Судебная практика по проведению митингов

Обновлено: 26.04.2024

"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ > Особенная часть > Раздел VII > Глава 19 > Статья 149. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них

Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, -

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к ст. 149 УК РФ

Согласно Конституции РФ (ст. 31) граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Исходя из этого основным объектом преступления выступают отношения по возможности в установленном порядке проведения или участия в собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании.

В зависимости от способа воспрепятствования осуществлению указанного права возможен дополнительный объект, которым могут выступать: здоровье лица, интересы государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

Объективная сторона преступления выражается в выполнении любого из альтернативных действий:

1) незаконном воспрепятствовании проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования (например, незаконное запрещение их проведения);

2) незаконном воспрепятствовании участию в них (лицо не пустили на митинг или удалили с него);

3) принуждении к участию в них.

В качестве обязательного признака объективной стороны включен способ совершения преступления - применение насилия или угроза его применения, использование служебного положения.

Под насилием понимается физическое воздействие на потерпевшего, выразившееся в подавлении и устранении его сопротивления, нанесении ударов, побоев, умышленном причинении легкого вреда здоровью.

Под угрозой применения насилия понимается психическое воздействие на потерпевшего, выразившееся в демонстрации готовности нанести удары, побои, умышленно причинить вред здоровью.

Причинение тяжкого или причинение при отягчающих обстоятельствах средней тяжести вреда здоровью потерпевшему требуют дополнительной квалификации по соответствующим статьям Особенной части УК РФ. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 119 УК РФ), побои (ст. 116 УК РФ) и причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ) охватываются рассматриваемым составом преступления и дополнительной квалификации не требуют.

Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации .

См.: ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" // СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2485.

Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования будет незаконным, если оно выразится в их необоснованном запрете вопреки нормам закона либо под благовидным предлогом, оборудовании заграждений или выделении сил охраны правопорядка для недопущения людей к месту проведения разрешенной, законной акции, а равно в разгоне уже начавшегося собрания, митинга или шествия.

Как незаконное воспрепятствование участию в публичном мероприятии или принуждение к участию в нем может рассматриваться физическое или психическое воздействие на человека, в результате которого он вынужден принять участие либо отказаться от участия в мероприятии, например угроза увольнением с работы, переводом на нижеоплачиваемую должность, рукоприкладство и т.п.

Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения любого из деяний, образующих объективную сторону преступления. Преступление составляют действия, препятствующие только законному проведению указанных акций или участию в них. Условия и порядок проведения акций установлены Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" .

СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2485.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что незаконно препятствует проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждает к участию в них, совершает это деяние, используя свое служебное положение, применяет насилие или угрозу его применения, и желает выполнить такие действия.

В зависимости от обстоятельств совершения преступления субъект преступления может быть как общий - вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, так и специальный - должностное лицо либо лицо, выполняющее незаконные действия в силу своего служебного положения.

Судебная практика по статье 149 УК РФ

отказано в возмещении морального вреда в связи с его оправданием по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 15 и ч. 2 ст. 149 УК РСФСР.
Заслушав доклад судьи Климова А.Н., объяснение осужденного Васильева В.А. в режиме видеоконференц-связи, поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, мнение прокурора Гуровой В.Ю., полагавшей постановление оставить без изменения, Судебная коллегия

Черненко Константин Геннадьевич, . судимый: 20 февраля 1996 года по ст. 15, ч. 2 ст. 144, ч. 2 ст. 144, ч. 1 ст. 149, ст. 40, 44 УК РСФСР к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года; 12 марта 1999 года по ч. 2 ст. 108 УК РСФСР к 8 годам лишения свободы, на основании ст. 41 УК РСФСР к 9 годам лишения свободы, 1 июля 2005 года освобожден условно-досрочно на 4 месяца 16 дней, -

на постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 24 июля 2019 года, которым удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Республики Беларусь о выдаче Демянчука И.В. для привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 149, ч. 4 ст. 209 УК Республики Беларусь, оставлена без удовлетворения.

Из материалов дела усматривается, что приговором Томского областного суда от 14 октября 1991 г. Сухинин В.А. осужден по совокупности преступлений, предусмотренных пунктами "г", "з" статьи 102, части 1 статьи 144, части 2 статьи 149 Уголовного кодекса РСФСР, к исключительной мере наказания - смертной казни. Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 28 февраля 1992 г. данный приговор оставлен без изменения. 10 марта 1992 г. и 20 августа 1992 г. Сухинин В.А. обратился с письменными ходатайствами о помиловании. Рассмотрев эти ходатайства, Президент Российской Федерации, руководствуясь принципом гуманности, издал Указ о его помиловании, которым Сухинину В.А. смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы.

Уткин А.П. . ранее судимый 05 мая 1995 года судебной коллегией по уголовным делам Саратовского областного суда (с учетом изменений, внесенных Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации 20 июля 1995 года) по ст. 102 п. п. "а", "е", "н", ч. 1 ст. 149, п. п. "а", "в" ч. 2 ст. 146 УК РСФСР к 15 годам лишения свободы с конфискацией имущества, освобожден 12 мая 2009 года на основании постановления Пугачевского районного суда Саратовской области от 29 апреля 2009 года условно-досрочно на 4 месяца 14 дней,

важно

В статье 31 Конституции РФ закреплено право граждан на проведение собраний, митингов, пикетов, шествий, демонстраций. В статье четко прописано, что граждане имеют право собираться мирно, без оружия. Именно мирные, публичные мероприятия позволяют россиянам выразить свободно свои мысли, выдвинуть определенные требования по вопросам политической, экономической, социальной, культурной жизни страны.

Кроме того, в статье 5 того же закона обозначено, что организатор митинга, публичного мероприятия может проводить его в специально отведенном или приспособленном для этого месте, обеспечивая при этом безопасность граждан.

Также организатор обязан:

  1. Подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или в местную администрацию уведомление о проведении митинга. Уведомление представляет письменный документ, посредством которого передаются сведения о проведении митинга в целях обеспечения безопасности и правопорядка.
  2. За 3 дня до проведения митинга проинформировать властей о принятии или непринятии предложений об изменении места, времени митинга.

Организатор митинга не имеет право проводить его, если уведомление о проведении не было подано в срок, или митинг не был согласован, не были согласованы изменения по ответу властей. Если же организатор проведет мероприятие, то митинг будут считать несанкционированным.

По сути, если организатор не сообщил местную администрацию о проведении митинга, проигнорировал выдвинутые требования, то митинг будет несанкционированным. Если же был получен положительный ответ от властей, то мероприятие можно проводить на законных основаниях.

Обратите внимание на еще один важный документ — регламент проведения митинга. В этом документе организатор должен сообщить повременное расписание, или почасовой план основных этапов публичного, массового мероприятия. Также стоит указать всех ответственных лиц и задействованные транспортные средства. В случае непредоставления регламента местным властям, митинг будет незаконен!

Когда еще митинг будет незаконным?

  1. Если его организатором выступает лицо, ограниченное в дееспособности или недееспособное.
  2. Если организатор — гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо лицо, имеющее непогашенную судимость за совершение административных правонарушений.
  3. Если организатором захотела стать политическая партия, общественное или объединения, деятельность которых приостановлена или запрещена.

За проведение несанкционированного митинга грозит административная и даже уголовная ответственность.

Ответственность за участие или организацию несанкционированного митинга, акции или демонстрации

Рассмотрим в таблице, какое административное наказание может грозить организаторам несанкционированного митинга, согласно статье 20.2 КоАП РФ.

— Для должностных лиц штраф — от 15 000 до 30 000 руб.

— Штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб.

— Обязательные работы в течение 50 часов.

— Административный арест на 10 суток.

Должностные лица будут обязаны выплатить штраф в размере от 20 000 до 40 000 руб.

2. Создание помех доступу граждан к их домам или объектам транспортной, социнфраструктуры.

— Выплатить штраф — 30 000 — 50 000 руб.

— Выполнить обязательные работы на срок до 100 часов.

— Отбыть наказание в виде ареста на 15 суток.

Должностные лица выплачивают штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб.

— Выплатить штраф — от 100 000 до 300 000 руб.

— Выполнить обязательные работы в течение 200 часов.

— Отбыть наказание в виде ареста на 20 суток.

Должностные лица выплачивают штраф — от 200 000 до 600 000 руб.

— Выплачивать штраф в размере от 150 000 до 300 000 руб.

— Отбывать наказание в виде ареста на 15 суток.

— Выплатой штрафа в размере от 150 000 до 300 000 руб.

— Выполнением обязательных работ в течение 200 часов.

— Отбыванием наказания в виде ареста на 30 суток.

Также организатор митинга несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участникам мероприятия. Согласно части 6 статьи 5 ФЗ-№54, возмещение вреда осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.

Что грозит участникам несанкционированных мероприятий?

Рассмотрим в таблице, какие наказания и за что могут быть гражданам, которые становятся участниками незаконных митингов, акций, демонстраций.

— Обязательные работы на срок до 200 часов.

— Штраф от 10 000 до 20 000 руб.

— Обязательные работы на срок до 100 часов.

— Административный арест на 15 суток.

Уголовная ответственность за организацию или участие в несанкционированных митингах, собраниях

Граждане-участники или организаторы, которые неоднократно совершали указанные выше правонарушения и привлекались к административной ответственности по статье 20.2 КоАП РФ более двух раз в течение 180 дней, будут привлечены к уголовной ответственности по статье 212.1 УК РФ.

В соответствии со обозначенной статьей, россиянам грозят такие наказания:

  1. Штраф от 600 000 до 1 000 000 руб. или в размере дохода осужденного за период от 2 до 3 лет.
  2. Обязательные работы на срок до 480 часов.
  3. Исправительные работы на срок от 1-2 года.
  4. Принудительные работы на срок до 5 лет.
  5. Лишение свободы на срок до 5 лет.

Кроме того, в российском уголовном законодательстве предусмотрена ответственность за причинение насилия в отношении представителя власти — статья 318 УК РФ. Максимальное наказание — лишение свободы до 5 лет.

Представителем власти считается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Действия участников митинга, которые считаются противоправными

Законодательно закреплены не только права и обязанности участников митинга, но и противоправные действия.

Участники публичных мероприятий, в том числе митинга, не вправе:

  1. Скрывать свое лицо, использовать маски, применять маскировку и предметы, которые затрудняют идентификацию личности человека по его внешним признакам.
  2. Иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению.
  3. Иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе.
  4. Находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
  5. Совершать иные противоправные действия, нарушающие общественный порядок. Например, ругаться нецензурной бранью, показывать непристойные жесты, призывать к насилию, неповиноваться законным требованиям сотрудника полиции и т. п.
  6. Причинять вред людям или их имуществу.
  7. Не соблюдать общественный порядок и регламент проведения мероприятия.
  8. Нарушать требования по обеспечению транспортной безопасности, безопасности дорожного движения.

Участники митинга обязательно должны исполнять все требования организаторов, а также правоохранительных органов и уполномоченных лиц, представителей власти и местного органа самоуправления.

Участие в несанкционированных митингах несовершеннолетних – кто несет ответственность

Что грозит родителям, опекунам, представителям?

В силу возрастных, психических и интеллектуальных особенностей детей, их право на участие в управлении делами государства отсутствуют. Ответственность за деяния несовершеннолетних ложится на плечи их родителей, опекунов, а также тех лиц, кто, согласно документации, за них отвечает (например, воспитатели детских учебных заведений закрытого типа и т.п.).

За участие в несанкционированном митинге, собрании, родители или законные представители ребенка будут привлечены к ответственности по статье 5.35 КоАП РФ. Данная статья предусматривает наказание в виде штрафа от 100 до 500 руб. за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями, законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию несовершеннолетних.

Выносить решение об административном правонарушении несовершеннолетнего будет Комиссия по делам несовершеннолетних. Кроме того, с родителями и ребенком обязательно должна вестись профилактическая работа.

Чего ожидать несовершеннолетнему?

Если гражданину нет 16 лет, то его поставят на учет в КДН, с ним специалисты будут проводить индивидуальную работу.

Если же гражданину исполнилось 16 лет, то за участие в несанкционированном митинге ему грозит, согласно части 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ:

  1. Либо штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб.
  2. Либо выполнение обязательных работ в течение 100 часов.
  3. Либо административный арест на 15 суток.

Решение о наказании будет выносить судебная инстанция, так что избежать наказания вряд ли получится.

Что будет организаторам, вовлекшим в митинг несовершеннолетних?

Для организаторов несанкционированных мероприятий, которые вовлекли несовершеннолетнего или несовершеннолетних граждан, и побудили их участвовать в незаконном собрании, митинге, шествии, пикете, предусмотрена административная ответственность по статье 20.2 КоАП РФ в виде:

  1. Штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.
  2. Обязательных работ на срок от 20 до 100 часов.
  3. Административного ареста на 15 суток.

Если организатором выступало не физическое лицо, а должностное, то его ожидает штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. Юридические же лица по данной статье будут вынуждены заплатить штраф равный — 250 000 — 500 000 руб.

Выносить решение о правонарушении для организатора будет суд. Ответственность по указанной статье КоАП РФ наступает с 16 лет.

Также предусмотрена уголовная ответственность за организаторов, если они побудили несовершеннолетнего причинить вред здоровью гражданину, подтолкнули к осуществлению преступления. В этом случае организатору будут грозить наказания, согласно статье 150 и 151 УК РФ.

Защита участников митинга при незаконном привлечении к ответственности

В соответствии со статьей 25.5 КоАП РФ, если в отношении гражданина возбуждено дело об административном правонарушении, он может попросить защиты и помощи юриста, адвоката.

Получается, если вас задержали на митинге и доставили в отделение полиции, то вы имеете право пригласить своего защитника.

Юристы отмечают, что оспаривать задержание проще, когда материал не составлен и не подписан. Если же документ вы уже подписали, и он докажет вашу вину, то разбираться с делом будет сложнее. Так что, если вам вменяют административное правонарушение, которое вы не совершали — не подписывайте никакую документацию и звоните сразу нашим юристам.

Срок задержания в отделении полиции составляет 3 часа, если наказание не предполагает административного ареста. По статьям 20.1, 20.2 КоАП РФ вас могут задержать на 48 часов.

наказывается штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечание. Нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, совершенным лицом неоднократно, признается нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, более двух раз в течение ста восьмидесяти дней.

Комментарий к ст. 212.1 УК РФ

2. Объективная сторона преступления выражается в действиях, нарушающих установленный порядок организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно.

Понятие неоднократности дано в примеч. к комментируемой статье, согласно которому нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, совершенное лицом неоднократно, признается нарушением данного порядка, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП, более двух раз в течение 180 дней.

Из этого следует, что лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 212.1 УК лишь в том случае, если оно совершает административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.2 КоАП, как минимум в четвертый раз и если оно до этого ранее привлекалось не менее трех раз к административной ответственности за такие административные правонарушения в течение 180 дней. Если лицо привлекается к административной ответственности за третье административное правонарушение в более поздний срок, например на 181 день, то неоднократность отсутствует. Кроме этого, необходимо, чтобы ко времени привлечения лица к уголовной ответственности все ранее вынесенные судебные постановления (не менее трех) о привлечении его к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.2 КоАП, вступили в законную силу. Это следует из требований ч. 2 ст. 1.5 КоАП, о том, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело, и ст. 31.1 КоАП, определяющей порядок вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. Также необходимо учитывать требования ст. 4.6 КоАП о том, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня исполнения данного наказания.

С учетом этого Постановления КС РФ, Постановлением Президиума ВС РФ было возобновлено производство по уголовному делу в отношении осужденного по ст. 212.1 УК Дадина И.И. ввиду новых обстоятельств и состоявшиеся по уголовному делу судебные решения были отменены, а уголовное дело прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК в связи с отсутствием в деянии состава преступления. В данном Постановлении указано, что на момент участия Дадина И.И. в публичном мероприятии, состоявшемся 05.12.2014, в связи с которым он был привлечен к уголовной ответственности и осужден по ст. 212.1 УК РФ, отсутствовали вступившие в законную силу судебные постановления о его привлечении не менее трех раз в течение 180 дней к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.2 КоАП. Следовательно, утверждать о неоднократности нарушений Дадиным И.И. установленного порядка проведения публичного мероприятия, являющейся одним из императивных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 212.1 УК РФ, оснований не имелось. Установлено, что до 05.12.2014 Дадин И.И. три раза привлекался к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.2 КоАП, и подвергался административным наказаниям каждый раз в виде штрафа по постановлениям судей районного суда от 4, 23 и 26 сентября 2014 г. Однако постановления судей от 4 и 23 сентября 2014 г. были обжалованы в интересах Дадина И.И. его защитником и оставлены без изменения вышестоящим судом лишь 16.03.2015, хотя к этому времени Дадин И.И. уже был привлечен к уголовной ответственности. Не было обжаловано лишь постановление судьи от 26.09.2014, и оно вступило в законную силу по истечении срока, установленного для обжалования .
———————————
См.: Пост. Президиума ВС РФ от 22.02.2017 N 43-П17.

3. В ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ определены понятия собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Собрание — совместное присутствие граждан, коллектива в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на ТС, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

4. Состав преступления формальный, считается оконченным с момента совершения нарушения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования лицом, которое ранее не менее трех раз было подвергнуто административному наказанию за административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.2 КоАП, в течение 180 дней, и все решения судов об этом вступили в законную силу ко времени привлечения лица к уголовной ответственности.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Субъект осознает, что совершает нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, будучи ранее привлеченным за такое административное правонарушение не менее трех раз в течение 180 дней, и желает этого. Мотив и цель могут быть любыми, они значения для квалификации не имеют, но могут быть учтены при назначении наказания.

6. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, ранее не менее трех раз привлекавшееся к административной ответственности в течение 180 дней по ст. 20.2 КоАП.

Еще недавно вся страна стала свидетелем проведения массовых митингов, шествий и демонстраций, направленных на “борьбу с коррупцией и произволом власти”. Думается, что стоит оставить за рамками данной статьи социально-политические аспекты этих мероприятий, презюмируя несанкционированность их проведения в рамках текущего законодательства.

Наиболее массовым и резонансным публичным мероприятием стала акция 12 июня 2017 года под наименованием “Он вам не Димон” (2-я по счету, после акции 26 марта), которая была устроена в связи с выходом фильма-расследования о деятельности Премьер-министра. Эта акция стала и наиболее подверженной репрессиям, по сведениям СМИ в Москве и СПБ было задержано около 1200 человек[1], часть из которых была привлечена к ответственности по статьям 20.2 и 19.3 КоАП РФ.

Немного о фактических обстоятельствах (в Санкт-Петербурге). В ходе проведения акции к Марсовому полю были подогнаны автобусы, а соответствующие должностные лица с рупорами извещали собравшихся людей о несанкционированности данного митинга, нарушении норм 54-ФЗ "О собраниях, демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях", а также моего любимого Указа Президента РФ от 09.05.2017 г. N 202 "Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации Чемпионата Мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка Конфедераций FIFA 2017 г”, который впоследствии очень удачно совпал с охраной и обеспечением пенсионной реформы. Далее люди приглашались проехать в Удельный парк (место, где было согласовано проведение мероприятия) или разойтись. Подход властей был таков: “Кто не услышал, сам виноват”.

Спустя определенное количество тщетных попыток властей призвать собравшихся разойтись добровольно, ими были предприняты меры по задержанию. В дальнейшем многие из задержанных были привлечены по двум статьям КоАП одновременно, так как призыв властей через громкоговоритель был квалифицирован судами в качестве “законного требования сотрудника полиции”. Эта позиция властей в купе с судами, среди которых флагманом политики в Санкт-Петербурге стал Дзержинский районный суд, породила определенно новый подход к репрессированию незаконно митингующих, дав властям серьезный инструмент давления на гражданское общество, что породило много споров как в прессе, так и среди юристов о правомерности и справедливости такого рода санкций.

Итак, теперь стоит перейти к юридическому аспекту. Как и было сказано выше, многие лица были привлечены по статьям 20.2 (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания), ч.5 и 19.3 (Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции), ч.1 одновременно. Это подтверждается многочисленной практикой: Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 06.09.2017 N 4а-1094/2017 по делу N 5-402/2017[2], Решение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2017 N 12-1427/2017 по делу N 5-457/2017, Решение Санкт-Петербургского городского суда от 07.09.2017 N 12-1922/2017 по делу N 5-555/2017, Решение Санкт-Петербургского городского суда от 29.06.2017 N 12-1117/2017 по делу N 5-426/2017 и т.д.

Опять же, поскольку мною презюмировалась несанкционированность митинга, привлечение по 20.2 в этой статье критиковать не буду. Вопрос вызывает привлечение по 19.3 или же одновременная ответственность по 2-м статьям КоАП РФ. Напомню, что статья 19.3 предполагает более жесткую санкцию, в чем собственно и есть суть кейса.

Практика привлечения по статье 19.3 была оправдана судами с мотивировкой: “участники такового были неоднократно информированы сотрудником полиции, осуществляющим обязанности по охране общественного порядка, посредством громко-усиливающей аппаратуры о нарушении требований п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ, и необходимости прекратить митинг и разойтись, что с очевидностью свидетельствует о доведении данной информации до участников публичного мероприятия”.

Казалось бы, каждый здравомыслящий юрист должен подумать: можно ли привлекать по статье 19.3 в случае наличия специальной нормы в статье 20.2? Правомерно ли привлекать одновременно по 2-м статьям, нет ли нарушения принципа запрета двойного наказания за одно правонарушение (Non bis in idem)?

На такого рода доводы защиты судами был выдвинут следующий аргумент-обоснование решения: “Довод С. о том, что он дважды привлечен за одно и то же, так как в отношении него по тем же самым обстоятельствам вынесено постановление по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, также нельзя признать обоснованным доводом жалобы. Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3КоАП РФ, имеет другой родовой объект, а именно в данном случае объектом посягательства являются отношения в сфере порядка управления, тогда как административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2КоАП РФ, посягает на общественный порядок и общественную безопасность”.

В принципе, все решения судов по поводу участия в несанкционированных митингах очень схожи, даже можно сказать шаблонизированны. Никого не смутило, что де-факто 1 деяние посягает сразу же на 2 объекта, что тут определенно присутствует конфликт специальных и общих норм, не говоря уже про доказательственную базу всех этих дел.

Соответствующие жалобы по поводу нарушения ст.4 ч.1 Протокола №7 к Конвенции (“Никто не должен быть повторно судим или наказан в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же Государства за преступление, за которое уже был оправдан или осужден в соответствии с законом и уголовно- процессуальными нормами этого Государства”), где будет рассматриваться вопрос о соотношении ч.1 ст. 19.3 и ч.5 ст. 20.2, были поданы в ЕСПЧ и объединены 15 июня 2018 года в 1 производство, но их рассмотрение по существу еще придется ждать довольно долго.[3]

Исходя из выработанной практики Европейского суда, к административно-правовым нормам могут быть применены уголовно-правовые гарантии Конвенции[4], таким образом статья 4 протокола номер 7 может быть применена по отношению к нормам КОАП РФ. Подход ЕСПЧ к запрету двойного осуждения довольно четко сформулирован в деле Сергей Золотухин против Российской Федерации[5]: Двойная ответственность за одно нарушение представляет собой неразрывную объективную связь в деяниях совокупности фактов и обстоятельств (во времени, в пространстве и по предмету), независимо от охраняемых законом интересов и правовой квалификации. Субъективная связь деяний лишь может свидетельствовать о наличии объективной связи. Суды должны выявить степень идентичности и связи между фактическими обстоятельствами в деяниях.

Таким образом, аргумент отечественных судов о том, что данные правонарушения направлены на нарушение различных охраняемых законом интересов, в связи с чем могут попадать под различные санкции, не может быть принят как решающий. В данном случае важно то, что время, пространство, воля лица в 2-х деяниях совпадают, соответственно использовать необходимо специальную норму.

И вот 26 июня 2018 г. эта проблема наконец была затронута долгожданным Постановлением Пленума ВС №28:

Пункт 33 гласит, что “Судам следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях. К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП РФ”.

Вроде бы это победа над антиправовым подходом, методом невежества и полицейской дубинки, но грустно то, что такое простое решение дошло до наших судов спустя огромное количество времени и жертв этой практики. Как вы считаете, чем объясняется столь кардинальный поворот?

Читайте также: