Список частных судебных исполнителей

Обновлено: 07.05.2024

Законодательство предусматривает альтернативный способ исполнения исполнительных документов посредством делегирования части полномочий частным судебным исполнителям. Рассмотрим основные отличия в статусе государственного и частного судебного исполнителя.

Подпунктом 1) статьи 1 Закона Республики Казахстан "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" дано определение государственного судебного исполнителя, которым признается должностное лицо, состоящее на государственной службе и выполняющее возложенные на него законом функции по исполнению исполнительных документов.

Частным судебным исполнителем, в соответствии с подпунктом 2) статьи 1 указанного Закона признается гражданин Республики Казахстан, занимающийся частной практикой по исполнению исполнительных документов без образования юридического лица на основании лицензии частного судебного исполнителя, выданной уполномоченным органом (Комитетом по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан).

Отличия по объему полномочий

Частный судебный исполнитель также как и государственный вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные Законом "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей", однако с некоторыми ограничениями, а в некоторых моментах и запретами.

Возможность применения мер по обеспечению

Так статьей 32 данного Закона предусмотрено право судебного исполнителя принимать меры по обеспечению исполнения исполнительных документов (налагать аресты на имущество должника, производить изъятие имущества должника, запрещать должнику совершать определенные действия и другие меры). При этом пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что принятие обеспечительных мер частным судебным исполнителем допускается только после получения санкции суда.

Возможность привлечения должника к административной ответственности

В отличие от государственного судебного исполнителя, частный судебный исполнитель не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях совершаемых в рамках исполнительного производства.

Реализация арестованного имущества

В соответствии с пунктом 1 статьи 74 Закона "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" реализация арестованного имущества, кроме имущества, изъятого по закону из оборота, независимо от оснований ареста и видов имущества производится судебным исполнителем через торговые организации на комиссионных началах, а также на торгах в форме аукциона. Торги в форме аукциона проводятся частными судебными исполнителями самостоятельно, тогда как государственным судебным исполнителем торги проводятся через специализированную торговую организацию. Данное право на самостоятельное проведение торгов безусловно способствует более быстрому исполнению исполнительных документов и удовлетворение требований взыскателей.

Отличия по видам исполнительных документов, которые могут быть приняты к исполнению

Статьей 9 Закона "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей", предусмотрен перечень исполнительных документов, которые могут быть предъявлены на принудительное исполнение.

Основным отличием частного судебного исполнителя от государственного, в части исполнительных документов, которые могут быть приняты к исполнению, является то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 138 Закона "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей", частным судебным исполнителем не могут быть приняты к исполнению исполнительные документы, по которым в качестве одной из сторон выступает государство. Все остальные исполнительные документы могут быть приняты частным судебным исполнителем к исполнению без ограничений.

Особенности назначения на должность

Отличия между государственным и частным судебным исполнителем имеются также и в порядке назначения на должность.

Являясь государственным служащим, государственный судебный исполнитель, в соответствии с пунктом 2 статьи 130 Закона "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей", назначается на должность и освобождается от нее руководителем территориального органа, в соответствии с положениями Закона Республики Казахстан "О государственной службе". Тогда как частный судебный исполнитель назначается на должность, в соответствии со статьей 145 Закона "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" на основании решения уполномоченного органа (Комитета по исполнению судебных актов Министерства юстиции Республики Казахстан) совместно с Республиканской коллегией частных судебных исполнителей.

Ответственность

Законом "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителе" установлена ответственность как государственного так и частного судебного исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей и должностных полномочий. В данном случае это может быть как административная ответственность судебного исполнителя, так и уголовная.

Отличительным моментом ответственности частного судебного исполнителя от государственного является то, что частный судебный исполнитель помимо предусмотренной законодательством ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей и должностных полномочий, обязан возместить причиненный участникам исполнительного производства и другим лицам ущерб, возникший вследствие совершения исполнительного действия, противоречащего законодательству Республики Казахстан. Таким образом, существенным отличительным признаком в деятельности частного судебного исполнителя является обязательное наличие договора страхования своей гражданско-правовой ответственности. Пунктом 1 статьи 146 Закона "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" установлено, что частный судебный исполнитель не вправе осуществлять свою деятельность в отсутствие договора страхования своей гражданско-правовой ответственности, условия которого определяются соглашением сторон.

Частный судебный исполнитель не вправе совершать исполнительные действия, если сумма взыскания превышает размера страховой суммы по договору страхования его гражданско-правовой ответственности. Тогда как для государственного судебного исполнителя не требуется вовсе какого-либо договора страхования.

Так в соответствии с пунктом 3 статьи 146 Закона "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей", если размер причиненного вреда превысит размер страховой выплаты по индивидуальному договору страхования гражданско-правовой ответственности частного судебного исполнителя, выплаты производятся по общему договору страхования гражданско-правовой ответственности частных судебных исполнителей. Если же размер причиненного вреда превысит размер страховой выплаты по общему договору страхования гражданско-правовой ответственности частных судебных исполнителей Республики Казахстан, частный судебный исполнитель отвечает за причиненный им вред лично принадлежащим ему имуществом и деньгами.

Таким образом, законодателем предусмотрена личная имущественная ответственность каждого частного судебного исполнителя за вред причиненный в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей и должностных полномочий.

Оплата услуг

Наиболее важным и существенным моментом в деятельности частного судебного исполнителя является оплата его услуг.

Так в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Закона "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей", исполнительные действия производятся частным судебным исполнителем на возмездной основе.

Согласно статье 118 указанного Закона сумма оплаты деятельности частного судебного исполнителя устанавливается в размере 10% от взысканной суммы или стоимости имущества или 10 МРП с физических лиц и 20 МРП с юридических лиц по исполнительным документам неимущественного характера. Указанная сумма выплачивается только после полного или частичного исполнения исполнительного документа. Если же исполнительный документ денежного характера исполнен частично, то частный судебный исполнитель взыскивает только часть вознаграждения, пропорционально взысканной сумме.

Таким образом, исходя из положений действующего законодательства об исполнительном производстве можно утверждать, что деятельность частного судебного исполнителя направлена на максимально быстрое, полное и эффективное исполнение исполнительного документа, поскольку от этого зависит и оплата деятельности самого частного судебного исполнителя.

Алименты, штрафы, должники: как работают частные судебные исполнители

- Какие дела рассматривают частные судебные исполнители (ЧСИ)?

- Мы рассматриваем все категории дел, за исключением категорий, которые взыскиваются с государства, и по искам где инициатором иска выступает государство.

- Какие жалобы больше всего поступают от жителей на частных судебных исполнителей?

- Как показывает практика, около 80% жалобы необоснованные, в основном жалобы поступают, конечно, от должников, которые любыми способами уклоняются от исполнения судебных актов. На действия и бездействия тоже поступают жалобы, их мы рассматриваем с изучением исполнительного производства. Где выявляются нарушения, рассматриваем их на дисциплинарной комиссии, контролируем, чтобы частный судебный исполнитель устранил нарушения.

- Все ли дела удается закрывать частным судебным исполнителям? Может, есть какие-то сложные дела, которые рассматриваются долго?

- Каждое исполнительное производство индивидуальное. Почему? Должники бывают разные. Кто-то может закрыть большую сумму сразу, кто-то не может оплатить и восемь тысяч тенге. Бывает, через какое-то время должник устраивается на стабильную работу и выплачивает долги уже из заработной платы.

Был один случай, когда женщина должна была банку свыше одного миллиона тенге, при этом имела возможность погасить. Но уклонялась, избегала встречи с частным судебным исполнителем. Когда мы выехали рано утром и начали изымать автомашину с участием сотрудников дорожной полиции и понятых, она отказалась выйти и передать автотранспорт. Автомашину увезли на манипуляторе. После обеда она полностью погасила долг, оплатила за услуги манипулятора и забрала машину.

Самая сложная категория дел, это, конечно, алименты, где должник умышленно не исполняет родительский долг. Также самые сложные категории дел - выселение.

Сложность заключается и в порядке общения с ребенком, когда один из родителей, к примеру мать, не дает отцу видеться с ребенком. Также определение места жительства детей, это к примеру, когда дети живут у отца, а по решению суда они должны жить с матерью. Сложно судебному исполнителю такое решение исполнить, так как насильно взять детей и передать матери невозможно.

- Как по Вашему мнению, нужно работать с должниками?

- К каждому должнику нужен индивидуальный подход. Все люди разные. Ни в коем случае судебному исполнителю нельзя поддаваться на провокации, некоторые должники провоцируют на агрессию, на скандалы. Нельзя грубить, переходить на личности. Нужно быть стрессоустойчивым в нашей профессии. Обязательно необходимо соблюдать Кодекс профессиональной чести частных судебных исполнителей Республики Казахстан.

- Как обстоят дела с алиментами? Много ли неплательщиков алиментов? Увеличивается ли число алиментщиков в Нур-Султане?

- К сожалению число разводов, а вместе с ними число алиментов тоже растет из года в год.

- Сколько дел завершили по штрафам в этом году?

- На конец отчетного периода окончено в полном объеме 69 023 исполнительных производства, непосредственно судебным исполнителем исполнено 55 022 исполнительных производства.

- Не могли бы дать Вы двою точку зрения, справляются ли со своими функциями частные судебные исполнители и что нужно для более качественного исполнения своей работы?

- Ежедневно мы проводим разъяснительные беседы с частными судебными исполнителями о необходимости качественного выполнения своей работы. Безусловно, наша работа кропотливая, много своих нюансов, работа с гражданами, ежедневные выезды, исполнение.

Сейчас вся страна переходит на электронный документооборот, и наша рабочая программа АИСОИП не исключение. На сайте aisoip.adilet.gov.kz есть много информации, как можно пользоваться этим сайтом сторонам исполнительного производства, имея ключ ЭЦП. Всё больше работа упрощается, когда выставляются меры обеспечения электронно, так же и снимаются электронно.

Соответственно, думаю, что в будущем работа судебного исполнителя будет более качественной, потому что вся информация будет хранится в базе.


Министерство финансов РФ представило Обзор бюджетных расходов на реализацию функций и полномочий ФССП за 2019 г. В документе отмечается, что важной особенностью российской системы принудительного исполнения является ее функционирование только за счет средств федерального бюджета. С целью оптимизации бюджетных расходов и повышения эффективности функционирования системы принудительного исполнения Минфин предлагает рассмотреть вопрос постепенного (поэтапного) внедрения элементов частного исполнения судебных решений.

В качестве примера эффективного перехода от публично-правового порядка исполнения судебных решений к частно-правовому ведомство привело пример Республики Казахстан, где в 2015 г. была внедрена автоматизированная информационная система органов исполнительного производства, впоследствии переданная Минюстом РК в доверительное управление Палате частных судебных исполнителей. Также Минфин России сослался на опыт Болгарии, где действует принцип территориальной организации службы исполнения судебных решений, основанный на критерии численности населения, – одна должность судебного исполнителя на 30 тыс. жителей. При этом частные приставы как независимые профессионалы входят в Палату частных исполнителей и действуют на основании лицензии, выдаваемой министерством юстиции Болгарии.

Ведомство также отметило российский опыт интеграции элементов частного исполнения в государственную систему – наличие института частного сыска (поиск должника и его имущества взыскателем без использования государственной системы принудительного исполнения), а также введение в июле 2016 г. коллекторских организаций – профессиональных взыскателей просроченной задолженности вне рамок исполнительного производства, без применения мер процессуального исполнения и совершения исполнительных действий.

Вместе с тем, сообщается в обзоре, недостаточное развитие указанных элементов не позволяет в полной мере повысить эффективность системы принудительного исполнения при сохранении текущего уровня финансирования, а также сэкономить бюджетные средства без потери результативности.

Так, по данным ФССП, в 2018 г. на исполнении находилось около 34,6 млн актов судов и других органов на общую сумму взысканий свыше 5,6 трлн руб. как в пользу госорганов и государственных внебюджетных фондов (68,7% от общего количества производств, или 15,1% от общей суммы, подлежащей взысканию), так и в пользу юридических (24,4% и 70,1% соответственно) и физических (5,1% и 12,5% соответственно) лиц.

По итогам 2018 г. было окончено и прекращено 52,6 млн производств на общую сумму 4,4 трлн руб. При этом на одного пристава приходилось в среднем 3,7 тыс. производств. На реализацию функций и полномочий ФССП из бюджета на одного сотрудника в среднем было выделено 637,9 тыс. руб. (охрана зданий и помещений судов, обеспечение порядка их деятельности – 598,7 тыс. руб., принудительное исполнение актов судов и других органов – 715,8 тыс. руб.).

Кроме того, Минфин отметил недостаточную результативность ряда категорий производств в интересах государства, а также имеющих важное социальное значение. В частности, по делам, где взыскателем выступает Пенсионный фонд РФ, взыскано (прекращено взыскание) 46,8% от общей суммы, подлежащей взысканию. По производствам, где взыскателями являются физлица, – 29,3% (из них по алиментам – 25,9%); кредитные организации (должники-юрлица) – 52,3%.

Вместе с тем, подчеркивается в документе, существенный объем работы приходится на производства, должниками по которым выступают юрлица, – т.е. на сектор, напрямую не затрагивающий интересы государства и конкретных граждан, который может быть передан частным судебным исполнителям.

По мнению Минфина, внедрение института частных приставов позволит разграничить работу по исполнительному производству между частным и государственным секторами: так, взыскания в пользу юрлиц целесообразно передать частным приставам, а те, где взыскателями являются госорганы и физлица, оставить в ведении ФССП. Данная мера, полагает ведомство, позволит не только сократить нагрузку на действующих судебных приставов без увеличения их численности и повысить результативность функционирования системы принудительного исполнения, но и высвободить бюджетные ассигнования, при необходимости направив их на увеличение оплаты труда сотрудников ФССП и техническое оснащение, в том числе внедрение новых электронных систем документооборота и оповещения.

Помимо этого предлагается оптимизировать полномочия по охране зданий судов и судебных участков мировых судей, что, как полагает Минфин, позволит высвободить приставов, осуществляющих данные функции, и перераспределить их для обеспечения надлежащего уровня безопасности судей, участников судебных процессов, посетителей судов и должностных лиц ФССП при исполнении служебных обязанностей, а также для охраны структурных подразделений территориальных органов ФССП, осуществления принудительных приводов и иных полномочий, возложенных законодательством.

Так, по информации ФССП, в случае передачи полномочий по охране зданий (помещений) федеральных судов нормативная численность приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов составит свыше 31 тыс. (текущий норматив – более 49,5 тыс.). В обзоре также отмечается, что сейчас штатная численность приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов составляет менее 25 тыс.

При этом важно, подчеркнула она, чтобы при создании института частного исполнения были учтены такие вопросы, как верификация исполнительных листов, единой базы исполнительных производств, препятствующих повторному взысканию, вопросы взаимодействия с ФССП, контроля частных судебных исполнителей, организации их доступа к информации, надлежащего уведомления. Кроме того, считает Екатерина Авдеева, на стадии подготовки законопроекта необходимо проанализировать вопросы формирования тарифов на оказание услуг, оплаты услуг при передаче дел другим территориальным подразделениям, а также возможное введение согласия (по аналогии с третейской оговоркой) на передачу дела частному судебному исполнителю для предотвращения споров, касающихся расходов на взыскание.

Читайте также: