Что делает совет федерации при назначении судей конституционного суда

Обновлено: 18.05.2024

Российский конституционный суд на должность судьи способен назначить человека, который имеет:

  • гражданство Российское гражданство;
  • не младше сорока лет;
  • идеальную репутацию;
  • юридический стаж работы минимум пятнадцати лет;
  • подтвержденную высокую квалификацию в правовом направлении.

Кем могут быть предложены кандидаты на должность судьи?

Кандидатов на должность судьи КС могут предложить Президенту Российской Федерации следующие организации и их участники:

  • Совет Федерации;
  • Государственная Дума;
  • законодательные органы субъектов РФ;
  • высшие судебные органы;
  • Федеральные юридические ведомства РФ;
  • всероссийские юридические сообщества;
  • юридические научные и учебные заведения.

Срок назначения судьи Председателя, заместителя председателя и его порядок в Конституционном Суде.

В России из числа судей КС совет федерации под управлением Президента назначают Председателя и заместителя Председателя на шестилетний срок.

Рассмотрение назначения судьи КС РФ ведется в течение некоторого времени после представления Президента, которое равно четырнадцати дням, Советом Федерации.

Процедура назначаемости судьи КС РФ происходит в индивидуальном порядке при помощи тайного голосования. Кандидат, получивший самое большое количество голосов, становится судьей КС РФ.

Когда освобождается вакансия судьи КС РФ, Президент предоставляет Совету федерации назначение на него в течение месяца.

Присяга принимается в особом порядке судьей КС РФ, который установил Совет Федерации, помогает ему председатель СФ.

Ее содержание подтверждает то, что судья должен выполнять прямые обязанности честно и добросовестно, а Конституция РФ должна стать для него единственной, которой он должен подчиняться.

Особенности пребывания судьи КС РФ в назначенной должности

Нет ограничения во времени исполнения обязанностей судьей КС РФ, но его возраст не должен превышать семидесяти лет, в последний день месяца, в котором судьей достигнут возрастной максимум, происходит прекращение полномочий судьи. Исполнять обязанности судья, срок служба которого подходит к концу, может до момента принятия заключительного решения по делу в котором он принимал участие либо с момента назначения нового судьи, т. е. с момента принятия новым судьей присяги.

Суверенитет судьи КС РФ создается благодаря:

  • невозможности смены;
  • неприкосновенности;
  • равным правам судей;
  • обязательной процедуре КС;
  • запрету любых вмешательств в судебный процесс;
  • обеспечению судьи как в социальном, так и в материальном направлении;
  • обеспечению, соответствующей должности судьи, безопасности.

Несмотря на особенности правового положения, возможно прекращение либо приостановление полномочий судьи в обстоятельствах, предусмотренных законом, в иных условиях он является несменяемым.

Случаи при которых полномочия могут быть приостановиться:

  • возбуждение уголовного дела касающегося судьи;
  • он является обвиняемым в деле;
  • временная неспособность осуществлять свою деятельность в связи с состоянием здоровья.

Случаи при которых полномочия судьи КС РФ могут быть полностью прекращены:

  • порядок назначения на должность нарушен;
  • исполнения судье семидесяти лет;
  • наличия заявления об отставке от самого судьи;
  • потеря гражданства РФ;
  • наличие обвинения, вступившего в законную силу;
  • непристойность поведения;
  • несовместимость занятий либо действий с должностью;
  • безучастие судьи во время заседаний КС РФ или избегание им голосовании более двух раз подряд без наличия уважительных причин;
  • признание решением суда, вступившим в силу, недееспособности судьи;
  • признание судьи решением суда, вступившим в силу, без вести пропавшим;
  • признание судьи решением суда, вступившим в силу, умершим;
  • смерть судьи КС.

отсутствие по состоянию здоровья либо другим уважительным причинам длительный период (более десяти месяцев подряд).

Как происходит процедура лишения полномочий судей КС РФ

Право прекращения полномочий судей КС РФ имеет КС своим решением, направленным Президенту, в Совет Федерации (официальное уведомление об открытой вакансии).

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством.

Комментарий к Ст. 128 Конституции Российской Федерации

Конституция определяет общий порядок наделения полномочиями судей высших федеральных судов Российской Федерации – Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Новым здесь является сам принцип формирования судейского состава этих судов и круг субъектов государственной власти, участвующих в этой процедуре.

Согласно Конституции формирование судейского корпуса осуществляется на основе взаимодействия трех ветвей государственной власти. Соответствующие полномочия Президента РФ, органов представительной власти, руководителей высших судов и органов судейского сообщества определяются Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами (см. ст. 125 Конституции).

Конституция устанавливает единый порядок назначения судей всех высших судов. Высшие федеральные суды образуются высшими органами государственной власти: Президентом Российской Федерации и Советом Федерации Федерального Собрания.

В 2020 году в Конституцию РФ внесли поправки. В частности, в ст. 128 обновленной Конституции РФ были внесены изменения о формировании судов, о судьях КС и федеральных.

В измененной ст. 128 описывается порядок назначения судей. Здесь же указано, что председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются президентом в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Теперь не только судьи КС, ВС и федеральных судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, но также Председатель Конституционного Суда РФ и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда, Верховного суда и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством.

Возрастание роли Президента и Совета Федерации в наделении полномочиями носителей высшей судебной власти в лице судей указанных судов выражается в том, что только Президенту принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда.

Особенностью образования высших судебных органов Российской Федерации является также то обстоятельство, что назначение судей этих судов из числа представленных Президентом кандидатов Конституция относит к исключительной компетенции лишь одной палаты Федерального Собрания Российской Федерации - Совета Федерации.

Характерно соотношение правомочий этих органов государственной власти при формировании высших органов судебной власти: Совет Федерации может отклонить представленные Президентом кандидатуры, но без представления Президента назначение судьи высшего суда состояться не может.

При наделении полномочиями судей ВАС и ВС учитывается мнение представителей судейского сообщества и руководителей высших органов судебной власти. Квалификационные коллегии судей Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ представляют заключения председателям этих судов о возможности: назначения судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, назначения на должность заместителей председателей этих судов.

Каждый кандидат в судьи названных судов обсуждается персонально не только в квалификационных коллегиях судей, но и на заседаниях комиссии Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации, а при необходимости и вызывается на такое заседание.

С учетом требований ст. 72 Конституции при рассмотрении кандидатур наряду с их профессиональными качествами учитывается и мнение руководителей субъектов Российской Федерации.

В ч. 3 данной статьи содержится указание на форму правового регулирования полномочий, порядок организации и деятельности высших судебных органов Российской Федерации, а именно на федеральный конституционный закон.

Так, назначения на все судейские должности в федеральных судах производятся президентом США с согласия Сената, который вправе отвергнуть предложенную президентом кандидатуру.

К американским кандидатам на должности федеральных судей предъявляются высокие требования, как в профессиональном, так и в этическом плане (большой опыт работы в качестве адвоката, юрисконсульта или университетского профессора, безукоризненная репутация и др.).

Федеральные судьи назначаются на свои должности пожизненно и могут быть смещены лишь в результате сложной процедуры импичмента. Магистраты, работающие при окружных федеральных судах, назначаются на свои должности судами на восьмилетний срок либо на четыре года, если они исполняют свои обязанности по совместительству.

Назначение на судейские должности в судах штатов производится по весьма различным правилам. Судьи верховных судов и апелляционных инстанций в большинстве штатов назначаются губернаторами с согласия Сената либо иного законодательного органа штата на срок 6-15 лет чаще всего с правом повторного назначения.

В таком же порядке в некоторых американских штатах занимают свои должности и судьи нижестоящих судебных инстанций. Однако большинство судей в штатах выбираются населением в ходе избирательных кампаний.

Такая система при всей ее внешней демократичности давно уже стала в США предметом критики, ибо на первый план здесь нередко выступают интересы противоборствующих политических партий, стоящих за кандидатами, а непрофессиональные и личные качества. В результате во многих штатах за последние десятилетия все чаще разрабатываются новые варианты системы занятия должностей.

В основе этих вариантов обычно лежит так называемый миссурийский план (впервые введен в 1940 г. в штате Миссури): губернатор штата назначает на должность судьи одного из трех кандидатов, предложенных ему специальной квалификационной комиссией экспертов, а после года его пребывания в должности проводятся выборы, в ходе которых население может либо одобрить, либо отменить это назначение.

Важная роль в системе назначения судей, как и в решении многих других вопросов, в большинстве штатов принадлежит различным органам судебного самоуправления. Соответствующие органы, наделенные большими полномочиями, созданы и судьями федеральной системы.

Президент внес законопроект, в котором предлагает новую процедуру назначения председателя Конституционного суда. Эта инициатива активно обсуждается в экспертном сообществе. Учитывая, что по поводу нее высказываются самые разные, подчас полярные точки зрения, предлагаю проанализировать это решение: несет ли оно в себе проблемы, в чем его плюсы, что оно даст для страны и людей?

По существующей ныне норме закона все 19 судей Конституционного суда назначаются Советом федерации по представлению президента. А затем судьи сами из своего состава избирают председателя КС. Сегодня предлагается изменить эту процедуру с тем, чтобы председателя Конституционного суда избирал Совет федерации по представлению президента страны.

Подобная практика в мире существует давно. В ФРГ президента и вице-президента Федерального конституционного суда поочередно избирают бундестаг и бундесрат (палаты германского парламента): если президента выбирает бундесрат, то вице-президента - бундестаг, и наоборот. В Литве решение по главе КС рассматривается и принимается парламентом по представлению главы государства. В Австрии, Франции, Словакии, Чехии и ряде других государств вопрос о руководителе органа конституционного правосудия решает глава государства. При этом в Австрии такое решение принимается на основе представления правительства, а в Чехии вопрос о назначении согласуется президентом с парламентом либо с одной из его палат.

Исходя из этого можно сделать вывод: предложенная президентом Д.А. Медведевым норма соответствует международным стандартам и демократическим традициям.

Давайте теперь проведем элементарный анализ существующей системы рассмотрения кандидатуры на должность председателя КС и предлагаемой. И основываясь на беспристрастных выводах, ответим для себя на вопрос: то, что предлагается, - это движение вперед, к развитию демократии, открытости общества или, как говорят оппоненты этой инициативы, отход от демократических норм?

Сегодня, чтобы быть избранным председателем КС, кандидату необходима поддержка простого большинства членов Конституционного суда, а именно - всего 10 человек из 19!

Новая норма, предложенная президентом страны, предполагает рассмотрение кандидатуры на должность председателя КС в Совете федерации. Количество участников голосования в этом случае 166 - на порядок больше. При этом кандидатура на должность председателя КС должна получить как минимум 84 голоса.

Каждый член Совета федерации представляет свой регион, людей, проживающих там. Члены Совета федерации, обсуждая кандидата, могут задавать ему вопросы, которые волнуют избирателей, представителей гражданского общества. Заседание транслируется в средствах массовой информации. Процедура проходит в обстановке полной открытости и публичности.

Продолжая разговор об открытости, хотелось бы предложить вспомнить, как проходили выборы главы КС раньше. Подробной информацией о них, давайте не будем кривить душой, располагали лишь те, кто участвовал в этом процессе, и специалисты, работающие в данной сфере.

Когда кандидатуру председателя КС станет вносить президент, общество будет заранее информировано, кого планируется избирать на этот пост, у каждого появится возможность высказать свою точку зрения. И это правильно, ведь избрание главы органа конституционного правосудия - событие.

В каком из вариантов больше демократии? Где меньше должно быть ошибок? В каком случае человек, избранный на должность председателя КС, сознает большую ответственность? Ответ очевиден. Всегда считалось, что участие в процедуре выборов большего количества избирателей придает им большую легитимность. Это факт.

Повышаются роль и статус председателя КС и конечно же Конституционного суда в целом. Возрастает одновременно и ответственность. Но самое главное - повышается легитимность руководителя судебного органа. Ведь его кандидатуру предлагает всенародно избранный президент. Это очень важно.

Президент, внося данный законопроект, стремится сделать процедуру рассмотрения кандидата на должность главы КС более демократичной, публичной и открытой, при этом не боясь взять ответственность на себя. Предлагая кандидатуру председателя КС, глава государства разделяет ответственность за работу высшего судебного органа. Это факт неоспоримый.

Что касается разговоров о том, что члены Конституционного суда не будут участвовать в выборах председателя, - плохо это или хорошо? Для общества это хорошо. Потому что не будет прямой зависимости председателя Конституционного суда от тех, кто отдал за него свой голос (как сегодня), а значит, не будет оказываться влияние на его позицию. В предлагаемом законопроекте роль председателя Конституционного суда, безусловно, возрастет, его самостоятельность в принятии решений - тоже.

Хотелось бы ответить и на последний аргумент оппонентов законопроекта - якобы на этот пост будут назначать людей менее профессиональных. Совершенно очевидно, что это не так. Если раньше до последнего момента было не ясно, кто из 19 членов КС станет его председателем, то сейчас кандидатура вносится публично. Понятно, что она должна быть более значима, ведь ее будет обсуждать все общество. При этом требования к кандидатам остаются прежними: возраст не менее 40 лет, высшее юридическое образование, стаж работы не менее 15 лет и признанная квалификация в области права.

Завершая анализ действующей нормы и того, что предлагается, надо подчеркнуть, что в ст. 23 внесенного законопроекта предусмотрено, что "по инициативе не менее 5 судей Конституционного суда РФ, считающих, что председатель, заместители председателя КС РФ недобросовестно исполняют свои обязанности либо злоупотребляют своими правами, может быть поставлен вопрос об их досрочном освобождении от соответствующей должности. Решение о досрочном освобождении от должности указанных лиц принимается большинством не менее 2/3 голосов от общего числа судей КС РФ тайным голосованием". Это обеспечит сдержки и гарантирует эффективность работы председателя Конституционного суда.

Кстати, общаясь с одним из судей КС из числа долгожителей по поводу внесенного законопроекта, услышал от него еще один аргумент (для меня абсолютно новый и даже неожиданный) в поддержку предложенного варианта избрания председателя Конституционного суда. Он сказал буквально следующее: "Мы после каждых выборов председателя вынуждены потом годами приходить в нормальное состояние. Как только грядут очередные выборы, так собираются "кружки по интересам" - этого поддерживаем, против того голосуем. До такой степени идет жесткая борьба, что потом необходимо время, чтобы превратиться в работоспособный коллектив".

Подводя итог анализа этого очень серьезного законопроекта, внесенного президентом страны, вывод можно сделать только один: инициатива Д.А. Медведева правильная. Благодаря ей судебная ветвь власти должна стать более ответственной за принимаемые решения, более открытой и демократичной. И было бы справедливо признать это всем тем, кто сегодня пытается "ущипнуть" эту инициативу, нанести на нее налет проблемности. Плюсы законопроекта очевидны.

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством.

Комментарий к Ст. 128 Конституции Российской Федерации

Конституция определяет общий порядок наделения полномочиями судей высших федеральных судов Российской Федерации – Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Новым здесь является сам принцип формирования судейского состава этих судов и круг субъектов государственной власти, участвующих в этой процедуре.

Согласно Конституции формирование судейского корпуса осуществляется на основе взаимодействия трех ветвей государственной власти. Соответствующие полномочия Президента РФ, органов представительной власти, руководителей высших судов и органов судейского сообщества определяются Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами (см. ст. 125 Конституции).

Конституция устанавливает единый порядок назначения судей всех высших судов. Высшие федеральные суды образуются высшими органами государственной власти: Президентом Российской Федерации и Советом Федерации Федерального Собрания.

В 2020 году в Конституцию РФ внесли поправки. В частности, в ст. 128 обновленной Конституции РФ были внесены изменения о формировании судов, о судьях КС и федеральных.

В измененной ст. 128 описывается порядок назначения судей. Здесь же указано, что председатели, заместители председателей и судьи других федеральных судов назначаются президентом в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Теперь не только судьи КС, ВС и федеральных судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, но также Председатель Конституционного Суда РФ и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда, Верховного суда и иных федеральных судов устанавливаются Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Порядок осуществления гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства регулируется также соответствующим процессуальным законодательством.

Возрастание роли Президента и Совета Федерации в наделении полномочиями носителей высшей судебной власти в лице судей указанных судов выражается в том, что только Президенту принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда.

Особенностью образования высших судебных органов Российской Федерации является также то обстоятельство, что назначение судей этих судов из числа представленных Президентом кандидатов Конституция относит к исключительной компетенции лишь одной палаты Федерального Собрания Российской Федерации - Совета Федерации.

Характерно соотношение правомочий этих органов государственной власти при формировании высших органов судебной власти: Совет Федерации может отклонить представленные Президентом кандидатуры, но без представления Президента назначение судьи высшего суда состояться не может.

При наделении полномочиями судей ВАС и ВС учитывается мнение представителей судейского сообщества и руководителей высших органов судебной власти. Квалификационные коллегии судей Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ представляют заключения председателям этих судов о возможности: назначения судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, назначения на должность заместителей председателей этих судов.

Каждый кандидат в судьи названных судов обсуждается персонально не только в квалификационных коллегиях судей, но и на заседаниях комиссии Совета по кадровой политике при Президенте Российской Федерации, а при необходимости и вызывается на такое заседание.

С учетом требований ст. 72 Конституции при рассмотрении кандидатур наряду с их профессиональными качествами учитывается и мнение руководителей субъектов Российской Федерации.

В ч. 3 данной статьи содержится указание на форму правового регулирования полномочий, порядок организации и деятельности высших судебных органов Российской Федерации, а именно на федеральный конституционный закон.

Так, назначения на все судейские должности в федеральных судах производятся президентом США с согласия Сената, который вправе отвергнуть предложенную президентом кандидатуру.

К американским кандидатам на должности федеральных судей предъявляются высокие требования, как в профессиональном, так и в этическом плане (большой опыт работы в качестве адвоката, юрисконсульта или университетского профессора, безукоризненная репутация и др.).

Федеральные судьи назначаются на свои должности пожизненно и могут быть смещены лишь в результате сложной процедуры импичмента. Магистраты, работающие при окружных федеральных судах, назначаются на свои должности судами на восьмилетний срок либо на четыре года, если они исполняют свои обязанности по совместительству.

Назначение на судейские должности в судах штатов производится по весьма различным правилам. Судьи верховных судов и апелляционных инстанций в большинстве штатов назначаются губернаторами с согласия Сената либо иного законодательного органа штата на срок 6-15 лет чаще всего с правом повторного назначения.

В таком же порядке в некоторых американских штатах занимают свои должности и судьи нижестоящих судебных инстанций. Однако большинство судей в штатах выбираются населением в ходе избирательных кампаний.

Такая система при всей ее внешней демократичности давно уже стала в США предметом критики, ибо на первый план здесь нередко выступают интересы противоборствующих политических партий, стоящих за кандидатами, а непрофессиональные и личные качества. В результате во многих штатах за последние десятилетия все чаще разрабатываются новые варианты системы занятия должностей.

В основе этих вариантов обычно лежит так называемый миссурийский план (впервые введен в 1940 г. в штате Миссури): губернатор штата назначает на должность судьи одного из трех кандидатов, предложенных ему специальной квалификационной комиссией экспертов, а после года его пребывания в должности проводятся выборы, в ходе которых население может либо одобрить, либо отменить это назначение.

Важная роль в системе назначения судей, как и в решении многих других вопросов, в большинстве штатов принадлежит различным органам судебного самоуправления. Соответствующие органы, наделенные большими полномочиями, созданы и судьями федеральной системы.

Читайте также: