Суды ограниченной юрисдикции в сша это

Обновлено: 01.05.2024

Судебная система США
Федеральная судебная система
Федеральная судебная система состоит из трех уровней: окружные суды Соединенных Штатов, апелляционные суды Соединенных Штатов и Верховный суд Соединенных Штатов.

Окружные суды (иногда их название переводится как "районные") - основное звено федеральной судебной системы. Вся территория страны поделена на округа с учетом границ между штатами, так что в одном штате имеется от одного до четырех округов. Соответствующие окружные суды созданы также в четырех заморских территориях США. Всего в настоящее время насчитывается 95 окружных судов, в каждом из которых от 2 до 27 судей. Судьи каждого суда обычно заседают в составе трех человек для рассмотрения апелляций и вынесения решений.

В отличие от судов штатов федеральные суды являются судами с ограниченной юрисдикцией. Подавляющая часть уголовных и гражданских дел рассматривается судами штатов, и лишь относительно небольшая их часть (5—10%) оказывается предметом разбирательства федеральных судов. Для того, чтобы дело рассматривалось федеральным судом, оно должно касаться "федеральных вопросов", т. е. вопросов, затрагивающих законы, принятые Конгрессом, или непосредственно Конституцию Соединенных Штатов. Федеральные суды в определенных случаях рассматривают и дела, касающиеся разногласий между гражданами различных штатов. Обычно дела, которые могут быть рассмотрены в федеральном суде, могут быть рассмотрены и в суде штата, но существуют категории дел, по которым федеральные суды имеют исключительную юрисдикцию.

Решения судов штатов являются окончательными, если не касаются вопросов федерального законодательства. В таких случаях на решения высших судов может быть подана апелляция в Верховный суд Соединенных Штатов. Верховный суд не может рассматривать решения судов штатов по вопросам законодательства штатов, но вправе решать вопросы федерального законодательства, затронутые в деле . Вот один из примеров: Суд штата присудил индивидууму большое возмещение за полученное им телесное повреждение в результате нарушения закона штата. Компания требовала разбирательства в Верховном суде Соединенных Штатов, утверждая, что вознаграждение настолько велико, что это по Конституции Соединенных Штатов нарушает ее права. Вопросы, касающиеся законодательства штата, не подпадали под юрисдикцию Верховного суда, например, вопрос о том, были ли на самом деле нарушены законы штата компанией, но Суд оказался вправе решать "федеральный вопрос", т. е. вопрос о том, нарушена или нет величина присужденной суммы вознаграждения по нормам Конституции. Верховный суд нашел, что такого нарушения не было.

В компетенцию федеральных судов входит, прежде всего, рассмотрение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных федеральным законодательством, и гражданских дел по искам к федеральным властям и по спорам, возникающим в связи с применением федеральных законов или между гражданами, проживающими в двух различных штатах, если при этом сумма иска превышает 10000 долларов. По ряду вопросов компетенция федеральных судов и судов штатов совпадает как по уголовным, так и по гражданским делам, что вызвало к жизни весьма сложные правила разграничения их полномочий. Тем более что суды штатов имеют право решать федеральные конституционные вопросы точно так же, как и федеральные суды, а также коллизионные конституционные споры, возникающие в штатах, за исключением тех случаев, когда Конгресс предусмотрел противоположное. Однако если в каком-либо частном деле напрямую поднимаются федеральные вопросы и ответчик желает, чтобы его дело рассматривалось в федеральном суде, а не в суде штата, то ответчик может перенести дело непосредственно в федеральный суд, где с ним будут обращаться точно так же, как если бы иск с самого начала был подан в федеральный суд.

Это очень важное правило: гражданин США выбирает себе и суд, и судью по делу, что представляется всем американцам важной гарантией защиты их прав и законных интересов.

1)Федеральные окружные суды
Федеральные окружные суды занимаются судебным рассмотрением гражданских и уголовных дел. Дела обычно произвольно распределяются между судьями внутри определенного округа, но после распределения каждый окружной судья является ответственным за все свои дела. В гражданских делах "о справедливости" — обычно в делах, в которых одна из сторон подает в суд, добиваясь судебного запрета, а не денежного вознаграждения,— судья проводит слушание единолично. По уголовным делам или по гражданским делам, включающим в себя денежный иск, судья проводит слушания или единолично, или вместе с присяжными заседателями, в зависимости от того, желает ли одна из сторон слушания дела в присутствии присяжных заседателей.




В уголовных и гражданских процессах секретарь судебного заседания стенографирует каждое слово, произнесенное обвиняемым, свидетелями, защитниками, обвинителем, судьей и остальными участниками процесса. Эта запись служит официальным, доступным для всех, в том числе и для прессы, протоколом процесса и основным письменным материалом для пересмотра дела в случае апелляции к высшей судебной инстанции.

После того, как окружной судья вынесет решение, проигравшая сторона всегда имеет право подать апелляцию в один из апелляционных судов.

2)Федеральные апелляционные суды
Федеральные апелляционные суды были созданы в 1891 г. в качестве судов промежуточной юрисдикции между Верховным судом США и окружными судами. В настоящее время имеется 13 апелляционных судов: один в федеральном округе Колумбия, 11 — в каждом из апелляционных округов, охватывающих территорию от 3 до 10 штатов и имеющих свой официальный номер, и, наконец, учрежденный в 1982 г. Центральный апелляционный суд федеральной юрисдикции, который рассматривает жалобы по таможенным и патентным делам и жалобы на решения Претензионного суда США.

В каждом штате имеется от одного до четырех округов; в некоторых из округов только один судья, тогда как в других большее количество судей. (В двух округах города Нью-Йорка, например, 32 окружных судьи).

Федеральные судьи назначаются Президентом, чье решение должно быть утверждено Сенатом в отношении членов Верховного суда США. После утверждения их в должности судьи сохраняют свой пост пожизненно и в случае "хорошего поведения"; никакие меры не могут быть применены для того, чтобы снять их с работы, за исключением процедуры импичмента, проводимой Сенатом, за "предательство, подкуп или другие серьезные преступления и проступки". Однако за 200 лет истории Соединенных Штатов, со времени основания страны, только 12 судей были судимы Сенатом, из которых только 5 были осуждены и лишены судейского звания. В восьмидесятых годах XX века импичмент был возбужден против трех федеральных судей за злоупотребление должностным положением.

В состав каждого апелляционного суда входит от 4 до 23 судей. Обя-занности председателя возлагаются на того из них, кто дольше всех входит в состав этого суда, однако не достиг 70 лет. В работе каждого апелляционного суда принимает участие один из членов Верховного суда США (они закреплены за одним - двумя апелляционными судами). Первые 12 апелляционных судов рассматривают жалобы на приговоры и решения окружных судов, на постановления ряда административных органов, если в них усматривается нарушение правовых норм, а также издают приказы по некоторым вопросам в качестве суда первой инстанции. Как правило, дела слушаются коллегией из трех судей, однако если речь не идет об апелляционной жалобе, они могут рассматриваться и одним и двумя судьями. Для разбирательства жалоб на решения судей и коллегий апелляционного суда, а также для устранения споров между судьями созываются пленарные заседания апелляционного суда. В связи с существенным увеличением числа дел, рассматриваемых апелляционными судами (почти в 10 раз за период I960 - 1980 гг.), в них были резко ограничены либо в ряде случаев вовсе отменены выступления сторон и принимаются иные меры для ускорения процедуры разбирательства дел .

Сторона, проигравшая в апелляционном суде, может обжаловать решение в Верховный суд Соединенных Штатов. В США имеются также специализированные федеральные суды с конституционным статусом, например Суд по делам внешней торговли.

3)Специальные суды
Специальные суды учреждались Конгрессом для специфических дел. Их члены назначаются на определенный срок, их можно увольнять, им можно сокращать зарплату. Разновидность специального суда — Военный апелляционный суд и Претензионный суд .

4)Верховный суд
Наряду с Конгрессом и Президентом США Верховный суд США — единственное судебное учреждение, упоминаемое в Конституции США. Он состоит из девяти судей, одного из которых Президент США назначает председателем. Члены Верховного суда, включая председателя, назначаются Президентом и утверждаются Сенатом. Кворум, необходимый для принятия решения, составляют шесть членов Суда. Верховный суд рассматривает по первой инстанции дела по спорам между двумя или более штатами по искам, в которых одной из сторон являются послы иностранных государств, и некоторые другие (на практике такого рода дела немногочисленны). Основная его функция — рассмотрение жалоб на решения нижестоящих федеральных судов и судов штатов, если в них затронут "федеральный вопрос", а также просьбе об отмене постановления любого суда, которым признается противоречащим Конституции США закон какого-либо штата или даже акт Конгресса США. Дела в Верховный суд поступают: в порядке апелляции —

а) от высшего суда штата, если последний объявил федеральный закон неконституционным или поддержал закон штата, несмотря на доказательства стороны, что он нарушает федеральный закон или Конституцию
б) от федерального апелляционного суда, если закон штата или феде-ральный закон признан неконституционным
в) от федерального окружного суда, если федеральный закон был со-чтен неконституционным и Соединенные Штаты были одной из сторон в судебном процессе.

Для большинства дел федеральный апелляционный суд является по-следней инстанцией. "Конечно, Верховный суд может отвергнуть наше ре-шение, а также всех судов штата,— утверждает старший судья федерального апелляционного суда Джордж А. Маккиннон,— но в мире жестокой действительности мы почти всегда — суд последней инстанции в пересмотре решений". Он отметил, что из 340 тысяч дел, принятых апелляционными судами в 1986 г., менее чем 200 будут заслушиваться в высшем суде нации .

Решение Верховного суда является окончательным и не может быть пересмотрено в какой-либо другой инстанции.

Судебная система в штатах
Каждый штат имеет свою собственную судебную систему. Суды шта-тов являются судами общего судопроизводства. Иначе говоря, они рассматривают все виды судебных дел, включая жалобы одного гражданина на другого, или иски гражданина против штата или представителя штата, или штата против гражданина. Большинство судов штатов организовано по тому же принципу, что и федеральные суды — с судебными инстанциями, промежуточными апелляционными судами и с Верховным судом штата. Основное различие состоит в том, что суды штатов занимаются более широким спектром вопросов, чем федеральные суды.

Другая важная разница состоит в том, что федеральный судья назначается на свой пост пожизненно, в то время как судьи штатов обычно избираются или назначаются на определенный период. Эти назначения обычно осуществляются на длительные сроки, а выборы, как правило, не слишком политизированы по своему характеру. В американских штатах действуют весьма различающиеся между собой системы судов. По большей части их особенности объясняются историческими условиями формирования судебной системы в данном штате. Порою вновь образовавшиеся штаты заимствовали схему судебной организации у соседних штатов. Чаще всего в штатах используются двух- и трехступенчатая системы общих судов, а также различные суды огра-ниченной или специальной юрисдикции. Двухступенчатая система общих судов, включающая в себя лишь суды первой инстанции и высший судебный орган, свойственна небольшим по размерам и населению штатам, а трехступенчатая — более крупным штатам, в судах которых рассматривается большое количество гражданских и уголовных дел.

Суды, возглавляющие судебную систему в штате, чаще всего носят название верховного суда, однако в ряде штатов они называются апелляционными. Они состоят из 5-9 судей, один из которых назначается председателем суда. Верховные и соответствующие им суды штатов занимаются, главным образом, рассмотрением апелляционных жалоб на решения нижестоящих судов. В большинстве штатов они рассматривают жалобы лишь на судебные решения, которые связаны с вопросами права, в остальных — также и по вопросам факта. В большинстве штатов Верховные суды сами решают, принимать ли к рассмотрению апелляционные жалобы и иные обращения к ним, кроме приговоров к смертной казни, жалобы на которые подлежат обязательному разбирательству в Верховном суде штата. В отдельных штатах действует правило, согласно которому Верховный суд обязан рассматривать все без исключения, поступившие к нему жалобы.

В качестве суда первой инстанции эти суды чаще всего издают лишь судебные приказы в случае непосредственного обращения к ним, напри-мер, с жалобой на незаконное содержание под стражей (приказ "хабеас корпус"), а в некоторых случаях принимают дела к своему производству, если они отличаются особой сложностью. Особенно велика роль верховных судов штатов в толковании конституций и оценке законодательства штатов в связи с рассматриваемыми ими судебными делами или жалобами на решения административных органов. Значение этой функции существенна, возросло за последние десятилетия, когда в отдельных штатах верховные суды стали проводить линию на более решительную, чем в решениях Верховного суда США, защиту прав граж-дан.

Суды промежуточной юрисдикции
Суды промежуточной юрисдикции (термин "промежуточный" иногда входит в их официальное название) созданы в ряде штатов для рассмотрения жалоб на приговоры и решения судов первой инстанции и других судебных учреждений. Они носят различные названия, но чаще всего их именуют апелляционными судами. Иногда в штатах создается отдельный уголовный апелляционный суд, в ряде случаев суды промежуточной юрисдикции функционируют на правах апелляционных отделений Верховного суда штата. В их состав входят от 10 до 50 судей. Слушание дел обычно проводят коллегии из 3 судей. В некоторых штатах апелляционные суды рассматривают по первой инстанции, в том числе и с участием присяжных заседателей, определенные категории гражданских' и уголовных дел. В этом случае процесс ведет судья единолично.

Суды общей юрисдикции
Основное звено судебной системы штатов — суды общей юрисдикции, которые выступают под самыми разными названиями, например: в штате Нью-Йорк это верховные суды, в штате Калифорния — высшие суды, но чаще всего они именуются окружными судами. В их организации и количественном составе наблюдаются весьма существенные различия. Как правило, они рассматривают по первой инстанции уголовные дела обо всех преступлениях, предусмотренных законодательством соответствующего штата, кроме малозначительных уголовных проступков, и гражданские дела с любой суммой иска, кроме тех категорий дел, для разбирательства которых созданы в данном штате специализированные суды. В некоторых штатах окружные суды вправе рассматривать лишь уголовные дела о преступлениях, за которые может быть назначено лишение свободы на срок до пяти лет или даже только до одного года, 'Что значительно расширяет прерогативы апелляционного суда данного штата в качестве суда первой инстанции. Вместе с тем, окружные суды выступают в качестве вышестоящей инстанции по отноше-нию к судам ограниченной юрисдикции, поскольку они вправе в ряде случаев рассматривать жалобы на их решения .

Суды ограниченной юрисдикции
Помимо названных звеньев общей системы судов в каждом американском штате имеются суды ограниченной юрисдикции, которым доверяется рассматривать дела о малозначительных преступлениях, наказываемых штрафами либо, как правило, лишь краткосрочным лишением свободы, а также гражданские дела с небольшой суммой иска, чаще всего до 1000 долларов. Они носят названия муниципальных городских, полицейских судов, иногда — судов графств, судов общих сессий и т.п. Дела в них слушают магистраты или мировые судьи, не обязательно обладающие профессиональной юридической подготовкой.

Суды специальной юрисдикции
Во многих штатах действуют также суды специальной юрисдикции — либо самостоятельно, либо при окружных судах. Это суды по налогам, по земельным спорам, по делам о наследовании, по претензиям к властям штатов, суды, разбирающие огромное количество дел о нарушениях правил дорожного движения, и др. Важное место среди них занимают суды по делам несовершеннолетних, нередко объединяющие в себе и функции семейных судов. Они разбирают дела о правонарушениях несовершеннолетних, применяют меры к родителям, не заботящимся о своих детях, контролируют условия воспитания в неблагополучных семьях, пытаются разрешать семейные конфликты и т.п.

Разграничение юрисдикции федеральных судов и судов штатов
Система федеральных судов действует параллельно системе судов штатов, но не возвышается над ней. Иначе говоря, обе судебные системы суверенны с точки зрения оценки возникающих споров. Однако вынесенные решения остаются открытыми для обжалования путем апелляции.

Так как федеральный суд имеет право отменить положения, принятые штатом, и таким образом предотвратить действия штата, которые, по мнению федерального суда, являются не соответствующими федеральным законам, время от времени между штатами и федеральными судами возникают довольно напряженные отношения. В соответствии с принципами федерализма штаты по Конституции достаточно свободны в своих действиях. Верховный суд неоднократно пытался уменьшить степень влияния федеральных судов на действия судов штатов, в то же время, гарантируя, что федеральные суды будут защищать федеральные права.

Принципы, разработанные Верховным судом для достижения этой цели, довольно сложные, но, в общем, Верховный суд пытался ограничить степень вмешательства федеральных судов в процесс работы судов штата. Суд смог сделать это, обязав федеральные суды во многих случаях отложить вынесение решения по федеральным искам до тех пор, пока суду штата не будет дана возможность сделать это первому. Однако, несмотря на этот общий ограничительный принцип, все еще существуют обстоятельства, при которых федеральные суды могут предпринять действия, не требуя, чтобы федеральные иски сначала подавались в суды штатов.

РФ

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Основы юрисдикции США в части регулирования вопросов рассмотрения и разрешения споров между гражданами и организациями установлены в ст. 3 Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее Соединенных Штатов Америки. Норма обозначенной статьи предусматривает, что судебная власть наряду с законодательной и исполнительной, является самостоятельной ветвью власти.

При этом следует отметить, что в американской юрисдикции Федеральные суды По данной теме мы уже выполнили реферат " Федеральные суды общей юрисдикции (структура) подробнее признаются стражами Конституции, поскольку выносимые судами постановления призваны обеспечивать защиту и исполнение гарантируемых Конституцией прав и свобод граждан. Одной из особенностей юрисдикционной деятельности в США, с учетом господствующей англо-американской модели организации правовой системы выступает то, что суды при рассмотрении и разрешении споров не только самостоятельной применяют, но и всесторонне толкуют положения законодательства, в том числе, руководствуясь ранее изданными судебными прецедентами.

Тем не менее, суды прямо на наделены законодательной компетенцией, которая отнесена к сфере ведения Конгресса. В свою очередь, функции по непосредственному исполнению нормативно-правовых предписаний отнесены не к ведению юрисдикционных органов, а к полномочиям Президента и иных многочисленных органов исполнительной власти.

Анализ истории американской юрисдикции позволяет сделать вывод о том, что во все времена в Соединенных Штатах Америки независимая и самостоятельная судебная власть признавалась в качестве необходимого гаранта обеспечения справедливости и равного правосудия всем американских гражданам. При этом предусматривается два основных механизма обеспечения обозначенного признака независимости судов:

  1. В отношении федеральных судей устанавливается, что они назначаются на должность пожизненно, и могут быть отрешены от должности исключительно в результате импичмента и вынесения обвинительного приговора Конгрессом по обвинению в совершении государственной измены, взяточничестве, а равно иных тяжких общественно-опасных деяний;
  2. Установлено, что выплачиваемое федеральным судьям вознаграждение не может быть уменьшено во время их пребывания в должности, в том числе в результате волеизъявления Президента или Конгресса.

Готовые работы на аналогичную тему

Обозначенные выше механизмы обеспечения независимости судей, позволяют им, как субъектам юрисдикционной деятельности, принимать по рассматриваемым и разрешаемым делам решения, свободные от разного рода предвзятого отношения или политического влияния третьих лиц.

Соотношение деятельности Федеральных судов и органов исполнительной власти в США

Проводя характеристику национальной юрисдикции, следует отметить, что она реализуется не только в деятельности судебных, но и ряда иных органов государственной власти, включая те из них, которые связаны с непосредственным применением общеобязательных правовых норм. Более того, между органами исполнительной и судебной власти существует тесная взаимосвязь в сфере организационных отношений.

Так, например, в Соединенных Штатах Америки Президент назначает федеральных судей с совета и согласия Сената – с сенаторами (или иными выборными должностными лицами) проводятся консультации Президента по согласованию кандидатур на вакантные должности в федеральных судах.

Говоря об иных исполнительных органах, следует отметить, что Министерство юстиции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Система органов юстиции подробнее отвечает за поддержание обвинения в отношении федеральных преступлений, а также за вопросы представления правительства при рассмотрении гражданских дел. Кроме того, служба судебных приставов в США обеспечивает безопасность федеральных судов, судей, и т. д.

Виды юрисдикционных органов в США

Американскую юрисдикцию отличает разветвленная система органов, уполномоченных на рассмотрение и разрешение правовых споров.

Самым многочисленным звеном в системе федеральных судов в США выступают окружные суды, создаваемые в рамках установленных федеральных судебных округов, которых в США насчитывается 94. Названные органы являются федеральными судами, осуществляющими судопроизводство, в том числе, с участием присяжных заседателей.

Кроме того, в каждой системе формируются апелляционные суды, право на обращение в которые возникают у стороны спора после рассмотрения его дела в суде первой инстанции, и в связи с выявлением фактов неверного применения закона судьей. При этом следует обратить внимание на то, что одной из особенностей американской юрисдикции выступает право апелляционных судов рассматривать дела по ходатайству о пересмотре решений административных органов.

Наиболее известным и значимым звеном американской юрисдикционной системы является расположенный в Вашингтоне Верховный Суд США По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Верховный Суд США подробнее . Право на обращение в Верховный Суд По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный Суд РФ подробнее возникает в ситуации, когда гражданин проигрывает процесс в апелляционном суде (а в некоторых случаях – и в Верховном суде штата По данной теме мы уже выполнили отчёт по практике Мировой суд подробнее ). При этом в отличие от названных нижестоящих инстанций, у Верховного суда отсутствует обязанность по проведению слушаний по поступающим заявлениям. В этой связи, в рамках рассматриваемого звена судебной системы рассматривается только небольшой процент поступающих юридических споров.

Также следует отметить, что для американской юрисдикции характерна особая процедура движения правового спора, предполагающая следующие условия:

Юрисдикция штатов является остаточной. Все то, что не входит в компетенцию федеральных судов, рассматривается судами штатов. Процесс отнесения разрешения того или другого спорного правоотношения к компетенции штатов определяется решением Верховного Суда штата. Из-за несогласия одной из сторон с подобным решением, оно может быть обжаловано в Федеральный Суд, который в случае несоответствия с Конституцией США, отменяет решение. При этом компетенция судов штатов значительно шире, чем любая федеральная юрисдикция. В уголовном процессе около 95 % всех дел рассматривается судами штатов. Это объясняется тем, что к исключительной компетенции федерации относятся преступления против США, преследуемые законами федерации. В целом удельный вес таких, наиболее общественно опасных деяний, невелик, поэтому основная масса преступлений представляет деяния, направленные против интересов штата и преследуемые по их закону.

Верховный Суд США - вершина системы федеральных судов, является одновременно юрисдикционным и политическим органом. Как юрисдикционный орган Верховный Суд США рассматривает по первой инстанции: споры между штатами, некоторые типы дел, переданные из судов штатов, споры между штатами и федеральными органами власти, споры, в которых участвует иностранный дипломатический корпус. Как апелляционная инстанция Верховный Суд рассматривает: все решения федеральных судов и специальных апелляционных судов, все решения Верховных Судов штатов.которые имеют отношение к федеральному законодательству и Конституции США, решения специальной судебной комиссии - мандатория. Это не означает, что Верховный Суд пересматривает все решения нижестоящих судов - он лишь их пересмотреть (какправило, они составляют 3 % от всех решений). Обычно апелляционный процесс проходит последовательно обе апелляционные инстанции, прежде чем дойти до Верховного Суда.

Прямые апелляции в Верховный Суд США на решение окружных апелляционных судов по уголовным делам допускаются лишь в случае, если приняты решения:

- объявляющие недействительными акты Конгресса;

- судов в составе трех судей;

- решения по уголовным делам, затрагивающие действительность истолкования закона, на котором основано обвинение и заявление в

Как орган контроля Верховный Суд США обладает властью только над федеральными судами. Суды штата официально не подчиняются ему. Верховный Суд США осуществляет также конституционное судопроизводство в стране, в силу чего ему принадлежит право толкования Конституции, а это приводит к тому, что Верховный Суд США выполняет нормы законодателя, создавая новые нормы неписаного права, стандартизируя организацию правосудия. Этому способствует доктрина "следования прецеденту " (trare decisis), по которой суд принимает деятельное участие в законодательном процессе. Тем не менее, основополагающий принцип американской государственности - разделения властей приводит к тому, что Верховный Суд США с помощью Конституции США существенно изолирован от других ветвей власти. В США нет такого должностного лица, как лорд-канцлер в Англии. Суды не имеют своих представителей в исполнительных и законодательных органах и по этой же причине они не отвечают ни перед Конгрессом, ни перед Правительством.

Окружной апелляционный суд - это "жизненный центр федеральной судебной системы" . Они созданы в 1890 г., когда обнаружилось, что Верховный Суд США не может вынести всю апелляционную нагрузку. Вся территория страны разделена на двенадцать апелляционных округов, в каждом из которых имеется свой суд второй инстанции в федеральной системе. Одиннадцать из этих округов организованы по территориальному признаку и имеют порядковые номера. Двенадцатый апелляционный округ организован по федеральному округу. Он рассматривает жалобы из всех 94 окружных судов по делам, возникающим в связи с патентным законодательством и денежными имущественными претензиями к федеральному правительству. Как показывает статистика, 21,4 % дел, рассматриваемых этим органом, являются уголовными. Это наиболее часто встречаемая категория дел, поскольку на гражданские дела приходится 12,7 % , трудовые споры - 4 % , дела социальной защиты - 4,7 % и. т. д.108 Решения окружных апелляционных судов могут быть пересмотрены Верховным Судом США. Эти суды уполномочены издавать правила судопроизводства для данного апелляционного округа. Окружные апелляционные суды являются инстанцией пересмотра только для федеральных судов. Находящиеся на одной территории с ними суды штата и их решения не могут быть пересмотрены в апелляционном суде. Решения, принимаемые апелляционным окружным судом, также не имеют обязательной силы для судов штатов.

К специализированным судам относится палата претензий (рассматривает частные претензии лиц к Конгрессу), таможенный суд (проверка законности действий таможни), апелляционный суд по таможенным и патентным делам, налоговый суд (споры на основе федерального законодательства о налогах).

Наряду с непосредственными структурными подразделениями судебной системы штата существуют судебные административные подразделения, выполняющие управленческие функции в судебной системе федерации.

Совещание судей США учреждено решением Конгресса, оно является центральным органом федеральной власти, определяющим ее политику. В состав Совещания входят председатель Верховного Суда США, председательствующие судьи всех окружных апелляционных судов, один районный судья от каждого судебного округа, а также председательствующие судьи суда по внешней торговле. Значительная часть работы Совещания судей выполняется его комитетами, отвечающими за различные сферы деятельности и обычно собирающимися не реже двух раз в год.

Административное управление учреждено решением Конгресса для реализации постановлений и установок, принимаемых Совещанием судей. Директор управления назначается председателем Верховного Суда США. Административное управление отвечает за обеспечение повседневной деятельности федеральных судов.

Федеральный судебный центр осуществляет профессиональную подготовку судей и обслуживающего персонала судов, проведение научных исследований в области судебного процесса и управления судебной властью.

Окружные советы судей учреждены Конгрессом в каждом судебном округе. Они обладают широкими полномочиями по управлению судебной властью в своих округах, но их административная политика не должна вступать в противоречие с установлениями Совещания судей США.

Системы судов штатов отличаются большим многообразием. Но под какими бы названиями не скрывались суды штатов, их процессуальная сущность везде одинакова: каждый штат имеет один или несколько судов первой инстанции, рассматривающих дела по существу. Если судов несколько, то один из них является судом общей компетенции, а все остальные - специальной. Промежуточное звено любой судебной системы США - суд, осуществляющий апелляционное производство. Это характерная особенность судоустройства США - разделение функций первой и второй инстанции. Американская доктрина считает это одной из гарантий прав граждан в суде. Вершиной любой системы штата является Верховный Суд штата - аналог Верховного Суда США. В немногочисленных штатах промежуточные апелляционные суды отсутствуют, и их функции выполняет Верховный Суд. В более населенных штатах, где количество судебных тяжб велико, между судами первой и второй компетенции могут создаваться промежуточные апелляционные суды. Там, где они существуют, апелляционное производство обычно проходит автоматически, тогда как дальнейшая апелляция в Верховный Суд штата, как правило, допускается только по усмотрению этого суда.

Верховный Суд штата рассматривает по первой инстанции наиболее важные дела штата, тогда как суд второй инстанции - некоторые апелляции из апелляционных судов. По статистике в Верховном Суде штата уголовные дела, рассматриваемые по первой инстанции, составляют 41 % от всех дел, в то время как апелляционное производство по уголовным делам происходит в 9 % случаев Полномочия Верховных Судов штатов не являются исключительными - когда исчерпаны все возможности системы штата, можно перенести апелляцию в систему федеральных судов.

Промежуточные апелляционные суды существуют как суд второй инстанции. Его основная функция - проверка решений нижестоящих судов по поступающим апелляциям. Решения этих судов обжалуются в Верховный Суд штата. Промежуточные апелляционные суды не могут пересматривать решение суда первой инстанции из другого штата или из Федерального Суда.

Основное звено судебной системы штата - суд первой инстанции штата, эти суды формально относятся к органам местного управления, и в ряде штатов судебное управление Верховного Суда штата на них не распространяется. Эти суды рассматривают основную массу дел по существу. Судебные округа штатов служат территориальным основанием разделения компетенции этих судов.

Специальные суды предназначены для рассмотрения специальных категорий дел. Наиболее распространенными специальными судами являются суды, рассматривающие дела, связанные с имуществом умерших, опекунством. Эти суды чаще всего называются "наследственными". В отдельных штатах существуют земельные суды, осуществляющие .регистрацию прав на землю, суды, рассматривающие ДТП (traffic court). В различных штатах смесь специализированных низших и общих судов ограниченной юрисдикции явилась результатом бессистемной организации различных судов. Таким образом, в одном штате можно обнаружить специализированные суды ограниченной юрисдикции (traffic, juvenile) и суды муниципальных образований, стоящие на одном уровне, и окружные суды, являющиеся судами первой инстанции общей юрисдикции и судами второй инстанции для судов ограниченной компетенции (например, судоустройство штата Калифорния). В других штатах можно наблюдать унифицированную систему нижестоящих судов (суды первой инстанции ограниченной юрисдикции), подчиняющиеся судам первой инстанции общей юрисдикции (окружные суды), (например, штат Иллинойс)113. Каким бы образом функции отправления правосудия не распределялись между различными судами штата, их совокупная юрисдикция весьма обширна. Они наделены исключительными полномочиями рассматривать уголовные дела по обвинению в совершении преступлений, нарушающих законодательство соответствующего штата. В некоторых случаях суды штата вправе принимать к своему производству дела, возникающие на почве федерального законодательства. Суды штатов обязаны в некоторых случаях толковать федеральный закон или признавать его несоответствующим Конституции США или другому федеральному закону.

К содержанию книги: Уголовный процесс

Смотрите также:

Судебные системы штатов. В американских штатах действуют различные системы судов.


В данной статье сравниваются судебные системы РФ и США. Дана краткая характеристика звеньев судебной системы стран и выявлены отличия двух систем. Итогом работы является выделения преимуществ и недостатков судебных систем данных стран.

Ключевые слова: англосаксонская правовая система, прецедентное право, судебная система, судебные органы, суды общей юрисдикции, звено судебной системы, юрисдикция, апелляция, кассация, конституционный контроль, инстанция, дуализм, присяжные заседатели, штаты, субъекты.

This article compares the judicial systems of Russia and the USA. A brief description of the levels of the judicial system of the countries and identified the differences between the two systems. The result of the work is to highlight the advantages and disadvantages of the judicial systems of these countries.

Key words: Anglo-Saxon legal system, case law, judicial system, judicial bodies, courts of General jurisdiction, link of judicial system, jurisdiction, appeal, cassation, constitutional control, instance, dualism, jurors, States, subjects.

Во все времена образцом идеального устройства государства были США, за которым следовали все остальные страны. Но какое устройство судебной системы США, есть ли у него особенности, недостатки и преимущества? В данной научной статье описаны некоторые из них.

Главной особенностью США, как и других стран с англосаксонской правовой системой является прецедентное право — свод юридических принципов и правил, в которых даётся письменное разъяснение судебных решений, применяемых в дальнейшем для решения подобных дел. В России же есть стройная система правовых источников, главным среди которых является нормативно-правовой акт.

Американские суды не составляют единой судебной системы [2]. Например, одно и то же дело могут рассматривать сразу несколько судебных органов. Существует система федеральных судов и самостоятельной судебной системы 50 штатов, округа Колумбия и 4 федеральных территорий. К судам Штатов относятся суды общей юрисдикции, Верховный суд штата, суды специальной юрисдикции, суды ограниченный юрисдикции, апелляционные суды.

Суды общей юрисдикции являются первым звеном судебной системы. Они рассматривают все виды уголовных и гражданских дел. Судьи рассматривают дела либо единолично, либо с участием присяжных заседателей. Данные суды также выступает апелляционной инстанцией по отношению к судам специальной юрисдикции, а решение этих судов могут быть обжалованы в апелляционном суде.

Апелляционные суды были введены для разгрузки Верховных судов штатов. Они рассматривают в апелляционном порядке жалобы на решения судов общей юрисдикции. В рассмотрение дел принимают участие коллегия из трех судей.

Суды специальной юрисдикции рассматривают дела о налоговых, земельных, семейных и наследственных спорах, а также дела о нарушении правила дорожного движения, жалобы на действия либо бездействия должностных лиц.

Суды ограниченной юрисдикции рассматривают дела о незначительных преступлениях и правонарушениях. Главной особенностью данных судов является необязательность профессиональной подготовки для судей данных судов.

Верховный суд штата обладает исключительным правом толкования конституции штатов, также они оценивают законодательство штатов, издают судебные приказы, в большинстве случаев они рассматривают жалобы на решения нижестоящих судов. Состав входят 5–9 судей, из которых одного выбирают председателем.

Систему федеральных судов США составляет: окружные суды, апелляционные суды, специализированный федеральные суды и Верховный Суд США.

Окружные суды — это основное звено судебной системы федеральных судов. Они рассматривают в качестве первой инстанции гражданские и уголовные дела, входящие в компетенцию федеральной юстиции. В настоящее время на территории США действует 95 окружных судов. В состав данных судов входят от 2 до 27 судей.

Апелляционные суды — это промежуточное звено судебной системы, на данный момент насчитывается 13 апелляционных судов, в состав каждого из них входят от 4 до 23 судей, в число которых входит и представитель Верховного Суда США. Они являются судами первой и второй инстанции.

Верховный Суд США возглавляет всю судебную систему США и состоит из 8 судьей и Председателя, который назначается Президентом США, и утверждаются Сенатом. В качестве суда первой инстанции рассматривает споры между штатами, а в качестве суда второй инстанции рассматривает жалобы на решения нижестоящих судов. Он и осуществляет конституционный контроль, ведь в отличие от России в Соединенных Штатах Америки нет Конституционного суда.

Судебная система РФ устанавливается Конституции РФ (часть 3 статьи 118,статья 125- 127) и законом о судебной системе, с учётом федеративного и административно-территориального устройства страны, что обеспечивает единство всей судебной системы, так как ставит перед судами одинаковые задачи правосудия и устанавливает объем полномочий.

В Российской Федерации действуют две группы судов федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации [1]. К федеральным судам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, верховный суды субъектов Российской Федерации, районные и специализированные суды, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды. К судам субъектов Российской Федерации относятся конституционные (уставные) суды субъектов и мировые судьи.

Мировые судьи в Российской Федерации в качестве первой инстанции рассматривают уголовные дела, за которых максимальное наказание 3 года лишения свободы, гражданские дела, за которое сумма иска не превышает 50000 руб., а также административные дела. Мировые судьи относятся к судам общей юрисдикции [3].

Судьей может стать гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, который имеет высшее юридическое образование, не менее 5 лет стажа работы в юридической сфере и сдавший квалификационный экзамен. Мировой судья назначается на должность законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избирается населением субъекта. Срок пребывания в должности мирового судьи составляет 5 лет.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации дают толкование конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, проверяют на соответствие конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации нормативно — правовых актов органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, участвуют в процессе отречения главы субъекта от должности. Данные суды действуют независимо от федерального Конституционного Суда, поэтому его решение является окончательным и не подлежит обжалованию в федеральный Конституционный Суд РФ.

Конституционный суд Российской Федерации — это судебный орган конституционного контроля, главной функцией которого является проверка на соответствие Конституции Российской Федерации всех нормативно-правовых актов, разрешение споров между государственными органами. Только Конституционный Суд Российской Федерации имеет право давать толкование Российской Федерации, проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле, по жалобам граждан, права и свободы которых были нарушены, выступает законодательной инициативой и др. Конституционный суд состоит из 19 судей.

Верховный Суд РФ-это высшее звено судебной системы, решения которого не подлежат обжалованию, ведь они являются окончательными. Он рассматривает уголовные, гражданские, административные дела, а также рассматривает экономические споры, выступает в качестве апелляционной, кассационной и надзорной инстанции, обращается в Конституционный Суд с запросами о проверке конституционности закона и др. Структура Верховного Суда РФ состоит из: Пленума и Президиума Верховного Суда РФ, судебной коллегии по административным, гражданским и уголовным делам, экономическим спорам, по делам военнослужащих, апелляционная коллегия и дисциплинарная коллегия.

Военные суды являются федеральными судами РФ, которые относятся к судам общей юрисдикции. Они рассматривают гражданские, административные дела, а также дела о преступлениях, совершённых военнослужащими. В структуру военных судов входят: гарнизонные военные суды, окружные (флотские) военные суды и Верховный Суд РФ.

Районные суды относятся к судам общей юрисдикции, а также являются федеральными судами. Данный суд рассматривает жалобы в апелляционном порядке на решения мировых судей, а также в качестве первой инстанции рассматривают уголовные дела(дела рассматриваются судьями единолично либо коллегиально с участием 6 присяжных заседателей), гражданские и административные дела(единолично).

Арбитражные суды субъектов РФ осуществляют следующие полномочия: рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, изучают и обобщают судебную статистику и практику, обращаются в Конституционный Суд с запросом о конституционности закона и др. На данный момент на территории РФ действует 83 арбитражных судов субъектов [4].

Арбитражные апелляционные суды рассматривают в порядке апелляционной инстанции, не вступившие в законную силу судебные постановления арбитражных судов субъектов РФ. Состоит из: Президиума арбитражного апелляционного суда и судебных коллегий по рассмотрению гражданских и административных правоотношений. На данный момент на территории РФ действует 21 арбитражный апелляционный суд.

Федеральные арбитражные суды округов рассматривают в кассационном порядке, вступившие в законную силу судебные постановления арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ. На данный момент на территории РФ действуют 10 федеральных арбитражных судов округов. Арбитражный суд округа действует в составе президиума и судебных коллегий по рассмотрению споров, возникших из гражданских и административных правоотношений.

Таким образом, в Российской Федерации существует единая судебная система, а также каждый суд рассматривает определенные подсудные только ему дела [5]. Например, арбитражные суды рассматривают дела по коммерческим и экономическим спорам. В американских же судах недостаток в том, что нет специализации, например, Верховный Суд США рассматривает гражданские и уголовные дела, а также осуществляет конституционный контроль, что обуславливает его загруженность и неясность распределения полномочий. Американская судебная система отличается дуализмом, так как две судебной системы совершенно независимы друг от друга и большинство гражданских дел решаются в судах штатов, а апелляционный федеральные суды не имеют право рассматривать апелляции на решение судов штатов, что доказывает автономность деятельности судов. Единству всей системы судов Российской Федерации способствует Конституция Российской Федерации и федеральные законы, которые имеют верховенство перед нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, что отсутствует в США, так как устройство судов каждого из штатов зависит от их собственных источников права. Это создаёт хаос и сложность понимания судебной системы США, поэтому даже по незначительным судебным спорам граждане США вынуждены пользоваться услугами опытных юристов.

Однако, несмотря на данные недостатки, судебная система США имеет преимущества, например, количество оправдательных приговоров в США выносится больше, чем в России, так за 2014 год в США было вынесено 18 % оправдательных приговоров, в то время как в России было вынесено всего 4,5 %. В этом и заключается главный недостаток судебной системы России.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, суд, судебная система, дело, Конституционный Суд, общая юрисдикция, Верховный Суд США, конституционный контроль, Россия, судебная система США.

Читайте также: