Утомленная мать потеряла интерес к суду

Обновлено: 18.05.2024

Однако есть такие знаки, которые подчиняются не только требованиям содержания текста, сколько характеризуют пристрастие автора к определенным знакам. Они соответствуют особой манере письма автора.

В этом отношении примечательно пристрастие М. Горького, М. Цветаевой, А. Блока к тире. Например, Цветаева использует тире между подлежащим и сказуемым, выраженным спрягаемой формой глагола для усиления значения обоих главных членов, иногда подчеркивает оттенок сопоставления или противопоставления:

Море – смеялось; Все козыри были у нее в руках; но она – не играла;

Два полета: саней и туч, и в каждом ты – летишь…

Для усиления выразительности и интонационного членения Цветаева использует тире между однородными членами:

Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе

Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь.

У А. Блока: Тогда – угрюмому скитальцу вослед скользнет ваш беглый взгляд; И в ночь – тропой глухой иду к прикрытой снегом бездне. Автор использует тире для экспрессии стиха, акцентирования смысловой значимости обстоятельства.

В приведенных примерах подчеркивается расчлененность фразы, эмоциональная напряженность, лаконизм и внутренняя энергия слова.

Сопоставляя употребление знаков в разные исторические эпохи, Н.С. Валгина отмечает некоторые заметные тенденции в использовании знаков в современном русском языке, которые объясняются двумя факторами. С одной стороны, правила 1956 года не могут сегодня полностью удовлетворить те изменения в оформлении конструкций, которые активизировались в последнее время. С другой стороны, произошли изменения в употреблении знаков и в традиционных, классических конструкциях, где в настоящее время отражены сдвиги в функциональной значимости самих знаков [Валгина – 01, 244-245].

Однако в основе своей, в главных функциях русская пунктуация достаточно стабильна, и за каждым знаком закреплены определенные структурно – семантические возможности их употребления.

Отметим некоторые случаи расстановки знаков препинания.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Отметим только некоторые случаи, когда тире не ставится:

Если перед сказуемым стоит отрицание НЕ: Сердце не камень. Бедность не порок.

Если с состав сказуемого включаются сравнительные союзы как, будто, словно, точно, все равно что, вроде как и т.д.: Поэзия Пушкина как пенье птиц в роще, как песнь ветра, как шум волн (А.Т.). Дома точно груды грязного снега (Г.).

Если между подлежащим и сказуемым стоят вводное слово, наречие, союз, частица: Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Свет и тепло, безусловно, необходимые условия для жизни растений. Ноябрь лишь начало зимы.

Если перед сказуемым стоит относящийся к нему несогласованный второстепенный член: Степан нам сосед. Отец у него строитель.

Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – существительным в именительном падеже: Я честный человек. Он порча, он чума, он язва здешних мест.

Если сказуемое выражено прилагательным, местоименным прилагательным, предложно – именным сочетанием: Эта книга моя. Лесная трава мягкая, жирная. Дымков в галстуке и подтяжках.

Тире в бессоюзном сложном предложении

Тире ставится:

Если вторая часть указывает на быструю смену событий; при этом возможна вставка союза И: Миг еще – конец тревоги, ожиданья и тоски (Майк.). Проснулся – пять станций убежало назад (Г.). Сыр выпал – с ним была плутовка такова (Крыл.).

Если вторая часть содержит значение противопоставления: Ввысь взлетает Сокол – жмется Уж к земле (Г.). Все хотели солнца – оно не показывалось.

Если вторая часть содержит значение следствия, вывода того, о чем говорится в первой части: Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно.

Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части: Ехал сюда – рожь начинала желтеть (Приш.). Победим – каменный дом построишь (А.Т.).

Если вторая часть обозначает условие совершения действия (в начале предложения возможна вставка союза Если: Упустишь огонь – не потушишь. Назвался груздем – полезай в кузов.

Во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части (перед второй частью можно вставить союзы словно, точно, будто): Молвит слово – соловей поет. Посмотрит – рублем подарит.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Однородные члены, соединенные повторяющимися союзами.

Запятая ставится между однородными членами предложения, соединенными посредством повторяющихся союзов и…и, да…да, ни…ни, или…или, то…то и др.: Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было (Гайдар). Лицо радиста то хмурилось, то улыбалось (Горб.).

При двух однородных членах с повторяющимся союзом и запятая не ставится, если образуется тесное смысловое единство. Обычно такие однородные члены не имеют при себе пояснительных слов: Были и лето и осень дождливые (Жуков.). Кругом было и светло и радостно.

Однако при наличии пояснительных слов запятая в этих случаях обычно ставится: В вашем сердце есть и гордость, и пряма честь (П.). Все вокруг переменилось: и природа, и характер леса (Л.Т.).

Запятая не ставится внутри цельных выражений фразеологического характера: И день и ночь, и смех и горе, и стар и млад, и там и сям; ни много ни мало, ни брат ни сват и т.д.

Если число однородных членов больше двух, а союз повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми: Листья в поле пожелтели, и кружатся, и летят, и устилают землю золотым ковром. Иные хозяева вырастили уже вишни, или сирень, или жасмин (Фад.).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Обособленные определения

Необходимо запомнить некоторые трудные случаи обособления определений. Всегда обособляются:

Распространенные и одиночные определения, стоящие перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (условное, причины, уступительное и др.): Утомленная, мать потеряла интерес к суду (Горький) – значение причины. Не рожденный героем, Годунов, однако же, с юных лет знал войну (Карамзин) – уступительное значение.

Распространенные и одиночные определения, если они оторваны от определяемого слова другими членами предложения: Овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. И снова, отсеченная от танков огнем, залегла на голом склоне пехота.

Не обособляются распространенные согласованные определения:

Стоящие перед определяемым словом, если они не имеют добавочных обстоятельственных значений: Проводимые с молодежью часы были для Павла зарядкой бодрости (Г.). Покрытые инеем скалы уходили в неясную даль (Кор.).

Одиночные и распространенные определения, стоящие после неопределенных, указательных, определительных местоимений, образующих с ними смысловое целое: Я увидел что-то жалкое, одинокое. Сейчас он ожидал от Козловского чего-то совершенно нового и сокровенного (Проскур.).

Если определение по смыслу связано не только с подлежащим, но и со сказуемым: Мы расходились довольные своим вечером (Лерм.). Он выходит из задних комнат уже окончательно расстроенный (Гонч.). До шалаша мы добежали промокшие насквозь (Пауст.).

Несогласованные определения

Несогласованные определения выражаются формами косвенных падежей имен существительных с предлогами и без предлогов, формой сравнительной степени прилагательного, инфинитивом. Условия для обособления таких определений создаются контекстом. Следует запомнить условия их обособления. Обычно обособляются несогласованные определения:

Если необходимо указать на признаки вполне конкретные и выделяющие предмет в данный момент времени. Такие определения стоят после определяемого слова: Лицо его, с покатым назад лбом, тонким горбатым носом и решительными крепкими губами, было мужественно и красиво.

Если относятся к собственному имени: Афанасий Лукич, без шапки, с растрепанными волосами, бежал впереди всех.

Если относятся к личному местоимению: сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива (Горьк.).

Если отделены от определяемого слова какими-нибудь другими членами предложения: Все двинулись к буфету, где, в черном платье, с черной сеточкой на голове, сидела Каролина (Гонч.). Тотчас, вся в летнем прозрачном солнце, склонилась над ними Мария Щербатова.

Если включаются в однородные ряды вместе с согласованными определениями: Бабка костлявая, горбатая, с короткими седыми волосами, длинною палкой гнала от огорода гусей (Ч.). Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинной бородой (Тург.).

Если относятся к сочетаниям существительных и распространяющих их необособленных определений: Но вот к крыльцу подъехал господин в пенсне, с изумленными глазами, в черном бархатном берете (Бунин). Рядом со школой я построила общежитие на двадцать человек, с комнатой для дядьки, удобной столовой и светлой кухней. В предложениях определяются словосочетания господин в пенсне и общежитие на двадцать человек.

Обособленные приложения

Приложение обособляется, если:

оно распространено, выражено именем нарицательным и относится к нарицательному имени: Говорила больше мать, дама с седыми волосами (Тург.). Шахтеры, выходцы из центральных российских губерний и с Украины, селились по хуторам (Фад.);

имеет дополнительное значение причины или уступки, условия: Добрый и отзывчивый человек, Петр Иванович быстро завоевал сердце девочки (значение причины);

относится к местоимениям: Бедная мать, она теряла свой здравый смысл перед блеском докторского серебра (М.-С.);

соединяется с союзом как и имеет дополнительный оттенок причинности: Как живописец, Маяковский уважал и любил Серова (Шкловский). Илюше, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому;

присоединяется союзами то есть, или, даже, например, в особенности, по имени, в том числе: У дяди был сын гимназист, по имени Глеб (Чук.). Это был его сверстник, по прозвищу Рудня, крестьянин соседнего села (Фед.). Отец показал мне деревянный ларь, то есть ящик, широкий вверху и узенький внизу (Акс.).

Обособленные обстоятельства

Деепричастные обороты, как правило, обособляются, независимо от места расположения по отношению к глаголу – сказуемому: Не надевая шапки, вышел на крыльцо. Набуянившись за ночь, лес опустился и затих, поникнув мокрыми ветвями. (Вороб.).

Обстоятельства не обособляются:

Если деепричастие утратило глагольное значение: Не спеша бегут лошади среди зеленых холмистых полей (Бунин). Сергей долго лежал молча (Вороб.).

Если деепричастие включается с состав устойчивых оборотов: бежать высунув язык, работать спустя рукава, слушать затаив дыхание, слушать развесив уши и т.д.

Если деепричастие употребляется в значении предлога: Спустя несколько времени пришел Весовщиков (М.Г.).

Если деепричастие или деепричастный оборот оказывается среди однородных членов предложения наряду с другими частями речи: Он говорил шепотом и ни на кого не глядя. Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям (М.Г.).

Если деепричастие выступает в качестве обстоятельства образа действия и тесно примыкает к сказуемому – глаголу: Это упражнение делают сидя. Она сидела чуть откинув голову. Мальчик шел прихрамывая на одну ногу.

Если обороты начиная с, смотря по выступают в значении сложных предлогов: Будем действовать смотря по обстоятельствам. Начиная со вторника погода резко изменилась.

Объясните постановку тире или его отсутствие в следующих предложениях.

Чтение – вот лучшее учение. 2. Встретить друга – это большая радость. 3. Большое это удовольствие – жить на земле. 4. Геометрия – раздел математики, изучающий пространственные формы и отношения тел. 5. Площадь Чёрного моря – около 413,5 тысяч квадратных километров. Наибольшая протяжённость его с запада на восток – 1149 километров, а с севера на юг – 611 километров. 6. Учиться всегда пригодится. 7. Земля велика и прекрасна. 8. Несусь ли я на коне – степь отвечает мне. Брожу ли поздней порой – небо светит мне луной. 9. Крикнуть хотел – не может. 10. Встанешь утром часа в четыре, выйдешь в сад – роса блестит на цветах, шумят птицы и насекомые, на небе ни облачка.11. Зима без снега – лето без хлеба. 12. Упустишь минуту – потеряешь часы.

2. Вставьте нужные знаки препинания.

1. Четверть часа спустя оба экипажа остановились перед крыльцом нового деревянного дома выкрашенного серою краской и покрытого железною красною крышей. 2. Лёгкий ветерок срывавшийся иногда с озёр разливал запах сырой лесистой почвы. 3. Я прошёлся по террасе ещё крепкой и красивой. 4. Вода казалось какой-то серебристой гладью таинственной и безмолвной. 5. Группа туристов вышедшая рано утром в полдень остановилась для отдыха. 6. Листы бумаги исписанные мелким почерком были аккуратно разложены на письменном столе. 7. Утреннее солнце ещё не жаркое не раскалённое показалось над горизонтом. 8. Поездка за город назначенная на завтра переносится на следующую неделю. 9. Библиотека пополнилась новинками художественной литературы изданными в этом году. 10. Усталый я сел отдохнуть под большим кедром. 11. Мы волнуемые надеждами и сомнениями бродили маленькими кучками по коридору. 12. Она высокая красивая стройная казалась теперь рядом с ним очень здоровой и нарядной.

3. Необособленные определения сделайте обособленными. Измените пунктуацию.

О б р а з е ц: Нагруженная строительным материалом машина остановилась у ворот завода. – Машина, нагруженная строительным материалом, остановилась у ворот завода.

1. До самой весны безмолвствует скованная льдом река. 2. Около дома находился заросший густой сиренью сад. 3. Завешенная тяжёлой портьерой дверь приглушала шедшие из коридора звуки. 4. В наступившей после грозы тишине слышен был стук падавших с веток деревьев капель. 5. Стоявшие на пристани люди с нетерпением дожидались прибытия парохода.

4. Поставьте нужные знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями.

1. Наш преподаватель истории уроженец города Киева работает сейчас в сельской школе. 2. Беседа шла с журналистом корреспондентом столичной газеты. 3. Монблан высочайшая гора Западной Европы привлекает к себе многих туристов. 4. Столица Японии Токио является одним из крупнейших городов мира. 5. В углу комнаты стоял книжный шкаф подарок отца.

Перепишите, ставя нужные знаки препинания.

1. Не располагая свободным временем он вынужден был отказаться от участия в экскурсии. 2. Потеряв читательский билет вы не сможете воспользоваться услугами библиотеки. 3. Опоздав к началу спектакля и пропустив первый акт мы всё же поняли содержание пьесы по ходу действия. 4. Вспоминая этот случай я испытываю неприятное чувство сожаления о происшедшем. 5. Родители очень обрадовались получив письмо от сына уехавшего в далёкие страны. 6. Несмотря на плохую погоду мы решили не откладывать отъезд. 7. Ввиду наступающих морозов срочно закончили ремонт отопления. 8. За неимением другого помещения для работы приходится оставаться пока в старом здании.

Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать.
Он стал изредка брать её с собой в город, а затем посылать даже одну.
Однажды в середине такого путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога.

(1)Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать.

(2)Он стал изредка брать её с собой в город, а затем посылать даже одну.

(З)Однажды в середине такого путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога. (4)Перекусывая, она разбирала игрушки; из них две-три оказались новинкой для неё: Лонгрен сделал их ночью. (5)Одной из них была миниатюрная гоночная яхта. (б)Белое судёнышко подняло алые паруса, сделанные из обрезков шёлка. (7)Ассоль пришла в восхищение. (8)Пламенный весёлый цвет так ярко горел в её руке, как будто она держала огонь. (9)Дорогу пересекал ручей, который уходил в лес.

(10)«Если я спущу её на воду поплавать немного, — размышляла Ассоль, — она ведь не промокнет. (11)Девочка осторожно спустила на воду пленившее её судно и побежала за уплывающей игрушкой, надеясь, что её где-нибудь прибьёт к берегу. (12)Она старалась не терять из виду красивый, плавно убегающий треугольник парусов, спотыкалась, падала и снова бежала.

(13)В такой безуспешной и тревожной погоне прошло около часа, когда с удивлением, но и с облегчением Ассоль увидела, что деревья впереди свободно раздвинулись, пропустив синий разлив моря, облака и край жёлтого песчаного обрыва, на который она выбежала, почти падая от усталости. (14)С невысокого, изрытого корнями обрыва Ассоль увидела, что у ручья, на плоском большом камне, сидит человек, держа в руках сбежавшую яхту, и рассматривает её с любопытством слона, поймавшего бабочку.

(15)Это был Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.

— (16)Теперь отдай мне, — несмело сказала девочка. — (17)Ты как поймал её?

(18)Эгль поднял голову и с минуту разглядывал девочку, улыбаясь. (19)Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки.

— (20)Клянусь Гриммами, Эзопом и Андерсеном, — сказал Эгль, посматривая то на девочку, то на яхту. — (21)Это что-то особенное. (22)Это твоя штука?

— (23)Да, я за ней бежала по ручью. (24)Она была тут?

— (25)У самых моих ног. (26)Как зовут тебя, крошка?

— (27)Ассоль, — сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.

— (28)Хорошо, — продолжал старик. — (29)Я занимался, сидя на этом камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов, как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем появилась ты. (30)Я, милая, поэт в душе — хоть никогда не сочинял сам. (31)Что у тебя в корзинке?

— (32)Лодочки, — сказала Ассоль, встряхивая корзинкой.

— (ЗЗ)Отлично. (34)Тебя послали продать. (35)По дороге ты занялась игрой: пустила яхту поплавать, а она сбежала — ведь так?

— (36)Ты разве видел? — с сомнением спросила Ассоль. — (37)Тебе кто-то сказал или ты угадал?

— (38)Я это знал. (39)Потому что я — самый главный волшебник. (40)Тебе нечего бояться меня, — серьёзно сказал он. — (41)Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душам.

(42)Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением: невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы.

— (43)Ах, почему я не родился писателем? — продолжал Эгль. (44)Ну-ка, слушай меня внимательно. (45)Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идёшь, в Каперне. (46)Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь, никем не слышанное. (47)Но у вас не рассказывают сказок. (48)У вас не поют песен. (49)А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом.

(50)Не знаю, сколько пройдёт лет, только в Каперне расцветёт одна сказка памятная надолго. (51)Ты будешь большой, Ассоль. (52)Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. (53)Сияющая громада парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. (54)Тихо будет плыть этот чудесный корабль; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там. (55)Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. (56)Тогда ты увидишь храброго красивого принца. «(57)3дравствуй, Ассоль! — скажет он. — (58)Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти навсегда в своё царство.

(60) Он посадит тебя в лодку, привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где восходит солнце и где звёзды спустятся с неба чтобы поздравить тебя с приездом.

— (61)Это всё мне? — тихо спросила девочка. (62)Её серьёзные глаза просияли доверием. — (бЗ)Может быть, он уже пришёл. тот корабль?

— (64)Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал ты вырастешь — и это сбудется. (65)Что бы ты тогда сделала?

— (66)Я? (67)Я бы его любила, — поспешно сказала она и не совсем т " прибавила: — Если он не дерётся.

— (68)Нет, не будет драться, — сказал волшебник, таинственно подмигнув — не будет, я ручаюсь за это. (69)Иди, девочка, и не забудь того, что сказал я. (70)Иди. (71)Да будет мир пушистой твоей голове!

Грамматика – это раздел науки о языке, включающий в себя морфологию и синтаксис. Известный лингвист Н.Ф. Бунаков утверждает, что знание грамматических норм помогает людям передавать оттенки своих чувств и переживаний. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

Таким образом, именно грамматика позволяет нам передавать свои чувства и эмоции и помогает людям понимать друг друга.

Смысл приведённого фрагмента текста я понимаю так: Ассоль – тонкая, ранимая натура с необычным взглядом на жизнь и богатым внутренним миром. Она произвела сильное впечатление на волшебника Эгля своей верой в светлое будущее и ожиданием настоящего чуда. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

9.3 Как Вы понимаете значение слова НАДЕЖДА?

Что даёт человеку надежда? Можно смело утверждать, что она окрыляет нас и в трудную минуту дарует силы для движения вперёд. Даже в самые тяжёлые моменты нельзя утрачивать последнюю надежду: чёрная полоса обязательно уступит место белой. Обратимся к тексту, чтобы подтвердить эти мысли.

Таким образом, можно сделать вывод, что без надежды человеку трудно выжить, и именно она иногда спасает нас и помогает изменить жизнь в лучшую сторону, обрести счастье.

Читайте также: