Существуют ли в республике беларусь религиозные суды

Обновлено: 17.05.2024

Религия. Религия — это система верований в сверхъестественное и связанный с ней культ. В мире насчитывается значительное количество религий, которые классифицируются по различным основаниям.

По количеству богов выделяются политеистические (многобожие) и монотеистические (Бог один) религии. В частности, политеистическими были религии Древнего мира, для каждой из которых был характерен свой пантеон богов (Древний Египет, Индия, Древняя Греция, Древний Рим, славянское язычество, скандинавский пантеон и т. д.).

По распространённости выделяются мировые и национальные религии. К мировым относятся буддизм, христианство и ислам.

Типичными для индуизма являются такие религиозные положения, как:

Дхарма — морально-нравственный долг, этическое обязательство

Карма — вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями

Сансара — круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов

Майя — особая сила или энергия, которая одновременно скрывает истинную природу мира и обеспечивает многообразие его проявлений

Мокша — освобождение из круговорота рождений и смертей и всех страданий и ограничений материального существования

Йога — совокупность различных духовных, психических и физических практик, нацеленных на управление психическими и физиологическими функциями организма с целью достижения индивидуумом возвышенного духовного и психического состояния

Шестиконечная Звезда Давида

Семисвечник (Менора)

Символическое значение в иудаизме имеют:

• соблюдение шаббата (шаббат — суббота, седьмой день недели, в которой Тора предписывает воздержаться от работы);

• соблюдение кашрута (термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения Галахи — традиционного еврейского права).

• ношение кипы (головного убора)

Конфуций (553−480 гг. до н. э.)

Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала.

Государство отождествлялось с обществом, социальные связи — с межличностными, основа которых усматривалась в семейной структуре. Семья выводилась из отношений между отцом и сыном. С точки зрения Конфуция, функция отца была аналогична функции Неба. Поэтому сыновняя почтительность была возведена в ранг основы добродетели.

Древнекитайский мудрец Лао-цзы

Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на путь Дао, попытаться познать Дао и слиться с ним.

Даосизм учит созерцательному отношению к жизни.

Блаженства достигает не тот, кто стремится добрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания

Ками — в синтоизме духовная сущность, бог. Их много.

Аматэрасу Омиками — богиня-солнце, одно из главенствующих божеств всеяпонского пантеона синто, согласно синтоистским верованиям, прародительница японского императорского рода

Четыре Благородные Истины:

2) У дуккхи есть причина — желание.

3) Существует возможность освободиться от дуккхи.

4) Существует путь, который ведёт к избавлению от дуккхи (восьмеричный путь, ведущий к нирване).

Сансара — колесо жизни, процесс перерождений. Перерождение зависит от поступков при жизни.

Цель — выйти из полосы перерождений, достигнуть нирваны.

Нирвана — прекращение перерождений, абсолютный нерушимый покой.

Особое внимание: нравственное совершенствование человека

Священное Писание (Библия: Ветхий и Новый Заветы)

Священное Предание (сочинения отцов церкви)

2) православие (с 1054 г.);

3) протестантизм (с Реформации XVI в.) — лютеранство, кальвинизм, англиканство и т. д.

Коран — священная книга ислама

Сунна — сборник преданий Символы

Направления — суннизм (90 % мусульман) и шиизм.

Святое место: город Мекка, где находится храм Кааба (чёрный камень). Второй святой город — Медина.

Особые нормы: шариат — свод мусульманского права, разработанный на основе Корана.

Пять столпов ислама (главных культовых обязанностей):

• исповедание веры (шахада);

• пятикратная молитва (намаз);

• пост в месяц рамадан;

• милостыня (закят — в размере 2,5 % от дохода);

•паломничество в Мекку (хадж).

Современная Беларусь строит гражданское общество, правовое государство в условиях острых противоречий, в том числе и в духовной сфере. Духовная жизнь общества многообразна. Она находит свое выражение в литературе, искусстве, науке, религии, других сторонах общественного сознания. Наиболее концентрированным, систематизированным, а часто теоретически обоснованным выражением духовной жизни являются системы различных идеологических взглядов, различные идеологии, верования.

Немаловажную роль в формировании идеологии белорусской государственности играет религия. Более того, многие идеи, ценности, установки религии отражаются в идеологию белорусской государственности.

В периоды социально-политических неурядиц и потрясений, когда люди волею исторических судеб выталкиваются из привычной, устоявшейся колеи жизни, оказываются отчужденными от существующей системы, они зачастую находят утешение и убежище в религии. Наглядное представление об этом дают всплеск интереса к религиозной вере, религиозности, рост религиозного сознания, качественное изменение конфессиональной карты страны.

По состоянию на 1 января 2003 года в Республике Беларусь насчитывалось 2825 религиозных общин, в их числе 1265 – православные и 432 католические. Старообрядческих общин в республике – 33, Христиан веры Евангельской – 492, Евангельских христиан-баптистов – 268, Совет церквей ЕХБ – 29, Греко-католических – 13, Новоапостольских – 20, Иудейских – 27, Исламских – 27, Свидетелей Иеговы – 26, бахаи – 6, мормонов – 3, кришнаитов – 6, первых христиан – 1. Число религиозных общин продолжает увеличиваться. Общины представляют 26 конфессий, церквей, религиозных направлений и деноминаций. Кроме того, немалое число религиозных организаций действуют без регистрации, не получая статуса юридического лица.

На территории Беларуси имеются 1003 православные церкви, костелов и других культовых помещений – 371. Всего 1986.

В настоящее время строится более 234 новых культовых зданий, в том числе православных – 157, католических – 37, протестантских – 39, многие культовые здания ремонтируются и реставрируются.

В республике со своими уставами действуют 140 религиозных организаций, имеющих общеконфессиональное значение. Имеются такие религиозные организации как одна православная и две католические духовные семинарии, православная академия и духовные училища, 19 православных и 8 католических монастырей, 24 протестантские миссионерские организации, 41 религиозный центр и управление (республиканские и областные). Среди них 10 православных и 4 католические епархии. С их учетом численность религиозных организаций достигла 2965.

В религиозных организациях осуществляют свою деятельность 2609 служителя культа, в том числе — 1154 православных священников и 305 католических ксендзов (177 из них являются иностранными гражданами). В 2002 году протестантскими объединениями было приглашено в Республику Беларусь 389 иностранцев, в том числе 23 человека для религиозной деятельности.

Данные социологических исследований, проведенных белорусскими социологами, говорят, что верующими считают себя около 50% взрослого населения Беларуси. Среди верующих более 80% православных; более 10% католиков; почти 2% протестантов; 0,2% мусульман; 0,2% иудеев; еще около 1% исповедуют другие религии. Но точные цифры назвать невозможно, ибо официальной статистики по данной проблеме нет.

В структуре конфессий в республике основную долю занимают православные (44,7%), католические (15,2%) и протестантские (35,4%) общины; 4,7% — остальные вероисповедания и религиозные течения. Однако удельный вес протестантов в общей массе верующих неизмеримо меньше: в среднем протестантские общины насчитывают от 70 (у адвентистов седьмого дня) до 100 (у баптистов) членов.




За 1988–2002 годы внутри христианской религии прослеживается тенденция увеличения доли протестантских общин (с 29,17 до 35,4%), а также некоторого снижения доли православных (с 51,95 до 44,7%), католических общин (с 15,76% до 15,2%).

Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой сложную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влиянием социально-экономических и политических процессов. Усиление роли и влияния религии в обществе в целом, ее внедрение в ту или иную общественную сферу прямо связаны с политикой и идеологией государства.

Религиозная жизнь как составная часть общественной жизни, с одной стороны, является совокупностью универсальных, общебелорусских, а с другой стороны, — специфических региональных оценок и особенностей. Поэтому общегосударственные и региональные компоненты в одних случаях, взаимодействуя между собой, формируют систему гармоничного взаимообогащающего существования, а в других — вступают в противоречие, приводят к отчуждению и разграничению в религиозной среде.

Специфика современной религиозной ситуации заключается в следующем: наблюдается повышение роли религиозного фактора, что проявляется в росте религиозных организаций; выделяется религиозная многовариантность как в чисто конфессиональном понимании, так и в плане конфессионально-территориальном; произошло превращение страны в многоконфессиональное государство с доминирующими христианскими деноминациями; наблюдаются недоразумения, распри, противоречия в религиозной среде; происходит развитие национального самосознания у представителей различных этнических меньшинств, одним из каналов которого является появление различных национальных религиозных течений и объединений.

Для современной религиозной ситуации в республике характерна постоянная жесткая конкуренция религиозных организаций и объединений в борьбе за влияние на население и пополнение своей паствы, религиозные организации и объединения свободно, без контроля со стороны государственных органов, выполняют свои функции в своей среде и в обществе, свободно пропагандируют свое вероучение. Поднялся уровень общественного престижа и реальной роли религии, религиозных организаций в общественных процессах республики, фактически исчерпан резерв для дальнейшего роста уровня религиозности белорусов, имевший место в первой половине 90-х годов.

Заметное возрастание числа новых религиозных организаций, главным образом, связано с реальным соблюдением законодательства о свободе вероисповеданий, а также с возможностью верующих граждан открыто, никого не боясь, легализовать свои религиозные убеждения. Но говорить о значительном увеличении религиозности населения оснований нет.

Заметим, что сегодня дать точные оценки числа приверженцев конкретной религии невозможно. Однако, учитывая особенности религиозных доктрин, специфику деятельности религиозных объединений разных номинаций в современной Беларуси, а также основываясь на результатах исследований в области религиозной деятельности, можно с большой степенью вероятности предположить, что приведенные данные эквивалентны числу последователей той или иной религии.

Закономерность процессов, определяющих состояние религиозности в обществе, еще только предстоит выявить. Пока же ясно од-
но — человек имеет право на свободный выбор вероисповедания, системы убеждений. И общество не вправе вмешиваться в духовный мир личности. Ограничение вмешательства общества заканчивается тогда, когда личность, сообразуясь с собственными религиозными убеждениями, начинает вести антиобщественную деятельность.

Прогноз возможного развития религиозности в современном обществе таков, что в ближайшие десятилетия религиозность населения должна стабилизироваться – число верующих будет составлять около 50%. О правомерности такого прогноза свидетельствует опыт многих стран, который показывает, что приобщение людей к любому мировоззрению – процесс сложный и искусственно его осуществить нельзя. Это подтверждает и процесс христианизации Руси, когда освоение христианства растянулось с Х по ХVI в. Вместе с тем массированное воздействие атеизма на все слои общества в течение 70 лет не привело к ликвидации религии.

Вопросы личной веры или неверия будут решаться спокойно, взвешенно, естественным путем. Люди будут уделять внимание подлинной духовности, а не сводить свой религиозный интерес исключительно к внешним формам (ношение крестиков, посещение богослужений и т.д.).

Современный религиозный мир нашей страны крайне неоднороден, противоречив, многопланов. Сегодня известно большое количество религиозных организаций, отличающихся друг от друга не только вероучением, происхождением, историей, количеством последователей и ролью в этнокультурном развитии Беларуси, но и особенностями их социальной структуры, положением в социуме и набором социальных целей. Весь спектр нравственных, правовых, политических проблем современной Беларуси характерен для деятельности религиозных движений. Религиозные организации бывают инициаторами ценнейших нравственных, экологических начинаний, стремясь сделать наш мир подлинно гуманным. Вместе с тем известны и совершенно иные направления деятельности религиозных организаций, связанные с некоторой конфронтацией по отношению к принятым в обществе порядкам. Некоторые служители культа и группы верующих в обстановке демократии и гласности воспринимают свободу совести как ничем не регламентированную деятельность, как право отвергать любые юридические нормы, не соблюдать законы. Здесь прослеживается переплетение религиозных и национальных моментов, выливающееся в отдельных случаях в антиобщественные проявления. Отсюда нагнетание требований клерикализации общественной, культурной жизни, воспитания, быта, втягивание верующих в межконфессиональные распри. Религиозная идеология взята на вооружение рядом общественно-политических партий и движений. В результате их действия часто находили отражение в нормотворческих замыслах и проектах.

Отдельные религиозные организации, появившиеся в нашей стране в последние годы, нередко используют такие формы социальной активности, которые находятся на грани правовой нормы. Кроме того, антигражданские установки, ревизия социокультурной памяти их последователей, активная финансово-политическая помощь из-за рубежа и другие обстоятельства, сопровождающие деятельность некоторых религиозных организаций, формируют негативное общественное мнение по отношению к ним, что может стать источником межконфессиональной напряженности в обществе, чреватой тяжелейшими социальными последствиями.

Для последних лет характерен, в первую очередь, бурный рост количества религиозных организаций, но в то же время и серьезные изменения в их организационной структуре, а также определенные новые тенденции в распределении сфер влияния между конфессиями. Популярность и степень воздействия на сознание, и поведение людей зависят от экономической мощи религиозной организации и от авторитета политической силы, избранной в союзники. На фоне этих проблем заметно возрастает конкуренция между различными вероучениями.

Республика Беларусь, несмотря на значительную религиозность, является в значительной степени секуляризированной страной. Поэтому необходимо реально оценивать возможности религии, так как социальное и нравственное возрождение возможно только при общих усилиях и сотрудничестве государственных и религиозных объединений. Для нормального развития общества важно, чтобы учитывались как общие интересы людей, так и интересы отдельных групп, несмотря на их мировоззренческие устои: нельзя к инакомыслящим проявлять нетерпимость и агрессивность. Опасен во взаимоотношениях между людьми фундаменталистский подход. Культура граждан предусматривает широкий кругозор, своеобразный набор мировоззренческих и нравственных взглядов, лояльное отношение к мировоззрению других людей.


Христианство - основная религия в Беларуси , а восточное православие - самая большая конфессия. В наследстве от государственного атеизма в советской эпохе проявляется в том , что большая часть белорусов не является религиозной. Более того, после распада Советского Союза в стране возникли другие нетрадиционные и новые религии . По самым последним оценкам на 2011 год по Министерству внутренних дел, 48,3% белорусов являются православными христианами, 41,1% составляют неверующие ( атеисты и агностики ), 7,1% являются христиане - католики (либо римско - католическая и белорусская греко - католическая ), и 3,5% исповедуют другие религии.

СОДЕРЖАНИЕ

История

К концу XII века Европа в целом была разделена на две большие области: Западная Европа с преобладанием католицизма и Восточная Европа с православным и византийским влияниями. Граница между ними примерно проходила по реке Буг . Это поместило территорию, ныне известную как Беларусь, в уникальное положение, где эти два влияния смешались и пересеклись.

До 14 века в Беларуси доминировала православная церковь. Союз Кревской в 1385 году нарушил эту монополию и сделал католицизм религию правящего класса. Ягайла , тогдашний правитель Литвы, частью которой была Беларусь, приказал всему населению Литвы перейти в католицизм. Через 1,5 года после Кревской унии был создан Виленский епископат, получивший от литовских князей много земли. К середине 16 века католицизм укрепился в Литве и граничащих с ней северо-западных частях Беларуси, но православная церковь по-прежнему доминировала в Беларуси.

Религия в постсоветской Беларуси

Возрождение религии в Беларуси в посткоммунистическую эпоху привело к возрождению старого исторического конфликта между православием и католицизмом. Эта религиозная сложность усугублялась связями двух конфессий с учреждениями за пределами республики. Белорусская православная церковь возглавил этнический русский, митрополит Филарет, который возглавлял экзархат в Московской Патриархии в Русской Православной Церкви . Католическую епархию Беларуси возглавил этнический поляк кардинал Казимир Свёнтак , имевший тесные связи с церковью в Польше. Однако, несмотря на эти связи, архиепископ Свионтак, который много лет находился в заключении в советских лагерях и был пастором в Пинске, запретил размещение польской национальной символики в католических церквях Беларуси.

Молодые белорусские религиозные движения испытывают трудности с самоутверждением в этих двух основных религиозных учреждениях из-за исторической практики проповедования на русском языке в православных церквях и на польском языке в католических церквях. Попытки ввести белорусский язык в религиозную жизнь, в том числе в литургию, также не увенчались успехом из-за культурного преобладания русских и поляков в их церквях, а также из-за низкого уровня использования белорусского языка в повседневной жизни.

В определенной степени провозглашение независимости Беларуси 1991 г. и закон 1990 г., делающий белорусский язык официальным языком республики, породили новое отношение к православной и католической церквям. Некоторые молодые люди без религиозных убеждений обратились к униатской церкви ( греко-католической ) в ответ на сопротивление православных и католических иерархий принятию белорусского языка в качестве средства общения со своей паствой. В целом, однако, национальным активистам не удалось пробудить новый интерес к Греко-католической церкви.

Демография по регионам

В 2017 году религиозный состав Беларуси был оценен как следующее исследование поколений и гендера, и большая выборка могла позволить оценить религиозный состав на региональном уровне. Восточное православие преобладает по всей стране, в то время как в западной части страны есть сильное католическое меньшинство, составляющее 6,7% от общей численности населения и 32,3% населения в Гродненской области . Многие католики в Беларуси принадлежат к этническим меньшинствам, таким как поляки (которые составляют 3,1% от общей численности населения по данным последней переписи населения 2009 года), но среди них также много этнических белорусов.

Религиозные конфессии в Беларуси, 2017 г.
% Всего Беларусь Брестская обл. Витебская обл. Гомельская обл. Гродненская обл. Минская обл. Могилевская обл. Г. Минск
Христиане 91,5 96,7 88,2 94,5 96,4 92,5 85,8 87,5
Восточное православие 83,3 93,0 79,1 92,3 61,0 86,0 84,5 82,2
Римский католицизм 6,7 1,8 8,3 0,9 32,3 5.2 0,8 4.0
Протестантизм 0,5 0,8 0,2 0,8 0,4 0,3 0,1 0,5
Другие христианские конфессии 1.0 1.1 0,6 0,5 2,7 1.0 0,4 0,8
Нет религии 7,8 3.1 11,4 5.0 3.3 6.9 13,1 10.9
ислам 0,2 0 0,2 0,1 0,1 0,3 0,2 0,5
буддизм 0,1 0,1 0 0 0 0,1 0,2 0,3
Иудаизм 0,1 0 0,1 0 0 0,1 0,2 0,1
Другие религии 0,3 0 0,2 0,1 0,2 0,1 0,6 0,6

Статистика

До 1917 года в Беларуси было 2466 религиозных общин, в том числе 1650 православных, 127 католических, 657 еврейских, 32 протестантских и несколько мусульманских . При коммунистах деятельность этих общин была строго ограничена. Многие религиозные общины были уничтожены, а их лидеры сосланы или казнены; оставшиеся общины иногда использовались правительством в собственных целях, например, в попытке привить патриотизм во время Второй мировой войны.

В 1993 году одно белорусское издание сообщило о количестве религиозных общин: 787 православных, 305 католиков, 170 пятидесятников, 141 баптист, 26 старообрядцев, 17 адвентистов седьмого дня, 9 апостольских христиан, 8 греко-католиков, 8 новоапостольских, 8 мусульманских. , 7 еврейских и 15 других религиозных групп.


Беларусь - многоконфессиональное государство. Эта страна прошла через сложный период становления как нации. На протяжении всей своей истории она была в составе то одной европейской страны, то другой, и это очень сильно сказалось на местной культуре. Религия в Беларуси также несет отпечаток сложной, но захватывающей истории белорусского народа. Об этом мы и расскажем.

Белорусский католический храм.

Религия в Беларуси: история

Вплоть до XI века нашей эры территория современной Беларуси была частью древнерусского государства и вместе с другими его регионами была обращена в православие. После распада Киевской Руси на территории Беларуси возникло несколько отдельных государств-княжеств, самым известным из которых было Полоцкое. Широко известна православная святая Евфросинья Полоцкая, крест которой до 1995 года был одним из государственных символов Республики Беларусь. Из этого следует, что изначальной, базовой религией в Беларуси было все-таки православное христианство.

Пришествие католичества

Но в XII веке религиозному единству на белорусских землях был положен конец. После того как большая часть современной территории этой страны попала под влияние Великого княжества Литовского, религия в Беларуси попала под влияние католичества. Конечно же это произошло не сразу: язычники-литовцы и их князья долгое время метались между двумя цивилизационными центрами, поочередно принимая то православие, то католичество. Но итоговый выбор был все-таки сделан в пользу западного христианства. Так предки белорусов почти на 1000 лет оказались во власти католического государства. Естественно это не могло не сказаться на религии в Беларуси, несмотря на всю толерантность литовцев.

Греко-католический храм.

Беларусизация ВКЛ

Религиозная политика Великого княжества Литовского действительно была весьма толерантной. Первоначально католичество никак не насаждалось, а представители православной белорусской аристократии имели возможность вливаться в литовскую шляхту и со временем полностью ее славянизировали. Среди имен магнатов ВКЛ уже в XVI - XVII веках мы не встречаем почти ни одной собственно литовской фамилии. Литовские статуты - главные законодательные акты государства - писались не по-литовски, но по-старорусски. Предки современных белорусов в то время называли себя не иначе как литвинами, добровольно подчеркивая свою принадлежность к Литовскому государству.

Литургия в белорусской церкви.

Полонизация и окатоличивание

Когда ВКЛ начала сближаться с Польским королевством, перенимая его обычаи и культурные традиции, для православия в Беларуси началась трудная эпоха. После объединения двух государств в единую Речь Посполитую в XV веке, польские власти начали процесс полонизации (ополячивания) православного восточнославянского населения Украины и Беларуси. Предков современных белорусов и украинцев - фактически русских людей - буквально заставляли становиться поляками и принимать католицизм. Этот сложный социально-политический и культурно-религиозный процесс в итоге и привел к образованию отдельных русинской (украинской) и литвинской (белорусской) идентичностей.

После Кревской и Люблинской уний ко всему букету религий в Беларуси добавилось еще и грекокатоличество, или униатство. Униаты являются бывшими православными, сохранившими свой литургический обряд, церковный стиль и характерную храмовую архитектуру, но при этом поклявшиеся в верности римскому Папе. После того как литовские князья приняли на службу бывших монголо-татарских воевод, выделив им имения на территории Беларуси, западная часть белорусских земель быстро обросла живописными мечетями и минаретами. Большое скопление евреев в таких городах, как Минск, Орша, Брест и Могилев, придавали всему ансамблю религиозно-культурной жизни в Беларуси особый насыщенный колорит.

Православие в Беларуси.

Религия в современной Беларуси

Беларусь прошла через симбиоз с Литвой, усиленную полонизацию, русификацию в Российской империи, коренизацию в СССР, и в 1991 году впервые в своей истории стала независимым государством. Все эти испытания и культурные метаморфозы не могли не сказаться на религии Беларуси как государства. В первые годы независимости в страну тут же хлынули протестантские миссионеры и разного рода сектанты. Баптисты заводили радостные хороводы. Анабаптисты призывали рядовых уличных зевак переходить в свою веру. Мормоны стучались в дома и предлагали поговорить об истинном понимании Библии. Саентологи предлагали белорусам пройти сеанс одитинга, дабы избавиться от травматических воспоминаний и обрести внутреннюю гармонию.

В итоге мы имеем следующую статистику по религии в Республике Беларусь среди верующих:

  • православных - 80 %;
  • католиков - 10 %;
  • всех остальных (мусульман, протестантов) - 10 %.

При этом около половины белорусов являются атеистами, что является довольно высоким показателем. Очевидной тенденцией является уменьшение числа католиков и рост числа православных.


христианство это главный религия в Беларусь, с Восточное православие являясь самой крупной купюрой. Наследие государственный атеизм из Советское время проявляется в том, что значительная часть белорусов не религиозны. Более того, другие нетрадиционные и новые религии возникли в стране после окончания Советский союз. По последним оценкам Министерства внутренних дел на 2011 год, 48,3% белорусов являются Православные христиане, 41,1% являются нерелигиозный (атеисты и агностики), 7,1% составляют Католики-христиане (либо Римский католик и Белорусский греко-католический), а 3,5% исповедуют другие религии. [1]

Содержание

История

К концу 12 века Европа в целом был разделен на две большие области: западная Европа с преобладанием католицизма, и Восточная Европа с православным и византийским влиянием. Граница между ними была примерно обозначена Река Буг. Это поместило территорию, ныне известную как Беларусь, в уникальное положение, где эти два влияния смешались и пересеклись.

До 14 века в Беларуси доминировала православная церковь. В Союз Крево в 1385 г. нарушил эту монополию и сделал католицизм религией правящего класса. ЯгайлаТогдашний правитель Литвы, частью которой была Беларусь, приказал всему населению Литвы перейти в католицизм. Спустя 1,5 года после Союза Крево Вильно Был создан епископат, получивший от литовских князей много земель. К середине 16 века католицизм укрепился в Литве и граничащей с ней северо-западной части Беларуси, но православная церковь по-прежнему доминировала в Беларуси.

В 16 веке в христианстве начался кризис: Протестантская реформация началось в католицизме и период ересь началось в православной местности. С середины 16 века Протестантский идеи начали распространяться в Литве, в которую входила и Беларусь. Первая протестантская церковь в Беларуси была создана в Бресте. Миколай "Черный" Радзивилл. Протестантизм не выжил из-за Контрреформация в Польше.

Религия в постсоветской Беларуси

Возрождение религии в Беларуси в посткоммунистическую эпоху привело к возрождению старого исторического конфликта между православием и католицизмом. Эта религиозная сложность усугублялась связями двух конфессий с учреждениями за пределами республики. В Белорусская Православная Церковь возглавил этнический русский митрополит Филарет, возглавлявший экзархат из Московский Патриархат из Русская Православная Церковь. Католическую епархию Беларуси возглавил этнический поляк, Кардинал Казимир Свионтак, который имел тесные связи с церковью в Польше. Однако, несмотря на эти связи, архиепископ Свионтак, долгие годы находившийся в заключении в советских лагерях и пастырь в Пинске, запретил размещение польской национальной символики в католических церквях Беларуси. [2]

Молодые белорусские религиозные движения испытывают трудности с самоутверждением в этих двух основных религиозных учреждениях из-за исторической практики проповедования на русском языке в православных церквях и на польском языке в католических церквях. Попытки ввести белорусский язык в религиозную жизнь, в том числе в литургию, также не имели большого успеха из-за культурного преобладания русских и поляков в их церквях, а также из-за низкого использования белорусского языка в повседневной жизни. [2]

В определенной степени провозглашение независимости Беларуси 1991 г. и закон 1990 г., делающий белорусский язык официальным языком республики, породили новое отношение к православной и католической церквям. Некоторые молодые люди без религиозных убеждений обратились к Униатская церковь (Греко-католический) в ответ на сопротивление православных и католических иерархов принятию Белорусский язык как средство общения со своей паствой. В целом, однако, национальным активистам не удалось пробудить новый интерес к Греко-католической церкви. [2]

Демография по регионам

В 2017 году религиозный состав Беларуси был оценен следующим образом: Поколения и гендерное исследование а большая выборка может позволить оценить религиозный состав на региональном уровне. [3] Восточное православие преобладает по всей стране, в то время как в западной части страны есть сильное католическое меньшинство, составляющее 6,7% от общей численности населения и 32,3% населения в Гродненская обл.. Многие католики в Беларуси принадлежат к этническим меньшинствам, таким как поляки (которые составляют 3,1% от общей численности населения по данным последней переписи населения 2009 г. [4] ), но есть и много этнических белорусов.

Религиозные конфессии в Беларуси, 2017 г. [3]
%Всего БеларусьБрестская обл.Витебская обл.Гомельская обл.Гродненская обл.Минская обл.Могилевская обл.Г. Минск
Христиане91.596.788.294.596.492.585.887.5
Восточное православие83.393.079.192.361.086.084.582.2
Римский католицизм6.71.88.30.932.35.20.84.0
Протестантизм0.50.80.20.80.40.30.10.5
Другие христианские конфессии1.01.10.60.52.71.00.40.8
Нет религии7.83.111.45.03.36.913.110.9
ислам0.200.20.10.10.30.20.5
буддизм0.10.10000.10.20.3
Иудаизм0.100.1000.10.20.1
Другие религии0.300.20.10.20.10.60.6

Статистика

До 1917 г. Беларусь имел 2466 религиозных общин, в том числе: 1650 православных, 127 католических, 657 еврейских, 32 Протестантский, и несколько Мусульманин сообщества. Под коммунисты, деятельность этих сообществ была строго ограничена. Многие религиозные общины были уничтожены, а их лидеры сосланы или казнены; оставшиеся общины иногда использовались правительством в своих собственных целях, например, в попытке привить патриотизм во время Второй мировой войны. [2] [5]

В 1993 году одно белорусское издание сообщило о количестве религиозных общин: 787 православных, 305 католиков, 170 пятидесятников, 141 баптист, 26 старообрядцев, 17 адвентистов седьмого дня, 9 апостольских христиан, 8 греко-католиков, 8 новоапостольских, 8 мусульманских. , 7 еврейских и 15 других религиозных групп. [2]

Читайте также: