Суд над иешуа какая глава

Обновлено: 01.05.2024

  1. Определить роль ершалаимских глав в структуре романа; рассмотреть проблему человеческого существования по Булгакову;
  2. Развивать навыки самостоятельного анализа эпизода в произведении;
  3. Воспитывать чувство доброты, порядочности, нетерпимости к трусости и предательству.

урок анализа художественного произведения.

Методы и приемы:

слово учителя, метод беседы, метод анализа, эвристический метод, проблемные вопросы и задания, монологический ответ.

На доске: число, тема урока.

Организационный этап:

Проверка домашнего задания.

Дети представляют свои работы одноклассникам и учителю.

Оценка классом сочинений.

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

На предыдущих уроках литературы мы уже говорили об оригинальной композиции романа М. А. Булгакова: роман в романе, или двойной роман.

Воланд спрашивает Мастера: О чём роман?

Что слышит Воланд в ответ?

Роман о Понтии Пилате.

Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора. Почему? На этот вопрос мы сегодня попытаемся найти ответ. Откройте свои рабочие тетради, запишите число, тему урока:

Сегодня мы говорим о романе самого Мастера.

Как вы думаете, какой момент библейских глав является центральным, самым напряженным? Почему?

Встреча Понтия Пилата и Иешуа – центральный, напряженный момент библейских глав. Это встреча человека с совестью, главное испытание, которое предлагает ему жизнь.

Кто такой Иешуа? Что мы знаем о нем?

Что проповедует Иешуа?

Что есть истина для Иешуа?

Какой известный вам мотив Булгаков взял за основу в своем романе?

библейский мотив

евангельский сюжет. Иисус Христос.

В чем сходство и различие этих мотивов?

Евангельская идея божественного предопределения, предначертанность смерти на кресте во имя искупления грехов человечества — это сходство мотивов. Отличие состоит в том, что Булгаков не пересказывает, но переосмысливает евангельский сюжет. В образе Иешуа Га-Ноцри изображён не как сын Божий, но как сын человеческий, несущий высочайший моральный идеал добра, сострадательности и отваги.
Учитель:
Поговорим о главном герое романа Мастера Понтии Пилате. Каким он предстаёт перед нами ?

Прокуратор – человек умный, наделенный властью. Это жестокий палач и деспот по отношению к подвластным ему и угодливый служака по отношению к тем, кто властен над ним. Это человек, верящий только в силу и, соответственно, не верящий в людей, циник и мизантроп. Он прекрасно понимает, что Иешуа не виновен ни по одному пункту, но открыто вступиться за него значит пожертвовать положением, властью, пойти на конфликт с Римом. Он находит красивое решение: признать философа сумасшедшим, сослать, чтобы не смущал народ речами.

Почему Пилат хочет спасти Иешуа и предаёт его казни?

Понтий Пилат открывает для себя новую истину в словах Иешуа. Он понимает, что истина – это царство без власти и насилия, где царит правда и справедливость. Злых людей на свете нет.

  • Нельзя распоряжаться чужой жизнью.
  • Иешуа Убеждает Понтия Пилата в одиночестве и отсутствии веры в людей.
  • Внутренняя несвобода позволила Пилату предать Иешуа.

Как вы думаете, кто на самом деле оказывается трусом в этой ситуации? И почему?

Какое наказание получил Понтий за свою трусость?

Ученики: Наказание для Понтия Пилата – пустая, бессмысленная вечность, ожидание, надежда на чудо. Он задает один и тот же вопрос: ведь казни не было? Ведь я не трус, не предатель, я пожертвовал карьерой, чтобы спасти тебя? Иешуа каждый раз отвечает: Казни, не было и чему–то улыбается. Заканчивается эта история прощением.

Учитель: Какой порок по мнению Булгакова, самый большой?

Самый большой, по мнению писателя, человеческий порок- трусость, боязнь из-за соображений карьеры поступать согласно велению голоса совести, главной нравственной опоры человека.

Как изменился Пилат после казни Иешуа?Есть ли у него совесть? (художественная деталь – тоска)

За что Иуда несет такое наказание?

Ученики: Иуда доносчик и предатель заслуживает смерти. Убийство Иуды по приказу Понтия Пилата решает проблемы как прокуратора, так и Левия Матвея. Левию не надо казнить себя за то, что не смог ничего сделать для любимого учителя, ему не нужно убивать предателя, потому что Иешуа Га-Ноцри уже отомщён. Прокуратору становится легче оттого, что убит виновник казни ни в чём не повинного философа. Ведь после вынесения приговора Пилат мучается и страдает за то, что послал на смерть мирного Иешуа. Иуда поплатился за то, что предал Иешуа, который был добродушным человеком и даже в самых плохих людях он видел только хорошие качества.

Как мотивирует предательство Иуды Евангелие и как оно объяснено в романе М.Булгакова?

Как поведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа?

Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед своим учителем?

Левий припал к ногам мертвого Иешуа; ассоциации: библейская тема, припадают к святыне.

Почему Левия Матвея можно считать достойным и верным учеником Иешуа?

Левий Матвей ведет себя гордо, не боится Пилата, как не боялся его и Иешуа.

Какими словами заканчивается роман о Понтии Пилате?

Обратите внимание на изображение луны в эту роковую ночь. Что необычного вы в ней заметили?

Подведение итогов.

Каков истинный образ Пилата по мнению писателя?

Пилат – трагический герой, за свои страдания, за душевные муки он заслуживает покоя. Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

Зачем Булгакову понадобился такой художественный приём – параллельно повествованию о современности ( москва 30 – е годы) вести ещё и линию романа Мастера, где рассказывается о событиях, происходящих две тысячи лет назад?

Роман посвящён вечным проблемам, они существуют и сейчас (Верность предательство, преступлений и наказание, любовь и преданность, добро и зло. Смелость и трусость. Нравственный выбор).

Почему Понтий Пилат является главным героем романа Мастера?

Делая главным героем ершалаимских глав Понтия Пилата, автор ставит вопрос о нравственной ответственности человека за происходящее вокруг. Булгаков показывает вечную проблему человеческого существования – тему трусости и предательства.

Трусость и предательство – самые низкие качества души человека. Хотелось бы, чтобы вас никто никогда не назвал трусом или предателем.

Всего доброго! До свидания!



Добрые люди

  • Прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
  • Философ Иешуа Га-Ноцри, в котором легко угадывается образ Христа.

Понтий Пилат — человек волевой, решительный, который привык командовать и самостоятельно принимать решения. Человек, который выносит приговор и решает, кому жить, а кто будет казнён. Для него одиночество — естественное состояние, так как он не верит в добро и людей. Единственным преданным другом для полководца становится его пёс Банга.


Противоположностью прокуратора предстаёт Иешуа Га-Ноцри. Это проповедник добра и новой веры. Для философа все люди добрые, только несчастные. Все достойны прощения.

За что судят Га-Ноцри? За смелые мысли, за веру в добро, за утверждение, что власть кесаря не вечна и ей придёт конец, за понимание, что любая власть — это насилие над личностью.

Недолгий диалог между Пилатом и Иешуа заставил прокуратора переосмыслить свои взгляды. Прокуратор понимает, что перед ним стоит не городской сумасшедший, а поистине тонко чувствующий, образованный, интересный собеседник с огромным внутренним миром.

Проповеди Иешуа о свободе, новой вере и добре посеяли зерно сомнения в душе прокуратора. Во время допроса полководец понимает, что истина на стороне арестанта и все обвинения необоснованны и абсурдны. Но страх потерять свой авторитет и себя сделали своё дело.

… так кто ж ты, наконец?

– Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

Никогда не разговаривайте с неизвестными

В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появилось двое граждан. Первый из них – приблизительно сорокалетний, одетый в серенькую летнюю пару, – был маленького роста, темноволос, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а аккуратно выбритое лицо его украшали сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.

Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, редактор толстого художественного журнала и председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный.

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.

– Дайте нарзану, – попросил Берлиоз.

– Нарзану нету, – ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.

– Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный.

– Пиво привезут к вечеру, – ответила женщина.

– А что есть? – спросил Берлиоз.

– Абрикосовая, только теплая, – сказала женщина.

– Ну давайте, давайте, давайте.

Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.

И тут знойный воздух сгустился над ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.

Но это, увы, было, и длинный, сквозь которого видно, гражданин, не касаясь земли, качался перед ним и влево и вправо.

Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза. А когда он их открыл, увидел, что все кончилось, марево растворилось, клетчатый исчез, а заодно и тупая игла выскочила из сердца.

– Фу ты черт! – воскликнул редактор. – Ты знаешь, Иван, у меня сейчас едва удар от жары не сделался! Даже что-то вроде галлюцинации было… – он попытался усмехнуться, но в глазах его еще прыгала тревога, и руки дрожали.

Речь эта, как впоследствии узнали, шла об Иисусе Христе. Дело в том, что редактор заказал поэту для очередной книжки журнала большую антирелигиозную поэму. Эту поэму Иван Николаевич сочинил, и в очень короткий срок, но, к сожалению, ею редактора нисколько не удовлетворил. Очертил Бездомный главное действующее лицо своей поэмы, то есть Иисуса, очень черными красками, и тем не менее всю поэму приходилось, по мнению редактора, писать заново. И вот теперь редактор читал поэту нечто вроде лекции об Иисусе, с тем чтобы подчеркнуть основную ошибку поэта. Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он писал, – но Иисус у него получился, ну, совершенно живой, некогда существовавший Иисус, только, правда, снабженный всеми отрицательными чертами Иисуса. Берлиоз же хотел доказать поэту, что главное не в том, каков был Иисус, плох ли, хорош ли, а в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем – простые выдумки, самый обыкновенный миф.

Поэт, для которого все, сообщаемое редактором, являлось новостью, внимательно слушал Михаила Александровича, уставив на него свои бойкие зеленые глаза, и лишь изредка икал, шепотом ругая абрикосовую воду.

– Нет ни одной восточной религии, – говорил Берлиоз, – в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали своего Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на это-то и нужно сделать главный упор…

Высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и, по мере того как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек, – поэт узнавал все больше и больше интересного и полезного и про египетского Озириса, благостного бога и сына Неба и Земли, и про финикийского бога Фаммуза, и про Мардука, и даже про менее известного грозного бога Вицлипуцли, которого весьма почитали некогда ацтеки в Мексике.

И вот как раз в то время, когда Михаил Александрович рассказывал поэту о том, как ацтеки лепили из теста фигурку Вицлипуцли, в аллее показался первый человек.

Впоследствии, когда, откровенно говоря, было уже поздно, разные учреждения представили свои сводки с описанием этого человека. Сличение их не может не вызвать изумления. Так, в первой из них сказано, что человек этот был маленького роста, зубы имел золотые и хромал на правую ногу. Во второй – что человек был росту громадного, коронки имел платиновые, хромал на левую ногу. Третья лаконически сообщает, что особых примет у человека не было.

Приходится признать, что ни одна из этих сводок никуда не годится.

Раньше всего: ни на какую ногу описываемый не хромал, и росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя. По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом – иностранец.

Пройдя мимо скамьи, на которой помещались редактор и поэт, иностранец покосился на них, остановился и вдруг уселся на соседней скамейке, в двух шагах от приятелей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

СЛАЙД 1. Слово учителя.

Итак, мы выяснили, что в романе сложно переплетаются три сюжетных линии: события в Ершалаиме двухтысячелетней давности, история Мастера и Маргариты и картины московского быта 30-х годов. Но стержнем, на котором держится всё произведение, являются ершалаимские главы.

Цель урока: выяснить, почему писатель 20 века обращается именно к этим библейским событиям? Что хочет сказать нам, читателям?

СЛАЙД 2. Сначала выясним, в чём Булгаков отступил от библейского сюжета.

- В Евангелии главным героем является Иисус . Можно ли назвать Иешуа богочеловеком, а следовательно, и главным героем в романе Мастера? (Правый столбец таблицы ученики составляют сами).

СЛАЙД 3. Вывод: Нет, Иешуа – земной человек без всякого божественного предопределения.

СЛАЙД 4. Кто же тогда главный? Понтий Пилат – главный герой романа Мастера. Воланд спрашивает Мастера: “ О чём роман?” И что слышит в ответ? “Роман о Понтии Пилате”, – реплика Мастера.

- Выясним, почему главным героем своего романа Мастер делает Понтия Пилата.

- Что известно о нём из истории? Понтий Пилат был хорошим администратором, умным стратегом, зорким политиком. Однако правление Понтия Пилата ознаменовалось насилиями и казнями.

- Что за человек Пилат в изображении Булгакова? Прочитайте портретное описание. С.22

– Какая деталь в описании Понтия Пилата обращает на себя внимание? (кровавый подбой, не красный, не яркий… Это один из символов, несущий на себе определённую нагрузку).

– О чём это говорит? ( человек не боится крови, бесстрашный воин, недаром его прозвали “Всадник Золотое копьё”-с. 40. Сам он готов повторять о себе то, что говорят о нём другие: “свирепое чудовище”. Жестокий, сильный, не знающий жалости и сострадания, презирает чернь, равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.)

- - Что ещё можно сказать об этом человеке? Он осуществляет власть Рима в Иудеи. Сейчас у него невыносимо болит голова, так что он думает о яде. Он одинок, любит только свою собаку. Его боятся. Власть его безгранична. Пытается разобраться в деле арестованного. Допрос превращается в беседу-спор.

СЛАЙД 5. О чем спорят герои? Что есть истина? С. 27

СЛАЙД 6. Каждый понимает истину по-своему. Вот как трактует это понятие словарь. Истина: 1) то, что существует в действительности, отражает действительность, правда. 2) утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом).

– Чем поразителен ответ Иешуа? С. 27 Абстрактное понятие оказывается человеческим понятием, исходит от человека и замыкается в нём же. Проницательный Иешуа по глазам догадался о страданиях Пилата. И П.П. стал относиться к арестованному не так, как к другим, подобным Иешуа, людям, заинтересовался его речами.

– Боится ли арестант Понтия Пилата? (гл.2 с. 28) С П.П. он говорит спокойно. Он боится пережить физическую боль, но непоколебим тогда, когда отстаивает свой взгляд на мир, истину. Он сострадает прокуратору и избавляет Понтия Пилата от головной боли земным словом, говорит ему то, что никто не смел говорить. Убеждает Понтия Пилата в одиночестве и отсутствии веры в людей. – с.28.

– Какой факт подтверждает, что он умеет убеждать людей? (История с Левием Матвеем, гл.2 с. 26).

- Следующий вопрос, который вызвал спор у оппонентов , - от чего зависит судьба человека, вправе ли человек распоряжаться чужими судьбами? С. 30. (Понтий Пилат уверен, что мир основан на насилии и власти. Что касается жизни и судьбы человека для Иешуа, то никто не может распорядиться его жизнью, кто подвесил, тот и оборвет.)

- Действительно ли все люди добрые? Пилат давно не верит людям, поэтому он и одинок. Для Иешуа истина в том, что “злых людей нет на свете”. Иешуа проповедует всепрощение. И если бы он поговорил с Крысобоем, тот резко изменился бы.

– Понтий Пилат после этой части разговора принимает решение в пользу Иешуа. Какое? Почему? (стр.31 гл.2) Объявить Иешуа душевнобольным, не найдя состава преступления, удалить из Ершалаима и поместить в своей резиденции. Оставить при себе потому, что вокруг него только те люди, которые его боятся, и он наконец нашел того, кто понимает его, он хочет ближе познакомиться с этим человеком.)

– Почему он вынужден отказаться от этого решения? Проследим по тексту. Секретарь, ведущий запись по ходу допроса, сочувствует ему (стр.32 гл.2)

- Что это за видение мерещится прокуратору? Таким Пилат видит кесаря, а следовательно, служит ему не из уважения. Тогда из-за чего же? Пилат- смелый воин на поле боя, но трус, когда дело касается кесаря, власти. За себя он боится так, что пойдёт даже против своей совести.

- Вынужденный вынести приговор Иешуа , он знает, что вместе с гибелью бродячего философа настанет и его собственная гибель, какая? (Нравственная, он будет страдать от угрызений совести.(стр.32 “Мысли понеслись короткие…).

-Какими словами Иешуа подписывает себе смертный приговор? Не будет ничьей власти над людьми. Он продолжает проповедовать опасные идеи, покушаясь на официальную власть. С. 34 ( “В числе прочего…)

– Нужна ли такая истина Понтию? ( нет, с. 35) Понтий Пилат поступает вопреки своим чувствам. Он умывает руки, но во веки веков кровь этого проповедника ему смыть не удастся.

– Почему же Понтий Пилат не спас Иешуа Га-Ноцри, обладая такой властью? Он несвободен, потому что зависит от власти Тиберия, ему страшно оказаться на месте арестованного и потерять все. Бесстрашный воин, он боится и не находит в себе силы пойти против тех, кому мешает проповедник, не вписываясь в систему. Так в романе звучит тема тоталитарного государства, волновавшая автора.

– После утверждения решения казни Синедрионом, какое чувство охватило Пилата? Какая-то непонятная тоска пронзила всё его существо, ему казалось, что он чего– то не договорил с осуждённым, чего-то не дослушал. Эта мысль улетела, а тоска осталась необъяснённой.

- Пришла другая мысль, мысль о бессмертии. Но чьё бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор.( с. 39)

– Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его душе ужас? Он останется в памяти людей не подвигами, не мудрой политикой, а трусом и предателем. Понтий Пилат относится к числу людей, у которых есть совесть. Человек совестливый, Пилат знает, что ему не будет покоя ни днём, ни ночью.

-Что страшит первосвященника в Иешуа?с. 41

Глава 16. (Сон Ивана Бездомного). - Какой ещё поступок совершит Пилат, пытаясь смягчить участь осуждённых? ( Он велит прекратить казнь в пятом часу страданий.)

- В гл.25 Пилат беседует с Афранием, начальником тайной полиции. Какие моменты казни интересуют Пилата?

– Понаблюдайте, как меняется голос Пилата? Почему? (Вот пришло возмездие. Всадник Золотое копьё вынужден согласиться с тем, что он трус).

-Чтобы хоть как-то оправдать себя Пилат отдаёт приказание начальнику тайной полиции. Какое и как он это делает? Разговор полон недомолвок, полунамёков. Но Афраний поймёт своего господина.(с. 326-327) . Исполнительный Афраний ночью докладывал Пилату, что, к сожалению, “не сумел уберечь Иуду из Кариафа, его ночью зарезали”.

- Пилат мстит за смерть Иешуа, и по его приказу убивают Иуду из Кариафа. Но успокаивается ли его совесть?с. 328 Нет, это обман самого себя.

- Какой сон ему снится? С. 339-340.

СЛАЙД 8. Вспомним ещё одного героя – Левия Матвея. Как поведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа?с. 186. ( Он сделал попытку прорваться к месту казни. За это получил тяжкий удар тупым концом копья в грудь. Больше всего Матвей хочет (с. 190-191) .

– Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед учителем? ( Он снимет тело Иешуа и унесёт с вершины горы. )

– Вспомните, какой разговор состоялся между Понтием Пилатом и Левием? (гл. 26 с. 349)

СЛАЙД 9 . Почему можно сказать, что Левий Матвей достойный ученик? Левий поведёт себя гордо, не будет бояться Пилата. Он устал так, как может устать человек, помышляющий о смерти как об отдыхе. На предложение Пилата служить ему Левий отвечает отказом (гл.26 стр. 350). Лишь раз Понтий осознаёт своё торжество над Левием, когда скажет, что убил Иуду.

СЛАЙД 10 . Как судьба наказала Пилата за его трусость? Обратимся к гл.32 “Прощение и вечный покой”. Чувство вины будет мучить прокуратора 12 тыс. лун. Он не палач, а жертва власти, страха перед ней. ( На вопрос Маргариты: “Что он говорит?”, Воланд отвечает: стр.405.)

– Вы помните, что тема бессмертия волновала людей всегда. Бессмертием часто наказывался человек, совершивший зло в жизни. Уже в Библии есть подобный сюжет, посвящённый Каину и Авелю. Каина Бог делает бессмертным, чтобы наказать за убийство Авеля. Каина мучает раскаяние, но не приходит смерть как избавление от мук.

– Кого из литературных героев постигла подобная участь? ( М. Горький “Старуха Изергиль”, легенда о Ларре).

- Итак. Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет. И Маргарита, путешествуя с Воландом, просит отпустить его (с.405).

– Успокоится ли теперь прокуратор Иудеи? Почему эти слова не заканчивают истории Понтия Пилата и Иешуа? Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером? ( эпилог ).

СЛАЙД 10-2. Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа успокоится тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

СЛАЙД 11. Итог урока. Запись проблем романа.

Что есть истина?

Что такое добро и зло?

Человек и его вера.

Человек и власть.

В чём смысл человеческой жизни?

Внутренняя свобода и несвобода человека.

Верность и предательство.

Милосердие и всепрощение.

Булгаков был уверен, что жизнь на земле основана на высших, Духовных законах. И дело писателя как раз в том и состоит, чтобы доказывать существование этих высших законов, постоянно напоминать людям, что жить по духовным законам – смысл и цель человеческой жизни.

Домашнее задание. Выбрать материал, касающийся жизни Москвы и москвичей, используя гл. 1,6,7,9,12,15, 17,18, 24,27.

Ершалаимский мир

Мастер и маргарита

Центральные персонажи

Действующих лиц в данной части произведения не так много:

Мастер и маргарита ершалаимские главы

  1. Прокуратор Иудеи — Понтий Пилат. Он стал пятым человеком, занимающим столь высокую должность. Он вынужден устраивать допрос Иешуа, хотя испытывает к мыслителю симпатию. Прокуратор понимает, что во многом странник прав. Несмотря на это, представитель власти настолько боится потерять свое влияние, что выносит смертный приговор Га-Ноцри. Это решение не приносит герою счастья, ему приходится до конца жизни сожалеть о содеянном.
  2. Иешуа Га-Ноцри — бродячий мыслитель, рассуждающий о том, что неугодно правительству, за что ему приходится поплатиться собственной жизнью. Прототипом главного героя стал Иисус. Это прослеживается в жизненном описании, мышлении и даже внешности, данной автором персонажу. В нем есть божественные черты, но в произведении Булгакова Иешуа приближен к людям. Он очеловечен, обладает приземленными привычками, мыслями. Его цель — отстаивание высшей истины, продвижение в народные массы идеи о несуществовании плохих людей на земле, проповедничество христианских законов. Бескомпромиссность мыслителя приводит того к смерти.

История жизни Иешуа совершенно противоположна Иисусу из Назарета. Отважный и сострадательный человек не является сыном Божьим, поэтому ему не суждено воскреснуть. В Ершалаимские главы Булгаков вложил следующий смысл — прославление человека как высшей ценности. Авторский Понтий Пилат также отличается от своего прототипа. Он более человечный, благородный, сострадательный. В конце произведения герой таки получает прощение.

Смысл и роль Ершалаимских глав

Понтий Пилат хотел спасти мыслителя-проповедника, но не может пойти против вышестоящей власти. Должностные обязанности заставляют прокуратора Иудеи казнить ни в чем неповинного человека. Физически Иешуа умирает, но обретает духовную победу над противниками, ведь доказывает таким образом правильность собственных утверждений. Прокуратор же теряет после проступка вечный покой. Истина кроется в его совести.

Роль Ершалаимских глав заключается в противопоставлении Москвы древнему городу. Значение в сравнение автор вложил следующее:

Ершалаимские главы

  • Беспокойство современного мира и ценность денег.
  • Степенность и размеренность жизни в Ершалаиме, что подталкивает к поиску истины.
  • Принятие судьбоносных решений, вершение судеб.
  • Контрастность параллельных миров, наталкивающая на размышления о вечных проблемах, например, противостояние добра и зла, выбор между честностью перед самим собой и властью.

Это приводит к логичному выводу, что каждый человек ответственен за свою духовную чистоту и покой. Только от его решений и способности нести за них ответственность зависит судьба.

Краткое содержание

Ершалаимские главы — это неотъемлемая часть романа, ставшая композиционной основой. Авторское решение влияет на смысл, заложенный писателем в произведение. Анализ и краткое содержание этой части позволит написать емкое сочинение или подготовить к литературному уроку презентацию по теме. А также понять, зачем Булгаков создал отсылку к Ершалаиму и библейским историям. Чтобы подробнее разобраться в проблематике, рекомендуется читать произведение полностью.

Понтий Пилат

Ершалаимские главы в романе мастер и маргарита

Перед прокуратором Иудеи предстает странник Иешуа Га-Ноцри. Его привели на допрос к Понтию Пилату. Решение было за высокопоставленным наместником римского кесаря. Допрашивая мыслителя-проповедника, прокуратор проникается симпатией к нему. Приговоренный Иудейским Синедрионом к смертной казни считает всех людей добрыми. Симпатия возникает не только из-за мировоззрения Иешуа, но и по причине удивительного излечения им приступа гемикрании.

Понтий Пилат становится сперва на сторону Га-Ноцри. Он утверждает, что приговоренный — лишь душевнобольной, который никогда не подбивал людей к поиску истины и городским беспорядкам. Главная цель прокуратора — держать мыслителя около себя в Кесарийской резиденции.

Несмотря на это, вершителю судеб приносят доказательства подстрекательства со стороны Иешуа. Эти речи растолковали как проповеди, направленные против власти римского кесаря. Пилат пытается все-таки спасти смертника и подсказывает тому, что говорить, дабы скрыть факт подстрекательства. Арестованный не слушает советчика, говорит правду. Тогда тот решает спасти философа, обращается за помощью к первосвященнику Каифу, выпрашивая для Иешуа помилование. Принято решение отпустить Варраввана.

Казнь на Лысой горе

Всех приговоренных к смерти привозят на Лысую гору. Следом за процессией идут зеваки, желающие посмотреть на зрелище. После распятия глазеющие расходятся, не вынося палящего солнца. Остаются только солдаты. О спасении Иешуа молит Левий Матвей — ученик Га-Ноцри, сборщик податей. Но казненный продолжает мучиться от истязаний. Смерть не приходит. Левий проклинает Господа. Иешуа периодически теряет сознание и снова приходит в себя.

Скоро должен пойти дождь. Распятым смачивают губы влажными губками, из которых также можно испить воды. Несчастных добивают солдаты уколами копий в сердца. В это время они произносят слова прославления прокуратора за его великодушие. Дождь разгоняет солдат. Но гроза не становится причиной для побега Левия Матвея, который снимает труп учителя с креста и похищает его.

Ершалаим это

Спасение Иуды

Ершалаим напитывался каплями дождя. Прокуратор ожидал вестей с места казни. Понтий Пилат зол, он гневно разбивает кувшин с вином, лежит около стола с едой. Перед властителем показывается начальник тайной службы Афраний. Он рассказал, что все прошло хорошо, горожане не буйствуют. Потом гость поведал историю об Иешуа, который отказался от предсмертного питья и доверительно заглядывал в глаза солдатам, улыбаясь при этом растерянной улыбкой.

Га-Ноцри ничего не проповедовал. Он только сказал, насколько порочны трусливые люди. Он никого не винил в своей смерти. Пилат приказывает Афранию похоронить тела казненных людей и позаботиться о безопасности Иуды из Кириафа. До прокуратора дошли слухи, что того должны зарезать в скором времени.

Погребение и отмщение

Ершалаимские главы мастер и маргарита

Стоит праздничная ночь Пасхи. Иуда встречается с Низой. Она попросила встретиться в масличном саду. Там с предателем расправляются мужчины, нанятые Афранием по приказу Понтия Пилата. Лишается Иуда не только жизни, но и кошелька, заполненного тридцатью сребрениками.

Прокуратору снится, как он идет подле с Иешуа. Их путь освещает лунная дорога. Они спорят и ведут счастливую беседу. Пилату кажется, что казни не было. Подле него идет Банга. Мужчина рассказывает о том, что понимает, почему трусость является главным пороком. Сейчас бы он распрощался с карьерой ради спасения жизни мыслителю.

Левий Матвей отдает тело Иешуа. Он собирается отомстить Иуде, убить того. Но о смерти предателя ученику философа сообщает прокуратор.

Читайте также: