В каком году был перевод губернских прокуроров в статус прокуроров окружных судов

Обновлено: 01.05.2024

Статья 15.1. Назначение на должность и освобождение от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров и иных прокуроров

(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(введена Федеральным законом от 22.12.2014 N 427-ФЗ)

1. Генеральный прокурор Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации представления о назначении на должность и об освобождении от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры назначаются на должность Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 367-ФЗ)

1.2. Комитеты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, которым в установленном порядке поручено проведение консультаций по представленным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров, не позднее чем в десятидневный срок со дня получения ими представления по кандидатуре на соответствующую должность и других материалов, характеризующих представленную кандидатуру, информируют в письменной форме Президента Российской Федерации о результатах рассмотрения представленных кандидатур.

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 367-ФЗ)

2. Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Иные прокуроры - прокурорские работники, претендующие на замещение должности, по которой предусмотрено присвоение высших классных чинов прокурорских работников или воинских званий высших офицеров, либо замещающие такую должность, за исключением прокурорских работников, указанных в статьях 12, 12.1 и пункте 1.1 статьи 15 настоящего Федерального закона. Иные прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. На должность прокурора субъекта Российской Федерации, приравненного к нему прокурора назначается гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, отвечающий требованиям, установленным абзацем первым пункта 1 и пунктом 2 статьи 40.1 настоящего Федерального закона, и имеющий стаж службы (работы) не менее семи лет в органах и учреждениях прокуратуры на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (воинских званий).

(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Срок полномочий прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров - пять лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Генеральный прокурор Российской Федерации на основании результатов аттестации прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с представлением о продлении их полномочий на срок до пяти лет.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Назначение исполняющим обязанности по вакантной должности прокурора субъекта Российской Федерации, приравненного к нему прокурора или иного прокурора и освобождение от исполнения обязанностей по указанной должности осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации. О назначении лица исполняющим обязанности по вакантной должности и об освобождении от исполнения обязанностей по указанной должности Генеральный прокурор Российской Федерации обязан незамедлительно информировать Президента Российской Федерации. Срок исполнения обязанностей по вакантной должности не может превышать шесть месяцев. Одно и то же лицо может быть назначено исполняющим обязанности по одной и той же вакантной должности не более двух раз.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

image_pdf
image_print

В России прокуратура была учреждена на основании Именного Высочайшего Указа Петра I от 12 января 1722 г. А 29 декабря 1995 года Указом Президента РФ от № 1329 эта дата была провозглашена в качестве профессионального праздника всех работников прокуратуры, который отмечается с 1996 года.

Прокуроры блюли интересы казны, осуществляли надзор арестантских дел и мест содержания заключенных под стражей. Они могли вносить предложения по мерам устранения различных нарушений закона.

После смерти Петра I в период дворцовых переворотов и частой смены правителей в Российской империи прокуратура не осуществляла активно свою деятельность. Надзор за осуществлением государственных интересов усилился во время царствования Екатерины П. Это связано с Учреждением о губерниях от 1775 года.

В непродолжительное время правления Павла I активность прокуратуры снова снизилась. По сути дела, Павел взял на себя роль прокурора и пытался разобраться во всех делах сам, все контролировать.

С созданием в 1802 году Министерства юстиции министр занял должность Генерал-прокурора, а губернские прокуроры были введены в штат соответствующих губернских органов юстиции.

В 1862 году Государственный Совет принял Основные положения о прокуратуре, которые определяли ее основную задачу – наблюдать за тем, чтобы законы в Российской империи исполнялись единообразно и точно.

Этот акт закреплял принципы организации прокуратуры и ее деятельности и независимости прокуроров от местных органов при принятии решений.

При этом Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались или освобождались от должности императором, а нижестоящие прокуроры – Генерал-прокурором Российской Империи.

В результате судебной реформы 1864 года прокуратура из надзорного органа стала органом уголовного преследования. Прокурору уже было подчинено полицейское дознание, он был обязан наблюдать за производством предварительного следствия. Прокуроры имели право присутствовать во время осуществления всех следственных действий, проводить дополнительное расследование. А после окончания предварительного следствия они могли представлять заключение о том, должен ли обвиняемый быть предан суду.

В то же время, будучи в составе суда, прокуроры были неподконтрольны ему. Они были обязаны наблюдать, чтобы суд соблюдал правила устройства и делопроизводства. Прокуроры принимали участие в рассмотрении дисциплинарных дел судебных работников и опротестовывать незаконные решения. При рассмотрении уголовных дел прокуроры выступали в качестве полноправных участников судебного процесса, могли приносить кассационные и апелляционные протесты по отношению к необоснованным решениям суда. После вынесения приговора они контролировали его исполнение. Кроме этого, они были обязаны осуществлять надзор соблюдения законности в местах отбывания заключенными наказания. При рассмотрении гражданских дел прокуроры только надзирали за соблюдением закона.

Прокуратура в России возродилась с утверждением Положения о прокурорском надзоре, принятым 28 мая 1922 года на 3 сессии ВЦИК. Она являлась частью Народного Комиссариата Юстиции. Во главе ее стоял Прокурор Республики, являвшийся одновременно Народным Комиссаром Юстиции. Он имел право назначать прокуроров на должность или отстранять от нее, перемещать их. На прокуратуру были возложены задачи:

— осуществление от имени государства надзора за законностью действий органов власти, хозяйственных учреждений, организаций и граждан, которые осуществляют свою деятельность в общественном или частном порядке;

— надзор за деятельностью органов, которыми производится расследование;

— поддержание государственных обвинений в суде;

— опротестование постановлений и распоряжений, противоречащих закону;

— наблюдение за правильным содержанием заключенных.

Следует отметить, что на протяжении многих лет структура прокуратуры, функции и полномочия прокуроров регулировались законодательством о судоустройстве.

После образования Союза ССР была учреждена Прокуратура СССР. Она была выделена из органов юстиции и являлась самостоятельным государственным органом. Конституция СССР 1936 года закрепила принципы единства, централизации и независимости прокурорского надзора от местной власти.

Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму и Совнаркому СССР.

Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов.

С построением развитого социализма в СССР появляются и новые законодательные акты, регулирующие деятельность прокуратуры в стране. Однако, основными направлениями деятельности, как и прежде, остались: высший надзор за точным и единообразным исполнением законов; борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за совершенное преступление; разработка совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями, а также участие в совершенствовании законодательства.

Доминирующим в деятельности прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Одновременно приоритетными направлениями остаются обеспечение единого правового пространства страны, борьба с преступностью и коррупцией. От качества выполнения этих задач во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан России, безопасность и интересы государства.

Читайте также: