Сколько верховных судов в мире

Обновлено: 13.05.2024

В Верховный суд США является высшим судебным органом в США. Его состав, установленный Закон о судебной системе 1869 г., состоит из Главный судья Соединенных Штатов и восемь помощники судей, любые шесть из которых составляют кворум. [1] [2] Статья II, Раздел 2, Пункт 2 конституционных грантов полная власть к Президент США выдвигать, а с совет и согласие из Сенат США, назначать судей в Верховный суд. Судьи пожизненное владение, [3] и получать заработную плату в размере 255 500 долларов в год для главного судьи и 244 400 долларов в год для каждого помощника судьи по состоянию на 2014 год. [4] [5] [6]

С 1789 года Конгресс время от времени изменял размер Верховного суда, исторически в ответ на расширение страны в размерах. An 1801 акт уменьшил бы размер Суда до пяти членов после его следующей вакансии. Однако 1802 акт свела на нет влияние закона 1801 года на Суд до того, как возникла такая вакансия, сохранив размер Суда в шесть членов. Позднее законодательство увеличило его размер до семь членов в 1807 году, чтобы девять в 1837 году, и чтобы десять в 1863 году. An 1866 акт должен был сократить количество членов Суда с десяти до семи после его следующих трех вакансий, и две вакансии действительно образовались в течение этого периода. Однако до появления третьей вакансии Закон о судебной системе 1869 г. вмешался, восстановив размер Суда до девяти членов, где он и остался с тех пор. [10]

Хотя судьи Верховного суда назначаются пожизненно, многие ушли в отставку или ушли в отставку. Начиная с начала 20 века, многие судьи, покинувшие Суд добровольно, сделали это, уйдя из Суда, не покидая федеральную судебную систему. Правосудие на пенсии, по мнению Кодекс Соединенных Штатов, больше не является членом Верховного суда, но сохраняет право исполнять обязанности по обозначению в качестве судьи апелляционного или окружного суда США, и многие судьи в отставке работали в этих качествах. Исторически средний стаж работы в Суде составлял менее 15 лет. Однако с 1970 года средний стаж работы увеличился примерно до 26 лет. [11]

Содержание

Текущие судьи

В настоящее время в Верховном суде работают девять судей. Они перечислены в порядке старшинства:










Все судьи

С момента основания Верховного суда в 1789 году в нем работали 115 человек. Стаж работы в Суде для 106 неиспользуемых судей варьируется от Уильям О. Дуглас36 лет, 211 дней при 163-дневном владении Томас Джонсон. По состоянию на 6 декабря 2020 года стаж работы девяти действующих судей колеблется от Кларенс Томас' 29 лет, 44 дня до Эми Кони Барреттс 40 дн. Пять человек были утверждены на должность помощника судьи, а позже назначены главным судьей отдельно: Джон Ратледж, [а] Эдвард Дуглас Уайт, [b] Чарльз Эванс Хьюз, [а] Харлан Ф. Стоун, [b] и Уильям Ренквист. [b] Хотя они указаны дважды, каждому из них присвоен только один порядковый номер. Судьи Верховного суда: [21] [22]

Примечания

  1. ^ аб Дважды работал в Верховном суде: сначала в качестве помощника судьи, а затем, после нескольких лет отсутствия в суде, в качестве главного судьи.
  2. ^ абc Повышен от младшего судьи до главного судьи во время работы в Верховном суде. Такие назначения подлежат отдельному процессу подтверждения.
  3. ^ аб Государство проживания на момент записи. Например, в 1971 году Ренквист был назначен из Аризоны, но в 1986 году, когда его возглавили, он был назначен из Вирджинии. [22]
  4. ^ В Дата начала Каждому судье дается день, когда он или она принесли установленную судебную присягу, с Дата окончания является датой смерти, отставки или отставки судьи. [22]
  5. ^ абcdежграммчасяjkлНазначение перерыва. Примечание: дата, когда судья принес присягу, здесь используется как дата начала его службы, а не дата назначения перерыва.
  6. ^ Это была первая кандидатура в Верховный суд, отклоненная Сенатом. Рутледж остается единственным судьей, назначенным на перерыв, который впоследствии не был утвержден Сенатом.
  7. ^ Был подвергнут импичменту, но не осужден, и остался на своем посту.
  8. ^ Выполнял обязанности главного судьи до 36 лет.Стат.1152, 19 мая - 11 июля 1921 г.
  9. ^ Выполнял обязанности главного судьи согласно 36 стат. 1152, 3–24 февраля 1930 г.
  10. ^ аб Хотя Уиллис Ван Девантер и Джозеф Ракер Ламар были приведены к присяге в качестве помощников судьи в один день, их трудовой стаж (приоритет) в Верховном суде определялся старшинством их комиссий - Ван Девантер получил и принял свое первое - в соответствии с XIII Rev. Stat.9 § 674.
  11. ^ Выполнял обязанности главного судьи согласно 36 стат. 1152 г., 30 июня - 3 июля 1941 г.
  12. ^ Выполнял обязанности главного судьи согласно 36 стат. 1152 г., 22 апреля - 24 июня 1946 г., и снова до 62 лет.Стат.869, 8 сентября - 5 октября 1953 г.
  13. ^ аб Хотя Льюис Пауэлл и Уильям Ренкуст были приведены к присяге в качестве помощников судьи в один день, их трудовой стаж (приоритет) в Верховном суде определялся старшинством их комиссий - Пауэлл получил и принял свое первое - в соответствии с 62 стат. 869.
  14. ^ Выполнял обязанности главного судьи согласно 62 стат. 869, 3–29 сентября 2005 г.
  15. ^ абcdежграммчася По состоянию на 6 декабря 2020 г.

Хронология судей

Этот графическая шкала времени изображает продвижение судей в Верховном суде США. [21] [22] Из нее можно почерпнуть информацию о предшественниках, преемниках и коллегах каждого судьи, а также об их сроках пребывания в суде (и провести сравнения между судьями). Нет официальных имен или номеров для индивидуальных мест помощников судей, которые перечислены в таблице ниже просто по номерам. Кроме того, в верхней части временной шкалы показано продвижение президентов США, чтобы дать более подробный исторический контекст.

Судебная система РФ: все, что надо знать обычному гражданину. Рассказывает адвокат

Суд – это одна из трех независимых ветвей власти в России (и почти во всех остальных странах). В суде решается огромное количество вопросов – но не все знают, в какой именно суд нужно обращаться и как устроено в нем делопроизводство. Юрист Мария Пополитова рассказала для наших читателей, как именно устроена система судопроизводства в России и чем отличаются друг от друга суды разных уровней.

Арбитражные суды и суды общей юрисдикции

Суд в России имеет горизонтальную и вертикальную структуру. Что я имею в виду? В зависимости от того, кто обращается в суд или защищается – физическое, либо юридическое лицо – необходимо для начала определить, к ведению какого суда – арбитражного или общей юрисдикции – относится тот или иной спор. Арбитражные суды преимущественно рассматривают дела между предпринимателями и юридическими лицами, включая административные споры, суды общей юрисдикции – дела, связанные со спорами между физическими лицами, между гражданами и организациями, а также административные и уголовные дела.

Прежде чем обратиться в суд за защитой своих интересов, необходимо выяснить, требуется ли обязательное досудебное урегулирование спора, так называемый претензионный порядок. Если его не соблюсти, суд может отклонить заявленные требования по формальным основаниям. Недооценивать эту процедуру нельзя, ведь шансы на разрешение дела через переговоры достаточно велики, а судебная тяжба отнимет и время, и финансовые ресурсы. Другой важный момент – нужно соблюсти срок исковой давности. Это срок, в течение которого вы можете обратиться за защитой своего права. По общему правилу он составляет три года. Пропуск срока исковой давности не лишает права обратиться с иском, но в процессе рассмотрения дела самым коварным способом может лишить права на защиту.

После соблюдения претензионного порядка, если таковой требовался, и не получения результата, который бы устроил заявителя, уточнения срока исковой давности и определения подсудности дела, вы должны составить исковое заявление. Главное в нем – указать предмет и основания иска, то есть что вы просите через суд у ответчика и на какие нормы права вы ссылаетесь в обоснование своих требований. Правильное определение норм права, а также формулирование требований – это уже половина успеха. По крайней мере, так считают многие юристы, я в том числе. Дальше остается уплатить государственную пошлину, собрать по качеству и количеству комплект документов и обратиться в суд.

Первая инстанция

Переходим к вертикальной структуре правосудия. Рассмотрение спора начинается в суде первой инстанции согласно строгим канонам арбитражного/гражданского/административного или уголовного процессуального кодекса РФ. Наименования содержат в себе ответы на вопросы, в каком суде и какого процессуального документа придерживаться. В каждом суде – свой Кодекс и, хочется добавить, честь. Но нет, честь – понятие все-таки универсальное. Отступление от прописанных правил со стороны любого участника судебного процесса может стать причиной засчитать ему техническое поражение.

Указанное решение вступает в законную силу в течение тридцати дней с момента принятия судом в окончательной форме. А до этого оно может быть оспорено в вышестоящий инстанции – в апелляционном суде, посредством подачи соответствующей жалобы.

Апелляционная инстанция, рассматривая спор, уже имеет на руках полностью сформированное дело со всеми мыслями, заложенными сторонами судебного процесса на первоначальном этапе. Дополнительные доказательства принимаются судом второй инстанции лишь в исключительных случаях, если сторона процесса обоснует, почему не смогла представить указанное доказательство суду первой инстанции. Отсюда делаем вывод, что самым важным и зачастую предопределяющим исход любого дела является первоначальный этап судопроизводства. Это ключевой момент не по расположению на схеме, а по значению для разрешения дела.

После вынесения апелляционным судом определения по делу, судебные постановления вступают в законную силу немедленно. Уже на этом этапе выигравшая сторона, если есть решение о принудительном исполнении (взыскании или обязании что-либо совершить), может получить исполнительный лист и предъявить его в службу судебных приставов для исполнения.

Но если проигравшая сторона все же решит поискать истину… Нет, не в вине, а в третьей инстанции, то в течении двух/трех месяцев с момента вступления решения в законную силу (срок зависит от того, был это арбитражный суд, либо суд общей юрисдикции), он сможет подать жалобу в специальные кассационные суды. Рассмотрение кассационной жалобы происходит в открытом судебном заседании с участием сторон. К слову, в рамках указанного производства можно приостановить исполнение решения суда до разрешения дела. Кассационный суд проверяет законность ранее вынесенных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, а также соблюдение норм материального права и арбитражного/гражданского/административного или уголовного процесса.

Почему законодатель выделил эту стадию в отдельную, но не придал ей иной формы и звучания, для меня секрет. Тем не менее, по общему правилу это завершающая стадия судопроизводства на территории России. Верховный суд рассматривает обращение только в том случае, если вы прошли все предыдущие стадии. И приглашает стороны для непосредственного участия в рассмотрении жалобы в исключительных случаях, если установлено, что в рамках одной или на всех предыдущих стадиях были нарушены нормы права и без устранения найденных нарушений невозможно восстановление справедливости так, как видит ее Верховный суд РФ – высший судебный орган страны по делам, подсудным арбитражным судам и судам общей юрисдикции.

Если вы соблюдаете закон, то и он защищает вас, четко отрабатывая в указанных выше инстанциях. Но если вы идете в обход закона, то не жалуйтесь, что и он не сможет встать на вашу защиту.


Судебная система в Узбекистане — одна из самых критикуемых сфер. Каток реформ успел проехаться почти везде, но суды он лишь слегка задел поднятым ветерком. Суды критикуют за непрозрачность и бюрократию, а принимаемые по общественно важным делам решения зачастую вызывают недоумение узбекистанцев.

Американские судьи известны на весь мир своей независимостью. Суды в США являются подлинным институтом власти, ее третьей ветвью, и они в состоянии отменить даже президентское решение. Какой позитивный опыт мы можем перенять у судей Соединенных Штатов?

За советами я отправился в город Гранд Рапидс в штате Мичиган, к окружному судье Полу Дененфелду. Это не случайный выбор: в середине нулевых Пол долгое время работал в неправительственной организации в Узбекистане, пытаясь помочь нам модернизировать судебную систему. Он знает многое о наших проблемах, и его взгляд со стороны весьма интересен.

Для начала нужно немного теории. В Узбекистане существует одна вертикаль судов: Конституционный и Верховный суды, затем отдельные суды для каждого вида дел: административный, экономический, гражданский и уголовный. В США одновременно существуют две параллельные вертикали: федеральные суды и суды штатов. Такая система нужна потому, что каждый штат дорожит своей независимостью и имеет собственные законы. Федеральные суды занимаются только теми делами, которые касаются законов всей страны.

На суды штатов приходится подавляющее большинство рассматриваемых дел, и именно в таком суде работает наш герой Пол Дененфелд. В штате Мичиган суды бывают окружные и апелляционные. В апелляционный суд гражданин может обратиться, если он не согласен с решением окружного. За всеми ними присматривает Верховный суд штата Мичиган.

Как выбирают достойных судей

Федеральных судей назначает президент и утверждает Сенат. Они назначаются на всю жизнь. Судей окружных судов штатов, с которыми чаще всего и имеют дело граждане, они выбирают сами на шестилетний срок. Как бы это ни было удивительно.



Пол Дененфелд в своем кабинете в суде округа Кент штата Мичиган.

Пол Дененфелд: Когда появляется вакансия судьи, вы можете участвовать в свободных выборах. Вакансия может появиться, если судья умрет, уйдет на пенсию или достигнет возраста 70 лет, когда по законам штата Мичиган он уже не сможет участвовать в выборах. Если судья уйдет в течение своего шестилетнего срока, то на должность вас может назначить губернатор. Так случилось со мной, я был назначен в 2009 году. Но мне все равно пришлось участвовать в следующих выборах, когда подошел их срок.

Пол: Я участвовал в выборах дважды. В 2010 и 2016 годах. У меня были оппоненты, и это было угрозой для меня. В теории, любой адвокат может участвовать в выборах и претендовать на должность судьи. Требования к кандидату такие: нужно закончить колледж, а затем правовую школу (law school). После этого нужно иметь юридическую практику в течение пяти лет.

Пол считает систему выборов намного более справедливой, в отличие от системы назначений. Но находит и в ней некоторые минусы.

Пол: К сожалению, граждане не очень активно участвуют в выборах. Сегодня даже в президентских выборах участвуют менее 50% избирателей. У американцев сейчас появились большие сомнения о том, есть ли разница между кандидатами и действительно ли их голос имеет значение. Исторически количество желающих голосовать все больше и больше сокращается.

Конечно, для того, чтобы вести избирательную кампанию и соревноваться друг с другом, будущим и действующим судьям нужны деньги. Для этого кандидаты открывают специальный счет и принимают пожертвования. Есть ли здесь пространство для манипуляций? Самое время перейти к теме коррупции и сравнить наши системы.

Почему судьи в США не берут взяток

Пол: На уровне страны у нас нет широко распространенной коррупции среди судей. Это не часть нашей культуры. Если адвокат или юрист или еще кто-либо попытается принести мне деньги, я немедленно обращусь в правоохранительные органы. Вот это часть нашей культуры. И я думаю, что все остальные судьи скажут то же самое.

Адам Комар: Наши судьи очень гордятся тем фактом, что они являются ветвью власти, равной законодательной и исполнительной. Я думаю, что они подходят к этой ответственности очень серьезно. За все мое время работы ассистентом я ни разу не слышал ни об одном случае подкупа судьи. Никогда.

Пол: Подкуп судьи — это действительно вещь, в которую трудно поверить. Если судья будет признан виновным в коррупции, он отправится в тюрьму на длительный срок. Что случится: судьи стараются поддерживать свой имидж, и скорее всего, они очень серьезно накажут судью, который подорвал общественное доверие.

Адам: У нас есть кодекс профессиональной этики, которому мы обязаны следовать. Это огромная, толстая книга. И здесь очень много ограничений. Я не могу позволить другому человеку заплатить за своей обед. Вот как все жестко. Я не могу принять конфеты в подарок на Рождество. Я должен вернуть их обратно. Мы не хотим выглядеть как люди, которые берут что-то.



Ассистент судьи Адам Комар демонстрирует Кодекс профессиональной этики судей.

Тем не менее, и в американской системе правосудия, по мнению Пола, не все кристально чисто. Он честно и с горечью критикует систему финансирования выборов судей.

Адам: Есть случаи, когда очень богатый донор, заинтересованный в конкретном кандидате, полностью финансирует его кампанию, и тот может вести ее длительное время, в отличие от других кандидатов.

Сколько зарабатывает судья?

Бывший премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю утверждал, что достойные зарплаты чиновников являются краеугольным камнем в борьбе с коррупцией. Пол Дененфелд считает так же.

Пол: Моя зарплата — это публичная информация. Она доступна в интернете. Годами мы не получали достаточно денег, чтобы покрыть жизненные потребности, но сейчас получаем. Моя зарплата составляет около 143 тысячи долларов в год (примерно 12 тысяч в месяц). Все зарплаты судей известны и опубликованы. И каждый гражданин может дать запрос в правительство относительно зарплаты любого чиновника и получить информацию.



По данным сайта Верховного суда США, зарплата федерального окружного судьи еще больше чем у Пола, она составляет 208 тысяч долларов в год. Размеры зарплат судей Узбекистана не опубликованы на официальных сайтах.

Пол: У меня нет жалоб по моей зарплате. Я могу позволить себе оплатить мои счета, и мне не нужны взятки. Но я должен сказать, что работа судьи очень трудна. У нас есть 20 дней отпуска. Я могу попросить еще 10 дней, но я этого не делаю. Наш суд очень загружен. Я работаю на выходных всегда, дома. Работа идет без остановки.

Суд присяжных: совет Пола Дененфелда

Пол: Я хочу быть идеально честным с вами. Самая важная вещь на данном этапе — внедрить суды присяжных. Суд присяжных — это то, что отличает судебную систему США и Великобритании от большинства остальных стран мира. Суд присяжных — это прослойка обыкновенных граждан между государством и тем, кого государство обвиняет. Когда я в первый раз был в Узбекистане, я увидел, что Конституция позволяет создание судов присяжных. Затем, когда я вернулся в Узбекистан в 2009 году, я был удивлен, что их так и не создали.

Пол считает, что создание суда присяжных в Узбекистане может стать конкретным сигналом того, что государство готово поделиться властью с народом.

Пол: Почему правительства разных стран мира не хотят создавать суды присяжных? Потому что они не хотят отдавать власть гражданам. Они хотят быть в состоянии контролировать результат определенных дел. Разрешить гражданам слушать обе стороны, рассматривать улики и быть свободными в вынесении решения — это очень сильная, сильная штука.

Пол: В США любой, кто обвинен в достаточно серьезном преступлении, имеет право выбрать суд присяжных или суд, вершимый судьей. В большинстве случаев подсудимый выбирает суд присяжных, потому что государственному обвинителю нужно будет получить анонимный вердикт от 12 случайных людей. У нас работает презумпция невиновности. Бремя представлять доказательства виновности лежит полностью на государстве.



Пол также считает, что сейчас в Узбекистане процессы ведутся не совсем честно, так как защита обвиняемого до самого начала процесса не знает, какими уликами располагает обвинение.

Пол: Одним из правил должно быть то, что прокурор должен делиться всеми уликами с защитой. Чтобы защита была готова к суду. Это означает, что защите должны быть показаны и те улики, которые выгодны обвиняемому, а не только государственному обвинителю. Потому что если вы действительно хотите честного суда, защита должна знать все. Затем они смогут бороться на суде против этих улик, а присяжные будут теми, кто будет наблюдать и решать, виновен человек или нет.

Пол: Я бы еще предложил, чтобы прокуроры перестали носить свою форму с погонами. Носят ли они ее еще? Я всегда думал: это неправильно. Ведь очень важно, чтобы систему юриспруденции воспринимали как гражданскую ветвь власти, не военную.

Рано или поздно, советы Пола все равно упираются в борьбу с коррупцией. Очевидно, что этот недостаток узбекской судебной системы огорчает его больше всего.

Пол: Конечно, нужно избавиться от коррупции среди судей, прокуроров, но не забывайте и об адвокатах — ведь чаще всего именно они те люди, которые приносят судье деньги. Я понял, работая в Узбекистане и на Украине, что есть единственный способ: нужно судить тех людей, которые задействованы в коррупции. И сажать их в тюрьму. Нужно доносить месседж, что все чиновники, которые берут взятки, очень сильно рискуют.

Отдельную благодарность мы выражаем Посольству США в Узбекистане за информационную поддержку, Государственному комитету по развитию туризма за предоставленные сувениры для гостей и предпринимателю Олиму Мухамадиеву за логистическую поддержку.

Российские военные суды осуществляют правосудие в вооруженных силах, других воинских формированиях и в организациях, в которых предусмотрена военная служба.

Первые трибуналы появились еще в Римской империи, но свой зловещий ореол они получили позже – в эпоху Святейшей инквизиции. В новое время такое название получили специализированные военные суды, действующие в вооруженных силах, на освобожденных или оккупированных территориях.

Общая информация

Боевые действия почти всегда делают невозможной нормальную работу судебной системы. Возникает серьезная проблема с содержанием задержанных и арестованных, еще сложнее выполнять привычные для мирного времени наказания – лишения свободы или исправительные работы.

Поэтому во время войны правосудие осуществляется особыми органами – военно-полевыми судами и трибуналами. Они действуют только в период боевых действий или сразу после их окончания. Нередко такие структуры создаются командирами армейских частей и подразделений или комендантами населенных пунктов.

В 2018 году военные суды России праздновали столетний юбилей с момента своего образования.

Война определяет специфику данных органов юстиции. В компетенцию трибуналов входят преступления, совершенные военнослужащими или лицами, которые приравнены к ним. В первую очередь это военные преступники и дезертиры.

Военно-полевые суды могут рассматривать дела гражданских лиц и некомбатантов. Подобные органы занимаются мародерами, саботажниками, паникерами, пособниками противника. Военно-полевой суд считается чрезвычайным органом, который нередко действует вне норм существующего законодательства.

Боевые действия накладывают серьезный отпечаток на деятельность органов юстиции. В этот период дела, как правило, рассматриваются по упрощенной процедуре, а наказания отличаются особой жестокостью. Широко практикуется смертная казнь, нередко ее осуществляют прилюдно.

Приговоры военно-полевых судов и трибуналов нельзя обжаловать в апелляционных инстанциях, в некоторых случаях их утверждает командующий подразделением.

История

Трибунал не всегда бывает военным. Это особый суд, осуществляющий свою деятельность в чрезвычайных ситуациях и по специальной процедуре. Поэтому во многих аспектах он является антагонистом обычным судам общей юрисдикции.

Сам термин пришел к нам из Древнего Рима. В то время так называли особое возвышение, на котором проходили судебные процессы. Нынешнее значение он получил в период Средневековья, когда были созданы особые трибуналы инквизиции. Им были подведомственны дела о богохульствах, ересях, колдовстве.

После французской революции врагов нового режима судил революционный трибунал – он стал главным двигателем террора. Трибунал отправил на гильотину королеву Марию-Антуанетту, герцога Орлеанского, Шарлотту Корде и тысячи других менее известных граждан. Подсудимым запрещалось пользоваться услугами адвокатов, а единственным наказанием в подобных судах была смертная казнь.

Дореволюционная Россия

В России военный трибунал появился в эпоху царствования Петра I. Это произошло в 1716 году, позже для них был разработан специальный уголовный кодекс.

Согласно петровскому положению, существовало три вида военных судов:

Трибуналы состояли из председателя, шести или двенадцати членов, секретаря, пристава и аудитора. На указанные должности в основном назначали офицеров и только аудитор должен был обладать юридическими познаниями. Поэтому качество принятых решений было крайне низким. Подобные суды имели право рассматривать дела не только военнослужащих, но и гражданских лиц.

Судебная реформа Александра II кардинально изменила систему военных судов Российской империи.

В 1867 году был принят новый военно-судебный устав, а структура органов армейской юстиции – реформирована. В ее состав вошли полковые и окружные суды, а также Главный военный суд. В состав двух последних органов входили профессиональные военные юристы, которых на должности утверждал лично император.

В СССР часто писали о жестокости царской военной юстиции, но с этим тяжело согласиться. В период с 1866 по 1905 год все суды империи вынесли всего 40 смертных приговоров. Исключением стал период революции 1905 года, во время которой власти решились на создание военно-полевых судов, подчинявшихся генерал-губернаторам. За восемь месяцев своего существования они вынесли более тысячи смертных приговоров. Существование подобных органов вызвало волну негодования в обществе, поэтому их работа была прекращена.

С началом Первой мировой войны в России были восстановлены военно-полевые суды, а в 1917 году Временное правительство вернуло смертную казнь.

Советский период

После прихода к власти большевиков в армии была развернута система революционных трибуналов. В феврале 1919 года появилось специальное положение, которое регламентировали их работу. Решения данных органов не подлежали обжалованию и приводились в исполнение в кратчайшие сроки. Кроме воинских преступлений, они занимались делами о контрреволюционной деятельности.

Революционные трибуналы имели право назначать любую меру наказания. Они действовали до 1922 года и принимали активное участие в репрессиях периода Гражданской войны.

Революционные трибуналы отличались крайней жестокостью.

В СССР военные трибуналы действовали на основе специального положения Конституции, ряда законов СССР и актов союзных республик. Судей для данных органов избирал Президиум Верховного Совета из числа военнослужащих с соответствующим образованием. Заседатели выбирались прямо в частях открытым голосованием. Трибунал в армии занимался преступлениями, которые совершили военнослужащие. Надзор за данным органом осуществлял Верховный суд страны.

В первый же день войны был принят указ о работе военных трибуналов в районах боевых действий, а в также передачи им всех дел, в которых рассматривались преступления, совершенные против общественного порядка, обороноспособности страны и государственной безопасности.

Это было суровое время. За период Великой Отечественной войны трибуналами были осуждены более 2,5 млн советских граждан, из них 217 тыс. – были расстреляны. Большая часть из них – гражданские лица, которых судили за контрреволюционную деятельность, распространение слухов, уход с работы или мелкие кражи. Число казненных по приговорам трибуналов во время ВОВ сопоставимо с потерями союзников в Европе.

В 1943 году в СССР появились военно-полевые суды. Они рассматривали дела о преступлениях нацистов на советской территории, шпионаже и измене Родине. В подсудность к военным судам также попали дела о пособниках оккупантов.

Подобные органы образовывались при дивизиях действующей армии, приговоры утверждал командир подразделения, обычно они приводились в немедленное исполнение. Приговоренных к казни вешали, причем предписывалось снимать тела только через несколько дней.

Трибуналы рассматривали дела в упрощенном порядке, судьям часто приходилось выезжать прямо на передовую и проводить там процессы. Нередко они приговаривали военнослужащих к отправке в штрафные батальоны.

Военные трибуналы продолжили свою работу и после окончания войны. Например, именно по приговору такого органа был расстрелян генерал-изменник Власов и его ближайшие соратники. Аналогичная участь постигла и целый ряд других известных коллаборантов. Позже военный трибунал судил американского летчика-шпиона Френсиса Пауэрса .

Важные изменения в статусе военных судов и трибуналов произошли после смерти Сталина. В 1958 году было принято новое постановление, которое регулировало работу данных органов. Главной целью военных судов этот документ определял борьбу с посягательствами на обороноспособность ВС СССР.

В 1980 году система военных трибуналов была сформирована в частях ограниченного контингента советских войск в Афганистане . Действуя в очень сложных условиях, их сотрудники много сделали для укрепления дисциплины и боеготовности войск, защиты прав военнослужащих и местных граждан. Многие из них впоследствии были награждены орденами и медалями.

Современная Россия

В апреле 1992 года все военные трибуналы страны были реорганизованы в военные суды. Подобное решение стало не просто переименованием, а коренной сменой парадигмы работы данных органов.

В 1999 году был принят конституционный закон, регламентирующий работу судов в армии. Сегодня они являются неотъемлемой частью единой судебной системы нашей страны.

Любой военный суд упраздняется и создается федеральным законом. Его нельзя ликвидировать, если дела, которыми он занимался, не переданы в юрисдикцию другого аналогичного органа.

Судьи неподотчетны и независимы в своей работе, любое вмешательство в их деятельность влечет уголовную ответственность, которая предусмотрена российским законодательством.

Любой приговор или решение военного суда обязательны для исполнения всеми органами власти, самоуправления и военного управления, должностными лицами, коммерческими структурами и общественными организациями. Они имеют силу на всей территории страны.

Военные суды осуществляют правосудие в российской армии, а также в организациях, где есть военная служба. В их подсудность входят все дела о преступлениях, которые совершили сотрудники ВС, ФСБ , ФСО, СВР России , кроме того, они рассматривают жалобы военнослужащих на данные органы.

Юрисдикция окружных военных судов распространяется на один или несколько субъектов Российской Федерации .

Перед подобным органом могут предстать гражданские лица, если в момент преступления они находились в сговоре с военнослужащими, нарушившими закон. Кроме того, граждане, уже уволенные со службы, имеют право обжаловать в суде действия военного ведомства или отдельных должностных лиц, которые нарушили права указанных лиц во время прохождения службы или нахождения на сборах.

Делопроизводство в военных судах ведется на русском языке. Лица, которые не владеют им, имеют право выступать на родном или другом языке. Также они могут пригласить переводчика.

В настоящее время судейские должности могут занимать и гражданские лица, но предпочтение все-таки отдается офицерам с юридическим образованием.

Деятельность военных судов во время мобилизации регламентированы специальными законами.

Структура

Расположение военных судов определяется местами дислокации частей, формирований и учреждений ВС РФ . Они находятся в местах, которые открыты для граждан.

В структуру военных судов РФ входят:

  • Гарнизонные. Располагаются в месте дислокации одного или нескольких гарнизонов.
  • Окружные. Их юрисдикция распространяется на территорию одного или группы субъектов страны.
  • Коллегия Верховного суда РФ .

Военная коллегия – это высшая инстанция по отношению ко всем военным судам. В ее состав входит председатель, его заместитель и другие судьи. Данный орган рассматривает жалобы на решения судов низших инстанций. Также коллегия может пересматривать старые дела в связи с вновь появившимися обстоятельствами.

Военные суды расположены не только на российской территории. За пределами нашей страны они могут вести все дела, которые обычно рассматривают суды общей юрисдикции.

Наиболее известные трибуналы

Нюрнбергский процесс

Самым известным трибуналом в истории, несомненно, является Нюрнбергский процесс, на котором было осуждено руководство гитлеровской Германии .

Нюрнбергский трибунал судил верхушку Третьего Рейха.

Уже к середине войны стало очевидно, что ее нельзя окончить обычным мирным договором или капитуляцией. В 1943 году, во время Московской конференции, союзники приняли декларацию об ответственности гитлеровского режима за военные преступления. Летом 1945 года был создан Международный трибунал, перед которым предстали 24 лидера нацистского режима.

Создание такого органа – это прецедент, которого не знала история человечества. Поэтому участникам процесса пришлось с нуля разрабатывать практически все, от устава трибунала до процессуальных механизмов.

Вина подсудимых не вызывала сомнения еще до начала процесса. Его главной интригой была мера наказания, которую им присудят. В итоге, 12 человек были приговорены к смертной казни через повешение, остальные – получили пожизненные сроки или длительное тюремное заключение.

Нюрнбергский трибунал был не столько юридическим, сколько политическим процессом. С точки зрения права, гитлеровцы ничего нарушали – до этого момента развязывание войны не считалось преступлением.

Критики процесса отмечают, что организаторам суда в Нюрнберге самим можно было инкриминировать значительную часть обвинительного списка. Например, США и Англии – бомбежки Дрездена и других немецких городов, весьма сомнительные с военной точки зрения. А СССР в начале войны сам тесно сотрудничал с гитлеровской Германией .

Токийский процесс

Токийский процесс, по сути, стал продолжением Нюрнбергского трибунала. Когда союзникам понадобилось осудить руководство разгромленной Японии , то они использовали принципы, разработанные ранее для Нюрнберга . Правда, были между этими процессами и некоторые различия.

В Токио сторону обвинения уже представляло 11 государств, причем представители США руководили им. Суд начался в мае 1946 года и затянулся практически на полтора года. Перед ним предстало 25 обвиняемых, из которых семь – были приговорены в смертной казни, остальные – к пожизненному заключению или длительным тюремным срокам.

В тот момент уже начиналась Холодная война, поэтому Токийский трибунал проходил в атмосфере жесткого противостояния между СССР и Западом. После его окончания Советский Союз организовал свой собственный процесс над японцами.

Трибунал по Руанде

В середине 90-х годов в Руанде произошли массовые убийства, которые позже были признаны геноцидом. За несколько месяцев было убито от 500 тыс. до 1 млн человек. Страшная бойня стала продолжением многолетнего конфликта между тутси и хуту – двумя народностями, проживающими в стране. Особую роль в развязывании геноцида сыграли местные средства массовой информации.

Многие виновные в геноциде до сих скрываются от правосудия. В самой Руанде за участие в убийствах было арестовано более 120 тыс. человек.

Трибунал по Югославии

Распад социалистической системы в Восточной Европе привел к началу масштабного конфликта – войне в Югославии. Она продолжалась почти десять лет и сопровождалась массовыми убийствами и этническими чистками. В вооруженных конфликтах между сербами, боснийцами, хорватами и македонцами погибло около 100 тыс. человек.

Международный трибунал по бывшей Югославии работал более десяти лет.

Трибунал по событиям в Югославии заработал в 1993 году. Инициатором данного процесса стал Совбез ООН . Среди стран, поддержавших это решение, была и Россия . За время работы суда было рассмотрено более 160 дел, а количество осужденных за преступления против человечности превысило 90 человек.

Суд по бывшей Югославии часто и по разным поводам критикуют. Его обвиняют в ангажированности, плохой организации, дороговизне. Тем не менее, трибунал в Гааге стал первым процессом, когда преступников судил не победитель, а международное сообщество.

Изначально планировалось, что процесс расставит все точки в конфликте, поможет найти справедливость и примирит народы. Увы, этого не случилось. Подсудимые, получившие приговоры в трибунале, становились национальными героями в своих странах, что совсем не способствовало примирению сторон.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Читайте также: