Справедливым ли был афинский суд

Обновлено: 05.05.2024

Отныне каждый житель города именовался гражданином и наделялся избирательным правом. Свободные граждане стали принимать участие в Народном собрании, которое избирало представителей той или иной ветви власти. Прямое народное голосование стало применяться и для избрания судей.

Избранные афинскими гражданами судьи входили в состав Гелиеи – выборного суда. Ежегодно проводились выборы, в результате которых формировался состав суда из 6 тыс. судей – представителей всех сословий Афин. Кандидат в судьи должен был достичь возраста 30 лет и не иметь в прошлом судимости за какие-либо проступки.

Функции Гелиеи были гораздо шире современного суда. Большое количество судей необходимо было для проведения правильного и объективного расследования преступлений. Выборный суд заменял современные органы полиции, прокуратуру и собственно сам суд. Также, 6 тыс. судей было невозможно подкупить, а это значит, что окончательный вердикт будет объективным и справедливым.

Выборный суд был открытым органом власти. Каждый судья приносил перед гражданами Афин клятву быть честным, справедливым, беспристрастным при принятии решений, не принимать подарки, обеспечивать презумпцию невиновности, давать преступлению объективную оценку. В судебном заседании народ принимал активное участие. Простые граждане голосовали за то или иное решение с помощью камней белого и чёрного цвета.

Юрисдикцию выборного суда составляли не только уголовные преступления и гражданские правонарушения. Каждый свободный гражданин мог обратиться в Гелиею с жалобой на решение, принятое Народным собранием. После поступления обращения проводилась проверка. Если решение противоречило основам демократического строя, оно отменялось, а инициатор этого решения подвергался строгому наказанию. В противном случае наказывался тот, кто обратился в суд.

Основная цель выборного суда состояла в защите демократических прав и свобод граждан Афин, надзоре за правомерностью принимаемых решений, проверке действующего законодательства на соответствие принципам демократии.

Вариант 2

В 594 году до новой эры жители Афин выбрали так называемого архонта, то есть старейшину, который мог управлять городом. Ранее власть передавалась по наследству, и созрели определенные предпосылки к тому чтобы поменять политическую ситуацию.

Наряду со всеми остальными нововведениями, которые ввел архонт, появился и выборный суд, который носил название Гелиея.

Этот орган общественного порядка и политической власти отличался от суда в нашем современном понимании. Сейчас власть практически в каждом более-менее развитом государстве подразделяется на судебную, исполнительную и законодательную.

Народный суд Афин, в свою очередь сочетал некоторые эти функции. Он мог выполнять и полицейские функции, то есть устанавливать правопорядок и проводить расследование, также он занимался рассмотрением дел, то есть выступал как прокуратура. Помимо этого народный суд занимался рассмотрением законов и правомерности принятых норм, которые мог отменить.

Для того чтобы эти функции могли нормально обеспечиваться для всего города, а также для того чтобы подкуп судей был затруднительным, численность этого органа составляла шесть тысяч афинских граждан, которых тоже выбирали на регулярной основе. Судьями могли быть мужчины старше 30 лет, без каких-либо проступков ранее, наподобие того как сейчас в развитых странах не берут на государственную службу людей с судимостями. Проводились суды в открытой форме, там выступали обвинители и обвиняемые, также в этом мог принять участие и народ, в частности высказывание по определенной теме определялось анонимным голосованием белыми или черными камушками.

Помимо этого значительное количество судей позволяло претендовать на более-менее объективный исход рассмотрения дел. Ведь множество разных мнений позволяли создать как бы общую картину ситуации и рассмотреть разные дела с разных сторон. Этот выборный суд является в некоторой степени аналогом современного суда присяжных, который, напомним, как правило, состоит всего из 12 заседателей и тут возможность объективности принятия решения снижается, а оказания давления значительно повышается.

Выборный суд в Афинах

Интересные ответы

1803 — на свет появился Федор Иванович Тютчев. Будущий поэт и дипломат родился в аристократической семье, принадлежащей к древнему роду. Первые годы жизни мальчик провел в Орловской губернии в имении своих родителей.

Верблюдов называют кораблями пустыни. Они очень сильные и крепкие животные. Проживают в степях и пустынях. От солнца спасает длинная и густая шерсть. Ночью она помогает согреться от холода.

Удивительные пейзажи, неповторимые природные зоны, своеобразные контрасты животного или растительного мира на разных уровнях высот над уровнем моря, вот только некоторые характерные особенности гор.

Крокодилы - одни из 23 видов земноводных животных, по внешним признакам схожими с ящерицами и принадлежащих к одноименному отряду. Они являются прямыми потомками рептилий доисторических времен и ближайшими родственниками птиц

Мы привыкли измерять расстояния и длину знакомыми километрами, метрами и сантиметрами. Но ещё пару веков назад на Руси были совсем другие единицы измерения и с современными они совсем не совпадали. Их несколько:

Одним из важнейших органов афинской демократии был Суд присяжных — гелиея. По преданию, она была создана еще во времена Солона, на рубеже VII–VI вв. до н. э. Роль гелиеи в V–IV вв. до н. э. возросла, и ее влияние в государственной жизни стало довольно высоким. Афинская гелиея избиралась в количестве 6 тыс. граждан, причем в ее состав могли быть избраны лица не моложе 30 лет, имеющие определенный жизненный опыт и некоторые знания, как правило, отцы семейств. Член гелиеи распределялись по 10 палатам (дикастериям) по 600 человек в каждой (500 человек разбирали дела, 100 человек считались запасными). Большое число членов всей гелиеи и отдельных палат можно объяснить как обилием различных судебных дел в таком большом и многолюдном городе, как Афины, так и стремлением предотвратить подкуп судей (подкупить большое число судей трудно, к тому же афиняне распределяли судебные дела между палатами по жребию). Некоторые особо важные дела рассматривались на объединенном заседании нескольких (до трех) палат. Гелиея была высшим судебным органом Афин, и потому ее компетенция была очень широка. В сущности говоря, гелиея разгружала Народное собрание от судебных дел и тем самым как бы дополняла его.

Избираться в гелиею можно было по нескольку раз, что вело к накоплению у гелиастов опыта ведения судебных дел, повышало их профессионализм, компетентность решений. Судебные разбирательства в гелиее проводились совместно с соответствующими магистратами. Архонт, стратег или член какой-либо другой коллегии председательствовал на заседании той или иной палаты, проводил предварительное расследование, что улучшало процедуру судебного разбирательства, вносило в нее необходимый порядок.

В Афинах не существовало государственных обвинителей и специалистов — защитников, как в судах нового и новейшего времени. Обвинение и защита носили частный характер. Обвинитель вносил заявление соответствующему магистрату и приводил к нему обвиняемого. Магистрат проводил предварительное расследование, передавал дело в суд и председательствовал при его разборе в соответствующей палате. Судебный процесс основывался на принципе состязательности: обвинитель приводил доказательства вины, ответчик их опровергал. После выслушивания речей обвинителя и ответчика гелиасты голосовали; дело считалось решенным, если за него проголосовало свыше половины членов палаты. Ответчик либо освобождался от обвинения, либо подвергался наказанию: тюремному заключению, конфискации имущества, денежному штрафу; самыми суровыми были приговоры к изгнанию или смертной казни, лишению гражданских прав.

Тщательно разработанная процедура судебного процесса, большое число опытных судей, продуманные меры против подкупа делали афинскую судебную систему эффективным органом демократического строя. В нашем распоряжении нет данных о несправедливых решениях афинских судов, о злоупотреблениях или судебном произволе. Напротив, даже политические противники афинской демократии были вынуждены отдать должное объективности и компетентности афинских судов. Каждый гражданин Афин в течение своей жизни независимо от своего имущественного положения мог стать членом гелиеи и применить свои способности в различных судебных разбирательствах.


1. Храм Гефеста, 2. Храм Афродиты Урании, 3. Храм Артемиды Аристобулы, 4. Святилище Геракла, 5. Святилище Аполлона Пифийского, 6. Святилище Аполлона Пифийского, 7. Колодец "9 труб", 8. "Пестрый портик", 9. Одеон Перикла, 10. Театр Диониса, 11. Гелиэя, 12. Большой портик, 13. Портик Гермеса, 14. Булевторий, 15. Святилище Кодра, 16. Храм Диониса Элевтера

Еще одной охранительной мерой демократического строя была система постоянной и строгой отчетности практически всех афинских должностных лиц. Прежде чем уйти со своего поста после годового исполнения обязанностей, каждый магистрат отчитывался или в Народном собрании, или в Совете 500, или в специальных комиссиях и в случае обнаруженных злоупотреблений привлекался к самой строгой ответственности. Такая система отчетности была необходима потому, что частая сменяемость (через год) должностных лиц могла вести к безответственности, коррупции и злоупотреблениям служебным положением.

В целом же афинская демократия в V–IV вв. до н. э. была хорошо развитой, продуманной, тщательно разработанной системой, которая успешно действовала в сложных исторических условиях, решала самые различные проблемы социально-экономической, политической и культурной жизни.

ПРАВА ЗАЩИТНИКОВ И ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

ПРАВА ЗАЩИТНИКОВ И ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ Всем известно, какое огромное значение в деле уголовного судопроизводства имеют присяжные заседатели, призванные судить, и непосредственно сама защита, на обязанности которой лежит пробуждать милость к падшему и сострадание —

22.16. Одиннадцать присяжных идут на поводу у одного

22.16. Одиннадцать присяжных идут на поводу у одного В одном местечке на западе США присяжному жюри, состоящему из двенадцати крестьян, предстояло вынести решение о виновности в уголовном деле. Согласно закону, их решение должно быть единогласным. И пока они не примут

Верный своей фамилии. Председатель Совета присяжных поверенных Михаил Иванович Доброхотов (1826–1869)

Верный своей фамилии. Председатель Совета присяжных поверенных Михаил Иванович Доброхотов (1826–1869) В стародавние времена в Москве, возле трех церквей — Параскевы Пятницы в Охотном Раду, Георгия на Всполье и Троицы на берегу Неглинной — устраивали судебные поединки.

Суд присяжных

Суд присяжных Древнегреческая судебная практика имела следующие особенности:• Повторюсь еще раз: не было ни полиции, ни юридических консультантов, ни Королевской прокурорской службы. Если с вами поступили плохо или вы сами стали свидетелем чьего-либо преступления, вам

СУД ПРИСЯЖНЫХ

СУД ПРИСЯЖНЫХ от что говорит знаменитый английский писатель, глубокий знаток истории (С. Ч. Мэн), о суде присяжных своей родины: «Народное правление вначале было тождественно с народным судом. Древние демократии занимались судом в гражданских и уголовных делах больше,

Процесс в суде присяжных

Процесс в суде присяжных Другим свойством римского уголовного процесса было то, что обвинение по любому делу должно исходить только от римского гражданина, а не от должностного лица, — обвинение было частным. Для начала судопроизводства требовалось, чтобы римский

Большая коллегия присяжных

Большая коллегия присяжных Шпионские сети, которые СССР совершенно безнаказанно раскинул в Америке, стали медленно распутываться.Элизабет Бентли тайно давала показания федеральной большой коллегии присяжных[170] в Нью-Йорке весной 1947 года. Расследование, присяжных

Большая коллегия присяжных

Большая коллегия присяжных Шпионские сети, которые СССР совершенно безнаказанно раскинул в Америке, стали медленно распутываться.Элизабет Бентли тайно давала показания федеральной большой коллегии присяжных[191]в Нью-Йорке весной 1947 года. Расследование, присяжных

ПРИГОВОР ПРИСЯЖНЫХ

ПРИГОВОР ПРИСЯЖНЫХ Передо мной уникальный документ, Это лист со списком вопросов, сформулированных судьями, на которые должны ответить присяжные, Позволю себе привести его полностью, без сокращений."1. Или обвиняемый Самуил Шварцбарт виноват в том, что добровольно

XLVII. О сохранении придворного звания лицам, состоящим в званиях камергеров и камер-юнкеров Двора Его Величества, в случае принятия ими должностей присяжных поверенных46

XLVII. О сохранении придворного звания лицам, состоящим в званиях камергеров и камер-юнкеров Двора Его Величества, в случае принятия ими должностей присяжных поверенных46 Государь император Высочайше повелеть соизволил: лицам, состоящим в званиях камергеров и

Отличия древнегреческой юстиции от римской. Стилистические особенности афинской юстиции, базировавшейся на элементах устной культуры, традиции и архаического сознания. Характеристика источников права Древних Афин. Брак, семья и наследование в Афинах.

Рубрика Государство и право
Вид лекция
Язык русский
Дата добавления 13.10.2015
Размер файла 20,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Право и суд в Древних Афинах

Стилистической особенностью афинской юстиции, базировавшейся на элементах устной культуры, традиции и архаического сознания, являлось систематическое использование пропаганды в политической и правовой жизни. Основным стремлением афинских политиков при этом было создание "образа врага", что способствовало выработке нескольких моделей подобного обвинения, зафиксированных в нарративной традиции и надписях на остраках. Вообще историческая мозаика древнегреческого права соткана из знаковых судебных процессов и громких обвинений, существенно воздействовавших на формирование общественного мнения.

Кратко охарактеризуйте источники права Древних Афин: закон (номос), псефисма, правовые обычаи, международные договоры, судебные решения.

Закон (номос):

В целом уже к V-IV вв. до н.э. в древнегреческой общественной мысли весьма актуальной становится проблема соотношения между законом ("номос") как неким трансцендентным метафизическим принципом, воплощающим в себе самые общие закономерности мира, и конкретными законами отдельных государств, которые появились в результате своего рода "общественного договора". По утверждению Платона, над всеми общественными группами стоит идея "власти закона", способствует преодолению внутренних конфликтов и установлению гармонии в полисе.

Псефисма:

В период, когда афинская демократия уже достаточно укрепилась, основным противоречием в этой сфере, порождавшим наиболее жаркие дискуссии, было противоречие между конституционным законом ("номос") и конкретным постановлением Экклесии, декретом ("псефисмой"). Сторонники неограниченного суверенитета народного собрания готовы были объявить каждую псефисму законом, а сторонники определенного ограничения роли этого учреждения стремились доказать примат закона над псефисмой. Иногда специально выделялась группа законов относительно отдельных лиц как особая категория государственных постановлений. По традиции подобные псефисмы носили имена граждан, внесших соответствующее предложение на рассмотрение Экклесии, например псефисма Исотимида 415 г. до н.э. о судебном преследовании Адокида по обвинению в религиозном нечестии.

Правовые обычаи:

Особенностью правовой системы Афин являлось то, что обычай долгое время считался основным источником права. Письменная фиксация существующих обычаев должна была обеспечить стабильность в полисном обществе, переживавшем гражданскую смуту, которая в сознании древних греков отождествлялась с массовыми эпидемиями и осквернением всего полиса. Кроме того, в архаическом обществе обычное право существовало в условиях поливариантности толкования в зависимости от состава судей-жрецов. Именно против такой неопределенности действующих нормативных правил была направлена традиция редактирования и обнародования норм обычного права. Важным свидетельством осуществлявшейся во многих греческих полисах "первоначальной законодательной реформы" стало законодательство Драконта в архаических Афинах. Исследователи располагают уникальным эпиграфическим памятником - копией одного из законов Драконта о непредумышленном убийстве. Он представлял собою письменное изложение норм обычного права и религиозных установлений, на что указывает прежде всего их наименование - " (обычаи).

Международные договоры:

Отдельные уголовно-правовые нормы содержались в таких специфических источниках, как политические соглашения и клятвы должностных лиц. В частности, в 403 г. до н.э. были заключены договоры между демократической (Пирейской) партией, боровшейся против Тридцати тиранов, и олигархической (Городской) партией; при этом была объявлена всеобщая амнистия. В этих договорах запрещалось под предлогом общественного бедствия совершать в отношении граждан личную месть.

Судебные решения:

Обращает на себя внимание также практика судебного толкования закона, тесно связанная с особенностями правовой культуры и правосознания Афин. Как отмечает И.Е. Суриков, в афинском уголовном процессе ораторы очень часто приводили текст того или иного закона наряду с другими категориями свидетельств, как бы в качестве особого разряда свидетелей, порой даже призывая судей обратится к судебным прецедентам. Некоторые современные антиковеды считают, что в IV в. до н.э. произошла смена парадигмы "власти народа" на парадигму "власти закона", и верховным органом власти в Афинах являлась уже не Экклесия, а народные суды ("дикастерии"). Это было связано с тем, что именно народные суды определяли, является ли законным то или иное конкретное законодательное предложение или декрет. Кроме этого, при Эфиальте произошла замена старого единого суда Гелиэи рядом дикастерий из-за передачи народному суду части юрисдикции, ранее принадлежавшей Ареопагу и магистратам.

Вопрос 2. Брак, семья и наследование в Афинах

Определите условия заключения брака в Афинах, роль мужа и жены в семье, характер отцовской власти и обязанности детей. Возможен ли был развод в Афинах?

Семейное и наследственное право. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, но безбрачие не влекло наказаний.

Брачный договор заключался главой семьи. Для мужчин развод был свободен, для женщин, занимавших подчиненное положение, это было сложно. Первоначально обширная родительская власть с течением времени ослабляется. Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей умершего. Внебрачные дети наследниками не являлись.

При отсутствии наследников наследовали боковые родственники. Наследование по завещанию начинается с реформы Солона. Завещание считалось действительным, если в момент его составления завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому воздействию. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

Уголовное право. По сравнению с гражданским, уголовное право было менее развито. Были известны следующие виды преступлений: против семьи, против личности, против собственности, государственные.

Различались умышленные и неосторожные преступления. Было известно понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления. Среди государственных преступлений наиболее тяжкими считались государственная измена, покушение на демократический строй правления и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертью. Очень разнообразны применяемые судами наказания: смертная казнь, продажа в рабство, штраф, конфискация.

Из наиболее жестоких наказаний применялись четвертование, разрывание деревьями, осуждение на голодную смерть. Самым гуманным считалось отравление. Широко применялись бесчестящие наказания, лишение прав гражданства. В области уголовного права законы Драконта отличались особой жестокостью.

Судебный процесс. Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Основным элементом судебного следствия были речи сторон. Свои показания стороны давали под присягой.

Начинать судебное дело в суде могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека - его простат, за раба - его господин. Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый и ответчик могли представить письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. Присяжные могли принять любое решение по делу. Вначале решался вопрос о виновности лица, затем приступали к определению меры наказания.

Решение принималось тайным голосованием. При равном счете голос председательствующего давал перевес. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.

По речам Демосфена установите, существовало ли в Афинах наследование по завещанию, и каков был круг наследников по закону. Кто считался в Афинах незаконорожденным и имел ли он право наследования?

Назовите деяний, которые считались в Афинах преступлениями. Какие из них можно отнести к религиозным и политическим преступлениям? В чём заключается их общественная опасность с точки зрения афинян?

По статье Никитюк:

Гиеросилия - преступление против богов, состоящее в краже принадлежащих им вещей, например, даров, культовых предметов или приношений, положенных по обету. По-видимому, гиеросилия была самым распространенным видом асебии.

Оскорбление святости места - убийство или какой-либо нечестивый поступок у алтаря или в периболе храма (Her. V, 71). Нарушение традиционных установлений или местных ритуалов также рассматривалось как осквернение культа.

Нанесение ущерба маслине - символу и атрибуту покровительницы города Афины. Ареопаг осуществлял строжайший контроль за всеми деревьями на частных и государственных землях и ежегодно посылал специальную комиссию для их осмотра (Lys. VII, 25, 29). Афинскими законами запрещалось даже использовать для посадок землю вокруг них или вырубать поврежденные пожаром. В V в. за такое преступление полагалась смертная казнь (Arist. Ath. pol.60,2), которая впоследствии была заменена штрафом (Dem. XLIII, 71).

Всевозможные злоупотребления и нарушения законов или обычаев при исполнении жреческих должностей. В этом случае возможны были три варианта: а) различные незначительные проступки, заключавшиеся в нарушении установленного традициями ритуала (например, Керики за изменение очередности при посвящении в мисты в культе Элевсинских богинь, наказывались штрафом в 1000 драхм - IG I2 6 col. III); б) преступление против богов как таковое (Lyc. Frg.79 Muller; Dem. LIX, 116); в) исполнение функций жреца лицом, не имевшим на это права (Dem. LIX, 72-84).

Введение новых, не санкционированных государством культов

Одна надпись, найденная в Пирее (IG II2 1177), свидетельствует также о запрете на организацию фиасов, т.е. религиозных союзов, при храмах, на возведение небольших частных храмов внутри святилищ, на совершение очищений и посещение алтарей без разрешения жрецов в периоды между праздниками и т.д.

Равносильным совершению нечестия считалось также нарушение запрета на участие в отеческих афинских культах чужеземцев.

право суд древнегреческий

По определению Аристотеля и Полибия преступления против родителей также считалось асебией. Возможно, в данном случае, речь все же идет о моральной оценке таких действий, так как по афинскому законодательству причинение вреда или убийство кого-то из родителей, прежде всего, отца, обвинялось по другой статье - kavkwsi" gonevwn.

Назовите наказания, назначавшиеся преступникам в Афинах.

Преступления по законам или приговору суда были наказываемы:

При государственных процессах приговор приводило в исполнение государство посредством своих органов, а в частных делах об этом должен был заботиться сам истец.

Смертная казнь полагалась за:

стремление к уничтожению демократии,

отрицание государственной религии,

умышленное убийство и проч.

Приговоренных к смерти передавали людям, которые приводили приговор в исполнение через посредство служителей или палача в тюрьме или в доме палача, который жил за городом и в городе не мог бывать Употребительнейшим родом казни было отравление ядом цикуты. Такой казни подвергся, между прочим, Сократ. Кроме того, осужденному были предлагаемы на выбор меч и веревка и назначаем трехдневный срок, в течение которого он должен был убить себя. Во время господства 30 тиранов был в ходу весьма тяжкий род казни - забивание до смерти дубинами. Казни иногда предшествовали истязания, а после совершения ее труп казненного бросался в пропасть, имущество же его подвергалось конфискации.

Что такое атимия и почему она считалась тяжким наказанием?

Лишение гражданских прав (атимия), которое являлось непременным следствием большинства преступлений, было различных степеней.

Сущность полного лишения прав состояла в том, что atimoV не мог занимать никакой общественной должности в пределах афинского государства или вне их, не мог участвовать в народном собрании, входить на площадь далее известного пункта, вступать в храмы и участвовать в празднествах, жаловаться в суд, одним словом, был лишен покровительства законов и чести быть членом государства. Полное лишение прав служило наказанием за следующие преступления: нечестие, лжесвидетельство, подкуп, лихоимство, ограбление опекуном опекаемого, оскорбление родителей, трусость, уклонение от военной службы и тому подобные деяния,-которые и по нынешним понятиям имеют бесчестный характер. Иногда полное лишение прав соединялось с вечным изгнанием, которое прерывало даже физическую связь преступника с родным городом и потому, подобно смертной казни, влекло за собой конфискацию имущества. В редких случаях изгнанник продолжал пользоваться имуществом в Аттике

Низшею степенью атимии было лишение некоторых отдельных гражданских прав (atimia kata prostaxeiV), например, права жречества, права подавать жалобы в суд, говорить в народном собрании, быть членом совета и т. п

Различали ли в Афинах отягчающие и смягчающие обстоятельства преступления?

Принимались во внимание смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

Равным образом причинение увечий неумышленно (в драке, в раздражении, из-за любовницы и т.д.) существенно смягчало ответственность. К ряду смягчающих обстоятельств отнесено было и опьянение. Прочие насильственные действия (безразлично, в отношении ли мужчины, женщины, ребенка или раба) наказывались денежными штрафами. Равно же причинение насилия в ответ на насилие освобождало от ответственности.

Если преступник сознавался, раскаивался, если преступление не было слишком злонамеренным, то позиция судей, считалось, должна быть смягчена.

Вопрос 4. Суд и судебный процесс

Какие органы в Афинах VI-IV вв. до н.э. выполняли судебную функцию? Когда появилась гэлиэя? Опишите порядок формирования и работы этого органа, определите его юрисдикцию.

В VII-VI вв. до н.э. в греческих городах-государствах еще сохранилась древнейшая форма суда - суд в народном собрании. В Афинах народные суды (дикастерии) сохранили до V в. древнее название - "гелиэя фесмофетов". Гелиэя - старинное название народного собрания в греческих городах-государствах. Происходит оно от слова гелиос - солнце, так как народные собрания происходили только днем и заканчивались с заходом солнца. Будучи собрано архонтом под его председательством, оно называлось "гелиэей архонта" и занималось политическими делами; созванное басилеем под его председательством, оно называлось "гелиэей басилея" и занималось религиозными делами; созванное под председательством полемарха, оно называлось "гелиэей полемарха" и занималось военными делами, наконец, "гелиэея фесмофетов" под председательством фесмофетов занималась судебными делами. Гелиэя ко времени Солона потеряла какое бы то ни было реальное значение; ее вытеснила "экклесия" - собрание вызванных архонтами лиц из числа знати и более зажиточных людей. Солон, описывая положение, бывшее до него, противопоставляет "демосу" - горожанам, участвовавшим в народном собрании, "бедняков". Очевидно во времена Солона фактически созывался для обсуждения государственных вопросов только один вид народного собрания - экклесия, в котором беднейшая часть граждан не могла участвовать.

Назовите формы процесса, характерные для Афин.

1. Государственные - такие, в которых были затронуты интересы государства, непосредственно или посредственно, в лице отдельного члена его, пострадавшего от нарушения государственных законов.

2. Частные - возникавшие вследствие нарушения чьих-либо личных интересов.

Опишите ход судебного разбирательства в Афинах. Кто и как возбуждал разбирательство?

Оправдать убийцу и выдумать процесс: речи в судах Древней Греции

В Древней Греции не было такого понятия, как адвокат или представитель: истец сам обвинял, а ответчик защищался. А чтобы выступление было более убедительным, текст заказывали у известных ораторов, а потом заучивали. Именно в это время зародилось судебное красноречие, ведь участники споров поняли силу слова, а ораторы начали развивать искусство.

Обвинение Сократа


Так мыслитель сказал после того, как ему вынесли смертной приговор.

Речь в защиту убийцы


Ударом кулака я, судьи, сбил его с ног, скрутил и связал ему руки за спиной и стал допрашивать, как посмел он забраться ко мне в дом. Отрицать свою вину он даже не пытался и только слезно умолял не убивать его, а предлагал откупиться деньгами. Я считал, что закон важнее, и покарал его той карой, которую установили вы сами и которую вы сочли справедливой для такого рода преступников.

Произнося свою речь, Евфи­ле­т останавливался, чтобы высказались свидетели. Их словами он подкреплял свой рассказ. Обвиняемый попросил свидетелей подняться к нему, после того как описал обстоятельства убийства, чтобы у суда не возникло сомнений, что Евфи­ле­т лишил Эратосфена жизни на месте преступления.

О решении судей в открытых источниках ничего не сказано. Несмотря на это, написанная Лисием речь может оказаться поучительной. В частности, своей композицией. Речи продуманы от начала до конца: обращение к суду и слушателями во вступлении, дальше раскрытие фактической стороны дела, доказательства правоты клиента, опровержение слов оппонента и строгий вывод, который вызовет негодование к противникам и сострадание к говорящему. Такой композицией судебной речи, которую заложил Лисий, начали пользоваться дальше.

Дело со скрытым смыслом

Исократ — еще один знаменитый афинский оратор и публицист. Сократ предрекал ему успех, говорил, что он всех превзойдет в своих речах. Но когда Исократ достиг зрелости, он отказался от политической деятельности и выступлений перед публикой. Он предпочел изучать теорию риторики и готовить судебные речи на заказ. Одна из них написана для афинянина, которого избил богач и аристократ Лохит. Имя пострадавшего неизвестно. Этот монолог не сохранился полностью, до современников дошла только заключительная его часть.

В этой речи автор использует прием амплификации (эмоциональное усиление какого-то утверждения). Он поднимает проступок Лохита на уровень политического преступления и покушения на демократию. Ведь годы работы Исократа пришлись на политический кризис греческого общества и ожесточенную классовую борьбу в греческих городах, где попеременно брали верх то демократические, то олигархические силы. В названной речи автор напоминает о периоде после поражения Афин в Пелопоннесской войне. Победившая Спарта навязала покоренным правительство, которое решило уничтожить демократию и ввело политику террора.

Пострадавший от рук Лохита сообщил суду, что тот напал первым и это подтверждают свидетели. По его словам, за это преступление нельзя судить так же, как за посягательство на чужое имущество. Ведь личные права важнее имущественных.


Вы знаете, что для всех людей дороже всего их личная неприкосновенность. Ради нее мы установили законы, ради нее мы сражаемся за свободу, добиваемся демократии и делаем все остальное в своей жизни. Поэтому самым тяжким наказанием подобает вам покарать тех, кто покушается на это наиболее чтимое вами право.

Дело о нанесении побоев

Свой рассказ он начал с событий, которые произошли за два года до суда. Тогда истец отправился нести гарнизонную службу, а сыновья Конона поставили рядом с ним свою палатку. Это оказались настоящие хулиганы. По словам Аристона, они беспробудно пили, оскорбляли рабов, а потом и самого истца. Тогда он пожаловался командующему войском, который отчитал молодых людей за грубость и недостойное поведение в лагере. Но и на этом сыновья ответчика не успокоились: той же ночью ворвались в палатку к Аристону и начали его избивать. Но тогда мужчин разняли. Спустя какое-то время, когда истец вернулся в Афины, на улице он случайно столкнулся с обидчиками, они шли в компании отца и своих знакомых. Тогда между ними возникла новая ссора. На истца набросился уже Конон, ему помогал и один из сыновей.


Сбив меня с ног, они с такой силой били меня ногами и так издевались надо мной, что разбили мне губу, а глаза у меня совсем заплыли. Я был в таком тяжелом состоянии, когда они меня оставили, что не мог ни встать, ни подать голос. Лежа на земле, я слушал, как они долго и скверно ругались. Кое-что из их слов носило такой богохульный характер, что я, пожалуй, не рискнул бы повторить их в вашем присутствии.

Выдуманный процесс


Когда все наши дела уже захлебнулись в потоке, льющемся с ее языка, она переходит к делам соседей. А если говорить уж вовсе не о чем, она рассказывает свои сны. Клянусь богами, она их выдумывает: ведь она же никогда не спит.

В ушах у меня звенит от болтовни, я в душе молча переношу мои муки. Сжальтесь надо мной, дайте мне яду.

Читайте также: