Уголовный суд что это

Обновлено: 25.04.2024

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Уголовное судопроизводство, уголовный процесс — урегулированная уголовно-процессуальным законодательством деятельность уполномоченных лиц, связанная с раскрытием, расследованием преступления и рассмотрением дела в суде, а также система правоотношений, в которые вступают уполномоченные субъекты друг с другом и с другими субъектами, вовлекаемыми в производство по уголовному делу.

Своим назначением уголовное судопроизводство имеет:

  • защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления;
  • защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод

Функции уголовного судопроизводства — это наиболее общие направления процессуальной деятельности отдельных участников уголовного производства. Среди них выделяют следующие функции:

  • разрешение дела — принятие итогового решения о виновности или невиновности обвиняемого судом;
  • обвинение — уголовно-процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления;
  • защита — уголовно-процессуальная деятельность по опровержению инкриминируемого деяния.

Некоторые учёные выделяют также функцию уголовного преследования, во многом сходную с функцией обвинения, а также вместо функции разрешения дела - более широкую по своему содержанию функцию правосудия, включающую в себя наряду с разрешением дела еще и судебный контроль.

  • суд — функция отправления правосудия;
  • обвинение;
  • защита;
  • иные участники (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, понятые).

Стадии уголовного судопроизводства — это взаимосвязанные, но относительно самостоятельные части уголовного процесса, отделённые друг от друга итоговым процессуальным решением и характеризующиеся задачами, органами и лицами, участвующими в производстве по делу, порядком процессуальной деятельности и характером правоотношений.

Каждая стадия уголовного судопроизводства характеризуется [ источник не указан 3340 дней ] :

  • своими непосредственными задачами, которые вытекают из общих задач (назначения) уголовно-процессуальной деятельности;
  • самостоятельной уголовно-процессуальной регламентацией;
  • определенным кругом субъектов уголовной юрисдикции и другими участвующими лицами;
  • индивидуальным процессуальным порядком и сроками проведения;
  • итоговым процессуальным решением, фиксирующим завершение данной стадии;
  • специфическими уголовно-процессуальными отношениями;
  • возможностью производства определенных действий и принятия определенных процессуальных решений.

Стадии уголовного судопроизводства в РФ

В уголовном судопроизводстве России выделяют две основные части — досудебное производство и судебное производство. Каждая из них включает несколько стадий [1] :

  • Досудебное производство
  • Подготовка материалов уголовного дела к судебному заседанию (проходит в общем порядке или в форме предварительного слушания)
  • Судебное разбирательство в суде первой инстанции
  • Производство в суде апелляционной инстанции
  • Исполнение приговора и других судебных решений
  • Производство в суде кассационной инстанции
  • Надзорное производство
  • Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств

Три последние (выделенные курсивом) стадии принято считать исключительными (экстраординарными) стадиями, так как в них происходит пересмотр уже вступившего в законную силу приговора. Остальные стадии считаются обычными.

Стадии уголовного судопроизводства в США

Уголовно-процессуальное законодательство России

На территории Российской Федерации порядок уголовного судопроизводства регулируют: Источники:

Штаб-квартира МУС в Гааге AP Photo/Mike Corder

ТАСС-ДОСЬЕ. 16 ноября президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение, согласно которому Россия не станет участником Римского статута Международного уголовного суда (МУС). Римский статут (Устав), разработанный при участии России, был принят 17 июля 1998 г. в Риме на Дипломатической конференции полномочных представителей, прошедшей под эгидой ООН, и вступил в силу 1 июля 2002 г. Россия подписала документ 13 сентября 2000 г., но не ратифицировала его.

МУС (International Criminal Court, ICC) - первый и пока единственный постоянно действующий международный орган для судебного преследования лиц, совершивших наиболее тяжкие преступления. МУС не является частью ООН и подотчетен странам, ратифицировавшим статут (эти страны берут на себя и финансирование суда).

Государства-участники

К настоящему моменту Римский статут ратифицировали 124 государства (последнее - Сальвадор в июне 2016 г.).

В числе стран, не являющихся участниками статута, США и Китай. США подписали документ во время президентства Билла Клинтона (1993-2001). В 2002 г., когда главой государства был Джордж Буш мл. (2001-2009), было заявлено, что подпись утратила силу. Основной причиной отказа от ратификации была обеспокоенность тем, что расследования могут быть начаты против американских военнослужащих, принимавших участие в операциях в Ираке (2003-2010) и в Афганистане (2001-2014).

Китай не подписывал статут.

Порядок выхода

В Римском статуте предусмотрена процедура выхода государства из состава его участников. Для этого в генеральный секретариат ООН должно быть направлено официальное уведомление. Спустя год после его получения государство официально покидает МУС. Тем не менее даже в этом случае с властей страны не снимаются обязательства по сотрудничеству с судом по ранее возбужденным делам.

Россия не станет ратифицировать Римский статут МУС

Первым государством, заявившем о выходе из МУС, стала Республика Бурунди. Такое решение было принято из-за опасений начала расследования со стороны МУС фактов преступлений, совершенных в республике в ходе политического кризиса, продолжающегося с апреля 2015 г. 12 октября 2016 г. закон о выходе был принят нижней палатой бурундийского парламента, а 18 октября его подписал президент Пьер Нкурунзиза. Официальное уведомление в генеральный секретариат ООН было вручено 27 октября.

Вслед за Бурунди о намерении покинуть МУС заявили 21 октября ЮАР и 24 октября - Гамбия. В частности, власти ЮАР обосновали свое намерение противоречиями между национальным законодательством и Римским статутом, требующим ареста президента Судана Омара аль-Башира в соответствии с ордером, выданным прокурором МУС еще в 2009 г. В то же время в качестве действующего президента африканского государства Башир пользуется правом неприкосновенности, гарантированным ему южноафриканскими властями.

Структура

Высший руководящий орган МУС - Ассамблея государств - участников Римского статута, сессии которой проходят один раз в год (при необходимости проводятся специальные сессии). Каждое государство-участник имеет один голос. При невозможности достижения консенсуса решения по важным вопросам принимаются большинством в две трети (решения по вопросам процедуры - простым большинством).

18 судей избираются Ассамблеей на девять лет без права переизбрания, одна треть обновляется каждые три года. Судьи должны представлять разные государства, при этом каждый из пяти регионов (Африка, Азия, Латинская Америка, Восточная Европа, Западная Европа и другие государства) должен быть представлен по крайне мере двумя судьями. При выборе судей Ассамблея руководствуется принципом гендерного равенства.

Судьи работают в составе трех отделений - апелляционного, судебного и отделения предварительного производства. Каждое отделение состоит из нескольких палат. Постановления и решения судебных палат и палат предварительного производства могут быть обжалованы сторонами процесса в апелляционной палате.

Прокурор избирается Ассамблеей на девять лет без права переизбрания (с 2012 г. - этот пост занимает представительница Гамбии Фату Бенсуда). Прокурор вправе начать судебное преследование на основе иска частного лица или общественной организации, не дожидаясь официального заявления со стороны государства. Во избежание риска незаконных преследований его деятельность контролируется палатой предварительного расследования.

Президиум МУС, состоящий из председателя и двух заместителей, координирует повседневную судебно-правовую деятельность суда. Президиума избирается судьями из своего состава на три года с правом переизбрания на один срок. С 2015 г. председателем МУС является Сильвия Фернандес де Гурменди (Аргентина).

За несудебные аспекты деятельности МУС отвечает секретариат.

Штаб-квартира МУС находится в Гааге (Нидерланды), однако он может проводить заседания в любом другом месте. В Нью-Йорке расположено Бюро МУС по связи с ООН.

Рабочие языки - английский и французский.

Компетенция

В настоящее время в компетенцию МУС входит преследование лиц, ответственных за геноцид, преступления против человечности, военные преступления. Юрисдикции МУС подлежат преступления, совершенные после 1 июля 2002 г. на территории государства - участника Римского статута, а также совершенных гражданами таких государств на территории любой другой страны. Если государство, на территории которого произошло преступление, не является участником статута или граждане такого государства подозреваются в тяжких преступлениях, мандат на начало уголовного преследования может выдать Совет Безопасности ООН. Кроме того, государства, не являющиеся членами МУС и заинтересованные в расследовании преступления, совершенного на их территории, могут в специальном заявлении признать юрисдикцию суда в отношении этого преступления.

СБ ООН может приостановить работу суда и действие ордера на арест. Юрисдикция МУС распространяется только на физических лиц. МУС может назначать сроки заключения до 30 лет или пожизненно, выносить смертные приговоры он не имеет права. МУС вступает в действие в тех случаях, когда государственная система уголовного права бессильна или контролируется самими преступниками. Таким образом, он не подменяет национальные суда, а дополняет их.

Юрисдикция МУС в отношении преступления агрессии

Первоначально в Римском статуте указывалось, что МУС начнет расследовать акты агрессии, как только будет принято определение агрессии и условия, при которых будет осуществляться юрисдикция в отношении этого преступления. Определение агрессии было дано в резолюции ГА ООН 3314 (от 14 декабря 1974 г.), однако международной договорной нормы по этому вопросу не было.

Вопрос прорабатывался в течение 10 лет в рамках Специальной рабочей группы МУС, в которой активное участие принимали представители РФ. В июне 2010 г. на обзорной конференции Римского статута в Капмале (Уганда) было принято следующее определение: "Преступление агрессии означает планирование, подготовку, инициирование и совершение лицом, которое в состоянии фактически руководить либо контролировать политические или военные действия государства, акта агрессии, представляющего в силу своего характера, тяжести и масштаба грубое нарушение Устава ООН".

Было решено, что в случае передачи вопроса о расследовании этого преступления в МУС государством-участником или при инициировании расследования прокурором последний должен выяснить, принял ли Совет Безопасности ООН решение об акте агрессии. При отсутствии такого решения прокурор все же может продолжить расследование, если получит единогласное одобрение всех судей отделения предварительного производства МУС. СБ ООН может на год отсрочить расследование. Однако МУС не может осуществлять юрисдикцию в отношении этого преступления, если оно совершено на территории третьего государства или его гражданами.

Юрисдикция будет возможна, во-первых, после подтверждения поправок большинством в 2/3 голосов на Ассамблее государств-участников, которая состоится после 1 января 2017 г. и, во-вторых, если преступление произошло через год с момента ратификации поправок 30 государствами-участниками МУС.

Деятельность

На сегодняшний день МУС расследует конфликты в Кении, Демократической Республике Конго, Кот-д'Ивуаре, Ливии, Мали, Судане (Дарфур), Уганде, Центральноафриканской Республике (ЦАР). В январе 2016 г. было объявлено о начале расследования преступлений против человечности, в том числе убийств, насильственных перемещений населения, военных преступлений против гражданских лиц и миротворцев, которые "предположительно, были совершены в Южной Осетии с 1 июля по 10 октября 2008 г.".

Уганда, ДР Конго, ЦАР и Мали, являющиеся участниками МУС, направили жалобы в суд сами. Начало расследований в Дарфуре и Ливии инициировал СБ ООН, а в Кении, в Кот-д'Ивуаре, а также грузино-югоосетинского конфликта - прокурор МУС.

В ежегодном докладе прокурора МУС Фату Бенсуды от 14 ноября 2016 г. указывается, что МУС имеет основания полагать, что в период с 1 мая 2003 г. по 31 декабря 2014 г. "вооруженные силы США и ЦРУ совершали военные преступления в Афганистане, включая пытки, жесткое обращение, надругательство над человеческим достоинством и изнасилования". Большая часть инцидентов произошла в 2003-2004 гг. На данном этапе МУС лишь изучает ситуацию и не выдвигает обвинений в отношении конкретных лиц.

Ситуация с Крымом в докладе была приравнена к международному вооруженному конфликту между Украиной и Россией.

Российская оценка деятельности МУС

16 ноября 2016 г. МИД РФ выступил с заявлением в связи с распоряжением Путина относительно отказа России присоединиться к МУС. В документе отмечается, что "нападение режима Михаила Саакашвили на мирный Цхинвал, убийство российских миротворцев породило со стороны МУС обвинения в адрес югоосетинских ополченцев и российских военнослужащих" и такое "отношение к событиям августа 2008 г. вряд ли может говорить о доверии к этому орган".

Подчеркивается, что "МУС не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым органом международного правосудия". В заявлении также отмечается, что "за 14 лет своей работы МУС вынес всего четыре приговора, израсходовав при этом более $1 млрд".


Последние события вокруг Международного уголовного суда (МУС) являются отражением более масштабных процессов и тенденций, в том числе напряженности в отношениях между МУС и Африкой, а также между организацией и международным сообществом в целом. МУС, чья деятельность мало кого устраивает и подвергается резкой критике со стороны многих, переживает переломный момент. Сумеет ли он восстановить свои позиции или канет в Лету?

Последние события вокруг Международного уголовного суда (МУС) являются отражением более масштабных процессов и тенденций, в том числе напряженности в отношениях между МУС и Африкой, а также между организацией и международным сообществом в целом. МУС, чья деятельность мало кого устраивает и подвергается резкой критике со стороны многих, переживает переломный момент. Сумеет ли он восстановить свои позиции или канет в Лету?

Для Международного уголовного суда (МУС), располагающегося в Гааге, эта осень во многих отношениях оказалась богатой событиями. С одной стороны, Суд успешно завершил рассмотрение знакового дела, признав уничтожение культурных ценностей в городе Тимбукту военным преступлением, и одновременно создал прецедент, осудив исламского боевика и приговорив его к девяти годам лишения свободы. С другой стороны, на протяжении последних нескольких недель Суд находился под беспрецедентным давлением. Вследствие нараставшей из года в год критики Суда за пристрастное выделение Африки при принятии дел на рассмотрение, несколько африканских государств — Бурунди, Южная Африка и Гамбия — заявили о готовности выйти из состава МУС и призвали другие страны последовать их примеру. 16 ноября решение прекратить сотрудничество с МУС приняла Россия, а 17 ноября о возможности выхода из членства Суда заявил президент Филиппин. Теперь, на 15-м году своего существования, будущее Международного уголовного суда, чьи решения не всегда были бесспорными, неясно, что придает особую актуальность рассмотрению вопроса причин создания и перспектив МУС.

Суд последней инстанции

Международный уголовный суд официально начал свою работу в 2002 г., но история его создания насчитывает много десятилетий. К его истокам можно отнести Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг., Нюрнбергский и Токийский процессы, а также Конвенцию 1948 г. о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, которая отнесла военные преступления, преступления против человечности и геноцид к категориям международного права. Идея создания постоянного международного уголовного суда набрала обороты после Второй мировой войны. Однако разногласия времен холодной войны отодвинули ее на второй план, однако быстрый распад Югославии и геноцид в Руанде вновь вернули актуальность учреждению международного уголовного правосудия. Специальные трибуналы по Руанде и бывшей Югославии послужили прототипом и пробной площадкой для создания МУС в том виде, какой он приобрел после принятия Римского статута в 1998 г.

Правосудие прежде всего

Во-первых, игнорирование требований правосудия вызывает эффект бумеранга: мир, заключенный в результате политических сделок, часто изначально обречен на провал и носит временный характер, и насилие вскоре вспыхивает снова. Именно так произошло в Руанде. В 1993 г., за год до начала геноцида, Руандийский патриотический фронт, представлявший тутси, и правительство хуту подписали Арушские мирные соглашения, которые помогли остановить насилие, но ограничились простым разделением власти. Конфликт, без осуществления правосудия, примирения и устранения первопричин, в 1994 г. вспыхнул снова и унес жизнь миллиона тутси.

В-третьих, предполагалось, что обвинительные акты и общественное осуждение преступников лишит их поддержки как на международной арене, так и на местах, приведет их к изоляции и вынудит к поиску компромисса.

Несогласие с позицией МУС

В поисках новой стратегии

Девять из десяти активных расследований МУС проводились на африканском континенте, и именно там Международный уголовный суд действовал наиболее решительно.

По большому счету деятельность МУС сосредоточена главным образом на Африке потому, что при отсутствии ресурсов и политической воли суд не может преследовать в судебном порядке всех без исключения — он может надеяться лишь на сдерживание. Хотя преступления, безусловно, не ограничиваются одним лишь африканским континентом и происходят на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, Южной Азии и других регионах, суду приходится выбирать сферу приложения своих усилий и действовать там, где это возможно. Подвергать судебному преследованию только африканских преступников, конечно, недостаточно и несправедливо. Но для Международного уголовного суда Африка, по-прежнему относительно выпадающая из сферы геополитического внимания великих держав, представляется наиболее удобным объектом приложения сил.

1. Schabas, W. An Introduction to the International Criminal Court. Cambridge University Press, 2004.

2. Peace versus Justice? The Dilemma of Transitional Justice in Africa. Ed. By Chandra Sriram, Suren Pillay. University of KwaZulu-Natal Press, 2010.

3. Hayner P. Unspeakable Truths: Confronting State Terror and Atrocity. Routledge, 2001.

* Статут открыт для подписания до 31.12.2000. О подписании Статута Российской Федерацией см. распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2000 года N 394-рп. Российская Федерация подписала Статут 13 сентября 2000 года (см. "Дипломатический вестник" N 10, 2000 года, стр.116).

Государства - участники настоящего Статута,

сознавая, что все народы объединены общими узами и что взаимопереплетение их культур образует совместное наследие, и будучи обеспокоенные тем, что эта тонкая мозаика может быть в любой момент времени разрушена,

памятуя о том, что за прошедшее столетие миллионы детей, женщин и мужчин стали жертвами немыслимых злодеяний, глубоко потрясших совесть человечества,

признавая, что эти тягчайшие преступления угрожают всеобщему миру, безопасности и благополучию,

подтверждая, что самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность всего международного сообщества, не должны оставаться безнаказанными и что их действенное преследование должно быть обеспечено как мерами, принимаемыми на национальном уровне, так и активизацией международного сотрудничества,

будучи преисполнены решимости положить конец безнаказанности лиц, совершающих такие преступления, и тем самым способствовать предупреждению подобных преступлений,

напоминая, что обязанностью каждого государства является осуществление его уголовной юрисдикции над лицами, несущими ответственность за совершение международных преступлений,

вновь подтверждая цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций, и в частности то, что все государства воздерживаются от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций,

подчеркивая в этой связи, что ничто в настоящем Статуте не должно восприниматься как дающее какому-либо государству участнику право вмешиваться в вооруженный конфликт, входящий в сферу внутренних дел любого государства,

будучи преисполнены решимости с этой целью и на благо нынешнего и грядущих поколений учредить независимый постоянный Международный уголовный суд, связанный с системой Организации Объединенных Наций, обладающий юрисдикцией в отношении самых серьезных преступлений, вызывающих озабоченность всего международного сообщества,

подчеркивая, что Международный уголовный суд, учрежденный на основании настоящего Статута, дополняет национальные органы уголовной юстиции,

преисполненные решимости создать прочные гарантии уважения к осуществлению международного правосудия и обеспечения его соблюдения к нему,

согласились о нижеследующем:

Часть 1. Учреждение суда

Настоящим учреждается Международный уголовный суд ("Суд"). Он является постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества, указанные в настоящем Статуте, и дополняет национальные органы уголовной юстиции. Юрисдикция и функционирование Суда регулируются положениями настоящего Статута.

Отношения Суда с Организацией Объединенных Наций

Суд устанавливает отношения с Организацией Объединенных Наций посредством соглашения, одобряемого Ассамблеей государств-участников настоящего Статута и впоследствии заключаемого председателем Суда от имени Суда.

1. Местопребыванием Суда является Гаага, Нидерланды ("государство пребывания").

2. Суд вступает с государством пребывания в соглашение о штаб-квартире, одобряемое Ассамблеей государств-участников и впоследствии заключаемое председателем Суда от имени Суда.

3. Если Суд считает это желательным, он может заседать в любых других местах, как это предусмотрено в настоящем Статуте.

Правовой статус и полномочия Суда

1. Суд обладает международной правосубъектностью. Он также обладает такой правоспособностью, какая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей.

2. Суд может осуществлять свои функции и полномочия, как это предусмотрено в настоящем Статуте, на территории любого государства-участника и, по специальному соглашению, на территории любого другого государства.

Часть 2. Юрисдикция, приемлемость и применимое право

Преступления, подпадающие под юрисдикцию Суда

1. Юрисдикция Суда ограничивается самыми серьезными преступлениями, вызывающими озабоченность всего международного сообщества. В соответствии с настоящим Статутом Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений:

a) преступление геноцида;

b) преступления против человечности;

c) военные преступления;

d) преступление агрессии.

2. Суд осуществляет юрисдикцию в отношении преступления агрессии, как только будет принято в соответствии со статьями 121 и 123 положение, содержащее определение этого преступления и излагающее условия, в которых Суд осуществляет юрисдикцию касательно этого преступления. Такое положение сообразуется с соответствующими положениями Устава Организации Объединенных Наций.

Для целей настоящего Статута "геноцид" означает любое из следующих деяний, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

a) убийство членов такой группы;

b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;

c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

d) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;

e) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

Преступления против человечности

1. Для целей настоящего Статута "преступление против человечности" означает любое из следующих деяний, которые совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц, если такое нападение совершается сознательно:

d) депортация или насильственное перемещение населения;

e) заключение в тюрьму или другое жестокое лишение физической свободы в нарушение основополагающих норм международного права;

g) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести;

h) преследование любой идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным, как это определяется в пункте 3, или другим мотивам, которые повсеместно признаны недопустимыми согласно международному праву, в связи с любыми деяниями, указанными в данном пункте, или любыми преступлениями, подпадающими под юрисдикцию Суда;

i) насильственное исчезновение людей;

j) преступление апартеида;

k) другие бесчеловечные деяния аналогичного характера, заключающиеся в умышленном причинении сильных страданий или серьезных телесных повреждений или серьезного ущерба психическому или физическому здоровью.

2. Для целей пункта 1:

a) "нападение на любых гражданских лиц" означает устойчивое поведение, связанное с многократным совершением деяний, указанных в пункте 1, против любых гражданских лиц, предпринимаемых в целях проведения политики государства или организации, направленной на совершение такого нападения, или в целях содействия такой политике;

b) "истребление" включает умышленное создание условий жизни, в частности лишение доступа к продуктам питания и лекарствам, рассчитанных на то, чтобы уничтожить часть населения;

c) "порабощение" означает осуществление любого или всех правомочий, связанных с правом собственности в отношении личности, и включает в себя осуществление таких правомочий в ходе торговли людьми, и в частности женщинами и детьми;

d) "депортация или насильственное перемещение населения" означает насильственное перемещение лиц, ставших объектом выселения или других принудительных действий, из района, в котором они законно проживают, без каких бы то ни было оснований, допускаемых международным правом;

e) "пытки" означает умышленное причинение сильной боли или страданий, будь то физических или психических, лицу, находящемуся под стражей или под контролем обвиняемого; но пытками не считается боль или страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно;

f) "принудительная беременность" означает незаконное лишение свободы какой-либо женщины, которая стала беременной в принудительном порядке, с целью изменения этнического состава какого-либо населения или совершения иных серьезных нарушений международного права. Это определение ни в коем случае не истолковывается как затрагивающее национальное законодательство, касающееся беременности;

g) "преследование" означает умышленное и серьезное лишение основных прав вопреки международному праву по признаку принадлежности к какой-либо группе или общности;

h) "преступление апартеида" означает бесчеловечные действия, аналогичные по своему характеру тем, которые указаны в пункте 1, совершаемые в контексте институционализированного режима систематического угнетения и господства одной расовой группы над другой расовой группой или группами и совершаемые с целью сохранения такого режима;

i) "насильственное исчезновение людей" означает арест, задержание или похищение людей государством или политической организацией или с их разрешения, при их поддержке или с их согласия, при последующем отказе признать такое лишение свободы или сообщить о судьбе или местонахождении этих людей с целью лишения их защиты со стороны закона в течение длительного периода времени.

3. Для целей настоящего Статута понимается, что термин "гендерный" в контексте общества относится к обоим полам, мужскому и женскому. Термин "гендерный" не имеет какого-либо иного значения, отличного от вышеупомянутого.

1. Суд обладает юрисдикцией в отношении военных преступлений, в частности когда они совершены в рамках плана или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений.

2. Для целей настоящего Статута военные преступления означают:

a) серьезные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, а именно любое из следующих деяний против лиц или имущества, охраняемых согласно положениям соответствующей Женевской конвенции:

i) умышленное убийство;

ii) пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;

iii) умышленное причинение сильных страданий или серьезных телесных повреждений или ущерба здоровью;

iv) незаконное, бессмысленное и крупномасштабное уничтожение и присвоение имущества, не вызванное военной необходимостью;

v) принуждение военнопленного или другого охраняемого лица к службе в вооруженных силах неприятельской державы;

vi) умышленное лишение военнопленного или другого охраняемого лица права на справедливое и нормальное судопроизводство;

vii) незаконная депортация или перемещение или незаконное лишение свободы;

viii) взятие заложников;

b) другие серьезные нарушения законов и обычаев, применимых в международных вооруженных конфликтах в установленных рамках международного права, а именно любое из следующих деяний:

i) умышленные нападения на гражданское население как таковое или отдельных гражданских лиц, не принимающих непосредственного участия в военных действиях;

ii) умышленные нападения на гражданские объекты, т.е. объекты, которые не являются военными целями;

iii) умышленное нанесение ударов по персоналу, объектам, материалам, подразделениям или транспортным средствам, задействованным в оказании гуманитарной помощи или в миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, пока они имеют право на защиту, которой пользуются гражданские лица или гражданские объекты по международному праву вооруженных конфликтов;

iv) умышленное совершение нападения, когда известно, что такое нападение явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц или ущерба гражданским объектам или обширного, долгосрочного и серьезного ущерба окружающей природной среде, который будет явно несоизмерим с конкретным и непосредственно ожидаемым общим военным превосходством;

v) нападение на незащищенные и не являющиеся военными целями города, деревни, жилища или здания или их обстрел с применением каких бы то ни было средств;

Читайте также: