Виды судов при петре

Обновлено: 19.05.2024

В тот период, когда Петр взошел на престол, Россия воевала практически на всех фронтах, а фактический выход к морю был только в архангельском направлении. Турки, поляки, шведы – все морские пути были отрезаны, поэтому Петр I поставил своей целью открыть для страны морские пути и создать собственный военный флот.

В конце XVII в. Россия в экономическом развитии все еще значительно отставала от западноевропейских стран. Причиной тому служили не только последствия татаро-монгольского нашествия, но и продолжавшиеся изнурительные войны: на юге - с Турцией , на западе - с Польшей , на северо-западе - со Швецией . Единственным выходом страны на внешний рынок был Архангельский порт, основанный в 1584 г. Выйти на берега Черного и Балтийского морей было для России исторической необходимостью.

Так для Петра I сместившего на российском престоле в 1682 году Софью, была предопределена цель, достижение которой стало содержанием его государственной деятельности. Более всего юного царя влекло морское дело.

Кораблестроение при Петре I Азовский флот, Балтийский флот, Пётр I, верфь, военные корабли, история, корабли, флот

Источник: pp.vk.me

Осознание о необходимости создания регулярного военно-морского флота в России к Петру пришло после поражения российской армии под турецкой крепостью Азов в первом Азовском походе в 1695 году. Отправив тридцатитысячное войско, Петр I потерпел полное поражение. Осада крепости привела только к крупным потерям. Один из главных факторов поражения состоял в том, что в осажденную крепость турецкий флот доставлял новых солдат, боеприпасы, провиант. Тогда Петр понял, что без поддержки с моря Азов не взять.

Всю зиму 1696 года, Петр I готовил российскую армию к новому походу. Возвратившись из-под Азова , Петр созывает совет, на котором было решено строить флот в Преображенском: 22 галеры по образцу голландскому, 4 брандера, 3 фрегата и 2 галеаса и везти их для сборки в Воронеж ; на ближних к Воронежу плотбищах - Козлове, Добром, Сокольске сделать 1300 сплавных стругов для войска, 300 лодок и 100 плотов; в Воронеже учинить Адмиралтейство и цейхгауз, заложить 2 корабля и дома для работных людей рубить непрестанно.

Кораблестроение при Петре I Азовский флот, Балтийский флот, Пётр I, верфь, военные корабли, история, корабли, флот

Источник: pp.vk.me

На этот раз туркам отбиться не удалось, хотя оборонялись они отчаянно. Русский флот препятствовал подвозу к осаждённой крепости боеприпасов и продовольствия. Туркам пришлось сдаться.

После войны с Турцией за обладание Азовским морем устремления Петра I были направлены на борьбу за выход к Балтийскому морю, успех которого предопределялся наличием военной силы на море. Отлично понимая это, Петр I приступил к строительству Балтийского флота.

За период с 1695 по 1710 г. Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. Но просуществовал он недолго. В 1711 г. после неудачной войны с Турцией , по Прутскому мирному договору, Россия вынуждена была отдать туркам побережье Азовского моря, и обязалась уничтожить Азовский флот.

БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ ПЕТРА I

Датой основания Балтийского флота принято считать 18 мая 1703 года. Именно в этот день под командованием Петра I флотилия из 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семеновского полков одержала первую боевую победу, захватив в устье реки Невы два шведских военных корабля.

Кораблестроение при Петре I Азовский флот, Балтийский флот, Пётр I, верфь, военные корабли, история, корабли, флот

Источник: pp.vk.me

Однако темпы кораблестроения с 1723 года резко снижаются. С 1722 по 1725 года было построено 9 линейных кораблей, 3 фрегата, одна шнява, 22 вспомогательных и одно гребное судно. В 1724 году в составе Балтийского флота числилось 32 линейных корабля (от 50 до 96 пушек на каждом), 16 фрегатов, 8 шняв, 85 галер и много небольших парусных и гребных судов. Одновременно, с 1722 года резко снижаются темпы кораблестроения. В последние годы царствования Петра закладывалось не более 1-2 кораблей в год.

Корабли, созданные при Петре I

Фрегат " Пётр и Павел"

Основные размеры корабля: длина максимальная 32,85 м, длина по ватерлинии 27,3 м, ширина 7,2 м, осадка 2,75 м. На одной закрытой и на открытой палубах могло быть размещено до 40 пушек.

Линейный корабль 4 ранга "Гото Предестинация"

Общее число орудий: 58
Мощность бортового залпа: 316 фунтов
Длина по ватерлинии: 36 м
Ширина по мидельшпангоуту: 9,5 м
Высота: 45,8 м

Линейный корабль "Полтава"

Корабль получил своё название в честь важной победы, одержанной русской армией над шведами в Полтавской битве, и стал первым линейным кораблём, заложенным и построенным в Санкт-Петербургском адмиралтействе.

Водоизмещение: 1100—1200 тонн
Длина по верхней палубе: 39,82 м
Длина по килю: 34,6 м
Ширина по мидельшпангоуту: 11,69 м
Высота: 45,8 м
Осадка: 4,6 м
Общее число орудий: 54
Мощность бортового залпа: 354 фунта

Корабль 3 ранга "Крепость"

Длина по ватерлинии: 37,8 м
Ширина по мидельшпангоуту: 7,3 м
Осадка: 4 м
Общее число орудий: 46/52

Один из крупнейших в мире кораблей своего времени. Первый 100-пушечный трёхпалубный линейный корабль российского флота. Строился на верфи Санкт-Петербургского Адмиралтейства с 1723 по 1727 год для Балтийского флота по проекту и под руководством лично Петра I.

Водоизмещение: 2000 тонн
Длина по верхней палубе: 55,1 м
Длина по гондеку: 45,29 м
Ширина по мидельшпангоуту: 15,5 м
Осадка: 5,5 м

Содержание

Адмиралтейства

Флот Петра Великого, часть III (Russia Pragmatica III)

Адмиралтейства в России были введены Петром I, который сам заимствовал эту идею у англичан и голландцев. Это были крупные центры судостроения и судоремонта, целиком казенные, которые должны были обеспечивать флот кораблями первостепенной важности. Однако в организации русских адмиралтейств уже с середины 1690-х годов стал играть Роман Михайлович Романов, сподвижник Петра и выдающийся организатор всего и вся в будущей Российской империи. Используя собственные наработки, а с 1699 года также увиденное им во Франции и Венеции, он превратил русские адмиралтейства в настоящие промышленные комплексы, разносторонние и сложные, имеющие четкую иерархическую структуру командования и прекрасную организацию труда. Именно вокруг адмиралтейств стали формироваться крупные производства необходимой флоту продукции – канатов, парусов, мачт и реев, создавались запасы смолы, дегтя и прочего сырья. Имелись ветряные лесопилки, мельницы, ткацкие машины и многое другое. При адмиралтействах росли крупные хранилища леса, где тот вымачивался и сушился под четким контролем флотских специалистов. В результате эти центры судостроения стали наглядным примером эффективной концентрации производства, где в одном месте готовилось все необходимое для постройки кораблей, и тут же строились сами корабли. При этом адмиралтейства развивались и совершенствовались годами, превращаясь в огромные производственные комплексы, сравниться с которыми в России долгое время не сможет ни один завод, не считая разве что Петрозаводска и Демидовского Урала.

Особым было отношение к рабочей силе. Даже сам Петр I, успевший поработать на голландских и английских верфях, видел, что на русских рабочие работают не так эффективно, строят медленнее и менее качественно. Если возникновение судостроительных традиций при правильном подходе было вопросом времени, то к рабочей силе явно требовался особый подход – текучка кадров, приводившая к постоянно низкому уровню квалификации, была совершенно недопустимой. Потому уже с 1699 года рабочие на государевых верфях и адмиралтействах получали особый статус, юридическую защиту, привилегии и немалое по меркам времени жалование. Вкупе с некоторыми принудительными мерами это заставляло рабочих оставаться на выгодных местах, и со временем, по мере наработки опыта, они становились вполне квалифицированными судостроителями. Не менее важной оказалась преемственность – рабочих старались селить в достаточно хороших условиях близ адмиралтейств вместе с семьями, и дети их как правило поступали работать на те же верфи, выступая подмастерьями. Была введена система из 5 рангов рабочих – чем выше был ранг, тем больше привилегий предоставлялось, и тем больше ему платили за работу. Корабельные мастера, представленные иноземцами и русскими, также получили достаточного привилегированный статус, что должно было закрепить их за адмиралтействами и Россией. Важной особенностью адмиралтейских рабочих было то, что при простое они продолжали получать жалование, пускай и несколько уменьшенное – так адмиралтейства не теряли кадры во время вынужденной пассивности [1] .

Петру I настолько понравилась идея адмиралтейств, что он стал создавать их везде где только можно. Так, были основаны целиком речные Астраханское, Казанское и Преображенское адмиралтейства, которые недалеко ушли от обычных речных верфей, причем Преображенское очень быстро прекратило свое существование, а Казанское и Астраханское сосредоточились на строительстве и поддержании Каспийской флотилии. Недолго прожило и Воронежское адмиралтейство, которое сильно зависело от водного режима Дона, и потому в 1742 году его решено было упразднить, а рабочих и мощности перевести в строящийся Николаев. Адмиралтействами так и не стали Новоладожская и Онежская верфи, построенные перед Северной войной, и в ходе ее занимавшиеся строительством гребного и малого парусного флотов. После войны их продали в частное владение под государственным контролем, и они стали заниматься строительством каботажного и торгового флота, иногда привлекаясь к государственным заказам. Не стали превращать в адмиралтейство и Соломбальскую верфь, хотя та в скором времени по своим масштабам уже вполне себе соответствовала столь высокому статусу – причиной тому послужил тот факт, что саму верфь так и не перевели под государственный контроль, и она осталась частным владением князей Невских. Адмиралтейство в Таганроге после переезда основных мощностей в Керчь было превращено в большой заготовительный комплекс для древесины.

Главными адмиралтействами Балтийского моря так и остались Петроградское (позднее станет известно как Адмиралтейская верфь) и Кронштадтское, к которым в 1720-е годы добавилось небольшое Охтинское. При этом второе занималось преимущественно ремонтом, снаряжением и тимберовкой кораблей, в то время как первое являлось главным судостроительным центром. Оно постоянно росло в размерах, и вскоре заняло большое пространство на южном берегу Невы, и включило в себя как стапели и эллинги для крупных кораблей, так и большие слипы для быстрого строительства гребных судов, для чего была даже де-юре выделена отдельная верфь – Галерная, тесно связанная с главным адмиралтейством. При необходимости это адмиралтейство могло форсировать работы, и спускать в год до 6-8 линейных кораблей, или по сотне скампавей. Последние строились по четко отлаженной еще в Северную войну схеме поточного производства, которое шло на нескольких боковых слипах, где одновременно строились по нескольку петровских полугалер. Охтинское адмиралтейство быстро стало производителем специальной продукции – фрегатов и купеческих судов с высоким качеством выделки и материалов, что позволяло им совершать дальние плавания, включая кругосветные.

На Черном море основных адмиралтейств было два, хотя исторически насчитывалось больше казенных верфей, и к тому же они имели крайне запутанную и связанную друг с другом историю. Основным адмиралтейством считалось Николаевское, основанное в 1742 году. Де-юре его строили с нуля, однако де-факто сюда перевели все производственные мощности и рабочих из Воронежа, что ускорило строительство всех необходимых мощностей. В Николаеве строились корабли малых и средних размеров, так как с выводом в море крупных существовали проблемы – глубины устья Южного Буга и Днепро-Бугского лимана не превышали 3 метров, из-за чего с выводом крупнотоннажных кораблей на большую воду существовали проблемы, и приходилось вести недостроенные корабли в Севастополь на буксире, или же доснаряжать их в районе Очакова, а до того вести на камелях. К 1760-м годам были проведены дноуглубительные работы, которые сначала увеличили глубину фарватера до 5 метров, а к концу столетия – до 7 и более, в результате чего появилась возможность строить в Николаеве корабли любого тоннажа без камелей, и город стал главным судостроительным центром России на юге.

До этого момента главную роль на Черном море играло Севастопольское адмиралтейство. Его история стала ярким примером того, как бурно развивалось русское судостроение в этом регионе в начале XVIII века. Изначально строительство Азовского флота шло на Воронежском адмиралтействе, но после взятия Азова и основания нового города на берегах теплых морей значительная часть мощностей и рабочих была перевезена в строящийся Таганрог, и стала работать как Таганрогское адмиралтейство. Там были отстроены первые действительно морские корабли для Азовского флота, с осадкой до 4,5-5 метров, однако для строительства полноценного флота этого было мало. В результате в 1715 году было решено перенести адмиралтейство из Таганрога под Керчь, где возможности для судостроения были лучше, и в теплые зимы даже имелась возможность строить корабли круглогодично. Но и там имелись проблемы со строительством и базированием флота, в результате чего мощности Керченского адмиралтейства в 1742 году почти целиком перенесли в Ахтиарскую бухту, где уже существовало относительно небольшое Севастопольское адмиралтейство. Там условия для базирования флота и судостроения были самыми удобными, потому упор был сделан на развитие местной инфраструктуры, и Севастополь стал главной базой Черноморского флота. Единственной проблемой стал подвоз материалов, который осуществлялся аж с реки Дон, по Азовскому морю и вдоль берега Крыма. Из-за этого было решено сохранить часть производственных мощностей в Керчи, а в Севастополе строить лишь самые крупные корабли. Керченское адмиралтейство было окончательно упразднено в 1776 году, будучи проданным частнику, а в Севастопольском после углубления фарватера Южного Буга судостроение уже практически не велось, не считая лишь кораблей I ранга. Впрочем, от этого оно не прекращало постоянно модернизироваться и улучшаться, превращаясь в первоклассный центр по обслуживанию нужд Черноморского флота Российской империи.

Что же касается Сибирской флотилии, то для ее нужд полноценные адмиралтейства во времена дерева и паруса не строились из-за чрезмерной дороговизны подобных проектов, в значительном отрыве от производственных мощностей метрополии. Тем не менее, верфи с несколько расширенным функционалом имелись в Охотске и Петропавловске, куда древесина свозилась из различных мест и заготавливалась по мере возможности, и там же строились основные корабли флотилии. Еще одна верфь имелась в Нижнекамчатске, где строились небольшие суда. К концу XVIII века появилась еще одна верфь — в Новоархангельске, на Аляске, которая также занялась строительством малых военных судов для нужд Сибирской флотилии. Несмотря на то, что достаточно крупные корабли приходилось уже перегонять из Европы вокруг света, местные верфи имели некоторые признаки адмиралтейств, включая преемственность поколений рабочих, которые поселялись у верфей, и десятилетиями работали на них, пользуясь всеми привилегиями казенных судостроителей.

Русская система судостроения

Объем организационных работ, инноваций, внедрения иноземных и отечественных идей в области судостроения не пропал зря. Не угас и мощный толчок, который был дан Петром I и великим князем Невским в развитии флота, в результате чего даже после их смерти продолжилось развитие российских военно-морских сил. Во время управления морским министерством Петром Ивановичем Сиверсом (1727-1740) все судостроение, типы кораблей и организация флота стали принимать вид устоявшейся системы, которая получила название русской. Это было весьма впечатляющее достижение для страны, которая всего 50 лет назад не имела флота, а теперь уже формировала собственную, аутентичную военно-морскую систему на основе иноземного и личного опыта [2] . До этого в Европе существовало не так много систем – британская, французская, испанская Гастаньеты, венецианская и еще несколько менее значимых. Между ними было много общего, но каждая формировала свой особенный, национальный облик военно-морских сил. Не стала исключением и русская система. Ее самыми главными отличиями стали централизация, четкая организация и иерархия власти, и многофункциональность созданных административных структур, ряд из которых не имел прямых аналогов в остальной Европе. Такими структурами можно назвать Морской Генеральный штаб и Морскую Кораблестроительную канцелярию, которые в Европе посчитали чудачеством и лишними элементами, но которые в сложившейся русской системе были не просто логичными, а неизбежными и архинеобходимыми.

Вооружение

Флот Петра Великого, часть III (Russia Pragmatica III)

Самой сильной стороной Русского Императорского флота, несомненно, являлась его артиллерия. У моряков имелся богатейший выбор различной артиллерии, начиная от калибров, и заканчивая материала изготовления пушек. С одной стороны, оптимальным материалом была бронза, но она же была еще и дорогой, а при Петре I – дефицитной, так как из бронзы лились еще и все армейские пушки. Пушки же из чугуна были дешевле и доступнее, но заметно тяжелее, и менее надежнее. В результате этого чугунные пушки пришлось использовать как крепостные, тем самым освободив бронзу для литья орудий корабельных, но иногда все же приходилось отливать и более дешевые и простые пушки – правда, уже из железа, а не чугуна. При этом была проведена стандартизация и унификация калибров – на флоте имелись пушки калибром 1, 2 (фальконеты), 3, 6, 9, 12, 18, 24 и 36 фунтов. От первоначально планируемых калибров вроде 8, 16 или 30 фунтов быстро отказались, а вся артиллерия изготавливалась целиком единообразной, даже если речь шла о переплавке закупленных вместе с кораблями иноземных пушек. Все орудия имели схожую конструкцию, были надежными, и в целом не уступали морским пушкам других государств мира, а по одному параметру и превосходили. Этим параметром был вес ядер, а значит и диаметр канала ствола орудий. Причиной тому было использование Петром I в качестве эталонного артиллерийского фунта достаточно тяжелой меры веса, в результате чего сравниться по тяжести выстрела с русскими могли лишь французские пушки.

Звания и знаки отличий

Морская практика

Флот Петра Великого, часть III (Russia Pragmatica III)

Штурм турецкой крепости Азов в 1696 г.

Ботик (лодка под парусом) Петр I

Гото предестинация

Велико значение гребного флота и в Северной войне. Самые громкие победы над шведским флотом — у мыса Гангут и острова Гренгам — одержаны силами галерной флотилии.

На двух палубах располагалось 64 орудия.

Ко времени кончины царя-судостроителя (1725 г.) русский регулярный боевой флот, объединявший 1104 корабля и малых судна, стал наиболее организованным и самым передовым в мире, превратив Россию в великую морскую державу.

Полугалера флота Петра I.

Полугалера (небольшая. быстроходная галера) флота Петра I. В России такие суда назывались скампавеями

Более 20 лет (с 1700 по 1721 г.) между Россией и Швецией длилась Северная война за господство на Балтике. Впервые в истории молодой Российской империи боевые действия велись на море. Шведский флот, в то время четвертый по силам флот мира, безраздельно господствовал на Балтике.

Сражение,

20 мая 1714 г. русский галерный флот под командованием генерал-адмирала Ф. М. Апраксина в составе до 100 кораблей с 15 000 солдат на борту вышел из Кронштадта. У мыса Гангут путь русским кораблям в Балтийское море преградил шведский флот под командованием вице-адмирала Густава Ваттранга в составе 15 линейных и 14 более мелких кораблей, среди которых было и 9 галер.

Под именем Петра Михайлова Пётр I прибыл к месту столкновения, чтобы лично ознакомиться с ситуацией. Им было принято решение перетянуть свои корабли волоком через перешеек в открытое море. Русские солдаты немедленно приступили к сооружению настила из бревен. Бурная деятельность противника на берегу не могла остаться незамеченной, и Ваттранг быстро сориентировался в намерениях русских. Он послал отряд кораблей (1 фрегат, 6 галер) под началом контр-адмирала Нильса Эреншёльда к тому месту, где строили переправу русские. У Ваттранга осталось 6 линейных кораблей и 3 фрегата.

Торжественный вход в гавань Санкт-Петербурга трофейных шведских кораблей

Вечером 25 июля на море установился полный штиль, и Пётр незамедлительно поменял планы. Утром следующего дня русские весельные галеры стрелой промчались мимо бездвижных шведских парусников в открытое море. Шведы ответили шквальным огнем, но попасть по столь стремительным целям было непросто.

Эспантоны русских артиллерийских офицеров

Корабельное орудие

Корабельное орудие, оборудованное железными кольцами. Через кольца продевались корабельные канаты, с помощью которых артиллеристы управляли орудием во время стрельбы

Битва при Гренгаме: финал Северной войны

Сражение при Гренгаме 27 июля 1720 г.

Весной 1720 г. объединенная шведско-английская эскадра из 35 кораблей (25 из них — линейные) подошла к русскому городу Ревелю. Здесь имелся в наличии лишь галерный флот под командованием князя Голицына в составе 61 галеры и 29 лодок. 26 июля разведывательные корабли Голицына заметили шведскую эскадру, состоявшую из линейного корабля, четырех фрегатов, трех галер и бригантины. Голицын принял решение увести ее к острову Гренгам, как к более удобному для галер месту сражения.

Баталия при Гренгаме

В ходе боя сгорела русская галера, еще 43 галеры пришлось сжечь из-за сильных повреждений.

Известие о победе в битве у острова Гренгам, ставшей последним сражением Северной войны, было восторженно встречено в Петербурге. Торжества в столице продолжались три дня. Швеция окончательно потеряла не только Балтийское море, но и статус одной из величайших морских держав.

Лучшее, что нам дает история,— это возбуждаемый ею энтузиазм.

Гёте

Флот Петра 1 это гордость страны, то над чем царь работал каждую минуту своей жизни. По крайней мере, именно так многие историки преподносят нам деятельность будущего императора России. Так ли все однозначно в этом вопросе? К концу статьи Вы сами увидите, что ответ – нет. Конечно, Пётр первый создал флот, но какой, для чего и вместо чего – на эти вопросы мы ответим чуть ниже.

Создание флота Петром 1 на новый лад

Учебники истории говорят нам о том, что у России не было флота и только благодаря тому, что в стране появился такой царь, Россия начала строить собственные корабли. Так ли это? Конечно, нет. Флот до Петра Первого в России был, и был он достаточно большой и современный. Следует напомнить, что к моменту прихода к власти нового Романова в России был фактически один большой порт – на севере, в Архангельске. Порт с кораблями: военными и торговыми.

Если пытаться выстроить правильную цепочку тех далеких событий, то флот Петра 1 был построен только после того, как царь собственноручно уничтожил все старые корабли! Справедливости ради, следует отметить, что среди уничтоженных кораблей, практически не было военных, но другие корабли (торговые и рыболовные) были очень хорошего качества и отлично подходили для плаванья в северных водах. Многие из них доплывали до берегов Англии и Персии, что лишний раз свидетельствует об их качестве.

Строительство на западный манер

Кораблестроение на западе, прежде всего, в Голландии и Англии было на порядок выше, чем в России. Но их корабли строились по специальной технологии, которую разрабатывали веками, и они предназначались для плавания в нейтральных и южных водах. Кроме того отличие заключалось в том, что корабли, например, Голландии были более маневренными и скоростными. Казалось бы, правильно все делал Петр 1, флот которого строился по западным образцам. Не все так однозначно. Бусы (это основные русские корабли, который были более пузатые, но и более легко ловили даже легкий ветер) в Азии полностью покорили Индийский океан и были на вооружении до конца 18 века.

Флот Петра 1

  • Выбор правильной породы древесины и ее тщательная сушка.
  • Пропитывание древесины специальной смолой, которая защищает корабль от порчи в результате постоянного нахождения в воде.

Эти 2 очень простых правила, но они содержат секрет того, почему западные страны строят такие хорошие корабли. Основы этих правил русский царь постиг в результате великого посольства, но в тонкости технологического процесса его, естественно, никто не посвящал! В результате спешное строительство нового русского флота привело к явному нарушению всей технологии. Древесина не просушивалась должным образом (времени не было, флот был нужен в самые короткие сроки), а ее пропитка производилась совсем не тем составом, который для этого применялся в западных странах.

Судьба флота Петра

Говоря о величии флотилии России в период царствования Петра Романова, многие историки почему-то забывают уточнить – а где сейчас эти самые корабли? Сколько они служили государству? Например, некоторые английские корабли той эпохи до сих пор на плаву! А что с нашими кораблями?

Судьба черноморского флота известна всем – его сожгли. Причиной таких событий был 1711 год и события в русско-турецких отношениях. Об этом Вы можете прочитать в соответствующей статье данного раздела. Пока констатируем, что целый флот Петра первого был уничтожен, не просуществовав и 10 лет. Но это трудно поставить в вину русскому царю, в конце концов это был политический фактор, который мы сейчас не рассматриваем.

Мы можем проследить судьбу Балтийского флота! Его никто не уничтожал. Он просуществовал до конца жизни императора. Итак, давайте смотреть на события той поры. К 1708 году в стране был только гребной флот. Строительство крупных кораблей не велось вовсе! Только в 1714 году в Архангельске было построено 7 крупных кораблей на 52 пушки. Но в результате непомерной работы больше в период царствования Петра флот в Архангельске не строился. Откуда же взялись крупные русские корабли? Их покупали. Например, с 1712 по 1714 гг. было куплено 16 экземпляров. Все они в конечном итоге были уничтожены в сражениях.

Балтийский флот Петра 1 на момент его смерти состоял из:

Достаточно неплохой арсенал, который был на уровне любой европейской державы. Но давайте смотреть, что было с этими кораблями дальше. К 1731 году только 8 из этих кораблей (новых в тот момент уже не строили) могли осуществлять выход в океан! Более того, в 1742 году ни один из этих кораблей не смог выйти в море, когда возник конфликт со Швецией и малочисленный флот противника пытался блокировать Балтийское море.

Подводя итоги вышесказанному, хочется вернуться к тому, с чего эта статья начиналась – Петр 1 по справедливости должен быть назван в исторических учебниках разрушителем флота, но никак не его создателем. Хотя, справедливости ради необходимо отметить, что сам царь пытался сделать из России великую морскую державу, но это было не в его силах. Флот Петра 1 был слаб и кроме одной победы над достаточно слабой Швецией, ничего не добился. Царь посчитал, что за год западного посольства постиг все тонкости кораблестроения, но это было не так. В результате Россия после Петра вовсе осталась без флота, и только через 100 лет началось новое строительство кораблей, которые строились по правильной технологии и действительно служили интересам государства.

Читайте также: