Список судов построенных балтийским заводом

Обновлено: 18.05.2024

В направлениях деятельности завода можно выделить 4 основных.
Это коммерческое судостроение (танкера, сухогрузы, плавучие сооружения), военное надводное судостроение - корабли 1 и 2 ранга (броненосцы, линкоры, крейсеры, тяжелые атомные крейсеры), подводный флот (начиная с подлодок типа "Барс", затем завод уступил эту специализацию как основную другим заводам) и уникальная ниша - ледокольное судостроение. Здесь сооружены почти все серийные атомные ледоколы СССР и России (кроме экспериментального первенца "Ленин") и множество паровых и дизель-электрических. Ледокольная специализация начала развиваться уже давно - почти 90 лет назад.

Любопытно, что знаменитое ЦКБ "Рубин" возникло в своё время и постепенно выросло в отдельную мощную структуру (1938) именно из отдела подводного плавания Балтийского завода (1906). Сейчас численность персонала завода ок. 4500 чел, а в кризисные годы (1993-2003) сокращалась до менее чем 2000 чел.

Давайте сделаем небольшой фотоэкскурс в историю этого уникального завода.
Все данные и фотографии взяты из открытых источников.
Сперва немного военного судостроения:

3. Эскадренный броненосец "Слава" перед спуском на воду, 29 августа 1903

4. Спуск броненосца "Князь Суворов" на воду, сентябрь 1902 года. В русско-японскую корабль корабль участвовал в Цусимском сражении с японцами в составе 2-й Тихоокеанской эскадры и был потоплен в бою.

К началу XX века завод имел 4 стапеля для постройки судов и был оборудован всеми мастерскими для постройки котлов, машин и внутреннего устройства судов. Один из стапелей — самый большой в России (длиной 167,5, шириной 33 метра). Для погрузки на суда орудий, башенных установок, брони, машин и котлов на заводе имелся большой береговой кран-тренога в 100 тонн подъемной силы и выстроенный самим заводом плавучий кран самой большой в России подъемной силы, в 260 тонн.

Во время интенсивных построек судов на заводе работало свыше 7000 человек, не считая поденных чернорабочих, нанимаемых ежедневно для такелажных работ. Для окончания строительством изготовленных заводом больших военных кораблей имелось подразделение в Кронштадте, куда корабли переходили для производства приемных испытаний механизмов и передачи в казну. Как большие линейные корабли, так и подводные лодки изготовлялись заводом почти полностью; исключение составляли артиллерийские и минные установки, динамомашины, броня и башни. Во время русско-японской войны завод отряжал в Порт-Артур отряд рабочих, который на своих плечах вынес весь главный ремонт поврежденных японцами судов.
(Вики)

5. Эскадренный броненосец "Император Павел" в день спуска на воду, сентябрь 1907.

6. Стапеля Балтийского завода, вид с Большой Невы.

7. А это уже новый этап: на Балтзаводе спускают на воду третий русский дредноут (линкор) "Петропавловск", 9 сентября 1911.

8. Матросы "Петропавловска" на верхней палубе (почётный караул для встречи императора).

9. Император и почётный караул.

10. Офицеры "Петропавловска" и Николай II.


12. Отметился на Балтзаводе и Александр Фёдорыч Керенский.
Вот он на заводском митинге по случаю скорейшей достройки подводного минзага "Ёрш", лето 1917.

Затем завод пережил кризис - революция и гражданская война, а после её окончания стал медленно восстанавливаться. В 1925 г. получил название "Завод им. Андре Марти". С конца 1920-х появилось новое направление - ледоколы.

13. Линейные ледоколы "Сталин" и "Молотов" на наклонном стапеле завода. 1937-38 гг.

14. Ледокольная специализация продолжилась и после войны. А в 1970-е завод получил огромный заказ на строительство серийных атомных ледоколов пр. 1052. Первый в серии - "Арктика" (на фото) первым в мире из надводных судов достиг в августе 1977 г. Северного Полюса.

15. Другой атомный ледокол на наклонном стапеле, спуск на воду. "Леонид Брежнев" при постройке, 1986 (после - "Советский Союз").

16. Он же. Но под этим именем он был только при спуске на воду, и после 1986 г. во время достройки был переименован.

17. А это - другая уникальная специализация завода, можно сказать, "наследственно-дредноутная". В 1973-1989 гг. завод строил корабли пр. 1144 "Орлан" - тяжёлые атомные ракетные крейсера (ТАРКР), их было 4 в серии. Здесь - спуск на воду последнего в серии - "Куйбышева", затем "Юрия Андропова", затем ставшего "Петром Великим".

18. Вот такие огромные боевые корабли. Судьба их после распада СССР была не очень удачной, первые два корабля сейчас в отстое и один готовится к утилизации. Однако последний в серии - "Петр Великий" - в строю, а третий ("Адмирал Нахимов") перевооружается и встал на доковый капремонт. Будет введён в строй с новым вооружением в 2018.

Далее - пара моих фото, я уже застал годы оживления завода, когда он перевооружался, строил новые цеха на большом индийском заказе и благодаря этому сумел пережить вторую половину 1990-х без потери специализации.

19. 2005 г. - у стенки достраивается последний атомный ледокол в серии "Арктики" - "50 лет Победы". Капитан его, Д.В. Лобусов dmitry_v_ch_l тоже есть в жж и иногда появляется и в этом журнале, отвечая на вопросы. На переднем плане - ледокол-музей "Красин".

20. 2008 г. Два дизель-электрических ледокола у стенки - "Москва" и "Санкт-Петербург". Сейчас оба в работе.

21. Отметился Балтийский завод и кооперацией с французами в постройке "Мистралей" (которые России так и не достались) - он строил кормовые модули-секции обеих вертолётоносцев (2013). Затем секции буксировали в Сен-Назер и стыковали на головной верфи во Франции.

22. Секция "Владивостока" у стенки завода и готова к буксировке.

24. Завод находится в излучине Большой Невы, на выступе Васильевского острова.
Цифрами обозначены (плюсиками обозначены объекты, которые мы осмотрели на заводе, схема Викимапии):
1 - Корпусообрабатывающий цех (+)
2 - Механический цех (+)
3 - Стапель А, большой (+)
4 - ПАТЭС "Академик Ломоносов" на достройке
5 - Железнодорожный паром
6 - Стапель Б, малый
7 - Тепловозное депо
8 - Бывший ж/д переезд, единственный на Васильевском о-ве. Гейт грузового трамвая и ж/д находился внутри завода, но с 1997 г. грузовые трамваи упразднены.

25. Вид на завод с вертолёта.
Цифры - те же самые, что и для схемы, 0 - ледокол-музей "Красин", МК - вход в Морской канал. Корпусообрабатывающий цех (1) - самый огромный на заводе, построен во время исполнения индийского заказа в начале 2000-х.

Как видите, специализации завода уникальные и строит он очень непростые корабли.
Но как это происходит, покажу несколько позже, когда будет готов материал.

Новый атомный ледокол

"Арктика" - впереди, за кормой - "Урал", "Якутия", "Чукотка". Корабелы Балтийского завода передали в строй действующих новый универсальный атомный ледокол "Сибирь". Он - второй в линейке пяти аналогичных УАЛ, что построены и строятся по проекту 22220 ЦКБ "Айсберг".

Как отметил в день подписания приемного акта глава "Атомфлота" Мустафа Кашка, ввод в эксплуатацию ледокола "Сибирь" укрепит позиции Росатомфлота в арктическом регионе, а его эффективная эксплуатация станет важным фактором устойчивого развития судоходства в акватории Севморпути.

Гендиректор "Балтийского завода" Алексей Кадилов, подписавший те же документы, поблагодарил всех, кто участвовал в создании нового атомохода и его испытаниях. И заверил: "Ледокол уйдет, но "Балтийский завод" на нем останется: мы будем помогать его эксплуатировать, обеспечивать запчастями…".

Незадолго до этого "Сибирь" завершила финальный этап заводских испытаний. Как сообщили из Объединенной судостроительной корпорации, куда входит Балтийский завод, в рамках контрольных мероприятий в Финском заливе сдаточная команда повторно проверила системы и механизмы, по которым были замечания на первом этапе испытаний.

Теперь, когда передаточные документы подписаны, потребуется некоторое время для подготовки судна к зимне-весенней навигации. Сразу после этого универсальный атомный ледокол "Сибирь" возьмет курс из Санкт-Петербурга в порт приписки Мурманск. А уже в январе "Сибирь" ждут на Севморпути, особенно на его восточных участках, где ледовая обстановка традиционно тяжелая, и недавняя ситуация с застрявшими там судами это подтверждает.

Тем временем в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе продолжается строительство еще трех атомных ледоколов проекта 22220 - "Урал", "Якутия" и "Чукотка". Напомним: универсальными их называют потому, что атомоходы этого класса способны менять свою осадку и работать с тяжелыми льдами как на глубоководных участках Севморпути, так и на мелководье в устьях сибирских лет.

Атомоходы этого класса способны менять осадку и работать с тяжелыми льдами на глубоководных участках и на мелководье в устьях сибирских рек

Сейчас в акватории Севморпути работает головной УАЛ "Арктика" - ведет через тяжелые льды первый для себя караван из четырех судов в направлении порта Певек. И, судя по темпам проводки, подтверждает свои проектные характеристики. Высокую эффективность демонстрирует его реакторная установка РИТМ-200 с парогенерирующим блоком - такой интегрированный вариант был разработан в нижегородском ОКБМ "Африкантов" и полностью себя оправдал.

В мае нынешнего года атомоход "Арктика" работал на малых глубинах в направлении нефтеналивного терминала "Ворота Арктики". И там, сообщают из "Атомфлота", показал свою готовность к эксплуатации на открытых морских участках и в устьях полярных рек.

Атомный ледокол проекта 22220 "Сибирь" заложен на Балтийском заводе 26 мая 2015 года. Спущен на воду 22 сентября 2017-го и достраивался на плаву. Основные характеристики: длина - 173,3, ширина - 34, высота борта - 15,2 метра. Мощность на валах - 60 МВт, скорость хода по чистой воде - 22 узла, осадка - 10,5 метра / 9,03 метра, максимальная ледопроходимость - 2,9 метра, водоизмещение - 33 540 тонн, расчетный срок службы - 40 лет, экипаж - 54 человека.

"Сибирь" - первый серийный УАЛ, построенный по проекту 22220. Назван в честь выведенного из эксплуатации атомного ледокола "Сибирь". В 1978 году он впервые осуществил круглогодичную навигацию на линии Мурманск - Дудинка. Совместно с ледоколом "Капитан Сорокин" атомоход провел в Дудинку дизель-электроходы "Павел Пономарев" и "Наварин". В 1987 году "Сибирь" обеспечила эвакуацию и высадку ледовых дрейфующих станций ("Северный полюс-27", "Северный полюс-29") с заходом на Северный полюс в мае. До "Сибири" в это время года на вершину планеты не заходило ни одно надводное судно.

Балтийский завод

Открытое акционерное общество "Балтийский завод"


Балтийский завод передал заказчику первый серийный ледокол проекта 22220 "Сибирь"

На Балтийском заводе (входит в состав ОСК) 24 декабря состоялась церемония подписания акта приема-передачи первого серийного универсального атомного ледокола "Сибирь" проекта 22220. Церемония прошла на борту новейшего судна.


24 декабря 2021 года в Санкт-Петербурге на АО "Балтийский завод" (входит в АО "Объединенная судостроительная корпорация") состоялась церемония подписания акта приема-передачи второго универсального атомного ледокола "Сибирь" проекта 22220 (ЛК-60Я). Ледокол передан эксплуатанту в лице ФГУП "Атомфлот". Подписи под документом поставили генеральный директор ФГУП "Атомфлот" Мустафа Кашка и генеральный директор АО "Балтийский завод" Алексей Кадилов.


Завершены испытания атомного ледокола "Сибирь"

Первый серийный атомный ледокол проекта 22220 "Сибирь" вернулся к причалу Балтийского завода (входит в состав ОСК) после прохождения финального этапа программы заводских ходовых испытаний.


Завершены испытания головного универсального ледокола "Арктика"

Завершена программа ходовых испытаний головного универсального атомного ледокола проекта 22220 "Арктика", построенного на Балтийском заводе (входит в ОСК).


Атомный ледокол "Сибирь" завершил ходовые испытания и вернулся на Балтийский завод

Универсальный атомный ледокол проекта 22220 "Сибирь" завершил программу заводских ходовых испытаний, сообщила пресс-служба Балтийского завода (входит в состав ОСК).



Головной атомный ледокол "Арктика" вышел на испытания

Головной универсальный атомный ледокол проекта 22220 "Арктика" постройки Балтийского завода (входит в ОСК) вышел в акваторию Финского залива для прохождения приемно-сдаточных испытаний.


Как сообщило АО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК), 16 ноября 2021 года новый атомный ледокол "Сибирь" проекта 22220 (ЛК-60Я), построенный на АО "Балтийский завод" (входит в состав ОСК), вышел из Санкт-Петербурга на первый этап ходовых испытаний.


Новый российский универсальный атомный ледокол "Сибирь" вышел на ходовые испытания

Новый российский универсальный атомный ледокол "Сибирь" во вторник в Санкт-Петербурге вышел на ходовые испытания, сообщила пресс-служба "Балтийского завода".


Атомный ледокол "Сибирь" вышел на ходовые испытания

Первый серийный атомный ледокол проекта 22220 "Сибирь" 16 ноября покинул достроечную набережную Балтийского завода (входит в состав ОСК) и взял курс на Финский залив, где начнется программа заводских ходовых испытаний.


В состав ВМС Индии введен новый эскадренный миноносец Visakhapatnam

28 октября 2021 года состоялась церемония передачи военно-морским силам Индии эскадренного миноносца D 66 Visakhapatnam - головного корабля нового проекта 15В, построенного индийским государственным судостроительным предприятием Mazagon Dock Shipbuilders Limited (MDL) в Мумбае, и являющимся первым в серии из четырех строящихся там кораблей.

Церемония спуска на воду строящегося для Индии в Калининграде фрегата Tushil проекта 11356

Как сообщило правительство Индии, 28 октября 2021 года в России на ПАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" в Калининграде состоялась официальная церемония спуска на воду и имянаречения первого из двух достраивающихся там для военно-морских сил Индии фрегатов проекта 11356, получившего название Tushil.


На борт атомохода "Якутия" погрузили баки металловодной защиты

На главном стапеле Балтийского завода (входит в состав ОСК) завершилась операция погрузки на борт строящегося атомного ледокола проекта 22220 "Якутия" баков металловодной защиты (МВЗ).


Корпуса двух первых атомных МПЭБ будут построены в Китае

Газета "Коммерсантъ" в материале Полины Смертиной "АЭС отчаливают в Китай. Местная верфь построит два корпуса для плавучих станций "Росатома" сообщает, что, как и ожидалось, "Росатом" проводил конкурс на строительство первых двух корпусов плавучих АЭС для снабжения Баимского ГОКа только среди азиатских верфей.


Атомный ледокол "Арктика" прибыл на Балтийский завод

Головной универсальный атомный ледокол "Арктика" проекта 22220 после прохождения докового ремонта выполнил межзаводской переход из Кронштадта на Балтийский завод (входит в ОСК).


Как сообщил 7 сентября 2021 года украинский государственный концерн "Укроборонпром", входящее в его состав государственное предприятие "НПКГ "Зоря"-"Машпроект" (Николаев), заключило контракт с индийской государственной судостроительной компанией Goa Shipyard Limited (GSL) в Гоа на поставку двух комплектов корабельных газотурбинных агрегатов М7Н2 для двух строящихся на GSL при российском содействии для ВМС Индии фрегатов проекта 11356.


Еще о проекте постройки плавучих атомных энергоблоков для Баимского комбината

ФГУП "Атомфлот" (предприятие Госкорпорации "Росатом") 3 сентября 2021 года подписало беспрецедентное соглашение с ООО "ГДК Баимская", подконтрольным группе Kaz Minerals, о поставке электроэнергии для обеспечения работы создаваемого на Чукотке Баимского горно-обогатительного комбината с четырех планируемых к постройке атомных модернизированных плавучих энергоблоков (МПЭБ) проекта 20871 с ядерными реакторными установками РИТМ-200М.


На борт ледокола "Урал" погрузили якорно-швартовное оборудование

Специалисты Балтийского завода (входит в состав ОСК) произвели погрузку якорно-швартовного устройства и якорных цепей на борт атомного ледокола проекта 22220 "Урал".


Как сообщил веб-ресурс "Медиапалуба", головной новый атомный ледокол "Арктика" проекта 22220 (ЛК-60Я) 12 августа 2021 года встал на ремонт в сухой док имени Велещинского АО "Кронштадтский Морской завод". Судну предстоит замена гребного электродвигателя на правом валу, который вышел из строя во время пусконаладочных работ системы электродвижения.


Полвека назад Советский Союз приступил к серийному строительству атомных ледоколов


Поставщик турбин для ледоколов АО "Завод “Киров–Энергомаш”" (КЭМ, входит в холдинг "Кировский завод" Георгия Семененко) в сентябре выиграл в качестве истца в первой инстанции дело с Балтийским заводом. Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти обязал верфь сдвинуть сроки поставок паротурбинных установок (ПТУ) для первого и второго серийных ледоколов проекта 22220 "Сибирь" и "Урал".

Суда проекта 22220 предназначены для обслуживания Северного морского пути и экспедиций в Арктику. Серию из пяти ледоколов строит Балтийский завод (входит в Объединённую судостроительную корпорацию, ОСК). Головной атомоход проекта "Арктика" передан заказчику — ФГУП "Атомфлот" — осенью 2020 года.

Ранее "Атомфлот" согласовал Балтийскому заводу перенос сдачи следующих, первого и второго, серийных атомоходов "Сибирь" и "Урал" на 2021–2022 годы. Однако сроки передачи паротурбинных установок для них остались прежними — 2018 год. Передвигать сроки КЭМу верфь отказалась. Тогда тот потребовал через суд обязать Балтийский завод внести изменения в договор, сдвинув сроки поставки ПТУ на 30 сентября 2021 года для "Сибири" и на 22 июня 2022–го — для "Урала". Это довольно близко к моменту их сдачи заказчику: так, "Сибирь" планируется передать "Атомфлоту" в декабре 2021 года.

Пока рассматривалось дело, в суде из третьих лиц сложились две "группы поддержки". За истца выступил Петербургский тракторный завод и "материнский" Кировский завод. Против удовлетворения иска возражал не только ответчик, но также ФГУП "Атомфлот", "Росатом" и ОСК.

В арбитраже Балтийский завод заявил, что сроки сдачи ледоколов перенесли как раз из–за КЭМа, который не успел изготовить ПТУ и испытать их в срок. Но арбитраж отклонил доводы ответчика как недоказанные: в официальных документах о переносе сроков о турбинах не упоминается.

В свою очередь, Балтийский завод уже попытался взыскать с КЭМа неустойку за несвоевременную поставку ПТУ — в общей сложности 397,6 млн рублей. Рассмотрение этих дел было приостановлено и пока не завершено судом.

Между тем турбина вместе с установкой для атомохода "Сибирь" уже поставлена. Сейчас она проходит ходовые испытания вместе с ледоколом. По мнению верфи, КЭМ пытается перенести сроки сдачи и таким образом уйти от ответственности.

"Они говорят: вам же заказчик перенёс сроки с 2017–го на 2021 год. Мы отвечаем: друзья, главная причина, почему перенесли сроки, — это вы. Не говоря уже о том, что испытания ПТУ — ключевого элемента энергетической системы — вы осуществляли только частично, а её ходовые испытания будут идти уже в составе ледокола. Мы с такой логикой категорически не согласны", — говорят на Балтийском заводе.

На Кировском заводе не стали комментировать иск. Однако это уже не первый суд между подрядчиком и заказчиком, связанный с турбинами для ледоколов. Ранее КЭМ пытался взыскать с Балтийского завода 1,08 млрд рублей за модернизацию своего стенда для испытаний ПТУ, но потерпел поражение.

Новый же раунд турбинных тяжб пока остаётся за ним. Балтийский завод подал апелляционную жалобу. Суд планирует рассмотреть её 17 ноября.


Перспектива пересмотра решения суда первой инстанции есть, потому что при таком скором рассмотрении дела могли быть учтены не все обстоятельства, полагает партнёр адвокатского бюро "НБ" Виктория Франченко. Строительство ледоколов — сверхдорогостоящее мероприятие, которое требует больших вложений. Представляется, что если Балтийский завод не сможет завершить контракты с "Росатомом", его и без того непростая судьба будет предрешена, отмечает она.

"Если не полагать, что Балтийский завод хочет обогатиться за счёт одной лишь неустойки с КЭМ, нежелание завода продлить сроки выполнения работ только одному исполнителю имеет веские основания", — полагает Виктория Франченко. Ведь, например, и неустойка заявлена только этому подрядчику, отмечает она.

Иного мнения придерживается старший юрист юрбюро "Григорьев и партнёры" Яна Усманова. По её словам, решение суда первой инстанции по этому делу — редкий для российской судебной практики пример отказа суда от формалистского подхода в пользу установления действительного баланса интересов сторон.

"Сугубо формально стороны свободны в изменении условий заключённого ими договора. Если одна из сторон не согласна на его изменение, то оно по общему правилу не допускается. Такое изменение возможно только по решению суда и только в исключительных случаях", — поясняет она.

В этом деле суд принял во внимание многие обстоятельства, в частности, что сохранение договора в исходной редакции приводит к существенному ущемлению прав подрядчика и фактически — к необоснованному обогащению верфи за счёт неустойки, на которую она может претендовать по договору.

Отмена такого решения судом апелляционной инстанции представляется маловероятной, полагает Яна Усманова. "В то же время следует учесть: отмена возможна в случае, если ответчик докажет, что при вынесении оспариваемого решения были допущены процессуальные нарушения", — резюмирует она.

Читайте также: