Суд над виссарионом чем закончился

Обновлено: 14.05.2024

Виссарионовцы, Церковь последнего завета, Община единой веры — все это названия одной из старейших сект современной России. Основал ее 30 лет назад сержант ППС Сергей Тороп. Он надел красный хитон, сменил имя на Виссарион, набрал последователей, которые стали почитать его появление как второе пришествие Христа. За учителем адепты ушли под Красноярск, в саянскую тайгу, и там вот уже 30 лет строят идеальный мир. Он замешан на вере в единого бога, гармонии с природой, любви к ближнему. Приправлен коммунистическими идеалами равенства. Полит потом и кровью создателей.

Патриархи Церкви последнего завета (ЦПЗ) Виссарион (Сергей Тороп) и два его ближайших сподвижника, Вадим Редькин и Владимир Ведерников, были задержаны сотрудниками ФСБ 22 сентября 2020 года. Из Обители Рассвета — поселении ЦПЗ на озере Тиберкуль в Восточном Саяне — их на вертолетах вывезли в Новосибирск. Там предъявили обвинение в создании религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами (часть 1 статьи 239 УК РФ), и в причинении тяжкого вреда здоровью двух и более граждан (часть 3 статьи 111 УК РФ). После этого взяли под арест. Сейчас следствие наращивает количество потерпевших в деле (их пока 19). Последователи Виссариона думают, как его спасти.

22 сентября 2020 года. Задержание Виссариона

22 сентября 2020 года. Задержание Виссариона Скрин с видео СКР / YouTube

Коммунизм не для всех

На память о тех временах у него остались три позвоночных грыжи, опустившаяся почка и психоэмоциональное расстройство. У руководства ЦПЗ — коттеджи на Горе.

Признается, что одним из первых начал сотрудничать с ФСБ. Не из любви к государству, а из страха за свою жизнь.


Расцвет общины Виссариона пришелся на конец 1990-х и 2000-е годы. К этому времени адепты ЦПЗ расселились по 40 селам на юге Красноярского края. Преимущественно в Курагинском и соседнем Куратузском районах. Их численность достигла 5 тыс. человек. За последнее десятилетие количество виссарионовцев уменьшилось, по данным пресс-службы губернатора края, до 4 тыс. человек. В основном они концентрируются в деревнях Черемшанского сельсовета: в Петропавловке, Черемшанке, Гуляевке, Жаровске.

Петропавловка, как и другие поселения виссарионовцев, поражает своим нетипичным для российской деревни видом. Прежде всего размерами. К концу 1990-х годов здесь было 40 домов, сейчас — 600. Свободные участки под застройку кончились. За сотку земли просят 50 тыс. рублей и выше, участки с домами продаются по 2,5–3 млн рублей. Бывали примеры, когда дома здесь выставляли по 15–20 млн рублей.

На данный момент, по словам деревенского старосты Сергея Козловского (тоже виссарионовца), в Петропавловке больше 1 тыс. жителей, в том числе 287 детей. Это еще одна особенность виссарионовских поселений. За счет аномально высокой рождаемости здесь демографический бум. Красноярские власти даже вынуждены были недавно раскошелиться на строительство в Петропавловке новой школы на 100 мест и фельдшерского пункта.

В архитектуре — полная эклектика. Китайские пагоды, немецкие фахверки, адриатические виллы и замки из диснеевских мультиков соседствуют с рублеными избами.

Огромная масса детских кружков — еще одна особенность виссарионовских общин. Досуг взрослых тоже на уровне: кафе, клубы, где учат танцевать сальсу, симфонический оркестр, поэтические сборники, своя газета и аэродром.

Проблемы с рабочими местами есть, но не настолько критичные, как в других деревнях страны. Удивляет обилие ремесленных мастерских: рисуют, лепят, плетут, шьют, куют. Производят сыр, крафтовый хлеб, музыкальные инструменты. Созданы свои линейки косметических изделий. Последний писк — зубная паста из натуральных ингредиентов.

Виссарионовские общины совершенно не производят впечатление деструктивной секты, про которую рассказывают потерпевшие. Им словно удалось построить народную демократию.

Город Солнца

Истовые последователи Виссариона живут на Горе. Город Солнца, как его окрестили журналисты, Обитель Рассвета, как именуют сами адепты. Официально она оформлена как микрорайон поселка Жаровска. Обитель Рассвета — потому что в день рождения Виссариона, 14 января 1961 года, на Земле началась новая эпоха — эра Рассвета. Сейчас идет ее 61-й год. От Жаровска к Обители через лес и два хутора проложена 22-километровая дорога — улица Лесных Духов.

Есть тут и властная вертикаль. Основная часть горцев живет внизу, в Городе, который возник на месте вырубленной тайги. Средний ярус, Небесная Обитель — для руководства ЦПЗ, включая самого Виссариона. Верхний уровень, на самой макушке горы Сухой, — Храмовая вершина. Там строится новая общинная церковь.

400 ружей и World of Tanks

Золото, лес, срубы

Еще среди последователей ЦПЗ популярно мнение, что идеологические предпосылки атаки силовиков совпали с экономическими. Татьяна Денисова вспоминает о противостоянии планам возить самосвалами мимо деревень медную и молибденовую руду с Ак-Сугского месторождения в соседней Тыве. Говорит, что к этому проекту имели отношение структуры, аффилированные с Михаилом Прохоровым, Александром Хлопониным и его преемником на посту губернатора Львом Кузнецовым.

Много говорят о планах начать добычу золота по Казыру и притокам, а также редкоземельных металлов в районе Табратского болота. От него до Обители Рассвета всего пара километров.

Сейчас цена золота по курсу ЦБ РФ составляет около 4,3 тыс. рублей за один грамм, в таре объемом литр по таблицам плотности умещается 19,3 кг золота — т. е. литр золота стоит примерно 83 млн рублей. Понятно, что золотой песок — это не само золото и вес реального металла будет ниже. Надо также учитывать особенности черного рынка. Но все-таки понятно и то, что эта деятельность может приносить огромную прибыль.

Дело по-тихому замяли, его самого перевели на другой участок.

Медведев, Мишустин, Усс

Рубка домов из кедра — один из самых прибыльных местных промыслов. По словам Байкова, в 2000-х годах его здесь начали развивать структуры, связанные с Еленой Батуриной, женой покойного Юрия Лужкова. Виссарионовцы быстро поняли суть и перехватили инициативу. Сейчас цена одного сруба начинается от 8 млн и нередко превышает 20 млн рублей. Четыре главные рубочные площадки и пилорама находятся возле Петропавловки. Все они управляются выходцами из общины Виссариона.

На Горе тоже много говорят о рубочных площадках как точке притяжения внимания следователей, занимающихся делом Виссариона. Но в связке с нынешним красноярским губернатором Александром Уссом.

Староверов упоминает о том, что к проходившей в 2019 году в Красноярске Универсиаде рубщики получили от краевых властей заказ на строительство нескольких деревянных объектов на острове Татышев: входной группы, сцены, избушки.

Сын Староверова участвовал в строительстве губернаторской резиденции. Мужчина считает, что это всего лишь бизнес, но признает, что сейчас этому аспекту уделяется очень много внимания.

Здесь часто вспоминают об экс-главе Счетной палаты края Татьяне Давыденко, которая в 2019 году, во время масштабных лесных пожаров в Сибири, заявила на всю страну, что с территории по году вывозят леса на 47 млрд рублей и большая часть из этого объема, на 33 млрд рублей, отправляется в Китай. Давыденко не исключала, что пожары — дело рук лесной мафии, желающей скрыть масштабы незаконных вырубок.

Один из жителей края, знакомый с лесопромышленной сферой, на условиях анонимности высказал соображение, что лес палят сами красноярцы. Он утверждает, что часто горят именно те наделы, которые власти выделяют подконтрольным китайцам пильщикам.

Бывший сотрудник ФАПСИ и последователь учения Виссариона, а ныне учитель истории в школе Петропавловки Андрей Коломин говорит, что за деятельностью общины следили всегда. Он упоминает, что первым материалы о связи виссарионовцев с властными и силовыми структурами собрал еще депутат Госдумы первого созыва Виталий Савицкий.

В администрации Усса подчеркивают, что, помимо школ виссарионовцев, в Красноярском крае субсидируются еще и четыре православные школы. Все они имеют лицензию на образовательную деятельность и государственную аккредитацию. Деньги направляются исключительно на оплату труда педагогов, покупку учебников и необходимых пособий. И никакого второго дна в этой истории нет.

Бывшая строитель БАМа Денисова уверена, что обвинения против Виссариона абсурдны и он вскоре выйдет на свободу. Адвокат Хорошев также настаивает на несостоятельности обвинений, но не настроен столь уж оптимистично. Говорит, что следствие сейчас пытается давить на Ведерникова, добиваясь от него необходимых показаний. Свидетели обвинения, включая Коломина и Мизгирева, уверены, что дело над Виссарионом закончится обвинительным приговором.


В главном поселении общины Виссариона — Обители Рассвета — колокола звонят пять раз в день. Одновременно с главной звонницы, с вершины горы и в центре города.

Ежедневное таинство чаще всего доверяют Веселину Даову. О Последнем Завете — новом религиозном учении, он узнал 20 лет назад дома, в Болгарии. Теперь его дом в России, в 500 километрах от Красноярска.

Один из лучей ведет на склон горы. Это место здесь называют хутор. Тут располагается дом самого учителя — Виссариона. Но после случившегося к нему уже не пройти. Прессу сюда не пускают. 22 сентября прямо над двором завис вертолет со спецназом.

В то утро в Обитель Рассвета прилетели сотрудники ФСБ и следователи. Похоже это было больше на войсковую операцию с экипированными бойцами и колонной автозаков.

Те, кто поверил в Последний Завет, не допускают мысли, что Виссарион может быть обычным человеком. Последователи и в задержании своего учителя увидели знамение.

Виссарион

Галина — одна из тех, кто живет в самой Обители Рассвета. Сейчас в поселении около 350 человек. Но всего последователей Виссариона насчитывают около пяти тысяч.

Большинство виссарионовцев живут в деревнях вдоль реки Казыр. От нее до главной святыни — Обители Рассвета — около 40 километров. Сама река для местных уникальна. Говорят, что пить воду можно прямо так — из течения. Ее даже не кипятят.

Добраться до общины непросто. Ближайший аэропорт в столице соседней Хакасии — Абакане. Оттуда еще четыре часа езды на машине, асфальт заканчивается где-то на полпути. Но деревни от цивилизации не отрезаны. Здесь работают соцучреждения, почта и магазины. Чего, кстати, нет в самой Обители.

Михаил Шалунов приехал в Красноярский край из Санкт-Петербурга. Здесь научился новому ремеслу: в общине он пекарь. Часть домашнего хлеба развозит по заявкам сам, остальное можно купить в местных магазинах.

В своих проповедях Виссарион называл несколько дат конца света: в 95-м, 97-м, 2000-м. Последняя была в 2007 году. Армагеддон все не наступал, и ожидание превратилось в игру-зарницу. Сергей Тороп убеждал последователей, что все это проверка. Люди запасались, больше погружались в Последний Завет, но главным в подготовке было научиться жить обособленно от мира, полностью обеспечивая общину.

Обитель рассвета

В деревне Черемшанка виссарионовцы строят свой храм. Делают это на добровольные пожертвования, поэтому, по их словам, и строят уже пять лет. А работ по внутренней и внешней отделке еще много.

Религиоведы отмечают, что в секте Виссариона молятся самому учителю. На протяжении 30 лет Сергей Тороп изменял свое учение. А еще до того, как взял себе новое имя, начинал с увлечения уфологией, рассказывая на красноярском телевидении о контактах с инопланетянами.

символ трех религий

Алексей Рагс показывает недостроенный храм. Он переехал в Сибирь в числе первых, в миру работал звукорежиссером. Здесь ведет свой ютьюб-канал о жизни общины. К нему тоже приходили с обыском, но еще в апреле.

За общиной и раньше присматривали из ФСБ и МВД. Но присутствие силовиков усилилось два с половиной года назад. Итогом и стала сентябрьская спецоперация, которую явно готовили из расчета на сопротивление виссарионовцев. Но отбивать своего учителя жители не пошли.

Адвокат Иван Хорошев представляет интересы общины. Считает, что даже при существующей огласке и задержании лидеров секты у СК и прокуратуры нет убедительных доказательств, и недоволен проведенной экспертизой.

По словам жителей общины, двоеженство среди виссарионовцев так и не прижилось. Куда сложнее, особенно на начальном этапе, было с ограничениями в еде. Создавая в тайге экопоселение, питаться общинники старались только тем, что вырастили сами. Опыта ведения хозяйства у еще недавно городских жителей, которые продали свои квартиры и приехали в тайгу, было немного.

Денис Коробков прожил в общине 16 лет. Переезжал туда, не сомневаясь в том, что следует за сыном Бога. Говорит, что не следовать учению, а значит и запретам, было невозможно. Иначе ты становишься изгоем, а из Обители Рассвета отщепенцев могут выселить.

идут

В деревне Черемшанка местный врач Марина Крыж — сама член общины. Она рассказывает, что виссарионовцы следят за здоровьем. И если кто-то и пытается лечиться народной медициной, то это мало связано с верой. Но в 2018 году Курагинский район потрясла смерть двухлетнего мальчика. Его родителей — последователей Виссариона — сразу заподозрили в несвоевременном обращении к врачам.

Эту трагедию и связывают с началом пристального внимания силовиков. Сразу после ареста Виссариона стали обсуждать несколько версий давления на общину. Говорили о дороге к Аксугскому месторождению, которую собираются строить через эти места инвесторы, и о том, что виссарионовцы мешают крупным лесозаготовительным компаниям.

Но с государством сам Виссарион и его последователи старались не ссориться. В канун выборов в Обитель Рассвета приезжали политики, а недавно двое жителей общины сами стали муниципальными депутатами. Кстати, от партии власти.

Фото: сайт Церкви последнего завета

Те, кому удалось вырваться из секты, подробно рассказывают о диких правилах, установленных в общине. Но многие последователи Виссариона продолжают ему слепо верить. Все обвинения, предъявляемые Учителю, они называют лживыми. Силовики сейчас круглосуточно патрулируют поселки висарионцев. Они в ответ, облачившись в белые одежды, устраивают праздники урожая, водят хороводы. Сложившуюся ситуацию называют экзаменом и призывают стать более сплоченными и дружными.

Двое из сподвижников Виссариона согласились рассказать нам свои истории. А религовед Роман Силантьев спрогнозировал, как сложится их судьба.

Александр Скробан родом из Минусинска, где долгое время жил сам Виссарион-Тороп.

— В 90-е годы приехал в Гуляевку на свадьбу. Пошел на гору, где увидел красивых людей, услышал Виссариона, который обладал огромной внутренней силой, — рассказывает Александр. — Стал читать Новый завет. Был поражен, что прошло две тысячи лет, а мир, в плане взаимоотношений между людьми, не изменился. Мне понравилось учение Висссариона, захотелось ему следовать. Мне было тогда 20 лет, у меня был свой бизнес. Коттедж я оставил маме, квартиру - бывшей жене с ребенком. Взял котомку и пошел, сознательно бомжевал пять лет, потому что хотел научиться жить во блага ближних.

Потом приобрел земельный участок, стал строиться. У нас есть правило: мужчина должен обеспечить свою семью, он должен быть мастером. Общих домов у нас нет. В каждой деревне есть группа единомышленников, которая собирается вместе, чтобы решать жизненно важные задачи. Например, мы часто объединяем инструменты, но у каждого их них есть свой хозяин.

— Распри между членами общины случаются?

— Как люди в общине зарабатывают? Чем живут?

— Здесь большое количество пенсионеров. Быт у многих не налажен, они нанимают людей, чтобы им выполнили строительные работы. Члены общины вспахивают огороды, занимаются заготовкой дров. Кто-то выполняет подсобные работы. Кто-то стал высококлассным мастерами по рубке древесины. Возводит рубленные дома. Их возят по всей планете, даже за границу. Они есть и в Москве. Их разбирают и везут. Диаметр бревен там может доходить до 70 сантиметров. Мастера все официально оформлены, как предприниматели.

Я занимаюсь разведением лошадей, у меня их четверо в хозяйстве. Изготавливаю упряжи, различные приспособления для лошадей. В ближайшее время собираюсь открыть мастерскую по пошиву обуви по индивидуальным заказам.

— Виссарион на что жил?

— Он у нас не зарабатывал. Мы все, каждый по-своему, в знак благодарности заботились о нем. Сами пришли и бесплатно построили ему дом. Для нас это просто святое действие. Участвовали все, кто мог, и кто хотел. Но, если человек курил, матерился, выпивал, его к такому таинству не допускали. Храм должен строиться с чистой душой, с чистым сердцем. Я сам участвовал в его строительстве. Для меня это была большая радость.

— Действительно, что десятую часть от заработка нужно отдавать на благо общины?

— Я лично не отдаю. У меня четверо детей. Я мало зарабатываю, если будут вносить взнос — это будет в ущерб моей семьи. У кого-то больше возможностей. Кто-то десятую часть от заработка отдает, кто-то — двадцатую. Но ведь подобные взносы есть в любой церкви, в любой профсоюзной организации. Взять тот же подоходный налог, который платят все работающие. Каждый верующий у нас хочет, чтобы церковь развивалась. У нас, например, в качестве транспорта, ходит вездеход. Каждый может им воспользоваться, подняться на гору бесплатно. Это достаточно старый автомобиль, который требует обслуживания. За это платит церковь.

— Строгие ограничения в еде до сих пор сохраняются?

Я вешу сто килограммов. Недавно приезжали городские ребята, я с ними пошел в лес. Они поднялись на гору, запыхались, говорят, подожди, надо передохнуть. А у меня даже дыхание не сбилось. Вот вам польза от веганской диеты.

— Учитываете, что детям, растущему организму, нужен белок?

— Прививки детям делаете?

За 20 лет он запрещал верующим осуждать ближнего, унижать, оскорблять, возвышаться, убивать. Вот это, действительно, под запретом.

— В январе 2017-го в семье Наземцевых из села Черемшанка умер десятимесячный сын. Сейчас силовики проверяют гибель еще одного младенца у родителей — виссарионцев.

— Эта трагедия случилась в моей родной деревне Тюхтят, в семье Кармановых. Это наши друзья. Там основное обвинение было в том, что, якобы, им запрещено было обращаться к медикам. Но мы-то знаем, что никого запрета нет. Они как раз-таки обращались за медицинской помощью, им она была оказана. Мальчик стал задыхаться, потом температура спала, он начал нормально дышать. Доктор-педиатр выписала малышу лекарство, он уснул. Родители хотели после того, как он проснется, сделать ему ингаляцию. А мальчик не проснулся. Умер. Причем, эти ребята, и мама, и папа, очень щепетильные в плане здоровья, только кто-то чихнет — они все, поехали в больницу сдавать анализы. После смерти сына у них в семье родился еще один ребенок.

— Что скажете про любовные треугольники и многоженство в общине?

— Бывает ситуация, когда одинокая женщина полюбила чьего-то мужа. И чтобы она могла реализовать свою любовь, только законная жена может пригласить ее в свой в дом. Мужчина не имеет права даже заикаться об этом. Только с согласия своей жены он может взять ответственность за эту женщину. Я могу вспомнить, наверное, только пять подобных случаев.

— А парами разрешено обмениваться?

— Я знаю только одну такую пару. В деревне все друг у друга на виду. И между людьми возникают чувства, им что запрещать любить что ли? Зачем всем мучиться? Жены поменялись мужьями. И в той, и в другой семье появились еще дети. Все живут счастливо.

— У самого Виссариона тоже ведь вторая жена.

— Первая жена, Любовь, находилась в очень непростых условиях. Внимание женщин к Учителю было огромное. Они, порой, вели себя навязчиво. От влюбленной женщины ждать адекватности сложно. Учителя часто приглашали в поездки, он отлучался из дома. Выдержать Любе все это было непросто. Тем более, что у них было пятеро детей. Плюс еще одна женщина оставила им больную девочку. Все это накатило, Люба не справилась с ситуацией. После того, как она ушла, появилась другая, которая была рядом, София, которая уже больше доверяла. Мастер не может быть без женщины, она его вдохновительница, сотворец. У них потом появилось двое детей.

— А Люба, бедная, куда делась?

— Почему она бедная? Она поехала учиться в Красноярск на психолога, стала практиковать. Она здесь очень много общалась с людьми, вела Мужской клуб. Здесь продали дом и купили ей в городе квартиру. Дети сами выбрали, с кем им жить. Старшему, Ромке, сейчас лет за 30, он живет здесь рядом, в Петропавловке, у него своя семья. Славка тоже здесь где-то тусит. Я его постоянно вижу.

— Виссарион передвигался с охраной?

— Почему Виссариона ударили?

— Напавший человек был в ярости. Он пришел на встречу уже с предвзятым отношением, но и не сдержался. Когда человек приходит к свету, весь негатив, вся тьма, начинает из него вылезать наружу. Заявление в полицию никто писать, естественно, не стал.

— Говорят, что среди членов общины — немало пропавших без вести и самоубийц.

— У нас река, люди, бывает, тонут. Уходят в тайгу и теряются. Как, впрочем, и везде. В общину люди приезжают, чтобы стать родными, дружить и общаться. Но здесь же собрались и те, кто отбывал наказание в колонии, и бывшие наркоманы. Они приехали, чтобы поменяться. Не у всех это получается.

51-летний Эраст Бекетов родом из Запорожья. Приехал в Красноярский край почти 25 лет назад.

— Я искал общину, где люди могут жить вместе, помогать во всем друг другу, - делится Эраст. - Мне претила вакханалия, которая царила после распада Советского Союза. В этот непростой период я развелся. Наладить контакт с женой не удалось. Деньги для нее оказались важнее любви. Жить в обществе уже не хотел. В 1995-ом решил поехать к Виссариону. Мне тогда было 26 лет. Какое-то время работал в Курагино, обучал детей столярному делу, мы делали кораблики и домики. Потом трудился в Черенках. Помогал людям, выполнял ремонт техники. Кому-то надо было что-то проточить, приварить. Был период, когда трудился в кузнеце, сделал два конных культиватора, один из которых работает до сих пор. Использовал рисунки 17 века. Мы стараемся использовать технологию земледелия, которая не зависела бы от денег и горюче-смазочных материалов.

— Сразу приняли правила, установленные в общине?

— Дело не в правилах, а в принципе. Здесь нужно научиться бескорыстно помогать друг другу, не ожидая ничего взамен. Все 25 лет я помогал людям, не назначая цену за свой труд. И испытывал от этого счастье, которое не сравнится ни с какими деньгами. И если это будут делать все — наступит благоденствие.

— Вам всегда всего хватало?

— Я никогда надолго не оставался в нужде. Либо помогали люди, либо находилась работа. Мне было что одеть, что поесть. Этого достаточно. Когда у людей есть огороды, еды хватает. Что касается денежного вклада в общину, если человек мало получает, доходы у него небольшие, ему вносить ничего не потребуется. Даже, если говорят, что надо на что-то скинуться, все-равно это на усмотрение самого человека. Если не можешь, все это спокойно воспринимают.

— У виссарионцев строгая вегетарианская диета. Дистрофией никто не страдает?

— Каждый волен питаться так, как хочет. Если человек чувствует потребность съесть рыбу, это считается шагом назад, но жесткого запрета никто ему не ставит. Я вегетарианец уже лет 30. Был период болезни, когда мне доктор посоветовал есть рыбу. Это произошло после травмы, я простудил колени, когда во время работы долго опирался ими о землю. Сегодня на ужин пожарил себе овощи, хотя жарить – тоже нежелательно.

— Это правда, что в общине верят, что прикосновение Виссариона исцеляет все болезни?

— Если человек в это верит, он может исцелиться. Я такие случаи знаю. Я за 25 лет ни разу не прикасался к Виссариону, и стремления такого не было.

— У вас есть семья?

— Я был два раза женат. Последние 4, 5 года прожил с женщиной. У нас был, так называемый, векторный брак по астрологии. Мы расстались, но сохранили дружеские отношения. Я очень ценю этого человека, но мужем быть больше не смог. Что касается любовных треугольников и вторых жен, то это тема непростая. Бывает, что женщина влюбляется в женатого мужчину. И обе, и жена, и она, начинают соперничать, а им надо научиться быть родными.

— У вас есть собственный дом?

— Я очень много переезжал, потому что мне так хотелось. Мы ведь живем ради опыта. У меня было пять домов, многие из которых я капитально отремонтировал. Сейчас живу в доме, который мне предоставила моя хорошая знакомая.

— Молодежь, дети виссарионцев, уезжают из таежных поселков?

— И уезжают, и возвращаются. Им есть, с чем сравнить жизнь в городе. Бывает, пожив в мегаполисах, возвращаются. Я много своих учеников встречаю. Один из них зарабатывал на крышах в Красноярске. Сейчас вернулся, занимается строительством лодок.

ххх

Арест Виссариона, Сергея Торопа, и его помощников — Редькина и Ведерникова, в общине восприняли спокойно.

Как видите из сказанного, люди по-прежнему остаются слепы в отношении Виссариона и его учения, несмотря на то, что вскрываются все новые, и новые факты о Торопе — лже-Иисусе. Бывшие последователи Виссариона рассказывают о диких нравах в общине, нещадной эксплуатации, где члены секты были практически крепостными.

Следователи сейчас проверяют информацию, почему, несмотря на многочисленные жалобы и заявления с серьезной доказательной базой, людям отказывали в возбуждении уголовных дел.

Но виссарионцы — таежные отшельники отметают напрочь все обвинения в отношении своего Учителя и намереваются и дальше жить в придуманном им мире.

— Как сложится их судьба, в общем-то предсказуемо, — говорит глава Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, религовед Роман Силантьев. — Какая-то часть людей жила там не по своей воле, кто пострадал от произвола. Они постараются вернуться к нормальной жизни. Особенно те из них, кому есть куда возвращаться, у кого остались родственные связи и какая-то недвижимость. Это примерно — одна треть поселенцев. Они постараются покинуть эту территорию. А две трети отшельников останутся, поскольку у них ничего не осталось за пределами этой общины, иной жизни они не знают и не помнят. Одна часть из них продолжит поклоняться Виссариону, другая часть может перейти в другую подобную секту, у которой есть свои экопоселения.

В начале нынешней недели Центральный районный суд Новосибирска продлил арест Сергею Торопу (Виссариону), Вадиму Редькину и Владимиру Ведерникову, руководящим Церковью последнего завета. Они останутся под стражей до середины июля.

К общине Виссариона повышенное внимание появилось сразу после 22 сентября 2020 года. Два новостных канала - НТВ и "РЕН ТВ" - проявили молниеносную реакцию на события, связанные с действиями силовых структур в отношении общинников. Позиция их была однозначной: сформировать общественное мнение.

Цель - быстро развернуть дело по "пострадавшему" журналисту "РЕН ТВ" Литомину, который, в общем-то, всех обманул: под видом туриста стал нарушать правила проведения встречи с Учителем - устроил смачную провокацию, а затем, достав камеру, запечатлел реакцию людей. Силовики же, словно чувствуя, что сейчас обидят столичного телевизионщика, уже готовились к захвату.

Мало кто из журналистов может похвастаться такой поддержкой Следственного комитета РФ. Здесь всё было спланировано, прямо сказать, удачно: за месяц до задержания Виссариона был разыгран спектакль, показали шокирующие кадры, и в стране сразу всем стало понятно - на таких террористов только и остаётся, что спецназ с вертолётов скидывать.

И на следующий день, 23 сентября, тот же репортёр прилетел из Москвы раньше всех, чтобы показать в своём репортаже "триумф победы над сектой и закат в обители Рассвета", в то время, пока представители других телекомпаний только пытались понять, что именно случилось.

Недавнее грандиозное расследование НТВ - тоже существенный вклад в формирование негативного общественного мнения. А затем появился ещё один эксклюзив. Все знают, как сложно журналистам попасть не то чтобы к заключённым, но даже на судебный процесс, куда и правозащитников не пускают. А тут у НТВ - снова удача. Журналистам чудесным образом удалось проникнуть в СИЗО и взять интервью у Виссариона.

Какая-то незримая связь существует между этими ТВ-компаниям и СК РФ. Очередной "шедевр" от пропагандистов был создан как раз в канун суда о продлении меры пресечения.

Предлагаю ознакомиться с беседой журналистов с Виссарионом, прошедшей в СИЗО 21 марта 2021 года,- в том виде, в каком она была, а не в том, что предложили массам те, кто должен правдиво освещать происходящие события.

Интервью Виссариона

- Где и в каких условиях вы сидите? Как именно и как часто контактируете с внешним миром, в том числе с родными и вашими последователями?

- Нахожусь в Новосибирском изоляторе. Условия, полагаю, нормальные, насколько это можно сказать для заведения, где сосредоточена большая беда, боль и отчаяние тысяч разных людей. Контактировать с внешним миром получается через многочисленные письма.

- Как относятся к вам сокамерники, охрана ФСИН? Знают ли они, кто вы, и оказывается ли какое-то давление, что вы думаете о давлении, которое оказывают на Владимира Ведерникова?

- С сокамерником отношения нормальные, а отношение ко мне со стороны охраны такое же, какое и предписано для них существующими правилами режима, то есть уважительно-корректное.

А по поводу давления на Владимира я лишь могу думать, что это проявление примитивного варварства и недалёкого ума.

Те, кто служит в охране, можно сказать, обо мне ничего не знают.

Относительно же давления, о котором задаётся вопрос, следовало бы сказать, что такая форма вопроса несёт в основе своей фундаментальную ошибочность. Ваш вопрос подразумевает некое дополнительное давление в условиях, где сам факт постоянного нахождения в тех условиях уже сам по себе является серьёзным давлением, призванным ломать человека.

Нахождение в тюремных условиях приравнивается к условиям, приносящим тяжкий вред здоровью. А ведь мы находимся в этих условиях уже около полугода при полном отсутствии реальных оснований для этого и вопреки всем соответствующим рекомендациям Верховного суда.

- В изоляторе вас воспринимают как Сергея Торопа или как второе пришествие Христа? Аналогичным образом, как вас воспринимают следователи, оперативники ФСБ, судьи, как они ведут себя с вами?

- Я не интересовался тем, кто и как меня здесь воспринимает. Все ведут себя так, как и способны проявлять себя со всеми другими людьми, находящимися в таких условиях. Мои ученики не смогут работать по таким перечисленным профессиям.

- Как вы думаете, почему дело против вас и ваших последователей возникло именно сейчас, фактически спустя 30 лет после появления учения и ЦПЗ? Что послужило первопричиной?

- Мне неинтересны детали, которые могли спровоцировать некоторых горе-чиновников к предпринятым в отношении нас абсурдным и позорным действиям, не имеющим ничего общего со здравомыслием.

Я знаю, что всё произошедшее является чрезвычайно важным и нужным событием не только прежде для самих верующих, но и для всего общества, чего не могли понимать зачинщики гонений. То есть гонители не могли понимать того, к какому эффекту на самом деле приведут их усилия.

- Как вы относитесь к суждению, что происходящее является следствием борьбы с инакомыслием в стране? Имеет ли к этому делу отношение РПЦ?

- Мне не интересны такого рода суждения. Могу лишь сказать, что выраженное в таком суждении мнение вполне соответствует естественным проявлениям, которые характерны уровню развития существующего общества.

- Есть ли у дела против вас экономическая подоплёка: протесты против строительства дороги к Ак-Сугскому месторождению, добыче золота по Казыру и притокам, разработке месторождений в районе Табратского болота или что-то ещё? Какую вы позицию занимали по этим вопросам?

- Не знаю. Все перечисленные мероприятия мне не нравятся, но они не имеют отношения к моей деятельности, а значит, и выражать какую-то позицию я не могу.

- Как вы прокомментируете заявления о том, что выходцы из виссарионовских общин имели отношение к нелегальной золотодобыче, лесозаготовке, и конкуренция в этих сферах стала причиной возбуждения уголовного дела?

- Такая информация мне вообще неизвестна. Единственное могу сказать, что именно верующие категорично не станут заниматься всем перечисленным в вопросе.

- Когда и в связи с чем представители общин занялись рубкой домов из кедра, правда ли, что к этому имела отношение семья Юрия Лужкова, почему случился конфликт с Константином Богомоловым и имеет ли, по-вашему, это отношение к уголовному делу?

- Эта тема меня не интересует, я не владею точной информацией.

- Рубили ли виссарионовцы дома Дмитрию Медведеву, Михаилу Мишустину, Александру Уссу? Как вообще были выстроены ваши отношения с региональными и федеральными властями, силовиками, случались ли контакты, как часто и в связи с какими вопросами?

- Не знаю. Всё это не относится к моим интересам.

- Как вы думаете, является ли ваше дело составной частью расследования против губернатора Усса? Предлагали ли вам пойти на сделку со следствием и дать показания на кого-либо, в том числе на Усса?

- Никак не думаю по этому поводу, и на какую-либо сделку по затронутой теме никто не предлагал пойти.

- Правда ли, что вы контактировали с Виктором Черномырдиным, Леонидом Кучмой? Какие отношения вы поддерживали, оказывал ли Черномырдин вам поддержку и какую? Были ли у вас контакты с Владимиром Путиным?

- С Виктором Черномырдиным и Леонидом Кучмой мы виделись на моей выставке в Киеве, где в течение небольшого периода времени нам удалось обменяться несколькими словами. С Владимиром Путиным я не контактировал.

- Получали ли вы или ваши общины финансирование на создание и поддержание эконоосферного поселения Тиберкуль? Если так, то в каком объёме и со стороны каких организаций? Могло ли это также стать предметом внимания следователей?

- Никакого финансирования создания эконоосферного поселения никогда не было. Всё строилось и создавалось только за счёт возможностей самих верующих.

- Случались ли прежде серьёзные расследования в отношении вас и ваших общин? Когда и почему?

- Где-то в 2000 году была предпринята попытка закрыть юридическую организацию, но ничего не получилось, так как нарушений выявить не удалось.

- Как вы прокомментируете заявления о том, что первое такое расследование проводил в 1990-х годах депутат Госдумы Виталий Савицкий, и он был убит вашими сторонниками ещё до того, как успел обнародовать материалы, а также заявления о том, что к этому были причастны выходцы из пермской ОПГ, с которыми вы контактировали?

- Точнее будет это обозначить не заявлением, как упомянуто в вопросе, а сплетней. Мне довелось ознакомиться с показаниями одного очень увлечённого фантазёра, проживающего сейчас на территории общины. Характерные детали из этих его фантазий я увидел и выраженном вопросе.

Единственное, что в этих фантазиях оказалось верным, так это дата, когда приезжал Савицкий. Савицкий с некоторыми журналистами посетил мой дом, где взял агрессивное интервью, и вскоре уехал.

Никакого расследования, а значит, и соответствующих материалов не может быть в принципе, так как в тот период времени общины ещё не было. Так что, кроме даты приезда Савицкого, в описаниях упомянутого фантазёра больше нет ни одного слова правды!

Как я увидел из его показаний, всё его сочинение основано на рассказе другого хорошо мне известного ещё большего фантазёра с авантюрными наклонностями, который, в свою очередь, тоже откуда-то собрал сплетни по этой теме, так как в затрагиваемый период ещё вообще не знал о моём существовании. Он появился только через несколько лет после того времени.

Община существует уже почти 30 лет

Задержание членов общины Виссариона стало главной темой последних нескольких дней в Красноярском крае и даже в России. Мы следим за этой историей, все материалы по теме вы можете почитать в нашем специальном разделе на сайте.

Безотносительно личных предпочтений, наличие такой общины представляет интерес с культурологической и научной точек зрения, ведь ее практически с самого ее появления изучали религиоведы, антропологи и историки. Мы опросили трех ученых, чтобы узнать их мнение об общине и последних произошедших там событиях, а также понять, что вообще такое секта и чем она отличается от традиционных крупных религий. Мнения ученых разделились.

Константин Михайлов, религиовед, кандидат культурологии РГГУ

Почему гонения на виссарионовцев начались именно сейчас? Это произошло не сию секунду, под них копали с февраля, но сейчас оживились, видимо, потому, что в России в последние несколько лет власти активно преследуют религиозные движения — достается сайентологам, свидетелям Иеговы, протестантским группам, хотя между собой они ничего общего не имеют. Несложно понять: то, что происходит с виссарионовцами, — из того же ряда.

Насколько я могу судить, община не представляет особой угрозы. Это самостоятельный и даже не особо изолированный мирок, где люди осваивают интернет, используют технологии. Конечно, когда община возникала, люди продавали квартиры, сдавали деньги руководству, когда переселялись в поселения, это можно осудить с точки зрения этики, но в этом нет ничего незаконного — взрослые люди делали это добровольно. Уходящие в православный монастырь делают то же самое — они жертвуют своим имуществом. Это не является преступлением, но отсекает возможность вернуться.

30 лет для общины — это много, это целая жизнь, там не одно поколение уже выросло. Далеко не каждая община выдерживает столько. Как правило, ключевой точкой является момент смерти основателя, здесь же мы посмотрим, что будет под гнетом полиции. Если их объявят экстремистами, а к этому всё идет, то они, конечно, испытают серьезные проблемы, но, вполне вероятно, еще сильнее сблизятся и сплотятся. К счастью, первоначальные обвинения, связанные с педофилией, видимо, не были доказаны, в последней итерации речь идет о психологическом насилии, очевидно, что это будет восприниматься как несправедливость. Подобной такой же общины в России больше нет, поэтому я не думаю, что они примкнут к кому-то еще, скорее всего, будут вести полуподпольный образ жизни. Вряд ли они захотят уезжать со своих земель, не думаю, что их будут массово арестовывать спецслужбы, так что, скорее всего, те, кто входят в общину, продолжат ее неофициальное существование.

Роман Силантьев,

заведующий лабораторией деструктологии МГЛУ, доктор исторических наук

— Я не являюсь исследователем общины, но имею представление о ней — это типичная секта, харизматический культ во главе с лидером, который провозгласил себя пророком, достаточно банальная идеология. Всё, что связано у них с представлениями о конце света или пищевыми ограничениями, достаточно банально.

Виссарион довольно большое количество людей выманил в тайгу, заставил продать недвижимость, и это впечатляет. Секта старая — это нетипично, зачастую к этому времени секты уже исчезают. Виссарионовцы были последней такой общиной, до этого подобных ей было четыре — Белое Братство, Аум Синрике*, секта Муна. Думаю, и секта Виссариона доживает свои последние месяцы.

Потом, возможно, они уйдут к анастасийцам, так как те тоже живут в тайге, больше идти им некуда, так как они продали свое жилье. Возможно, модернизируют свою веру или вернутся в русскую православную веру, тем более, там недалеко есть приход.

Я думаю, что действия правоохранительных органов там начались только сейчас, потому что вскрылись какие-то преступления и не у всех вышел срок давности, их начали предавать огласке. Эти обвинения я не считаю беспочвенными.

То, что с виду там всё хорошо, — так в большинстве сект это не аргумент. Если вы думали, что приедете, а там люди висят, то, естественно, такого не будет, из всего делается тайна. К тому же присутствует круговая порука, но позже могут появиться и какие-то свидетельские показания.

Эта история — урок всем, которые думают, что могут надурить людей и скрыться от правосудия.

Разница религии и секты в том, что в религии преступления пресекаются. Да, там могут вымогать и применять насилие, но за этим присутствует контроль, в сектах такого контроля нет. К тому же, секты имеют более бедное вероучение, даже если что-то заимствуют от разных религий, у них не хватает интеллекта сделать то же, что было сложено в традиционных религиях.

Александр Панченко, религиовед, профессор факультета антропологии Европейского университета в Петербурге

— Я могу сказать, что это движение с довольно длинной историей — все-таки ему уже почти 30 лет. Я там был несколько раз, занимался полевой работой, писал о них, и хотя сейчас занимаюсь немного другими темами, но за ними краем глаза слежу.

Обвинения в отношении членов общины, на мой взгляд, очевидно ложные, и было бы важно понять, какие реально мотивы у тех, кто их преследует. Преследование идет вроде бы с достаточно высоких эшелонов власти. Вполне возможно, здесь есть идеологические причины, потому что последние годы политика в отношении религиозных меньшинств в России становится все более жесткой и агрессивной, уже запрещены свидетели Иеговы*, мы знаем другие подобные примеры, поэтому, возможно, это следование какому-то общему тренду.

Возможно, есть и какие-то экономические причины — высказывались уже предположения, что это может быть связано со строительством дороги от медного месторождения в Тыве. Я еще видел, что у виссарионовцев был небольшой бизнес по рубке эксклюзивных срубов из кедра, и кто-то, может, на этот бизнес решил покуситься, в общем, сложно сказать, какие причины.

Что касается обвинений, понимаете, у нас с середины 90-х довольно заметный тренд антисектантской идеологии и борьбы. И если в конце начале все религии считались хорошими, то потом постепенно отношение изменилось. В сформировалась мифология тоталитарных сект и деструктивных культов, на что я как специалист могу сказать, что таких сект и культов не существует, это выдумка.

Их обвиняли в вещах, которые приписывают любой секте, — зомбирование и промывка мозгов, это скрытые финансовые махинации, якобы лидеры таких движений не просто зомбируют последователей, а хотят отобрать деньги. Но на самом деле, если говорить о деньгах и следовании рациональным идеям и практикам, то это можно про любой православный приход или монастырь рассказать то же самое. Любое религиозное объединение имеет свою внутреннюю экономику, основанную на пожертвованиях. И даже в православной церкви, покупая свечку, мы не получаем кассовый чек — ведь мы осуществляем пожертвование, а не акт купли-продажи. Такая экономика пожертвования есть во всех церквях, она осмыслена, ведь религия — вещь не коммерческая. Мы видим, что гигантских финансовых потоков в Церкви Последнего Завета никогда не было.

Там также никогда не было жестких форм вертикального социального контроля. Далеко не все из людей считали Виссариона воплощением Христа — я много брал интервью у последователей, и для кого-то он просто был духовным учителем. И, более того, люди приезжали туда со своими сформировавшимися практиками — вегетарианство или веганство, альтернативное целительство. Это ведь не Виссарион-Христос рассказывал, как нужно заниматься целительством, они читали книги, которые многие читают и вне религиозных объединений.

Это движение связано с нью-эйдж-культурой, которая является важной частью нашей жизни. Если мы принимаем православие, то мы принимаем обряд крещения — у виссарионовцев не было ничего такого. Там мог кто угодно поселиться.

Виссарионовцы — самый успешный нью-эйджерский проект, который создал нормально существующую систему поселений, у них невысокие экономические запросы, и это уникальный эксперимент. Это часть религиозного разнообразия и культурного наследия России, пускай своеобразного.

Так что можно сказать, что это печально и в смысле жизни современной России, и в смысле того, как у нас превратно используются законы и силовые органы власти. Если мы считаем, что реальные причины происходящего имеют отношение к финансам и коррупции, это говорит о коррумпированности нашей государственной системы в целом.

Читайте также: