Верховный суд кто главный суд

Обновлено: 02.05.2024

  1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
  2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства .
  3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается .

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

  1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
  1. Судьи несменяемы.
  2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
  1. Судьи неприкосновенны.
  2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
  1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

  1. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .
  3. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации") .

ВС РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции. В качестве суда первой инстанции ВС РФ рассматривает гражданские дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат ФС РФ, Правительства РФ, нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки (за исключением случаев прекращения полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков); об оспаривании решений Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена; о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума; по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в ВС РФ Президентом РФ в соответствии с ст. 85 Конституции РФ; о расформировании Центральной избирательной комиссии РФ; о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным федеральным судам, за исключением районных судов, гарнизонных военных судов; др. дела, отнесенные федеральными законами к подсудности ВС РФ.

ВС РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления в случае выдвижения ГД соответствующего обвинения и постановки вопроса об отрешении Президента РФ от должности; направляет в Конституционный Суд РФ запрос о соответствии Конституции РФ федеральных законов и др. нормативных актов.

ВС РФ действует в составе Пленума, Президиума, Апелляционной коллегии, Судебной коллегии по административным делам; Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии.

Коллегии рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами; в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; обобщают судебную практику; осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

В состав Президиума ВС РФ входят Председатель ВС РФ, его заместители и судьи ВС РФ. Члены Президиума ВС РФ из числа судей утверждаются СФ РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Президиум в соответствии с федеральными законами и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты, а также осуществляет иные полномочия.

Судебный департамент при ВС РФ и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов общей юрисдикции, мировой юстиции и органов судейского сообщества.

Верховный Суд РФ состоит из 170 судей Верховного суда РФ. Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
Состав Верховного Суда (ч. 2 ст. 4 ФКЗ “О Верховном Суде РФ”): Председатель Верховного Суда РФ; первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ; заместитель Председателя Верховного Суда РФ – председатель Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ; заместитель Председателя Верховного Суда РФ

  • председатель Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ;
  • заместитель Председателя Верховного Суда РФ – председатель Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ;
  • заместитель Председателя Верховного Суда РФ – председатель Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ;
  • заместитель Председателя Верховного Суда РФ – председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ;
  • заместитель Председателя Верховного Суда РФ – председатель Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ; председатель Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ и заместитель председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ; судьи судебных коллегий Верховного Суда РФ.

Судья Верховного Суда РФ – гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет, отвечающий высоким нравственным требованиям, прошедший предварительное медицинское освидетельствование для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Верховный Суд РФ действует в следующем составе (см. схему 9).


В Верховном Суде РФ действуют органы судейского сообщества: общее собрание судей Верховного Суда РФ и Совет судей Верховного Суда РФ, полномочия, порядок формирования и деятельность которых регулируются положением о них, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда РФ.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума Верховного Суда РФ по приглашению Председателя Верховного Суда РФ вправе принимать участие Председатель Конституционного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Министр юстиции РФ, их заместители, судьи Конституционного Суда РФ, судьи иных судов и другие лица.
В зависимости от обсуждаемых на Пленуме вопросов в числе приглашенных лиц могут быть члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств и ведомств, государственных комитетов, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в 4 месяца. Постановления Пленума принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании Пленума Верховного Суда РФ. Постановления Пленума подписываются Председателем Верховного Суда РФ и секретарем Пленума.

Порядок работы Пленума Верховного Суда РФ определяется Регламентом Верховного Суда РФ, который утверждается Пленумом Верховного Суда РФ. Пленум Верховного Суда РФ не является судебной инстанцией и не рассматривает конкретные судебные дела.

Полномочия Пленума Верховного Суда РФ (ст. 5 ФКЗ “О Верховном Суде РФ”):

Президиум Верховного Суда Российской Федерации. Полномочия, порядок образования и деятельности Президиума Верховного Суда РФ установлены ст. ст. 6, 7 Закона о Верховном Суде РФ.

В состав Президиума Верховного Суда РФ входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители (по должности) и судьи Верховного Суда РФ. Члены Президиума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на предложении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Количественный состав Президиума Верховного Суда РФ определяется Регламентом Верховного Суда РФ.

Заседание Президиума Верховного Суда РФ проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума. Постановления Президиума принимаются простым большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписываются председательствующим в заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Полномочия Президиума Верховного Суда РФ (ст. 7 ФКЗ “О Верховном Суде РФ”):

  • в соответствии с процессуальным законодательством и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд РФ на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
  • обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий Верховного Суда РФ, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;
  • утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в соответствии с Законом о статусе судей в РФ;
  • утверждает Положение об аппарате Верховного Суда РФ, его структуру и штатное расписание;
  • рассматривает отдельные вопросы судебной практики;
  • возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда РФ на одного из заместителей в случае его отсутствия;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ действует в составе председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ, его заместителя и десяти членов Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ. Судьи избираются в состав Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ Пленумом Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ сроком на 5 лет в порядке, установленном Регламентом Верховного Суда РФ.

Полномочия Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ (ст. 8 ФКЗ “О Верховном Суде РФ”):

  • рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции в соответствии с процессуальным законодательством РФ дела, подсудные Верховному Суду РФ, решения по которым вынесены в качестве суда первой инстанции судебными коллегиями Верховного Суда РФ;
  • рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • обращается в Конституционный Суд РФ на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
  • осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ. Большая часть судебной деятельности Верховного Суда РФ осуществляется его судебными коллегиями: Судебной коллегией по административным делам, Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам, Судебной коллегией по экономическим спорам, Судебной коллегией по делам военнослужащих.

Судебные коллегии Верховного Суда РФ формируются в составе заместителей Председателя Верховного Суда РФ – председателей судебных коллегий Верховного Суда РФ и судей этих коллегий. Состав судебных коллегий утверждается Пленумом Верховного Суда РФ.

В судебных коллегиях Верховного Суда РФ формируются Председателем Верховного Суда РФ судебные составы из числа судей, входящих в состав соответствующей судебной коллегии Верховного Суда РФ. Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда РФ возглавляют председатели судебных составов, назначаемые на должность Председателем Верховного Суда РФ на три года.

Компетенция судебных коллегий Верховного Суда РФ (ст. 10 ФКЗ “О Верховном Суде РФ”):

  • рассматривают в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда РФ;
  • рассматривают в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством РФ дела в апелляционном, кассационном порядке;
  • обращаются в Конституционный Суд РФ на основании части 4 ст. 125 Конституции РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
  • обобщают судебную практику;
  • осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ (ст. 11 ФКЗ “О Верховном Суде РФ”) действует в составе заместителя Председателя Верховного Суда РФ – председателя Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ и шести членов коллегии из числа судей Верховного Суда РФ, избираемых Пленумом Верховного Суда РФ сроком на 3 года по представлению Председателя Верховного Суда РФ тайным голосованием.

Дисциплинарная коллегия рассматривает дела: по жалобам на решения квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и по обращениям Председателя Верховного Суда РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в случаях, если квалификационными коллегиями судей отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков; по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о наложении дисциплинарных взысканий на судей и на решения этой же коллегии о результатах квалификационной аттестации судей (ст. 11 Закона о Верховном Суде РФ).

Деятельность Дисциплинарной коллегии организует председатель коллегии, являющийся заместителем Председателя Верховного Суда РФ. Председатель Дисциплинарной коллегии председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум Верховного Суда РФ о деятельности коллегии и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами. Организация деятельности коллегии определяется Положением о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ, утверждаемым Пленумом Верховного Суда РФ.

Организация деятельности Верховного Суда РФ, системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов возлагается на Председателя Верховного Суда РФ.
Председатель Верховного Суда РФ наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда РФ (Председатель ВС РФ, являясь судьей Верховного Суда РФ, вправе принять участие в рассмотрении любого дела, подсудного Верховному Суду РФ, а также в порядке надзора в Президиуме Суда) и процессуальных полномочий, установленных для

Председателя Верховного Суда РФ федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции (ст. 12 Закона о Верховном Суде РФ):

  • обеспечивает решение относящихся к его компетенции вопросов организации деятельности Верховного Суда РФ, системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов:
  • организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
  • созывает Пленум и Президиум Верховного Суда РФ и председательствует в их заседаниях;
  • представляет на утверждение Пленума Верховного Суда РФ кандидатуру секретаря Пленума, составы судебных коллегий и состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ;
  • распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РФ и судьями Верховного Суда РФ;
  • представляет Президенту РФ кандидатов для представления в Совет Федерации Федерального Собрания РФ для назначения в установленном порядке на должность судьи Верховного Суда РФ, в том числе первого заместителя Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя ВС РФ – председателей судебных коллегий ВС РФ, председателя и заместителя председателя Апелляционной коллегии;
  • представляет Президенту РФ кандидатуры судей Верховного Суда РФ для назначения на должность члена Президиума Верховного Суда РФ;
  • формирует судебные составы судебных коллегий Верховного Суда РФ и назначает их председателей;
  • представляет Президенту РФ для назначения на должности судей федеральных судов, в том числе на должности председателей и заместителей председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов, председателей и заместителей председателей арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ, Суда по интеллектуальным правам;
  • вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления о квалификационной аттестации, о награждении государственными наградами РФ судей Верховного Суда РФ, председателей и заместителей председателей судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также о приостановлении или прекращении их полномочий;
  • направляет в Дисциплинарную коллегию ВС РФ обращения о досрочном прекращении полномочий судей Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов за совершение ими дисциплинарных проступков в случаях, если соответствующей квалификационной коллегией судей отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей;
  • организует проверку сведений о поведении судей всех судов, не соответствующем предъявляемым к ним Законом о статусе судей и Кодексом судейской этики требованиям и умаляющем авторитет судебной власти;
  • назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ (с согласия Совета судей РФ) и его заместителей;
  • осуществляет общее руководство аппаратом Верховного Суда РФ, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата, распределяет обязанности между ними, принимает решение об их поощрении, присвоении классных чинов, привлечении к дисциплинарной ответственности;
  • осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
    Заместители Председателя Верховного Суда РФ (ст. 13 ФКЗ “О Верховном Суде РФ”):
  • первый заместитель -> исполняет обязанности Председателя ВС РФ в случае его отсутствия. При отсутствии как Председателя, так и первого заместителя работой Суда руководит один из заместителей Председателя ВС РФ;
  • заместители Председателя ВС РФ -> председательствуют в судебных заседаниях коллегий, осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда РФ, исполняют другие полномочия, предоставленные им законодательством;
  • председатели судебных коллегий -> руководят работой соответствующих коллегий; председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого других судей; организуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий; представляют Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о работе коллегий; истребуют дела для изучения и обобщения судебной практики; организуют работу по повышению квалификации судей и работников аппарата коллегий; осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Аппарат Верховного Суда Российской Федерации (ст. 17 ФКЗ “О Верховном Суде РФ”) формируется в целях организационного, информационного, документационного, финансового и материально-технического обеспечения деятельности Верховного Суда РФ.

Численность работников аппарата Верховного Суда РФ устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Штатное расписание аппарата суда утверждается Президиумом Верховного Суда РФ.

Работники аппарата Верховного Суда РФ являются федеральными государственными гражданскими служащими, им присваиваются классные чины. Права и обязанности работников аппарата, порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Общее руководство деятельностью аппарата осуществляет Председатель Верховного Суда РФ. Структура аппарата Верховного Суда РФ, задачи, функции и порядок деятельности его структурных подразделений определяются Положением об аппарате Верховного Суда РФ, утверждаемым Президиумом Верховного Суда РФ.
Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ (ст. 19 ФКЗ “О Верховном Суде РФ”) действует для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики.

Организация и порядок деятельности Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ определяются Положением о нем, утверждаемым Пленумом Верховного Суда РФ.

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации (ст. 20 ФКЗ “О Верховном Суде РФ”) – печатный орган Верховного Суда РФ, в котором публикуются постановления Пленума, практика Президиума, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, имеющие значение для формирования судебной практики. В Бюллетене также представлены обобщения и обзоры судебной практики, статьи судей Верховного Суда РФ и ученых по различным вопросам теории права и судебной практики.

Учитывая, что в России судебная власть стоит отдельно и считается независимой, вопрос о том, кому подчиняются судьи, достаточно актуальный. Не все знают вертикаль власти внутри судебной системы, однако многие желают работать в ней. Стоит разобраться в особенностях иерархии и в том, кто может назначить судей, как происходить сложение их полномочий и на каких основаниях.

О кодексе этики судьи можете прочитать в нашей статье — здесь.

Согласно действующему законодательству, судьи подчиняются только Конституции РФ и смежным нормативно-правовым актам. Это значит, что судебная система в России считается независимой: законодательная и исполнительная ветви власти не могут оказывать на нее влияние. Однако сама Конституция не может карать за ошибки при выполнении профессиональных обязанностей, поэтому внутри судебной системы предусмотрены возможности для снятия с должности и привлечения к ответственности.

Стоит отметить, что процесс назначения судей отличается, исходя из их должности. Закон позволяет мировых судей назначать представителям законодательной ветви власти в регионах или избирать их общим голосованием. Так как проводить выборы накладно, депутаты на местах самостоятельно назначают судей по рекомендации судейской коллегии.

Федеральных судей назначает президент. При этом срок полномочий зависит от того, куда именно назначается гражданин. Получив назначение один раз, сложно лишиться должности, если выполнять свои обязанности честно и согласно требованиям закона. Однако первоначально получить должность судьи достаточно сложно.

Вот какие обязанности сегодня есть у судей:

  • быть независимым и руководствоваться действующими законами во время принятия решения;
  • избегать того, что может навредить авторитету судебной власти;
  • быть беспристрастным, принимая решения (если есть личная заинтересованность, то требуется написать самоотвод, чтобы дело передали другому);
  • постоянно повышать свои профессиональные знания.

Выписка из Конститутции РФ

Выписка из Конститутции РФ

При этом налагается несколько ограничений на представителей этой профессии:

  • нельзя занимать должности в законодательной ветви власти, а также заниматься предпринимательством;
  • невозможно принадлежать к политическим партиям;
  • запрещено обладать гражданством другого государства.

Таким образом, судьи должны быть полностью независимы и беспристрастны. Если во время работы появляется причина, по которой гражданин больше не может выполнять свои обязанности, он обязан написать прошение об отставке с указанием причины.

Закон РФ

Иерархия судов в России

Сведения об иерархии находятся в 118 статьей Конституции РФ. Обеспечивается единство судебной системы, так как каждый отвечает перед следующей инстанцией. Высшим органом судебной власти считается Конституционный суд РФ. Стоит рассмотреть подробнее, как устроена эта ветвь власти сегодня.

Таблица 1. Общая схема судебной системы в стране

Наименование судаДополнительная информация
КонституционныйРассматривает вопросы о соответствии законов и законопроектов существующим нормам права, чтобы не возникало коллизий.
Общей юрисдикцииРассматривают уголовные, гражданские, административные и некоторые военные дела.
АрбитражныеЗанимаются делами в предпринимательской или экономической сфере.
ДисциплинарныеРассмотрение апелляции по решению Высшей квалификационной коллегии судей.

Это основные органы судебной власти, однако существует иерархия внутри каждой системы. Также существуют федеральные и региональные судьи. К региональным относятся мировые. У них нет возможности карьерного роста. Заняв эту должность, они работают до 70 лет, после чего уходят в отставку (если не решат подать прошение об отставке раньше). Однако существует возможность перевестись на должность федерального судьи. На федеральном уровне иерархия происходит следующим образом:

  1. Первая инстанция. Сюда обращаются, если граждане не согласны с решениями мировых судей. Также граждане могут подать иск в представительство первой инстанции напрямую, если дело не относится к мировым судам. Например, стоимость иска более 100 000 рублей или предусмотренный срок наказания более 3 лет тюремного заключения.
  2. Вторая инстанция. Обычно они занимаются рассмотрением апелляционных решений. Рассматривают гражданские, уголовные и административные дела.
  3. Третья инстанция или первая кассация. Сюда обращаются при нарушении прав интеллектуальной собственности, а также при рассмотрении апелляций по делам судов второй инстанции.
  4. Четвертая инстанция или вторая кассация занимается уголовными, гражданскими, административными и военными преступлениями ВС РФ.
  5. Высшая инстанция, которая считается последней.

Представители Конституционного суда

Представители Конституционного суда

Если граждан или юридических лиц не устраивает решение высших судебных органов в пределах России, то необходимо обращаться в международные инстанции, например, в Гааге при нарушении прав человека. Однако их решения не считаются обязательными для исполнения на территории России. Это нормальная практика, когда вынесенное решение не имеет юридической силы за пределами России.

Высший Арбитражный и Верховный Суд отвечают за рассмотрение экономических дел и гражданских, уголовных и административных соответственно. Военный трибунал существует отдельно, однако ряд военных преступлений также могут рассматривать представители Верховного суда и подшефных ему инстанций.

Еще существуют отделения Конституционных судов в субъектах РФ. Они необходимы для оперативной проверки региональных правовых актов на соответствие КРФ, другим региональным и федеральным правовым нормам.

Требования к судьям

Предъявляются специальные требования для судейства, чтобы выполнять функции согласно правовым нормам.

Таблица 2. Требования к судьям

ТребованиеКраткое описание
Гражданство РФНаличие гражданства РФ, отсутствие второго гражданства.
Высшее юридическое образованиеНе важно, получено оно очно или заочно, однако знания необходимо подтвердить.
Отсутствие судимости у кандидата и у его близких родственниковДля подтверждения нужно предъявить справку об отсутствии судимости.
Отсутствие принадлежности к политическим партиямДоказательств не требуется, однако нужно подтвердить в анкете, что предоставленные сведения являются достоверными.
Отсутствие должности депутата и предприятия в собственностиПодтверждается выпиской из трудовой книжки.

Также предъявляется возрастной ценз. Так, мировые судьи должны быть старше 25 лет, представители судов среднего звена обязаны быть старше 30 лет, ВС – 35 лет, а КС 40 лет. При этом предельный возраст работы составляет 70 лет.

Сдача экзамена на судей

Сдача экзамена на судей

Еще нужно обладать определенным стажем в юридической сфере:

  • мировые– 5 лет;
  • среднего звена – 7 лет;
  • ВС РФ, ВАС РФ – 10 лет;
  • КС РФ – 15 лет.

Важно! Требуется быть дееспособным, обладать безупречной биографией и не состоять на учете в наркологическом или психиатрическом диспансере. Стать членом ВС РФ, ВАС РФ или КС РФ можно только путем повышения по службе. То есть, нельзя подать заявление на назначение в высшие судебные инстанции, такое допускается только по отношению низшему и среднему звену.

Назначение судей

Стоит понимать, как происходит сегодня назначение судей. Все зависит от того, куда именно они назначаются. Но в любом случае решение принимают представители законодательной ветви власти. При этом назначение происходит по рекомендации коллегии судей, так как представители структуры, которые отвечают за распределение должностей, не может знать всех кандидатов лично. Таким образом, члены коллегии между сбой решают, кто достоин находится в конкретно взятом судебном органе.

Мировые судьи назначаются городским или региональным советом депутатов. При этом наименование законодательного органа в субъекте РФ может отличаться, исходя из особенностей его исторического развития. Срок назначения 5 лет, но при первом получении должности длительность полномочий всего 3 года. Если речь идет о федеральных судьях, то они назначаются на основании указа президента.

Независимо от ранга сотрудника, он обязан соответствовать определенным требованиям, которые указаны в законе. Также требуется, чтобы граждане в своей работе руководствовались установленными нормами права во время принятия решения. Если нет никаких нареканий в работе специалиста в течение одного срока его полномочий, то их автоматически продляют еще на 5 лет. Если есть желание идти на повышение, то требуется снова сдавать экзамен на знание законов с учетом особенностей работы конкретно взятой судебной инстанции.

Депутаты обсуждают вопрос о назначении судьи на должность

Депутаты обсуждают вопрос о назначении судьи на должность

Основной причиной для повышения считается увеличение зарплаты. А при выходе в отставку по выслуге лет пенсия будет значительно выше. Сегодня пенсия судей составляет 80% от их среднемесячной зарплаты. Таким образом ежемесячный доход бывшего судьи достаточно высокий.

Как снять судью с должности – пошаговая инструкция

Если судья больше не соответствует требованиям закона, то необходимо его снять с должности. Это происходит согласно установленному порядку. При этом важно соблюсти процессуальные нормы, если гражданин сам не подает заявление об отставке. Когда есть собственное прошение, то его требуется принять вышестоящей структурой. Однако есть процедура отстранения от должности, когда гражданин нарушил закон, получил второе гражданство или не соответствует другому обязательному пункту.

Шаг 1

Получение сведений о том, что один из судей больше не может выполнять свои профессиональные обязанности из-за несоответствия стандартным требованиям.

Получение сведений о том, что один из судей больше не может выполнять свои профессиональные обязанности

Получение сведений о том, что один из судей больше не может выполнять свои профессиональные обязанности

Шаг 2

Рассмотрение дела Высшей квалификационной коллегией судей.

Рассмотрение дела Высшей квалификационной коллегией судей

Шаг 3

Вынесение решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи.

Вынесение решения

Вот основные причины, чтобы прекратить работу в судебной системе:

  • личное заявление;
  • состояние здоровья (появление хронических заболеваний, которые не позволяют выполнять профессиональные обязанности);
  • переход на другую работу;
  • достижение 70 лет;
  • получение второго гражданства или потеря российского;
  • смерть;
  • вступление в силу решение об уголовном наказании;
  • избрание на выборные должности или начало собственного бизнеса;
  • отказ от перевода на другой судебный участок из-за реорганизации структурного подразделения или его устранения;
  • дисквалификация на основании решения высшей коллегии судей.

Таким образом, должность судьи не вечная. При наличии факторов, которые не позволяют продолжать профессиональную деятельность, его достаточно быстро снимают с должности. Поэтому важно внимательно следить за своей репутацией и репутацией своих родственников, чтобы сохранить свою должность.

Преференции и льготы для судейского корпуса в России

Существуют различные преференции и льготы для судей в России, часть из которых сохраняется и после отставки. Однако это актуально, если уход с работы произошел при достижении 70 лет.

  1. Неприкосновенность судей представляет собой невозможность возбудить против них головные дела. Сначала требуется приостановить их полномочия. Также запрещено досматривать их жилище, накладывать на них административные штрафы и так далее. У судей есть соответствующее удостоверение, которое необходимо предоставить, если возникает проблема с законом (например, при попадании в ДТП). Тогда существует особый порядок наложения наказания. Однако в большинстве случаев ответственные сотрудники решают оставить гражданина без наказания на основании неприкосновенности.
  2. Получение ряда материальных преференций. Речь идет о квартальных и ежегодных премиях, размер которых зависит от ранга в судебной системе. Минимальная надбавка составляет 30% от оклада, максимальная 200% от оклада. Также у судей есть полис ДМС, страховка имущества и жизни. Есть возможность проходить санаторно-курортное лечение в ведомственных санаториях.
  3. Возможность работать до 70 лет при отсутствии правонарушений. То есть, судьи несменяемы. Получив должность, их будут автоматически назначать снова и снова после истечения срока их полномочий.
  4. Предоставление пожизненной пенсии в размере 80% от среднемесячного дохода, если выслуга лет составляет более 20 лет. Также могут оформить пенсионные выплаты члены семьи после смерти судьи. Тогда надо обращаться к сотрудникам ПФР для получений выплат по потере кормильца.

Это основные льготы и преференции, которые действуют по отношению к российским судьям. Размер оклада зависит от выслуги лет и того, в какой инстанции работает гражданин.

Судья вышел в отставку при достижении максимального возраста

Судья вышел в отставку при достижении максимального возраста

Таким образом, судьи подчиняются только Конституции и другим правовым актам. Их назначают представители законодательной власти. Они же продлевают полномочия судей по представлению членов коллегии. Таким образом, получив желаемую должность один раз, практически невозможно потерять ее, если соответствовать установленным требованиям. Легче получить должность во время работы в суде. Но из-за несменяемости специалистов вакансии появляются достаточно редко. Как результат, нужно отработать сотрудником суда более 10 лет (а зарплаты около 20 000 рублей). Тогда будут известны личностные и профессиональные качества специалиста, благодаря чему будет проще получить желаемую работу.

Читайте также: