Судебная власть как социальный институт

Обновлено: 20.05.2024

29.институты: определение, признаки, типологии. Социальный институт суда.

Социальными институтами-называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

К признакам социального института относятся:

-совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;

-система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

-система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

-материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;

-общественно признанная миссия, цель, идеология.

Шесть типов социальных институтов.

1. Институт семьи и брака или, если шире, институт родства, который удовлетворяет потребности в воспроизводстве человеческого рода, любви, упорядоченных взаимоотношениях между полами, взаимной поддержке, заботе, социальной опоре.

2. Хозяйственно-экономический институт, который удовлетворяет потребности в производстве, потреблении, обмене, и распределении материальных благ.

3. Политико-правовой институт, который удовлетворяет потребности управления обществом в безопасности, общественном порядке и контроле за отдельными индивидами и группами людей.

4. Институт образования и воспитания, который удовлетворяет потребности в добывании знаний их передаче, подготовке кадров (имеется в виду школа, вузы и другие образовательные учреждения).

5. Институт духовной жизни, удовлетворяющий потребности в вере, доброте, прекрасном (имеется в виду религия, искусство, мораль и пр.).

6. Институт стратификации, который удовлетворяет потребности людей в определенном статусе, общественном признании, принадлежности к определённой группе (имеется в виду классы, социальные группы, профессиональные группы).

Можно найти еще более простой критерий типологии, а именно осуществить ее по основным сферам жизни общества - экономической, социальной, политической, духовной. Следовательно, получим 4 типа институтов - экономический, социальный, политический и духовный.

30.Правовые институты современного общества: признаки, виды, функции (на примере института прокуратуры).

Институты права можно классифицировать по следующим основаниям:

· по характеру предписаний: материальные (институт найма) и процессуальные (институт иска);

· по функциональной роли: регулятивные (институт договора, мены) и охранительные (институт привлечения к ответственности);

· по сфере распространения: отраслевые (институт наследования, дарения, брака) и межотраслевые (институт частной собственности, иска).

Признаки правового института (А.А. Алексеев):

1. Юридическое единство норм: нормы, составляющие содержание правового института, выступают единым комплексом, то есть являются единой, но не автономной устойчивой группой, и также могут состоят из субинститутов;

2. Однородность фактического содержания: нормы, входящие в содержание правового института, регулируют строго определенную разновидность (сторону, вид общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования определенной отрасли права) общественных отношений;

3. Имеет в своем содержании меньший, чем в содержании отрасли права, объем норм;

4. Может быть обособлен законодателем в виде главы, раздела или параграфа.

Функций прокуратуры: надзор; уголовное преследование; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования, а также осуществление международного сотрудничества.

31.Социально-профессиональные группы: понятие, признаки, функции (на примере группы прокуроров, судей).

Социальная группа – это совокупность людей, так или иначе связанных между собой и объединенных определенными признаками. В роли таких признаков могут выступать возраст, религиозные и идеологические взгляды, принадлежность к субкультуре и прочие особенности. Социальная группа может определяться одним фактором или совокупностью нескольких факторов.


  • школьники старших классов;

  • абитуриенты определенного вуза;

  • спортсмены;

  • молодые мамы на детской площадке;

  • программисты;

  • железнодорожные работники.

  • наличие между ними определенных взаимосвязей;

  • прямое или косвенное взаимодействие между ними;

  • устойчивость объединяющего признака;

  • приверженность общим идеям;

  • наличие ожиданий относительно друг друга;

  • ощущение принадлежности к группе;

  • характерные особенности поведения;

  • наличие некоей внутренней организации (например, в компании друзей за каждым обычно закрепляется определенная роль).

  1. экспрессивная функция. Каждый человек нуждается в выражении своих эмоций, в одобрении его взглядов и идей. Его социальная группа даёт ему возможность самовыражаться, обеспечивает уважением и одобрением со стороны других участников.

  2. Эмоциональная поддержка. В любой трудной ситуации человеку необходимо чувствовать, что он не один и у него есть круг эмоционально близких людей. Иногда это семья или друзья, а иногда – единомышленники.

  3. Социализация. Социальная группа может помочь человеку найти своё место в обществе, познакомиться с потенциальными друзьями, найти спутника жизни (более подробно о социализации читайте в этой статье).

  4. Инструментальная функция. Нельзя недооценивать важность социальных групп в плане взаимопомощи. К примеру, национальные диаспоры часто помогают людям трудоустроиться в чужой стране.

32Социальная мобильность: понятие, типологии, детерминанты.

Социальная мобильность — это перемещение индивидов и социальных групп между различными уровнями социальной иерархии (классовой или профессиональной), ведущее к изменению их социального статуса.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую.

Объем мобильности - это количество людей, переменивших свой прежний статус на другой, двигаясь вниз, вверх или на том же уровне социальной иерархии.Данный показатель измеряется числом индивидов, переместившихся за определенный промежуток времени.

Совокупный объем, или масштаб мобильности, определяет количество перемещений по всем стратам вместе, а дифференцированный – по отдельным стратам, слоям, классам.

Масштаб социальной мобильности определяется как процентная доля тех, кто сменил, в сравнении с отцами, свой социальный статус.

Дистанция мобильности – это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам.

33.Понятие и многообразие девиантного поведения. Примеры девиантного поведения в прокурорской деятельности, в судебной деятельности.

Девиантное поведением - с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы.

Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.

34.Объяснения девиантного поведения в разных социальных теориях

Первые попытки объяснить девиантное поведение имели биологические характеристики. Предрасположенность к различным девиациям предписывали к природным особенностям человека, таким образом, физические теории всех типов говорят о том, что поступки человека, в том числе и отклоняющиеся, зависят целиком от его природных данных.

Так же, как и теории, основанные на физических данных личности, психологическая теория искала объяснение отклоняющегося поведения не в обществе, а в самом индивидууме. Основой данной теории является возникновение конфликта, который происходит в сознании самой личности.

Социологическая теория отклоняющегося поведения.

Аномия — это коллективно-социальное состояние, которое характеризуется аммонификацией системы ценностей, являющиеся следствием упада всего общества в целом, разноречием между обнародованными намерениями и недостижимостью их реализации для большей части этого общества. [5]

Термин anomie использовался Эмилем Дюркгеймом для толкования состояния социальной безнормности по отношению, как к большим, так и к малым общностям.

При этом Эмиль Дюркгейм не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, он считал, что общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Таким образом, по Дюркгейму, аномия - это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, не имеет никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Единомышленники теории стигматизации брали за основу первенствующую идею конфликтологии, исходя из которой, личность часто не может поладить с другим лицом, так как расходятся в своих потребностях и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, которые управляют институциональной жизнью, и с успехом особо тщательно пытаются выделить нарушителей этих норм. Исследователей интересует процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное.

Согласно марксистской теории, правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народ, при этом ему удается избегать наказания за свои действия. Трудящиеся – являются жертвами капиталистического угнетения. В своей борьбе за выживание вынуждены совершать действия, которые правящий класс клеймит как преступление. Другие виды девиации - алкоголизм, злоупотребление наркотическими средствами, проституция - продукты моральной деградации, базирующиеся на погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей национальных меньшинств

35.Социальный и судебный контроль над девиантным поведением.

Социальный контроль — механизм поддержания общественного порядка посредством нормативного регулирования, подразумевающий действия общества, направленные на предотвращение отклоняющегося поведения, наказание девиантов или их исправление.

В большинстве случаев отклоняющееся от социальных норм поведение корректируется с помощью социальных санкций. Слабые и эпизодические формы девиаций, связанные с нарушением порядка взаимодействия между людьми, фиксируются общественным мнением и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия. Методы и средства борьбы с устойчивыми девиациями определяются общественным сознанием или интересами правящей элиты в зависимости от степени опасности отклонений.

Очевидно, что использование уголовного наказания в отношении преступников, проституток и пьяниц не теряет смысл, так как большинство из них больные люди и нуждаются в медицинской, психологической, социальной помощи.

Основные факторы социального контроля:

2) Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Следовательно, в отношении молодых правонарушителей допустимо сокращение сроков лишении свободы, отсрочка исполнения приговора, условно-досрочное освобождение и главное изменение условий содержания.

6) Изменение менталитета граждан, выросших в условиях тоталитаризма. Формирование средствами массовой информации, учебными и просветительскими организациями более терпимого и милосердного отношения к инакомыслящим и инакодействующим (сексуальным меньшинствам и др.).

Несомненно, девиантное поведение относится к отрицательному проявлению общества. Для того чтобы человечество не отходило от норм поведения, необходимо вовремя доносить до детей отрицательные стороны жизни. Ведь именно в детстве закладывается основа поведения. Многое зависит от таких факторов, как воспитание, образование, социальное положение в обществе, обстановка в семье.

Единственный способ как-то изменить сложившееся положение – улучшить жизнь, помочь людям преодолеть их проблемы для этого и создаются теперь социальные службы и другие организации. Но если их деятельность не будет поддерживаться государством рост преступности, наркомании, алкоголизма и т. д. будет только расти.

Судебная власть – это самостоятельный вид государственной власти, осуществляющей правосудие. Правосудие – вид государственной деятельности, осуществляемой исключительно органами судебной власти путем рассмотрения уголовных, гражданских и иных дел. Правосудие осуществляется в форме судебного разбирательства с соблюдением установленных законом процессуальных правил и норм. Процессуальный порядок регламентируется законом, определяющим процедуру деятельности суда, создающим гарантии прав и интересов всех участвующих в деле граждан и юридических лиц. Способ осуществления правосудия – судебное заседание, в котором участвуют заинтересованные в исходе дела лица и их представители.

Судебная власть – это одна из трех ветвей власти государства, основным направлением деятельности которой является рассмотрение споров, имеющих юридическое значение. Судебная власть осуществляется системой судов данного государства, называемой юстицией, а совокупность вопросов их компетенции - юрисдикцией.

Основная функция судебной власти в демократичном обществе состоит в том, чтобы обеспечить господство права, причем как в естественном, так и в позитивном понимании, установить преграду произвольному применению насилия со стороны государства. Задача судебной власти – разрешение конфликтов и споров, которые возникают в общественной и государственной жизни, восстановление нарушенных прав, наказание лиц, преступивших правопорядок и нарушивших закон.

Судебная власть обладает спецификой, отличающей ее от двух других ветвей власти (исполнительной и законодательной). Она не создает нормативно-правовых актов (подобно законодательной – законы и исполнительной – подзаконные акты), а применяет правовые акты, принятые ими. Применение законов осуществляется в строго процессуальной форме. Судебную власть могут осуществлять только специально подготовленные (с юридическим образованием) и отвечающие целому ряду требований государственные чиновники – судья. Судьи как носители судебной власти наделяются особым правовым статусом, они независимы и подчиняются только Конституции. Если законодательную и исполнительную ветви власти уполномоченные граждане исполняют временно, в течение определенного срока полномочий, то судьи, как правило, исполняют свои полномочия пожизненно. Судье запрещается осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельностью. Судьи неприкосновенны, это необходимо для защиты публичных интересов, обеспечения справедливого правосудия.

Статус судебной власти, как правило, регламентируют конституции в отдельных главах и разделах. В них устанавливаются основы судебной системы, принципы организации и деятельности судов, а статус отдельных звеньев судебной системы определяется соответствующими законами данного государства. В государствах структура судебной власти неодинакова. Ее особенности во многом зависят от правовой системы, существующей в той или иной стране, формы правления и формы территориального устройства, исторических условий и т.д. Общая черта организаций современных судебных систем проявляется в том, что в каждой стране, как правило, существует несколько видов судебных органов. Это суды общей юрисдикции, а также несколько разновидностей судов специальной юрисдикции, например, конституционных, административных, финансовых и т.д. При этом в странах с англосаксонской правовой системой верховный суд является не только высшим судом общей юрисдикции, но и последней инстанцией для всех судов специальной юрисдикции, отсутствуют специализированные суды конституционной юрисдикции, а конституционный контроль осуществляется общими судами или не существуют вообще. В большинстве европейских стран различные звенья судебной системы самостоятельны. Суды общей юрисдикции, а также судебные органы конституционной, административной, финансовой и иной специальной юрисдикции имеют собственные высшие органы. В странах, где ислам является государственной религией, наряду с государственными судами существует система шариатских судов, рассматривающих дела на основе принципов ислама. В некоторых странах такого рода суды имеют универсальную юрисдикцию (в монархиях Аравийского полуострова и Персидского залива), в других – разрешают отдельные категории дел (Алжир, Марокко, Ливия). Многие демократические конституции содержат запрет на создание чрезвычайных судов. В некоторых странах в судебную систему и судебную власть включают не только собственные суды, но и органы и учреждения, содействующие судебной власти: органы расследования, прокуратуру, адвокатуру.

2.2 Конституционные принципы организации и деятельности судов

Конституционные принципы судебной власти – это закрепленные в конституциях руководящие идеи, которым должны быть подчинены и правовое регулирование, и практика деятельности судов. Такие принципы условно можно разделить на две группы: принципы организации и принципы деятельности судов. К важнейшим организационным принципам относятся следующие:

· Независимость судов и их подчинение только закону. Данный принцип гарантируется несменяемостью судей, их неприкосновенностью, недопустимостью уменьшения вознаграждения, централизованным порядком финансирования судов;

· Осуществление правосудия только теми судами, которые учреждены законом, при запрещении чрезвычайных судов;

· Участие народа в отправлении правосудия (в основном в качестве присяжных заседателей);

· Возможность обжалования судебных постановлений в высшие инстанции. Такое обжалование может носить апелляционный и кассационный характер. Апелляция предполагает пересмотр дела по существу с новым исследованием всех доказательств и вынесением решения. Кассационное – проверку соблюдения закона при судопроизводстве в рамках суда первой инстанции, и при отмене судебного постановления дело направляется для пересмотра. В англосаксонских странах применяется апелляционное обжалование, а в европейских действует апелляционный порядок обжалования по второй инстанции и кассационный – по третьей инстанции;

· Обязанность судебных решений, вынесенных в стране на всей ее территории.

Принципы деятельности судов:

· Гласность судебного разбирательства, означающая, что все дела должны слушаться открыто;

· Связанность судов только законом, что означает недопустимость получения судьями указаний от кого бы то ни было, а также то, что при вынесении решения суд должен сослаться, прежде всего, на закон;

· Состязательность и равноправие сторон, т.е. обеспечение одинаковых возможностей истцам и ответчикам, обвиняемым и потерпевшим для обоснования своей позиции;

· Устный характер судопроизводства, создающий наилучшие условия для установления истины.

Кроме того, принципами осуществления правосудия следует считать уголовно-процессуальные гарантии прав человека: право на должную судебную процедуру, право на защиту, презумпцию невиновности и т.д.


Автор предлагает рассматривать деятельность судебной власти как одну из функций государства, которая реализуется в способности и одновременной возможности государства отстаивать и защищать нарушенные или оспариваемые права физических и юридических лиц, осуществляется на основании действующего законодательства через систему судов в предусмотренной законом процессуальной форме, с последующим обеспечением в виде принудительного исполнения. При всем этом государство также относится к той категории субъектов, законные интересы которого также подлежат судебной защите. Суть деятельности судебной власти сводится к всестороннему рассмотрению правового конфликта и последующему справедливому его разрешению на основании закона, в чем и заключается основная роль судебной власти в правовой жизни общества.

Ключевые слова: судебная власть, роль судебной власти, место судебной власти.

The author proposes to consider the activities of the judiciary as one of the functions of the state, which is implemented in the ability and simultaneous ability of the state to defend and protect the violated or disputed rights of individuals and legal entities, is carried out on the basis of the current legislation through the system of courts in the procedural form provided by law, followed by enforcement. At the same time, the state also belongs to the category of entities whose legitimate interests are also subject to judicial protection. The essence of the activities of the judiciary is reduced to a comprehensive consideration of the legal conflict and its subsequent fair resolution on the basis of the law, which is the main role of the judiciary in the legal life of society.

Keywords: the judiciary, the role of the judiciary, the place of the judiciary.

Одним из перспективных и наиболее важных факторов реализации конституционных распоряжений является процессуальный механизм обеспечения и охраны гарантий, закрепленных Конституцией [3], как оптимального и эффективного инструмента объединения общества и его устойчивого правового развития. Используя аналитическую базу вопросов, связанных с конституционной ролью суда в современном обществе, важно, прежде всего, остановить внимание на том факте, что представляет собой сам институт суда. Ведь именно суд является одной из составных частей базовых культурных традиций права, важнейшим элементом общего правового наследия, а также значимым достижением современной правовой цивилизации.

Признанные положения доктрины права позволяют лучше осознать причины того, что сегодня позитивный потенциал суда оказывается более актуализирован в качестве основы урегулирования споров и воспроизводства общественного доверия в условиях нарастающих социальных, культурных, этнических, религиозных, геополитических и иных разногласий.

Влияние судебной власти на современное общество чрезвычайно многогранное и его невозможно свести только к правоприменительным аспектам. Роль суда, определяемая в современном правовом государстве, состоит, прежде всего, в необходимости обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и служить гарантией для самого права от сторонних неправомерных действий и решений с целью обеспечить господство права [4, C. 4]. Стоит отметить, что именно суд, находясь в условиях бюрократического кризиса государственности и ослабления классических институтов публичного представительства, берет на себя значительный вес ответственности за поддержание устойчивости конституционно-правового режима и становится, к слову, ключевым гарантом реализации конституционных принципов и ценностей, правовых регламентов в общественной и государственной жизни. Помимо прочего, суд призван обеспечивать цивилизованное разрешение юридических споров, конфликтов, коллизий, которые сопряжены с социально-экономическими, экологическими, национально-культурными, религиозными, административно-политическими и иными важными жизненными интересами.

Институты правосудия обеспечивают и гарантируют устойчивую связь публичной власти и гражданского общества, содействуют реальному, результативному включению граждан к механизму государственного правотворчества. Определение позиции и роли суда в современном обществе становится знаковым вопросом, ответ на который зависит, в том числе, от того, что суды активно вовлекают в мотивацию по рассматриваемым делам, помимо анализа нормативно-правового регулирования, иные факторы и обстоятельства, характеризующие в широком смысле реальный социальный контекст и ценности, признаваемые обществом на конкретном историческом этапе [1]. Однако, несмотря на осторожное отношение к судебной активности подобного рода и значимости для суда решать только вопросы права и проявлять политическую нейтральность, важно учитывать тот факт, что увеличивающееся влияние суда на общественную жизнь не может не взаимодействовать с воздействием на деятельность суда общественного мнения в аспекте процессов демократизации.

Вовлечение институтов правосудия в разрешение конституционно обусловленных вопросов правовой жизни имеет объективный и определяющий характер, при этом гарантируется не только через прямое погружение соответствующих институтов в осуществление и корректирование юридической практики, но и с помощью:

– создания и эволюции теории права отечественного государства и общества;

– осуществления целей по реализации правовых гарантий Конституции и охране конституционных основ правовой системы в целом;

– воспитательного и идеологического воздействия на общественное правосознание, формирования правомерных векторов индивидуальной психики субъектов правоотношений в рамках защиты и утверждения авторитета права и Конституции, укрепления доверия к ним.

Высший закон государства признает в судебной власти один из ключевых элементов основы конституционного строя, организационную составляющую системы разделения властей. В этой связи право на судебную защиту представляет собой абсолютное, не подлежащее каким-либо ограничениям правомочие (ст. 46 Конституции). Указанное позволяет сделать вывод о том, что суд является тем институтом, который может решать споры о праве окончательно и на основе общеобязательности исполнения решения. При этом речь не идет о банальном определении судом той нормы права в системе действующего законодательного регулирования, которая применима в конкретной ситуации, поскольку ни неясность подлежащих применению норм, ни даже их полное отсутствие — не могут служить оправданием отказа в правосудии. Применяя ту или иную норму права, тем не менее, суд не становится только институтом, провозглашающим мнение законодателя, поскольку он параллельно с законодателем ориентируется на публичные и частные ценности конституционного строя, от которых невозможно отступить, даже ориентируясь на закон. При рассмотрении судебного дела позиция судьи должна восходить к Конституции (ч. 1 ст. 120) и содержательно определяться принципом приоритета прав человека, обеспечение непосредственного действия которых Конституция напрямую связывает с правосудием (ст. ст. 2, 18).

Судебные органы структурно синтезированы в механизм народовластия, поскольку по своему конституционному предназначению они служат гарантом того, что современная организационная основа и практическое функционирование этого механизма будут соответствовать основам конституционного строя. Они устанавливают в уточненном варианте нормативно-правовое содержание конституционно-статусных характеристик человека в качестве равноценного участника конституционного использования права и носителя ценностей правовой демократии, чем призваны обеспечивать достоинство личности во всех сферах, включая взаимоотношения с государством, с которым гражданин может вступать во взаимоотношения в лице его органов. Именно с судебной деятельностью тесно связано претворение в жизнь осознания непосредственного действия основных прав и свобод как оказывающих в общей системе конституционного регулирования проходящий эффект, в связи с чем правосудие содействует укоренению конституционных ценностей в качестве реального основания и допустимых пределов в отношении и публичной власти, самоорганизации гражданского общества и правомерного поведения как правового регулятора.

Таким образом, все вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что непосредственно институты правосудия наделены функционалом оказывать определяющее воздействие на процесс обеспечения гарантий прямого действия Конституции в аспекте ее верховенства. При этом юридическая ценность Конституции как непосредственного регулятора общественных отношений воплощается через конституционно обусловленное судебное усмотрение. Судебное усмотрение, в свою очередь, служит основанием к разрешению правовых споров (конфликтов) судьей, который руководствуется законом, что проявляется в рамках прямого достоверного соотнесения применимых к конкретному делу отраслевых норм права с конституционными принципами и нормами, и правовой совестью самого судьи.

Основные термины (генерируются автоматически): судебная власть, конституционный строй, правовая жизнь, современное общество, суд, гражданское общество, непосредственное действие, публичная власть, судебная жизнь, судебная защита.

В учебном пособии в доступной и лаконичной форме изложены три курса лекций для студентов-юристов по истории социологии, обшей и правовой социологии. Пособие предназначено для студентов и преподавателей юридических высших учебных заведений, а также всех заинтересованных граждан.

Дивись також:

ИМПИЧМЕНТ

(англ. impeachment - порицание, обвинение) - правовая проце­дура привлечения к суду парламента высших должностных лиц .

МЕДИАТОРИНГ КОНФЛИКТНЫЙ

— направление регуляции социальных конфликтов с помощью по­средничества третьей стороны, в рамках которого рассматриваются разнообразные .

БЕНЕДИКТ

Бенедикт (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) - американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. .

КОНФЛИКТ (традиции

) — направление культурологического исследования проблем социальной конфликтности, изучающее связь и зависимость особенностей зарождения, протекания .

Социальный институт суда

Главная функция суда, как специального государственного органа, состоит в том, чтобы отправлять правосудие. Особая роль суда предопределена тем, что он является наиболее авторитетным арбитром в спорах и конфликтах, разыгрывающихся в сфере правоотношений. П. Рикер определяет суд как регламентированную форму конфликта, перенесенную в вербальную область и исключающую возможность применения насилия сторонами друг против друга. Главным средством борьбы за свои права становится юридическая аргументация. При этом суд решает две основные задачи. Первая состоит в том, чтобы положить конец состоянию неуравновешенной неопределенности. Поскольку спор конфликтующих сторон может продолжаться до бесконечности или до его трагического обострения и даже кровопролития, то право суда вынести взвешенное решение и тем самым поставить точку в социальной распре имеет значительную общественную ценность.

Вторая задача суда имеет еще более гуманный характер и заключается в том, чтобы способствовать примирению враждующих сторон. Благодаря торжеству юридического языка над насилием, суд, как институт власти, призван способствовать общественному миру, поддержанию цивилизованного правопорядка.

В отношении лиц, совершивших правонарушения и преступления, суд выступает социальным, государственным орудием, реализующим нравственно-правовой принцип воздающей справедливости.

Отличительные особенности судебной власти и механизма ее осуществления в цивилизованном государстве — это гласность, состязательность обвинителя и защитника, независимость от других властных структур, коллегиальность в ее разных формах, включая суд присяжных заседателей.

Одна из самых важных задач суда заключается в том, чтобы доказать виновность подсудимого. Вина - морально-правовая категория, оценивающая объективное и субъективное состояние личности, переступившей нравственно-правовые запреты и вынужденной нести ответственность за содеянное. Вина представляет собой среднее звено между проступком (преступлением) и наказанием. Человек, чья вина не доказана и не является объективной реалией, не должен быть наказуем.

Необходимо различать нравственные, моральные и юридические оттенки проблемы вины. Так, нравственная вина предполагает чувства раскаяния и угрызения совести, то есть сложные и драматические коллизии внутри индивидуального сознания, способные подтолкнуть личность к самым неожиданным поступкам, вплоть до суицидных попыток.

Моральная вина — это состояние страха перед внешним осуждением, исходящим от других людей, чувство стыда перед ними. Ее природа преимущественно экстравертна и заставляет придавать внешним оценкам больше значения, чем внутренним самооценкам.

Юридическая вина представляет собой состояние того, кто нарушил конкретную норму положительного права и является правонарушителем. В уголовном праве деяние, нарушающее юридические нормы, может быть вменено в вину, поскольку является продуктом сознательных, волевых усилий субъекта, считающегося вменяемым. Понятие вины неприложимо к неодушевленным предметам, животным и силам природы, явившимся причинами опасных разрушений или гибели людей.

В качестве субъективного состояния вина далеко не всегда служила основанием ответственности и условием наказания. Так, она не принималась во внимание при кровной мести, когда обиженные мстили за нанесенный им ущерб независимо от того, имел ли виновный сознательное намерение нанести вред или нет. Аналогичным образом неправовое, тоталитарное государство, наказывая тех, кого считало виновным, не интересовалось, сознавали они себя таковыми или нет.

Институты государственной власти представляют собой социальные образования, осуществляющие власть и управление обществом.

В современном социуме государственная власть реализуется следующими институтами:

  • парламент – высший законотворческий и представительный властный орган;
  • правительство – главный орган исполнительной власти;
  • президент страны – единоличный государственный лидер, получивший свои полномочия посредством избрания народом;
  • судебная система.

Роль государственных институтов

Механизм страны состоит из системы государственных органов и их функционирования, включая принципы деятельности и ресурсы, обеспечивающие их работу.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Институты представлены в виде крупных групп государственных властных органов. В отличие от этих органов власти, способных как появляться, так и ликвидироваться, институционные образования характеризуются большей стабильностью.

Это свойство определяет роль институтов в механизме государства. Рассматриваемые социальные образования соответствуют важным направлениям деятельности страны, не относясь при этом к сфере этой деятельности. Данная категория дает более абстрактное представление о функционировании государственной власти.

На чем основан конституционный строй

Основы конституционного строя являются важнейшей категорией, определяющей основные принципы государственной организации, взаимоотношений государство – общество, государство – гражданин.

Конституционный строй представляет собой порядок, закрепленный в конституции, гарантирующий соблюдение личностных и гражданских прав и свобод человека.

Основу конституционного строя составляет следующий список принципов:

  • приоритет прав и свобод человека;
  • демократический режим (участие народа в политической жизни страны);
  • полная независимость Российской Федерации во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах;
  • правовое равенство субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство вне зависимости от оснований его получения;
  • экономическая свобода;
  • раздельная организация власти на ветви;
  • гарантии муниципального самоуправления;
  • многообразие идеологий;
  • принцип многопартийности (политический плюрализм);
  • приоритет закона;
  • преобладание общепризнанных международных нормативно-правовых документов над национальным правом;
  • закрепленные правила внесения поправок в Конституцию, которые касаются положений, составляющих основы конституционного строя.

В сфере регулирования ключевых моментов государственной, общественной и личностной жизнедеятельности основы конституционного строя составляют первостепенную нормативную базу, на которой основываются другие позиции Конституции и правотворческой системы.

Эти правила и нормы обладают высшей юридической силой. Остальные нормы Конституции, другие нормативные документы, указы главы страны, постановления правительства имеют законность лишь в случае соответствия основам конституционного строя.

Структура государственных институтов и основа разделения

Принцип разделения власти на ветви является важным компонентом существования демократического государства. Он исключает сосредоточение всех видов власти (законотворческой, исполнительной и судебной) в руках одного человека.

В основе разделения властей на ветви лежит теория, разработкой которой занимался ряд ученых и политических деятелей: Джон Локк, Шарль Луи Монтескье, Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон, Джон Джей и др.

В соответствии с этой теорией:

  1. Правотворческая, исполнительная и судебная власть должны выполняться разными людьми и органами, согласно Конституции.
  2. Утверждается равенство всех ветвей власти перед законом.
  3. Правомочия одной ветви не могут осуществляться представителями другой ветви.
  4. Суды не зависят от политического влияния, судьи независимы, они не сменяются, имеют неприкосновенность и исполняют лишь закон.

Государственное управление в Российской Федерации осуществляется законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Каждый властный орган обладает автономностью.

Глава государства

Президент России является государственным лидером, не входящим в систему ни одной ветви власти. Деятельность главы осуществляется через Администрацию Президента РФ, действующую на правах органа управления государством. Глава государства также является главой Совета Безопасности и Совета обороны.

Правительство РФ – исполнительный орган власти

Правительство Российской Федерации включает Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Министерства, федеральные комиссии, службы, агентства и надзоры, а также государственные комитеты составляют систему федеральных органов.

К правомочиям Правительства относятся:

  1. Разработка и исполнение федерального бюджета, отчетность перед Госдумой.
  2. Реализация в России единой государственной экономической, культурной, научной, образовательной, социальной, экологической политики, а также политики здравоохранения.
  3. Управленческая деятельность над федеральной собственностью.
  4. Принятие оборонительных мер, мероприятий по обеспечению безопасности государства и осуществление внешней политики России.
  5. Деятельность в области соблюдения общественного порядка, обеспечение гражданских прав и свобод, борьбы с неправомерными действиями преступников.
  6. Иные полномочия в соответствии с Конституцией РФ.

Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган

Федеральное собрание представляет собой парламент, состоящий из Совета Федераций (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).

Верхняя палата включает по два представителя (по одному от представительного и исполнительного властного органа) от каждого региона страны. Всего в составе Совета Федераций 178 человек. К полномочиям верхней палаты Федерального Собрания относятся:

  • закрепление корректировок относительно границ между регионами РФ;
  • признание президентского указа о вводе военного/чрезвычайного положения в стране;
  • решение вопроса о возможности применения вооруженных сил РФ;
  • назначение президентских выборов;
  • объявление импичмента главе государства;
  • должностное назначение судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • назначение и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации.

В Госдуму входят 450 депутатов. Их избирают по смешанной избирательной системе. К ведению Государственной Думы относятся полномочия:

  1. Предоставление согласия главе страны на назначения Председателя Правительства России.
  2. Решение вопроса о доверии Правительству страны.
  3. Должностное назначение и отстранение от занимаемой должности Председателя Центрального банка РФ.
  4. Объявление амнистии.
  5. Предъявление обвинений президенту для отрешения его от должности.

Судебная власть в России осуществляется с помощью нескольких видов судопроизводств:

  • конституционного;
  • гражданского;
  • административного;
  • уголовного.
  • независимость от политического воздействия;
  • подчинение Конституции РФ и федеральным законам;
  • единство и неделимость судебной власти;
  • несменяемость судей;
  • неприкосновенность судей;
  • бюджетное финансирование;
  • назначение судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Суда Советом Федерации по представлению президенту страны;
  • назначение судей иных федеральных судов главой государства в законодательной установленном порядке.

Конституционный Суд

В ведении данного органа:

  1. Рассмотрение федеральных законов и иных нормативно правовых актов, международных договоров и других документов на всех уровнях на предмет соответствия положениям Конституции.
  2. Трактовка основного закона Российской Федерации – Конституции.

Верховный Суд

Данный судебный орган стоит во главе судов общей юрисдикции субъектов государства (районные суды, мировые суды) и военных судов округов и флотов (гарнизонные военные суды).

Высший Арбитражный Суд

В компетенции этого органа находятся разногласия на экономической почве и иные дела, рассматриваемые арбитражными судами, которые возглавляются Высшим Арбитражным судом.

Читайте также: