Виды и типы третейских судов

Обновлено: 28.04.2024

1) назначить арбитров или установить в случае возникновения какого-либо спора методы их назначения;

2) установить местонахождение арбитража;

Установить правила процедуры, которых должны придерживаться

Арбитры.

Стороны вправе также сослаться на уж принятый регламент, например Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ.

Компетенция арбитража основывается на соглашении сторон — третейском (арбитражном) соглашении. Это соглашение сторон о передаче в арбитраж всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними в связи с каким-либо конкретным правоотношением,

Независимо от того, носило оно договорный характер или нет. Данное

Соглашение должно быть заключено в письменной форме. Оно может

достигнуто путем:

Включения третейской (арбитражной) оговорки в основной договор.

При этом признание недействительным основного договора не влечет за собой недействительность соглашения о передаче спора международному коммерческому арбитражу;

2) подписания сторонами отдельного соглашения, в том числе и после возникновения спора;

3) путем обмена:

Использованием иных средств электросвязи, обеспечивающих фиксацию

такого соглашения;

- исковым заявлением и отзывом на иск, в которых одна из сторон

утверждает о наличии соглашения, а другая против этого не возражает.

Оспаривание в арбитражном суде решения третейского суда.

Решение третейского суда по спорам, возникающим из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть оспорено лицами, участвующими в третейском разбирательстве, путем подачи заявления об отмене решения третейского суда в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не установлено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта

Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства неизвестно, по месту нахождения имущества должника — стороны третейского

Разбирательства.

АПК РФ:

Производство по делам об оспаривании

решений третейских судов

Статья 230. Оспаривание решений третейских судов

1. Правила, установленные в настоящем параграфе, применяются при рассмотрении арбитражным судом заявлений об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых на территории Российской Федерации (третейские суды).

2. Оспаривание в арбитражном суде решений третейских судов по спорам, возникающим из гражданских правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, может быть осуществлено лицами, участвующими в третейском разбирательстве, путем подачи заявления в арбитражный суд об отмене решения третейского суда в соответствии со статьей 233 настоящего Кодекса.

3. Заявление об отмене решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не установлено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

4. Заявление об отмене решения третейского суда оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

5. В предусмотренных международным договором Российской Федерации случаях в соответствии с настоящим параграфом может быть оспорено иностранное арбитражное решение, при принятии которого применены нормы законодательства Российской Федерации, путем подачи заявления об отмене такого решения в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника - стороны третейского разбирательства.

Статья 232. Порядок рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда

1. Заявление об отмене решения третейского суда рассматривается судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня его поступления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и вынесение определения, по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом.

2. При подготовке дела к судебному разбирательству по ходатайству обеих сторон третейского разбирательства судья может истребовать из третейского суда материалы дела, решение по которому оспаривается в арбитражном суде, по правилам, которые предусмотрены настоящим Кодексом для истребования доказательств.

3. Стороны третейского разбирательства извещаются арбитражным судом о времени и месте судебного заседания. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.

4. При рассмотрении дела арбитражный суд в судебном заседании устанавливает наличие или отсутствие оснований для отмены решения третейского суда, предусмотренных статьей 233 настоящего Кодекса, путем исследования представленных в суд доказательств в обоснование заявленных требований и возражений.

Статья 233. Основания для отмены решения третейского суда

1. Решение третейского суда может быть отменено арбитражным судом только в случаях, предусмотренных в настоящей статье.

2. Решение третейского суда может быть отменено в случаях, если сторона, обратившаяся в арбитражный суд с заявлением об отмене решения третейского суда, представит арбитражному суду доказательства того, что:

1) третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;

2) сторона не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;

3) решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, арбитражный суд может отменить только ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, не охватываемым соглашением о передаче спора на рассмотрение третейского суда;

4) состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону.

3. Арбитражный суд отменяет решение третейского суда, если установит, что:

1) спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом;

2) решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.

4. Решение международного коммерческого арбитража может быть отменено арбитражным судом по основаниям, предусмотренным международным договором Российской Федерации и федеральным законом о международном коммерческом арбитраже.

Административно-правовой порядок защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.


Виды третейских судов в РФ отличаются по периоду их действия. Возможно формирование судебного органа как для решения конкретного спора, так и постоянно действующего.

Понятие третейского суда

Виды третейских судов

В зависимости от срока действия выделяются 2 вида третейских судов (п. 16 ст. 2 закона № 382-ФЗ):

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • постоянно действующие;
  • создаваемые для решения конкретных споров (суды Ad hoc).

Избранные самими участниками споров суды в настоящее время продолжают использоваться в отдельных коммерческих направлениях, особенно во внешнеторговых сделках. Здесь можно выделить такой вид суда, как созданный для разрешения внешнеторговых споров на основании специального закона.

Среди основных постоянно действующих органов, имеющих право работать в России:

Третейские суды имеют только один уровень, поскольку предполагается, что стороны примут решение выбранного ими арбитра. Уровень судов апелляционной или кассационной инстанции в третейской системе не предусмотрен, этим они отличаются от государственной судебной системы.

Третейские суды после 1 ноября в РФ

Созданные в качестве постоянных судебные третейские органы после 01.11.2017 претерпели ряд изменений. Завершился переходный период реформирования арбитража. С 01.11.2017 для работы третейского суда необходимо наличие специального права на работу в качестве постоянного судебного органа (п. 1 ст. 44 закона № 382-ФЗ).

Существует 2 суда, которым это право дано по закону: МКАС при ТПП и Морская арбитражная комиссия. Остальные теперь могут администрировать эту деятельность только после получения распоряжения Правительства РФ (например, см. выше – об Арбитражном центре при РСПП), а с 29.03.2019 — акта уполномоченного органа.

Отсутствие права на администрирование означает невозможность:

  • назначать арбитров;
  • собирать арбитражные сборы;
  • вести делопроизводство.

Реформа способствовала фактической передаче большинства предпринимательских споров в МКАС при ТПП, что привело к принятию приказа ТПП РФ от 11.01.2017 № 6, утвердившего Правила арбитража внутренних споров (далее — Правила) для МКАС при ТПП (а также ряд других правил арбитража).

Состав третейского суда

Способы формирования состава третейского суда определяются ст. 11 закона № 382-ФЗ. Арбитр должен быть физическим лицом, избираемым сторонами или назначаемым в порядке, предусмотренном арбитражной оговоркой или законом. В ст. 11 закона № 382-ФЗ устанавливается, что при отсутствии иного соглашения и выборе трех судей каждая из сторон определяет своего арбитра, третий же выбирается уже назначенными.

Если спор разрешается одним судьей и стороны не в состоянии договорится о его кандидатуре, при этом речь идет о судьях из состава постоянно действующего органа, этот орган и выбирает арбитра. Он должен основываться и на требованиях сторон, и на своем понимании беспристрастности арбитра (ст. 5 ч. 11 закона № 382-ФЗ).

В случае если стороны не смогли договориться о назначении арбитров для суда Ad hoc, встречаются ситуации, когда по их ранее принятому соглашению дело передается на рассмотрение МКАС при ТПП (см. постановление 9-го ААС от 18.09.2017 по делу № А40-47977/2015).

Третейские суды в РФ после завершения реформы стали регулироваться более жестко. Понятие третейского суда изменилось с принятием нового закона в сфере третейского разбирательства — теперь оно рассматривается с организационной стороны. Предполагается, что большинство споров в итоге будут передаваться на рассмотрение уже получившим специальное разрешение органам, за исключением ситуаций, когда стороны будут готовы подчиниться решениям назначенных ими арбитров по конкретному спору.

Словосочетание знакомо всем, но понимают его лишь единицы, которые, как правило, с ним сталкивались в той или иной плоскости. Вообще, сама возможность альтернативы государственной юстиции скорее более применима в странах с прецедентным правом, где мнение третьего лица, обладающего признанием и авторитетом, является не нуждающейся в доказательствах аксиомой. Собственно, третейское судейство и есть это самое мнение, но не будем забегать вперед.

Понятие третейского суда

ТС – это постоянно или временно действующий судебный орган, который образуется либо самими участниками разбирательств, либо на базе некоего некоммерческого предприятия.

По сути, такой орган – наиболее демократичное образование для решения споров, ведущее свою историю еще с Древней Греции. В России же аналогом такой формы было посредничество авторитетного лица, как правило, представителя правящей элиты или церковного сана.

Сегодня же ТС понятие исключительно коммерческого, а точнее арбитражного характера, которое используется для урегулирования имущественных споров без обращения в государственные судебные инстанции.

Помимо демократичности, одним из основных плюсов такого судейства можно назвать гибкость системы и ее малую инертность, которая позволяет использовать не только классические формы решения спорных вопросов, но и альтернативные, например, онлайн-урегулирование.

Виды третейских судов

Основным делением таких организаций можно назвать временное и постоянное действие, однако, помимо такой градации, существует еще типология, основанная на законодательстве:

Виды третейского суда

Постоянно действующие третейские суды

Помимо этого, не допускается учреждение постоянно действующих органов:

  • Государственными и муниципальными предприятиями;
  • Государственными корпорациями;
  • Политическими партиями;
  • Религиозными организациями;
  • Адвокатскими образованиями и палатами;
  • Нотариальными палатами.

Временные третейские суды

Такие образования, как правило, обусловлены конкретным спором и прекращают свое существование после его разрешения. В таком случае формирование коллегии происходит участниками процесса, которые согласовывают процедуру рассмотрения и организуют состав коллегии.

Арбитр третейского суда

При этом к самому арбитру или председателю коллегии предъявляются следующие требования:

  • Возраст не менее 25 лет;
  • Юридическое образование;
  • Отсутствие судимости;
  • Отсутствие компрометирующих сведений.

Помимо этого, одним из базовых правил формирования ТС и в случае постоянного, и в случае временного характера является нечетное число участников.

Какие споры рассматривает третейский суд

В сферу компетенции ТС входит большое количество различных вопросов. При этом участниками процесса могут быть как физические, так и юридические лица, во взаимоотношениях которых предусмотрено заключение третейского соглашения. Основными направлениями рассмотрений можно назвать:

  • Биржевую отрасль;
  • Финансовую деятельность;
  • Аграрную сферу;
  • Вопросы недвижимости;
  • Интеллектуальную деятельность;
  • Инвестиционные проекты;
  • Аудит;
  • Промышленные споры.

Третейское соглашение

  1. Конкретизирующая – уточняет случаи, в которых спор будет рассматриваться в ТС;
  2. Альтернативная – дающая право выбора между государственным и третейским судом истцу;
  3. Безальтернативная – все споры рассматриваются только в ТС.

Порядок третейского судопроизводства

Право обращения в такую инстанцию имеет любое физическое или юридическое лицо, являющееся участником третейского соглашения. Как правило, рассмотрение иска происходит в одном судебном заседании.

Принципами разбирательства являются:

  • Независимость;
  • Конфиденциальность;
  • Беспристрастность;
  • Законность.

Обязательно ли решение третейского суда и как его обжаловать

Результат разбирательства оформляется судебным решением, которое становится обязательным к добровольному исполнению с момента вынесения за исключением случаев, когда сроки предусмотрены самим документом.

Если же решение добровольно не исполнено, то включается механизм принуждения с привлечением государственного суда, который вызвав ответчика, сначала интересуется, имеются ли у него основания для отказа в выдаче исполнительного листа по третейскому решению, перечень которых представлен в ст. 426 ГПК РФ и ст. 239 АПК РФ. И если таковых не имеется – выдает исполнительный лист, с которым истец может обратиться в ФССП или осуществить принудительное взыскание самостоятельно.

О третейских судах в Российской Федерации

(с изменениями на 8 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 168, 30.07.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);

Принят
Государственной Думой
21 июня 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
10 июля 2002 года


ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации.

2. В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства (далее также - стороны) передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж.

4. Если международным договором Российской Федерации установлен иной порядок образования и деятельности третейских судов, чем предусмотренный настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

третейский суд - постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора (далее - третейский суд для разрешения конкретного спора);

третейский судья - физическое лицо, избранное сторонами или назначенное в согласованном сторонами порядке для разрешения спора в третейском суде;

третейское разбирательство - процесс разрешения спора в третейском суде и принятия решения третейским судом;

третейское соглашение - соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;

правила постоянно действующего третейского суда - уставы, положения, регламенты, содержащие правила третейского разбирательства и утвержденные организацией - юридическим лицом, образовавшей постоянно действующий третейский суд;

правила третейского разбирательства - нормы, регулирующие порядок разрешения спора в третейском суде, включающий правила обращения в третейский суд, избрания (назначения) третейских судей и процедуру третейского разбирательства;

стороны третейского разбирательства - организации - юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - граждане-предприниматели), физические лица (далее - граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск;

компетентный суд - арбитражный суд субъекта Российской Федерации, районный суд в соответствии с подсудностью, установленной процессуальным законодательством Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2019 года Федеральным законом от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 3. Порядок образования и деятельности третейских судов

1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

2. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об организованных торгах", общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация - юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

4. Организация - юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

6. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Статья 4. Получение документов и иных материалов

1. Документы и иные материалы направляются сторонам в согласованном ими порядке и по указанным ими адресам.

2. Если стороны не согласовали иной порядок, то документы и иные материалы направляются по последнему известному месту нахождения организации, являющейся стороной третейского разбирательства, или месту жительства гражданина-предпринимателя либо гражданина, являющегося стороной третейского разбирательства, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, предусматривающим фиксацию доставки указанных документов и материалов. Документы и иные материалы считаются полученными в день их доставки, хотя бы адресат по этому адресу не находится или не проживает.

Статья 5. Передача спора на разрешение третейского суда

1. Спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.

2. Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

4. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

5. Спор не может быть передан на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки (пункт дополнительно включен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ).


Статья 6. Нормы, применяемые третейским судом при разрешении споров

1. Третейский суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, международных договоров Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

2_1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

3. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.

4. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

Статья 6_1. Применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в третейском суде

1. Применение процедуры медиации допускается на любой стадии третейского разбирательства.

2. В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить третейскому суду соответствующее ходатайство. При этом стороны должны представить суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме и соответствующее требованиям, предусмотренным Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

3. В случае, если третейскому суду представлено соглашение, указанное в пункте 2 настоящей статьи, суд выносит определение о проведении сторонами процедуры медиации.

4. Срок проведения процедуры медиации устанавливается по соглашению сторон в порядке, установленном Федеральным законом "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", и указывается в определении третейского суда. На этот срок третейское разбирательство откладывается.

5. Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным настоящим Федеральным законом.

(Статья дополнительно включена с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 194-ФЗ)

ГЛАВА II. ТРЕТЕЙСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ


Статья 7. Форма и содержание третейского соглашения

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ)

2. При несоблюдении правил, предусмотренных пунктами 1 и 1_1 настоящей статьи, третейское соглашение является незаключенным.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 327-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. Если стороны не договорились об ином, то при передаче спора в постоянно действующий третейский суд правила постоянно действующего третейского суда рассматриваются в качестве неотъемлемой части третейского соглашения.

ГЛАВА III. СОСТАВ ТРЕТЕЙСКОГО СУДА


Статья 8. Требования, предъявляемые к третейскому судье

1. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

2. Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда.

3. Требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

4. Третейским судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством.

5. Третейским судьей не может быть физическое лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности.

6. Третейским судьей не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью.

7. Третейским судьей не может быть физическое лицо, которое в соответствии с его должностным статусом, определенным федеральным законом, не может быть избрано (назначено) третейским судьей.

Статья 9. Число третейских судей

1. Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным.

2. Если стороны не договорились об ином, то для разрешения конкретного спора избираются (назначаются) три третейских судьи.

Читайте также: