Суд казначейства в средневековой англии это

Обновлено: 17.05.2024

Специфическая правовая система, получившая название "общего права", сложилась в период средневековья в Англии. Единое английское "общее право" стало образовываться начиная с XII в., когда королевские суды получили преобладание над судами графств, сотен и феодалов. Королевские суды не имели в своем распоряжении каких-нибудь писаных общих источников и решали дела, руководствуясь "правом страны", т.е. обычным правом. Считалось, что это право хорошо знакомо королевским судьям и что оно находит свое отражение в решениях судов. Однако королевские судьи черпали правила для своих решений не только в собственном знании правовых обычаев. В своей деятельности они руководствовались и предыдущими решениями судов и указаниями, которые содержались в королевских указах, выдававшихся за плату лицам, обращавшимся за судебной защитой. Хотя каждый указ выдавался по отдельному конкретному делу, он составлялся по определенному образцу в выражениях, однообразно формулировавших правоотношения того или иного типа. В начале XIII в. "указы" были настолько многочисленны, что появился сборник "Реестр указов", представлявший собой как бы неофициальный справочник по общему праву и постоянно пополнявшийся новыми указами.


Королевские указы по судебным делам в XII-XIII вв. сыграли очень большую роль в образовании английского "общего права", но основным его источником были решения королевских судов "Общее право" - это практика королевских судов, закрепленная в судебных протоколах. С самого начала деятельности королевских судов в них велись записи дела. Протоколы суда назывались "свитки тяжб", и ссылка на содержавшиеся в них дела подтверждала наличие того или иного правила или принципа в английском праве. Наряду с "общим правом", имевшим своим основным источником судебную практику, все большее значение начали приобретать законы. Активную законодательную деятельность, существенно изменившую судебный процесс, осуществляли Генрих II и Эдуард I. Большую роль в развитии права играло парламентское законодательство.


Статуты имели обязательную силу для королевских судов, дополняли и изменяли "общее право" по очень многим вопросам, но они не могли преодолеть присущий ему формализм, не могли приспособить его к новым общественным отношениям.

Начиная с XIV в. возникает иная система права – система "справедливости", существовавшая параллельно с системой "общего права". Суд "справедливости" возник в результате подававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не получившим защиты в общих судах по каким-либо формальным причинам. Король оказывал помощь просителю в порядке "милости". Все увеличивавшееся количество подобных прошений привело к тому, что король вместо рассмотрения их в совете стал передавать их для разбора своему канцлеру, который разбирал дела не по праву страны, а по справедливости, т.е. не был связан практикой общих судов. Канцлер для решения дела обращался к естественному и частично римскому праву. Суд канцлера придал правовое оформление ряду новых отношений, возникновение которых было обусловлено ростом торговли, и защищал городское население и нарождающуюся буржуазию от крупнейших землевладельцев - феодалов.


Рецепция римского права в какой-то мере коснулась и Англии. В качестве составного элемента римское право не вошло в английское "общее право", но оказало большое влияние па развитие юридических доктрин в XII и XIII вв., когда закладывалось основание "общего права". Римское право сказалось на правовом положении вилланов, на различии между личным и вещным правом, на правовом режиме движимых вещей и некоторых других институтах. Однако настоящего практического значения римское право в Англии не имело.


Особенности вещного права в Англии. Трэст. В Англии земельные отношения отличались рядом особенностей. Благородным держанием была рыцарская служба. Первоначально держание по рыцарской службе обязывало к воинской службе в течение 40 дней в году, но с середины XII в. с переходом к наемному войску личная служба была заменена уплатой "щитовых денег". Другие повинности заключались в платежах лорду при браке детей держателя и при переходе держания к наследникам держателя. В период образования "общего права" возник институт доверительной собственности, или трэст (при возникновении он именовался целевым назначением). Сущность этого института заключалась в том, что одно лицо передавало другому в собственность свое имущество или его часть с тем, чтобы получатель, став формально собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или по его указанию.


В условиях существования различного рода ограничений на сделки с землей передача с целевым назначением была единственным способом превратить одни виды земельных держании в другие, обеспечить родных в отступление от феодальных правил наследования, дать возможность владеть имуществом таким коллективам, как гильдии, приходы и т.д. Этим способом пользовались рыцари; отправляясь в дальние походы, они передавали свои земли друзьям. С точки зрения "общего права", лицо, отдавшее имущество с целевым назначением, теряло на него какие-либо права, так как получатель становился собственником. В случае если этот последний нарушал доверие и использовал имущество для себя, королевский суд не знал способов воздействия на него. Но поскольку дело шло о нарушении слова, т.е. о вопросах совести, целевые назначения были взяты под защит канцлерским судом справедливости.
Крестьянское свободное землевладение в Англии носило название сокаж.

1. Этапы развития и основные системы английского права.

2. Особенности вещного права средневековой Англии.

3. Уголовное право средневековой Англии.

1. Этапы развития и основные системы английского права.

●Назовите отличительные черты правовой системы Англии (пособие А. К. Романова)●

Особенность права Англии — континуитет (непрерывность) права и преемственность его развития. Действительно, за всю многовековую историю оно не претерпело великих потрясений и

катастроф, какие случались в других странах, например во Франции в 1793 г. или в России в 1917 г. В Англии мы не найдем никакого деления на до- и послереволюционное право. Действующее право и его институты никогда не отрывались от своих исторических корней и традиций.

В нем прошлое органично проросло в настоящее. Иногда подобная особенность правового развития вызывает непонимание и недоумение.
В силу своеобразия английской правовой системы разрыв между ее правовой теорией и историей почти не просматривается — так что анализ права у англичан всегда напоминает исследование его истории. «Ни одно современное сочинение по английскому праву, — отмечает профессор ван Каенэгем, — нельзя вполне понять, если в нем нет достаточно обширных экскурсов

движение пуритан по обновлению правовой системы страны в середине XVII в. и последовавший период Реставрации.
●Рассмотрите периодизацию истории английского права●

В истории английского права можно выделить 4 основных периода:

1. Англосаксонский период, предшествовавший нормандскому завоеванию 1066 г.

2. Период становления и расцвета общего права: от 1066 г. до установления династии Тюдоров (1485 г.).

3. Право справедливости: с 1485 г. до 1832 г.

4. Современный период: с 1832 г. и до наших дней.
А) Англосаксонский период

Римское господство, хотя оно и длилось в Англии 400 лет – от императора Клавдия до начала V в., - оставило в Англии не большой след. Для историков английского права история права начинается с эпохи, когда римское господство прекратилось и различные племена германского происхождения – саксы, англы, юты, датчане – возобладали в Англии. Именно в эту эпоху Англия была обращена в христианство миссией святого Августина Кентерберийского (596 г.).

1066 г. ознаменован нормандским завоеванием Англии. К власти приходит Вильгельм Завоеватель. С самого начала правления Вильгельм заявляет о сохранении действия англосаксонского права. В других областях жизнедеятельности общества происходят кардинальные изменения: сильная централизованная власть, сильный административный аппарат. С этого момента в Англии устанавливается феодализм.
Еще до завоевания нормандцами в Англии действовали и осуществляли правосудие на основе местных обычаев Суд графства (собрание свободных людей) и его подразделение – Суд сотни.
Нормандские сеньоры (завоеватели), последовавшие за Вильгельмом в Англию, очутились в побежденной стране, которой они не знали, а нравы и население которой презирали. В соответствии с этим в противовес местному обычному праву было создано общее право – право английское и общее для всей Англии под главенством Королевских судов, которые обычно назывались Вестминстерскими – по месту, где они заседали начиная с XIIIв.
Параллельно с Королевскими судами все также действовали видоизмененные местные суды. После завоевания Суд графства был заменен на сословные суды – суды баронов, мэнорские суды и пр. Данные суды осуществляли правосудие все также на основании местных обычаев и имели локальный характер. Были созданы церковные суды, осуществлявшие судебную власть в соответствии с каноническим правом, общим для всего христианства.
Характерные черты Королевских судов:

- Королевские суды по своей сути были судами особо знатных людей и разбирали дела государственной важности
- компетенция этих судов была ограничена, они должны были считаться с сеньорами, которые хотели быть хозяевами у себя дома и вовсе не выражали готовности подчиняться судебным вердиктам (как пример, вмешательства государства в семейную жизнь).
- не могли осуществлять правосудие в качестве апелляционной инстанции по всем спорам, возникающим в королевстве
- компетенция ограничивалась рассмотрением трех категорий дел: королевские финансы (Суд казначейства); земельная собственность и недвижимость (Суд общегражданских исков); преступления против государства (Суд королевской скамьи). Все остальные дела разрешались вне королевской юрисдикции (местными судами): Судом графства (Судом сотни), феодальными и церковными судами, коммерческими судами.
Предпосылки расширения компетенции Королевских судов:

заинтересованность в расширении компетенции суда (уже не ограничиваться тремя областями разрешаемых дел) – канцлер и королевские суды, с одной стороны. Потому как возрастало число обращений частных лиц, ставивших королевскую юрисдикцию выше других (местных судов).
- только королевские суды могли реально обеспечить явку свидетелей в суд и исполнение вынесенных решений
- только король и церковь могли обязать своих подданных принести присягу.
Укрепление королевской власти и расширение судебных полномочий лично короля в государстве – король, с другой стороны. В связи с данными обстоятельствами королевские суды модернизировали судопроизводство – присутствие жюри (прототип присяжных заседателей), решавших спор. А другие суды были обречены использовать архаическую систему доказательств.
Итог:

- королевские суды расширили свою юрисдикцию и стали единственным органом правосудия

- местным судам и церковным судам досталось рассмотрение незначительных дел.
Механизм обращение частных лиц в суд.

Как было сказано выше, параллельно с королевскими судами общего права существовали и другие суды (местные), которые имели право решать дела в тех случаях, когда этого нельзя было сделать средствами общего суда. Но так как данные суды играли незначительную роль, то в скором времени они потеряли юридическую значимость и пришли в упадок, а затем и совсем исчезли. Данное обстоятельство и вызвало необходимость поисков новых корректив, призванных восполнить пробелы общего права.
Напомним также, что ограниченная компетенция Вестминстерских судов делала невозможным обращения недовольной стороны решением суда в высшую инстанцию. Такое положение дел не удовлетворяло частное лицо – разочарованная сторона приходит к мысли, что у нее остается еще одна возможность добиться справедливости: обратиться непосредственно к королю – источнику справедливости и милости. Участники процесса все чаще стали обращаться непосредственно к королю, минуя королевские суды.
Механизм обращения граждан непосредственно к королю:

1) Частное лицо готовит жалобу на неправомерные действия другой стороны в отношении жалобщика (жалобы имущественного, личного неимущественного и пр. характера). Причем, так же как и в процедуре обращения в королевский суд, лицо должно предъявить достаточно веские обстоятельства, чтобы данное дело решалось королем по существу.

2) Обращение к королю проходило через лорда-канцлера, являвшегося исповедником короля, руководил его совестью. Если лорд-канцлер считал целесообразным, он передавал жалобу королю.

XIX-XXвв. представляют собой период существенной трансформации английского права.
Основные тенденции преобразования английского права:

- развитие законодательства. 1852 – реформа материального права, на базе которого стали систематизировать решения общего суда. Работа по расчистке (отмена фактически не действующих законов) и приведению норм в порядок (консолидация), освободившая английское право от архаических решений и во многих областях систематизировавшая его нормы.
- 1873-1875 гг. – модифицирована организация судов: ликвидация формального различия между судами общего права и судами справедливости канцлера (преобразования процессуального характера)
- кризис общего права и значение законов и регламентов: сближение между английским и континентальным правом.
●Что такое общее право? Назовите источники и принципы общего права, перечислите регулируемые им сферы правовых отношений●

"Общее право" – это практика королевских судов, закрепленная в судебных протоколах ("свитках тяжб"). Королевские суды не имели общих источников и решали дела, руководствуясь "правом страны", т.е. обычным правом. Поэтому общее право еще называют обычным. Оно сложилось как результат судебных обычаев, возникавших помимо законодательства. В основу обычного права положена фикция его общепризнанности и общеизвестности. Считалось, что при разрешении того или иного дела судья знает закон, который им применяется. Следовательно, он использовал существующую норму права. Этот принцип был выведен из того, что судьи центральных судов были знакомы с местными обычаями. Обобщая судебную практику, судьи вырабатывали известные принципы, которыми они руководствовались исходя из тех или иных обычаев. Если же обычай противоречил закону или общим принципам обычного права, то он отвергался. Следовательно, в своих решениях судьи закрепляли ранее сложившиеся отношения. Тем не менее судьи черпали правила для своих решений не только в собственном знании правовых обычаев, но и руководствовались предыдущими решениями судов и указаниями, содержащимися в королевских письмах, которые выдавались за плату лицам, обращавшимся за судебной защитой. Судья всегда применял уже существующую норму права, и, таким образом, установленный им принцип становился судебным обычаем (прецедентом), обязательным для всех других судов. Отвергнуть прецедент могла только высшая судебная инстанция. В этом случае он терял свою обязательную силу. Судебную защиту в судах общего права могли получить лишь те правоотношения, для защиты которых имелись "судебные приказы". Издавая такие приказы, король фактически создавал новое право на иск. Судьи королевских судов общего права, тесно связанные с палатой общин, отказывались признавать новые основания для предъявления исков, так как считали, что лишь статуты могут вносить изменения в правовые нормы. Получение приказа, по их мнению, неравносильно удовлетворению претензий истца в суде и означает лишь, что ответчик обязан явиться в суд и дать объяснение по обстоятельствам дела.

Первую попытку обобщить практику королевских судов предпринял Гленвил в трактате "О традиционном праве и законах королевства Англии", написанном в конце правления Генриха II. Более обширная систематизация процессуальной системы и материальных правил общего права представлена в трактате Брэктона "О традиционном праве и законах Англии" (середина XIII в.). Он содержит свыше 2000 прецедентов из практики королевского суда. Оба трактата рассматривались как "книги авторитетов", "великих классиков права", и суды долго их применяли. По образцу Гленвила и Брэктона Энтони Фитцерберт (1470– 1538) в книге "The new Naturabrevium" издал все применявшиеся в XV–XVI вв. первоначальные письма в принятой в официальном Регистре последовательности с подробными комментариями с точки зрения судебной практики. До конца XVIII в. книга считалась авторитетным источником общего права.
Наряду с общим правом, имевшим своим основным источником судебную практику, все большее значение в качестве источника права приобретает статутное право (куда относились королевские ордонансы, ассизы, хартии, прокламации, провизии, акты парламента). Активную законодательную деятельность, существенно изменившую судебный процесс, осуществляли короли Генрих II, Эдуард I. Большую роль в развитии права играло парламентское законодательство. Статуты – акты, принятые парламентом и подписанные королем, имели обязательную силу для королевских судов, дополняли и изменяли общее право по очень многим вопросам. Однако статуты, изменяя общее право по отдельным вопросам, не могли преодолеть присущий ему формализм, не могли приспособить его к новым общественным условиям.
●Что такое право справедливости и когда оно появилось? Укажите причины его появления и источник. Какую функцию выполняла эта система права в средневековой Англии?●
В XIV в. отставание общего права от развития буржуазных отношений было преодолено созданием так называемого суда канцлера, или суда справедливости, а вместе с ним и права справедливости. Те случаи, которые не учитывались действиями общего права, должны были рассматриваться судом в соответствии с принципами правосудия и справедливости по личному приказу короля. К канцлеру обращались с жалобами на общее право, его архаичные формы выражения, закостенелость и сложную процессуальную технику. В результате, наряду с общим правом, его типами процессов и судом, возникло право справедливости со своими типами процесса и судом. Оно создавалось не для того, чтобы заменить общее право, а чтобы придать ему большую эффективность путем отхода от старых формальных правил, создать новые средства защиты нарушенных прав и интересов, оказавшихся вне юрисдикции общего права. Поскольку правила обеих правовых систем нередко противоречили друг другу или пересекались и один и тот же конфликт можно было решать в суде по обеим системам, правовые отношения в Англии стали исключительно сложными. Право справедливости возникало путем добавления личного права короля принимать притязания и возражения, которые не учитывались нормами общего права, однако должны были рассматриваться судом. Первоначально король в порядке "милости" разбирал каждое дело такой категории. Когда же количество этих дел возросло, то их "справедливое" разрешение было поручено канцлеру. Сначала каждое дело в суде канцлера разбиралось по поручению короля и на основании специального указа королевского совета. Но затем канцлерский суд получил право рассматривать жалобы частных лиц независимо от его указа.

Казначейство челобитной , или суд казначейства , был суд , который занимался вопросами справедливости , набор правовых принципов , основанных на естественном праве и общего права в Англии и Уэльсе . Первоначально часть curia regis или Королевского совета, казначейство отделилось от курии в 1190-х годах, чтобы заседать в качестве независимого центрального суда. Суд канцелярииРепутация России в отношении опозданий и расходов привела к тому, что большая часть ее бизнеса была переведена в казначейство. Казначейство и Канцелярия с похожими юрисдикциями с годами сближались, пока в XIX веке не был выдвинут аргумент о том, что в двух, казалось бы, одинаковых судах нет необходимости. В результате Казначейство утратило юрисдикцию над акциями. В соответствии с законами о судебной власти казначейство было официально распущено как судебный орган Постановлением Совета от 16 декабря 1880 года.

СОДЕРЖАНИЕ

Уильям Полет , который в качестве лорда-верховного казначея значительно увеличил мощь и влияние казначейства.

Известно несколько записей, датируемых периодом до 1580 года, поскольку до этого времени не датировались счета. [9] До 16 века Казначейство выполняло свои обязанности с небольшими изменениями в своей функции или практике. Небольшой суд, казначейство, рассматривал около 250 дел в год по сравнению с 2500 делами в суде королевской скамьи и 10 тысячами в суде по общим делам . [10] Однако при Тюдорах политическое, судебное и финансовое значение казначейства возросло. Частично это произошло благодаря лорду-казначею ; хотя лорд-канцлербыл более традиционно важен, лорды-казначеи с 1547 по 1612 год были политически влиятельными фигурами, включая Роберта Сесила , Томаса Саквилля и Уильяма Полета ; так как лорд-верховный казначей был главой казначейства, с усилением влияния казначея возросло значение казначейства. [11]

Назначение второго и третьего герцогов Норфолкских лордами верховными казначеями с 1501 по 1546 годы привело к постепенному снижению власти казначейства. Правительство считало герцогов слишком независимыми, чтобы им можно было доверять какую-либо реальную власть, но слишком полезными, чтобы их можно было сместить; в результате, чтобы косвенно уменьшить их власть, казначейство было сознательно ослаблено. Когда Уильям Поле был назначен казначеем в 1546 году, казначейство снова увеличилось в силе, поглотив к 1554 году Суд аугментаций и суд первых и десятых долей. [12] Казначейству в этот период также помогал Томас Фэншоу., Памятник Королевы; Будучи способным человеком, Фэншоу часто консультировался с баронами казначейства о том, как лучше всего управлять судом, и помогал стандартизировать состязательные бумаги, позволяя казначейству справляться в период роста деловой активности. Административные реформы Фэншоу считались превосходными, и его работы продолжали использоваться в качестве стандарта до 1830-х годов. [13]

В 1867 году была создана комиссия для рассмотрения вопросов с центральными судами, результатом которых стали законы о судебной власти , в соответствии с которыми все центральные суды были включены в состав единого Верховного судебного суда , а три центральных суда общего права стали тремя из них. пять отделений Верховного суда; это не было задумано как постоянное, а скорее для того, чтобы избежать отставки или понижения в должности двух из трех верховных судей, чтобы позволить одному главе Верховного суда, поскольку это нарушило бы конституционный принцип несменяемости старших судей. По чистой случайности Фицрой Келли и Александр Кокберн , лорд-главный барон казначейства и лорд-главный судья Англиисоответственно, оба умерли в 1880 году, что позволило объединить подразделения общего права Верховного суда в одно подразделение, подразделение королевской скамьи , под руководством Джона Кольриджа , который был лордом-главным судьей по общим делам и стал лордом-главным судьей Англии. Постановлением Совета от 16 декабря 1880 года. С этого момента Министерство по делам гражданства официально прекратило свое существование. [24]

Суд канцелярии , только другой специальный суд Англии справедливости после английской гражданской войны

Основное внимание Казначейства уделялось сбору королевских доходов как части Большого казначейства, которое официально осуществлялось лордом-верховным казначеем . [30] Казначейство было уникальным в том, что оно обладало юрисдикцией в вопросах справедливости и общего права, последнее первоначально было сокращено после Великой хартии вольностей и зарезервировано для Суда Королевской скамьи и Суда по гражданским искам , хотя позже оно расширилось. Этот процесс общего права и справедливости был обращен вспять; в течение 16-го века казначейство было исключительно органом общего права, а юрисдикция по справедливости снова стала актуальной только в конце периода Тюдоров. [31] WH Брайсон утверждает , что это произошло во время правления Эдуарда I . [32] К 1590 году юрисдикция Казначейства по делам о справедливости была подтверждена, и он обрабатывал значительное количество дел в год, включая споры по трастам , ипотеке, десятине и копайхолдингу ; поскольку налогообложение существовало постоянно, нетрудно показать, что спор помешал выплате долга монарху, разрешив Писание Коминуса. [33]

Казначейство стояло наравне с другими Вестминстерскими судами ( Судом по общим делам , Судом Королевской скамьи и Судом Канцелярии ), при этом дела легко передавались от одного к другому, хотя в случае с Королевским судом были проблемы. Скамейка . Традиционным методом перемещения дела был приказ о замене , но Королевская скамья представляла монарха, который не мог предъявить иски против него. Вместо этого клерк приносил Красную книгу казначейства в королевскую скамью и утверждал, что истец по делу был чиновником казначейства, что требовало судебного разбирательства здесь, а не в королевской скамье. [34] Казначейство придерживалось четких правил с другим судом по справедливости, Канцелярским судом ; дело, рассмотренное в одном, не могло быть повторно рассмотрено в другом. Кроме того, дела о справедливости могут рассматриваться любым судом. [35] Казначейство имело высший статус над нижестоящими судами справедливости, имело право принимать от них дела и отменять их решения. Юрисдикция церковных судов также совпадала с юрисдикцией казначейства, особенно в отношении сбора десятины, и существует множество записей о спорах между ними. [36]

Помимо апелляций в Казначейскую палату , суд также разрешил апелляции в Палату лордов , которая была впервые использована в 1660 году для дела Фэншоу против Импи и подтверждена в 1677 году [37].

Формальным главой казначейства на протяжении большей части его существования был лорд-казначей , которому было поручено собирать королевские доходы. [38] Первоначально служащий, [39] он находился под надзором главного юстициара , и стал главой двора только после того, как эта должность была упразднена во время правления Генриха III . [40] Во время правления Елизаветы I другие обязанности казначея начали расти, и он играл меньшую роль в делах казначейства. [41] К 17 веку лорд-казначей был заменен преданным казначеем казначейства (хотя более ранние приказы показывают, что лорд-верховный казначей получил этот титул независимо), которому монарх торжественно вручил белый посох. [42] Казначей, будучи активным в доходной части казначейства , мало играл или не играл никакой активной роли в казначействе. [43]

Основными судебными чиновниками были казначейские бароны или бароны скаккари , которые изначально были теми же судьями, что и судьи Королевской скамьи , но стали независимыми только после отделения казначейства от curia regis . [50] В первые годы существования казначейства бароны были главными аудиторами счетов Англии, а во время правления Эдуарда II их роль передалась преданным аудиторам . [51] С расширением казначейства в эпоху Тюдоров бароны стали более важными; где раньше из присяжных назначался только главный барон , а остальные бароны простобарристеров , для всех баронов казначейства стало практикой быть сержантами. Это еще больше повысило авторитет казначейства, поскольку впервые поставило казначейство на один уровень с судом по общим делам и королевским судом , где все судьи уже должны были быть сержантами. [52]

По крайней мере, один барон присутствовал на слушании дела, а конвенция настаивала на том, чтобы после правления Эдуарда IV было максимум четыре барона ; как простая условность, она иногда нарушалась. Когда один барон болел или по какой-либо другой причине не мог сидеть, было сочтено целесообразным назначить пятого, как в 1604 году, когда был болен барон Сотертон , и в 1708 году, когда барона Смита вызвали в Эдинбург, чтобы он временно исполнял обязанности главного барона шотландского казначейства . В 1830 г. был навсегда добавлен пятый барон, чтобы уменьшить загруженность двора; в то же время пятый судья был добавлен к Суду по общим делам и Королевской скамье. [53] Первый барон был главным бароном казначейства.; если канцлер и казначей отсутствовали, он был главой суда. Когда он тоже отсутствовал, второй барон брал на себя ответственность и так далее; в одном случае в 1659 году Четвертый барон был единственным доступным судьей. Второй, Третий и Четвертый бароны были известны как puisne Barons; первоначально рассматривались как отдельные офисы, после времен Якова I порядок определялся старшинством судей. В отличие от Королевской скамьи , разные должности не приравнивались к разным степеням власти; каждый барон имел равное право голоса при принятии решений. [54]

Памятник был назначен пожизненно и имел право назначать заместителя, первый из которых, Джон Уэст, был назначен сэром Кристофером Хаттоном в 1616 году. С 1565 по 1716 год этот пост принадлежал семье Фэншоу, начиная с Генри Фэншоу и заканчивая Саймоном Фэншоу . [60] После 1820 года , широкие обязанности на летописце были разделиться на суде казначейства (Англия) Закон 1820 г. и др . На его место были назначены два мастера, один из которых должен был стать главным бухгалтером. Эти должностные лица должны были быть назначены главным бароном казначейства.от адвокатов с пятилетним стажем, занимающих должности во время хорошего поведения и неспособных назначить заместителя. Мастера занимались ведением протоколов, ранее проведенных Памятником, а главный бухгалтер контролировал все деньги, внесенные в суд, которые были депонированы в Банке Англии ; ранее Памятник имел полное право распоряжаться деньгами по своему усмотрению. [61]

В число других должностей входили присяжные клерки, экзаменаторы, клерк баронов и клерк памятника короля . Было восемь присяжных секретарей, названных так потому, что они были присяжными судебными исполнителями, которые занимали свои должности всю жизнь и работали под началом Воспитателя. [62] Каждый клерк выступал в качестве поверенного для сторон в суде, и каждая сторона должна была нанять одного из них. Первый клерк был известен как Первый вторичный и приносил присяги из Красной книги казначейства.. Присяжным клеркам помогали 24 дополнительных клерка, из которых каждый присяжный клерк назначил трех. Каждый боковой служащий учился у присяжного служащего в течение пяти лет, прежде чем практиковать себя, хотя и под именем присяжного служащего. Боковой служащий имел шанс быть повышенным до присяжного служащего сначала Памятником, а затем самими присяжными служащими. [63] Экспертам было поручено контролировать показания свидетелей, приводить свидетелей к барону, давать присягу и хранить файлы показаний. [64] В 1624 году было решено, что эти экзаменаторы должны быть присяжными при дворе, и с тех пор у каждого барона был экзаменатор, который действовал от его имени. Офис экзаменатора был распущен в 1841 году, когда прекратилась юрисдикция казначейства по акциям. [65] Помимо экзаменатора, у каждого барона был по крайней мере один клерк, который действовал как их личный секретарь; хотя им и не платили, им было разрешено брать плату за свою работу. У главного барона было два клерка, а у puisne Barons - по одному. [57] The King's Remembrancer также нанял клерка, который также был секретарем. Он не получал зарплаты и не был присяжным судебным исполнителем, а это означало, что Памятник мог заменить его в любое время. [66]

Ряд положений Великой хартии обрели новую силу и значение благодаря возникновению парламента — представительного сословного собрания, созываемого и распускаемого по желанию короля. В период сеньориальной монархии король управлял в со­дружестве с относительно узким кругом советников в лице баро­нов и прелатов.

Первая попытка организовать самостоятельный со­вет по сословному принципу, намеченная в Великой хартии, — это Совет баронов, который в действительности собирался вплоть до 1258 г.

Следующей стадией организации сословной активности стал парламент, созванный Симоном де Монфором, сводным братом правившего тогда короля Генриха III, в период очередной сослов­ной смуты, когда бароны частично перешли на сторону короля, а Симону де Монфору, эрлу Лейчестера, пришлось опираться поми­мо баронов также на рыцарей и горожан. Собрание знати Симон де Монфор назвал парламентом (от франц. "парлеман" — собрание для обсуждения). Английские короли пришли к заключению о выгодах подобного собрания знати, в частности, о новых возмож­ностях в деле санкционирования конкретных мер или установлений.

К концу XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса, политического соглашения с феодалами всех рангов и верхушкой горожан в целях установления политической и социальной стабильности. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства.

Созыв первого такого собрания с новыми функциями прихо­дится на правление Эдуарда I. Созванный им в 1293 г. парламент получил название модельного (образцового). Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов. С его помощью король мог повысить доходы казны путем дополнительного налогообложения и по согла­сию тех, кто был в состоянии их платить.

Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. Соотношение социально-политических сил в самом парламенте и вне его определило особенности как структуры, так и компетенции английского средневекового парламента. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты: парламент был разделен на палату господ (лордов) и палату общин. Был образован устойчивый союз между сословиями рыцарей, горожан, других свобод­ных людей, именуемых часто одним словом "джентри", с граждан­ским равенством всех ниже пэров (высшей знати, состоявшей из пяти рангов: герцогов, маркизов, эрлов, виконтов и баронов) и с заметным ростом полномочий нижней палаты.

Английское духовенство не являлось особым элементом сословного представительства. Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее - в палате общин.

Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. В 1297 году Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут "о неразрешенности налогов" в котором говорилось, что обложение налогами, пособиями и поборами не будут иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.
Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия:

  • право на участие в издании законов;
  • право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны;
  • право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

Право законодательной инициативы парламента возникло из практики подачи коллективных парламентских петиций королю. Чаще всего они содержали просьбу о запрете нарушения старых законов или об издании новых. Король мог удовлетворить просьбу парламента или отвергнуть ее. Однако в течение XIV в. было установлено, что ни один закон не должен быть принят без согласия короля и палат парламента. В XV в. установилось правило, что ходатайства парламента должны облекаться в форму законопроектов, которые получили название "биллей". Так оформилось понятие закона (статута) как акта, исходящего от короля, палаты лордов и палаты общин.

В течение XIV в. постепенно закрепилась компетенция парламента в финансовых вопросах. Статут 1340 года провозгласил без каких-либо оговорок недопустимость взимания без согласия парламента прямых налогов, а статуты 1362 года и 1371 года распространили это положение на косвенные налоги. В XV в. парламент стал указывать назначение предоставляемых им субсидий и добиваться контроля над их расходованием.

Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название "билля об опале".

Создание сословно-представительного учреждения власти и законодательства внесло важные новшества в систему государ­ственных учреждений монархической Англии. После периода Ве­ликой хартии и возникновения общего права с разъездными судь­ями наступает период противостояния короля, его совета и парла­мента. Это противостояние и конфликты приглушаются деспотиз­мом династии Тюдоров (1485—1603 гг.); после неудачного проти­востояния парламенту первых Стюартов (1603—1642 гг.) возника­ющие конфликты приводят к гражданской войне и революции, завершившейся упразднением на время королевской власти и про­возглашением республики (1649 г.)

Королевский совет

На протяжении XIII в. происходит также развитие нового исполнительного органа - Королевского совета. Он стал представлять собой узкую группу ближайших советников короля, в руках которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В эту группу входили:

  • канцлер;
  • казначей;
  • судьи;
  • наиболее приближенные к королю министериалы (в основном выходцы из рыцарских слоев).

Большой совет крупнейших вассалов короны утратил свои функции, которые отошли к парламенту.

Развитие системы местного управления и правосудия

В период сословно-представительной монархии роль старых судов и собраний графств в местном управлении была сведена к минимуму, а их функции перешли к новым должностным лицам и новым видам разъездных судов, компетенция которых неуклонно расширялась.
Собрания графств в конце XIII-XV вв. созывались главным образом для избрания представителей в парламент и местных должностных лиц. Они могли рассматривать споры по искам, суммы которых не превышали 40 шиллингов.

В XIII в. главой королевской администрации продолжал оставаться шериф, а в сотне - его помощник, бейлиф. Кроме них представителями королевской администрации на местах были коронеры и констебли, избиравшиеся в местных собраниях. Коронеры осуществляли расследование в случае насильственной смерти, констебли были наделены полицейскими функциями. Огромная власть шерифа со временем стала вызывать недоверие короны, опасавшейся "феодализации" этой должности, превращения ее в наследственную. После междоусобных войн в XIII в. должность шерифа стала краткосрочной и подвергалась контролю со стороны казначейства. Статья 24 Великой хартии вольностей 1215 года запретила шерифам разбирать иски короны, и с этого времени должность шерифа стала постепенно утрачивать свое значение, по крайней мере, в области правосудия.

С конца XIII в. окончательно утверждается практика назначения из местных землевладельцев в графствах так называемых охранителей мира, или мировых судей. Первоначально они обладали полицейскими и судебными полномочиями, но с течением времени стали выполнять наиболее важные функции местного управления вместо шерифов. В судебную компетенцию мировых судей входило разбирательство уголовных дел (кроме убийств и особо тяжких преступлений).

В XIII-XIV вв. растет количество королевских судов различных рангов, усиливается их специализация. Высшими судами "общего права" в Англии в этот период стали Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства.

Суд казначейства, который первым стал записывать свои слушания (еще в 20-х гг. XII в.), был в основном специализирован на рассмотрении финансовых споров, и прежде всего споров, касающихся долгов казны и короны.

Суд общих тяжб, или "общая скамья", рассматривал большинство частных гражданских исков и стал основным судом общего права. Суд общих тяжб осуществлял также надзор за местными и манориальными судами. Все дебаты в суде записывались и размножались для ознакомления заинтересованных сторон и с XIV в. регулярно публиковались. Этот суд был также местом практики для всех студентов, изучающих право.

Из личного Суда короля постепенно сформировался Суд королевской скамьи, заседавший до конца XIV в. только в присутствии короля и его ближайших советников. Он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, включая "общие тяжбы", но со временем был специализирован на рассмотрении апелляций по уголовным делам.

С развитием гражданского оборота из общей системы высших королевских судов выделился Суд лорда-канцлера, который решал вопросы "по справедливости". С деятельностью этого суда было связано возникновение новых форм процесса и норм права (права справедливости).
Значительную роль в отправлении правосудия приобретают большое и малое жюри присяжных заседателей. Большое, или обвинительное, жюри оформилось в связи с процедурой опроса разъездными судами обвинительных присяжных. Малое жюри, состоящее из 12 присяжных заседателей, стало составной частью английского суда.

Юрисдикция манориальных судов в XIII в. продолжала неуклонно ограничиваться. Лишь немногие крупнейшие феодалы сохранили право суда по делам, подсудным короне.

Взаимоотношения светских и церковных судов по-прежнему отличались значительной напряженностью и сложностью в вопросах разграничения компетенции. В результате многочисленных коллизий был установлен принцип, согласно которому подсудность обоих видов судов определялась по характеру наказаний: только светские суды могли налагать светские наказания, например, взимать штрафы. Королевская власть постоянно пыталась ограничить компетенцию церковных судов, однако, как известно, эти попытки были наименее удачными. В конце концов, корона ограничилась использованием традиционного средства - изданием судебного приказа "о запрещении", который издавался в каждом конкретном случае, когда церковные суды, по мнению короны, а точнее, чиновников королевской курии, выходили за рамки своей компетенции.

Читайте также: