Африканский суд по правам человека и народов процедура

Обновлено: 13.05.2024

  • Межамериканский суд по правам человека (сокр. МАСПЧ, исп. Corte Interamericana de Derechos Humanos, порт. Corte Interamericana de Direitos Humanos, фр. Cour interaméricaine des droits de l'homme, англ. Inter-American Court of Human Rights) — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на государства-члены Организации американских государств (ОАГ), ратифицировавшие Американскую конвенцию о правах человека (АКПЧ).

Вместе с Межамериканской комиссией по правам человека составляет систему защиты прав человека в Южной и Северной Америке.

Резиденция суда находится в Сан-Хосе в Коста-Рике.

Суд был создан в 1969 году, но начал функционировать только в 1979 году, после того как Конвенция вступила в силу.

В состав суда входят семь судей, избираемых Генеральной ассамблеей ОАГ на шестилетний срок. Один судья может переизбираться только один раз. Председатель суда и его заместитель избирается судьями. Государство ОАГ может иметь только одного своего судью в составе Суда. Если государство не имеет своего судью в составе Суда при рассмотрении касающегося данной страны дела, то оно имеет право выдвинуть дополнительного судью. Заседание суда проходят раз в полгода, но возможны и внеочередные заседания.

Суд компетентен толковать Американскую конвенцию о правах человека и любой другой американский документ, относящийся к области правам человека. Суд выполняет две основные функции: судебную и консультативную. В первом случае он рассматривает конкретные случаи нарушения прав человека в государствах, ратифицировавших АКПЧ. Во втором он консультирует государства ОАГ по поводу соответствия тех или иных законов и законопроектов АКПЧ и другим правозащитным документам.

В отличие от Европейского суда по правам человека физические лица не могут обращаться непосредственно в суд. Передача дел на рассмотрения осуществляется Межамериканской комиссией по правам человека и государствами, подписавшими АКПЧ. Физические лица могут обращаться в Комиссию.

Связанные понятия

Межамериканская комиссия по правам человека — орган ОАГ, действует с 1959 года. Рассматривает жалобы на нарушения АКПЧ участвующими в конвенции государствами и может передавать эти жалобы в Межамериканский суд по правам человека, если государство-ответчик согласно на рассмотрение дела судом. Вправе также рассматривать соблюдение положений Американской декларации прав и обязанностей человека, во всех странах ОАГ. Состоит из 7 экспертов, избираемых сроком на 4 года Генеральной Ассамблеей ОАГ из кандидатов.

Американская конвенция о правах человека или Пакт Сан-Хосе — региональная конвенция о защите прав человека (главным образом гражданских и политических), принятая в 1969 году и вступившая в силу в 1978 году. Участниками могут являться страны-члены ОАГ; на сентябрь 2012 года в конвенции участвуют 23 из 34 членов ОАГ; ещё две страны ранее были участницами конвенции, но денонсировали её (Венесуэла, Тринидад и Тобаго).

Процедура ампаро (исп. recurso de amparo, juicio de amparo) — средство для защиты конституционных прав, характерное для ряда правовых систем. В некоторых правовых системах, преимущественно испаноязычного мира, ампаро является эффективным и недорогим инструментом защиты индивидуальных прав.

Междунаро́дное пра́во в о́бласти прав челове́ка — совокупность принципов и норм, регулирующих международную защиту прав и основных свобод индивидов и представляющих собой международные стандарты в области прав человека для национального права. Международное право в области прав человека является отраслью международного публичного права. Основа — договоры системы ООН, а также региональных организаций (основные — в системах Совета Европы, Африканского Союза и Организации американских государств). Международное.

Комитет против пыток (англ. Committee Against Torture, CAT) — исполнительный орган Организации Объединённых Наций, осуществляющий надзор за исполнением Конвенции против пыток. Создан 1 января 1987 года, спустя шесть месяцев после вступления Конвенции в силу. Наряду с Комитетом существует Подкомитет по предотвращению пыток (состоящий из 25 экспертов), имеющий право наносить визиты в государства-участники Факультативного протокола к Конвенции.

Упоминания в литературе

Индивиду предоставлен доступ в универсальные комитеты по правам человека, а также в региональные международные судебные учреждения. Среди судебных органов это Европейский Суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека , Африканский суд по правам человека и народов, Суд ЕС.

Связанные понятия (продолжение)

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) — объединение экономического сотрудничества 13 государств Латинской Америки. Целью организации является развитие регионального экономического сотрудничества и торговли; создание общего рынка. Юридическая основа Ассоциации — Договор Монтевидео, подписанный 12 августа 1980 года. Штаб-квартира ассоциации находится в Монтевидео, Уругвай.

Союз южноамериканских наций (исп. Unión de Naciones Suramericanas (UNASUR), порт. União de Nações Sul-Americanas (UNASUL), англ. Union of South American Nations, нидерл. Unie van Zuid-Amerikaanse Naties, другое название — Декларация Ку́ско) — региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки, созданная 8 декабря 2004 года.

Суд пе́рвой инста́нции — суд, управомоченный на непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения или приговора.

Суд апелляционной инстанции, апелляционный суд (от англ. appeal - призыв, обращение) — суд второй инстанции. В уголовном и гражданском судопроизводстве в апелляционном порядке проверяется законность и обоснованность решений, вынесенных мировыми и федеральными судьями. В судах общей юрисдикции апелляционной инстанцией выступают вышестоящие суды по отношению к судам первой инстанции. В арбитражном судопроизводстве в апелляционном порядке проверяются все решения арбитражных судов, вынесенных в первой.

Административный суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения административных дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.

Представительство в суде — процессуальная деятельность, которая осуществляется от имени и в интересах лиц, участвующих в деле: сторон, третьих лиц, заявителей и иных заинтересованных лиц, прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов. Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.

Обнародование закона, или промульгация (от лат. promulgatio — оглашение) — санкционирование главой государства закона в сроки, указанные в конституции и публикация его в официальном издании. С помощью этой процедуры акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти.

Хартия Европейского союза по правам человека является документом, закрепляющим некоторые основные права.

Право на судебную защиту (англ. Right for Legal Defence) гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита — один из способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права путем правосудия.

Статья содержит перечень стран мира, в современном законодательстве которых разрешен вопрос юридического признания или непризнания однополого брака, а также сведения о ходе и результатах рассмотрения законопроектов, направленных на легализацию или запрет однополых браков и других форм однополых союзов. В завершение приводится краткий обзор места однополых союзов в истории человечества.

Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт в случае признания его неконституционным.

Судебный надзор – деятельность судебной власти по проверке законности действий и решений всех ветвей государственной власти. В рамках своих полномочий суды могут принимать решения об отмене актов законодательной и исполнительной власти, основываясь на действующей конституции и законодательстве. В зависимости от национального законодательства область действия судебного надзора в разных странах может заметно различаться.

Междунаро́дно-правовы́е са́нкции — коллективные или односторонние принудительные меры, применяемые государствами или международными организациями к государству, которое нарушило нормы международного права.

Коми́ссия междунаро́дного пра́ва — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, состоящий из тридцати четырех юристов-международников, пользующихся признанным авторитетом в области международного права, которые выступают в своем личном качестве, а не как представители соответствующих правительств, имеющий целью поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации.

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Незаконное обогащение — приобретение имущества публичным должностным лицом на средства, происхождение которых оно не может объяснить или они получены с нарушением закона. Это понятие государствам предлагается ввести в уголовный кодекс в 20-й статье Конвенции ООН против коррупции. Документ был принят на 58 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 год и вступил в силу 14 декабря 2005 года.

Европейская социальная хартия — конвенция Совета Европы, закрепляющая ряд социальных прав человека (в отличие от ЕКПЧ, закрепляющей главным образом гражданские и политические права). Принята в 1961 году, вступила в силу в 1965 году. Страны-участницы обязуются признать обязательными для себя как минимум 10 статей или 45 частей статей части II хартии, в том числе как минимум 5 из следующих статей: 1, 5, 6, 12, 13, 16 и 19. Доклады об исполнении Хартии предоставляются раз в два года. Всего часть II.

Преюди́ция (от лат. praejudicialis — относящийся к предыдущему судебному решению) — обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по другому делу, в котором участвуют те же лица.

Закон о защите брака (англ. Defense of Marriage Act, кратко DOMA, официально Public Law No. 104—199, 110 Stat. 2419) — принятый 21 сентября 1996 года федеральный закон США, который описывает брак как правовой союз между мужчиной и женщиной и провозглашает супругами лиц разного пола. Кроме того, согласно закону, ни одна административная единица не обязана признавать союз двух людей одного пола браком и не обязана соблюдать их брачные права, даже если их брак официально признан в другом государстве.

Суде́бная инста́нция — суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющее строго определённую функцию, связанную с рассмотрением или разрешением судебных дел (рассмотрение дела по существу либо проверка в той или иной форме законности и обоснованности ранее принятых по данному делу решений). Понятие судебной инстанции характеризует конкретный вид судебной деятельности.

Комиссия ООН по праву международной торговли, ЮНСИТРАЛ (англ. United Nations Commission on International Trade Law, UNCITRAL) — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1966 году в целях содействия развитию права международной торговли.

Определение (в праве) — вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу.

Комиссар по правам человека — независимое должностное лицо в рамках Совета Европы, задача которого — способствовать образованию в области прав человека, вниманию к правам человека и их соблюдению в странах СЕ.

Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.

Понятие подве́домственность употребляется в теории, законодательстве и традиции в различных смыслах.

Судебная система Испании — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Испании.

Заочное решение суда — документ судебной инстанции, составленный и выдаваемый судом по результатам заочного рассмотрения дела.

Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.

Неприкосновенность — общий термин, обычно применяющийся к должностным лицам, обычно выборным (но возможно и к назначаемым, например, к прокурорам), означающий наличие у определённых лиц особых прав. Точнее, для таких лиц устанавливается (обычно законом) чёткий, ограниченный по сравнению с общим случаем, порядок того, как они могут привлекаться к уголовной, административной либо иной ответственности. Вплоть до практической невозможности привлечения, как в случае дипломатической неприкосновенности.

Принципы международного права — это основополагающие принципы и нормы права, содержащиеся в международных и межгосударственных договорах, уставах международных организаций, в решениях международных судов, а также в международных обычаях, в отношении которых имеются доказательства наличия всеобщей практики и обязательности их применения международным сообществом. Наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

Следственный судья (также именуемый судья-следователь, расследующий магистрат, допрашивающий судья) — должностное и процессуальное лицо в правовой системе ряда европейских и южноамериканских стран (как правило, тех из них, где указанный правовой институт исторически произрастает из светского инквизиционного процесса), отвечающее за единоличное проведение судебного расследования по административным и уголовным делам, совмещающее функции судьи и следователя, занимающееся разбором дела самостоятельно.

Право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств. В России существование права на жизнь признаётся Конституцией Российской Федерации.

С момента патриации Конституции Канады в 1982 было произведено лишь десять небольших поправок. Однако было и несколько неуда́вшихся прое́ктов попра́вок к Конститу́ции согласно новой процедуре внесения поправок.

Суды по делам о банкротстве США (англ. United States bankruptcy courts) — система судебных органов, созданная в соответствии с первой статьёй Конституции США. Действующая система судов образована решением Конгресса США в 1978 году, начала функционировать с 1 апреля 1984 года. Суды по делам о банкротстве являются структурными подразделениями федеральных окружных судов, к исключительной компетенции которых относится рассмотрение дел о банкротстве. Рассмотрение таких дел является юрисдикцией только.

Устав Международного военного трибунала в Нюрнберге — документ, являющийся приложением к Соглашению об уголовном преследовании и наказании главных военных преступников Европейской оси (обычно именуемое Нюрнбергским или Лондонским уставом), принятый решением Лондонской конференции от 8 августа 1945 года, устанавливавший правила и процедуры проведения Нюрнбергского процесса.

Бразильское агентство разведки (порт. Agência Brasileira de Inteligência; ABIN) — ведущая спецслужба Бразилии, осуществляющая координацию разведывательной и контрразведывательной деятельности; является центральным органом бразильской системы разведки (Sistema Brasileiro de Inteligência, SISBIN).

До Первой мировой войны в двусторонние и многосторонние международные договоры включались лишь отдельные вопросы прав человека (главным образом - прав религиозных меньшинств). Ряд договоров, посвященных отдельным вопросам прав человека, был принят при участии Лиги Наций (годы существования 1919-1946) -Договоры о меньшинствах, а также действующие до сих пор Конвенция о рабстве (1926 год принятия) и ряд конвенций Международной организации труда, основанной при Лиге.

Работа содержит 1 файл

Африканская система защиты прав человека (2).docx

Африканская система защиты прав человека

Международное право в области прав человека (перевод англоязычного термина «International Law of Human Rights”) - совокупность принципов и норм, регулирующих международную защиту прав и основных свобод индивидов, и представляющих собой международные стандарты в области прав человека для национального права.

До Первой мировой войны в двусторонние и многосторонние международные договоры включались лишь отдельные вопросы прав человека (главным образом - прав религиозных меньшинств). Ряд договоров, посвященных отдельным вопросам прав человека, был принят при участии Лиги Наций (годы существования 1919-1946) -Договоры о меньшинствах, а также действующие до сих пор Конвенция о рабстве (1926 год принятия) и ряд конвенций Международной организации труда, основанной при Лиге.

И только после Второй мировой войны появились международные акты, которые утвердили права человека в качестве одной из главных ценностей современного мира.

К важнейшим таким документам относятся:

- Всеобщая декларация прав человека 1948 года (резолюция ГА ООН);

- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года;

- Международный пакт об экономических, социальных культурных правах (оба пакта были приняты одновременно резолюцией ГА ООН);

- Европейская конвенция о правах человека и основных свободах 1950 года;

- Заключительный акт СБСЕ 1975 года и др.

В таком формате ОАЕ как всеафриканская региональная межправительственная организация занималась существующими проблемами прав человека.

Краеугольным камнем африканской региональной системы защиты прав человека стала Африканская хартия прав человека и народов была принята 28 июня 1981 г. в Кении. Она вступила в силу 29 октября 1981 г. после истечения трех месяцев со дня ратификации абсолютно большего числа государств — членов ОАЕ. Сегодня ее участниками являются 53 государства — члена Африканского союза. Отцом-основателем Хартии считается г-н Кеба Мбей (Kéba Mbaye, 1924–2007), который в свое время был Вице-председателем Международного Суда ООН и председателем Верховного суда Сенегала, членом Международного Олимпийского Комитета [5].

Африканская система защиты прав человека состоит из следующих элементов:
– Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. и два протокола к ней: Протокол об Африканском суде о правах человека и народов 1998 г. и Протокол Мапуту (Мозамбик) о правах женщин в Африке 2003 г. (согласно положениям протокола, женщинам предоставляются широкие права, среди которых устранение вредных обычаев, влияющих на положение женщины, обладание равными с мужчинами правами в супружеской жизни,обеспечение участия в общественной и государственной жизни, обеспечение защиты в случае возникновения вооруженных конфликтов, право на образование и профобучение, экономические права и права в области социального обеспечения, право на защиту и охрану здоровья, и др.);

– другие региональные международные договоры о правах человека, такие как: Конвенция ОАЕ о регулировании специфических аспектов проблем беженцев в Африке 1969 г.; Африканская культурная хартия 1976 г. и Хартия африканского культурного возрождения 2006 г; Африканская хартия прав и основ благосостояния ребенка 1990 г.; Африканская хартия молодежи 2006 г.; Кампальская конвенция о защите внутренне перемещенных лиц в Африке и оказании им помощи 2009 г. и др.;

Международные органы, созданные на основании региональных международных договоров о правах человека: Африканская комиссия по правам человека и народов, Африканский суд по правам человека и народов и Африканский комитет экспертов по правам и основам благосостояния ребенка призваны обеспечивать реализацию принятых законов и подзаконных актов в сфере защиты прав человека на африканском континенте.

Африканская комиссия по правам человека и народов была создана содействовать и обеспечивать данные права, а также толковать все положения Хартии и выполнять любые другие задания Ассамблеи глав государств и правительств. Основные ее функции:

1) собирать документы, предпринимать изучение и исследование африканских проблем в области прав человека и народов, организовывать семинары, симпозиумы, конференции, распространять информацию, поддерживать национальные и локальные институты, имеющие отношение к правам человека и народов, и в случае надобности высказывать свою точку зрения и делать рекомендации правительствам;

2) формулировать и устанавливать принципы и нормы, имеющие целью решение правовых проблем, относящихся к правам человека и народов и основным свободам, на базе которых африканские правительства могут развивать свое законодательство;

3) сотрудничать с другими африканскими и международными институтами, связанными с содействием и защитой прав человека и народов.

В состав комиссии входит 11 человек, это "африканцы с безупречной репутацией, известных своими высокими моральными качествами, честностью и беспристрастностью, компетентностью в области прав человека и народов"

Процедура работы Комиссии регулируется двумя основными документами: самой Хартией и специальными Правилами процедуры Африканской комиссии по правам человека и народов.

Африканский суд по правам человека и народов, решение о создании которого было принято еще в 1997 году, располагается в Танзании, г. Аруша. Судьи первого состава были избраны в 2006 г. Первый свой приговор Африканский суд по правам человека и народов вынес 15 декабря 2009 года, отказав в рассмотрении по существу жалобы против Сенегала, так как тот, хотя и является участником протокола о создании суда, не делал декларации о допустимости индивидуальных жалоб.


Анализируются уставные положения о функциях, организационной структуре и деятельности Африканской комиссии по правам человека и народов и трудности, с которыми она сталкивается в своей деятельности.

Д. СИРАБА,

аспирант кафедры международного права юридического факультета Российского университета дружбы народов

Анализируются уставные положения о функциях, организационной структуре и деятельности Африканской комиссии по правам человека и народов и трудности, с которыми она сталкивается в своей деятельности.

Ключевые слова: Африканская хартия, Африканская комиссия, права человека, права народов.

The African Commission on Human and Peoples’ Rights

The article analyses the statutory provisions on functions, organizational structures and activities of the African Commission on Human and Peoples’ Rights and reviews all obstacles facing in its activities.

Keywords: African Charter, African Commission, human rights, peoples’ rights.

В отличие от Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, на базе которой изначально были созданы два органа — Комиссия и Суд по правам человека[1], в ст. 30 Африканской хартии прав человека и народов 1981 года[2] (далее — Африканская хартия) было предусмотрено формирование только одного органа — Африканской комиссии по правам человека и народов в рамках Организации Африканского Единства (далее — ОАЕ) — для развития и защиты прав человека и народов в Африке.

Африканская комиссия по правам человека и народов[3] (далее — Комиссия) состоит из 11 членов, избираемых из числа африканцев, пользующихся самой высокой репутацией, честных и беспристрастных людей, компетентных в вопросах прав человека и народов; предпочтение отдается лицам, имеющим опыт юридической работы (ст. 31 Африканской хартии). В соответствии со ст. 36 Африканской хартии члены Комиссии избираются на шесть лет и могут быть переизбраны.

Каждое государство-участник Африканской хартии может выдвинуть не более двух кандидатов. Кандидаты должны быть гражданами одного из государств-участников Африканской хартии. Когда государство выдвигает двух кандидатов, один из них может не являться гражданином этого государства (ст. 34).

Генеральный секретарь ОАЕ (в настоящее время — Африканский союз[4] (далее — АС)) по крайней мере за четыре месяца до выборов предлагает государствам-участникам Африканской хартии выдвинуть кандидатов. Генеральный секретарь АС составляет в алфавитном порядке список лиц, чьи кандидатуры были выдвинуты, и направляет его африканским государствам по меньшей мере за месяц до выборов (ст. 35).

Члены Комиссии избираются тайным голосованием Ассамблеей глав государств и правительств АС из числа лиц, предложенных государствами-участниками Африканской хартии. В Комиссию не должно входить более одного представителя от каждого государства (статьи 32 и 33).

При избрании членов Комиссии соблюдается принцип справедливого географического (субрегионального) участия государств Африки. Субрегионы Африки в Комиссии представлены следующим образом: Север Африки — 2 места, Восточная Африка — 2, Западная Африка — 3, Центральная Африка — 2, Южная Африка — 2 места.

После избрания первого состава Комиссии Председателем Ассамблеи глав государств и правительств ОАЕ (в соответствии со статьями 35 и 36 Африканской хартии) были определены по жребию имена тех четырех членов Комиссии, полномочия которых истекли через два года, и тех трех членов Комиссии, чьи полномочия истекли через четыре года. Таким образом, изначально были обеспечены периодичность и частичное обновление состава членов Комиссии и соблюдены гарантии того, чтобы полномочия всех членов Комиссии не прекращались одновременно, что позволяет работать Комиссии непрерывно.

Несмотря на выделение субрегиональных квот, на практике не всегда соблюдается принцип справедливого субрегионального представительства в Комиссии государств Африки. Это происходит по причине того, что не все государства африканского континента серьезно относятся к вопросам, связанным с выдвижением, подбором и избранием членов Комиссии: некоторые государства вообще не подготавливают список своих кандидатов, а другие выдвигают больше кандидатов, чем положено. У наблюдателей создается впечатление, что при формировании Комиссии избираются не члены Комиссии, а полномочные представители государств в Комиссии[5].

Следует отметить: весьма важным моментом является соблюдение всех условий, обеспечивающих качественный состав членов Комиссии в соответствии с критериями, предусмотренными в ст. 31 Африканской хартии. В этой связи следует еще раз подчеркнуть: члены Комиссии выступают в личном качестве (п. 2 ст. 31 Африканской хартии). Согласно требованиям ст. 38 Африканской хартии после своего избрания члены Комиссии делают торжественное заявление, согласно которому они будут выполнять свои обязанности беспристрастно и добросовестно.

К сожалению, Комиссия не раз становилась объектом критики за то, что ряд ее членов продолжали параллельно выполнять государственные функции в своем государстве. Были случаи, когда членами Комиссии являлись действующие министры соответствующих государств, послы или уполномоченные государств при ОАЕ. Наблюдатели не раз фиксировали ситуации, когда член Комиссии не был в состоянии независимо осуществлять собственные функции по причине подчиненности правительству[6]. Аналогичные ситуации становились объектом дискуссии в среде самих членов Комиссии и представителей неправительственных организаций. В то же время для исправления сложившейся ситуации до сих пор не сделано ничего существенного.

Очевидно, что в таких условиях непосредственно Комиссия должна быть заинтересована в выработке четких правил и критериев для того, чтобы не допускать возникновения подобных ситуаций. С нашей точки зрения, данная проблема должна стать объектом пристального внимания не только Комиссии, но и Исполнительного совета АС. Более того, к этому процессу следует активно подключиться и самим государствам-участникам Африканской хартии[7].

В целях обеспечения независимости членов Комиссии согласно положениям ст. 44 Африканской хартии оклады и вознаграждение членов Комиссии выплачиваются из регулярного бюджета АС. Согласно ст. 43 Африканской хартии члены Комиссии при исполнении своих обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в Общей конвенции о привилегиях и иммунитетах ОАЕ/АС[8].

Комиссия избирает на два года своего Председателя и заместителя Председателя, которые могут быть переизбраны. В случае отставки Председателя Комиссии его функции выполняет заместитель. Председатель Комиссии осуществляет свои функции на основе полномочий Комиссии.

Семь членов Комиссии составляют кворум. В случае равенства голосов Председатель Комиссии имеет право решающего голоса. Комиссия избирает Бюро, в которое входят Председатель и заместитель Председателя. Число членов Бюро Комиссии не ограничено. Избранным членом Бюро считается тот член Комиссии, кто набирает большинство из голосующих двух третей членов Комиссии.

Генеральный секретарь АС может присутствовать на заседаниях Комиссии, однако не имеет права принимать участие в обсуждениях, а также в голосовании. В то же время Председатель Комиссии вправе предоставить Генеральному секретарю АС слово (ст. 42 Африканской хартии).

Хотя принцип паритетного представительства женщин и мужчин в Комиссии не зафиксирован в Африканской хартии, однако этот принцип по возможности соблюдается на практике[9].

В статье 45 Африканской хартии перечислены функции Комиссия, среди которых:

— обязанность способствовать развитию прав человека и народов, прежде всего, при помощи изучения и исследования африканских проблем в области прав человека и народов, организации семинаров, симпозиумов и конференций, распространения информации, поддержания местных организаций, занимающихся правами человека и народов, а также посредством высказывания собственного мнения или выработки рекомендаций правительствам. Данную функцию можно осуществлять путем установления принципов и норм, направленных на решение правовых проблем, связанных с правами человека и народов, на основе которых правительства могут разрабатывать свое национальное законодательство. Данная функция Комиссии предполагает сотрудничество с другими африканскими и международными организациями, занимающимися развитием и защитой прав человека;

— обеспечивать защиту прав человека и народов в соответствии с условиями, установленными в Африканской хартии;

— давать толкование положений Африканской хартии по просьбе государств-участников, любой организации АС или африканской организации, признаваемой АС.

Комиссия может выполнять и другие функции, которые на нее вправе возложить Ассамблея глав государств и правительств АС.

Следует отметить, что в Африканской хартии ничего не говорится о постоянном местонахождении (штаб-квартире) Комиссии. На практике Правовое управление Секретариата ОАЕ в Аддис-Абебе координировало деятельность Комиссии, включая деятельность секретаря Комиссии.

С самого начала деятельности Комиссии ощущалась потребность в размещении Комиссии за пределами страны, где находились политические и административные отделы ОАЕ, чтобы защитить Комиссию от их влияния и давления (т. е. за пределами Аддис-Абебы, Эфиопия). Именно это было рекомендовано участниками коллоквиума, организованного Международной академией прав человека, Международной комиссией юристов и Африканской ассоциацией международного права, который проходил 17—19 июня 1987 года.

Ассамблея глав государств и правительств ОАЕ решила вопрос о постоянном местонахождении Комиссии в г. Банджуле (Гамбия), начиная с ноября 1989 года. Впоследствии Секретариат Комиссии был временно размещен в неподходящем здании, которое не имело необходимого оборудования и достаточных площадей. Комиссия вынуждена была проводить свои сессии в гостиницах, оплачиваемых правительством Гамбии. В 2004 году Секретариат Комиссии переехал в другое временное здание, еще более не подходящее как по площади, так и по месторасположению, чем прежнее. В связи с нехваткой мест документы Комиссии располагались по стеллажам, что осложняло работу Секретариата Комиссии[10]. С 1992 года правительство Гамбии обещает найти подходящее здание для постоянного размещения Секретариата Комиссии, однако этот вопрос до сих пор считается нерешенным.

Таким образом, Африканская комиссия не имеет собственной штаб-квартиры, а ее Секретариату приходится функционировать в неадекватных условиях во временно занимаемых помещениях.

Африканская комиссия является постоянно действующим органом, однако на практике она не работает на долгосрочной основе. В осуществлении деятельности Комиссии оказывает помощь Секретариат, который функционирует постоянно, и возглавляет его секретарь, назначаемый Генеральным секретарем АС.

Генеральный секретарь АС на основе ст. 41 Африканской хартии предоставляет персонал и организует обслуживание, необходимые для деятельности Комиссии. АС также несет расходы за такие услуги.

Для выполнения этих задач Секретариату Комиссии требуются существенные средства. В реальности Секретариат Комиссии испытывает нехватку человеческих, материальных и финансовых ресурсов. Правовой отдел, который является стержнем Секретариата Комиссии, имеет в своем штате всего трех специалистов и финансируется из внешних источников, как и отдел документации и СМИ. Покупка книг, публикация материалов и компьютеризация документов Комиссии покрываются за счет дополнительных средств бюджета. Например, фонд АС по содействию комиссарам составляет в год около 40 тыс. долларов США, что обеспечивает всего четыре поездки комиссаров и сопровождающих их юристов.

Работа специальных докладчиков и рабочих групп, компьютеры и ксерокс, обеспечивающие ежедневную работу Секретариата, полностью финансируются из внешних источников. Можно привести целый ряд примеров, которые показывают отсутствие необходимых ресурсов, предоставляемых АС Комиссии для осуществления ее функций. Бюджет, выделяемый АС Комиссии, покрывает лишь зарплату тех сотрудников, которые предусмотрены учредительными актами, а также часть текущих расходов, билеты, суточные расходы для экспертов и гонорары членов Комиссии, а также оплату переводчиков во время прохождения двух сессий Комиссии в год.

В целях преодоления финансовых затруднений, вытекающих из нерегулярного и недостаточного финансирования со стороны АС, Секретариат Комиссии активно привлекает внешние источники. Постоянными партнерами являются такие институты, как Датский институт по правам человека, правительство Нидерландов и Швеции, Канадский институт прав человека и демократии. Активно сотрудничает Комиссия с Северным Африканским институтом Швеции. Постоянную помощь оказывают Комиссии Европейского союза и Управления Верховного комиссара по правам человека. Кроме того, функционирует Фонд о добровольных взносах со стороны государств, который был создан по решению Министерской конференции в мае 2003 года[14].

Следует отметить, что расходование бюджетных средств и дополнительных бюджетных средств регулируется в соответствии с финансовыми правилами АС.

Несмотря на важность деятельности Комиссии, часть наблюдателей, которые ожидали многого от нее работы, скоро стали разочаровываться в ее работе. Ради справедливости следует отметить, что Комиссия становится объектом критики прежде всего за то, что от нее не зависит: за отсутствие достаточного финансирования со стороны АС, за плохое снабжение ее Секретариата, который является основой структуры Комиссии, и др.

Комиссии приходится работать в очень сложных условиях (по сравнению с европейской и межамериканской системами защиты прав человека)[15]. Комиссия благодаря привлечению внешних источников финансирования смогла в последнее время заметно улучшить качество своей работы и добилась определенного прогресса в части технического обслуживания Секретариата и систематизации документов. Если не будут предприняты кардинальные шаги в этом направлении, то имеется опасение, что Африканскому суду по правам человека и народов придется преодолевать те же проблемы, что и Африканской комиссии.

Необходимо, чтобы АС взял на себя полную ответственность за исправление сложившейся ситуации в сфере финансирования и технического обеспечения работы Комиссии[16]. Создание и функционирование Фонда по правам человека становится неотложной задачей АС и его государств-членов. Комиссия также должна активизировать свою деятельность, направленную на решение всего комплекса проблем, связанных с размещением и функционированием своей штаб-квартиры.

1 См.: Абашидзе А.Х., Алисиевич Е.С. Право Совета Европы. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. — М., 2007.

2 Текст Африканской хартии прав человека и народов см.: Международные акты о правах человека: сб. документов / сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. 2-е изд., доп. — М., 2002. С. 887—899.

3 См.: Ankumah E.A. The African Commission on Human and Peoples’ Rights: Practice and Procedure. The Hague: Martinus Nijhoff, 1996.

4 См.: Magliveras K., Naldi C.J. The African Union and its Predecessor, Organization of African Unity. The Hague: Kluwer Law International, 2004.

5 См.: Amoah P. The African Charter on Human and Peoples’ Rights — An Effective Weapon for Human Rights? // Revue Africaine de Droit International et Compare. 1992. 4.

6 См.: Badawi El — Sheikh I. The African Commission on Human and Peoples’ Rights: Prospects and Problems // Netherlands Quarterly of Human Rights. 1989. 7.

7 См.: Auyangwe C. Obligations of States Parties to the African Charter on Human and Peoples’ Rights // Revue Africaine de Droit International et Compare. 1998. 10.

8 См.: Documents of the Organization of African Unity / ed. by G.J. Valdi. — London, 1992.

9 См.: Beyani C. Toward a more effective guarantee of Women’s Rights in the Africa Human Rights System // Human Rights of Women: National and International Perspectives / ed. by R. Cook. — Philadelphia, 1994.

10 См.: Kufuor K.O. Safeguarding Human Rights: A Critique of the African Commission on Human and Peoples’ Rights // Africa Development. 18. 1993.

11 Согласно правилу 23 Правил процедуры секретарь Комиссии обязан следить за деятельностью Секретариата Комиссии под руководством ее Председателя; секретарь оказывает помощь Комиссии и ее членам в осуществлении ими своих функций и выступает в качестве посредника по всем обращениям к Комиссии; секретарь следит за архивом Комиссии.

12 См.: Gye-Wado O. The Rule of Admissibility under the African Charter on Human and Peoples’ Rights // African Journal of International and Comparative Law. 1991. T. 3.

13 См.: Danielsen A. The State Reporting Procedure under the African Charter. Copenhagen: Danish Centre for Human Rights, 1994.

14 См.: The Report of the First Ministerial Conference of the African Union on Human Rights, Kigali (Rwanda). 2003. May.

15 См.: Obinna Okere B. The Protection of Human Rights in Africa and the African Charter on Human and Peoples’ Rights: A Comparative Analysis with the European and American Systems’ // Human Rights Quarterly. 1984. 6.

16 См.: Региональные системы защиты прав человека: учеб. пособие / под ред. А.Х. Абашидзе. — М., 2012.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Помимо Африканской Хартии прав человека и народов, которая открыта для подписания в 1971 году и протоколов к ней, сейчас уже в рамках Африканского союза приняты Временные правила суда.

Структура: суд состоит из 11 судей, которые являются участниками африканского союза, они избираются из числа кандидатов, которые представлены Г-участниками Хартии и протокола к ней. Каждое Г может представить до 3-х кандидатов. Судьи избираются тайным голосованием Ассамблеей Г-участников африканского союза сроком на 6 лет с возможностью переизбрания только 1 раз.

Каждые 2 года: ротация судебного состава: покидают свои должности либо переизбираются на новый срок.

У суда есть свой секретариат, который возглавляется ген.секретарем.

Компетенция: рассматривает нарушение Хартии и протоколов к ней + нарушение любых других м/н правовых актов в области защиты прав человека, ратифицированных заинтересованными гос-вами.

Может давать консультативные заключения, кас Африканской Хартии или других актов, вкот участвуют гос-ва – участники.

Суд праве рассматривать обращение гос-в, которые выступили инициатором в рамках Афр Комиссии, либо против которых выступили, либо права граждан которых были нарушены. Т.е. может быть последовательное обращение: Комиссия - > суд, либо сразу в суд.

Право есть у межправительственных орг-ий, а также аккредитованных организаций и индивиды, когда гос-ва сделали спец заявление о признании права индивиды на обращение в суд.

Африканский суд использует переходный механизм.

Стороны могут прийти к заключение мирового соглашения.

Решение суда носит окончательный характер. Стороны могут ход-ть о даче разъяснений.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (иксив)

Цель: для обеспечения стабильности инвест отношений. Универсальный механизм для защиты прав инвесторов, если права нарушаются гос-вом реципиентом.

Базовый документ: Конвенция об урегинвест споров между гос-вами и ФЛ или Л других гос-в, 1965 (Вашингтонская конвенция, 1965) РФ подписала Конвенцию вместе с документами МВФ, но не ратифицировала. Т.е. основные механизмы не могут быть задействованы РФ и русскими инвесторами.

Правила возбуждения примирительной арбитражной процедуры

Правила примирительной процедуры

Правила арбитражной процедуры

Все действуют в редакции 2006 года.

Центр находится при штате банка М/н банка реконструкции и развития. В состав банка входит:

адм. совет – из представителей гос-в - участников. Цель: определяет правила процедуры и фин основы деятельности центра. Текущий бюджет и отчеты.

секретариат. Обеспечение деятельности центра, совета и коллегий, рассматривающих спор.

Кандидаты. Требования стандартные, но обл промышленности и финансов. Плюс они дб согласны с включением в список. Срок на 6 лет, но допускается возможность возобновления срока. Ограничений не предусмотрено.

Центр: разрешает инвестиционные споры, возникающих между уч-ками Конвенции. Речь идет о всех спорах (в широком понимании), возн из инвестиционных отношений: допуск к инвестиционным вложениям (т.е. когда их по сути нет), либо в связи с исполнением или прекращением инв проектов.

Комиссия посредников формируется на основании соглашения заинтересованных сторон, при этом кол-во посредников, арбитров нечетное (3 стандарт), может быть больше.

Особенности в сравнении с Арбитражем СБСЕ или ВТО.

Стороны могут использовать процедуры вне связи друг с другом. Т.е. можно идти от примирения к арбитражу. Либо использовать только примирение, либо только арбитраж.

Если стороны идут последовательно от примирения к арбитражу, то принятое решение на стадии примирения не будет носить преюдициального характера для арбитража, как и другие соглашения, которые были достигнуты во время примирения.

Возможность оспаривания решения и его отмены.

Основания для отмены решения:

Арбитраж превысил свои полномочия;

Арбитраж сформирован неправильным способом;

Имел место подкуп одного или нескольких арбитров;

Было серьезное отступление от правил процедуры;

В решении не изложена мотивировка;

Для рассмотрения апелляции создается спец комитет из 3 арбитров. Может оставить решение в силе или отменить его полностью или в части. Если отменено – стороны могут вновь прибегнуть к услугам арбитража.

Порядок исполнения вынесенных решений:

Каждое из участников должно признавать вынесенное решение. Заинтересованная сторона представляет копию арбитражного решения в компетентный орган соответствующего гос-ва, который обеспечивает решение, рук-сьвнутригос. механизмом. Процедур признания решения не требуется.

  • Межамериканский суд по правам человека (сокр. МАСПЧ, исп. Corte Interamericana de Derechos Humanos, порт. Corte Interamericana de Direitos Humanos, фр. Cour interaméricaine des droits de l'homme, англ. Inter-American Court of Human Rights) — международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на государства-члены Организации американских государств (ОАГ), ратифицировавшие Американскую конвенцию о правах человека (АКПЧ).

Вместе с Межамериканской комиссией по правам человека составляет систему защиты прав человека в Южной и Северной Америке.

Резиденция суда находится в Сан-Хосе в Коста-Рике.

Суд был создан в 1969 году, но начал функционировать только в 1979 году, после того как Конвенция вступила в силу.

В состав суда входят семь судей, избираемых Генеральной ассамблеей ОАГ на шестилетний срок. Один судья может переизбираться только один раз. Председатель суда и его заместитель избирается судьями. Государство ОАГ может иметь только одного своего судью в составе Суда. Если государство не имеет своего судью в составе Суда при рассмотрении касающегося данной страны дела, то оно имеет право выдвинуть дополнительного судью. Заседание суда проходят раз в полгода, но возможны и внеочередные заседания.

Суд компетентен толковать Американскую конвенцию о правах человека и любой другой американский документ, относящийся к области правам человека. Суд выполняет две основные функции: судебную и консультативную. В первом случае он рассматривает конкретные случаи нарушения прав человека в государствах, ратифицировавших АКПЧ. Во втором он консультирует государства ОАГ по поводу соответствия тех или иных законов и законопроектов АКПЧ и другим правозащитным документам.

В отличие от Европейского суда по правам человека физические лица не могут обращаться непосредственно в суд. Передача дел на рассмотрения осуществляется Межамериканской комиссией по правам человека и государствами, подписавшими АКПЧ. Физические лица могут обращаться в Комиссию.

Связанные понятия

Межамериканская комиссия по правам человека — орган ОАГ, действует с 1959 года. Рассматривает жалобы на нарушения АКПЧ участвующими в конвенции государствами и может передавать эти жалобы в Межамериканский суд по правам человека, если государство-ответчик согласно на рассмотрение дела судом. Вправе также рассматривать соблюдение положений Американской декларации прав и обязанностей человека, во всех странах ОАГ. Состоит из 7 экспертов, избираемых сроком на 4 года Генеральной Ассамблеей ОАГ из кандидатов.

Американская конвенция о правах человека или Пакт Сан-Хосе — региональная конвенция о защите прав человека (главным образом гражданских и политических), принятая в 1969 году и вступившая в силу в 1978 году. Участниками могут являться страны-члены ОАГ; на сентябрь 2012 года в конвенции участвуют 23 из 34 членов ОАГ; ещё две страны ранее были участницами конвенции, но денонсировали её (Венесуэла, Тринидад и Тобаго).

Процедура ампаро (исп. recurso de amparo, juicio de amparo) — средство для защиты конституционных прав, характерное для ряда правовых систем. В некоторых правовых системах, преимущественно испаноязычного мира, ампаро является эффективным и недорогим инструментом защиты индивидуальных прав.

Междунаро́дное пра́во в о́бласти прав челове́ка — совокупность принципов и норм, регулирующих международную защиту прав и основных свобод индивидов и представляющих собой международные стандарты в области прав человека для национального права. Международное право в области прав человека является отраслью международного публичного права. Основа — договоры системы ООН, а также региональных организаций (основные — в системах Совета Европы, Африканского Союза и Организации американских государств). Международное.

Комитет против пыток (англ. Committee Against Torture, CAT) — исполнительный орган Организации Объединённых Наций, осуществляющий надзор за исполнением Конвенции против пыток. Создан 1 января 1987 года, спустя шесть месяцев после вступления Конвенции в силу. Наряду с Комитетом существует Подкомитет по предотвращению пыток (состоящий из 25 экспертов), имеющий право наносить визиты в государства-участники Факультативного протокола к Конвенции.

Упоминания в литературе

Индивиду предоставлен доступ в универсальные комитеты по правам человека, а также в региональные международные судебные учреждения. Среди судебных органов это Европейский Суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека , Африканский суд по правам человека и народов, Суд ЕС.

Связанные понятия (продолжение)

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) — объединение экономического сотрудничества 13 государств Латинской Америки. Целью организации является развитие регионального экономического сотрудничества и торговли; создание общего рынка. Юридическая основа Ассоциации — Договор Монтевидео, подписанный 12 августа 1980 года. Штаб-квартира ассоциации находится в Монтевидео, Уругвай.

Союз южноамериканских наций (исп. Unión de Naciones Suramericanas (UNASUR), порт. União de Nações Sul-Americanas (UNASUL), англ. Union of South American Nations, нидерл. Unie van Zuid-Amerikaanse Naties, другое название — Декларация Ку́ско) — региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки, созданная 8 декабря 2004 года.

Суд пе́рвой инста́нции — суд, управомоченный на непосредственное исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесение по нему соответственно решения или приговора.

Суд апелляционной инстанции, апелляционный суд (от англ. appeal - призыв, обращение) — суд второй инстанции. В уголовном и гражданском судопроизводстве в апелляционном порядке проверяется законность и обоснованность решений, вынесенных мировыми и федеральными судьями. В судах общей юрисдикции апелляционной инстанцией выступают вышестоящие суды по отношению к судам первой инстанции. В арбитражном судопроизводстве в апелляционном порядке проверяются все решения арбитражных судов, вынесенных в первой.

Административный суд — государственный орган, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения административных дел в установленном законом конкретного государства процессуальном порядке.

Представительство в суде — процессуальная деятельность, которая осуществляется от имени и в интересах лиц, участвующих в деле: сторон, третьих лиц, заявителей и иных заинтересованных лиц, прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов. Полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.

Обнародование закона, или промульгация (от лат. promulgatio — оглашение) — санкционирование главой государства закона в сроки, указанные в конституции и публикация его в официальном издании. С помощью этой процедуры акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти.

Хартия Европейского союза по правам человека является документом, закрепляющим некоторые основные права.

Право на судебную защиту (англ. Right for Legal Defence) гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита — один из способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права путем правосудия.

Статья содержит перечень стран мира, в современном законодательстве которых разрешен вопрос юридического признания или непризнания однополого брака, а также сведения о ходе и результатах рассмотрения законопроектов, направленных на легализацию или запрет однополых браков и других форм однополых союзов. В завершение приводится краткий обзор места однополых союзов в истории человечества.

Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт в случае признания его неконституционным.

Судебный надзор – деятельность судебной власти по проверке законности действий и решений всех ветвей государственной власти. В рамках своих полномочий суды могут принимать решения об отмене актов законодательной и исполнительной власти, основываясь на действующей конституции и законодательстве. В зависимости от национального законодательства область действия судебного надзора в разных странах может заметно различаться.

Междунаро́дно-правовы́е са́нкции — коллективные или односторонние принудительные меры, применяемые государствами или международными организациями к государству, которое нарушило нормы международного права.

Коми́ссия междунаро́дного пра́ва — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, состоящий из тридцати четырех юристов-международников, пользующихся признанным авторитетом в области международного права, которые выступают в своем личном качестве, а не как представители соответствующих правительств, имеющий целью поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации.

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Незаконное обогащение — приобретение имущества публичным должностным лицом на средства, происхождение которых оно не может объяснить или они получены с нарушением закона. Это понятие государствам предлагается ввести в уголовный кодекс в 20-й статье Конвенции ООН против коррупции. Документ был принят на 58 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 год и вступил в силу 14 декабря 2005 года.

Европейская социальная хартия — конвенция Совета Европы, закрепляющая ряд социальных прав человека (в отличие от ЕКПЧ, закрепляющей главным образом гражданские и политические права). Принята в 1961 году, вступила в силу в 1965 году. Страны-участницы обязуются признать обязательными для себя как минимум 10 статей или 45 частей статей части II хартии, в том числе как минимум 5 из следующих статей: 1, 5, 6, 12, 13, 16 и 19. Доклады об исполнении Хартии предоставляются раз в два года. Всего часть II.

Преюди́ция (от лат. praejudicialis — относящийся к предыдущему судебному решению) — обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением по другому делу, в котором участвуют те же лица.

Закон о защите брака (англ. Defense of Marriage Act, кратко DOMA, официально Public Law No. 104—199, 110 Stat. 2419) — принятый 21 сентября 1996 года федеральный закон США, который описывает брак как правовой союз между мужчиной и женщиной и провозглашает супругами лиц разного пола. Кроме того, согласно закону, ни одна административная единица не обязана признавать союз двух людей одного пола браком и не обязана соблюдать их брачные права, даже если их брак официально признан в другом государстве.

Суде́бная инста́нция — суд или его структурное подразделение (коллегия, президиум), выполняющее строго определённую функцию, связанную с рассмотрением или разрешением судебных дел (рассмотрение дела по существу либо проверка в той или иной форме законности и обоснованности ранее принятых по данному делу решений). Понятие судебной инстанции характеризует конкретный вид судебной деятельности.

Комиссия ООН по праву международной торговли, ЮНСИТРАЛ (англ. United Nations Commission on International Trade Law, UNCITRAL) — вспомогательный орган Генеральной Ассамблеи ООН, созданный в 1966 году в целях содействия развитию права международной торговли.

Определение (в праве) — вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу.

Комиссар по правам человека — независимое должностное лицо в рамках Совета Европы, задача которого — способствовать образованию в области прав человека, вниманию к правам человека и их соблюдению в странах СЕ.

Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.

Понятие подве́домственность употребляется в теории, законодательстве и традиции в различных смыслах.

Судебная система Испании — система специализированных органов государственной власти (судов), осуществляющих правосудие на территории Испании.

Заочное решение суда — документ судебной инстанции, составленный и выдаваемый судом по результатам заочного рассмотрения дела.

Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России.

Неприкосновенность — общий термин, обычно применяющийся к должностным лицам, обычно выборным (но возможно и к назначаемым, например, к прокурорам), означающий наличие у определённых лиц особых прав. Точнее, для таких лиц устанавливается (обычно законом) чёткий, ограниченный по сравнению с общим случаем, порядок того, как они могут привлекаться к уголовной, административной либо иной ответственности. Вплоть до практической невозможности привлечения, как в случае дипломатической неприкосновенности.

Принципы международного права — это основополагающие принципы и нормы права, содержащиеся в международных и межгосударственных договорах, уставах международных организаций, в решениях международных судов, а также в международных обычаях, в отношении которых имеются доказательства наличия всеобщей практики и обязательности их применения международным сообществом. Наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

Следственный судья (также именуемый судья-следователь, расследующий магистрат, допрашивающий судья) — должностное и процессуальное лицо в правовой системе ряда европейских и южноамериканских стран (как правило, тех из них, где указанный правовой институт исторически произрастает из светского инквизиционного процесса), отвечающее за единоличное проведение судебного расследования по административным и уголовным делам, совмещающее функции судьи и следователя, занимающееся разбором дела самостоятельно.

Право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств. В России существование права на жизнь признаётся Конституцией Российской Федерации.

С момента патриации Конституции Канады в 1982 было произведено лишь десять небольших поправок. Однако было и несколько неуда́вшихся прое́ктов попра́вок к Конститу́ции согласно новой процедуре внесения поправок.

Суды по делам о банкротстве США (англ. United States bankruptcy courts) — система судебных органов, созданная в соответствии с первой статьёй Конституции США. Действующая система судов образована решением Конгресса США в 1978 году, начала функционировать с 1 апреля 1984 года. Суды по делам о банкротстве являются структурными подразделениями федеральных окружных судов, к исключительной компетенции которых относится рассмотрение дел о банкротстве. Рассмотрение таких дел является юрисдикцией только.

Устав Международного военного трибунала в Нюрнберге — документ, являющийся приложением к Соглашению об уголовном преследовании и наказании главных военных преступников Европейской оси (обычно именуемое Нюрнбергским или Лондонским уставом), принятый решением Лондонской конференции от 8 августа 1945 года, устанавливавший правила и процедуры проведения Нюрнбергского процесса.

Бразильское агентство разведки (порт. Agência Brasileira de Inteligência; ABIN) — ведущая спецслужба Бразилии, осуществляющая координацию разведывательной и контрразведывательной деятельности; является центральным органом бразильской системы разведки (Sistema Brasileiro de Inteligência, SISBIN).

Читайте также: