В каком году была проведена судебная реформа в рсфср

Обновлено: 04.05.2024

2) специальные суды:

а) военные трибуналы;

б) военно-транспортные трибуналы;

в) трудовые сессии народных судов;

г) земельные комиссии;

д) арбитражные комиссии.

Упразднялись революционные трибуналы и иные особые суды, созданные в связи с утверждением советской власти на местах.

Трехзвенная структура общих судов

1. Народный суд отправлял правосудие в пределах уездного или городского района, участка. Его компетенция: большинство гражданских и уголовных дел, за исключением дел, отнесенных к компетенции губернского суда. В народном суде предусматривалось коллегиальное (профессиональный судья и 2 народных заседателя) и единоличное рассмотрение:

1) единолично – несложные семейные и административные дела;

2) коллегиально – все остальные.

2. Губернский суд был административно-управленческим органом по отношению к народным судам. Он рассматривал дела в кассационном порядке и наиболее важные гражданские и уголовные дела – по первой инстанции.

Его структура:

2) уголовное отделение;

3) уголовное кассационное отделение;

4) гражданское отделение;

5) гражданское кассационное отделение;

6) дисциплинарная коллегия.

3. Верховный Суд РСФСР – высший судебный орган.

Члены Верховного Суда РСФСР назначались ВЦИКом РСФСР.

Его структура:

1) президиум (компетенция – административные полномочия в регулировании деятельности судов);

2) пленарные заседания, пленумы (компетенция: толкование законодательства, пересмотр приговоров и решений в порядке надзора, выборы дисциплинарной коллегии);

3) кассационные коллегии по гражданским и уголовным делам (включали трех судей);

4) специализированные коллегии: судебная, военная, военно-транспортная, дисциплинарная.

Судебная коллегия – суд первой инстанции.

После 1923 г. судебная коллегия: коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам.

В 1923 г. в общей судебной системе появляется новое звено – Верховный Суд СССР, высший орган судебной власти СССР.

Компетенция Верховного Суда СССР:

1) надзор за законностью решений и приговоров судов;

2) разъяснение применения и толкование общесоюзного законодательства (они носили обязательный характер);

3) вынесение решений о неконституционности законодательных и подзаконных актов;

4) пересмотр решений и приговоров с точки зрения соответствия общесоюзному законодательству;

5) решение дел исключительной важности, уголовных дел в отношении высших должностных лиц СССР и дел персональной подсудности, споров между союзными республиками – первая инстанция.

Структура Верховного Суда СССР:

2) коллегии: гражданско-судебная, уголовно-судебная, военная и военно-транспортная.

Верховный суд союзной республики – высший судебный орган. Он избирался Верховным советом союзной республики сроком на 5 лет. Суды не были независимыми. Контроль за их деятельностью осуществлял Народный комиссариат юстиции СССР.

Его функции:

1) кодификация законодательства СССР;

2) юридические консультации;

3) обязательные заключения для СНК СССР.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 3. Становление советского уголовного законодательства (1917–1922 гг.)

§ 3. Становление советского уголовного законодательства (1917–1922 гг.) Рассматриваемый этап с победы Великой Октябрьской революции до принятия первого советского УК 1922 г. представляет значительный интерес как период рождения первого в мировой истории социалистического

§ 4. Первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 г

§ 4. Первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 г Принятию УК РСФСР 1922 г. предшествовала кропотливая законопроектная работа. Уже в июне 1920 г. вопрос о разработке Уголовного кодекса выносится на рассмотрение III Всероссийского съезда деятелей юстиции. Было разработано несколько

55. Судебная реформа 1864 г

55. Судебная реформа 1864 г До середины XIX в. система судоустройства развивалась в России согласно с Учреждением о губерниях 1775 г. Это Учреждение предполагало сложную систему сословных судов и административных органов. В самом судопроизводстве превалировала теория

85. Реформа органов юстиции в 1922–1924 гг

85. Реформа органов юстиции в 1922–1924 гг Положение о судоустройстве РСФСР, принятое 31 октября 1922 г., дало начало новой судебной реформе:— народный суд в составе постоянного народного судьи;— народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных

Таможенный тариф 1922 г.

Таможенный тариф 1922 г. В 1922 г. таможенные учреждения начинают работать по новому таможенному тарифу, который просуществовал до начала 1924 г.Согласно данному тарифу в интересах защиты сельскохозяйственного производства допускался беспошлинный ввоз сельскохозяйственных

50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г

50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г Земская реформа была проведена в 1864 г. и явилась следствием отмены в Российской империи крепостного права.Причина введения органов местного самоуправления – негодное состояние дорог.Впервые упоминание о земской реформе

55. Судебная реформа (органы суда по судебным уставам)

Манухин Сергей Сергеевич (1856–1922), действительный тайный советник

Манухин Сергей Сергеевич (1856–1922), действительный тайный советник * * *Родился в потомственной дворянской семье. Образование получил в Училище Св. Петра и на юридическом факультете С.-Петербургского университета, который окончил в 1878 со степенью кандидата прав. Службу

Хвостов Александр Алексеевич (1857–1922), действительный тайный советник

Хвостов Александр Алексеевич (1857–1922), действительный тайный советник * * *Родился в семье потомственного дворянина Орловской губернии. Получил образование в престижном учебном заведении — Императорском Александровском (бывшем Царскосельском) лицее. В 1878 начал службу в

Кравцов Борис Васильевич (р.1922), государственный советник юстиции I класса

Кравцов Борис Васильевич (р.1922), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 28 декабря 1922 в Московском Кремле, где и проживал до 5-летнего возраста. Его отец, Василий Алексеевич, состоял курьером при В. И. Ленине, а после окончания рабфака занимал хозяйственные

Судебная реформа 1872–1875 гг.

Судебная реформа 1872–1875 гг. Неупорядоченность системы судов, неясность апелляционного порядка и в конечном счете подсудности привели к необходимости реформы гражданской юстиции. Начало ей было положено организацией судов графств. Первый шаг к общей реформе был сделан

17. 1922 год. Состояние судебной медицины в США


Ключевые слова: судебная реформа, концепция судебной реформы, судебная система.

В дальнейшем судебные реформы в России проводились в обстановке обретения ею суверенитета. Реформы продолжаются и в наше время. Их содержание наметила Концепция судебной реформы 1991 г., а Конституция Российской Федерации 1993 г. определила основные принципы реформирования судебной власти. [1]

В начале 1990-х годов была разработана российским парламентом Концепция судебной реформы, целью которой провозглашалось становление судебной власти в России, развитие организационных основ судебной системы, ее кадрового и финансового обеспечения, усиление гарантий самостоятельности и независимости судов и судей. Ставились задачи совершенствования судопроизводства, приведения российского законодательства в соответствие с современными нормами и принципами международного права. Важным обстоятельством явилось создание службы материального обеспечения судов — Департамента судебного управления. Сначала он был в системе Минюста, а потом стал самостоятельным ведомством, подчиненным лишь судейскому сообществу.

Началом становления судебной системы в современной России считается 24 октября 1991 года — день принятия Концепции судебной реформы в Российской Федерации Верховным Советом РСФСР. В октябре 1991 года российский парламент одобрил представленную президентом Борисом Ельциным Концепцию судебной реформы в РСФСР. Начался период утверждения в России судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти. [5]

Главной задачей судебной реформы тогда было признано утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной ветвей власти.

Дальнейшее развитие в государстве, связанное, в основном, с экономическими проблемами повлекло осуществление судебных реформ по более умеренному варианту, так как для реализации Концепции в полном объеме требовало многократного увеличения финансирования судебной системы (дополнительные штаты судей и аппарата судов, строительства сотен новых помещений судов, оплата вознаграждение прилежным заседателям и многое другое), но бюджет страны пока не мог его обеспечить.

В самой Концепции было записано, что она задумывается не для подгонки жизни под умозрительные схемы, а для блага человека.

В конце 1991 — начале 1992 г. изданы также весьма важные для регулирования организации и деятельности судов акты, которые связаны с распадом Союза ССР (о переподчинении военных трибуналов, дислоцированных на территории Российской Федерации, об образовании в составе Верховного Суда РФ Военной коллегии, уточнении его полномочий и др.).

Судебно-правовая реформа на этом не завершилась. Работы над совершенствованием системы судов и содержания их деятельности были активно продолжены.

Данный закон являлся основополагающим документом в практической реализации судебной реформы. Впервые был создан новый орган судейского сообщества — квалификационная коллегия судей, на которую были возложены важные функции, связанные не только с формированием судейского корпуса, но и продвижением судей по службе, их ответственностью и охраной судейской независимости. Наличие независимого от правительства и администрации органа служит непременным условием нормального функционирования судебной власти.

Конституционный Суд РФ существует самостоятельно, без связи с конституционными (уставными) судами, не образует подсистемы судов конституционной юрисдикции, не пересматривает решения иных судебных органов, т. е. самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть, проверяет законность нормативных актов и соответствие их Конституции. Кроме того, законность некоторых нормативных актов проверяют конституционные (уставные) суды и суды общей юрисдикции. [3]

Система федеральных судов общей юрисдикции включает три группы судов. Первая группа — Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные, суды автономной области, автономных округов, городов федерального значения, районные суды, осуществляющие правосудие по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным им. Вторая группа — военные суды, создаваемые по территориальному принципу, по месту дислокации войск и флотов, осуществляющие судебную власть в войсках и формированиях. Третья группа — специализированные суды, которые благодаря специализации судей способны быстрее и правильнее рассматривать определенные категории гражданских и административных дел. Для их создания предстоит разработать концепцию организации, деятельности, места в системе судов общей юрисдикции (подведомственность, система обжалования решений и т. д.) В свою очередь, это потребует внесения дополнений и изменений в соответствующее законодательство и изыскания источников финансирования.

Система арбитражных судов делится на три уровня: первый — Высший Арбитражный Суд, второй — федеральные арбитражные суды округов, третий — арбитражные суды республик, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.

Арбитражные суды, как и Конституционный Суд, слишком отдалены от населения. Порой единственный на область, край или республику арбитражный суд менее доступен, чем суды общей юрисдикции. С учетом российских расстояний, дороговизны проезда мало кто поедет в столицу для защиты своих прав в Конституционном Суде или в областной центр — в арбитражный суд для разрешения экономических споров. В результате право остается нарушенным или находятся незаконные пути. [2]

Решающие шаги в практическом осуществлении судебной реформы были предприняты Верховным Советом РФ незадолго до принятия Конституции РФ 1993 г. В этот период в компетенцию судов общей юрисдикции перешли новые категории дел: налоговые, земельные, пенсионные, о праве на занятие предпринимательской деятельностью, на свободу слова, получение и распространение информации, разрешение конфликтов в сферах административного регулирования, споров о праве заниматься политической и общественной деятельностью и др. Расширился круг полномочий в сфере уголовного судопроизводства, области контроля за соблюдением законодательства о выборах, трудового законодательства. [6]

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила основные принципы осуществления государственной власти в Российской Федерации на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, тем самым создав прочную правовую базу для дальнейшего развития судебной реформы.

Таким образом, принят ряд основополагающих законов, закрепивших принципы организации и функционирования судебной системы. Налажено финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности судов. Удалось отстоять концептуальные идеи судебной реформы от попыток пересмотра, сохранить ряд принципиальных позиций, обеспечивающих единство судебной системы.

В России действуют различные виды судов, но на практике нет создания единой судебной системы, поскольку отсутствует высший судебный орган, который обеспечивал бы единство судебной власти и правоприменения. В результате возникают многочисленные сложности с разграничением подведомственности дел, которые нередко отталкивают граждан от обращения в суд.

Несомненные достижения реформы — создание Судебного департамента при Верховном Суде РФ, который принял на себя функции обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, а также реализацию мер по совершенствованию механизма финансирования судебной системы и т. д.

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.

5. Кутафин О. Е., Лебедев В. М., Семигин Г. Ю. Судебная власть в России: история, документы в 6 т. Т.5 — Советское государство. — М.: МЫСЛЬ, 2003. — ISBN 5–244–01024–7.

6. Лебедев В. М. Прямое действие Конституции Российской Федерации и роль судов. -Государство и право. 1996. № 4.

7. Минков Е. П. Судебная реформа в Российской Федерации: анализ теоретических и практических проблем // Вестн. Рос. правовой акад. — 2010. — № 2. — С. 44–46.

Основные термины (генерируются автоматически): судебная реформа, судебная власть, судебная система, Российская Федерация, суд, общая юрисдикция, Россия, Конституционный Суд, автономная область, федеральное значение.

2) специальные суды:

а) военные трибуналы;

б) военно-транспортные трибуналы;

в) трудовые сессии народных судов;

г) земельные комиссии;

д) арбитражные комиссии.

Упразднялись революционные трибуналы и иные особые суды, созданные в связи с утверждением советской власти на местах.

Трехзвенная структура общих судов

1. Народный суд отправлял правосудие в пределах уездного или городского района, участка. Его компетенция: большинство гражданских и уголовных дел, за исключением дел, отнесенных к компетенции губернского суда. В народном суде предусматривалось коллегиальное (профессиональный судья и 2 народных заседателя) и единоличное рассмотрение:

1) единолично – несложные семейные и административные дела;

2) коллегиально – все остальные.

2. Губернский суд был административно-управленческим органом по отношению к народным судам. Он рассматривал дела в кассационном порядке и наиболее важные гражданские и уголовные дела – по первой инстанции.

Его структура:

2) уголовное отделение;

3) уголовное кассационное отделение;

4) гражданское отделение;

5) гражданское кассационное отделение;

6) дисциплинарная коллегия.

3. Верховный Суд РСФСР – высший судебный орган.

Члены Верховного Суда РСФСР назначались ВЦИКом РСФСР.

Его структура:

1) президиум (компетенция – административные полномочия в регулировании деятельности судов);

2) пленарные заседания, пленумы (компетенция: толкование законодательства, пересмотр приговоров и решений в порядке надзора, выборы дисциплинарной коллегии);

3) кассационные коллегии по гражданским и уголовным делам (включали трех судей);

4) специализированные коллегии: судебная, военная, военно-транспортная, дисциплинарная.

Судебная коллегия – суд первой инстанции.

После 1923 г. судебная коллегия: коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам.

В 1923 г. в общей судебной системе появляется новое звено – Верховный Суд СССР, высший орган судебной власти СССР.

Компетенция Верховного Суда СССР:

1) надзор за законностью решений и приговоров судов;

2) разъяснение применения и толкование общесоюзного законодательства (они носили обязательный характер);

3) вынесение решений о неконституционности законодательных и подзаконных актов;

4) пересмотр решений и приговоров с точки зрения соответствия общесоюзному законодательству;

5) решение дел исключительной важности, уголовных дел в отношении высших должностных лиц СССР и дел персональной подсудности, споров между союзными республиками – первая инстанция.

Структура Верховного Суда СССР:

2) коллегии: гражданско-судебная, уголовно-судебная, военная и военно-транспортная.

Верховный суд союзной республики – высший судебный орган. Он избирался Верховным советом союзной республики сроком на 5 лет. Суды не были независимыми. Контроль за их деятельностью осуществлял Народный комиссариат юстиции СССР.

Его функции:

1) кодификация законодательства СССР;

2) юридические консультации;

3) обязательные заключения для СНК СССР.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 3. Становление советского уголовного законодательства (1917–1922 гг.)

§ 3. Становление советского уголовного законодательства (1917–1922 гг.) Рассматриваемый этап с победы Великой Октябрьской революции до принятия первого советского УК 1922 г. представляет значительный интерес как период рождения первого в мировой истории социалистического

§ 4. Первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 г

§ 4. Первый Уголовный кодекс РСФСР 1922 г Принятию УК РСФСР 1922 г. предшествовала кропотливая законопроектная работа. Уже в июне 1920 г. вопрос о разработке Уголовного кодекса выносится на рассмотрение III Всероссийского съезда деятелей юстиции. Было разработано несколько

55. Судебная реформа 1864 г

55. Судебная реформа 1864 г До середины XIX в. система судоустройства развивалась в России согласно с Учреждением о губерниях 1775 г. Это Учреждение предполагало сложную систему сословных судов и административных органов. В самом судопроизводстве превалировала теория

85. Реформа органов юстиции в 1922–1924 гг

85. Реформа органов юстиции в 1922–1924 гг Положение о судоустройстве РСФСР, принятое 31 октября 1922 г., дало начало новой судебной реформе:— народный суд в составе постоянного народного судьи;— народный суд в составе постоянного народного судьи и двух народных

Таможенный тариф 1922 г.

Таможенный тариф 1922 г. В 1922 г. таможенные учреждения начинают работать по новому таможенному тарифу, который просуществовал до начала 1924 г.Согласно данному тарифу в интересах защиты сельскохозяйственного производства допускался беспошлинный ввоз сельскохозяйственных

50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г

50. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г Земская реформа была проведена в 1864 г. и явилась следствием отмены в Российской империи крепостного права.Причина введения органов местного самоуправления – негодное состояние дорог.Впервые упоминание о земской реформе

55. Судебная реформа (органы суда по судебным уставам)

Манухин Сергей Сергеевич (1856–1922), действительный тайный советник

Манухин Сергей Сергеевич (1856–1922), действительный тайный советник * * *Родился в потомственной дворянской семье. Образование получил в Училище Св. Петра и на юридическом факультете С.-Петербургского университета, который окончил в 1878 со степенью кандидата прав. Службу

Хвостов Александр Алексеевич (1857–1922), действительный тайный советник

Хвостов Александр Алексеевич (1857–1922), действительный тайный советник * * *Родился в семье потомственного дворянина Орловской губернии. Получил образование в престижном учебном заведении — Императорском Александровском (бывшем Царскосельском) лицее. В 1878 начал службу в

Кравцов Борис Васильевич (р.1922), государственный советник юстиции I класса

Кравцов Борис Васильевич (р.1922), государственный советник юстиции I класса * * *Родился 28 декабря 1922 в Московском Кремле, где и проживал до 5-летнего возраста. Его отец, Василий Алексеевич, состоял курьером при В. И. Ленине, а после окончания рабфака занимал хозяйственные

Судебная реформа 1872–1875 гг.

Судебная реформа 1872–1875 гг. Неупорядоченность системы судов, неясность апелляционного порядка и в конечном счете подсудности привели к необходимости реформы гражданской юстиции. Начало ей было положено организацией судов графств. Первый шаг к общей реформе был сделан

17. 1922 год. Состояние судебной медицины в США

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Судебная система государства находилась в особенно плачевном состоянии: суд действовал на законодательстве Петра I, Екатерины II и даже в отдельных случаях на Соборном уложении 1649 г.

Дореформенный суд был сильно устаревшим, он делился на множество судебных органов: суды для крестьян, горожан, дворян, коммерческий суд, совестный, межевой и др. суды. Кроме того, губернские правления, органы полиции и др. также выполняли судебные функции.

Дореформенный суд отличался взяточничеством, низкой юридической грамотностью судей, ограниченностью (суды решали дела, рассматривая лишь письменные материалы следствия).

Подготовка судебной реформы шла более 10 лет. Еще в 1861 г. Государственному совету представили более десятка законопроектов с предложениями изменений судебной системы, а в 1862 г. в суды был разослан проект преобразований, который был создан комиссией, которую возглавлял статс-секретарь Госсовета С.И. Зарудный.

Проект состоял из трех частей: судоустройство, гражданское и уголовное судопроизводство. Что нового было в этом проекте?

Бессословность.
Отмена системы формальных доказательств.
Отделение суда от администрации.
Установление состязательности, гласности.
Отделение судебной власти от обвинительной.
Введение института присяжных заседателей и адвокатуры.

20 ноября 1864 г. император утверждает четыре закона:


Учреждение судебных установлений.
Устав уголовного судопроизводства.
Устав гражданского судопроизводства.
Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Согласно этим уставам, создавались две судебные системы: местные (волостные, мировые суды, мировые судьи и их съезды) и общие (окружные, создаваемые для нескольких уездов), судебные палаты по уголовным и гражданским делам, которые распространяли свою деятельность на несколько губерний, кассационные (по уголовным и гражданским делам) департаменты Сената.

Но в духовной, военной, коммерческой, крестьянской сфере действовали свои юрисдикции.

Мировые судьи. Они избирались уездными земскими собраниями и городскими думами. Мировой округ состоял из уезда и входящих в него городов. Он делился на мировые участки с деятельностью в них мировых судей. Съезды мировых судей были обязаны рассматривать кассационные жалобы и протесты и окончательно решать дела, которые начали участковые мировые судьи.

Деятельность мировых судей

Им были подсудны дела “О менее важных преступлениях и проступках” с санкциями: кратковременный арест (до 3 месяцев), заключение в работный дом на срок до 1 года, денежные взыскания на сумму не свыше 300 рублей.

В гражданско-правовой сфере на них возлагалось рассмотрение дел по личным обязательствам и договорам (на сумму до 300 рублей), дел, связанных с возмещением за ущерб на сумму не свыше 500 рублей, исков за оскорбление и обиду, дел об установлении прав на владение.
Окружные суды учреждались на несколько уездов. Состояли из председателя суда и членов суда.

Суд присяжных заседателей

На их суд предлагались дела “о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ.”

Присяжным заседателем могли стать лица в возрасте от 25 до 70 лет, обладающие цензом осёдлости (2 года). Не могли быть присяжными заседателями священники, профессиональные юристы, учителя, военные, наемные рабочие и прислуга.

Институт следователей

Он учреждался при окружных судах, следователи должны были под надзором прокуратуры вести предварительное расследование преступлений на участках, которые были закреплены за ними.

Важное в реформе: она отделила предварительное следствие от судебного расследования. Расследование делилось на генеральное (предварительное, без предъявления обвинения) и специальное (формальное, с предъявлением обвинения).


Здание судебных установлений

Судебные палаты

На них возлагались дела по жалобам (протестам) на приговоры окружного суда, дела о государственных и должностных преступлениях по 1-ой инстанции. Дела рассматривались при участии:

губернского и уездного предводителей дворянства;
городского головы губернского города;
волостного старшины.

Судебные палаты являлись апелляционной инстанцией по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей. Они могли заново рассматривать уже решённое дело.

Кассационные департаменты Сената

Они рассматривали жалобы и протесты на нарушение законов, просьбы о пересмотре приговоров (по вновь открывшимся обстоятельствам), вошедших в законную силу, дела о служебных преступлениях.

Через несколько лет, в 1872 г., было учреждено также особое присутствие Сената, которое рассматривало политические дела особой важности. Политические процессы 1870-х годов показали, что суд перестал служить опорой существующего в России строя. Особенно ясно это проявилось в оправдании Веры Засулич, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Суд присяжных полностью оправдал Засулич. Поэтому последовала серия законодательных актов, которая изменяла Уставы 1864 г.

Департаменты Сената были кассационными органами для всех местных и общих судов России. Они могли рассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях с нарушением порядка.
Кроме того, был создан новый институт – адвокатура. Руководящим органом коллегии адвокатов являлся Совет присяжных поверенных.

Система нотариальных контор

Она создавалась для оформления сделок, удостоверения деловых бумаг. Система учреждалась в губернских и уездных городах.

Значение судебной реформы

Судебная реформа 1864 г. была наиболее последовательной и прогрессивной.

  • Равенство граждан перед законом.
  • Несменяемость судей и независимость их от администрации.
  • Гласность судопроизводства.
  • Состязательность судопроизводства (обвинение-защита);
  • Учреждение адвокатуры (присяжных поверенных);
  • Учреждение института присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел.
  • Создание системы быстрых и бесплатных мировых судов.

Как видим, судебная реформа была значительным и прогрессивным шагом.


Судебная система России по реформе 1864 г.

Но у нее были недостатки и ограничения, связанные с

-компетенцией суда присяжных;
-особым порядком предания суду должностных лиц;
-относительной (а не полной) независимостью судей от администрации (министр юстиции назначал судей по своему усмотрению);
-сохранением сословных судов (для крестьян, духовенства, высших чиновников и военных).

Читайте также: