Укажите виды третейских судов постоянно действующие разовые многогранные многомерные

Обновлено: 18.05.2024

Ст.11 ГК РФ среди органов, осуществляющих защиту гражданских прав, называет третейский суд.

О необходимости создания третейских судов в 1803 г. писал министр автор Устава Третейского суда министр юстиции Г.Р.Державин в докладе Александру 1. предпосылками к этому являлись причины, актуальные и сейчас:

- эффективные механизмы альтернативных форм урегулирования споров;

- ускорение и упрощение их разрешения;

- разгрузка государственных судов;

- закрытое производство и повышенные гарантии сохранения коммерческой тайны;

- сокращение расходов на ведение дел;

- выбор удобного для сторон места и времени разбирательства;

В период НЭПа эту форму использовали частные предприниматели, заинтересованные в том, чтобы их споры не стали достоянием гласности. В начале 30-х гг прошлого века были организованы два постоянно действующих третейских суда – Морская арбитражная комиссия и Внешнеторговая арбитражная комиссия.

По соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение гражданского дела по существу может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом (ч.3ст.3 ГПК РФ). Указание только на споры из гражданских правоотношений означает, что подведомственные суду дела, возникающие из публичных правоотношений, дела особого производства в третейском порядке разрешению не подлежат.

В РФ могут создаваться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора (ad hoc). Третейские суды ad hoc создаются сторонами, которые в принципе могут самостоятельно определять порядок их образования и правила разбирательства споров, но с соблюдением предусмотренных законом обязательных положений, не подлежащих изменению по желанию сторон . Постоянно действующие третейские суды формируются в качестве стабильных центров, обеспечивающих третейское разбирательство конкретных категорий споров в порядке, установленном их внутренними документами. Они могут создаваться торговыми палатами, биржами, общ.объединениями предпринимателей и потребителей и иными организациями – юр.лицами . вместе с тем не допускается образования третейских судов при фед.органах гос.власти, органах гос.власти субъектов РФ и органа МСУ.

Организация, создающая новый третейский суд, для разрешения гражданских споров, должна представить компетентному суду, на территории которого будет находиться этот третейский суд, копии ряда документов: решение о его образовании, положение (устав, регламент) о суде и состав третейских судей.

10. Источники правового регулирования третейского судопроизводства.

Порядок рассмотрения споров

Третейский суд полномочен самостоятельно решать вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе и в тех случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства из-за отсутствия или

недействительности ТС. Для этой цели ТС, заключаемое в виде оговорки в договоре, рассматривается как независящее от других условий.

Исковые требования излагаются письменно с обязательным отражением в тексте заявления реквизитов:

-дата подачи искового заявления наименование и местонахождение организаций, которые выступают сторонами третейского разбирательства

-ФИО, даты и места рождения, местожительства и места работы граждан предпринимателей и граждан-стороны разбирательства

-обоснования компетенции третейского суда

-обстоятельства, на которых истцом основываются требования док-ва, подтверждающие основания исковых требований

Суд самостоятельно опр-ет необходимость проведения заседания с участием сторон или разрешения спора только на основании док-ов и др.док-в при отсутствии иного соглашения сторон. Сторонам направляется уведомление о заседании третейского суда письмом, телеграфу и иных ср-в.

Суд должен передать сторонам заключения экспертов и др.док-ты, истребованные судом в процессе рассмотрения спора, на кот. он основывает свое реш-е. место рассмотрения дела опр-т стороны, а при отсутствии соглашения между ними-третейским судом. Расходы, связанные с рассмотрением дела судом распределяются между сторонами по их соглашению или третейским судом. При разрешении споров суд руководствуется законами РФ и межд-ми логоворами. При отсутсвии зак-ва, регулирующего спорное правоотношение, он может прибегнуть к аналогии закона или к аналогии права.

Арбитражным разбирательством в международном частном праве признается рассмотрение споров в третейских судах.

Третейские суды – это суды, специально избираемые и создаваемые сторонами внешнеэкономических сделок.

Международный коммерческий арбитражный суд – это третейский суд, созданный для рассмотрения и разрешения споров сторонами внешнеэкономической сделки.

– созданные для решения конкретного спора. Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями – юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях – юридических лицах.

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация – юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

Организация – юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с п. 3 настоящей статьи.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить действующему законодательству.

Третейский суд принимает решение в соответствии с действующим российским законодательством, условиями договора и с учетом обычаев делового оборота.

Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения. Для этой цели третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора. Вывод третейского суда о том, что содержащий оговорку договор недействителен, не влечет за собой в силу закона недействительность оговорки.

Принципы третейского разбирательства: принцип законности; конфиденциальности; независимости и беспристрастности третейских судей; диспозитив-ности, состязательности и равноправия сторон.

Одним из действующих подобных судов является Третейский суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, он постоянно действующий и разрешает экономические споры, подведомственные арбитражным судам.

Арбитражное (третейское) соглашение – соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда.

Третейское соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением.

Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска.

Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, может быть заключено до принятия решения по спору компетентным судом.

1. Третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства по мотиву отсутствия или недействительности третейского соглашения. Для этой цели третейское соглашение, заключенное в виде оговорки в договоре, должно рассматриваться как не зависящее от других условий договора. Вывод третейского суда о том, что содержащий оговорку договор недействителен, не влечет за собой в силу закона недействительность оговорки.

2. Сторона вправе заявить об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор до представления ею первого заявления по существу спора.

3. Сторона вправе заявить о превышении третейским судом его компетенции, если в ходе третейского разбирательства предметом третейского разбирательства станет вопрос, рассмотрение которого не предусмотрено третейским соглашением либо который не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом или правилами третейского разбирательства.

4. Третейский суд обязан рассмотреть заявление, сделанное в соответствии с п. 2 и 3 настоящей статьи. По результатам рассмотрения заявления выносится определение.

Процедура арбитражного разбирательства регулируется внутренним законодательством государства.

Каждой стороне должны быть предоставлены равные возможности для изложения своей позиции и защиты своих прав и интересов.

Если стороны не договорились об ином, то третейское разбирательство осуществляется в заседании третейского суда с участием сторон или их представителей.

Сторонам должно быть заблаговременно направлено уведомление о времени и месте заседания третейского суда.

Если стороны не договорились об ином, то копии всех документов и иных материалов, а также иная информация, которые представляются третейскому суду одной из сторон, должны быть переданы третейским судом другой стороне. Экспертные заключения, на которых третейский суд основывает свое решение, должны быть переданы третейским судом сторонам.

Состав третейского суда рассматривает дело в закрытом заседании. В заседании третейского суда ведется протокол. Положение о третейском суде для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате РФ (утв. постановлением Президиума Торгово-промышленной палаты РФ от 23 октября 1992 г. № 80-9) гласит, что для обращения в третейский суд не требуется соблюдения предварительного порядка урегулирования споров самими сторонами.

Стороны могут вести дела непосредственно или через должным образом уполномоченных представителей, выбранных по своему усмотрению.

В соответствии с регламентом третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации третейский суд состоит из председателя и двух заместителей председателя, судей, включенных в список, ответственного секретаря и его заместителя, а также технических работников.

Третейский суд принимает меры к рассмотрению спора в возможно короткий срок. По конкретному делу третейское разбирательство должно быть завершено в срок не более 2 месяцев со дня образования состава. Срок рассмотрения дела может быть продлен.

Третейское производство возбуждается подачей искового заявления.

По соглашению сторон дело рассматривается единоличным судьей, который избирается из списка судей по взаимной договоренности сторон, или, если не будет достигнуто соглашение между ними, назначается из того же списка председателем третейского суда.

Далее идет подготовка разбирательства дела, извещаются стороны о заседании.

Стороны могут вести свои дела в третейском суде непосредственно или через должным образом уполномоченных представителей, назначаемых сторонами по своему усмотрению.

Неявка стороны, надлежащим образом извещенной о времени и месте арбитражного заседания, не препятствует разбирательству дела, если только неявив-шаяся сторона до окончания разбирательства дела не потребовала отложить его по уважительной причине.

Сторона может просить о разбирательстве дела в ее отсутствие.

По итогам рассмотрения дела выносится решение. В процессе разбирательства возможно заключение мирового соглашения.

Решения третейского суда исполняются сторонами добровольно. Не исполненные в срок решения третейского суда приводятся в исполнение в соответствии с законом.

Государственные суды осуществляют определенный контроль над третейскими судами. Этот контроль определяется как внутренним законодательством страны, так и международными актами.

1) сторона, заявляющая ходатайство об отмене, представит доказательства того, что:

– одна из сторон в арбитражном соглашении была в какой-то мере недееспособна или это соглашение недействительно по закону, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания – по закону Российской Федерации;

– она не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам не могла представить свои объяснения;

– решение вынесено по спору, не предусмотренному арбитражным соглашением или не подпадающему под его условия, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения, с тем, однако, что если постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, то может быть отменена только та часть арбитражного решения, которая содержит постановления по вопросам, не охватываемым арбитражным соглашением;

– состав третейского суда или арбитражная процедура не соответствовали соглашению сторон, если только такое соглашение не противоречит любому положению Закона, от которого стороны не могут отступать, либо в отсутствие такого соглашения; 2) суд определит, что:

– объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по закону Российской Федерации;

– арбитражное решение противоречит публичному порядку Российской Федерации.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации регулирует процедуру обжалования решений третейских судов.

Заявление об отмене решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, на территории которого принято решение третейского суда, в срок, не превышающий трех месяцев со дня получения оспариваемого решения стороной, обратившейся с заявлением, если иное не установлено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Заявление об отмене решения третейского суда оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном федеральным законом для оплаты заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

В предусмотренных международным договором Российской Федерации случаях может быть оспорено иностранное арбитражное решение, при принятии которого применены нормы законодательства Российской Федерации, путем подачи заявления об отмене такого решения в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника – стороны третейского разбирательства.

В случаях, предусмотренных международнымдоговором Российской Федерации и федеральным законом, любая сторона третейского разбирательства может обратиться в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления третейского суда предварительного характера о наличии у него компетенции.

В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о поощрении и взаимной защите инвестиций, подписанном в Москве 6 июля 1998 г., говорится о том, что любой спор между Договаривающейся Стороной и инвестором другой Договаривающейся Стороны, возникающий в связи с инвестициями, включая споры, касающиеся размера, условий, или порядка выплаты, компенсации, или порядка осуществления перевода платежей, будет предметом письменного уведомления, сопровождаемого подробными комментариями, которые инвестор направит Договаривающейся Стороне, участвующей в споре. Стороны в споре будут стремиться урегулировать такой спор по возможности путем переговоров.

Если спор не будет разрешен в течение шести месяцев с даты письменного уведомления, то по выбору инвестора он будет передан на рассмотрение:

а) в компетентный суд или арбитраж Договаривающейся Стороны, на территории государства которой инвестиции осуществлены;

б) международный арбитражный суд одной из торговых палат при согласии обеих сторон в споре;

в) арбитражный суд ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

Арбитражное решение будет окончательным и обязательным для обеих сторон в споре. Каждая Договаривающаяся Сторона обязуется привести такое решение в исполнение в соответствии со своим законодательством.

В соответствии с Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств, подписанной в Вашингтоне 18 марта 1965 г., был создан Международный центр по урегулированию инвестиционных споров.

Центр включает в себя Административный совет и Секретариат и ведет список примирителей и список арбитров.

Юрисдикция Центра распространяется на все непосредственно связанные с инвестициями правовые споры между Договаривающимся Государством (или любым подразделением или учреждением Договаривающегося Государства, указанным Центру этим государством) и физическим или юридическим лицом другого Договаривающегося Государства, которые стороны в письменной форме согласились передать Центру. Если обе стороны выразили свое согласие, ни одна из них не может отменить его в одностороннем порядке.

Согласие сторон на арбитраж на основании Конвенции считается, если не указано иное, согласием на такой арбитраж, исключающий любые иные средства правовой защиты. Договаривающееся Государство может потребовать в качестве условия своего согласия на арбитраж на основании Конвенции, чтобы прежде были исчерпаны все местные административные и судебные средства защиты.

Любое Договаривающееся Государство или любое физическое или юридическое лицо Договаривающегося Государства, желающее возбудить арбитражную процедуру, обращается с письменной просьбой об этом к Генеральному секретарю, который направляет копию этой просьбы другой стороне.

Просьба должна содержать информацию о предмете спора, о том, кто является сторонами в споре, и об их согласии на арбитраж в соответствии с правилами процедуры возбуждения примирительной и арбитражной процедуры.

Решение является обязательным для исполнения.

В различных международных договорах также предусматривается возможность направления рассмотрения дела в данный Центр.

Правовое регулирование признания и исполнения решений арбитражных судов на международном уровне регулируется Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йорк, 10 июня 1958 г.).

Настоящая Конвенция применяется в отношении признания и приведения в исполнение арбитражных решений, вынесенных на территории государства иного, чем то государство, где испрашивается признание и приведение в исполнение таких решений, по спорам, сторонами в которых могут быть как физические, так и юридические лица. Она применяется также к арбитражным решениям, которые не считаются внутренними решениями в том государстве, где испрашивается их признание и приведение в исполнение.

Каждое государство признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений, на условиях, изложенных в нижеследующих статьях. К признанию и приведению в исполнение арбитражных решений, к которым применяется Конвенция, не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины или сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних решений. Конвенция вводит ограничения, в соответствии с которыми исполняться решения не будут, а именно:

– стороны в соглашении были по применимому к ним закону в какой-либо мере недееспособны или это соглашение недействительно по закону, которому стороны это соглашение подчинили, а при отсутствии такого указания – по закону страны, где решение было вынесено;

– сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам не могла представить свои объяснения;

– указанное решение вынесено по спору, не предусмотренному или не подпадающему под условия арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения или арбитражной оговорки в договоре, с тем, однако, что если постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением или оговоркой, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением или оговоркой, то та часть арбитражного решения, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением или арбитражной оговоркой в договоре, может быть признана и приведена в исполнение;

– состав арбитражного органа или арбитражный процесс не соответствовали соглашению сторон или, при отсутствии такового, не соответствовали закону той страны, где имел место арбитраж;

– решение еще не стало окончательным для сторон или было отменено или приостановлено исполнением компетентной властью страны, где оно было вынесено, или страны, закон которой применяется.

Российское законодательство далеко от идеала, поэтому с целью усовершенствования в него регулярно вносятся различные изменения.

Новшество внес изданный Федеральный закон от 29.12.2015 г. №382-ФЗ , регулирующий деятельность третейских судов.

Понятие

Под третейским судом понимается единоличный судья или коллегия арбитров, которые рассматривают спорные вопросы гражданско-правового характера, возникающие при осуществлении предпринимательской или другой экономической деятельности.

В России эти учреждения создаются при некоммерческих организациях, получивших право осуществлять свои функции, но они не являются государственными.

При рассмотрении спорного вопроса используются не только нормы законодательства РФ, но и договоренность между сторонами, которая оформляется письменным договором или соглашением между участниками.

Какие дела рассматривают?

В таком суде можно рассматривать практически любые гражданско-правовые споры.

В большинстве случаев это дела:

  • о взыскании долгов;
  • связанные с внесением изменений в договоры или с их расторжением (аренды, купли-продажи и т.д.);
  • корпоративные споры о таких делах, как ущерб, нанесенный фирме руководителем, раздел акций и т.д.

Третейский судья

К арбитрам указанного суда применяют менее жесткие требования по сравнению с государственными служащими:

  • возраст судьи должен быть не менее 25 лет;
  • арбитром может стать только дееспособное лицо;
  • требуется отсутствие неснятой или непогашенной судимости.

На эту должность не допустят лицо, если оно до последнего времени служило в правоохранительных органах, также было судьей, адвокатом и т.д., но было уволено за нарушение правил профессиональной деятельности.

При коллективном разбирательстве спорного вопроса достаточно лишь одного судьи с высшим образованием, остальные могут его не иметь, но должны отвечать ряду требований.

Третейского судью не могут привлекать в качестве свидетеля, если обстоятельства дела стали известны при его рассмотрении.

Решение третейского суда

Если стороны в ходе разбирательства пришли к соглашению, выносится соответствующее решение. После этого можно обратиться в государственный суд, чтобы получить исполнительный лист для дальнейшего принудительного взыскания. С письменным заявлением победителю спора можно обратиться либо по месту жительства должника, либо по месту, где находится суд.

Оспаривание

Законом дано право всем заинтересованным лицам оспаривать решение третейского суда. Сторона, не согласная с резолюцией по делу, пишет заявление в районный суд и уплачивает госпошлину.

Следует тщательнейшим образом аргументировать все выявленные недостатки или ошибки в разбирательстве.

Решение могут отменить по следующим основаниям:

  • разбирательство не подпадает под юрисдикцию третейского суда;
  • участника не уведомили должным образом о времени и месте процесса, из-за этого он не присутствовал при рассмотрении;
  • состав арбитров не соответствует действующему законодательству.

Указанное обращение будет рассматриваться в районном суде в течение 1 месяца.

Преимущества и недостатки

Что такое третейский суд?

Наиболее сильными сторонами этого способа разрешения споров являются:

  • судьи выбираются участниками самостоятельно с учетом квалификации;
  • можно выбрать место рассмотрения спора;
  • еще до суда можно согласовать максимальную сумму, которая обязана будет выплатить проигравшая сторона;
  • можно договориться разделить расходы по оплате за услуги третейского разбирательства;
  • срок рассмотрения спора значительно меньше, чем в иных судах;
  • гибкость суда, так как правила определяют сами участники совместно с судьями;
  • полная конфиденциальность рассмотрения дела.

Как и во всех судебных системах, разбирательства в третейских судах имеют отрицательные стороны. К ним можно отнести:

  • решение третейского суда может отменить государственный суд, если будет установлено, что рассматриваемый спор не относится к компетенции первого;
  • оперативность прохождения всего процесса зависит от всех его участников. Если кто-либо откажется сотрудничать, то разбирательство может затянуться;
  • правовой статус ниже, чем у государственного, поэтому для начала исполнения принятого решения третейского суда арбитражный суд должен признать этот вердикт;
  • в финансовом плане разбирательство может обойтись дороже, так как нужно будет оплатить услуги судьи, при необходимости также стоимость проезда, проживание в гостинице и иные расходы, связанные с рассмотрением дела.

Палата третейского суда

Существует международный действующий арбитражный орган — Постоянная палата третейского суда, созданная специально для мирного разрешения международных споров.

В основном она специализируется на коммерческих и финансовых конфликтах.

Изменения с 2020 года

С сентября 2016 г. началась реформа третейских судов. На тот момент их насчитывалось около двух тысяч, сейчас количество резко сократилось. Это связано с тем, что для осуществления своей деятельности эти организации должны получить специальное разрешение.

На начало 2020 г. действующими являются:

Этот список может измениться, если некоммерческие организации смогут добиться соответствующего согласования.

Резюме

Таким образом, третейские суды претерпели изменения для более качественного оказания юридической помощи. Современный институт третейского разбирательства является действенным инструментом разрешения споров. Судьи могут не иметь высшего образования, но решение об их назначении будет принимать контролирующий государственный суд.

Юристы нашей компании обладают большим запасом знаний и готовы проконсультировать вас по любым вопросам судебных процессов.

Многие не знают, что такое третейские суды. И это неудивительно, так как, несмотря на большое их количество, созданных при коммерческих организациях и юридических лицах, в России данное судопроизводство развито слабо. Некоторые юристы вовсе не имеют практики рассмотрения дел в таких судах.

что такое третейские суды

Что такое третейские суды? Это постоянно или временно действующий орган, образованный при спорных вопросах обеими сторонами, то есть альтернативный вариант государственной юстиции. Третейский суд – одна из самых приемлемых форм законного решения спорных вопросов, во избежание государственной юрисдикции. Цель – урегулирование конфликта и контроль над добровольным исполнением обязательств.

Арбитражный третейский суд – это условное название, обозначающее организацию или учреждение, занимающиеся по обоюдному соглашению конфликтующих сторон формированием состава участников для разрешения одного или нескольких споров. Такой суд может быть создан для третейского разбирательства и наделен расширенными функциями.

На чем основана власть третейского судьи?

Судья – третье лицо, имеющее доверие обеих сторон и выносящее решение по конкретному делу между сторонами-спорщиками. Они, в свою очередь, обязуются заранее подчиниться принятому решению третейского судьи. Он может быть назначен участниками конфликта из числа независимых специалистов.

Виды третейских судов

решение третейского суда

Что такое третейские суды? Это органы власти, создаваемые сторонами конфликта для его урегулирования. Они могут быть постоянно действующими или временными, созданными лишь для одноразового решения одного или нескольких конфликтов. Между временными и постоянными третейскими судами есть существенные различия.

Постоянно действующие третейские суды

Постоянно действующий третейский суд не может быть образован при федеральных органах госвласти и местного самоуправления. Стороны, обратившиеся в данный третейский суд, не согласовывают между собой все процессуальные вопросы, а четко следуют уже установленным правилам. Постоянно действующие суды могут быть созданы торговыми биржами, предприятиями, палатами и т.д., являющимися юридическими лицами.

Такой судебный орган постоянно информирует арбитражные органы власти о составе и процедуре проведения каждого дела. Данные предоставляются добровольно. Но, если информация по делу не поступила в городской или районный арбитражный суд, то он не сможет впоследствии содействовать исполнению решения третейского.

Что такое третейские суды, созданные для решения конкретного спора?

арбитражный третейский суд

Суды, созданные для решения конкретного спора, иначе называются временными. В этом случае стороны обязаны самостоятельно сформировать третейский суд (найти юриста и т.д.), согласовать процедуру рассмотрения одного или нескольких конфликтов, организовать состав участников. Назначение третейского судьи может быть прописано в договоре или отдельном соглашении. Так как состав участников формируется на основании специального документа, данный третейский суд прекращает существование сразу после вынесения решения.

Договор и третейское соглашение

При разрешении конфликта между спорящими сторонами временный третейский суд, право которого выносить окончательное решение оговаривается всеми участниками спора заранее, должен следовать установленным законом федеральным правилам.

Рассмотрение и разрешение спора возможно только при наличии договора (третейской записи) между конфликтующими сторонами. Такой документ должен быть составлен по определенной форме, заключаться в письменном виде и заверяться подписями всех участников.

Но с условием, что в нем есть ссылка на соглашение, которое необходимо считать частью основного документа. Если третейское соглашение не заключено в письменном виде с подписями сторон, то может быть признано недействительным. В нем можно прописать дополнительные условия. Например, язык общения, место для разрешения конфликта и т.д.

Кто может быть третейским судей?

Разрешать спор в третейском суде может как один судья, так и несколько. Но число их должно быть нечетным. Судьей может быть только физлицо, которое способно обеспечить беспристрастность в решении между спорящими сторонами. Оно должно быть не заинтересовано в конечном исходе дела и быть независимым оценщиком конфликта.

Третейским судьей не может быть выбран человек:

  • недееспособный;
  • имеющий судимость или привлеченный к уголовной ответственности на момент рассмотрения дела;
  • ранее работавший юристом, профессиональная деятельность которого была прекращена в связи с нарушением закона;
  • из-за должностного статуса.

исполнение решений третейских судов

Принципы третейского разбирательства

Третейское разбирательство должно соблюдать равноправие сторон. Судья обязан осуществлять возложенные на него обязательства на основе принципов:

  • законности;
  • беспристрастности;
  • конфиденциальности;
  • независимости.

третейский суд исполнительный лист

Исполнение решений третейских судов исполняется в установленные им сроки (в противном случае немедленно), в добровольном порядке. Если ответчик не выполнил свои обязательства, то применяются принудительные меры. В арбитражный (или районный) суд обращается сторона, в чью пользу вынес решение третейский суд. Исполнительный лист является основанием для исполнения решения в принудительном порядке. Обязанность следить за исполнением в срок возлагается на судебных приставов. Исполнительный лист передается ответчику. Если он не выполняет обязательств, то на него налагаются штрафы.

Обжалование решения третейского суда

Решение третейского суда может быть обжаловано, если в соглашении не предусмотрено, что оно является окончательным. Основаниями для отмены могут стать выход решения за границы соглашения или его недействительность, либо нарушение закона в части состава суда и процедуры проведения разбирательства.

Стороны могут подать заявление в районный суд об отмене третейского решения, но в срок до трех месяцев. Отсчет ведется со дня получения оспариваемой стороной третейского решения, при этом оплачивается государственная пошлина. Заявление на отмену решения подается в письменном виде, с подписью самого заинтересованного лица или его представителя. В заявлении главное – тщательная аргументация недостатков или ошибок во время третейского производства.

Основания для отмены третейского решения

Решение третейского суда может быть отменено, если существуют веские основания:

  • решение не соответствует федеральным законам;
  • сторона не была предупреждена о третейском разбирательстве, его числе, месте и времени или не могла присутствовать по уважительным причинам;
  • третейское решение было принято по делу, не предусмотренному в договоре и не попадающему под условия соглашения;
  • состав суда или сама процедура не соответствовали федеральному закону или соглашению сторон;
  • решение нарушает основные принципы российского права;
  • спор не мог быть предметом рассмотрения, согласно федеральному закону.

третейский суд право

Заявление об отмене третейского решения в районном суде рассматривается в течение месяца со дня поступления ходатайства. Во время подготовки дела к судопроизводству из третейского суда могут быть затребованы материалы для ознакомления. Обе стороны, фигурирующие в третейском соглашении, извещаются о месте, дате и времени судебного заседания. Неявка препятствием для слушания не является.

При отмене решения третейского суда стороны вправе туда обратиться повторно. При условии, что возможность обращения не утрачена, либо продолжить решать спорный вопрос в гражданском суде.

Читайте также: