Суд как институт гражданского общества

Обновлено: 17.05.2024

Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Гражданское общество не представляет собой некое изолированное от государства социальное пространство, противостоящее ему в любых формах. Наоборот, гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично — с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Вместе государство и гражданское общество как бы погружены в обволакивающее их "глобальное человеческое общество" в самом широком смысле этого слова.

Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма. В идеале развитое гражданское общество создает условия для свободных, демократических межличностных отношений, для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей общественных индивидов. Степень независимости институтов гражданского общества (различных объединений, ассоциаций, партий, движений, средств массовой информации, семьи, церкви и др.) от государства, демократичности общественно-политической системы оказывает решающее влияние на характер и распределение власти в обществе. В таком обществе власть не может быть сконцентрирована в одних руках, а разграничивается на полицентричной основе. Разделение властей (законодательной, исполнительной и судебной), разграничение между различными общественными субъектами экономических, социальных и политических функций, сфер деятельности становятся в демократической общественно-политической системе важнейшим жизненным принципом. В ней правовое положение общественного субъекта не тождественно его социально-экономической роли в гражданском обществе, что делает личность одновременно и частным лицом и гражданином государства.

В целом гражданское общество как область частной жизнедеятельности сочетает в себе интересы и потребности различных социальных и политических субъектов, что довольно часто приводит к конфликтам, противостоянию между ними, которые могут дополняться противоречиями между частными и государственными интересами. Снимать остроту противоречий между субъектами гражданского общества, создавать некую социальную гармонию призваны не только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным арбитром. Без государства гражданское общество не сможет нормально функционировать: в нём могут начаться дезинтеграционные процессы распада и острого противостояния разных социальных групп, общественных организаций. И, наоборот, без свободного, саморазвивающегося гражданского общества государство никогда не будет демократическим, станет одной из разновидностей авторитарных режимов.

Гражданское общество имеет свою, достаточно сложную внутреннюю структуру. Для него характерно наличие в основном не вертикальных, как в государстве, иерархических связей, а горизонтальных, главным образом невластных соединений. Последние весьма разнообразны и образуют три слоя. Фундамент составляют отношения, связанные с обеспечением жизнедеятельности общества. Прежде всего, это экономические отношения, основанные на экономическом плюрализме, многообразии форм собственности при соблюдении интересов личности и общества в целом. Именно экономический плюрализм дает возможность преодолеть существующее отчуждение человека от средств производства. Гражданское общество только тогда будет жизнеспособно, когда каждый его член станет обладать вполне конкретной собственностью или иметь право на использование и распоряжение собственностью, произведенным им общественным продуктом по своему усмотрению. Владение собственностью может быть частным или коллективным, но при условии, что каждый участник коллективной собственности (кооператива, колхоза, предприятия и др.) действительно является таковым. Иными словами, наличие собственности — основополагающее условие свободы личности как в гражданском, так и в любом другом обществе.

Второй слой — это социокультурные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Гражданское общество может основываться только на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов представителей различных социальных групп и слоев. Это многообразие не может быть застывшим, закостеневшим в количественном и качественном отношении. Оно объективно стремится к постоянным изменениям. Многообразная социальная структура не может не иметь хорошо развитые вертикальные и, главным образом, горизонтальные связи. При размытой социальной структуре индивид связан с государством напрямую, а это существенно ограничивает возможности реализации его личных прав и свобод.

Существенную роль в формировании новых социальных контуров гражданского общества играет культурный плюрализм, который вбирает в себя все элементы духовной жизни и обеспечивает равноправное участие в ней всех индивидов. Создаются условия, при которых становится осязаемо культурное богатство общественного сознания и каждой личности в отдельности. Неограниченный доступ к духовным ценностям помогает преодолеть феномен отчуждения личности. Гражданское общество жизнеспособно, если его члены имеют высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития, внутренней свободы и способны к самостоятельным действиям при включении в тот или иной институт общественной жизни.

Третий, верхний слой гражданского общества образуют отношения, связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными различиями групп по интересам, политических партий, движений, клубов и т.п. Таким образом достигается культурно-политический плюрализм, предполагающий отрицание идеологических стереотипов, обеспечивающий свободное волеизъявление всех граждан. Именно этот слой гражданского общества включает в себя наиболее социально активные институты, тесно соприкасающиеся с государственно-политической системой общества (прежде всего политические партии).

"Объективно деятельность институтов и организаций гражданского общества, связанных с индивидуальным выбором, теми или иными предпочтениями, ценностными ориентациями, нацелена на изменение в распределении власти и поэтому носит политический характер. Это относится не только к политическим партиям, но и к тем группам по интересам (профсоюзам, предпринимательским, фермерским организациям) или объединениям, движениям лиц из различных социальных групп для достижения общей цели, которые стремятся к решению большей части своих задач помимо государственной власти, на общественном уровне. Как только те же потребительские организации или экологические движения предпринимают попытки изменить законодательство для решения своих задач или принятия определенных решений от государственных структур, направленных на достижение поставленных ими целей (тем более, если они сами пытаются в разных формах участвовать в принятии этих законов или решений), они, не меняя своего первоначального предназначения, начинают играть политическую роль. И хотя значительная часть общественных объединений вообще не выходит в своей деятельности на политический уровень, необходимо отметить, что некоторые общественные объединения изначально выступают как субъекты политики, например добивающиеся равенства полов феминистские организации, движения сторонников мира, некоторые молодежные формирования и т.д., стремящиеся своими действиями внести существенные изменения в различные сферы государственной политики.

Таким образом, гражданское общество нельзя характеризовать как систему внеполитических общественных отношений и институтов. Генезис этого общества кристаллизует его в достаточно стройную систему экономических, социально-политических, религиозных, духовно-нравственных, семейных, культурных и других общественных отношений, которые, определяя государственную политику, выражают волю граждан общества. В рамках данной системы функционируют различные общественные организации, движения, политические партии (кроме правящей), религиозные организации, экономические ассоциации и объединения и, наконец, сам человек как личность со своими семейными, профессиональными, досуговыми и другими разнообразными потребностями и интересами.

Существование гражданского общества, его формирование невозможны без появления новых общественных индивидов — граждан, имеющих равные гражданские права и своеобразные гражданские качества. Человек только тогда становится гражданином, когда обладает высокими нравственными идеалами, передовым мировоззрением, основанным на демократическом сочетании чувства собственного достоинства, независимости, индивидуальности с уважением прав и свобод других граждан, неукоснительным соблюдением законов и правил общечеловеческого общежития. Такой новый тип личности находится в иных взаимоотношениях с общественными объединениями и институтами. В достаточно развитом гражданском обществе новые общественные индивиды не только не растворяются в коллективах, имеют собственную индивидуальность, но и обладают более высокой духовностью, строят свои взаимоотношения на чисто гражданской основе. Достижение такого положения вещей возможно только при кардинальном изменении психологии и мировоззрения людей, трансформации их экономического и социального статуса.

«Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов. В их числе:

равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;

экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;

гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;

свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;

свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;

В условиях демократизации общества многократно возрастает ответственность каждого члена общества за принимаемые им решения, повышается значение наличия у него необходимого уровня гражданской культуры. Без гражданской культуры говорить о гражданине как о самоценной личности в современном смысле этого слова, а значит — и о гражданском обществе, бессмысленно. Гражданская культура является отражением всего многообразия общественной жизни, гражданских прав и оказывает решающее влияние на утверждение социального статуса гражданина. Это понятие отражает уровень осознания индивидом общественных задач, социальных проблем, его активности в претворении их в жизнь.

"Гражданская культура" — более широкое понятие, чем "политическая культура", оно охватывает все многообразие интересов различных социальных слоев гражданской сферы общественной жизни. В уровнях и механизме функционирования гражданской культуры много нюансов. Но и сейчас можно сказать, что, во-первых, она носит политический характер, так как выражает интересы различных классов, наций, социальных слоев и общественных групп. Во-вторых, не может быть гражданской культуры без приоритета интересов личности, гражданских прав над национальными правами и интересами. В-третьих, уровень гражданской культуры во многом определяет общекультурный уровень развития человека, гражданина, без чего, при той роли, которую он играет в гражданском обществе, невозможно его нормальное функционирование.

В целом гражданская культура определяет фундаментальные ценности гражданского сознания, гражданского общества, которое может быть сформировано только при наличии высокой гражданской культуры его членов.

Обобщая различные представления по проблеме, можно было бы сформулировать несколько концептуальных положений о соотношении гражданского общества и государства.

Второе. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни — с другой.

Третье. Гражданское общество — первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт — эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.

В некоторых специфических исторических условиях, например, в рамках господства более развитых в политическом отношении обществ над менее развитыми, возможен процесс формирования институтов гражданского общества под определяющим воздействием привнесенных в данную страну политических структур, но все же на существующей корпоративно-культурной основе.

Четвертое. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество — сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же — сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.

Объективность противоречия между общими и особыми (индивидуальными, групповыми и др.) интересами определяет противоречия между государством и гражданским обществом.

Пятое. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.

Объективный подход в анализе социально-политической жизни требует преодоления укоренявшейся долгое время в общественном сознании важной идеи о полном отождествлении государства в общества. Такое представление исключало саму постановку проблемы об их соотношении и взаимодействии, по сути, отвергало принципиальное признание приоритета гражданского общества над государством. В контексте догматизированного тезиса о первенстве политики над экономикой обществознание и политическая практика невольно возвращались к идеалистической гегелевской формуле о государстве как определяющем элементе по отношению к гражданскому обществу.

Безоговорочное отождествление государства с обществом в деятельности руководящих субъектов в нашей стране поначалу в значительной степени объяснялось недостаточной развитостью экономических, социальных и духовных сфер жизни для утверждения нового общественного строя. А затем сознательно насаждалось в качестве условия закрепления авторитарно-бюрократической системы. Теперь и предстоит осуществление очередной инверсии в отношениях между государством и обществом, что соответствовало бы требованиям политической теории марксизма.

Закрывает путь для адекватного понимания проблемы соотношения гражданского общества в государстве нарождающийся новый, так сказать, демократический стереотип мышления. Становление гражданского общества рассматривается частью публицистов и даже политиков в ракурсе метафизического противопоставления политической системе, вплоть до отрицания регулирующей и организующей роли государства. Призывы к полному разгосударствлению экономики и общественной жизни, отказ от необходимости утверждения в нашей стране регулируемого (а не стихийного) рынка, расцвет правового нигилизма, падение дисциплины и порядка, оживление интереса к анархизму — это и многое другое подтверждает сказанное.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Наличие такого института как гражданское общество является признаком правового государства. В юридической литературе гражданское общество определяют как систему взаимосвязанных элементов. Так, например, Комаров С. А. пишет следующее: «Гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

Как мы видим, правоведы отмечают сильную зависимость гражданского общества с правом: его значимостью и ценностью в таком обществе.

Согласно статье первой Конституции Российской Федерации, Россия — демократическое правовое государство, следовательно, нашей стране присущи и гражданское общество, и принцип разделения властей. Но если принцип разделения властей в нашей стране хоть как-то реализуется, то, к сожалению, наличие гражданского общества вызывает вопрос. Думается, что у гражданского общества гораздо выше уровень правового сознания и правовой культуры. В таком обществе качество правосудия в разы выше: компетентный судейский аппарат, низкая статистика возвращенных дел по подсудности, грамотное население. Его граждане обращаются в суды для того, чтобы устранить некоторые несовершенства отдельных норм права, и такие обращения не связанны с долгими судебными разбирательствами.

В гражданском обществе суд выступает арбитром в спорных вопросах. Население четко понимает и знает, куда и по какими вопросам следует обращаться. Такое положение дел определенным образом совершенствует судебную власть. Объем дел, находящихся в производстве у судей, небольшой, что, в свою очередь, качественно отражается на делопроизводстве судов. Грамотное население формирует элитарное судопроизводство, когда судьям и работники суда не требуется дополнительных временных затрат на неоднократные разъяснения ошибок, в конечном итоге приводящие к затягиванию судебных разбирательств. При наличии правовой образованности населения этого можно было бы избежать. Более квалифицированное гражданское общество будет обращаться в суд для урегулирования пробелов законодательства, а рассмотрение дел по особому производству, когда спор о праве отсутствует и нужно установить факт, постепенно возрастет. В свою очередь, такое судопроизводство поможет устранить почти все несовершенства законодательства.

Большинство людей обращаются в суд даже в тех случаях, когда спор можно было бы разрешить в претензионном порядке. Зачастую, люди просто не знают законов и своих прав. Это обстоятельство подтверждает мнение о том, что у нас отсутствует гражданского общества. И причинами, на мой взгляд, является ряд факторов.

И, в-третьих, активно разросшийся бюрократический аппарат представляет собой систему в рамках целого государства, препятствует реализации судопроизводства в полном объеме, и, что еще опасней, порождает массу нарушений законов, о которых проще умолчать нежели попытаться восстановить справедливость.

В свою очередь, судебная власть должна оказывать немалое значение на формирование гражданского общества. Судебные решения, их исполнимость и справедливость предназначены укреплять в гражданах веру в закон, в его силу, в его действие, заставляя тем самым уважать закон. Все начинается с уважения, и, если суд выносит законные справедливые законные решения, то человек начинает уважать законы, принятые в государстве, поскольку видит законы в действии. В его сознании формируется понимание ценности и важности права в целом, отсюда возрастает правовая культура. Такая взаимосвязь создает сильное гражданское общество с высоким уровнем правового сознания и профессионализма.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, Российская Федерация, грамотное население, правовая культура, правовое государство, правовое сознание, принцип разделения властей, суд, судебная власть.

В современной общественной жизни огромное значение имеют различные формы объединений граждан - их осознанной целенаправленной институционализации, то есть превращения в некие организационные образования.

Общественная наука выделила два основных общественных публичных некоммерческих явления, находящихся в постоянном взаимодействии, взаимопроникновении, а иногда и противостоянии. Речь идет о сосуществовании государства и гражданского общества (рис. 7.1).


Общественная публичная деятельность

Рис. 7.1. Государство и гражданское общество

Понятие государства мы еще будем подробно рассматривать в одном из следующих разделов. Что касается гражданского общества, то существует достаточно много определений данного явления. Например, гражданское общество - это срез общественной жизни, который задается деятельностью и отношениями людей как суверенных, инициативных и самоорганизованных граждан (это сфера самостоятельных общественно-значимых действий граждан).

Таким образом, под гражданским обществом можно считать совокупность личностей и их взаимодействие, а также их социально значимую деятельность, в том числе через различные организационные формы.

Гражданское общество обладает рядом признаков, среди них:

- расчлененность социального целого на части, отношения, виды деятельности, обладающие автономной от целого логикой;

- индивид, стремящийся стать личностью, как особая единица социума и один из его субъектов; суверенный индивид в роли первичной или базовой ячейки социума в целом и его различных образованиях;

- условия, созданные в социуме для проявления, становления и институционализации инициативы индивида – гражданской инициативы.

Оформление данной инициативы граждан происходит через создание различных институтов гражданского общества.

Институты гражданского общества - это реализованные через раз­личные организационные формы (организации) направления деятель­ности граждан, направленных на решение социально значимых задач.

Элементами гражданского общества принято считать следующие его институты:

1. Отдельные граждане и их неофициальные группы;

2. Органы местного самоуправления;

3. Различные виды некоммерческих организаций:

- общественные и иные неправительственные организации,

- профессиональные союзы и ассоциации,

- различные институты общественной кооперации,

- политические организации [5, с. 16-17],

- культурные организации, в том числе национально-культурные автономии.

Таким образом, можно сформировать три основные группы институтов гражданского общества (рис. 7.2).


Рис. 7.2. Группы институтов гражданского общества

Роль отдельных групп граждан в общественной деятельности безусловно высока, но данная тема не является ключевой в данной работе. Организационные аспекты формирования и деятельности органов местного самоуправления интересуют нас на страницах настоящей книги только как носителей публичной власти на местном (муниципальном) уровне.

Что касается различных видов некоммерческих организаций, то они широко представлены в современной общественной жизни в России в самых различных отраслях и направлениях деятельности граждан. Содержание и классификацию некоммерческих организаций мы рассмотрим ниже.

Из сущности и проявлений гражданского общества вытекают его основные общественные функции, которыми являются:

- создание среды, где формируется общественная инициатива граждан;

- интеграция социума на основе сближения интересов и активизации деятельности;

- создание и закрепление норм и ценностей в обществе;




- сведение социальных и иных конфликтов к цивилизованному диалогу;

- воздействие на государственные институты власти и формы взаимодействия с ними;

- участие в организации и проведении общественных экспертиз;

- контроль за деятельностью исполнительной власти и выборных органов управления;

- создание нового знания;

- защита прав и интересов граждан;

- интеграция в международное гуманитарное пространство;

- образовательная, просветительская и консолидирующая роль и др.

Рис. 7.3. Три сектора общественной деятельности


Мы уже не можем себе представить современное существование без большого числа как государственных, так и частных СМИ, без обществ защиты прав потребителей, без профессиональных ассоциаций и благотворительных обществ.

В современной общественной жизни огромное значение имеют различные формы объединений граждан - их осознанной целенаправленной институционализации, то есть превращения в некие организационные образования.

Общественная наука выделила два основных общественных публичных некоммерческих явления, находящихся в постоянном взаимодействии, взаимопроникновении, а иногда и противостоянии. Речь идет о сосуществовании государства и гражданского общества (рис. 7.1).


Общественная публичная деятельность

Рис. 7.1. Государство и гражданское общество

Понятие государства мы еще будем подробно рассматривать в одном из следующих разделов. Что касается гражданского общества, то существует достаточно много определений данного явления. Например, гражданское общество - это срез общественной жизни, который задается деятельностью и отношениями людей как суверенных, инициативных и самоорганизованных граждан (это сфера самостоятельных общественно-значимых действий граждан).

Таким образом, под гражданским обществом можно считать совокупность личностей и их взаимодействие, а также их социально значимую деятельность, в том числе через различные организационные формы.

Гражданское общество обладает рядом признаков, среди них:

- расчлененность социального целого на части, отношения, виды деятельности, обладающие автономной от целого логикой;

- индивид, стремящийся стать личностью, как особая единица социума и один из его субъектов; суверенный индивид в роли первичной или базовой ячейки социума в целом и его различных образованиях;

- условия, созданные в социуме для проявления, становления и институционализации инициативы индивида – гражданской инициативы.

Оформление данной инициативы граждан происходит через создание различных институтов гражданского общества.

Институты гражданского общества - это реализованные через раз­личные организационные формы (организации) направления деятель­ности граждан, направленных на решение социально значимых задач.

Элементами гражданского общества принято считать следующие его институты:

1. Отдельные граждане и их неофициальные группы;

2. Органы местного самоуправления;

3. Различные виды некоммерческих организаций:

- общественные и иные неправительственные организации,

- профессиональные союзы и ассоциации,

- различные институты общественной кооперации,

- политические организации [5, с. 16-17],

- культурные организации, в том числе национально-культурные автономии.

Таким образом, можно сформировать три основные группы институтов гражданского общества (рис. 7.2).


Рис. 7.2. Группы институтов гражданского общества

Роль отдельных групп граждан в общественной деятельности безусловно высока, но данная тема не является ключевой в данной работе. Организационные аспекты формирования и деятельности органов местного самоуправления интересуют нас на страницах настоящей книги только как носителей публичной власти на местном (муниципальном) уровне.

Что касается различных видов некоммерческих организаций, то они широко представлены в современной общественной жизни в России в самых различных отраслях и направлениях деятельности граждан. Содержание и классификацию некоммерческих организаций мы рассмотрим ниже.

Из сущности и проявлений гражданского общества вытекают его основные общественные функции, которыми являются:

- создание среды, где формируется общественная инициатива граждан;

- интеграция социума на основе сближения интересов и активизации деятельности;

- создание и закрепление норм и ценностей в обществе;




- сведение социальных и иных конфликтов к цивилизованному диалогу;

- воздействие на государственные институты власти и формы взаимодействия с ними;

- участие в организации и проведении общественных экспертиз;

- контроль за деятельностью исполнительной власти и выборных органов управления;

- создание нового знания;

- защита прав и интересов граждан;

- интеграция в международное гуманитарное пространство;

- образовательная, просветительская и консолидирующая роль и др.

Рис. 7.3. Три сектора общественной деятельности


Мы уже не можем себе представить современное существование без большого числа как государственных, так и частных СМИ, без обществ защиты прав потребителей, без профессиональных ассоциаций и благотворительных обществ.

Читайте также: