  1. Пассажирские воздушные корабли.
  2. Самолеты для перевозки грузов.
  3. Учебные самолеты.
  4. Летные средства, имеющие специальное назначение.

Все модели воздушного транспорта, предназначенного для пассажирских авиаперевозок, можно разделить на несколько отдельных типов в зависимости от продолжительности маршрута. Это могут быть самолеты, предназначенные для местных рейсов или магистральные воздушные судна. Помимо этого, можно выделить отдельную подгруппу, где учитывается вместимость воздушного судна и максимальное расстояние, которое самолет может преодолеть без дозаправки. Данная классификация самолетов выглядит следующим образом:

  1. Самолеты, способные преодолеть дистанцию до двух тысяч километров.
  2. Лайнеры, способные летать на расстояние до четырех тысяч километров.

Магистральные модели, способные преодолеть расстояние более десяти тысяч километров.
Все воздушные судна, использующиеся в гражданской авиации, можно разделить на несколько отдельных категорий в зависимости от вместимости транспортных средств. Тяжелые транспортные средства могут вместить более ста пассажиров. Средние модели позволяют перевести до пятидесяти пассажиров одновременно. Легкие самолеты предназначены для перевозок около двадцати пассажиров.

Военные самолеты

название самолетов

Самолёт – это летательный аппарат, главным свойством которого является способность совершать полёты в просторах земной атмосферы, используя нужные силовые установки

Конструктивные особенности

Эксперты в области авиации используют пять основных классификаторов с целью определения принадлежности летного средства к одной из вышеописанных категорий. В первую очередь изучается способ крепления крыльев к основной конструкции. Помимо этого, необходимо учитывать особенности фюзеляжа, тип шасси и расположение оперения.

Одним из важных факторов является количество используемых двигателей и место их фиксации.

Использование классификации по типу крыла позволяет разделить воздушные корабли на следующие категории: полипланы, бипланы и монопланы. Категория монопланов включает в себя низкоплановые и высокоплановые судна. Этот параметр определяет, как именно крепятся крылья к фюзеляжу. В том случае, когда используется типология самого фюзеляжа, все воздушные лайнеры разделяются на группу двухбалочных и однофюзеляжных моделей.

Одним из важных показателей, оказывающих влияние на скорость полетов, является аэродинамика воздушного судна. Немалую роль в этом вопросе играет вид шасси и способ крепления опор. Данные части конструкций могут быть изготовлены на основе гусеничной, поплавковой или роликовой системы. Помимо этого, существуют комбинированные конструкции, создающиеся на основе воздушной опоры.

По мнению специалистов в области авиастроения, при классификации самолетов очень важно учитывать расположение двигателей. Они могут быть установлены как на крыльях, так и на самом фюзеляже. Некоторые транспортные средства оборудованы всего одним двигателем. В пассажирских моделях используется несколько пар моторов.

Заключение

На сегодняшний день существует довольно много разных летательных аппаратов, но не каждый из них называется самолетом. Под этим термином понимают любое воздушное судно, которое предназначено для полетов в небе за счет силовой установки, которая создает тягу и крыла, которое все время остается недвижимым. Именно недвижимое крыло является главной характеристикой самолета, отличающей его от любых других летательных средств.

На сегодняшний день существует огромное количество классификаций самолета. Например, по количеству крыльев, по аэродинамической системе, по типу шасси и по скорости.

В этом тексте мы рассмотрим одну из основных типологий. Любые самолеты, в первую очередь, разделяются по предназначению. Они бывают гражданскими, военными и экспериментальными. Каждая из этих категорий, в свою очередь также разделяется на несколько видов.

Самолет

Гражданские

Сегодня самым известным и часто используемым авиалайнером современности называют американский самолет модели Douglas DC-3. Он впервые совершил полет с пассажирами еще в далеком 1935 году. За прошедшее время самолет совершенствовали, на его основе создавались многие другие модели, в том числе и советской авиации.

Гражданские самолеты могут быть транспортными, учебными и специального применения. Транспортные, в свою очередь, делятся на по назначению:

  • Грузовые — для транспортировки грузов;
  • Пассажирские — те самолеты, которыми мы летаем;

Разновидностей таких транспортных средств очень много. Проще всего их делить просто по производителю. На самом деле подавляющее большинство самолетов мира произведено такими компаниями:

Boeing

Airbus

Эта компания на сегодня является главным конкурентом вышеописанного Боинга, хотя и была основана намного позже — в 1970 году. Эта европейская компания, на сегодняшний день главный ее офис находится во Франции. Некоторые модели этого производителя отличаются экономичностью, что делает их серьезным конкурентом Боингам.

Военные

Военные самолеты созданы для ведения боевых действий, то есть защиты от врага или же наоборот, нападения. Они подразделяются на некоторые виды, но в целом, могут выполнять самые разные задачи — в зависимости от сложившийся ситуации.

Бомбардировщики

У этого подвида военных самолетов по сути одна задача — уничтожение каких-либо наземных объектов с воздуха. Это происходит посредством сброса на цель бомб или ракет. На сегодняшний день существует очень много различных моделей, среди самых часто используемых Су-24 и Су-34.

Истребители

Интересно, что в самых первых моделях истребителей, был установлен не пулемет, как сегодня, а револьвер, поэтому скорость стрельбы была куда ниже.

Истребители-бомбардировщики

Естественно, две вышеописанные модели соединили, чтобы получить универсальную модель, совмещающую в себе функции обоих видов. Главное преимущество этой разновидности — возможность бомбить любые наземные цели вообще без прикрытия. Такие самолеты очень легкие, маневренные и оборудованы мощным вооружением. Самые удачные модели Миг-27, Су-17, SEPECAT Jaguar.

Перехватчики

На самом деле это не совсем отдельный класс, просто подвид истребителей. Главное отличие в том, что перехватчики созданы для уничтожения конкретной цели, а именно вражеских бомбардировщиков. По строению они также немного отличаются — такие модели дополнительно оборудованы радиолокационным оборудованием. известные модели — Су-15, Су-9 и другие.

Штурмовики

Предназначение штурмовиков — поддержать с воздуха сухопутные войска. Также их часто использовали и просто для поражения разных объектов. Самая популярная модель называется Ил-2 и этот самолет самый массовопроизводимый в истории — было выпущено почти 37 тысяч единиц.

Классификация самолетов производится по разным признакам и основному назначению летательных аппаратов. Классификации подаются летные, технические характеристики и типы использованных двигателей, кроме этих параметров, учитывается еще большое количество особенностей, которые и подразделяют самолеты на разные типы. Ниже будут рассмотрены классификации самолетов по особенностям силовой установки и конструктивным особенностям.


Классификация самолетов с учетом конструктивных особенностей по И.Г. Житомирскому.

С учетом аэродинамической схемы:

Нормальная схема строения.

Конвертируемая – наиболее ярким представителем этого типа является самолет Ту-144.

Тандем – летательный аппарат, имеющий два крыла, которые расположены друг за другом.

Продольный триплан – хвостовое оперение горизонтального типа, а остальное – переходного типа.

В зависимости от расположения крыла

По количеству установленных крыльев:

Триплан – самолеты оснащены тремя крыльями.

Полутораплан – нижнее крыло значительно короче, чем верхнее.

Биплан – самолет с двумя крыльями, которые в большинстве случаев расположены один над другим.

Моноплан – самолеты с одной несущей поверхностью.

По типу расположения крыльев (монопланы):

Набор внешней части крыла (моноплан):

Набор внешней части крыла (полипланы):

В зависимости от формы крыльев:

В зависимости от типа стреловидности крыльев:

Прямое с углом стреловидности в 0 градусов.

Изменяемой стреловидности во время осуществления полета.

Особый тип строения крыла:

В зависимости от хвостового оперения:

Нормальное – с применением одного киля и стандартного горизонтального оперения.

Классификация самолетов по назначению

Летные геометрические и весовые характеристики, общая компоновка, применяемое оборудование, а также конструкция отдельных частей во многом определяются назначением самолета. По назначению все самолеты можно разделить на две большие группы: 1) гражданские и 2) военные.

Гражданские самолеты
Гражданские самолеты служат для перевозки пассажиров, грузов, почты и для обслуживания различных отраслей народного хозяйства. Они, в свою очередь, могут быть разделены на следующие основные типы.

1. Пассажирские самолеты, предназначенные для перевозки пассажиров, багажа и почты. В зависимости от дальности полета, количества перевозимых пассажиров, размеров и типа взлетно-посадочных полос эти самолеты делятся на магистральные и самолеты местных линии.

Магистральные самолеты в зависимости от дальности полета делятся на:
а) ближние с дальностью полета 1000…2000 км;
б) средние с дальностью полета 3000…4000 км;
в) дальние с дальностью полета 5000…11 000 км.

Самолеты местных линий подразделяются на:
а) тяжелые с числом пассажиров 50…55;
б) средние с числом пассажиров 24…30;
в) легкие с числом пассажиров 8…20.

2. Грузовые самолеты, основным назначением которых является перевозка различных грузов.

3. Самолеты специального назначения, применяемые в различных областях народного хозяйства. Это самолеты полярной, сельскохозяйственной, санитарной авиации, самолеты для геологической воздушной разведки, для охраны лесов от пожаров, для аэрофотосъемок и др.

4. Учебные самолеты, служащие для подготовки пилотов. Они подразделяются на самолеты первоначального обучения и переходные. Самолеты первоначального обучения — это двухместные самолеты, достаточно простые в освоении и технике пилотирования. Переходные самолеты служат, для обучения пилотов полетам на находящихся в эксплуатации серийных самолетах.

Военные самолеты служат для нанесения ударов с воздуха по военным объектам, коммуникациям, живой силе и технике противника в его тылу и в прифронтовой полосе, для защиты своих объектов .и войск от авиации противника, для высадки десантов, транспортировки войск, техники и грузов, для разведки, связи и л.

В зависимости от конкретного назначения военные самолеты можно разделить на следующие типы.
1. Бомбардировщики, назначением которых является нанесение бомбовых ударов по важнейшим объектам, узлам коммуникаций, местам сосредоточения техники и живой силы противника в его тылу.

2. Истребители, которые служат для борьбы с авиацией противника. Они, в свою очередь, могут быть разделены на несколько видов:
а) истребители сопровождения, предназначенные для защиты от авиации противника своих бомбардировщиков, выполняющих боевую задачу;
б) фронтовые истребители, обеспечивающие защиту своих войск от
авиации противника над полем боя и в прифронтовой полосе;
в) истребители противовоздушной- истребители перехватчики, назначением которых является перехват и уничтожение бомбардировщиков противника.

3. Истребители-бомбардировщики, снабженные бомбами, ракетным и пушечным вооружением и служащие для нанесения ударов по объектам в районе передовых позиций и в ближнем тылу противника и для уничтожения его авиации.

4. Военно-транспортные самолеты, используемые для высадки десантов, транспортировки войск, техники и различных, грузов.

5. Самолеты-разведчики, предназначенные для ведения воздушной разведки в тылу противника и над театром военных действий.

6. Вспомогательные самолеты, куда относятся самолеты-корректировщики, самолеты связи, санитарные и т.п.

Основные части самолета и их назначение
Основными частями самолета являются крыло, фюзеляж, оперение, шасси и силовая установка.

Крыло — несущая поверхность самолета, предназначенная для создания аэродинамической подъемной силы.

Фюзеляж — основная часть конструкции самолета, служащая для соединения в одно целое всех его частей, а также для размещения экипажа, пассажиров, оборудования и грузов.

Оперение — несущие поверхности, предназначенные для обеспечения продольной и путевой устойчивости и управляемости.

Шасси — система опор самолета, служащая для взлета, посадки, передвижения и стоянки на земле, палубе корабля или на воде.

Силовая установка, основным элементам которой является двигатель, служит для создания тяги.

Кроме этих основных частей самолет имеет большое количество различного оборудования. На нем устанавливаются системы основного управления (управления рулевыми поверхностями: элеронами, рулями высоты и направления), вспомогательного управления (управление механизацией, уборкой и выпуском шасси, створками люков, агрегатами оборудования и т.п.), гидро и пневмо оборудование, электро оборудование, высотное, защитное оборудование и др.

Классификация самолетов по схеме
Классификация самолетов по схеме производится с учетом взаимного расположения, формы, количества и типа отдельных составляющих самолет агрегатов. Схема самолета определяется следующими признаками:

1) количеством и расположением крыльев;
2) типом фюзеляжа;
3) расположением оперения
4) типом шасси;
5) типом, количеством и расположением двигателей.

Полностью охарактеризовать схему самолета можно лишь на основании всех этих пяти признаков. Классификация же лишь по одному или нескольким из них не может дать полного представления о схеме.

По количеству крыльев все самолеты делятся на бипланы и монопланы, а последние в зависимости от взаимного расположения крыла и фюзеляжа — на низко планы, среднепланы и высоко планы. По типу фюзеляжа самолеты делятся на одно фюзеляжные и двух балочные. В зависимости от условий взлета и посадки самолёты могут Иметь шасси колесное, лыжное, поплавковое. У гидросамолетов фюзеляж может выполнять функции и лодки. Встречаются смешанные схемы: колесно-лыжное шасси, лодка-амфибия.

В качестве основных двигателей на современных самолетах применяются поршневые и газотурбинные двигатели. Наибольшее распространение в настоящее время получили газотурбинные двигатели, которые, в свою очередь, делятся на турбовинтовые, турбореактивные, турбореактивные с форсажем и турбореактивные двухконтурные. Выбор типа двигателей, их количества и расположения определяется в значительной степени назначением самолета и оказывает существенное влияние на его схему.

Авиация — разбивка по классификации

Военная авиация (ВА) – это, во-первых, ЛА военного назначения, использующие для полета в околоземном воздушном пространстве принципы аэродинамики; во-вторых, это воинские формирования, командования ВВС, имеющие на вооружении различные классы ЛА, а также аэродромы и различные технические средства для обеспечения их полетов.

В общем случае ВА может включать 6 видов (рис. 1):

Рис. 1. Классификация военной авиации по видам

1. Стратегическая (дальняя) авиация

2. Тактическая (фронтовая) авиация

3. Армейская авиация (авиация сухопутных войск)

4. Авиация военно-морского флота

Авиация ВМФ может подразделяться на: палубную (авианосную), базовую, а в США еще и морской пехоты.

5. Военно-транспортная авиация (ВТА)

Под классом ЛА понимают его основное тактическое предназначение, определяемое комплектом вооружения, технического оснащения, а, следовательно, присущими ему боевыми свойствами и ТТХ.

В ВА различают следующие классы ЛА:

В составе комплекта вооружений ЛА боевых классов обязательно имеются такие, которые позволяют применять их в воздушном бою или наносить удары по различным объектам.

Боевые классы ВА включают: стратегические бомбардировщики, тактические истребители, истребители-перехватчики ПВО (ИА ПВО), вертолеты огневой поддержки (ВОП), самолеты и вертолеты противолодочной обороны (ПЛО) и др.

Предназначением ЛА боевого обеспечения является создание необходимых условий своим ударным силам различных видов и родов для эффективного ведения боев.

В настоящее время в развитых странах имеются ЛА для решения следующих задач боевого обеспечения:

· дальнего радиолокационного обнаружения и управления (наведения);

· целеуказания различными огневыми средствами;

· радиоэлектронного подавления радиоэлектронных систем (РЭС);

· связи и ретрансляции;

· тактические транспортно-десантные и многоцелевые.

К ЛА специального обеспечения можно отнести:

· самолеты-заправщики всех видов ВА;

· транспортные самолеты ВТА;

· ЛА для ведения метеорологической разведки;

· ЛА для спасения экипажей, потерпевших аварии или сделавших

вынужденные посадки и др.

К ЛА вспомогательного назначения относятся: учебные, учебно-тренировочные, учебно-боевые и другие.

Одним из перспективных направлений развития СВН в настоящее время считаются дистанционно-пилотируемые ЛА (ДПЛА) и беспилотные ЛА (БПЛА) различного назначения. Они при значительно меньшей стоимости производства и боевого применения способны эффективно выполнять значительную часть задач, присущих пилотируемым ЛА. Благодаря этому, широкое применение ДПЛА в войне позволяет не только избежать больших потерь экипажей ВВС, но и значительно снизить материальные затраты на ведение боевых действий. Кроме указанного, преимуществами ДПЛА перед самолетами ВА аналогичного назначения могут быть: меньшие геометрические размеры, а, следовательно, и уязвимость.

В США и во многих европейских странах на вооружении и в разработке находятся ДПЛА в основном для ведения различных видов воздушной разведки.

Значительно возросшая в локальных войнах эффективность огневых средств ПВО привела к интенсивной разработке и другого вида беспилотных СВН – крылатых ракет (КР).

Крылатыми называются ракеты, управляемый полет которых осуществляется в воздушном пространстве с использованием принципов аэродинамики.

Основным тактическим предназначением современных КР является нанесение ударов по различным объектам, ядерными боеприпасами. Кроме типа боевого снаряжения КР подразделяются про масштабу решаемых боевых задач (стратегические и тактические), а также виду базирования, т. е., месту расположения транспортно-пусковых контейнеров на наземные, авиационные и морские.

Читайте также: