Какой орган выполнял функции высшего суда до 1917 года

Обновлено: 17.05.2024

Науке на сегодняшний день неизвестно, когда возник первый суд. По всей видимости, люди вначале сами разрешали все свои конфликты, а затем для этой цели стали приглашать третье, независимое лицо. В самом начале этого пути таким арбитром могла быть группа лиц (возможно, сородичей), затем выделившаяся из них какая-либо персона харизматического плана: начальник, князь.

Из сказанного можно сделать вывод о том, что понятие права и суда было известно славянским племенам еще до легендарного обращения к варягам.

Этот свод законов регулировал небольшую группу отношений, вытекающих из причинения вреда: материального, физического и морального, а также из гражданских обязательств и деликтов. При наличии такой правовой базы сложилась система судов. Так как в древнерусском государстве отправление административных и судебных функций не было разграничено, то судебные полномочия сосредоточились в органах управления всех уровней.

Верховным заседателем в этой судебно - административной системе был князь, он отправлял правосудие и поручал его своим наместникам; судебными полномочиями также обладали бояре, тиуны, огнищане и другие лица княжеской администрации. Судебный процесс состоял из трех стадий: закличь, свод и гонение следа. К судебным доказательствам относились: признание, показания видоков, послухов, пособников, поимка с поличным. Заканчивалось рассмотрение дела вынесением решения.

Судебник 1497 года изменил систему судов, определил круг обязанностей судей и судебных чиновников, порядок обращения в суд, доказательственный корпус, процедуру судебного разбирательства и вынесения решений. Система судебных органов четко разделяется на центральную и местную. Высшая судебная власть принадлежит великому князю, на следующей ступени располагается Боярская дума, которая имела полномочия судить по первой инстанции собственных членов и высоких чиновников, а также была апелляционной инстанцией по отношению к нижестоящим судам. В организации центральных судов появляется новое звено - Приказы. Они возникли на базе отдельных поручений великого князя какому - либо боярину, в порядке выполнения которых боярин обрастал слугами: дьяками и подьячими, и на базе их деятельности сформировались органы, ведавшие определенной отраслью управления.

Кроме государственных судов упоминаются суды духовные, а также вотчинные и помещичьи. Судебник 1497 года определил также штат судебных работников: радельщики, ездоки, доводчики.

В целом институт судебной власти подвергся в Судебнике упорядочению, в результате которого в государстве была установлена единая система судебных органов, отправляющих правосудие по общим для всех судов законам и единым процессуальным нормам.

Судебник 1550 года установил юрисдикцию земских и губных органов, отнеся к их ведению все категории дел для посадских людей и крестьян. Судебный орган обязывался тщательно проводить следствие, раскрывать преступления, совершающиеся на подведомственной ему территории, и изобличать преступника.

Судебник 1550 года не внес ничего принципиально нового в классификацию преступлений, но значительно ужесточил систему наказаний, расширив применение смертной и торговой казней. Увеличилось число преступлений, за которые полагалось в качестве наказания тюремное заключение.

В Соборном Уложении подверглась разработке и усовершенствованию юридическая терминология. Введены новые юридические термины , которыми стали обозначаться все судебные документы, участники процесса, следственные действия по досудебной подготовке дела.

Наряду со светскими судами в России на протяжении десяти веков действовали церковные суды.

Церковное правосудие представляет собой отдельный институт в общей системе судебной власти в стране. О нем можно говорить, начиная с принятия Владимиром I Церковного устава, которым был определен статус церковной организации в стране, источники ее существования и право церковно-монастырской организации на отправление судебных функций, объем компетенции и круг субъектов, подлежащих церковной юрисдикции.

В дальнейшем по этой проблеме было принято обширное законодательство, которым определялись взаимоотношения церкви и государства в области правосудия.

Юрисдикция церкви претерпевала различные изменения в зависимости от политической ситуации в стране.

Стремясь ограничить компетенцию церковно - монастырских судов был издан Монастырский приказ. В нем все должности занимали светские лица, назначаемые царем, и его юрисдикция распространялась на гражданские дела, а уголовные преступления, в которых были замешаны духовные лица, подлежали рассмотрению в Разбойном приказе в Москве или судах воевод на местах.

На церковном Соборе 1666 - 1667 гг. было принято Постановление о подсудности духовных лиц по уголовным и гражданским делам, церковным судам по византийским, а не светским законам. При совершении особо тяжких преступлений духовные лица вначале лишались духовного чина и только потом становились подсудными светскому суду.

Новоуказные статьи 1669 г. повторили Постановление церковного Собора, обеспечив тем самым духовенству привилегии: подсудность только церковным судам и особые условия проведения следственно - судебного розыска для лиц духовного звания, совершивших тяжкие уголовные преступления.

Дальнейшее изменение судебной системы происходят уже во времена Петра I. В связи с губернской реформой была предпринята попытка отделить суд от администрации. Высшей надзорной и апелляционной инстанцией являлся Сенат, он же мог рассматривать наиболее важные, государственные дела по первой инстанции. Ему подчинялась Юстиц-коллегия, своего рода министерство юстиции. В провинциях создавался апелляционный надворный суд и коллегиальный суд первой инстанции - земский суд. Данная судебная система рассматривала только общеуголовные дела. Рассмотрение политических дел происходило в Преображенском приказе и Тайной канцелярии, земельные тяжбы подлежали суду Вотчинной коллегии. Отдельный порядок существовал и для рассмотрения дел духовных и преступлений, совершенных священнослужителями.

Созданные в 1719г. надворные и нижние суды были подчинены Юстиц-коллегии. Надворные суды состояли из президента, вице-президента, нескольких асессоров и должны были утверждаться в каждой губернии. Ведению надворных судов подлежали уголовные и гражданские дела. Нижние суда были коллегиальными органами, состоявшими из председателя, обер-ландрихтера, асессоров, и действовали в девяти главных городах страны. Кроме этого в других городах страны также были созданы нижние суды, но правосудие в них судья осуществлял единолично.

При Петре I был организован и военный суд, который стоял из двух инстанций. Низшей инстанцией являлся полковой кригстрехт, включавший председателя, асессоров, аудитора и секретаря. Апелляционной инстанцией для полковых военных судов выступал Генеральный кригстрехт, который являлся одновременно судом первой инстанции для государственных преступлений, по преступлениям целых войсковых частей, по преступлениям высших военных чинов и по преступлениям, направленным против этих чинов.

Судебная реформа 1722 года упразднила нижние суды. Их функции должны были теперь выполнять воеводы о особо учрежденные военные комиссары, которые наделялись судебными функциями. Судебные комиссары подчинялись воеводам, т.е. вновь произошло сближение судебных и административных органов. Позднее, в 1727 году были упразднены и надворные суды, а их функции перешли к губернаторам и воеводам.

Важнейшими местными судами стали палаты уголовного и гражданского суда. Первая наследовала права Юстиц-коллегии, последняя - Юстиц- и Вотчинной коллегии. Они являлись апелляционными инстанциями. Их состав назначался Сенатом. Совестной суд несколько разгружал суды губернии от запутанных дел, как уголовных (преступления безумных, несовершеннолетних, колдовские дела), так и гражданских (тяжбы между родственниками). Он ставил цель примирение сторон: в случае не согласия на примирение дело передавалось в обычные суды. Особое место занимали созданные в столицах верхние и нижние надворные суды, обслуживавшие чиновников и разночинцев.

Сословные суды в губерниях рассматривали в апелляционном порядке уголовные и гражданские дела: дворян - верхний земский суд, горожан - губернский магистрат, а также государственных, экономических, дворцовых крестьян, однодворцев - верхняя расправа. Председатели этих судов назначались Сенатом, А заседатели избирались соответствующими сословиями. В уездах действовали сословные суды первой инстанции: уездный суд из дворян - для дворян, городской магистрат или ратуша - для горожан, нижняя расправа - для помещичьих крестьян.

К местным судам относились: мировые судьи и съезды мировых судей в качестве второй (апелляционной инстанции). К общим судам относились: окружные суды и судебные палаты в качестве апелляционной инстанции. Возглавлял эту систему Сенат, являвшийся единственной кассационной инстанцией для всех судов Российской империи. Новые судебные органы отделялись от административной власти и были призваны рассматривать уголовные и гражданские дела всех подданных империи, к какому бы сословию она не принадлежали. Деятельность судов строилась на начале коллегиальности. Исключение составляли только мировые судьи, которые рассматривали дела единолично. Дела рассматривались не более чем в двух инстанциях. Судебные органы строились по значимости рассматриваемых дел: мировая юстиция предназначалась для малозначительных дел, общие суды - для дел ни ограниченных, ни тяжестью преступления, ни ценой гражданского иска. Сокращение числа судебных инстанций и разграничение их компетенции ускорило судопроизводство. В последующем данная судебная система претерпевала незначительные изменения, но в целом оставалась согласно реформе 1864г.

После октябрьской революции 1917 года большевистское правительство полностью разрушило правительственный аппарат, в том числе и судебную систему. Специальными актами Советской власти вся старая судебная система была упразднена. Начался новый, советский, этап истории российского государства и судебной системы вместе с ним.

Аннотация. В статье рассматривается генезис судебной власти России. В работе исследуется исторические предпосылки и путь формирования института независимой судебной власти, начиная с первого десятилетия XI в. и заканчивая образованием современной российской судебной системы в 90-х гг. XX века. Проведённый автором анализ позволяет проследить закономерности трансформацим российской судебной власти на всём её историческом протяжении.

Annotation. The article examines the genesis of the judiciary in Russia. The work examines the historical background and the path to the formation of an independent judiciary, starting from the first decade of the 11th century. and ending with the formation of the modern Russian judicial system in the 90s. XX century. The analysis carried out by the author allows us to trace the patterns of transformation of the Russian judiciary throughout its entire historical course.

Ключевые слова: судебная система, судебная власть, российская история, судебная реформа.

Key words: judicial system, judicial power, Russian history, judicial reform.

Первичным этапом формирования судебной власти в России в качестве отдельного института власти (и в первом приближении соответствующего принципу разделения властей в его современном понимании) стало проведение реформ Петра I, который считал, что эффективное судопроизводство должно осуществляться органами и лицами, не обременёнными иными властными полномочиями (воинскими, законодательными или исполнительными), роль и функции которых бы сводилась строго к отправлению правосудия. Такими органами стали учреждённые Петром Юстиц-коллегия и Сенат. Первая являлась своего рода судебным департаментом, осуществлявшим руководство всем массивом судов, второй – рассматривал сложные дела, прежде всего, политические и затрагивавшие интересы государства на самом высшем уровне. Петр I, как и в ходе иных его социально-политических реформ, желал являть собой пример их исполнения, максимально стараясь самоустраниться от осуществления правосудия лично.

Итогом проведенных реформ явилось выделение судебной власти в качестве условно независимой ветви власти Российской империи с собственной иерархией (подсудностью). В роли высшей (кассационной) инстанции продолжал выступать Правительственный Сенат. По Учреждению судебных установлений от 20 ноября 1864 г. судебная власть относилась конкретно к ведению перечисленных ранее судебных инстанций, что, таким образом, закрепило само понятие и существование данного института в России на официально-законодательном уровне.

Со свершением Октябрьской революции и образованием нового государства – СССР, на территории нашей страны стал действовать новый правовой порядок. Стоит отметить, что наступившие изменения в правовом облике государства неоднозначно отразились на судебной системе России. В указанный исторический период, с одной стороны, было сформировано отношение к суду как к ещё одному (в целом ряде иных) инструменту классовой борьбы, который был призван продолжать и транслировать в общество волю господствующего класса, охранять его интересы и продолжать и строго придерживаться политике главенствующей коммунистической партии. Таким образом, суды не являлись независимой ветвью властью, а выступали в качестве государственно-бюрократической системы органов, институтом, подчинённым политическим интересам общества. [5]

Сфера его деятельности в условиях главенства партийно-государственной машины была сужена до рассмотрения уголовных дел, а также гражданских дел, вытекающих преимущественно из брачно-семейных отношений. Иные конфликтные ситуации судами практически не рассматривались, ибо они входили в компетенцию других государственно-партийных структур.

Сказанное отнюдь не означает, что большинство из них при этом не соответствовало высшим интересам общества. Стабильность подавляющего большинства состоявшихся в советский период времени решений однозначно свидетельствует о том, что в основной массе они отвечали не только критериям законности и обоснованности, но и справедливости. [9]

Восстановление самостоятельности и независимости судебной системы в России началось в начале 90-х годов прошлого века. В значительной мере это связано с отказом общества от коммунистической идеологии. Сделано в данном направлении немало, однако в настоящий период лишь с достаточной мерой осторожности можно говорить, что процесс этот идет успешно, а тем более близок к завершению. [8]

Достижения второй судебной реформы, по нашему мнению, ограничиваются, в основном, официальным признанием и законодательным закреплением принципа состязательности во всех видах судопроизводства да улучшением финансирования судебной системы. В тоже время очевидно и другое: механизм сдержек и противовесов в нашей стране (ст. 10 Конституции Российской Федерации) – является во многом декларативным. [10] Однако, такое положение дел не является неожиданным в обществе, которое знало одну лишь форму государственного устройства – пирамиду чиновников, венчаемую практически божеством, за столь короткое время корпус самостоятельных субъектов судебно-властных правоотношений сформироваться просто не мог. Поскольку судебная власть – это, в первую очередь, социальная ценность, а совсем не законы, нашей стране еще предстоит определить ей место в ряду прочих социально значимых институтов общества.

Становление российских судов как учреждений, обособленных от других государственных органов (дореформенные суды)История создания и становления судов неизбежно связана с историей развития государства. Необходимость в суде возникает лишь в определённый момент уже развивающихся в реальной действительности властеотношений.

На раннем этапе развития государства суд мог пользоваться полной самостоятельностью в своей деятельности. Это, видимо, было связано с тем, что центральная государственная власть сначала отсутствовала вообще, а появившись затем, была настолько слабой, что не в состоянии была подчинить своей власти суд и соответственно контролировать его деятельность с помощью своих учреждений.

Генезис принципов судопроизводства уголовной юстиции уходит в глубину веков. С конца X в. в Русском государстве возникает система новых преступлений и наказаний. Под воздействием византийского права на первый план выдвигается публичный вред, причинённый преступлением, как нарушение порядка общежития. А поскольку вся дипломатическая деятельность Александра Невского была исключительно направлена на безопасное разумное сосуществование с Золотой Ордой, то он в судопроизводстве использовал нормы новгородской Русской Правды. В условиях публичных правоотношений, как известно, государство берёт на себя ответственность обеспечить, прежде всего, неприкосновенность и охрану личности, вовлечённой в орбиту уголовного судопроизводства. Поэтому на известных исторических судебных процессах XIX – XX вв. стали применяться доступные меры безопасности к обвиняемым и свидетелям.

На этапе развития древнерусского государства также появляются, хотя и в первозданном виде, но всем хорошо известные положения современных видов судопроизводства, такие, как равноправие сторон, собирание доказательств, состязательность. С появлением на Руси церковных судов учреждается инквизиционный процесс со всеми его негативными проявлениями. Судебные заседания проходили тайно, при закрытых дверях. На них не могли присутствовать не только посторонние лица, но и обвиняемый, потерпевший, свидетели. Дело рассматривалось судом на основании одних лишь письменных показаний, и устные показания не допускались. Система доказательств того времени сосредоточивалась в основном на показаниях лиц, привлечённых к уголовной ответственности, и прежде всего, на их собственных признаниях.

С начала XVIII в. с реформами Петра I на правовую систему России стали существенно влиять другие правовые системы – шведская, немецкая и французская. Дальнейшее развитие и совершенствование, например, апелляционного производства в России происходило уже в период царствования Петра I. 17 сентября 1720 г. был издан Указ о порядке подачи апелляционной жалобы. Было предписано, что подавать жалобу на низшие суды можно непосредственно в высшие суды, не минуя их. В апелляционной жалобе необходимо было излагать то, в чём именно состоит неправильность вынесенного судом первой инстанции решения, и назвать, каким указам оно противоречит. Позднее Указом от 08 февраля 1722 г. были утверждены инстанции судов и порядок подачи апелляционной жалобы. Первую инстанцию представляли Нижние Провинциальные Суды, вторую инстанцию – Надворные Суды. К третьей инстанции относились Коллегии, четвертой – Сенат. Жалобы на решения Нижних Провинциальных Судов надо было подавать в Надворные Суды, а жалобы на решения Надворных Судов – в Коллегии. Сенат рассматривал жалобы исключительно только на решения, вынесенные Коллегиями.

Как отмечал профессор Ришельевского лицея В. Линовский, отделение следствия от суда было сделано в период царствования императрицы Екатерины II. В Учреждениях о губерниях 1775 г. высказано суждение о том, что полицейские места не имеют права суда, и потому свои исследования они должны были направлять в судебные места, соответственно следователи не должны были излагать по делу своего мнения или заключения, поскольку это составляло принадлежность судебных мест, и в обязанность следователя входило лишь приведение в ясность обстоятельств дела, подлежащих их исследованию.

Судебная система России по Своду Законов 1857 г. состояла из следующих судов: уездный суд (для дворян и государевых крестьян), городской магистрат (суд для мещан), надворный суд (для дворян и чиновников в столице) – суды первой степени; палаты уголовного и гражданского суда – суды второй степени; гражданский и уголовный департаменты Сената – суды третьей степени. Таким образом, в дореформенном процессе (до 1864 г.) существовала длинная лестница судебных инстанций, носивших сословный характер.

Судебная реформа 1864 г. и её основные итоги

Судебная реформа 1864 г., отражённая в известных законодательных актах, значительно изменила судебную систему, упорядочив её и установив наличие 2 инстанций. Это означало возможность рассмотрения дела по существу только в 2 инстанциях. Первой инстанцией были мировые и окружные суды, второй – апелляционные суды. Следствием проводимой судебной реформы 1864 г. было коренное изменение всего судебного строя России того времени. В результате судебной реформы 1864 г. впервые в истории русского права были провозглашены: публичность судебных процессов, устность, право обвиняемого на защиту по уголовным делам, а также разграничена деятельность полиции и судебного следователя, установлены судебные прения, определён порядок обжалования приговоров, признано допустимым и целесообразным введение суда присяжных.

20 ноября 2014 г. исполнилось 150 лет со дня проведения в жизнь судебной реформы 1864 г., которая была осуществлена при правлении царя Александра II. Доступность правосудия и юридической помощи, гарантии состязательности судебного процесса и равноправия сторон – это одно из приоритетных направлений судебной реформы 1864 г.

С конца XIX в. начались крупные кодификационные работы с целью обновления устаревшего законодательства. Проект нового Уголовного уложения был подготовлен и рассмотрен Государственным Советом 10 февраля 1903 г., и 22 марта 1903 г. он был утвержден Николаем II.

Революция 1905 г. ознаменовала новый шаг в развитии Российской империи, переход самодержавной монархии в буржуазную. В этом же году под влиянием Первой русской революции Минюстом России был подготовлен законопроект о сокращении сроков проведения следствия и судебного разбирательства дел о государственных преступлениях. Министр юстиции предлагал сократить сроки рассмотрения дел в судах до трёх дней. Предусматривался особый порядок рассмотрения уголовных дел, которые подлежали ранее разрешению окружных судов (без участия присяжных), мировых судей и земских начальников. Эта категория дел передавалась на рассмотрение окружных судов с сословными представителями.

Военнополевые суды первого десятилетия XX в. являлись экстраординарными органами, боровшимися против терроризма, различных боевых дружин, партий анархистского и максималистского толка. Но они не определили судебную систему России в целом. Тем более, что 19 апреля 1907 г. Положение о военнополевых судах было отменено в связи с определённой стабилизацией в русском обществе и проведением реформ П. А. Столыпина.

Уже к весне 1906 г. был разработан и представлен проект реформы местного суда, являвшийся составной частью столыпинских реформ.

Он предусматривал возрождение института мировых судей. Причём изменялся порядок их комплектования: если ранее по Судебной реформе 1864 г. судьи выбирались, то теперь, согласно проекту, они могли назначаться Министерством юстиции. Законом от 15 июня 1912 г. институт мировых судей был восстановлен, и их зависимость от Министерства юстиции возросла. Однако правительство не торопилось реализовать этот закон: до Первой мировой войны мировые судьи были введены лишь в 13, а к 1917 г. – в 20 губерниях, тогда как Россия насчитывала в то время 97 губерний и областей.

Начало XX в. отмечено процессом углубления судебных реформ. К 1907 г., проанализировав действие на практике Судебных уставов 1864 г. и приняв во внимание зарубежный опыт, российские юристы и реформаторы заговорили о необходимости нормативного закрепления гарантий прав и свобод человека: свободы слова, собраний, печати, союзов, неприкосновенности личности, жилища, тайны корреспонденции.

Во фронтовых районах и местностях, объявленных на военном положении, учреждались военно-полевые суды, которые приступали к рассмотрению дела и оканчивали его не более чем в течение двух суток. Разбирательство производилось при закрытых дверях. Приговор вступал в законную силу немедленно (во всяком случае, не позднее суток) и приводился в исполнение по распоряжению начальника гарнизона или отряда, сформировавшего суд.

Российский суд в феврале–октябре 1917 г. представлял теперь уже несколько иную картину. Функции судебных палат несколько уменьшились – был упразднён суд с сословными представителями. В окружных судах стал широко применяться суд с присяжными заседателями, и вводился он даже на окраинах страны. Юрисдикция окружных судов заметно расширилась.

Серьёзные изменения коснулись и мировой юстиции. 04 мая 1917 г. было издано постановление Временного правительства, согласно которому закон от 15 июня 1912 г. о преобразовании местного суда был распространён ещё на 33 губернии. Закон расширил гражданскую (до 1000 рублей иска) и уголовную юрисдикцию мировых судей.

Законом от 30 мая 1917 г. вводился суд по административным делам. В каждый уезд назначался административный судья. В губернских и областных городах при окружных судах были созданы особые административные отделения, а в Сенате высшей инстанцией для административных судов стал I департамент. Административные судьи рассматривали конфликты между государственными органами, комиссарами правительства и общественными учреждениями (городского и земского самоуправления, военно-промышленными комитетами и т.п.). Законом от 07 сентября 1917 г. к ведению этих судов были отнесены земельные и продовольственные комитеты.

Таким образом, события начала XX в. – Первая русская революция, участие в Первой мировой войне – безусловно, повлияли на систему судоустройства и судопроизводства России. Хотя и не все правовые идеи того времени в силу объективных причин нашли свое законодательное оформление, однако уже само стремление провести их в жизнь со стороны учёных и политиков было существенным прорывом вперёд на пути построения правового государства.

Становление и развитие судов в послеоктябрьский период: от 1917 года до наших дней

После Октября 1917 г. большевистское правительство полностью разрушило государственный аппарат, в том числе и судебную систему. Специальными актами советской власти вся старая судебная система была упразднена, исключение составила лишь просуществовавшая незначительное время мировая юстиция. Начался новый, советский этап истории российского суда.

В начале 20-х гг. была проведена судебная реформа и, соответственно, кодификация процессуального законодательства. Ко времени проведения Судебной реформы 1922 г. систему трибуналов представляли: высший орган судебного надзора, суд первой инстанции, кассационный Верховный трибунал при ВЦИК, имевший отделения в республиках. Одновременно с ним в системе Наркомюста функционировал также Высший судебный контроль, осуществлявший функции надзора в отношении всех без исключения судов республики.

Реформирование судебной системы отличалось пестротой судебных органов и вследствие этого отсутствием единой судебной практики. Ко времени проведения реформы действовали: народный суд в составе постоянного народного судьи и двух очередных народных заседателей, народный суд в составе постоянного народного судьи и шести очередных народных заседателей, камера народного судьи при ЧК, дежурная камера народного суда, особые сессии народного суда, действовавшие под председательством члена президиума совета народных судей или уездного бюро юстиции и при участии народных заседателей для рассмотрения наиболее важных дел, подсудных народному суду, губернские Советы народных судей (кассационная инстанция для рассмотрения жалоб на приговоры и решения народного суда) и находящиеся при них особые сессии народного суда, губернские трибуналы, военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, единый Верховный трибунал при ВЦИК, Высший судебный контроль при Наркомате юстиции.

К концу 1922 г. таким образом сложились две системы судебных органов: общие суды, состоящие из народных судов, губернского совета народных судей и Высшего судебного контроля в лице Наркомата, и революционные трибуналы в крупных центрах, а также Верховный революционный трибунал при ВЦИК, являвшийся судом первой инстанции по наиболее сложным делам и кассационной инстанцией для всех революционных трибуналов.

В итоге создана единая судебная система, установлено определённое единство в области пересмотра приговоров. Особенно чётко решался вопрос в Уголовно-процессуальном кодексе 1923 г. относительно надзорного производства. Согласно ему окончательное решение об отмене приговора принадлежало исключительно Верховному Суду республики, тогда как прежде оно подлежало проверке лишь прокурором.

Важную роль в трёхзвенной системе судебных органов, созданной в 1922 г., играл губернский суд. Он действовал в качестве суда первой инстанции по наиболее важным уголовным и гражданским делам, кассационной инстанции для дел, решённых народными судами, а также считался органом судебного управления в отношении народных судов губернии. Губернский суд состоял из председателя, двух его заместителей, постоянных членов и народных заседателей, привлекавшихся к участию в судебных заседаниях по первой инстанции. В составе губернского суда имелись уголовный и гражданский отделы, возглавляемые заместителями председателя суда. Как орган судебного управления, губернский суд имел пленум, а с 1924 г. учреждены были также президиум и дисциплинарная коллегия по рассмотрению дел о служебных проступках судебных работников.

Судебная реформа 1922 г., таким образом, закрепила такие принципы организации советской судебной системы, как её единство, построение её с учётом государственного устройства и соответствия новому административно-территориальному делению.

25 декабря 1958 г. Верховным Советом СССР приняты были Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Четкую регламентацию в Основах получили вопросы, связанные с определением оснований к отмене или изменению приговоров, с пределами и порядком пересмотра приговоров, определений и постановлений суда не только в кассационном порядке, но и в порядке судебного надзора, а также и по вновь открывшимся обстоятельствам. В итоге сложилась стройная система традиционного судебного надзора, которая стала намного проще, поскольку сократилось число судебно-надзорных инстанций, было ликвидировано размежевание между пересмотром приговоров, не обжалованных и обжалованных в кассационном порядке, достаточно чётко были определены основные процессуальные правила надзорного производства, закреплены права и обязанности уполномоченных должностных лиц, осуществляющих опротестование незаконных и необоснованных судебных решений, установлены пределы прав суда надзорной инстанции.

Одними из важнейших направлений судебной реформы были названы: создание федеральной судебной системы; признание права каждого лица на разбирательство его дела судом присяжных в случаях, установленных законом; расширение возможности обжалования в суде неправомерных решений должностных лиц, усиление судебного контроля за законностью применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения; организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого.

Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ закрепила ряд важнейших принципов, определяющих деятельность по совершенствованию процессуального законодательства с целью обеспечения судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Судебная практика призвана была также способствовать реализации конституционного права граждан на судебную защиту, о чём свидетельствуют постановления Пленума Верховного Суда РФ и постановления Конституционного Суда РФ, принятые в 90-е годы. Существенную роль в обеспечении судебной защиты играет практика Конституционного Суда РФ, решения которого свидетельствуют о том, что данный механизм постепенно выводится из-под действия различных ограничений и распространяется на всё более широкий круг отношений. Наиболее сложные правоотношения, как известно, связаны с осуществлением уголовного преследования, применением мер уголовно-процессуального принуждения, расследованием уголовных дел. Поэтому усиливается судебный контроль за проверкой законности и обоснованности решений следователя и прокурора.

Важно подчеркнуть, что процессуальные гарантии представляют основу Европейской конвенции, и это связано с тем, что Совет Европы рассматривает гарантии личной свободы и право на справедливое судебное разбирательство (ст. 5 и 6 Конвенции) как наиважнейшие. Достаточно отметить, что большинство решений Европейского суда по правам человека принято по жалобам на нарушение именно этих статей Конвенции. Отныне граждане России вправе обратиться в этот суд за защитой своих прав, а на российскую правовую систему распространяются прецеденты Европейского суда – несколько сотен вынесенных им решений.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод по уровню требовательности и механизмам реализации правовых норм, как явствует сегодня, стоит на порядок выше других международных актов по правам человека.

Подводя черту краткому историческому экскурсу этапов развития российского законодательства относительно судопроизводства, отметим, что последнее десятилетие XX в. было ознаменовано в России принятием новой Конституции Российской Федерации (1993 г.), что, по сути, явилось важным историческим событием. Россия продемонстрировала реальное стремление власти к созданию государства, основанного на обще-демократических принципах и признающего человека, его права и свободы высшей ценностью.

Присоединившись к Международному Пакту о гражданских и политических правах, принятому Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 г., Россия взяла курс на обеспечение любому лицу, права и свободы которого были нарушены, эффективных средств правовой защиты его законных интересов.

Необходимость гарантированности обеспечения доступа к правосудию граждан настоятельно обозначила вопрос о гуманизации, демократизации, упрощении и удешевлении судопроизводства. Поскольку верховенствующая роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина принадлежит судебной власти посредством осуществления правосудия, то, стало быть, напрашивается необходимость и далее совершенствовать механизм осуществления правосудия с тем, чтобы создать развитую систему гарантий, с помощью которой можно было бы решать стоящие задачи.

Судебная система Советского государства 1917–1918 гг. представлена Декретами о суде.

Декрет о суде 1 (ноябрь 1917 г.)

Основные положения:

1) ликвидация существующей системы судопроизводства (исключение – народные суды);

2) революционные трибуналы объявлялись судебными органами, в компетенцию которых входило решение дел о контрреволюционной деятельности;

3) устанавливалось применение законодательства свергнутых правительств в частях, не противоречащих принципам и целям революции и революционному сознанию;

4) устанавливалось, что судьями могут быть бывшие мировые судьи.

Принципы судопроизводства:

1) сменяемость судей (выборность судей – цель);

2) гласность и публичность судебного разбирательства;

3) коллегиальность судопроизводства.

Система судов по Декрету 1

1. Местные (общие) суды. Они рассматривали гражданские дела, по которым цена иска не превышала 3 тыс. руб., и уголовные дела, срок лишения свободы по которым был не более 2 лет, в пределах уезда; суды осуществляли следствие; защита в местных судах могла осуществляться любыми гражданами, обладающими непорочной репутацией; их решения и приговоры считались окончательными и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке:

1) местные суды (разрешали дела по первой инстанции);

2) уездные суды (кассационная инстанция).

2. Революционные трибуналы. Рассматривали большинство уголовных дел, главным образом связанных с борьбой против контрреволюционных сил: о мародерстве, саботаже; предварительное следствие и подготовка этих дел к рассмотрению осуществлялась особыми следственными комиссиями при Советах.

Состав местных судов:

1) профессиональный судья;

2) 2 народных заседателя.

Декрет о суде № 2 (февраль 1918 г.) учредил окружные и областные суды. Это значительно менее классовый декрет, он создан под нажимом партии левых эсеров.

В этих судах разбирательство должно было вестись на языке, который преобладает у населения данного региона.

Суды реально стали выборными. Избрание судей и народных заседателей производили Советы.

Окружные суды рассматривали гражданские и уголовные дела, находящиеся вне пределов компетенции местного суда. В них гражданское судопроизводство осуществлялось в составе 3 профессиональных судей и 4 народных заседателей, а уголовное – в составе 1 профессионального и 12 народных заседателей (2 запасных заседателя). Вынесение приговора по уголовным делам осуществлялось совместно народными заседателями и председательствующим судьей. В окружных судах формировались коллегии правозащитников.

Областные суды должны были рассматривать гражданские и уголовные дела в кассационной инстанции.

Кассационный пересмотр осуществлялся теперь не только по формальным основаниям (недостатки решения или приговора суда), но и по фактическим (необоснованность решения или приговора суда).

Декрет о суде № 3 (июль 1918 г.) расширил компетенцию местных судов. Теперь они разрешали гражданские дела, цена иска по которым не превышала 10 тыс. руб., и уголовные, по которым наказание не предусматривало срок лишения свободы не более 5 лет.

Был сформирован Кассационный суд в Москве. Он рассматривал дела в кассационном порядке для окружных судов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Раздел IV Эволюция предпринимательства после октября 1917 г. (1917–1991 гг.)

Раздел IV Эволюция предпринимательства после октября 1917 г. (1917–1991 гг.) Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом (1921 г., марта 21) 1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения

76. Избирательная система 1918 г. и органы советской власти

76. Избирательная система 1918 г. и органы советской власти В основу построения и деятельности советского государственного аппарата положен принцип демократического централизма. Высшим органом власти был Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами — ВЦИК. В

75. Судебная система РФ

75. Судебная система РФ Согласно Конституции правосудие в РФ осуществляется только судом на основе конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. В Российской Федерации действует принцип единства судебной системы

58. Февральская революция 1917 г. Верховные власти март-октябрь 1917 г

58. Февральская революция 1917 г. Верховные власти март-октябрь 1917 г Февральская буржуазно-демократическая революция положила конец феодальному типу государства и права России.1 ноября 1916 г. лидер конституционных демократов П. И. Милюков публично обвинил правительство в

60. Возникновение и развитие советов. Установление советов на местах в 1917–1918 гг

60. Возникновение и развитие советов. Установление советов на местах в 1917–1918 гг В период двоевластия 10 октября 1917 г. ЦК партии большевиков принял резолюцию о вооруженном восстании. 12 октября при Петроградском Совете был сформирован Военно-революционный комитет (ВРК),

62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг

62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг Политика Советского государства коренным образом изменила социальную структуру общества. Советское государство стремилось полностью искоренить сословное неравенство в

67. Формирование вооруженных сил РСФСР в 1917–1918 гг

67. Формирование вооруженных сил РСФСР в 1917–1918 гг Причины создания Вооруженных сил:1) Декрет о мире от 26 октября (8 ноября) 1917 г. объявил о необходимости вывода русских войск; Декрет о мире повлек заключение Брестского мирного договора (по нему Прибалтика, Белоруссия,

70. Законодательство о браке и семье в 1917–1918 гг

70. Законодательство о браке и семье в 1917–1918 гг Основной принцип общественного строя РСФСР в период установления советской власти: семья – ячейка общества.Нововведения в семейно-брачное право 1917–1918 гг.:1) отменено обязательное согласие родителей или работодателей на

Судебная система

Судебная система Основы судебной системы были заложены в 1958 г. при установлении режима Пятой республики, когда правительство на основе переходных положений (ст. 91 конституции) провело ряд реформ в области судоустройства и судопроизводства. Французское правосудие

Судебная система

Судебная система В основном законе ФРГ имеет специальный девятый раздел, регулирующий организацию и деятельность судов и других органов юстиции. В акте не дается исчерпывающего описания судебной системы, лишь устанавливается, что судебная власть вверяется судьям и что

Судебная система

Судебная система В своей деятельности судьи и магистраты подчиняются следующим принципам: независимость от других органов власти, несменяемость, ответственность и подчинение только закону. Эти принципы реализованы в органическом законе о судебной власти от 1 июля

71. Судебная система в РФ

71. Судебная система в РФ Судебная система Российской Федерации включает федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и

3.4. Судебная система РФ

3.4. Судебная система РФ Характерной чертой демократического общества является защищенность прав и свобод человека сильной и независимой судебной властью. Судебная власть в России принадлежит только судебным органам, выполняющим правоохранительные функции,

Судебная система Советского государства 1917–1918 гг. представлена Декретами о суде.

Декрет о суде 1 (ноябрь 1917 г.)

Основные положения:

1) ликвидация существующей системы судопроизводства (исключение – народные суды);

2) революционные трибуналы объявлялись судебными органами, в компетенцию которых входило решение дел о контрреволюционной деятельности;

3) устанавливалось применение законодательства свергнутых правительств в частях, не противоречащих принципам и целям революции и революционному сознанию;

4) устанавливалось, что судьями могут быть бывшие мировые судьи.

Принципы судопроизводства:

1) сменяемость судей (выборность судей – цель);

2) гласность и публичность судебного разбирательства;

3) коллегиальность судопроизводства.

Система судов по Декрету 1

1. Местные (общие) суды. Они рассматривали гражданские дела, по которым цена иска не превышала 3 тыс. руб., и уголовные дела, срок лишения свободы по которым был не более 2 лет, в пределах уезда; суды осуществляли следствие; защита в местных судах могла осуществляться любыми гражданами, обладающими непорочной репутацией; их решения и приговоры считались окончательными и не подлежали пересмотру в апелляционном порядке:

1) местные суды (разрешали дела по первой инстанции);

2) уездные суды (кассационная инстанция).

2. Революционные трибуналы. Рассматривали большинство уголовных дел, главным образом связанных с борьбой против контрреволюционных сил: о мародерстве, саботаже; предварительное следствие и подготовка этих дел к рассмотрению осуществлялась особыми следственными комиссиями при Советах.

Состав местных судов:

1) профессиональный судья;

2) 2 народных заседателя.

Декрет о суде № 2 (февраль 1918 г.) учредил окружные и областные суды. Это значительно менее классовый декрет, он создан под нажимом партии левых эсеров.

В этих судах разбирательство должно было вестись на языке, который преобладает у населения данного региона.

Суды реально стали выборными. Избрание судей и народных заседателей производили Советы.

Окружные суды рассматривали гражданские и уголовные дела, находящиеся вне пределов компетенции местного суда. В них гражданское судопроизводство осуществлялось в составе 3 профессиональных судей и 4 народных заседателей, а уголовное – в составе 1 профессионального и 12 народных заседателей (2 запасных заседателя). Вынесение приговора по уголовным делам осуществлялось совместно народными заседателями и председательствующим судьей. В окружных судах формировались коллегии правозащитников.

Областные суды должны были рассматривать гражданские и уголовные дела в кассационной инстанции.

Кассационный пересмотр осуществлялся теперь не только по формальным основаниям (недостатки решения или приговора суда), но и по фактическим (необоснованность решения или приговора суда).

Декрет о суде № 3 (июль 1918 г.) расширил компетенцию местных судов. Теперь они разрешали гражданские дела, цена иска по которым не превышала 10 тыс. руб., и уголовные, по которым наказание не предусматривало срок лишения свободы не более 5 лет.

Был сформирован Кассационный суд в Москве. Он рассматривал дела в кассационном порядке для окружных судов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Раздел IV Эволюция предпринимательства после октября 1917 г. (1917–1991 гг.)

Раздел IV Эволюция предпринимательства после октября 1917 г. (1917–1991 гг.) Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом (1921 г., марта 21) 1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения

76. Избирательная система 1918 г. и органы советской власти

76. Избирательная система 1918 г. и органы советской власти В основу построения и деятельности советского государственного аппарата положен принцип демократического централизма. Высшим органом власти был Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами — ВЦИК. В

75. Судебная система РФ

75. Судебная система РФ Согласно Конституции правосудие в РФ осуществляется только судом на основе конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. В Российской Федерации действует принцип единства судебной системы

58. Февральская революция 1917 г. Верховные власти март-октябрь 1917 г

58. Февральская революция 1917 г. Верховные власти март-октябрь 1917 г Февральская буржуазно-демократическая революция положила конец феодальному типу государства и права России.1 ноября 1916 г. лидер конституционных демократов П. И. Милюков публично обвинил правительство в

60. Возникновение и развитие советов. Установление советов на местах в 1917–1918 гг

60. Возникновение и развитие советов. Установление советов на местах в 1917–1918 гг В период двоевластия 10 октября 1917 г. ЦК партии большевиков принял резолюцию о вооруженном восстании. 12 октября при Петроградском Совете был сформирован Военно-революционный комитет (ВРК),

62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг

62. Законодательство о ликвидации сословного строя и правовом положении граждан России в 1917–1918 гг Политика Советского государства коренным образом изменила социальную структуру общества. Советское государство стремилось полностью искоренить сословное неравенство в

67. Формирование вооруженных сил РСФСР в 1917–1918 гг

67. Формирование вооруженных сил РСФСР в 1917–1918 гг Причины создания Вооруженных сил:1) Декрет о мире от 26 октября (8 ноября) 1917 г. объявил о необходимости вывода русских войск; Декрет о мире повлек заключение Брестского мирного договора (по нему Прибалтика, Белоруссия,

70. Законодательство о браке и семье в 1917–1918 гг

70. Законодательство о браке и семье в 1917–1918 гг Основной принцип общественного строя РСФСР в период установления советской власти: семья – ячейка общества.Нововведения в семейно-брачное право 1917–1918 гг.:1) отменено обязательное согласие родителей или работодателей на

Судебная система

Судебная система Основы судебной системы были заложены в 1958 г. при установлении режима Пятой республики, когда правительство на основе переходных положений (ст. 91 конституции) провело ряд реформ в области судоустройства и судопроизводства. Французское правосудие

Судебная система

Судебная система В основном законе ФРГ имеет специальный девятый раздел, регулирующий организацию и деятельность судов и других органов юстиции. В акте не дается исчерпывающего описания судебной системы, лишь устанавливается, что судебная власть вверяется судьям и что

Судебная система

Судебная система В своей деятельности судьи и магистраты подчиняются следующим принципам: независимость от других органов власти, несменяемость, ответственность и подчинение только закону. Эти принципы реализованы в органическом законе о судебной власти от 1 июля

71. Судебная система в РФ

71. Судебная система в РФ Судебная система Российской Федерации включает федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировых судей субъектов Федерации.К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и

3.4. Судебная система РФ

3.4. Судебная система РФ Характерной чертой демократического общества является защищенность прав и свобод человека сильной и независимой судебной властью. Судебная власть в России принадлежит только судебным органам, выполняющим правоохранительные функции,

Читайте также: