Способы утилизации мусора на судах

Обновлено: 18.05.2024

Документ из архива "Способы утилизации мусора на судах", который расположен в категории "рефераты". Всё это находится в предмете "экология" из раздела "Студенческие работы", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "рефераты, доклады и презентации", в предмете "экология" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "170030"

Текст 3 страницы из документа "170030"

В нашей стране измельчители распространения не получили, хотя известны случаи их применения на некоторых судах. Это произошло потому, что данное устройство практически не позволяет отказаться от других видов оборудования для обработки отходов, в частности от контейнеров. Дело в том, что наш флот значительную часть времени находится в особых районах, где сброс измельченных твердых отходов, кроме пищевых, запрещен. Кроме того, определенную часть времени суда находятся в прибрежных зонах, на акватории портов, а также во внутренних водоемах, где запрещен сброс любых отходов, даже измельченных.

Представляет интерес способ дробления (измельчения) пищевых отходов, внедренный на некоторых судах и в некоторых портах. На судах пищевые отходы дробятся измельчителем, установленным на камбузе, после чего размельченные пищевые отходы направляются в судовую сборную цистерну (например, в цистерну сбора сточных вод). После выхода судна из порта за 12-мильную зону измельченные отходы вместе с СВ откачиваются за борт.

Сложнее обстоит дело в тех случаях, когда передача отходов на берег затруднена или невозможна (например, при эксплуатации судна в необжитых районах, в условиях ледового плавания и т. п.). Бывают случаи, когда порты не оснащены необходимым оборудованием для приема и обработки мусора. Такая ситуация может осложниться, если судно вынуждено задержаться в порту, так как емкости судовых контейнеров может не хватить.

Конвенцией МАРПОЛ 73/78 такая ситуация предусмотрена. В ней указано, что отсутствие оборудования в порту не должно быть основанием для сброса отходов за борт на акватории порта, на рейде и в прибрежных (территориальных) водах. В качестве одного из способов борьбы с отходами, точнее, для уменьшения объема скапливающихся судовых отходов, рекомендуется использовать специальные прессы — устройства, снижающие объем твердых бытовых отходов примерно в 8.. .10 раз.

Прессование как способ обработки отходов имеет следующие преимущества: возможность обработки любых видов твердых отходов (при этом не обязательна предварительная их сортировка); установки для прессования имеют простую конструкцию и почти не требуют ухода; возможность монтажа в любом месте судна, включая палубу; небольшая потребляемая мощность. К недостаткам этого способа следует отнести то, что для хранения спрессованных отходов требуются помещения и обеззараживание при хранении спрессованных отходов на судне. 8

Для примера можно рассмотреть пресс “Малыш 8”, предназначенный для обработки малого и среднего количества отходов. Устройство достаточно лёгкое в эксплуатации, и обладает: механизированной выгрузкой обработанных отходов, и их быстрой обвязкой через технологические отверстия полимерной лентой или проволокой, работает при температуре до минус 30, работа на прессе не требует специальных знаний и навыков. 9

Таким образом, основными устройствами по утилизации мусора на судне являются: инсинераторы, прессы, измельчители и контейнеры для мусора.

Наибольшее распространение получили инсинераторы, т.к. они способны уничтожать почти все виды бытового мусора, накапливающегося на судне, а также стерильность обработанных отходов позволяет сбрасывать их за борт, осуществляющийся по конвенции. Недостатками данного устройства являюся опять же вредные выбросы в атмосферу, что не позволяет использовать исинераторы в порту, а также высокая пожароопаснсть связанная с большими температурами и давлением выше нормального. Использование контейнеров, затруднительно тем, что бывают случаи когда порты не оборудованы устройствами для приёма и обработки мусора. А измельчители и прессы не получили широкого применения в следствии того, что они требуют другие виды устройств по утилизации мусора, таких как контейнеры. Также определённую часть времени судно проводит в прибрежных зонах, на акватории портов, а также во внутренних водоёмах, где запрещён сброс любых отходов, даже измельчённых.

Принятие таких конвенций как МАРОЛ 73/78 позволило взять под контроль сброс мусора и др. вредных веществ, с судов. Также оборудование судов по утилизации мусора, сыграло свою огромную роль по предотвращению загрязнения мирового океана.

Пимошенко А.П. Предотвращение загрязнения окружающей среды с судов. – М.: Мир, 2004. - 320 с.

Зубрилов С.П. Охрана окружающей среды при эксплуатации судов. С.-Петербург: Судостроение, 1989. – 256 с.

3. Торский В.Г. Марпол 73/78.- М.: Экология, 2005. – 64 с.

Родионов А.И., Клушин В.П., Торочешников И.С. Техника защиты окружающей среды. Учебник для вузов - М.: Химия, 1989.

1 Пимошенко А.П. Предотвращение загрязнения окружающей среды с судов. – М.: Мир, 2004. с. 79-81

Мусор означает все виды пищевых, бытовых и эксплуатационных отходов, все виды пластмасс, остатки груза, золу из инсинераторов, кулинарный жир, орудия лова, электронные отходы и туши животных, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судна и подлежат постоянному или периодическому удалению, за исключением веществ, определение или перечень которых приведены н6в других Приложениях к Конвенции МАРПОЛ 73/78. Мусор не включает свежую рыбу и ее остатки, образующиеся в результате промысловых операций в ходе рейса или в результате деятельности, связанной с аквакультурой, к которой относится перевозка рыбы, включая моллюсков и ракообразных, для перемещения на объект аквакультуры, а также перевозка добытой рыбы, включая моллюсков и ракообразных, с таких объектов на берег для переработки.

Правило 3 Конвенции МАРПОЛ Приложение V предусматривает, что сброс мусора в море запрещен, за некоторым исключением, как показано в Приложении 1.

При определенных условиях сброс в море пищевых отходов, туш животных, моющих средств и растворителей, содержащихся в отстойном танке, на палубе и внешней поверхности промывочной воды и остатков груза, которые не представляют вреда для морской среды, допускается.

Наиболее подходящие процедуры для обработки и хранения мусора будут зависеть от таких факторов, как: район плавания, судовое оборудование для обработки мусора и места хранения, численность экипажа, продолжительность рейса и правила приема мусора в портах захода. Тем не менее, с учетом расходов, связанных с различными методами, также может быть экономически выгодно держать мусор, требующий специальной обработки, отдельно от других отходов.

Процедуры по обработке судовых отходов делятся на 4 этапа: сбор, обработка, хранение и сброс. Обобщенный план управления мусором для обработки и хранения судового мусора представлен в Приложении 2 МАРПОЛ 73/78. Определенные процедуры для каждого этапа прописаны в этом плане.

Наряду с планом управления мусором на судне ведется Журнал операций с мусором.

Для целей Журнала операций с мусором, мусор подразделяется на следующие категории:

B – Пищевые отходы

C – Бытовые отходы (бумага, продукты, ветошь, стекло, металл, бутылки, посуда, и т.п.)

D – Кулинарный жир

E – Зола из инсинераторов

F – Эксплуатационные отходы

G – Туши животных

H – Рыболовные снасти

I – Электронные отходы

J – Остатки груза (не ВМС)

K – Остатки груза (ВМС)

Данный план составлен на русском и английском языках, записи в Журнале операций с мусором ведутся на русском и английском языках.

Плакаты, извещающие команду о требованиях по операциям с мусором, составлены на русском и английском языках.

Организация сбора мусора является обязанностью каждого члена экипажа. Любой вид мусора должен собираться в определенных местах.

Операции по сбору мусора, образующегося на борту, должны быть основаны на рассмотрении того, какой тип мусора может быть сдан на портовые сооружения для удаления или повторного использования.

На борту судна находятся четко обозначенные контейнеры для хранения мусора по мере его образования для уменьшения или исключения сортировки после сбора и переработки. Все контейнеры на судне, которые могут быть подвержены воздействию погодных условий, должны быть закреплены на судне и иметь крышки, которые плотно и надежно закреплены. Все мусорные контейнеры должны быть закреплены для предотвращения потерь, утечек или потери любого мусора, который находится в контейнерах.

Емкости должны быть размещены в соответствующих местах по всему судну (машинное помещение, жилая палуба, кают компания, камбуз и другие жилые или служебные помещения) и все члены экипажа должны быть проинформированы о том, какой мусор должен быть размещен в контейнерах.

Мусороприемники должны быть отчетливо маркированы и различаться по цвету, размеру, характеру надписи, форме и расположению.

Мусор должен быть разделен по следующим типам:

· Не подлежащая переработке пластмасса и пластмасса, смешанная с мусором

· Мусор, который может предоставлять опасность для экипажа или судна (например, просмолённая ветошь, лампы дневного света, кислоты, химические батареи и т.д.)

· Электронные отходы, образующиеся на борту (например, электронные карты, гаджеты, мониторы, компьютеры, картриджи и тонеры для принтеров и т.д.)

· Подлежащие переработке материалы:

· Бумага, картон гофрокартон

· Пластмасса (в том числе пенополистирол или аналогичный полимер)

Сбор мусора, являющегося результатом технического обслуживания оборудования и механизмов машинного помещения, румпельного отделения, мастерских и т.д. производится в ведра, бочки с последующей транспортировкой в контейнер. Промасленная ветошь должна собираться в ящик для промасленной ветоши.

Положение 3.2 Приложения V МАРПОЛ 73/78 запрещает сброс всех видов пластмасс в море. Если пластмасса смешивается с другим мусором, смешанный мусор должен рассматриваться и обрабатываться как пластмасса.

Пищевые отходы на камбузе, собираются в емкости с последующей транспортировкой в Контейнер или измельчение.

Моряки должны извлекать стойкий мусор из моря во время последневных операций, по мере возникновения возможностей и надлежащего разрешения, и им предлагается сохранить материал для его сброса в портовые приемные сооружения.

Запрещается смешивать пищевые отходы с бытовыми и нефтесодержащими отходами.

Мусор храниться на судне в течение всего плавания в пределах особого района.

Пластиковый мусор должен находиться на борту судна до сдачи его на берег или другое судно.

Пищевые отходы могут стать источником инфекционных заболеваний, поэтому хранение их должно производиться при плотно закрытой крышке. Сроки хранения должны быть по возможности минимальными.

Элементы питания (батарейки) и специфические отходы (лекарства, использованные химреактивы, шприцы) должны храниться отдельно.

Выгрузка с судна мусора осуществляется в строгом соответствии с Конвенцией МАРПОЛ 73/78 и национальными правилами, при нахождении судна в специальном районе.

Для организации оптимальной сдачи мусора на приемные сооружения следует предварительно подать заявку в порт и ознакомиться с условиями приема мусора в порту.

Следует заранее ознакомиться с требованиями к сдаче пищевых отходов.

Одним из эффективных способов удаления мусора является использование судовых инсинераторов.

Судовые инсинераторы, описанные в правиле 16.6.1, должны иметь свидетельство ИМО об одобрении типа для каждого инсинератора.

Опираясь на критерии ИМО все инсинераторы должны работать в пределах, установленных пунктом 2 Дополнения IV Приложения VI МАРПОЛ 73/78:

Твердые отходы, состоящие из:

· 50% пищевых отходов

· 50% мусора, содержащего приблизительно 30% бумаги, 40% картона, 10% ветоши, 20% пластмассы

· Смесь будет иметь до 50% влаги и 7% несгораемых твердых частиц

· Несгораемые компоненты в остатке золы- Максимум 10% по весу

Существенными факторами снижения отрицательного воздействия на окружающую среду мусора с судов и его уничтожения на борту судна являются:

· Уменьшение источников появления мусора на судне, что достигается использованием возвратной тары при заказе провизии, эффективным использованием пищевых продуктов при организации питания, ограничение в использование полимерных упаковочных материалов

· Строгое соблюдение международных и национальных правил по сбросу мусора с судов.

Общий запрет на сброс мусора в море:

1. За исключением случаев, специально предусмотренного в правилах 4,5,6 и 7 Положения МАРПОЛ 73/78 и разделе 5.2. части II-А Полярного кодекса, как определено в правиле 13.1 настоящего Приложения, сброс в море любого мусора запрещается.

2. За исключением предусмотренного в правиле 7 Положения МАРПОЛ 73/78, запрещается сброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети, пластмассовые мешки для мусора и золу с инсинераторов, образующуюся в результате сжигания изделий из пластмассы, но не ограничиваясь ими.

3. За исключением предусмотренного в правиле 7 Положения МАРПОЛ 73/78, запрещается сброс в море кулинарного жира.

Особый район – означает морской район, где по признанным техническим причинам, относящимся к его океанографическим и экологическим условиям, и специфике судоходства по нему необходимо принятие особых обязательных методов предотвращения загрязнения моря мусором.

К особым районам относятся: Средиземное море, район Балтийского моря, Черного моря, Красного моря, Район Заливов, Северное море, Антарктика и Большого Карибского региона.

Сброс мусора в пределах особых районов

1. Сброс нижеперечисленных видов мусора в море в пределах особых районах, разрешается только тогда, когда судно находится в пути, и следующим образом:

1. Сброс в море пищевых отходов должен производиться настолько далеко от ближайшего берега, насколько это возможно, но не ближе 12 морских миль от ближайшего берега или ближайшего шельфового ледника.

Пищевые отходы должны быть измельчены или размолоты и должны проходить через грохот с отверстиями размером не более 25 мм.

Пищевые отходы не должны быть загрязнены любым другим видом мусора. Сброс использованных сельскохозяйственных продуктов, включая домашнюю птицу и птичьи остатки, не разрешается в районе Антарктики, за исключением случаев, когда они были обработаны для приведения их в стерильное состояние.

2. Сброс остатков груза, которые не могут быть удалены с помощью обычных методов выгрузки, при соблюдении следующих условий:

I. Остатки груза, содержащиеся в трюмной промывочной воде, не содержат никаких веществ, классифицированных как вредные для морской среды, согласно критериям, установленным в дополнении I Приложения V МАРПОЛ 73/78.

II. Твердые насыпные грузы, определенные правилом VI / 1-1.2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) 1974 года с внесенными в него поправками, за исключением зерна, классифицируются в соответствии с дополнением I к приложению V МАРПОЛ 73/78, и как заявлено грузоотправителем о том, являются ли они вредными для морской среды или нет.

III. Моющие средства и присадки, содержащиеся в трюмной моечной воде, не содержат никаких веществ, классифицированных как вредные для морской среды, принимая во внимание Руководство, разработанное Организацией.

IV. Как порт отхода, так и следующий порт захода находятся в пределах особого района, и судно не совершает перехода за пределами особого района между портами.

V. В этих портах не имеется отвечающих требованиям приемных сооружений, принимая во внимание Руководство, разработанное Организацией.

VI. Если условия, указанные в предыдущих подпунктах настоящей главы, были выполнены, сброс промывочной воды, содержащей остатки из грузового трюма, должен производиться настолько далеко от ближайшего берега или ближайшего шельфового ледника, насколько это возможно, но не ближе 12 морских миль от ближайшего берега или ближайшего шельфового ледника.

Если мусор смешан с другими отходами, удаление или сброс которых подпадает под другие требования, то применяются более строгие правила.

1. Правила 3,4,5 и 6 Приложения МАРПОЛ 73/78 и раздел 5.2. главы II-А Полярного кодекса не применяются:

I. К сбросу мусора с судна в целях обеспечения безопасности судна и находящихся на его борту людей или спасения человеческой жизни на море

II. К аварийной потере мусора в результате повреждения судна или его оборудования, при условии, что до и после случившегося повреждения были приняты все разумные предупредительные меры для предотвращения или сведения к минимуму такой аварийной потери

III. К аварийной потере с судна орудий лова, при условии, что были приняты все разумные предупредительные меры для предотвращения такой потери

IV. К сбросу с судна орудий лова для защиты морской среды или для безопасности судна или его экипажа.

2. Исключения, когда судно находится в пути:

I. Требования Правил 4 и 6 настоящего Приложения и главы 5 части II-А Полярного кодекса, касающихся случаев, когда судно находится в пути, не применяются к сбросу пищевых отходов, если очевидно, что хранение на борту этих пищевых отходов создает неизбежный риск для здоровья находящихся на борту людей.

Глава составлена на основе:

· Резолюции МЕРС.201 (62) Поправки к Приложению Протокола 1978 года, относящегося к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года.

· Резолюция МЕРС.277(70) Поправки к МАРПОЛ Приложение V.

· МАРПОЛ 73/78 Приложение 5.

· Судовой план управления мусором.

Количество вариантов обработки мусора на борту судов в значительной мере зависит от ограничения по составу персонала, темпов образования и объема мусора, конфигурации судна, маршрута рейса и наличия портовых приёмных сооружений. Виды имеющегося оборудования, обеспечивающего различные аспекты обработки мусора на борту судна, включают инсинераторы, прессователи, измельчители и другие, связанные с этим устройства.

Мелкое дробление или измельчение

Сброс измельченных пищевых отходов может разрешаться, если судно находится в пути. Такой измельченный и размолотый мусор должен проходить через грохот с с отверстиями не более 25 мм.

Прессование мусора

Посредством прессования объем мусора можно уменьшать и помещать его в мешки, коробки, придавать ему форму брикетов. В большинстве случаев на выходе прессователей получаются блоки материалов, что позволяет улучшить хранение мусора на борту и ускорить его сдачу в порту. Полученные блоки могут представлять опасность для здоровья и подпадать под карантинные и санитарные правила или иные требования портовых приемных сооружений и поэтому необходим запрос местных властей о стандартах и требованиях, дополнительные к требованиям Организации. С помощью некоторых имеющихся прессователей могут выполняться такие операции, как санобработка, дезодорация, регулирование степени прессования, упаковка в мешки из пластмассы или бумаги, упаковка в картонные коробки, пакетирование и т.д. Прессованные материалы должны храниться надлежащим способом. Металл и пластик могут быть сырыми, но бумага и картон должны оставаться сухими.

Особое внимание следует уделять надлежащему хранению и обработке перевязанных пакетов для того, чтобы предотвратить их внезапное попадание в море.

Сжигание

Золу и клинкер из судовых инсинераторов следует рассматривать как эксплуатационные отходы и таким образом, как мусор, не подлежащий сбросу в море.

Сжигание позволяет значительно снизить потребность в хранении на борту судна. Судовые инсинераторы следует проектировать, изготовлять, эксплуатировать и содержать в соответствии со стандартными техническими требованиями ИМО к судовым инсинераторам. Приложение V МАРПОЛ требует одобрения типа соответствии критериям загрязнения воздуха для инсинераторов, установленных после 1 января 2000 года. Инсинераторы могут использоваться для сжигания только тех материалов, для сжигания которых они предназначены изготовителем.

Сжигание на разрешается если судно находится в порту или у терминала. В некоторых портах имеются местные законы, которыми устанавливаются дополнительные ограничения по выбросу в атмосферу, особенно в тех, которые находятся недалеко от густонаселенных районов. Для использования инсинераторов может потребоваться разрешение от соответствующих портовых властей.

Сжигание мусора, который содержит большое количество пластика, требует особой регулировки инсинератора, таких как вдувание кислорода и высокой температура (от 850 0 до 1200 0 С). Если эти условия не выполняются, то в зависимости от типа пластика и условий сжигания могут образовываться некоторые токсичные для человека и морской среды.

Сжигание мусора на борту судна может позволить уменьшить объем карантинных отходов, подпадающих под требования ряда стран. Однако зола может оставаться карантинным отходом и подпадать под требования санитарной безопасности и безопасности для человека.

Сжигание на судне

1. За исключениями, предусмотренными п.4 настоящего правила, сжигания на судне допускается только в судовом инсинераторе.

2. Запрещается сжигание на судне следующих веществ:

.1 остатки грузов, подпадающих под действие Приложений I, II, III или связанных с ними загрязненных упаковочных материалов;

.2 полихлорированных бифенилов (ПХБ);

.3 мусора, как он определен в Приложении V, содержащего тяжелые металлы в объеме, большем, чем микропримеси;

.4 очищенных нефтепродуктов, содержащих соединения;

.5 осадков сточных вод и нефтяных остатков, которые не образуются на судне;

.6 остатков из систем очистки отработавших газов.

3. Сжигание на судне поливинилхлоридов запрещается, за исключением сжигания в судовых инсинераторах, в отношении которых выданы свидетельства ИМО об одобрении типа.

4. Сжигание на судне осадков сточных вод и нефтяных остатков, образующихся в ходе обычной эксплуатации судна, может также производиться в главной или вспомогательной силовой установке или котлах, но в этом случае оно недолжно производиться в пределах портов, гаваней и эстуариев.

5. Ничто в настоящем Правиле:

5.1 не затрагивает запрещение или других требований, установленных в Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года с поправками и Протоколом 1996 года к ней, или

5.2 не препятствует разработке, установке и эксплуатации альтернативных судовых устройств для термической обработки отходов, которые удовлетворяют требованиям настоящего правил или превышают их.

6.1 За исключениями, предусмотренными п.6.2, каждый инсинератор на судне, построенном 1.01.2000 года или после этой даты, инсинератор, установленный на судне 1.01.2000 года или после этой даты, должен удовлетворять требованиям, содержащимся в дополнении IV к настоящему Приложению. Каждый инсинератор, подпадающий под действие этого пункта, одобряется Администрацией с учетом стандартных технических требований к судовым инсинераторам, разработанным Организацией; или

6.2 Администрация может допустить исключение из применения пункта 6.1 для любого инсинератора, который установлен на судне до 19.05.05 года, при условии, что судно совершает рейсы исключительно в водах, находящихся под суверенитетом или юрисдикцией государства, под флагом которого оно имеет право плавать.

7. Инсинераторы, установленные в соответствии с требованиями п.6.1 настоящего правила, снабжаются руководством завода-изготовителя по эксплуатации , которое должно храниться вместе с установкой и в котором определен порядок эксплуатации инсинератора.

8. Персонал, ответственный за эксплуатацию инсинератора, установленного в соответствии с требованиями п.6.1 настоящего правила, должен быть подготовлен выполнять инструкции, предусмотренные в руководстве завода-изготовителя по эксплуатации.

9. Для инсинераторов, установленных в соответствии с требованиями п.61 настоящего правила, должен осуществляться постоянный мониторинг, когда эксплуатируется установка, температура топочного газа на выходе из камеры сгорания. Если это инсинератор непрерывной подачи, отходы не должны подаваться в установку, когда температура поточного газа на выходе из камеры сгорания ниже 850 0 С. Если это инсинератор с дозированной загрузкой, установка должна иметь такую конструкцию, чтобы температура топочного газа на выходе из камеры сгорания достигала 600 0 С в течение 5 минут после пуска и после этого стабилизировалась на отметке не менее 850 0 С.

Для предотвращения сброса мусора в запретных зонах путем сбора и хранения на борту существуют различные способы: накопление мусора в контейнерах или мешках, во встроенных емкостях, в специальных контейнерах с подпрессовкой, в контейнерах с предварительным измельчителем, брикетирование мусора при высоких давлении и температуре с одновременным обеззараживанием.

Выбор оборудования, включая оптимальные объемы судовых накопительных цистерн и контейнеров, а также устройств, сосредоточенных в портах, зависит от многих факторов, но в первую очередь от класса, типа судна и условий эксплуатации (район плавания, длительность рейса между заходами в порты). Естественно, что для судов внутреннего плавания, имеющих возможность один раз в 2….3 дня передавать отходы на берег, достаточно простейших накопительных устройств. Сложнее обстоит дело в условиях ледового плавания. Бывают случаи, когда порты не оснащены необходимым оборудованием для приема и обработки мусора. В таких случаях судно вынуждено задержаться в порту.

Конвенцией МАРПОЛ 73/78 рассмотрены подобные случаи и сказано, что отсутствие оборудования в порту не должно быть основанием для сброса отходов за борт на акватории порта, на рейде и в прибрежных (территориальных) водах.

Накопление и хранение мусора требуют наличия на судах соответствующих площадей и объемов и вызывают проблему сдачи накопленного мусора на берег или плавучие портовые сборщики. Существенной сложностью при этом является обеспечение длительного хранения отходов с соблюдением надлежащих санитарных условий, особенно при плавании в летнее время в районах с повышенной температурой наружного воздуха и высокой влажностью.

Способ накопления мусора в специальных судовых емкостях (бачках, контейнерах) с последующей их передачей на судно-сборщик или непосредственно на берег получил наибольшее распространение. Этот способ применяют в том случае, когда необходимое оборудование есть на судне, и в порту, в который намечено передать отходы. На судне должны быть прежде всего контейнеры, размещенные, как правило, на корме; в портах – судна-сборщики, специализированные причалы, машины-мусоросборщики, устройства для переработки отходов и т.п.

Учитывая повсеместно действующие требования, следует отметить, что хранение мусора на борту судна в металлических бочках и других открытых (негерметических) емкостях недопустимо с точки зрения санитарно-гигиенических требований.

Как правило, в различных странах портовые и муниципальные службы, оказывающие услуги по вывозу мусора с борта судна, имеют различные стандарты мусорных емкостей и транспортного оборудования, при котором возврат или обмен опорожненных емкостей затруднен. Более того, в настоящее время в портах не организована надлежащая санитарная обработка опорожненных мусорных емкостей1 (контейнеров). Использование стандартных мусорных контейнеров может быть рекомендовано в тех случаях, когда суда совершают регулярные каботажные рейсы.

Наиболее удобно накопление и хранение мусора на судах в прочных стандартных полиэтиленовых мешках размером 1050*650. Мешки крепятся на специальную стойку с ободом. Принцип одноразового использования полиэтиленовых мешков исключает необходимость периодической промывки и дезинфекции тары. По мере заполнения мешков верхнюю загружаемую кромку схватывают зажимом и герметично закупоривают.

В качестве одного из способов борьбы с отходами, точнее, для уменьшения объема скапливающихся судовых отходов, рекомендуется использовать специальные прессы – устройства, снижающие объемы твердых бытовых отходов примерно в 8…10 раз.

Прессование как способ обработки отходов имеет следующие преимущества:

- возможность обработки любых видов твердых отходов (при этом не обязательна предварительная их сортировка);

- установки для прессования имеют простую конструкцию и почти не требуют ухода;

- возможность монтажа в любом месте судна, включая палубу;

- небольшая потребляемая мощность.

К недостаткам этого способа следует отнести то, что для хранения спрессованных отходов требуются помещения и обеззараживание при хранении спрессованных отходов на судне.




Брикетирование мусора при высоких давлении и температуре с одновременным обеззараживанием является наиболее рациональной технологией. Однако ее осуществление требует дорогостоящего оборудования, обслуживания и контроля.

Кроме прессов, для обработки твердых бытовых отходов рекомендуются измельчители – установки, оборудованные специальными режущими приспособлениями, позволяющими размельчать любые виды отходов, включая стеклянные предметы, консервные банки, деревянные ящики и др.

Представляет интерес способ дробления (измельчения) пищевых отходов. На судах пищевые отходы дробятся измельчителем, установленным на камбузе, после чего размельченные пищевые отходы направляются в судовую сборную цистерну. После выхода судна из порта за 12-мильную зону измельченные отходы вместе со СВ откачиваются за борт.

Значительно труднее решается проблема передачи пищевых отходов на берег, поскольку не все порты имеют налаженную систему приема пищевых отходов с последующим их обеззараживанием (особенно при необходимости вывоза отходов за пределы порта). Кроме того, перед сбором отходов контейнеры должны быть вымыты, а загрязненная промывочная вода должна быть очищена и обеззаражена.

Для обезвреживания отходов используется способ, заключающийся в превращении пищевых отходов в смесь, по составу близкую к СВ, с последующей ее термической обработке и сбросе обеззараженной смеси в городскую канализацию. Разработанные для этого способа устройства перерабатывают 0,3…0,5 т/ч пищевых отходов.

Принцип действия такого устройства заключается в следующем. Пищевые отходы, собранные с судов, измельчаются и одновременно смешиваются с технической водой или с СВ, собранными с судов. Процесс обеззараживания осуществляется за счет подаваемого пара и доведения ее температуры до 120….130°С. Нагретая смесь протекает по выдерживателю определенной длины в течение необходимого для полного обеззараживания времени. Затем смесь охлаждается в теплообменнике-утилизаторе, отдавая теплоту новым порциям смеси, поступающей на обеззараживание, которая при этом нагревается до 80…90°С. Охлажденная до температуры не выше 40°С обеззараженная смесь выводится из устройства и отводится в канализацию порта.

Существует судовой вариант, при котором обеззараженная смесь направляется в сборную цистерну, а затем сбрасывается в разрешенном районе.

Накопление во встроенных емкостях. Такой способ хранения мусора на борту удобно для его сбора, т.к. к емкости можно подвести мусоропровод, приемные органы которого можно вывести непосредственно к нескольким местам сброса мусора.

Однако существенным недостатком такой системы является необходимость постоянной промывки и тщательной очистки самой емкости и трактов мусоропровода, а также осуществление мер по дезинфекции и дезодорации. Выгрузка мусора из встроенной емкости в береговой специализированный автотранспорт невозможна. Выгрузка в специальные мусорные баржи также практически неосуществима ввиду невозможности обеспечения надлежащих санитарных условий.

Комбинированная обработка мусора.

После измельчения мусор автоматически подается в барабан преобразователя, представляющий собой горизонтальный, медленно вращающийся смеситель с лопатками.

Из сборной цистерны вакуумной системы канализации твердые сбросы орошаются фекальной водой. Фекальную воду и воду из твердых отходов выпаривают струей горячего воздуха, продуваемой против движения материала отбросов в барабане преобразователя. Температура воздуха при этом 60-70°С. Процесс ускоряется, т.к. твердые отбросы измельчены, что увеличивает их поверхность соприкосновения с горячим воздухом. Фекальные воды добавляют с такой скоростью, чтобы масса была не слишком влажной или полужидкой.

Преобразователь разделен на три зоны, через которые материал проходит автоматически.

Первая зона представляет собой участок первичного пропаривания и разложения. Здесь выпаривается основная часть влаги, а также происходит некоторый биологический распад.

Во второй зоне происходит снижение содержания масла. Специфически неприятный запах масла, топлива, консистентной смазки и т.п. устраняется добавлением небольшого количества гашеной извести. Гашеная известь нужна также для придания материалу отбросов сухого состояния. В этой зоне происходит дальнейшее выпаривание жидкости.

Третья зона предназначена для окончательной сушки; Здесь отбросы высушиваются до такой степени, что становятся пригодными для хранения. Сухой остаток можно передавать в печь для сжигания вместе с остатками нефтепродуктов или на хранение.

Время выдержки отбросов внутри преобразователя составляет в среднем 3 дня. Такой срок выбран с учетом оптимального биологического редуцирования. Интенсивная аэрация обрабатываемого материала, обеспечивающая подачу достаточного количества кислорода, вместе с влагой в фекальных водах поддерживает активность бактерий, что способствует разложению практически всех фекальных вод и большей части мягких органических веществ, содержащихся в камбузных отходах.

Чтобы не снизить активности бактерий, температура обрабатываемых отходов не должна превышать 75°С.

Сточ- Фекаль- Консервные Стекло Бумага Отходы Пласт- Древесные Остатки

ные ные банки и и посуда и текстильные пищевых массы отходы нефти и

воды воды и другие изделия продуктов масел

отходов Преобразователь водяной пар мусоросжи-

Сухой продукт зола

Вакуумная система Ххранение Хранение

За борт на берег На берег

Значительное развитие в последнее время получил термический способ обработки судовых отходов. Отходы сжигаются в специальных печах-инсинераторах. Данным способом можно уничтожить практически все виды судовых отходов, за исключение металла и стекла, которые отделяют из общей массы.

Способ термической обработки судовых отходов имеет следующие преимущества:

1. возможность переработки всех видов отходов;

2. значительное уменьшение объема отходов;

3. стерильность образующихся остатков;

4. автоматизация процесса.

К недостаткам способа можно отнести:

1. увеличение пожароопасности на судне;

2. повышение расхода топлива;

3. более высокую трудоемкость за счет введения дополнительного обслуживания.

Производительность инсинератора определяется количеством отходов, которые могут быть сожжены в единицу времени. В то же время заранее трудно определить точное число скапливающихся отходов, поэтому весь важной характеристикой инсинератора, прямо влияющей на его производительность, является теплопроизводительность, т.е. количество теплоты, вырабатываемое инсинератором для осуществления процесса сгорания.

Таким образом, проблема предотвращения загрязнения водоемов судовыми отходами имеет ряд особенностей, когда речь идет о судах, находящихся в районах, в которых сброс необработанных СВ и мусора полностью запрещен (прибрежные зоны и внутренние водоемы).

В настоящее время проблему предотвращения загрязнения внутренних водоемов решают двумя путями: 1) передачей отходов на судно-сборщик, который, в свою очередь, передает СВ и мусор на береговые специализированные причалы; 2) оснащением новых и существующих судов по очистке сточных вод, а также инсинераторами.

Процесс сжигания твердых отходов в инсинераторах можно условно разделить на два этапа: 1 – предварительное высушивание и 2 – собственное сжигание.

Высушивание отходов позволяет полнее использовать их теплотворную способность и тем самым экономить топливо. Эффективность высушивания отходов зависит от следующих факторов:

- распределения влаги в пределах массы отходов;

- температуры в зоне высушивания (сгорания);

- наличия устройств для перемещения отходов с целью повышения скорости переноса тепла;

- размера частиц отходов (уменьшение размеров частиц способствует не только более быстрому высушиванию, но и более эффективному сгоранию).

Высушивание отходов в инсинераторах происходит за счет конвекционного переноса теплоты от потоков горячего воздуха, а также за счет радиационного переноса теплоты от пламени или от поверхности камеры сгорания. В современных инсинераторах предварительное высушивание отходов осуществляется непосредственно в топке. Исключение составляет шлам сточных вод. Иногда шлам предварительно перемешивают с топливом в специальном смесительном устройстве. Подсушке способствуют применяемые для этих целей колосниковые решетки, а также подача в топку воздуха.

Перед сжиганием отходы целесообразно подготовить: отделить предметы, способные при расплавлении залить отверстия колосниковых решеток и тем самым уменьшить подачу воздуха, например, предметы из алюминиевых сплавов или стекла.

Жидкие отходы подают в инсинераторы в распыленном виде через специальные шламовые форсунки.

На судах используются инсинераторы разнообразных конструкций, поэтому нет никаких критериев, по которым можно было бы определить преимущество одного перед другим. В большинстве случаев выбор основывается в первую очередь на производительности инсинератора и его стоимости.

Читайте также: