Столкновение судов как страховой случай

Обновлено: 25.06.2024

Важные разъяснения по спорам потребителей со страховщиками дал Верховный суд РФ в 167-страничном обзоре судебной практики, пятом за этот год.

Как отмечает ВС, определение страховых рисков по договору страхования жизни и здоровья гражданина-потребителя и предоставление страхователю необходимой информации о страховой услуге – обязанность страховщика, на котором лежит бремя доказывания надлежащего исполнения этой обязанности.

Х. обратился в суд с иском к страховой компании о взыскании суммы страхового возмещения и компенсации морального вреда. В обоснование требований истец указал, что между ним и ответчиком заключен договор страхования от несчастных случаев. К страховым рискам отнесено в том числе наступление инвалидности в результате несчастного случая. В период действия договора истцу была установлена I группа инвалидности. Х. обратился в страховую компанию с заявлением о выплате страхового возмещения, приложив все необходимые документы, однако ответчик в выплате отказал, сославшись на отсутствие страхового случая, так как инвалидность установлена истцу в результате заболевания, а не несчастного случая.

Х. счел данный отказ незаконным и нарушающим его права, в связи с чем просил взыскать в его пользу сумму страхового возмещения в размере 1 000 000 руб. и 300 000 руб. в счет компенсации морального вреда.

Как установлено судом, указанный договор страхования заключен между сторонами на основании утвержденных страховщиком Общих правил страхования от несчастных случаев и болезней (далее также – Правила). В качестве страховых рисков по указанному договору определены: временная утрата трудоспособности (здоровья) в результате несчастного случая; травма в результате несчастного случая; инвалидность в результате несчастного случая; смерть в результате несчастного случая; госпитализация в результате несчастного случая; операция в результате несчастного случая.

В период действия договора Х. установлена I группа инвалидности вследствие ишемического инсульта.

Отказ в выплате страхового возмещения страховая компания обосновала тем, что инвалидность Х. установлена в результате общего заболевания, а потому согласно условиям договора страхования данное событие не является страховым случаем.

Исследовав и оценив доказательства, а также дав толкование условиям договора, суд первой инстанции, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что в связи с установлением Х. I группы инвалидности наступил предусмотренный договором страхования страховой случай, а страховая компания неправомерно отказала истцу в выплате страхового возмещения.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ, оставляя названные судебные акты без изменения, исходила из следующего.

Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам (п. 2).

В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Если правила, содержащиеся в части первой данной статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.

Судом по делу установлено, что при заключении договора страхования были заполнены и подписаны заявление на страхование от несчастного случая, а также карточка сведений о лице, подлежащем страхованию. Страхователю выдан полис с указанием на ознакомление с Правилами страхования и получение этих правил застрахованным.

При этом как в заявлении, так и в полисе отсутствует указание на какое-либо различие между наступлением инвалидности от несчастного случая и от заболевания, равно как и то, что инвалидность вследствие болезни исключается из числа страховых случаев по договору.

Доказательств, свидетельствующих о том, что истцу разъяснялось, что инвалидность по болезни не будет являться страховым случаем, а также о наличии возможности заключить договор с дополнительным условием страхования от инвалидности вследствие болезни, суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд, оценив волеизъявление сторон при заключении договора страхования с учетом отсутствия у потребителя специальных познаний, пришел к выводу о том, что наступившая у истца инвалидность относится к страховым случаям, на предмет которых заключался договор страхования.

Доводы заявителя о том, что договор страхования заключен на основании Общих правил страхования от несчастных случаев и болезней, сами по себе не опровергают вывода судов.

Так, п. 1.12.1 Правил предусмотрено, что несчастный случай – фактически происшедшее извне, возникшее внезапно, непредвиденно, помимо воли застрахованного событие, произошедшее в период действия договора страхования, в том числе: взрыв, утопление, действие электрического тока, удар молнии, нападение злоумышленников или животных, падение какого-либо предмета на застрахованного, падение самого застрахованного, удушение, отравление вредными веществами, наезд средств транспорта или их авария, резкое физическое перенапряжение конечностей или позвоночника, в результате чего происходит вывих сустава, частичный или полный разрыв мускулов, сухожилий, связок или сосудов. Если это прямо предусмотрено договором страхования, к несчастным случаям относятся также неправильные медицинские манипуляции.

В п. 1.12.2 Правил указано, что заболевание (болезнь) – заболевание, впервые выявленное (диагностированное) в период действия договора страхования либо, если это предусмотрено договором страхования, заявленное страхователем (застрахованным) и принятое страховщиком на страхование.

Таким образом, перечень указанных в Правилах несчастных случаев является не исчерпывающим, а определение в п. 1.12.2 заболевания (болезни) уточняет только период его выявления.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем в возражениях на иск и в кассационной жалобе ответчиком не представлено обоснования того, что инсульт, вызванный внешними факторами, произошедший внезапно, непредвиденно и помимо воли застрахованного, не является предусмотренным договором страховым случаем.

Как видно из материалов дела, программы по страхованию от несчастных случаев и болезней, включая программу страхования, по которой был застрахован истец, не предусматривают каких-либо различий в страховых рисках инвалидности от несчастного случая и от болезни, в том числе и в тарифах. Каких-либо сведений о программах, предусматривающих страхование лишь от болезни или от болезни в дополнение к несчастному случаю, не имеется.

Решение суда основано на оценке обстоятельств дела и толковании условий договора.

Доводы кассационной жалобы страховой компании, основанные на несогласии с оценкой обстоятельств дела и с толкованием судом условий договора, сами по себе не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.

В соответствии с ч. 2 ст. 390 ГПК РФ при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Кроме того, из материалов дела следует, что решение суда исполнено, денежные средства истцу – инвалиду I группы – выплачены, являются его собственностью.

Корпоративное страхование яхт и катеров, а также других средств водного транспорта, принадлежащих юридическим лицам, – это особая категория полисов, служащих не только для защиты имущественных интересов перевозчика, но и дающих возможность подписывать выгодные международные контракты и кредитные договора под залог судов.

МОРСКИЕ И РЕЧНЫЕ СУДА

КАСКО для судов

  1. Полная или конструктивная гибель корабля или пропажа его без вести.
  2. Порча, повреждение оборудования, машин, механизмов, корпуса судна страхователя.
  3. Столкновение с иными кораблями.
  4. Ответственность за непреднамеренное повреждение стационарных объектов (мосты, понтоны, маяки и т.д.).

В каждом конкретном случае клиент может выбрать объем ответственности страховщика: за гибель и/или повреждение судна, только за поломки и т.д. Помимо этого можно включить в состав покрываемых рисков потерю фрахта, военные угрозы, ответственность перед 3-ми лицами за вредные сбросы в воду, ущерб жизни и/или здоровью, имуществу.

Стандартными исключениями, не имеющими страхового покрытия, являются:

  1. Дефекты, не влекущие гибель/повреждение объекта страхования или его частей, оснащения.
  2. Действия правительства в отношении корабля, если только речь не идет о мерах по предотвращению загрязнения акватории судном, повлекшие его повреждение или полную гибель.
  3. Последствия кибернетических атак на систему управления и навигации корабля.

Страхователь самостоятельно определяет размеры сумм, указываемых в полисе по каждому страховому случаю. Если же предельная величина покрытия не указана в договоре, то ее полагают равной средней цене на аналогичное судно по расценкам мирового рынка, актуальным на дату подписания страховой сделки. В приложении к договору приводят распределение страховой суммы по всем элементам корабля в процентном соотношении:

  • корпус;
  • палубные надстройки;
  • рулевые механизмы;
  • внутренняя отделка;
  • энергетические установки и т.д.

Франшиза – стандартная практика при страховании судов, а ее размер колеблется в пределах 10-25% от страховой суммы. Она может быть установлена единой для всех страховых случаев, либо отдельно по каждому из них, по желанию клиента.

Договор заключают на конкретный срок или отдельно взятый рейс. При этом оговаривают территорию его действия, при выходе за пределы которой полис не имеет силы. Если договоренность сторон не подразумевает иное, то страховка вступает в силу с момента поднятия в порту убытия и до швартовки в порту прибытия.

Страхование в постройке

Договора данного типа заключают только с юридическими лицами, имеющими материальную заинтересованность в сохранении судна, иначе сделка считается недействительной. При этом полис покрывает следующие категории рисков:

  1. Гибель, поломка или потеря строящегося корабля, находящихся на его борту материалов, оборудования. Сюда входят ошибки проектирования, пропажа без вести, общая авария и т.п.
  2. Причинение физического вреда 3-им лицам, материального ущерба в ходе выполнения строительства судна. Имеет покрытие ответственность за столкновение с другими судами, плавучими объектами и стационарными постройками, буксиром, загрязнение акватории.
  3. Непредвиденные расходы, вызванные карантином, высадкой безбилетных пассажиров и спасенных в море лиц, штрафы, предъявленные госорганами в связи с нарушением законов по управлению кораблем.

В составе договора непременно указывают перечень рисков, не признаваемых страховыми случаями. Застраховать лодку или любой другой корабль можно от ущерба от:

  • военных действий, восстаний и т.п.;
  • пиратского нападения;
  • взрыва снарядов, оставшихся от минувших войн;
  • забастовок;
  • терактов;
  • радиоактивного заражения;
  • извержения вулкана;
  • землетрясения.

Любой из этих случаев может быть внесен в состав опций договора страхования яхт и катеров, и других категорий судов по желанию страхователя, что повлечет увеличение тарифной ставки.

Страховую сумму определяют равной той, что указана в контракте на строительство корабля. В процессе строительства, которое порой длится достаточно долго, цена судна может увеличиться против выписанной в контракт. В этом случае стороны могут внести поправку в подписанный страховой договор.

Особенность взаимодействия между страхователем и страховщиком состоит в необходимости непрерывно согласовывать все изменения, вносимые в процесс строительства корабля. Если по ходы выполнения работ принимают решение о замене материалов, изменении конструкции, добавлении оборудования или корректировке его технических характеристик, все эти моменты обязательно согласовываются со страховой компанией.

Франшизу можно установить в проценте от страховой суммы или в фиксированном размере. Она не действует в тех ситуациях, когда корабль пропал без вести или полностью погиб.

Территорией покрытия принимают верфь или судостроительный завод, а также относящуюся к ним акваторию порта (иного места постройки). Дополнительно уточняют маршрут перемещения между стройплощадкой и портом, со стапелей, своим ходом с грузом без, для оснащений, ходовых испытаний. Обязательно указывается радиус удаления от места строительства или порта (например, 250 морских миль), по мере его увеличения растет страховая премия.

Если объективные обстоятельства требуют внесения изменений в маршрут, страховщик уведомляется об этом заблаговременно, чтобы внести правки в имеющийся договор. Не считается нарушением выход за установленную территорию ради спасения человеческих жизней, грузов и судов.

  • пропажа без вести – 0,48%;
  • гибель в ходе спуска на воду – 0,72%;
  • расходы по общей аварии – 0,21%.

На точный размер тарифа влияет не только совокупный перечень покрываемых полисом рисков, но различные поправочные коэффициенты. Они учитывают такие факторы, как:

  • стаж работы судостроительного предприятия;
  • условия строительства;
  • тип судна;
  • величину франшизы;
  • включение дополнительных рисков из перечня исключений;
  • акватория ходовых испытаний и т.д.

Ответственность судовладельцев (P&I)

Согласно отечественному законодательству и нормам, действующим на международной арене, судовладельцы обязаны страховать гражданскую ответственность за ущерб имуществу, здоровью и жизни людей. Полисы категории P&I покрывают также риски непредвиденных расходов, понесенных судовладельцем в процессе эксплуатации корабля.

Страховщик выплачивает компенсацию в том случае, когда страховой случай подтвержден:

  • соответствующим решением суда, датированным не позднее 3 лет с момента окончания срока действия полиса;
  • мировым соглашением между пострадавшим и страхователем;
  • документами, доказывающими непредвиденные расходы в процессе эксплуатации корабля (их перечень указывают в договоре).

Ответственность перед 3-ими лицами (не входящими в состав экипажа), пассажирами и экипажем покрывает риски:

  1. Выплат компенсаций, в том числе на погребение, медицинских расходов в связи с травмами, болезнями.
  2. Возмещения ущерба имуществу, багажу.

Дополнительно полис покрывает расходы:

  • на репатриацию и замену членов экипажа;
  • возмещение ущерба из-за потери работы в связи с кораблекрушением;
  • затраты на спасение людей, если они не покрываются условиями полиса КАСКО либо не могут быть взысканы с собственников транспортируемого судном груза;
  • убытки из-за отклонения от курса;
  • ущерб, причиненный безбилетными пассажирами и беженцами;
  • ответственность за крушение с участием других кораблей, стационарных объектов, в части, не покрываемой другими страховками;
  • затраты на ликвидацию загрязнения акватории;
  • расходы по удалению остатков крушения застрахованного корабля;
  • ответственность за транспортируемый груз и имущество, не относящееся к составу груза, собственности экипажа или судовладельца;
  • взносы по общей аварии по Йорк-Антверпенским Правилам 1994 г.;
  • компенсация спасателям, как того требует ст. 14 Международной Конвенции о Спасании 1989 г.;
  • карантинные расходы;
  • штрафы.

Это далеко не полный перечень тех рисков, которые стороны вправе включить в конкретный корпоративный договор. Юридическое лицо может застраховать судно только от тех из них, что являются наиболее убыточными или вероятными, поэтому каждый полис формулируют в индивидуальном порядке.

Как оформить страховку?

страхование маломерных судов

Маломерное судно — дорогостоящее имущество и транспортное средство, которое может стать источником опасности для жизни людей, окружающих объектов. В среднем, для маломерной яхты на период навигации приходится от 2 до 5 аварий разной сложности. Малые машины — в первой десятке самых угоняемых видов транспорта. Владелец может тратить на ремонт яхты, лодки в год до 10% от его стоимости. Во время плавания, хранения или перевозки плавсредства имущественные интересы собственника и его ответственность перед третьими лицами поможет защитить страховка.

Программы страхования судов

Страхования водного транспорта добровольный вид страховки. Каждая страховая компания разрабатывает и утверждает правила страхования маломерных речных и морских судов, используемых для коммерческой и некоммерческой деятельности.

Программы предусматривают полное или частичное покрытие. Страховка с полным покрытием действует во время хранения плавсредства, транспортировки/спуска на воду и работы в навигационный период, что обеспечивает полную защиту имущественных интересов владельца судна.

Существенные условия договора страхования

Договор на страхование судов заключают в бумажном варианте с подписями и печатями (если есть). Условная и безусловная франшиза устанавливается по соглашению сторон, как по всем рискам, так и по каждому страховому случаю. Срок страхования — до одного года. Можно застраховать яхту на время одного рейса, перевозки к акватории или другой период.

Стороны договора

Речные и морские суда могут страховать компании, имеющие соответствующую лицензию (страховщики). Страхователи — физические и юридические лица (владельцы, арендаторы маломерных водных ТС). Они заключают договоры в свою пользу или в пользу третьих лиц. При оформлении полиса на выгодоприобретателя, всеми правами, указанными в договоре, все равно пользуется лицо, подписавшее этот договор.

Документы для оформления полиса

  1. Заявление о страховании, в котором указывают технические характеристики водного транспорта и другие сведения. Форму документа разрабатывает СК.
  2. Свидетельство о праве управления судном (на всех лиц, допущенных к управлению).
  3. Паспорт страхователя (для физлиц), выписка из ЕГРЮЛ (для юрлиц) или ЕГРИП (для предпринимателей).
  4. Судовой билет, квалификационное свидетельство, талон ТО.
  5. Копия договора купли-продажи яхты, катера (для новых объектов) с указанием стоимости.
  6. Договор с охраняемой стоянкой, где хранится маломерная водная техника.
  7. Страховщик может требовать и другие документы, перечень которых установлен правилами страхования.

Объекты страхования

страхование катеров

Понятие маломерных судов определено Положением о ГИМС МЧС № 835 от 23.12.04г. К водному маломерному транспорту относятся самоходные и несамоходные плавсредства (кроме военных и спортивных), отвечающие следующим характеристикам:

  • вместимость — менее 80 тонн/не более 12 человек;
  • мощность или тип двигателя — менее 55 кВт/с подвесными моторами любой мощности;
  • районы плавания — бассейны с морским режимом судоходства, внутренние воды (реки, озера, водоемы, не включенные в перечень судоходных).

Маломерные плавающие ТС классифицируют по назначению (для отдыха, надзора за безопасностью на воде и другое), характеру движения, типу двигателя, материалу корпуса и другим признакам.

Типы маломерных водных средств:

  • катера со стационарным двигателем;
  • лодки с веслами/подвесным мотором;
  • парусники (в том числе и с мотором);
  • гидроциклы — бескорпусная механическая техника.

Объект страхования — судно с оборудованием, как неотъемлемой частью конструкции, один корпус или механизмы. Оборудование, установленное сверх штатного, прицеп для перевозки катера, страхуют дополнительно. Если надувные лодки, спасательные плоты входят в комплектацию водного ТС, как средства, обеспечивающие безопасность плавания, их включают в состав оборудования застрахованного судна.

По аналогии с автострахованием, владелец маломерной яхты может застраховать гражданскую ответственность в случае:

  • столкновения с другими судами или неподвижными предметами во время плавания;
  • причинения вреда жизни/здоровью/ имуществу других лиц;
  • загрязнения окружающей среды (разлив технических жидкостей).

Рисковая составляющая

страхование маломерных судов

У каждой СК список рисков может сильно отличаться в зависимости от предложенной страхователю программы. Классический перечень — пожар, землетрясения и другие природные катаклизмы, посадка судна на мель или опрокидывание средства.

Риски технического характера:

  1. Полная гибель судна в результате аварии или другого происшествия во время плавания.
  2. Уничтожение плавсредства во время спуска на воду или подъема/погрузки на борт снаряжения и других грузов.
  3. Частичные повреждения корпуса, основных механизмов, вспомогательной техники, в том числе от внутренних угроз (например, взрыв техники на борту). Лодки с навесным мотором страхуют от потери мотора при движении.
  4. Повреждения, полученные в результате спасательных действий во время столкновения судов.

Для защиты на время хранения объект страхуют от кражи/угона, наезда, пожара, попадания молнии или другого инцидента.

Страхование яхт и катеров на время перегона — индивидуальная программа с набором рисков, зависящих от типа самого плавсредства, условий и расстояния его транспортировки.

Ответственность сторон

Страховщик выдает застрахованному лицу полис с приложением Правил страхования и обязуется сохранять конфиденциальность в отношении сведений о страхователе и его имуществе. При наступлении страхового события СК выплачивает компенсацию или отказывает в выплате по обоснованным причинам. Сумма возмещения не должна превышать реальную стоимость судна, в противном случае страховка признается недействительной.

Как правило, не возмещаются убытки, возникшие в результате:

  • ядерного взрыва;
  • военных действий, терактов, забастовок, пиратских или мошеннических действий;
  • конфискации яхты, катера по решению госорганов;
  • неосторожности страхователя или его работников в отношении имущества;
  • управления судном лицом в состоянии алкогольного опьянения;
  • эксплуатации плавсредства в условиях, не соответствующих их классу или техническим характеристикам;
  • участия яхты в незаконных операциях, гонках, испытаниях.

Ответственность страховщика не распространяется на события, произошедшие за пределами территории страхования (район плавания, рейса), кроме случаев, когда страхователь:

Бесконтактное ДТП: кто возместит ущерб

Если водитель "подрезал" другого и создал опасную ситуацию, "потерпевшему" приходится маневрировать, чтобы избежать столкновения. Но он рискует врезаться во что-то еще. Такая ситуация - это тоже ДТП, поэтому пострадавший может получить страховое возмещение, если ему или его автомобилю был причинен вред. Подавать документы надо страховщику виновника, который не может отказать в ремонте или выплате компенсации.

Чтобы получить страховое возмещение после ДТП, нужно, чтобы водитель причинил вред жизни, здоровью или имуществу. Необязательно только управлять автомобилем. Расходы возместят и в том случае, если ущерб возник из-за иных действий, связанных с эксплуатацией транспортного средства. Ведь водитель может попасть в аварию без столкновения с другим автомобилем, такой случай также является ДТП. Это не причина отказать в выплате страхового возмещения.

В законе нет понятия бесконтактного ДТП, но его можно определить как событие, произошедшее в результате движения автомобиля, вследствие чего причинен вред машине или иной материальный ущерб без непосредственного контакта с другими транспортными средствами.

Получить страховое возмещение можно, если по вине другого участника движения водителю или его машине был причинен вред. Для этого необходимо, чтобы между действиями виновника и последствиями была причинно-следственная связь.

К кому обращаться при ДТП без контакта

Если машины виновника и потерпевшего не сталкивались, последний обращается с заявлением о страховой выплате не к своему страховщику, а в страховую компанию виновника, как определил Верховный суд в Обзоре от 22 июня 2016 года.

Если в результате подобной аварии был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего, а у виновника нет страховки или его не удалось найти, то причиненный вред возмещает Российский союз автостраховщиков. Когда при бесконтактном ДТП был причинен вред только имуществу потерпевшего, а у виновника нет полиса ОСАГО, платить должен сам виновник.


Согласны ли суды с выплатой страхового возмещения при аварии без столкновения


Подрезал машину справа Городин двигался прямо по крайней правой полосе, а перед перекрестком он увидел, как автомобиль Владимира Горлова* с левой полосы движения начал перестраиваться, двигаясь в сторону его машины. Чтобы избежать столкновения, Городин повернул руль вправо, наехал на дорожный знак, а затем на столб. В результате аварии автомобиль ремонту не подлежит, поэтому потерпевший просил взыскать определенный экспертом ущерб в сумме 180 300 руб.

В ходе рассмотрения дела судья Иван Олейник изучил письменные документы, видеозапись с места происшествия, допросил инспектора ГИБДД, оформившего аварию, и установил, что в бесконтактном ДТП виноваты оба. Так, Горлов создал Городину помеху, а потерпевший ехал слишком быстро. Скорость не позволила должным образом контролировать движение автомобиля, поэтому в результате экстренного торможения автомобиль наехал на препятствие. По этим основаниям суд распределил степень вины участников ДТП как 30% (Горлов) и 70% (Городин) соответственно.


Неудавшийся обгон автобуса В тот день Бельский ехал по дороге, а по встречной полосе следовал автобус. Внезапно из-за него выскочил автомобиль Сергея Иванова*, который пытался обогнать автобус. Бельский нажал на педаль тормоза и попытался уйти от столкновения, но машину занесло, и она выехала на противоположную обочину, где ударилась в насыпь. По заключению эксперта стоимость восстановительного ремонта машины составила 422 400 руб., которые Бельский просил взыскать с ответчика.

Судья Анжелика Жерноклеева определила, что в бесконтактном ДТП виноваты оба водителя, поскольку Иванов не соблюдал безопасную дистанцию до двигающегося впереди автобуса, что повлияло на момент, когда его могли обнаружить, а Бельский допустил превышение скорости, потому степень виновности каждого из водителей была оценена по 50%. По решению суда в пользу страховой была взыскана лишь половина заявленной суммы (дело № 2-483/2019).

В момент бесконтактного ДТП вместе с Владимиром Бельским ехала его супруга Владислава Бельская*, которая после вступления в законную силу решения суда снова обратилась в Таганрогский городской суд Ростовской области с иском к Сергею Иванову о возмещении морального вреда в сумме 50 000 руб., ведь в результате аварии она получила травму позвоночника, долгое время страдала от боли, не могла сидеть, передвигаться без посторонней помощи, не могла спать. Боль преследует ее до сих пор, при ходьбе она быстро устает.

Суд удовлетворил требования Бельской в полном объеме, ведь степень вины Иванова по решению составила 50%, а истице причинен средней тяжести вред здоровью, потому, исходя из степени нравственных и физических страданий суд установил, что заявленный размер компенсации морального вреда в 50 000 руб. соответствует требованиям разумности и справедливости (дело №2-5740/19).

Эксперты о бесконтактных авариях

Бесконтактное ДТП - это экстренное торможение с повреждением деталей автомобиля, уход от столкновения транспортных средств с наездом на какой-либо объект и так далее, говорит юрист "Европейской юридической службы" Евгений Иванов. Обстоятельства таких аварий неоднозначны, ведь согласно п. 10.1 ПДД водитель в опасной ситуации должен снизить скорость вплоть до полной остановки. Получается, что пострадавший автомобиль также обязан затормозить и остановиться. Но автомобилист, который ушел от столкновения и повредил только своё авто, как правило, сводит к минимуму ущерб другому автомобилю, потому нет смысла привлекать его к ответственности или устанавливать степень его вины наравне с инициатором аварии.

Руководитель юридического отдела "Общества защиты прав автомобилистов" Равиль Ахметжанов добавляет, что водитель, вынудивший других участников движения изменить скорость и направление движения, не только отвечает за ущерб, но и может быть привлечен к административной ответственности за оставление места ДТП по ч. 2 ст. 12.27 КоАП. В то же время, потерпевшему порой очень трудно установить, что ДТП было спровоцировал другой участник движения, и определить его личность. Если сведений о нем нет, тогда владельцы поврежденных автомобилей заинтересованы в том, чтобы хоть кого из них признали виновником ДТП. Тогда хоть одна страховая возместит ущерб.

По мнению адвоката и автоюриста Сергея Радько, главная проблема - доказать, что именно маневры виновника стали причиной аварии, в которую попал потерпевший, когда пытался избежать столкновения. Иногда к ответственности привлекают потерпевшего водителя, но для этого нужен максимум объективных данных о происшествии (записи с камер видеонаблюдения, регистраторов и др.), ведь одних его показаний о том, что он был вынужден избежать ДТП, не всегда достаточно для полноценного и объективного анализа происшествия. Не исключено, что потерпевший не справился с управлением, вследствие чего произошла авария, и пытается оправдать свои действия манером другого участника.


Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что, к сожалению, получить возмещение в такой ситуации вряд ли возможно, так как данных о втором участнике и наличии у него действующего страхового полиса нет. Эксперт добавляет, что при отсутствии контакта между автомобилями одних объяснений автомобилиста о том, что он якобы избегал неминуемого столкновения, недостаточно. Действия уклоняющегося автолюбителя тоже не отвечают ПДД, так как при любом маневре водитель обязан обеспечить его безопасность.


Водитель может обратиться к сотрудникам ГИБДД через день после аварии, но полицейские могут составить на него протокол об оставлении места ДТП, поскольку ПДД при аварии обязывает водителя немедленно остановиться и сообщить об этом в полицию, говорит адвокат и автоюрист Сергей Радько. В отношении водителя грузовика также могут составить аналогичный протокол, но для этого потребуется установить не только номер КАМАЗа, но и точно выяснить, кто был за рулем в момент происшествия.


Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что новая экспертиза не нужна. Страховая компания виновника ДТП будет обязана организовать оценку или экспертизу стоимости восстановительного ремонта. Если вы не согласны этим заключением или суммой установленного размера ущерба, придется сначала обратиться к уполномоченному по защите прав потребителей финансовых услуг (здесь и пригодится заключение ранее проведенной самостоятельно экспертизы).

Закон предусматривает обязательное страхование гражданской ответственности для автомобилистов — ОСАГО.

В случае аварии необходимо правильно оформить все документы, чтобы рассчитывать на компенсацию ущерба. Разберемся, как проводится выплата страховки виновнику ДТП и потерпевшему?

Выплата страховки по ОСАГО

Перед расчетом страховых выплат необходимо разобраться в том, на что конкретно распространяется обязательное страхование.

При аварии страховая компания виновного водителя выплачивает пострадавшей стороне сумму возмещения за ремонт автомобиля, травмы или гибель человека. Сам же виновник выплат не получает и должен чинить автомобиль за свой счет.

Учитывая, что ОСАГО предоставляет весьма ограниченную сумму возмещения, имеет смысл при покупке дорогого автомобиля дополнительно оформить КАСКО. Этот вид страхования распространяется на имущество самого владельца автомобиля, позволяя покрыть расходы в случае, если у другого участника движения не было ОСАГО, или выплаты оказались недостаточными для проведения полного ремонта авто или оплаты лечения.

Закона о КАСКО не существует, поэтому при ДТП вы можете рассчитывать лишь на получение страховых выплат по полису ОСАГО

Порядок выплаты страховки по ОСАГО

Каков порядок выплат страховки при ДТП?

Такие страховые компании, как Росгосстрах, и другие участники рынка всегда внимательно проверяют каждое обращение за выплатой. Поэтому необходимо четко следовать инструкциям и тщательно подготавливать все документы.

Упрощенная система выплат

Для небольших аварий закон предусматривает упрощенную процедуру выплат по ОСАГО. Она особенно удобна, если страховая компания второго участника аварии находится в другом городе.

Воспользоваться такой схемой можно при определенных условиях:

  • при столкновении никто не погиб и не пострадал;
  • участников ДТП только двое;
  • у каждого водителя оформлен полис ОСАГО.

В этом случае пострадавший должен подать заявление в свою страховую компанию, что ускоряет выплаты. К письменному заявлению следует приложить данные второго участника аварии — имя, фамилию, номер машины и его полиса.

Важным дополнением будет заполненный полицейским протокол о дорожно-транспортном происшествии.

Все документы следует передать в свою страховую компанию лично.

Рассмотрение заявки займет в среднем 1-2 недели, после чего выплата будет произведена на банковский счет. Следует учесть, что максимально возможная компенсация при подобной процедуре — 25 тыс. руб.

Перед выбором упрощенной схемы целесообразно сделать предварительный расчет компенсации на сайте страховой компании с помощью онлайн-калькулятора. Если сумма потенциальной выплаты окажется значительно больше 25 тыс. руб. , лучше сделать выбор в пользу стандартной процедуры.

Выплаты по европротоколу

Еще одна возможность получения выплат при небольшой аварии — составление европротокола. При этом авария должна отвечать тем же критериям, что и при упрощенной схеме выплат.

Есть также 3 дополнительных условия:

В европротоколе существуют более высокие лимиты для компенсации ущерба, чем при упрощенном получении средств. В большинстве случаев максимальная выплата по ОСАГО составляет 50 тыс. руб.

Для автомобилистов, чьи транспортные средства стоят на учете в Москве или в Санкт-Петербурге, максимальная сумма компенсации — 400 тыс. руб.

Самый важный этап самостоятельного оформления ДТП — это составление протокола. Соответствующие бланки можно получить в страховой компании. При желании сторон представители страховщиков могут выехать на место аварии, чтобы помочь автомобилистам составить план ДТП и заполнить протокол. При этом машины можно отогнать с места аварии и оценивать их повреждения на обочине после зарисовки плана столкновения.

Европротокол составляется в двух экземплярах, чтобы каждый из участников аварии смог оформить возмещение повреждений своего автомобиля.

В протоколе указываются личные данные участников столкновения, данные о повреждениях автомобилей, номера машин, названия страховых компаний и номера полисов ОСАГО.

После заполнения протокола пострадавший должен передать его и свои банковские реквизиты в страховую компанию виновника ДТП. Это можно сделать лично или заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. На это дается 14 дней с момента аварии.

Стандартная процедура выплат

Наиболее сложные аварии (с получением серьезных травм, при значительных повреждениях авто) должны оформляться с участием дорожной инспекции. В этом случае важно оставить машины там, где они столкнулись, и выставить знаки аварийной остановки.

Если вы попали в ДТП — вызовите и дождитесь инспекторов ГИБДД, а при наличии пострадавших также позвоните в скорую помощь

Чтобы получить максимальную страховую выплату, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

Получите справку о ДТП

С участием сотрудников ГИБДД оформляется протокол, в котором указывается схема ДТП, предполагаемый виновник и другие обстоятельства, например, состояние алкогольного опьянения у одного или нескольких водителей. В этой ситуации важно не забыть получить от сотрудника транспортной полиции справку об аварии.

Проведите независимую оценку

В случае серьезного ДТП важно правильно собрать все документы и верно оценить ущерб. Для этого можно обратиться в независимую оценочную комиссию. Она сможет оценить повреждения автомобиля и вынести экспертное заключение.

Подготовьте документы о лечении

Если при аварии вашему здоровью был причинен вред, необходимо получить медицинские справки о повреждениях и сохранить все счета за лечение и реабилитацию.

Если вы имеете еще и полис КАСКО, то можете обратиться в свою страховую за положенным дополнительным возмещением.

Обычно выплаты по ОСАГО не могут возместить ремонт полностью. В этом случае КАСКО поможет вернуть разницу между реально потраченными средствами и выплатой. Дополнительная страховка защитит вас и в том случае, если у виновника аварии полис ОСАГО отсутствует или просрочен.

Если страховая компания отказывается выплачивать вам компенсацию или вы не согласны с суммой выплаты, обратитесь в суд


Как взыскать страховую выплату?

Если вы не согласны с озвученной страховой суммой, то можете оспорить решение компании в суде. Для составления юридически грамотного иска лучше привлечь опытного адвоката. В заявлении можно запросить как возмещение материального вреда или ущерба здоровью, так и морального вреда.

Чтобы доказать свою позицию, желательно приложить к иску счета за лечение от травм, ремонт автомобиля и другие сопутствующие расходы.

Рассмотрение дела в суде может затянуться на несколько месяцев, но это мероприятие значительно увеличит сумму выплат. При несогласии с решением суда первой инстанции, вы вправе его обжаловать в течение 10 дней в вышестоящей инстанции. Однако следует учесть, что обжалование увеличит судебные издержки и отдалит срок возможных выплат.

Альтернативой длительным судебным разбирательствам может стать мировое соглашение со страховой компанией. В этом случае нанятый для суда адвокат сможет помочь вам составить договор, который в достаточной мере учтет ваши интересы и защитит их надлежащим образом.

Если суд удовлетворит ваши требования, то решение следует передать страховой компании, которая будет обязана произвести увеличенные выплаты.


Образец искового заявления о взыскании материального ущерба и морального вреда, причиненного в результате ДТП

Сроки выплаты страховки после ДТП

Если страховая компания откладывает выплату более чем на 20 дней, то должна выплатить штраф в пользу пострадавшего. Деньги, взысканные через суд, могут быть получены пострадавшим спустя несколько месяцев после аварии.

Читайте также: