Судебный департамент что делает

Обновлено: 06.05.2024

"Об утверждении Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение отдельных должностей, и работниками, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организации, созданной для выполнения задач, поставленных перед Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации"

"О внесении изменения в Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента, утвержденный приказом Судебного департамента от 27 марта 2007 г. N 41"

"Об утверждении Порядка выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента"

"О внесении изменения в Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и системы Судебного департамента, утвержденный приказом Судебного департамента от 27 марта 2007 г. N 41"

"О внесении изменений в Инструкцию об организации и проведении служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, утвержденную приказом Судебного департамента от 30 октября 2017 г. N 187"

"Об утверждении Инструкции об организации и проведении служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации"

"Об утверждении Положения о порядке принятия работниками федерального государственного бюджетного учреждения "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" от иностранных государств, международных организаций наград, почетных и специальных званий (за исключением научных званий), если в их должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями"

"О внесении изменений в положения, утвержденные приказами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации"

"Об утверждении Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, в управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, и федеральными государственными гражданскими служащими, замещающими должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, в управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"

"Об утверждении Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, и федеральными государственными гражданскими служащими, замещающими должности федеральной государственной гражданской службы в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"

"О внесении изменений в перечень, утвержденный приказом Судебного департамента от 6 августа 2015 г. N 231"

"Об утверждении Перечней должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных гражданских служащих Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и работников организации, находящейся в ведении Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей на официальном сайте Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации"

"О внесении изменений в Регламент работы территориальных подкомиссий по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения"

"Об утверждении Регламента работы территориальных подкомиссий по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения"

"О внесении изменений в перечни, утвержденные приказом Судебного департамента от 6 августа 2015 г. N 231"

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее также - федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

Задачи Судебного департамента:

Роль СД определяется ч. 1 Ст. 30. ФКЗ О С РФ

Статья 30. Обеспечение деятельности судов

1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.

как органа, обеспечивающего деятельность судов общей юрисдикции РФ и представляющих в их распоряжении необходимые ресурсы. Деятельность СД тесным образом связна с обеспечением независимости судебной власти и ее носителей (судей), поскольку принцип адекватного ресурсного обеспечения судебной власти выступает одной из составляющих принципа независимости судебной власти. Учреждение и фактическое создание СД в современной литературе оценивается как одна из действенных мер по укреплению судебной власти.

Правовой основой деятельности Судебного департамента, его органов и учреждений выступают Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, распоряжения Председателя Верховного Суда РФ, а также решения органов судейского сообщества, принятые в пределах их полномочий (ст. 3 ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ"). Организация и деятельность этого государственного органа регулируется ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации". Текущая

деятельность Судебного департамента осуществляется на основании внутренних документов (положений и инструкций) Верховного Суда РФ, утверждаемых его руководителем.

Статус Судебного департамента обусловлен также рядом признаков.

Во-первых, Судебный департамент — орган, входящий в систему органов судебной власти Российской Федерации; во-вторых, Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей, но не вправе вмешиваться в осуществление правосудия; в-третьих, Судебный департамент обеспечивает деятельность только судов общей юрисдикции, кроме Верховного Суда РФ. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов. Обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Судебный департамент, входя в структуру Верховного Суда РФ, тем не менее, как и его управления (отделы) в субъектах РФ, является самостоятельным юридическим лицом, имеет собственные печати и счета в банках. При этом четко определено, что Судебный департамент, его органы и учреждения, призванные способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей, не вправе вмешиваться в осуществление правосудия (ст. 4 ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ"). Некоторые сомнения может вызывать правовой

статус этого органа, но, как справедливо отмечает ряд авторов45, данный орган, несомненно, является частью судебной системы Российской Федерации, хотя и не обладает полномочиями по осуществлению правосудия.

Судебный департамент имеет официальный сайт в Интернете.

Судебный департамент для обеспечения исполнения стоящих перед ним задач осуществляет целый ряд полномочий, закрепленных в законе.

Статья 6. Полномочия Судебного департамента

1. Судебный департамент:

1) организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании судов, мировых судей, органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия;

5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;

6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;

7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

8) обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента;

9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

10) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей;

11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

12) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;

14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;

16) организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства;

17) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

18) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством;

19) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;

20) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;

20.1) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;

20.2) осуществляет редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции Судебного департамента;

21) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

2. Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе:

1) запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;

2) контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;

3) привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;

4) вносить в Верховный Суд Российской Федерации и Правительство Российской Федерации предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента.

Система органов и структура СД

Статья 7. ФЗ О СД Структура Судебного департамента

1. Судебный департамент состоит из следующих подразделений:

главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;

главное управление обеспечения деятельности военных судов;

главное финансово-экономическое управление;

управление государственной службы и кадрового обеспечения;

управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;

отдел учебных и образовательных учреждений;

отдел международно-правового сотрудничества;

аппарат Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

2. По представлению Генерального директора Судебного департамента коллегия Судебного департамента (далее - коллегия) может принять решение об образовании в Судебном департаменте иных подразделений.

СД состоит из центрального аппарата и управления (отделов) в субъектах РФ

Центральный аппарат (собственно департамент) осуществляет организационное обеспечение областных и приравненных к нему судов, военных и специализированных судов, обеспечивают деятельность органов и учреждения, им создаваемых, и органах судейского сообщества республиканского уровня. Для реализации названных полномочия состав департамента включает главные управления, управления и отделы.

Втрое звено в систем СД формируется на уровне субъектов РФ. Здесь образуются управления (отделы) СД в субъекте РФ. Эти управления (отделы) подчиняются Ген директору СД, а , кроме того, подотчетны советам судей соответствующих субъектов РФ. Управление (отдел) СД субъекта РФ возглавляет начальник, который имеет своих замов.

Статья 14. Полномочия управления (отдела) Судебного департамента

Управление (отдел) Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей. Управление (отдел) Судебного департамента в пределах своей компетенции:

1) осуществляет подбор кандидатов на должности судей в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации";

2) организует и обеспечивает работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

3) изучает организацию деятельности районных судов и принимает меры по ее совершенствованию;

4) ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов;

5) финансирует районные суды и органы судейского сообщества в субъекте Российской Федерации; контролирует расходование ими бюджетных средств, проводит ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;

5.1) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;

6) обеспечивает районные суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения деятельности указанных судов; осуществляет мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей;

7) обеспечивает районные суды материально-техническими, транспортными средствами; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений районных судов;

8) ходатайствует по согласованию с председателем соответствующего суда о награждении работников аппаратов районных судов государственными наградами и присвоении им почетных званий;

9) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

10) организует материальное и социальное обеспечение судей районных судов, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей районных судов, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов районных судов в соответствии с федеральным законодательством;

11) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности районных судов и органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации

Управление (отдел) осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта РФ, а также финансирование мировых судей.

И наконец, третьим звеном систем СД являются администраторы судов, действующих в ВС (м) республики, краевых, областных судах, судах городов федеральной значения, судах АОБ, АО и районных судах.

Администраторы федеральных судов субъектов РФ и администраторы районных судов могут быть объединены в одно звено системы органов Судебного департамента в связи с тем, что они обладают одинаковым полномочиями. Однако при этом они подчиняются различным органам. Администратор Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента при Верховном Суде РФ и во взаимодействии с ними, а администратор районного суда действует под контролем управления (отдела) Судебного департамента.

Администратор любого суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Порядок назначения работников Судебного департаментами их правовое положение

Работники аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента являются государственными служащими, на них распространяется действие нормативных актов о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины и другие специальные звания в соответствии с федеральным законодательством. Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о порядке присвоения классных чинов юстиции и классных чинов государственной гражданской службы РФ лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в аппаратах федеральных судов общей юрисдикции, Судебном департаменте при Верховном Суде РФ и управлениях (отделах) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 30 января 2008 г. № 22.

Генеральный директор Судебного департамента назначается на должность и освобождается от нее Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей Российской Федерации. Материальное и социальное обеспечение Генеральному директору Судебного департамента предоставляется на условиях, установленных для федерального

Заместители Генерального директора Судебного департамента назначаются на должность и освобождаются от нее Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора Судебного

Начальник управления (отдела) Судебного департамента назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа, советом судей субъекта РФ, а также с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Заместители начальника управления (отдела) Судебного департамента назначаются на должность освобождаются от должности Генеральным директором Судебного департамента по представлению начальника соответствующего управления (отдела).

Администратор Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области или суда автономного округа назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда - начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда.

В соответствии с Законом "О Судебном департаменте" Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов, районных судов (в перспективе и военных судов) и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

В соответствии со ст. 6 Закона Судебный департамент при Верховном Суде РФ имеет следующие основные полномочия: организационно обеспечивать деятельность верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов, районных, военных судов, а также Всероссийский Съезд судей и органов судейского сообщества; управлять органами и учреждениями Судебного департамента; изучать организационную деятельность судов и разрабатывать предложения о ее совершенствовании; вносить в установленном порядке в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов общей юрисдикции; определять потребность судов в кадрах, обеспечивать работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; осуществлять подготовку и повышение квалификации судей и работников аппарата суда; разрабатывать научно обоснованную нормативную нагрузку судей и работников аппарата судов; вести судебную статистику, организовывать делопроизводство и работу архивов судов, взаимодействовать с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета; принимать во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организовывать материальное и социальное обеспечение судей (в том числе находящихся в отставке), работников аппарата судов; взаимодействовать с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов; а также другие полномочия в соответствии с законодательством.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые ими учреждения образуют систему Судебного департамента (ст. 2).

Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Структура Судебного департамента. Судебный департамент состоит из следующих подразделений:

– главных управлений: организационно-правового обеспечения деятельности судов; обеспечения деятельности военных судов; финансово-экономического;

– управлений: государственной службы и кадрового обеспечения; контрольно-ревизионного; делами; капитального строительства и эксплуатации зданий и сооружений;

– отделов: учебных и образовательных учреждений; международно-правового сотрудничества.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Он имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора.

В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора (председатель), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента. В работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и члены Совета судей РФ. На основании решений коллегии Генеральный директор издает приказы и распоряжения.

В субъектах Российской Федерации создаются управления (отделы) Судебного департамента, которые являются его органами и подчиняются Генеральному директору и подотчетны Совету судей субъектов РФ.

Управления (отделы) Судебного департамента осуществляют организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъектов РФ, а также финансирование мировых судей. В этих целях они: осуществляют подбор кандидатов на должности судей в соответствии с Законом "О статусе судей"; организуют и обеспечивают работу экзаменационных комиссий по приему квалификационных экзаменов на должности судей; изучают организационную деятельность районных судов и принимают меры по ее совершенствованию; ведут судебную статистику, организуют делопроизводство и работу архивов судов; осуществляют финансирование районных судов и квалификационных комиссий судей в субъектах РФ; обеспечивают районные суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правовое обеспечение деятельности указанных судов; обеспечивают районные суды материально-техническими и транспортными средствами; принимают во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организуют материальное и социальное обеспечение судей и работников аппарата суда; осуществляют меры по обеспечению деятельности районных судов и органов судейского сообщества субъектов РФ.

Управление (отдел) Судебного департамента субъекта Российской Федерации возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа, а также с органами государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.

Деятельность верховных судов республик, краевых, областных судов, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и судов автономных округов или районных судов организационно обеспечиваетадминистраторсоответствующего суда, который осуществляет свои полномочия под контролем соответствующего подразделения Судебного департамента и во взаимодействии с ним, а администратор районного суда – под контролем управления (отдела) Судебного департамента и во взаимодействии с ним.

Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, судов Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа назначается на должность и освобождается от нее начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда – начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда.

Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения.

Администратор суда: принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда; принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда; осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

В условиях действия ограничительных мер на фоне распространения коронавирусной инфекции Верховный суд РФ распорядился перевести приём документов на интернет-приёмные судов и приостановить личный приём граждан. Объясняем, как и с помощью каких электронных сервисов подавать документы в суд сейчас и после отмены ограничительного режима работы судов.


Таким образом, сегодня возможность подавать через интернет заявления и документы в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, которая существует уже несколько лет, становится не просто удобной альтернативой бумажному документообороту.

Подача документов в суд в электронной форме стала возможной в 2016 году, правда, полноценно система заработала в течение 2017 года и развивается до сих пор. В связи с введением ограничительных мер она стала основным электронным пространством для направления в суд всех обращений, процессуальных документов и приложений к ним.

Нормативное регулирование подачи документов в суд через интернет:

Электронная подача документов не отменяет обязанности соблюдения требований к их форме и содержанию. Остаются неизменными и сроки. Таким образом, речь идет только о способе направления материалов.

Преимущества электронной подачи документов в суд

Очевидные преимущества подачи документов в суд через интернет — удобство и экономия времени. Но не только ради этого используются все возможности судебных информационных систем.

  1. Отправка и приём документов происходят без задержек. Это критически важно, когда сроки горят, а их нарушение чревато возвращением заявления без рассмотрения.
  2. Отправленные документы централизованно хранятся в системе. К ним можно обращаться и отслеживать историю ведения дела.
  3. Нет почтовых и прочих расходов, связанных с пересылкой корреспонденции, как нет и риска утраты документов в процессе движения до суда.
  4. Сервисы работают круглосуточно, в отличие от канцелярии суда, что позволяет готовить и направлять документы в любое время.
  5. При использовании всего функционала информационной системы можно в онлайне отслеживать ход судебного разбирательства, получать сведения в режиме реального времени, оперативно реагировать на ситуацию и отсылать нужные документы.

На практике немало примеров, когда электронный документооборот между судами и участниками процесса был полезен и эффективен для всех:

  1. В большинстве случаев, особенно в арбитражных судах, исковые заявления подаются в суд по местонахождению ответчика. Представим ситуацию: компания-истец из Петербурга хочет взыскать с контрагента, находящегося во Владивостоке, задолженность по договору поставки. Обращаться нужно в арбитражный суд Владивостока. Какой вариант ни возьми, подача искового заявления в электронном виде — самый экономичный способ. Возможна и обратная ситуация: нужно подать возражение на иск, а ответчик — за несколько тысяч километров от суда. Опять же, ехать самому, направлять документы почтой или нанимать местных юристов обойдётся намного дороже и дольше, чем отправка возражения в суд через интернет.
  2. Юридические компании и подразделения — основные пользователи электронных сервисов подачи документов в суд. Когда на руках несколько дел, перенести большинство формальностей в электронное пространство — значительно упростить себе задачу и оптимизировать затраты.
  3. Нельзя не упомянуть и о простых гражданах. Сегодня они часто судятся с застройщиками, страховыми компаниями, организациями сферы ЖКХ, активно отстаивают права потребителя и т.д. Относить документы в суд лично или направлять почтой — долго. Причем, как правило, всё не ограничивается подачей иска. Нужно подавать ходатайства, представлять в качестве доказательств документы, возможно, обжаловать промежуточные судебные акты. Далеко не у всех есть на это время — нужно работать. И не каждый может позволить себе нанять юриста. С помощью сервисов подать документы можно в любое время, из любой точки, где есть интернет, причем независимо от количества документов, их видов и частоты обращения в суд.

Возможность электронной подачи документов в суд — важное условие и, можно сказать, первый этап формирования и развития системы дистанционного участия в судебных процессах. Наряду с использованием видео-конференц-связи это должно обеспечить построение единой системы. Тогда всем желающим можно вести процесс, не выходя из дома или офиса. В некоторых случаях это доступно уже сейчас, но ситуация с коронавирусом, видимо, значительно расширит круг оснований и условий для дистанционного ведения дел и получения судебных решений в электронной форме.

Какие документы можно подавать в суд через интернет

Через интернет в суд подаются:

1) иски;
2) встречные иски;
3) возражения (отзывы) на иски;
4) заявления о выдаче судебного приказа;
5) письменные ходатайства;
6) жалобы в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции;
7) другие процессуальные документы.

  1. Электронный документ, подписанный лицом, указанным в тексте документа, усиленной квалифицированной электронной подписью.
  2. Электронный образ документа — скан-копию бумажного документа, заверенную простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

Надлежащим образом подписанные электронные документы и заверенные электронные образы юридически равнозначны соответствующим бумажным документам.

Технические требования к электронным документам и образам для подачи в суд

Технические требования к электронным документам:

  • разрешённые форматы — PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX или ODT;
  • разрешённые форматы для документа с графикой — PDF, JPEG (JPG), PNG или TIFF;
  • формат файла отправляемого документа — формат файла электронного документа на момент его подписания;
  • каждый документ — один файл размером до 30 Мб включительно;
  • в названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов в нём;
  • запрещено использовать средства защиты от копирования и печати;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Технические требования к электронным образам:

  • масштаб сканирования 1:1;
  • цветовая гамма — чёрно-белая или серая;
  • при сканировании допускается полная цветопередача оригинала, но только если это важно для правильного рассмотрения и разрешения дела;
  • обязательные требования к качеству — возможность корректного прочтения документа, а также точная передача всех обязательных реквизитов, печатей, штампов и графической подписи, если такие элементы присутствуют;
  • формат создаваемого файла — PDF с возможностью копирования текста. Размер — не более 30 Мб;
  • один документ — один файл. В названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Обращение в суд (иск, ходатайство, заявление и т.д.) можно сформировать непосредственно в системе с использованием её функционала. В этом случае создаётся электронный документ, который нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если обращение готовится отдельно (вне системы), для направления его в суд через интернет создаётся скан-копия подписанного документа — электронный образ, который заверяется простой ЭП или усиленной квалифицированной ЭП.

Какие системы использовать при подаче документов в суд через интернет

Это зависит от того, в какой суд направляются документы.

Что делать дальше:

Все разделы расположены на главной странице сервиса, поэтому их легко найти.

Для входа в сервис электронной подачи документов нужна учётная запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Если регистрации в ЕСИА нет, вам будет предложено зарегистрироваться. Войти также можно с использованием электронной подписи.

После авторизации в сервисе:

Читайте также: