Стадии конституционного судебного процесса презентация

Обновлено: 25.06.2024

Та или иная стадия конституционного судопроизводства затрагивает относительно ограниченный комплекс действий Конституционного Суда РФ и участников конституционного судебного процесса, протекающих во времени и направленных на решение конкретной правовой ситуации.

В науке существует несколько подходов к стадиям конституционного судебного процесса.

Н. В. Витрук называет следующие стадии: внесение обращения в Конституционный Суд РФ и его рассмотрение Секретариатом Конституционного Суда РФ; предварительное рассмотрение обращения и его принятие (либо отказ в принятии обращения к рассмотрению); подготовка к судебному разбирательству; судебное разбирательство; принятие итогового решения, его провозглашение, опубликование и вступление в силу; исполнение решения Конституционного Суда РФ 1 .

В. А. Кряжков, Л. В. Лазарев рассматривают стадии конституционного судебного процесса более укрупненно: внесение в Конституционный Суд РФ обращений и их предварительное рассмотрение; назначение и подготовка дела к слушанию в судебном заседании; рассмотрение дела в судебном заседании; принятие итогового решения Суда и его исполнение [1] [2] .

В отличие от вышеуказанных авторов С. В. Нарутто определяет восемь стадий конституционного судопроизводства: предварительное рассмотрение обращения Секретариатом; предварительное изучение обращения судьей (судьями) по поручению Председателя Конституционного Суда; принятие Конституционным Судом обращения к рассмотрению или отказ в принятии к рассмотрению, влекущий прекращение конституционного судопроизводства; назначение и подготовка дела к слушанию по обращению, принятому к рассмотрению; рассмотрение дела Конституционным Судом по существу; принятие итогового решения по делу; разъяснение решения Конституционного Суда (альтернативная стадия); исполнение решения Конституционного Суда правоприменительными органами 1 .

Действующий Закон о Конституционном Суде РФ позволяет выделить следующие стадии:

· — обращение в Конституционный Суд;

· — предварительное рассмотрение обращений;

· — предварительное изучение обращения судьями;

· — назначение и подготовка дел к слушанию; разрешение дел без проведения слушания;

· — вынесение итогового решения.

Каждая стадия конституционного судебного процесса заканчивается принятием соответствующего процессуального документа: постановления, определения либо иного документа, имеющего процессуальное значение.

Обращение, соответствующее требованиям ФКЗ о КС России, как повод к рассмотрению дела. Виды обращений: запрос, ходатайство, жалоба. Общие требования к содержанию и оформлению обращения, к документам, прилагаемым к нему. Порядок внесения обращения в Конституционный Суд. Отзыв обращения.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. (ФКЗ)

Общие требования к обращению. Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).

В обращении должны быть указаны:

· Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;

· наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

· необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

· наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

· нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

· точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;

· конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;

· позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;

· требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;

· перечень прилагаемых к обращению документов. (ФКЗ)

Документы, прилагаемые к обращению. К направляемому в Конституционный Суд Российской Федерации обращению прилагаются:

· текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;

· доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя;

· документ об уплате государственной пошлины;

· перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы.

Обращение и прилагаемые к нему в соответствии с частью первой настоящей статьи документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд Российской Федерации с копиями в количестве тридцати экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве трех экземпляров.(ФКЗ)

§ 23 Регламента КС. Предварительное рассмотрение обращений, поступивших в Конституционный Суд, Секретариатом Конституционного Суда

1. Рассмотрение обращений, поступивших в Конституционный Суд (далее - обращения), после их регистрации в установленном Инструкцией по делопроизводству в Конституционном Суде (далее - Инструкция по делопроизводству) порядке осуществляется сотрудниками соответствующих подразделений Секретариата Конституционного Суда.

2. Если обращение не соответствует требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", о несоблюдении которых Секретариат Конституционного Суда уполномочен уведомить заявителя, сотрудник Секретариата Конституционного Суда уведомляет об этом заявителя.

3. Если обращение, по мнению соответствующего подразделения Секретариата Конституционного Суда, явно не соответствует иным требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", то это подразделение, с согласия руководителя Секретариата Конституционного Суда, вправе подготовить проект соответствующего определения Конституционного Суда и передать его на изучение судей и последующее вынесение для рассмотрения в заседании Конституционного Суда.

4. Если оснований для действий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего параграфа, не имеется, обращение с заключением (справкой) передается руководителю Секретариата Конституционного Суда. Руководитель Секретариата Конституционного Суда передает заключение (справку) Председателю Конституционного Суда для решения вопроса о направлении его судьям.

5. В случае повторного обращения того же заявителя в Конституционный Суд по вопросу, по которому ранее было вынесено постановление Конституционного Суда либо определение Конституционного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства по делу по основаниям, предусмотренным статьями 43 и 68 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в заседании Конституционного Суда принимается определение о прекращении переписки с указанным заявителем. Заявителю направляется заверенная копия соответствующего определения. Дальнейшие его обращения по тому же вопросу оставляются без ответа и хранятся в установленном порядке.

Предварительное рассмотрение обращения Секретариатом Конституционного Суда. Основания направления уведомления Секретариата Конституционного Суда о несоответствии обращения требованиям ФКЗ о КС России. Юридические последствия такого уведомления.

Статья 40. Рассмотрение обращений Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации

Обращения, поступающие в Конституционный Суд Российской Федерации, подлежат обязательной регистрации.

В случаях, если обращение:

1) явно не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

2) по форме не отвечает требованиям настоящего Федерального конституционного закона;

3) исходит от ненадлежащего органа или лица;

4) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено настоящим Федеральным конституционным законом;

5) не может быть признано допустимым в связи с истечением на момент подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод предусмотренного статьей 97 настоящего Федерального конституционного закона срока со дня завершения рассмотрения в суде конкретного дела, в котором применен оспариваемый закон, Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего Федерального конституционного закона. Заявитель вправе потребовать принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения по этому вопросу.

Статья 41. Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда Российской Федерации

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации в порядке, установленном Конституционным Судом Российской Федерации, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Конституционном Суде Российской Федерации.

Заключение судьи (судей) Конституционного Суда Российской Федерации по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.

Статья 42. Принятие обращения к рассмотрению

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в заседании не позднее трех месяцев с момента регистрации обращения. О принятом Конституционным Судом Российской Федерации решении уведомляются стороны.

В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд Российской Федерации может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации.

Статья 43. Отказ в принятии обращения к рассмотрению

Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:

1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;

2) обращение в соответствии с требованиями настоящего Федерального конституционного закона не является допустимым;

3) по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, за исключением случаев, когда обращение направлено в соответствии с частью первой статьи 85 или частью второй статьи 101 настоящего Федерального конституционного закона в связи с принятием решения межгосударственным органом по защите прав и свобод человека;

4) акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия.

Статья 44. Отзыв обращения

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.

Предварительное изучение обращения судьёй (судьями) Конституционного Суда.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Слайд 1Структура Конституционного Суда
Слайд 2Структура Конституционного Суда и выборы должностных лиц Конституционный Суд рассматривает дела либо в пленарном заседании, либо в заседаниях палат. Прежний закон не предусматривал организацию в Суде структурных подразделений, наделенных правом выносить решения. В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" действуют две палаты (одна из девяти, другая из десяти судей); состав палат определяется по жребию и не может оставаться неизменным более чем три года подряд (ст. 20).
Слайд 3Проведено разграничение юрисдикции пленума и палат, хотя не исключается передача дел, подсудных палатам, на рассмотрение пленума, который вправе разрешить любой входящий в компетенцию Суда вопрос (ст. 21). В палатах рассматривается основная масса дел. Обязательному разрешению Пленумом подлежат дела о соответствии Конституции РФ только конституций и уставов субъектов Федерации и о толковании Конституции, а также вопрос о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента в связи с подозрением в совершении им тяжкого преступления (ст. 21).
Слайд 4В то же время Пленум наряду с разрешением дел принимает послания Конституционного Суда и Регламент Суда; имеет право законодательной инициативы; избирает Председателя Суда, его заместителя, судью-секретаря, формирует палаты, распределяет дела между ними, приостанавливает и прекращает полномочия судей

Слайд 6Увеличение численного состава судей и изменение организационной структуры Конституционного Суда обусловили особое значение правил о кворуме. По общему правилу, Конституционный Суд может осуществлять свою деятельность при наличии в его составе 3 / 4 от общего числа судей, т. е. и в том случае, если ряд судей выбыл из его состава. Выбывших не может быть одновременно более чем четверо (ст. 4 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации"). Это правило не определяет кворум, но является организационной предпосылкой для того, чтобы обеспечить кворум как в пленарном заседании, которое правомочно принимать решения при наличии 2 / 3 (т. е. 13 судей) от общего (конституционно закрепленного) числа судей, так и в палатах, где должно присутствовать не менее 3 / 4 состава (7 или соответственно 8 человек в каждой).
Слайд 7Однако изначальное конституирование Суда не могло бы произойти при его неполном составе: признание правомочности суда при наличии 3 / 4 его состава согласно ст. 4 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" рассчитано на уже действующий Суд, поскольку неполный состав исключает возможность образования в Суде палат, в пленарных же заседаниях большинство дел рассматриваться не должно.

Слайд 17Конституционный Суд в порядке абстрактного нормоконтроля проверяет конституционность федеральных законов и всех иных нормативных актов федеральных органов законодательной и исполнительной власти, конституций и уставов субъектов Федерации, а также их законов и иных нормативных актов, если они не отнесены к исключительному ведению регионов; государственные федерально-региональные и межрегиональные договоры; не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации. Акты, признанные неконституционными, теряют юридическую силу.
Слайд 18Предмет абстрактного нормоконтроля в сравнении с прежним регулированием расширен. В него включены внутригосударственные договоры. Кроме того, более широким по содержанию стало понятие нормативных гостов субъектов Федерации, поскольку по действующей Конституции (ст. 5) право издавать законы получили не только республики, но также входящие в Российскую Федерацию области и края. В то же время крут субъектов, управомоченных возбуждать производство в порядке абстрактного нормоконтроля, сужен.
Слайд 19С запросом о проверке конституционности нормативных актов вправе обратиться Президент, палаты парламента либо одна пятая депутатов каждой из палат, Правительство, Верховный и Высший Арбитражный суды, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Это обусловлено строгим соблюдением принципа разделения властей, в силу которого ни Президент, ни законодатель не вправе отменять акты друг друга или акты центральной исполнительной власти либо давать какие-либо указания законодателю субъектов Федерации.

Слайд 21Все указанные органы могут лишь передать конфликт на разрешение Суда. В связи с этим возросла роль Конституционного Суда в области абстрактного нормоконтроля. Вместе с тем ранее правом обращения в Конституционный Суд, кроме того, были наделены и каждый депутат, и Генеральный прокурор, и российские общественные организации в лице их центральных органов. Это позволяло большому кругу субъектов, участвующих в политических кампаниях, достаточно легко перенести политический конфликт и отстаивание позиции меньшинства из парламентских и правительственных структур в зал суда. Изменение круга субъектов, управомоченных на обращение в Конституционный Суд в порядке абстрактного нормоконтроля, служит сдерживанию этих тенденций.
Слайд 22Крут субъектов по спорам о ком.

Слайды и текст этой презентации


- судопроизводство в Конституционном Суде


СУДОПРОИЗВОДСТВО В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ

СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВЕРХОВЕНСТВО ОСНОВНОГО ЗАКОНА, ТО ЕСТЬ НЕПРОТИВОРЕЧИЕ ФЗ КОНСТИТУЦИИ (УСТАВУ)


Постановление Конституционного Суда относят к источникам права

Конституционный суд РФ - специализированный орган правовой охраны Конституции.

Предназначение Федерального и региональных судов:
конституционный контроль (обеспечение верховенства Основного закона)


Конституционный суд рассматривает следующие категории дел:
1) дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов всех ветвей государственной власти (законы, указы Президента, постановления Правительства и др.);

2) дела о конституционности законов по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан;

3) заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения в отношении Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

4) дела о толковании Конституции…


Конституционные суды не вправе рассматривать дела по своей инициативе, а только по обращению органа (лица), имеющего право обращаться по данной категории дел.



Право на обращение в конституционный суд имеют


2. Предварительное рассмотрение обращения секретариатом. В случае несоответствия обращения установленным требованиям оно возвращается.

3. Предварительное рассмотрение обращения судьями. Один или несколько судей составляют заключение о юридических основаниях для рассмотрения в КС, которое обсуждается на пленарном заседании. Там и решается, принимается обращение к рассмотрению либо нет.

4. Назначение и подготовка дела к слушанию и назначение судьи-докладчика происходит на пленарном заседании. Судья-докладчик проводит анализ дела, готовит проект решения.

5. Судебное разбирательство аналогично разбирательствам в других судах, только уровень обсуждения иной: представителями сторон, кроме руководителей и адвокатов, могут быть только кандидаты и доктора юридических наук.

Итоговое решение выносится в форме Постановления.


Постановления (определения) Конституционного Суда вступают в силу немедленно, являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными теряют силу.


Состав Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ.


Валерий Дмитриевич Зорькин
4-й Председатель Конституционного суда РФ
с 21 марта 2003 года

В различных субъектах Российской Федерации действуют конституционные суды (в республиках) и уставные суды (в других субъектах Федерации — краях, областях и др.). Они действуют на основе конституций республик и уставов других субъектов Федерации.

Отметим, что в отличие от других судебных систем (общей юрисдикции, арбитражной) Конституционный Суд РФ и соответствующие суды регионов не образуют единую вертикальную систему: Конституционный Суд РФ не является вышестоящим для региональных, не вправе пересматривать их решения. Решения всех конституционных судов не обжалуются.

Предназначение федерального и регионального суда одинаково: оба являются судебными органами конституционного контроля. Это значит, что они призваны обеспечить верховенство Основного закона, т. е. непротиворечив федеральных (региональных) законов и нормативных актов Конституции (Уставу) путём рассмотрения конституционности акта. Судопроизводство в том и другом суде также аналогично.

Конституция — высший закон нашего государства. Именно поэтому принимается она не так, как остальные законы. Российская Конституция, как вы знаете, была принята в ходе всенародного голосования в 1993 г. Порядок её принятия определялся специальным Указом Президента РФ.

Согласно статье 135 Конституции РФ, положения глав 1, 2 и 9 Основного закона не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение об их пересмотре будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции.

Основная цель КС РФ — проверять, соответствуют ли Конституции РФ действия органов государственной власти и управления, в том числе в области законотворчества.

Принципы конституционного судопроизводства

Важнейшие принципы конституционного судопроизводства в основном такие же, как и принципы производства в других судах, — независимость, гласность, состязательность, коллегиальность, равноправие сторон. При этом следует обратить внимание на то, что, в отличие от иных судов, КС РФ действует коллегиально всегда. Конституционные (уставные) суды не вправе рассматривать дела по своей инициативе, а только по обращению органа (лица), имеющего право обращаться по данной категории дел.

Отметим: КС решает вопросы права и не рассматривает политические проблемы, не исследует фактических обстоятельств (если такое исследование находится в компетенции других органов).

Право на обращение в Конституционный Суд РФ установлено в Конституции РФ в зависимости от характера вопроса, подлежащего разрешению. Так, по вопросу о соответствии Конституции (т. е. конституционности) законов или иных актов, принятых органами власти Федерации и регионов, о разграничении полномочий между этими органами вправе обращаться только высшие органы власти Федерации и регионов. По вопросу толкования Конституции РФ — высшие органы законодательной и исполнительной власти Федерации и органы законодательной власти регионов.

Граждане и суды имеют право обращаться в Конституционный Суд РФ для проверки конституционности только закона, уже применённого или подлежащего применению в конкретном деле. Причём граждане имеют на это право только в том случае, если применение ревизуемого закона нарушает их конституционные права и свободы.

Жизнь показывает, что субъекты гражданских и других правоотношений — и физические, и юридические лица — обращаются в КС РФ с каждым годом всё чаще. Данная тенденция является положительной, так как определяется желанием субъектов докопаться до истины, понять, должен применяться конкретный закон или нет. И именно КС РФ может в самых сложных ситуациях защитить права субъектов, нарушенные законом или иным нормативным актом.

Основные стадии конституционного судопроизводства

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы. Основание для рассмотрения дела — правовая неопределённость в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор. Также основанием является неопределённость в понимании положений Конституции Российской Федерации или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

  1. Предварительное рассмотрение обращения Секретариатом.
  1. Предварительное рассмотрение обращения судьями.

По указанию Председателя КС РФ один или несколько судей анализируют обращение и дают предварительный ответ на вопрос, заданный в обращении. Кроме того, на данном этапе выявляется, не являлся ли поставленный вопрос предметом рассмотрения КС РФ ранее.

  1. Назначение и подготовка дела к слушанию.

Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. КС РФ имеет право соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета. На практике это случается довольно часто. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения КС РФ, а также изложения материалов в заседании КС РФ назначает одного или нескольких судей-докладчи- ков. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями КС РФ истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов.

Проводится разбирательство в целом аналогично разбирательствам в других судах. Решение КС РФ принимается открытым голосованием путём поимённого опроса судей. Председательствующий всегда, независимо от характера дела, голосует последним. Решение КС РФ считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей. Если голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта. Однако наиболее важные решения — решения о толковании Конституции Российской Федерации — принимаются большинством не менее двух третей от общего числа судей. Судья КС РФ не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Однако любой судья может высказать своё особое мнение, которое прилагается к решению. На практике особое мнение судьи высказывают нередко; его интересно изучить, чтобы понять, почему данный судья не согласен с мнением большинства судей.

Постановления Конституционного Суда вступают в силу немедленно, являются окончательными и обжалованию не подлежат. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, теряют силу, т. е. не подлежат применению.

На Постановления Конституционного Суда вправе ссылаться другие суды как на законодательное основание своих решений.

Словарь

Конституционный Суд РФ — высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и других нормативных актов Конституции Российской Федерации.

Практические выводы

Знакомство с основами рассмотрения дела в Конституционном Суде Российской Федерации поможет вам ощутить себя гражданином демократического государства, где есть не только Конституция, гарантирующая права и свободы, но и механизм для обеспечения верховенства Конституции над всеми другими законами.

Документ

Из Конституции Российской Федерации.

Глава 7. Судебная власть

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации (ст. 125, ч. 3).

Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом (ст. 125, ч. 4).

Конституционный Суд Российской Федерации. даёт толкование Конституции Российской Федерации (ст. 125, ч. 5).

Из Закона РФ о референдуме.

Статья 1. Референдум Российской Федерации

Референдум Российской Федерации (далее также — референдум) — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Слайды и текст этой презентации Открыть в PDF

Конституционное судопроизводствоОбщее и различия в конституционном производстве и других видах судебного производства

Общее и различия в конституционном производстве и других видах судебного производства

Конституционные суды в мире насчитывают более чем 70-летнюю историю. Предназначение этих судов состоит в

Конституционные суды в мире насчитывают более чем 70-летнюю историю. Предназначение этих судов состоит в том, чтобы защищать Конституцию, закон, права граждан.
В России такой орган был учрежден решением Съезда народных депутатов Российской Федерации от 19 декабря 1990 г. Это стало началом формирования конституционной юстиции в РФ.

Определили статус, полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Конституция РФ 1993 г. и

Определили статус, полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Конституция РФ 1993 г. и Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде Российской Федерации от 21 июля 1994 г.


КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВОТак называется судопроизводство в Конституционном Суде (КС). В КС РФ оно ведется на

Принципы конституционного судопроизводстванезависимость судей, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность

Принципы конституционного судопроизводства

независимость судей,
коллегиальность,
гласность,
устность разбирательства,
язык судопроизводства,
непрерывность судебного заседания,
состязательность и равноправие сторон.

Стадии конституционного судопроизводства В судебном конституционном процессе существует 8 стадий конституционного судопроизводства в рассмотрении дел: 1)

Стадии конституционного судопроизводства

В судебном конституционном процессе существует 8 стадий конституционного судопроизводства в рассмотрении дел:
1) внесение обращений в Конституционный суд РФ – обращения бывают в форме запроса, ходатайства или жалобы, они должны отвечать требованиям Федерального конституционного закона. Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Обращение направляется в Конституционный Суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом. Обращения в Конституционный Суд РФ оплачиваются государственной пошлиной;
2) предварительное рассмотрение обращений в Конституционном Суде РФ – обращения, поступающие в Конституционный Суд РФ, подлежат обязательной регистрации. Председатель Конституционного Суда РФ в порядке, установленному Конституционным Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей является обязательной стадией производства в Конституционному Суде РФ. Заключение судьи по результатам предварительного изучения обращения докладываются в пленарном заседании;

3) принятие обращения Конституционным Судом РФ либо его отклонение – решение по вопросу о

3) принятие обращения Конституционным Судом РФ либо его отклонение – решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей. О принятом решении уведомляются стороны. Отклонение происходит в случаях, если: разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду РФ; обращение в соответствии с требованиями Федерального закона не является допустимым; по предмету обращения было ранее вынесено постановление, сохраняющее свою силу;

4) подготовка к судебному разбирательству – для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения,

4) подготовка к судебному разбирательству – для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения, а также изложения материалов в заседании Конституционный Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья-докладчик в соответствии с полномочиями Конституционного суда РФ истребует необходимые документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья-докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов;

5) судебное разбирательство (либо разбирательство вне этой формы) – руководит заседанием председательствующий, при наличии

6) совещание, голосование и принятие Конституционным Судом РФ итоговых решения – итоговое решение по

6) совещание, голосование и принятие Конституционным Судом РФ итоговых решения – итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Судом в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи Конституционного Суда РФ, рассматривающие данное дело.
Итоговое решение по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах 1,2,3 и 4 части первой статьи 3 Федерального конституционного закона, именуется постановлением. Постановления выносятся именем РФ. Итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением. Все иные решения Конституционного Суда РФ принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, именуются определениями.

7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решений Конституционного Суда РФ – решение Конституционного

7) провозглашение, опубликование и вступление в силу решений Конституционного Суда РФ – решение Конституционного Суда РФ провозглашается в полном объеме в открытом заседании Конституционного Суда РФ немедленно после его подписания.
Постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания направляются:
- судьям Конституционного Суда РФ;
- сторонам;
- Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека;
- Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ;
- другим государственным органам и организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам.

8) исполнение решений Конституционного Суда РФ – решение Конституционного Суда РФ подлежит исполнению немедленно

8) исполнение решений Конституционного Суда РФ – решение Конституционного Суда РФ подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению решения Конституционного Суда РФ влечет ответственность, установленную федеральным законом.

Конституционный Суд не только особый судебный орган. Он, учитывая возлагаемые на него функции и полномочия по обеспечению верховенства и прямого действия Конституции, баланса властей, выступает одновременно и как высший конституционный орган одного уровня с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей.

Председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин

Председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин

Домашнее задание Написать эссе по афоризму Марка Туллия Цицерона «Мы должны быть рабами закона, чтобы

Читайте также: