Снижение емкости до какого уровня определяет ремонт или замену аккумулятора на судах

Обновлено: 04.05.2024

Каждый гражданин знает о принципе работы аккумулятора, установленного в его машине. Составной частью АКБ является электролит – раствор серной кислоты в дистиллированной воде, который обеспечивает протекание нужных электрохимических реакций для должного функционирования аккумуляторной батареи. Владельцу машины необходимо тщательно следить за уровнем раствора и его плотностью, чтобы избежать поломки АКБ и возможных проблем, связанных с ее эксплуатацией.

Замер уровня электролита в аккумуляторе

Что такое электролит

Под аккумуляторным электролитом понимается раствор, который служит своеобразным проводником между свинцовыми пластинами и который состоит:

  • 35 % — из серной кислоты;
  • 65 % — из дистиллированной воды.

Нарушение указанных соотношений влечет за собой:

  • потерю емкости аккумулятора;
  • его преждевременный выход из строя в результате сульфатации пластин;
  • снижение общего срока службы;
  • изменение в меньшую или большую сторону предельных температур замерзания электролитической жидкости;
  • увеличение степени саморазряда автоаккумулятора;
  • и иные проблемы.

Для чего нужна электролитическая жидкость в аккумуляторе

Этот раствор в автомобильном аккумуляторе необходим для обеспечения его функционирования. Без него АКБ попросту не будет работать.

Устройство кислотного аккумулятора

Чтобы понять, для чего нужен электролит, требуется знать, как вообще работает автомобильная АКБ. Внутри пластикового корпуса аккумулятора находятся 6 банок. В каждой из банок расположены по 2 пластины разной полярности:

  • анод (плюсовой электрод);
  • катод (минусовой электрод).

К пластинам подведены токоотводящие решетки, на которые нанесены вещества:

  • диоксид свинца – на аноде;
  • свинцовый порошок – на катоде.

Чтобы обеспечивался цикл заряда, разряда и отдачи электрической энергии потребителям автомобиля, необходимо, чтобы выполнялись следующие химические реакции.

Реакция на аноде в кислой среде

Реакция на катоде в кислой среде

Указанные реакции протекают при разрядке аккумулятора, то есть при отдаче им энергии. В случае заряда реакции протекают в противоположном направлении.

И как раз-таки в целях обеспечения их протекания и нужна электролитическая жидкость.

Сколько электролита должно быть в аккумуляторе

Аккумуляторная электролитическая жидкость характеризуется двумя показателями:

Владелец авто должен поддерживать и уровень электролита в аккумуляторе, и его плотность. Для этого не потребуется наличие особых знаний и / или инструментария.

Зависимость объема водяного раствора серной кислоты от емкости аккумулятора

При необходимости уточнения, сколько должно быть электролита в аккумуляторе, автомобилисту в первую очередь нужно выяснить – какую емкость имеет его аккумуляторная батарея. От этого напрямую будет зависеть – сколько в норме в литрах должно быть жидкости внутри.

Сейчас на рынке России представлены аккумуляторы, начиная от 55 А * ч и вплоть до 190 А * ч. Наибольшее распространение получили АКБ с емкостью примерно от 60а и до 70а.

Приведем таблицу зависимости емкости АКБ от номинального уровня водного раствора серной кислоты:

Емкость АКБ, в А * ч

Количество раствора, в литрах

10 и более (в зависимости от конкретной модели АКБ – Зверь, Mutlu, Exide и др.)

Как осуществить проверку уровня

На определенных типах автоаккумуляторов на пластиковом корпусе наносятся отметки “Min” и “Max”, по которым автолюбитель может отслеживать уровень электролита. Жидкость должна находиться в пределах границ указанных отметок.

Однако на практике мерить объем жидкости внутри АКБ представленным образом проблематично – в связи с тем, что корпус аккумулятора непрозрачный. Равно как и не очень удобно смотреть внутрь банок через открытые крышки и соотносить текущий уровень с этими отметками.

Поэтому измерять рекомендуется иначе – одним эффективным способом:

  • берется любая стеклянная трубочка с открытыми (не запаянными) концами сверху или снизу – например, отлично подойдет прозрачный корпус от шариковой ручки или трубочка из-под фруктового сока;
  • открываются крышки (пробки) банок аккумуляторной батареи;
  • в каждую банку поочередно вставляется данный импровизированный измеритель вплоть до касания со свинцовыми пластинами;
  • верхний конец трубочки из-под сока или корпуса шариковой ручки зажимается пальцем;
  • устройство вынимается;
  • часть жидкости останется на трубочке – необходимо измерить, сколько там ее — линейкой или строительной рулеткой.

Дальнейшие действия автолюбителя зависят от того, меньшее или большее количество жидкости по факту:

  • если в трубке пониженное количество электролита, значит, и внутри аккумуляторной батареи его мало — соответственно, необходимо доливать или дистиллированную воду, или электролитическую жидкость (что именно, см. далее);
  • если же в трубке, наоборот, больше 1 – 1,2 см жидкости, то водного раствора серной кислоты в АКБ больше нормы, а это значит, что его нужно откачивать (как это делать, также см. далее).

В необслуживаемых аккумуляторных батареях нет доступа к банкам, поэтому проконтролировать уровень раствора представленным образом не получится. Работоспособность таких АКБ проверяется:

Опасность высокого и низкого уровня

И высокий, и низкий уровень в аккумуляторах разных емкостей – на 55а, на 60, 65, 90 или 190 – по-своему опасны из-за множества причин.

Опасность высокого уровня — электролит будет закипать и выливаться, также будет высокой вероятность скопления газов и взрыва АКБ.

Опасности при низком уровне:

  • сульфатация пластин;
  • падение полезной емкости батареи по сравнению с номинальной (предусмотренной заводом-изготовителем).

Что можно наливать в АКБ – воду или электролит?

После того как автомобилист понял, какой уровень электролита должен быть в аккумуляторах согласно таблице, приведенной выше, и проверил его при помощи стеклянной прозрачной трубочки, следует решить вопрос, что доливать – воду или электролитический раствор (и нужно ли это делать вообще).

Отметим, что заливать в автомобильный аккумулятор можно и то, и другое. Ведь дистиллированная вода – это составная часть электролитической жидкости.

Сама же электролитическая жидкость состоит из, собственно, серной кислоты и дистиллированной воды на 35 и 65 % соответственно, как мы указали выше. И дистиллят, и электролит, продаются свободно в любых автомобильных магазинах.

Что делать, если низкий или высокий уровень электролитического раствора

После того как гражданин определил, какой в его аккумуляторной батарее уровень, следует решить, что именно наливать (и нужно ли лить вообще):

  • если по результатам замера при помощи пластиковой трубочки (см. выше) уровень оказался выше нормы, то следует откачать излишки (при помощи резиновой груши, например), далее снова произвести замер при помощи трубки, и если все нормально, то померить плотность и далее уже “выравнивать” именно ее (как это делать, см. ниже);
  • если по результатам замера уровень, наоборот, ниже нормы, то нужно сразу определять плотность – от этого и будет зависеть, что нужно лить.

Проверка плотности

Плотность – важный показатель. От нее не только зависит, что нужно лить при малом количестве жидкости внутри АКБ, но и:

  • температура замерзания электролита – в случае крайне низкой плотности, такой как 1,07 грамм на куб. см., он замерзнет уже при минус 5 градусов по Цельсию, а при не очень низкой (например, 1,30) температура замерзания составит аж минус 60 градусов;
  • срок службы АКБ – чем более высокая концентрация серной кислоты, тем меньше прослужит батарея.

Правильное обслуживание аккумулятора заключается в периодическом контроле за плотностью. Делается это при помощи специального прибора, продающегося в любом автомобильном магазине – ареометра. Стоимость этого приспособления составляет 150 – 200 рублей.

Проверка должна производиться на полностью заряженном аккумуляторе. Ареометр должен показать значение от 1,27 до 1,29 грамм на кубический сантиметр. Все, что ниже или выше данного показателя, является отклонением от нормы.

  • берем приспособление;
  • опускаем его поочередно в каждую банку;
  • набираем электролитический раствор при помощи нажатия на грушу, находящуюся сверху прибора;
  • смотрим значение, которое покажет градуированная шкала;
  • определяем средний показатель в мм после осуществления измерений по всем 6 банкам.

После того как правильно была определена плотность, решится вопрос с тем, что нужно заливать, и нужно ли это делать вообще:

  • если плотность оказалась повышенной, то нужно лить дистиллированную воду, то есть уменьшать концентрацию серной кислоты;
  • наоборот, при пониженных значениях, нужно добавлять электролит, то есть повышать концентрацию серной кислоты.

Процедура доливки дистиллированной воды

Долив дистиллированной воды в АКБ

В этой процедуре нет ничего сложного – просто заливаем понемногу в каждую банку. Далее проверяем уровень (см. выше). Как только он станет нормальным, еще раз производим проверку плотности.

Добавление или замена электролитического раствора

При низкой плотности нужно добавлять или вообще полностью менять электролит, находящийся в аккумуляторе.

Что именно делать, зависит от того, какая конкретно концентрация серной кислоты была определена по результатам замера ареометром:

  • если от 1,2 до 1,27 грамм на кубический сантиметр, то электролитический раствор добавляется согласно нижеуказанному алгоритму (ситуация № 1);
  • в случае же, если ниже 1,2 грамм на кубический сантиметр, то придется полностью менять (ситуация № 2).

Чтобы довести плотность до нормы путем добавления электролита (ситуация № 1), необходимо:

  • откачиваем как можно больше жидкости из каждой банки аккумуляторной батареи (например, при помощи резиновой груши);
  • берем электролит, купленный в автомобильном магазине, и заливаем в каждую банку половину от того объема, который откачали при помощи груши;
  • немного встряхиваем АКБ, либо же даем на клеммы небольшую нагрузку (к примеру, подключаем автомобильную лампочку) – это нужно, чтобы добавленная и уже находящаяся в АКБ жидкости хорошо перемешались;
  • произвести замер плотности – если она не достигла нормы, необходимо повторить вышеуказанные шаги еще раз.

Процесс замены электролита в АКБ

Если плотность – крайне низкая, электролитический раствор придется весь заменить (ситуация № 2). Делается это сложнее, чем в случае добавления:

  • нужно откачать раствор при помощи груши, шприца или иного приспособления;
  • в банки залить дистиллированную воду;
  • АКБ немного покачать из стороны в сторону;
  • откачать залитую воду;
  • повторять процедуру до тех пор, пока откачиваемая вода не станет прозрачной;
  • залить новый электролит из бутылки исходя из объема, который требуется заливать в АКБ определенной емкости (см. таблицу выше);
  • проверить уровень и плотность.

Правила заливки

Проверка уровня электролита в АКБ должен быть на мм выше пластины

Автомобилист должен следовать 3 основным правилам заливки электролита и дистиллированной воды:

  • уровень электролита в АКБ должен быть на мм выше пластины — от 10 до 15;
  • при необходимости доливки воды следует использовать именно дистиллированную – воду из-под крана лить категорически запрещено из-за наличия в ней примесей и солей тяжелых металлов, которые будут способствовать коррозии свинцовых пластин, их окислению;
  • при контроле показаний ареометром следует учитывать климатические условия – если машина эксплуатируется преимущественно в северных регионах, то норма плотности чуть выше (около 1,30 – 1,31 грамм на 1 куб. см.), наоборот, если ТС используется на территориях с жаркой погодой, норма чуть ниже (1,25 – 1,26 грамм на 1 куб. см.).

Важность значений плотности

Автомобилисту важно знать не только, как проверить уровень электролита в аккумуляторах, но и понимать, в чем же заключается такая важность концентрированности электролита:

  • повышенная плотность способствует сульфатации пластин и, соответственно, выходу АКБ из строя;
  • при низкой плотности зимой в мороз электролитический раствор попросту замерзнет, так как существует соотношение плотности и температуры замерзания;
  • низкая плотность, как правило, может свидетельствовать о разряде АКБ — по ней возможно определить степень заряженности, а также напряжение на клеммах, на основе специальной таблицы.

Сухозаряженные аккумуляторные батареи

Сухозаряженные аккумуляторные батареи

Суть сухозаряженных АКБ на 12в можно понять из названия. Они делаются на заводе так же, как и обычные аккумуляторы, но с единственным отличием – внутрь не заливается электролит.

В частности, купить электролитическую жидкость в бутылках и залить в количестве, соответствующем емкости АКБ (см. таблицу выше). Далее нужно проверить уровень и плотность стандартным образом.

Итак, внутри АКБ находится электролит. Это токопроводящая жидкость, обеспечивающая работу аккумулятора. Автолюбителю требуется следить за ее уровнем и концентрацией. Если этого не делать, возможно появление проблем – вплоть до взрыва батареи.

Некачественное обслуживание очень часто доводит до появления поломок в тяговых АКБ. Существует ряд главных неисправностей тяговых аккумуляторов и методы ремонта этих неисправностей. Ниже рассмотрим подробно каждый случай.

1. Сульфатация

Процесс сульфатации в аккумуляторе достаточно легко заметить. В начале зарядки на тяговую АКБ поступает увеличенное напряжение. Наблюдается недостаточная плотность электролита перед окончанием зарядки. Образование большого количества свинца кислотного цвета на пластинах, что не позволяет АКБ получать ток.


Устранить сульфатацию можно несколькими выравнивающими зарядами. Для устранения глубокой сульфатации необходимо произвести наиболее сложные действия, которые подробно изложены в паспорте любой АКБ. Однако стоит заметить, что сульфатация – это необратимое понятие, следовательно, в ближайшее время придется произвести замену аккумулятора.

2. Окисление полюсных клемм аккумулятора

Окисление полюсных клемм тяговых аккумуляторов — это достаточно распространенная проблема. На выводах аккумулятора присутствует напряжение, но при этом стартер не прокручивается. Клеммы имеют повышенную температуру, что вызывает остановку подачи тока, а также повышение сопротивления в цепочке (возможна поломка всей электрической системы).

Причиной может быть долгий период, когда не осуществлялась зачистка полюсных клемм.


Для ремонта дефекта следует демонтировать клеммы и произвести зачистку, очистить выводные штыри АКБ, после чего установить элементы по местам и убедиться в прочности закрепления клемм. Клемма обязана быть хорошо зафиксирована, смазана тех. вазелином или любым другим аналогом.

3. Повышенная саморазрядка аккумулятора

Данную поломку достаточно просто определить по нескольким свойствам. Тяговая АКБ теряет заряд раньше, чем положено. Краткосрочное падение напряжения и плотности электролита в тяговой аккумуляторной батарее, которую долго не использовали.

Причина в недолжном уходе за батареей, как следствие происходит засорение батареи, посторонние элементы (грязь, пыль, мусор) в электролите могут послужить поводом для скорейшего саморазряда аккумулятора.

Специалисты рекомендуют тщательно вытереть контактные части тягового аккумулятора, очень важно чтобы электролит был чистым.

4. Смена полярности аккумулятора

Такая поломка определяется по следующим свойствам: полное напряжение АКБ ниже нормы. Полная разрядка аккумулятора и отсутствие периодов для регенерации. Выделение газов из батареи.

Происходит это в следствии некачественное соединения с токовыпрямителем.

Подобную неисправность трудно устранить, поэтому рекомендуется произвести замену тяговой АКБ.


5. Прерванная цепь

Первым свойством нарушенной цепи является то, что на полюсных выводах, посреди разных аккумуляторных батарей полностью отсутствует напряжение.

Происходит это в следствии некачественной сварки полюсного вывода, либо соединителя аккумуляторов. Нестабильное соединение у болтовых элементов из-за слабой затяжки.

Для устранения проблемы нужно заново сварить элементы. Повторно затянуть болтовые элементы и перепроверить их.

6. Замыкание в тяговой аккумуляторной батарее

Замыкание в тяговой АКБ легко определить. При подключении к зарядному устройству плотность электролита перестает увеличиваться. Слишком горячий электролит и выделение газовых испарений – главные сигналы неисправности. Регулярное уменьшение плотности электролита в поврежденном аккумуляторе при коротком замыкании.

Причиной может послужить появление замыкания в тяговых АКБ, что напрямую влияет на осыпание активной массы и деформацию свинцовой основы сепараторов.

В этом случае также рекомендуется приобрести другую АКБ, так как устранить эту поломку невозможно.

Замена аккумулятора ИБП картинка

Поговорим в нашей статье о том, что влияет на срок службы аккумуляторных батарей ИБП, а также о сроке и порядке их замены.

Содержание

Аккумуляторная батарея ИБП и срок её службы

Аккумуляторная батарея – ключевой элемент любой системы бесперебойного электропитания. Именно от аккумулятора зависит длительность автономной работы ИБП и надёжность функционирования подключенных электроприборов в период отключения электроэнергии.

Внимание!
Своевременная замена аккумуляторных батарей является залогом надежной работы системы электропитания.

Аккумуляторная батарея, даже встроенная в корпус ИБП, является расходным материалом, так как она в большей степени по сравнению с другими элементами системы бесперебойного питания подвержена влиянию эксплуатационных факторов и, соответственно, износу.

Внимание!
Снижение емкости аккумуляторных батарей и, соответственно, сокращение времени автономной работы ИБП не является гарантийным случаем. Поэтому пользователь самостоятельно должен обеспечить необходимые условия работы устройства и максимально снизить негативные влияния эксплуатационных факторов.

Внимание!
Даже при соблюдении рекомендаций по правильной эксплуатации аккумуляторных батарей со временем они все равно потребуют замены.

Как узнать, что аккумулятор пора менять?

Современные модели ИБП способны самостоятельно определять неисправность аккумуляторной батареи, а некоторые – заранее сообщать пользователю о необходимости её замены, предотвращая критическое отключение ответственной нагрузки.

При возникновении необходимости в замене аккумуляторных батарей, следует либо обратиться за помощью в специализированный сервис, либо поменять аккумуляторы самостоятельно, но только если модель ИБП допускает замену батарей силами пользователя.

Особенности замены аккумуляторов в ИБП и батарейных модулях

Сегодня на рынке систем бесперебойного питания встречаются ИБП со встроенными аккумуляторами различной емкости и модели, которые для обеспечения резервного электроснабжения нагрузки требуют подключение внешних батарей, устанавливаемых как отдельно, так и в специальных батарейных модулях.

От расположения аккумулятора зависит сложность его замены. Если в источнике питания с внутренними аккумуляторами или батарейном модуле потребуется частичная или полная разборка самого устройства, то в ИБП без встроенных батарей нужно лишь соблюсти правильную последовательность их разъединения/соединения с устройством, которая подробно описывается в инструкции по эксплуатации к изделию.

Внимание!
Самостоятельная замена аккумуляторов, даже если они вынесены за корпус ИБП, является весьма опасным мероприятием, сопряжённым с риском повреждения батареи или источника бесперебойного питания, а также с риском поражения электрическим током.

Замена встроенных аккумуляторов в ИБП и батарейных модулях

Если говорить о встроенных аккумуляторах ИБП, то правила их замены в период гарантийного и постгарантийного обслуживания у каждого производителя будут различаться.

Обратите внимание!
При гарантийном случае транспортировка изделия до производителя и обратно, в том числе и сама замена батарей, выполняется за счет компании-производителя.

Внимание!
Если вы решились на самостоятельную замену батарей, то внимательно изучите руководство по эксплуатации на изделие. При возникновении любых вопросов рекомендуем проконсультироваться со специалистом!

Обратите внимание!
При гарантийном случае транспортировка изделия до производителя и обратно, в том числе и сама замена батарей, выполняется за счет компании-производителя.

Самостоятельно выполнять замену аккумуляторов в ИБП необходимо в соответствии с инструкцией по эксплуатации к изделию, следуя всем необходимым правилам.

Внимание!
Если вы решились на самостоятельную замену батарей, то внимательно изучите руководство по эксплуатации на изделие. При возникновении любых вопросов рекомендуем проконсультироваться со специалистом!

Обратите внимание!
При гарантийном случае транспортировка изделия до производителя и обратно, в том числе и сама замена батарей, выполняется за счет компании-производителя.

Внимание!
Если вы решились на самостоятельную замену батарей, то внимательно изучите руководство по эксплуатации на изделие. При возникновении любых вопросов рекомендуем проконсультироваться со специалистом!

Правила замены аккумуляторов в ИБП

Ниже приведены важные правила замены батарей в ИБП. Они требуют неукоснительного соблюдения!

Замена аккумулятора ИБП картинка

Поговорим в нашей статье о том, что влияет на срок службы аккумуляторных батарей ИБП, а также о сроке и порядке их замены.

Содержание

Аккумуляторная батарея ИБП и срок её службы

Аккумуляторная батарея – ключевой элемент любой системы бесперебойного электропитания. Именно от аккумулятора зависит длительность автономной работы ИБП и надёжность функционирования подключенных электроприборов в период отключения электроэнергии.

Внимание!
Своевременная замена аккумуляторных батарей является залогом надежной работы системы электропитания.

Аккумуляторная батарея, даже встроенная в корпус ИБП, является расходным материалом, так как она в большей степени по сравнению с другими элементами системы бесперебойного питания подвержена влиянию эксплуатационных факторов и, соответственно, износу.

Внимание!
Снижение емкости аккумуляторных батарей и, соответственно, сокращение времени автономной работы ИБП не является гарантийным случаем. Поэтому пользователь самостоятельно должен обеспечить необходимые условия работы устройства и максимально снизить негативные влияния эксплуатационных факторов.

Внимание!
Даже при соблюдении рекомендаций по правильной эксплуатации аккумуляторных батарей со временем они все равно потребуют замены.

Как узнать, что аккумулятор пора менять?

Современные модели ИБП способны самостоятельно определять неисправность аккумуляторной батареи, а некоторые – заранее сообщать пользователю о необходимости её замены, предотвращая критическое отключение ответственной нагрузки.

При возникновении необходимости в замене аккумуляторных батарей, следует либо обратиться за помощью в специализированный сервис, либо поменять аккумуляторы самостоятельно, но только если модель ИБП допускает замену батарей силами пользователя.

Особенности замены аккумуляторов в ИБП и батарейных модулях

Сегодня на рынке систем бесперебойного питания встречаются ИБП со встроенными аккумуляторами различной емкости и модели, которые для обеспечения резервного электроснабжения нагрузки требуют подключение внешних батарей, устанавливаемых как отдельно, так и в специальных батарейных модулях.

От расположения аккумулятора зависит сложность его замены. Если в источнике питания с внутренними аккумуляторами или батарейном модуле потребуется частичная или полная разборка самого устройства, то в ИБП без встроенных батарей нужно лишь соблюсти правильную последовательность их разъединения/соединения с устройством, которая подробно описывается в инструкции по эксплуатации к изделию.

Внимание!
Самостоятельная замена аккумуляторов, даже если они вынесены за корпус ИБП, является весьма опасным мероприятием, сопряжённым с риском повреждения батареи или источника бесперебойного питания, а также с риском поражения электрическим током.

Замена встроенных аккумуляторов в ИБП и батарейных модулях

Если говорить о встроенных аккумуляторах ИБП, то правила их замены в период гарантийного и постгарантийного обслуживания у каждого производителя будут различаться.

Обратите внимание!
При гарантийном случае транспортировка изделия до производителя и обратно, в том числе и сама замена батарей, выполняется за счет компании-производителя.

Внимание!
Если вы решились на самостоятельную замену батарей, то внимательно изучите руководство по эксплуатации на изделие. При возникновении любых вопросов рекомендуем проконсультироваться со специалистом!

Обратите внимание!
При гарантийном случае транспортировка изделия до производителя и обратно, в том числе и сама замена батарей, выполняется за счет компании-производителя.

Самостоятельно выполнять замену аккумуляторов в ИБП необходимо в соответствии с инструкцией по эксплуатации к изделию, следуя всем необходимым правилам.

Внимание!
Если вы решились на самостоятельную замену батарей, то внимательно изучите руководство по эксплуатации на изделие. При возникновении любых вопросов рекомендуем проконсультироваться со специалистом!

Обратите внимание!
При гарантийном случае транспортировка изделия до производителя и обратно, в том числе и сама замена батарей, выполняется за счет компании-производителя.

Внимание!
Если вы решились на самостоятельную замену батарей, то внимательно изучите руководство по эксплуатации на изделие. При возникновении любых вопросов рекомендуем проконсультироваться со специалистом!

Правила замены аккумуляторов в ИБП

Ниже приведены важные правила замены батарей в ИБП. Они требуют неукоснительного соблюдения!

Читайте также: