Судебная реформа екатерины 2 список литературы

Обновлено: 20.05.2024

Актуальность темы определяется сложными проблемами, которые решались Российским государством в процессе реформирования системы государственного управления и правоприменительной деятельности суда. При этом, многие из этих проблем имеют глубокие исторические корни. Поэтому исследование этих вопросов с точки зрения историко-юридического подхода имеет не только научно-познавательный, но и практический характер. такой подход дает возможность в правовом плане сравнить специфику процессов преобразования государственно-управленческих институтов в различные периоды развития России. с этой точки зрения наибольший интерес представляют реформаторские процессы, которые происходили в России во второй половине XVIII века в период правления Екатерины Великой. Необходимо отметить, что Российская империя середины XVIII века и Российская Федерация начала XXI века сталкиваются с необходимостью решать аналогичные проблемы, среди которых можно выделить: • необходимая централизация власти; • унификация административной и судебной системы на всей территории страны. Кроме того, задачи, которые стоят на современном этапе перед руководством Российской Федерации, аналогичны тем задачам, которые решались в России в период правления Екатерины II. При этом важно учитывать, что современное российское общество существенно отличается от общества второй половины XVIII века.

Если вас интересует написание дипломной работы по электрике на заказ. Обращайтесь в Work5. Мы подготовим диплом в кратчайшие сроки по низкой цене.

. В то же время, ранее накопленный опыт играет важную роль в законодательной политике и в прогнозировании последствий от принятия каких-либо законов. Общая история реформирования в целом, и судебной системы России и судебной реформы Екатерины II, в частности, связаны с развитием социально-экономического и политического строя России. Эта реформа была следствием определенного кризиса российского общества, в том числе и так называемого кризиса верхов. В обществе началось осознание господствующим классом, правящей верхушкой необходимости проведения преобразований в стране. Екатерина II, так же как и большое количество предыдущих монархов, правление которых продолжалось хоть сколько-нибудь значительное время, стремилась реформировать страну. Это желание объяснялось тем, что Россия досталась ей в тяжелом положении. В стране были значительно ослаблены армия и флот, Россия имела большой внешний долг, так же в стране процветала коррупция, наблюдался коллапс судебной системы и т. д. Екатериной II для каждого сословия был учрежден свой суд. Так, дворян судил земской суд, горожан – магистраты, а крестьян – расправы. Кроме того, были созданы совестные суды, которые состояли из представителей всех трех сословий. Основная функция этих судов была примирительная. Все эти суды были выборными. Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А в качестве высшего судебного органа Российской империи выступал Сенат.

1. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. - СПб.: Питер, 2013. - 592 c. 2. Вурста, Н.И. История России: Даты, события, личности / Н.И. Вурста. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 191 c. 3. Захаревич А.В. История отечества: учебник / А.В. Захаревич. - М.: Дашков и Ко, 2007. – 768 с. 4. Карамзин, Н.М. Полная история России с древнейших времен до наших дней / Н.М. Карамзин. – М.: Вече, 2011. – 512 с. 5. Кириллов, В.В. История России: учебное пособие / В.В. Кириллов. - М.: Юрайт, 2013. - 663 c. 6. Мунчаев, Ш.М. История России: Учебник / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 752 c. 7. Орлов, А.С. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М.: Проспект, 2013. - 528 c. 8. Реформы и реформаторы: Д. С. Мережковский, А. Б. Каменский — Москва, ДРОФА, 2007 г.- 672 с. 9. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. - М.: Эксмо, 2013. - 1024 c. 10. Тайны эпохи Екатерины II: А. В. Шишов — Москва, Вече, 2006 г.- 384 с.

История судебных реформ – одно из важных направлений в системе юридического образования. Она воплотила, переработала и обобщила мировой опыт человечества, в котором подвергались осмыслению такие важнейшие для государствоведения и юриспруденции проблемы, как: сущность власти, формы ее организации и функциональной деятельности, правопонимание, судоустройство и судопроизводство и т.п. Поэтому неудивительно, что многие ученые, историки, юристы обращаются к этой теме, расширяя круг проблем, подвергающихся историческому исследованию.

Содержимое работы - 1 файл

Содержание.doc

В 1764 г. было отменено гетманство на Украине. Автономия Украины была ликвидирована. Вся страна, считала Екатерина II, должна управляться по единым принципам.

В 1765 г. в стране приступили к межеванию земель, которое было призвано упорядочить землевладение и остановить земельные споры.

В 1773 г. был введен принцип веротерпимости.

Но самым крупным мероприятием Екатерины II был созыв Комиссии для сочинения проекта нового Уложения в 1767 году.

II. Недостатки дореформенного суда

В эпоху Екатерины II с наибольшей полнотой выявились абсолютистские тенденции, направленные на устранение локальных различий в управлении, в социальной сфере.

Уже вскоре после своего вступления на престол, Екатерина II нашла, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства, которое в государственном строе Российской империи исследуемого периода создавалось под влиянием буржуазных отношений, утверждения капиталистического уклада в экономике страны при одновременном расширении и углублении феодально-крепостнических отношений, наметившегося в конце столетия кризиса феодально-крепостнического строя, возрастания классовой борьбы, вылившейся в крестьянскую войну под руководством Е.И.Пугачева.

Осознавая несовершенство существующего законодательства и полное отсутствие правопорядка в стране, императрица считала, что многие из прежних указов становились непригодными к исполнению, т. к. авторы их руководствовались устаревшими соображениями, непонятными современникам.

Действительно, трудно представить себе что-то более хаотичное, чем русское законодательство, действовавшее в начале царствования Екатерины II. Здесь мы видим и сборник законов – Соборное Уложение, изданный еще при царе Алексее Михайловиче в 1649 г., и многие статьи, изданные в дополнение к Уложению, и разные Петровские регламенты, и указы, которые изменяли их, и, наконец, разнообразные указы Сената и Верховного Тайного Совета, которые отменяли петровские указы. Следует отметить и тот факт, что все эти указы даже внешним образом не были собраны и были мало известны правительственным органам, кроме немногих старых подьячих, которые из всей монополии знания законов извлекали всяческие для себя выгоды.

К тому же со временем многие статьи Соборного Уложения устарели, многого в Уложении совсем не было предусмотрено. Особо это касалось судебной системы.

Для суда была характерна множественность судебных органов, сложность и запутанность процессуальных требований, невозможность порой определить круг дел, который должен подлежать рассмотрению того или иного судебного органа. Дела бесконечно перекочевывали из одного суда в другой, зачастую возвращались в первую инстанцию, откуда вновь начинали долгий путь верх, на что нередко уходили десятилетия. Другой порок дореформенного суда – взяточничество. Это, наряду с произволом и невежеством чиновников, типичное для всех звеньев государственного аппарата явление здесь приобрело настолько чудовищный, всепоглощающий размах, что его вынуждены были признать даже самые яркие защитники самодержавно-крепостнических порядков. Подавляющее большинство судебных чиновников рассматривали свою должность как средство наживы и самим бесцеремонным образом требовали взятки со всех обращавшихся в суд. Попытки правительства бороться со взяточничеством не давали никаких результатов. Крайне низкая общая грамотность судей, не говоря уже о грамотности юридической, обусловила фактическое сосредоточение всего дела правосудия в руках канцелярских чиновников и секретарей. В дореформенном суде господствовала инквизиционная (розыскная) форма судопроизводства. Процесс проходил в глубокой тайне. Принцип письменности предполагал, что суд решает дело не на основе живого, непосредственного восприятия доказательств, личного ознакомления со всеми материалами дела, непосредственного устного допроса обвиняемого, свидетелей, а опираясь на письменные материалы, полученные во время следствия. Да и доказательства оценивались по формальной системе. Их сила заранее определялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не может быть доказательством. Закон же устанавливал и степень достоверности допускаемых доказательств, деля их на несовершенные и совершенные, т. е. такие, которые давали основание для окончательного приговора и не могли быть опровергнуты подсудимым. Но и среди них особо выделялось признание, для получения его широко применялись пытка.

Екатерине II оставалось воспользоваться трудами своих предшественников, но она предпочла идти не проторенной дорогой, а самостоятельным путем. Императрица задумала составить кодекс новых законов. К тому же этого настоятельно требовала и сама жизнь. Такое решение соответствовало взглядам императрицы, последовательницы французской просветительной литературы, которая хотела дать идеальные законы, основанные на разуме и любви к человечеству, а их она совсем не видела в старых русских законах, которые ей представлялись варварскими. Смотря гуманным взглядом на преступление и наказание, Екатерина II не соглашалась со строгими нормами Елизаветинской комиссии.

Она считала, что законы должны быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа.

И так, первая задача была решена, общие принципы были найдены Екатериной II, но тут ее постигло первое разочарование.

Но с наибольшей наглядностью новые веяния проявились в правовой сфере:

- в кодификации законодательства, которая из технического метода упорядочения права в век Просвещения превратилась в своеобразную форму регулирования социальных отношений;

- в оформлении позитивного государственного права как суммы определенных юридических положений о полномочиях верховной власти и компетенции высших органов управления;

в отделении суда от администрации и более четком устройстве судебных органов;

в законодательном закреплении прав и привилегий сословий и общесословных организаций.

Запрещались пытки в качестве способа судебного доказательства, содержание под стражей подозреваемого, вина которого не доказана.

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Право и государство: теория и практика

История права и государства России

СУДЕБНАЯ РЕФОРМА ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ

1 Грибовский В.М. Высший суд и надзор в России в первую половину царствования императрицы Екатерины Второй. СПб., 1901. С. 2.

во.4 Был изменён порядок рассмотрения апелляционных дел.5

Основная причина неудовлетворительной работы Сената, по мнению законодательницы, заключалась в неразделённости его административных и судебных функций, а также в низких окладах сенатских служащих. Следует добавить, что точных должностных окладов сенаторов и генерал-прокурора вообще не было установлено. Два законодательных акта: Манифест о разделении Сената на департаменты и установлении штатов различным присутственным местам от 15 декабря 1763 г. и, обнародованный одновременно с ним, Манифест о наполнении судебных мест достойными и честными людьми и мерах к прекращению лихоимства и взяток6, призваны были, по мысли императрицы, решить названные проблемы.

4 Полное собрание законов Российской империи (далее - ПСЗ). Т. 16. № 11589, 11596, 11665, 11623.

5 ПСЗ. Т. 16. № 11629.

6 ПСЗ. Т. 16. № 11989, 11988.

7 ПСЗ. Т. 16. № 11989.

таменты наделялись равными правами в рамках своей компетенции и возможностью решать дела от имени всего Сената. Введённый Петром I принцип единогласного решения дел сенаторами остался без изменений.

Первому и пятому департаментам были отданы все государственные дела, касавшиеся доходов и торговли. Второй и шестой - получили великороссийские апелляционные, вотчинные

1 ПСЗ. Т. 16. № 11989.

2 Сборник русского исторического общества. СПб., 1781. Т. 7. С. 279.

3 ПСЗ. Т. 16. № 11989.

и юстицкие, а третий - ведал те же категории дел по Малороссии, Лифляндии и Эстляндии.

В ведении второго департамента находились апелляционные дела, дела, поступавшие из Рекетмейстерской конторы, из экспедиции Сената и Вотчинной коллегии, Судного приказа, розыскных экспедиций, а также дела по генеральному межеванию. В Москве эта категория дел находилась в ведении шестого департамента. Третий департамент занимался делами, поступавшими из Прибалтики и Малороссии, и имел характер административно-судебного учреждения.4 Четвёртый департамент судил все дела военные, поступавшие из Военной и Адмиралтейской коллегий.

Генерал-прокурор оставался при первом департаменте, в других присутствовали обер-прокуроры. Все сенатские департаменты имели равные права и могли решать дела именем всего Сената.

Каждый сенатор мог приостановить рассмотрение дела в своём департаменте и вынести его решение на Общее собрание всех департаментов. В том случае если присутствовавшие на собрании сенаторы не сходились во мнении, генерал-прокурор или обер-прокурор должен был высказать своё предложение по данному делу и только при несогласии с этим сенатором, передать дело на рассмотрение императрице. Генерал-прокурор мог приостановить принятое по делу решение и потребовать его рассмотрения в Общем собрании. Некоторые категории дел он сразу передавал на рассмотрение государыне, и, только получив от неё по делу резолюцию, передавал его для окончательного решения в Общее собрание Сената.

Делопроизводством в Сенате занимались канцелярии, которыми руководили обер-прокуроры. Именно они распределяли дела между отделениями и экспедициями Сената для подготовки их к слушанию в присутствии того или иного департамента. В департаментах дела решались простым большинством голосов. Контролировали производство дел в департаментах (кроме первого) обер-прокуроры, которые также следили за законностью принятых реше-

4 Ефремова Н.Н. Судоустройство России в XVIII - первой половине XIX вв. (историко-правовое исследование). М., 1993. С. 98.

ний. Если для решения рассматриваемого в департаменте дела необходима была высочайшая резолюция или требовалось согласие другого государственного учреждения, а также при необходимости разработки новых норм или изменения старых, обер-прокурор обращался к генерал-прокурору, и тот докладывал императрице. Сложная процедура прохождения дел в Сенате и связанная с этим волокита никак не содействовали эффективности работы этого учреждения.

Как показали последующие события, предпринятая Екатериной Сенатская реформа сама по себе не могла обеспечить желаемых результатов. Она стала лишь началом глобальных административно-судебных преобразований. Начатое реформирование судебной системы не коснулось лишь Главного магистрата и Юстиц-коллегии. Первый продолжал существовать при Екатерине II как центральное судебное учреждение по всем категориям дел посадского населения, а Юстиц-коллегия находилась в Москве и судила все криминальные и судные дела по апелляциям.

Одним из самых ярких явлений второй половины XVIII в., безусловно, был созыв, в соответствии с Манифестом от 14 декабря 1766 г., Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения. Деятельность этого представительного органа, на который императрица возлагала большие надежды, должна была стать отправным пунктом коренных преобразований в стране.

Открытие работы Уложенной комиссии, состоявшееся 30 июля 1767 г., было обставлено с небывалой торжественностью. В этот день в аудиенц-зале Московского Кремля императрица принимала депутатов Комиссии по составлению нового Уложения. Перед нею проходили представляемые ей генерал-прокурором Вяземским дворяне, купцы, крестьяне-однодворцы, инородцы, ставшие первыми в России депутатами. В Грановитой палате были рядами поставлены длинные скамьи, как в английском парламенте. Пятьсот шестьдесят четыре депутата, представлявшие все провинции и сословия России, занимали места не по старобоярскому принципу местничества, а в зависимости от времени приезда в Москву. От крепостных крестьян и духовенства был лишь один предста-

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Судебная реформа Екатерины II – это реформа судоустройства и судопроизводства, осуществленная Екатериной II в 1775 году.

Судебная реформа Екатерины Великой была проведена в 1775 году и историками считается, как продолжение Губернской реформы, для структуризации судопроизводства на всех уровнях в губерниях и уездах. В 1782 году судебная реформа была дополнена полицейской, а после и коллегиальной (1784-1786) реформами.

Главной характеристикой судебной реформы является то, что суд впервые за всю историю России получил полную независимость от административных вышестоящих органов, а также был структурирован для всех сословий.

Причины реформы

Екатерина пришла к власти в 1762 году, изначально обозначив важнейшей задачей полностью изменить систему судов, которая по её мнению слишком устарела и не соответствовала действительности.

Важными причинами для проведения реформы также являлось следующее:

  • необходимость деления функций между административными и судебными учреждениями;
  • перестройка структуры судебных органов;
  • разграничить судебные полномочия на разных уровнях – империя – губерния – уезд.

Готовые работы на аналогичную тему

Суть реформы

Судебная система в стране была выстроена согласно классовому признаку – для каждого социального слоя свой суд, чего только стоили названия этих судов.

Прежде всего, судебная система строилась по классовому признаку - для каждой социальной группы своя форма суда. Причем очень показательными являются названия этих судов:

  • суд – для дворянства;
  • магистрат – для городского населения;
  • расправа – для крестьянства.

На каждом уровне было создано два департамента: первый рассматривал только уголовные дела, а второй – гражданские. В городах, где шли суды над городскими жителями – купцами и мещанами, магистрат являлся выборным органом, жители города сами выбирали его состав. После того как прошли выборы этот состав утверждал сам Губернатор.

Суды для дворян – Верхний земский суд, Нижний земский суд. Суды для горожан – Губернский магистрат, Уездный магистрат. Суды для крестьян – Верхняя расправа, Нижняя расправа.

Крестьянский суд предполагал суды над государственными крестьянами, так как крепостных крестьян, как правило, судили напрямую сами помещики, которые ими владели. Уездные суды были организованы по такому же принципу. Исключение составлял лишь Нижний земский суд, состав которого избирался самими дворянами уезда сроком на три года.

Суды на губернаторском уровне наряду с инстанциями двух групп рассматривали не только уголовные и гражданские дела, но и принимали и рассматривали апелляции, в свою очередь уездные суды рассматривали только инстанции 1 уровня.

Судебная реформа Екатерины Великой 1775 года являлась попыткой наладить систему справедливых судов, но судебная реформа не решила следующие серьезные проблемы.

Сама политика абсолютизма предполагала функционирование общегражданских судов, но создать в 18 веке в России единую систему судов для всех сословий у Екатерины не получилось. В результате суды были отдельными для дворянства, для городского населения и для крестьянства.

Сама по себе идея бессословного суда для России в 1775 году была странной, особенно если учитывать, что в стране было крепостное право, где значительная часть населения была крепостными крестьянами, помимо этого предшествующая судебной, губернская реформа предполагала опору власти исключительно на дворянское сословие, в результате этого дворяне стали полноправной элитой на местах.

Отделение судебной власти от исполнительной. Во многих учебниках по истории пишут о том, что это было достигнуто, но это не совсем так. Все губернские суды назначались и утверждались Правительством, губернатор имел право отменить вынесенный приговор, а все приговоры, касающиеся смертной казни, и вовсе требовали его личного согласия.

Итоги реформы

В результате в стране была выстроена иерархическая судебная система подконтрольных друг другу учреждений.

Увеличилось количество судей, среди чиновников процветало взяточничество во всех инстанциях. Как итог – главная цель реформы выполнена не была.

Таким образом, основа правовой системы была заложена, но с другой стороны появилось большое количество разных инстанций с пересекающимися функциями, что значительно усложняло деятельность. Представители дворянства, несмотря на утвержденную императрицей выборность и независимость судов, по-прежнему влияли на ход рассмотрения дел.

Дополнение к реформе

Судебную реформу принято считать начальным этапом на пути изменения правовой системы в России. В последующие годы реформа была дополнена:

Судебная система времен Екатерины Великой была в отсталом состоянии, поэтому императрица лично участвовала в преобразовании судопроизводства. Был отделен административный аппарат от судебного, и выстроена иерархия органов.

Судебная реформа

Судебная реформа Екатерины II была призвана реорганизовать судопроизводство, императрица лично руководила процессом законотворчества. Если говорить кратко, основные преобразования в этой сфере пришлись на реформу Сената в 1763 году, Губернскую реформу 1775 года, а также издание Жалованной грамоты дворянам в 1785 году.

Причины и предпосылки реформ

Придерживаясь идей эпохи Просвещения, Екатерина Великая взяла курс на европеизацию страны. В плане преобразования судебной системы это означало более цивильный подход к слушанью, а также ориентацию на идеи теоретиков естественного права.

Российская правовая система находилась в отсталом состоянии. Поэтому в первую очередь следовало отделить административный аппарат от судебного, выстроить четкую иерархию судебных органов и разграничить их ответственность по уровням.

Суть преобразований

В 1763 году прошла сенатская реформа. По ее итогам Сенат более не являлся законодательным органом. Отныне эта функция лежала на императрице и ее статс-советниках. Самому же Сенату отводилась роль высшего судебного органа империи.

Это интересно. Согласно проекту Н. И. Панина, Россией должен был управлять Имперский совет — высший орган, состоящий из императора и нескольких его приближенных. Однако Екатерина Великая делиться с кем бы то ни было властью не собиралась, а потому разработки Панина были отвергнуты.

Сенат разделялся на шесть департаментов. Каждый из них возглавлялся обер-прокурорами, подконтрольными генерал-прокурору. Последний нес личную ответственность перед императрицей.

Изменялся и порядок рассмотрения дел. Отныне для вынесения решения требовалась полная единогласность. Если же это не представлялось возможным, дело переходило под юрисдикцию общего сенатского заседания.

Рис. 1. Заседание Сената

В 1767 году был подписан указ, запрещающий крепостным жаловаться на хозяина.

В 1775 году началась масштабная Губернская реформа 141 , затронувшая вопросы судопроизводства. По ее итогам были введены следующие изменения:

  • судебные коллегии и институт выборных заседателей (последние выбирались исходя из того, над выходцем из какого сословия вершился суд);
  • апелляционный суд;
  • раздел инстанций на гражданские и уголовные;
  • Совестный суд (рассматривал незначительные тяжбы);
  • губернаторы не могли влиять на судей, однако в их полномочия входила приостановка вынесения вердикта.

Подсудность по уровням выглядела следующим образом:

  1. Высшей судебной инстанцией являлся Сенат. Он делился на Казенную (гражданскую) и Уголовную палаты.
  2. Верхний земский суд выступал инстанцией губернского назначения. Преимущественно занимался дворянскими спорами.
  3. Нижний земский суд отвечал за судопроизводство в уездах.
  4. Верхняя расправа судила казенных губернских крестьян.
  5. Нижняя расправа разбирала крестьянские дела в уездах.
  6. Губернский магистрат занимался тяжбами горожан и принимал апелляции от городских магистратов.
  7. Городской магистрат также занимался тяжбами горожан.
  8. Совестный суд был создан для ослабления нагрузки на все прочие суды. В его юрисдикцию входили незначительные дела, фигуранты которых не представляли серьезной опасности для общества.

Это интересно. Согласно реформе, выборность судебных представителей должна была обуславливаться сословным фактором. Однако на деле эти должности зачастую занимали только дворяне. Взяточничество в России было развито уже в те времена.

В 1782 году Екатерина II подписала указ о создании Управы благочиния. В результате она являлась аналогом современной полицейской структуры. В ее функции входили:

  • надзор за соблюдением порядка и законности;
  • исполнение приговоров;
  • следственные мероприятия;
  • рассмотрение мелких уголовных дел (до 20 рублей).

В 1785 году была издана Жалованная грамота дворянству 141 . Она затрагивала правовые вопросы частично, однако это не умаляет ее значения:

  • имущество осужденных дворян не подвергалось конфискации, его надлежало передавать наследникам;
  • вершить разбирательство над дворянином мог только равный по положению.

Рис. 2 Жалованная грамота для дворянского сословия

Последствия реформы

Судебная реформа Екатерины II выстроила вертикаль судебной власти, а также прописала полномочия того или иного органа. С одной стороны, благодаря ориентации на идеологию Просвещения в Российской империи были заложены основы правовой системы, включая выборность отдельных должностей, чего ранее Русь не знала в принципе. Но с другой, были и существенные минусы.

Например, значительно увеличилось число чиновников и судей. Расцвело взяточничество. Желающие решить вопрос в свою пользу теперь платили не в одну инстанцию, а в несколько. Причем эти инстанции далеко не всегда обладали четко прописанными полномочиями. Некоторые из них зачастую вообще имели схожую сферу деятельности. Кроме того, институт выборных заседателей на деле не был реализован в полной мере. Нередко такие должности занимали представители дворянского сословия через ту же систему взяточничества.

Читайте также: