Выше суда что есть

Обновлено: 16.05.2024

С 6 августа 2014 года высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, а также делам по разрешению экономических споров становится Верховный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ упраздняется.

В августе этого года завершится объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ. Это объединение было объяснено необходимостью улучшения судебной системы, повышения единообразия практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов и сопровождается принятием изменений в процессуальное законодательство и законы, регулирующие деятельность судебной системы.

В статье мы кратко рассмотрим основные последствия (в т. ч. возможные) данного этапа судебной реформы для участников арбитражных споров.

ВАС РФ упраздняется, но его практика пока остается?

Не секрет, что благодаря активной деятельности Президиума и Пленума ВАС РФ была внесена ясность во многие спорные вопросы предпринимательской деятельности в целом и налогообложения в частности. ВАС РФ не раз предоставлял бизнесу защиту от неверного толкования налогового, административного, антимонопольного законодательства, определял правила рассмотрения договорных, корпоративных и иных споров, сделав ведение бизнеса более предсказуемым и безопасным.

Разъяснения (правовые позиции) ВАС РФ формировались как при рассмотрении конкретных судебных дел (постановления Президиума), так и при издании постановлений Пленума и информационных писем Президиума ВАС РФ.

Постановления Президиума и Пленума были обязательны для арбитражных судов в силу прямого указания закона (в т. ч. позволяли пересматривать решения, вынесенные вразрез с разъяснениями таких постановлений) и работали как эффективный инструмент упорядочения практики судов, приведения ее к единообразию. Информационные письма формально имели рекомендательный характер, но по факту также применялись судами, поскольку отражали позицию высшей судебной инстанции.

Утрата какой-либо силы всеми этими разъяснениями (а речь идет о сотнях только информационных писем и постановлений Пленума) вместе с упразднением ВАС РФ, безусловно, ввергла бы правоприменение в хаос и плачевным образом сказалась бы на защищенности интересов участников арбитражных споров (причем как бизнеса, так и государства).

Поэтому еще на стадии рассмотрения Госдумой законопроекта № 390470-6 (в настоящее время — Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ, регулирующий деятельность объединенного ВС РФ и передачу ему полномочий ВАС РФ) группой депутатов Госдумы и ВАС РФ было предложено (здесь и далее говорится о предложениях и поправках, участие в подготовке которых принимал автор статьи) прямо прописать в данном законопроекте, что все сформированные ВАС РФ правовые позиции сохраняют силу, если они не будут изменены ВС РФ при дальнейшем формировании судебной практики.

К сожалению, в тот момент эти принципиально важные предложения были отклонены. Однако схожие положения нашли отражение в законопроекте № 466670-6 и в подписанном далее Президентом РФ Федеральном законе от 28 июня 2014 года № 186-ФЗ (далее — Закон № 186-ФЗ).

Этот закон устанавливает, что в решении арбитражного суда могут содержаться ссылки на сохранившие силу постановления Пленума и Президиума ВАС РФ (ч. 4 ст. 170 АПК РФ).

Тем самым суды ориентируются законодателем на следование судебной практике, сформированной ранее ВАС РФ. При этом под сохранившими силу постановлениями Пленума ВАС РФ необходимо понимать те постановления, которые не будут пересмотрены Пленумом объединенного ВС РФ. Под сохранившими силу постановлениями Президиума ВАС РФ — содержащиеся в таких постановлениях правовые позиции (сами постановления Президиума как решения высшей судебной инстанции, по общему правилу, не могут быть отменены), пока такие позиции не изменены Пленумом ВС РФ или Президиумом ВС РФ при выпуске новых разъяснений по вопросам практики и рассмотрении конкретных дел.

Что касается информационных писем Президиума ВАС РФ, то они в указанных изменениях в АПК РФ (в редакции Закона № 186-ФЗ) не упоминаются (как не упоминались и ранее в АПК РФ). Однако и разъяснения ВАС РФ в форме информационных писем, несомненно, должны применяться судами (если ВС РФ не отменит, не отзовет конкретные разъяснения), поскольку они отражают позицию высшей судебной инстанции, которая не канула в Лету, а объединилась с ВС РФ, выступающим теперь ее правопреемником.

Полагаем, что в интересах всех участников споров последовательно отстаивать в судебных разбирательствах сохранение силы за разъяснениями ВАС РФ.

Это означает придание обязательной для арбитражных судов силы постановлениям, принимаемым Пленумом и Президиумом ВС РФ, что позволит объединенному ВС РФ формировать единообразную практику на будущее.

Появляется новая инстанция для арбитражных споров

Проводимая судебная реформа направлена в том числе на сближение порядка рассмотрения дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции (в ближайшее время специальная рабочая группа займется разработкой концепции единого процессуального кодекса).

К сожалению, это нововведение вряд ли можно признать позитивным. Получается, что вступившее в законную силу судебное решение и установленные им правоотношения могут быть трижды пересмотрены вышестоящими судами — окружным арбитражным судом, соответствующей судебной коллегией ВС РФ и Президиумом ВС РФ. Причем каждая из таких инстанций может еще и приостановить исполнение обжалуемых актов.

Это будет существенно увеличивать сроки рассмотрения дел и не способствовать правовой определенности, стабильности в коммерческом обороте, налоговых правоотношениях и т. д. Отметим, что на рассмотрение дела в КЭС в совокупности отводится до семи месяцев, включая время на изучение жалобы судьей ВС РФ и время на ее рассмотрение в судебном заседании.

Между тем, рассматривая еще в 2009 году вопросы судопроизводства в судах общей юрисдикции, ЕСПЧ (орган, официально толкующий обязательную для России Конвенцию о защите прав человека и основных свобод) однозначно отметил, что судебная система, при которой вступившие в силу решения могут по нескольку раз пересматриваться вышестоящими судами, является неопределенной, не предоставляющей надлежащей судебной защиты.

При этом важно отметить, что участниками арбитражных споров (в отличие от многих дел, разрешаемых в судах общей юрисдикции) являются так называемые профессиональные стороны (бизнес и государственные органы со своими юристами). Это также означает, что подобным делам не требуется многоступенчатая система пересмотров.

1. Наделить КЭС правом пересмотра судебных дел по причине отсутствия единообразия в судебной практике (данное предложение было внесено также Объединением корпоративных юристов России).

При наличии такого полномочия КЭС (отметим, что в составе этой коллегии будет работать ряд судей из ВАС РФ) могла бы заменить собой упраздняемый Президиум ВАС РФ и выступить инструментом оперативного упорядочения судебной практики, от единообразия которой, как известно, во многом зависит деловой климат в стране, стабильность отношений бизнеса не только друг с другом, но и с органами власти.

Как будет говориться далее, в первый период (возможно — годы) работы Президиуму объединенного ВС РФ будет очень сложно выполнять свои функции по надзорному пересмотру решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Такая перегрузка может привести либо к увеличению числа отказов в надзорном пересмотре дел, либо к увеличению сроков их рассмотрения и ухудшению качества постановлений Президиума (т. е. правовых позиций высшей инстанции).

В такой ситуации именно КЭС могла бы стать инструментом упорядочения арбитражной практики. Более того, аналогичные функции могли бы выполнять другие судебные коллегии ВС РФ, рассматривающие жалобы на акты судов общей юрисдикции.

2. Обязать КЭС пересматривать дела в широком составе (в частности, речь шла о количестве не менее чем 1/3 состава коллегии, то есть не менее 10 судей).

До вступления в силу изменений Судебные коллегии ВС РФ по гражданским, административным делам рассматривали споры составом из трех судей. Очевидно, что аналогичная практика будет распространена и на КЭС (а также на Судебную коллегию ВС РФ по административным делам, которая будет пересматривать отдельные арбитражные споры).

Между тем такого усеченного состава не вполне достаточно, на наш взгляд и взгляд ряда экспертов, для выполнения задач по сохранению качества арбитражного правосудия, которую могла бы выполнить КЭС.

Напротив, рассматриваемое предложение обеспечило бы наиболее взвешенный и всесторонний подход КЭС к рассмотрению кассационных жалоб и минимизировало риск формирования внутри самой Коллегии различных подходов к разрешению аналогичных дел, то есть риск установления (причем на уровне весьма высокой инстанции) неоднородной, неединообразной судебной практики, против чего направлена проводимая судебная реформа.

Как говорилось выше, предлагалось, чтобы жалобы в КЭС рассматривались по существу не менее чем 1/3 всего состава коллегии. Отметим, что примерно такое же количество судей рассматривало ранее дела в заседаниях Президиума ВАС РФ, что обеспечивало высокое качество принимаемых этой инстанцией судебных актов.

3. Наделить КЭС и другие судебные коллегии ВС РФ, специализирующиеся на рассмотрении споров той или иной категории (гражданских, административных, экономических и др. споров), самостоятельно давать нижестоящим судам рекомендательные разъяснения по отдельным вопросам судебной практики.

Как говорилось выше на примере информационных писем ВАС РФ, этот способ формирования правовых позиций крайне позитивно зарекомендовал себя за последние годы. В том числе и благодаря изданию рекомендательных разъяснений Президиум ВАС РФ смог обеспечить достаточно высокий уровень унификации судебной практики
и предсказуемости правоприменения во всех судебных округах.

Дача рекомендательных разъяснений коллегиями ВС РФ была бы более оперативной мерой упорядочения практики судов по сравнению с изданием постановлений Пленума ВС РФ по тем или иным вопросам (в т. ч. по причине того, что Пленум, как и Президиум ВС РФ, будет объединять судей самой разной специализации, не имеющих опыта в узкоспециальных вопросах корпоративного, налогового, антимонопольного, трудового права и т. д.).

Это приведет к дифференциации судебной практики по различным регионам, что, в свою очередь, противоречит цели судебной реформы, связанной с единообразием судебной практики на территории всей Российской Федерации, а не ее отдельных субъектов.

Хотя все перечисленные предложения были отклонены, полагаем, они сохранят актуальность и в будущем.

Изменяется порядок надзорного пересмотра дел

Опять-таки максимально приближен теперь к существующему в судах общей юрисдикции порядок надзорного пересмотра дел.

Важно учитывать, что на стадии отбора дел для пересмотра решается не только судьба сторон конкретного разбирательства, но и вопрос о том, должна ли быть сформирована Президиумом ВАС или ВС РФ правовая позиция по разрешению данной категории споров. Следовательно, если в деле есть серьезная юридическая проблема (неоднозначное положение закона, пробел в законе и т. п.), но судья ее не увидел и отказал в рассмотрении спора Президиумом, то высшая судебная инстанция лишается возможности устранить эту проблему раз и навсегда (разрешить спор и одновременно дать разъяснение нижестоящим судам). Это обрекает суды на многократное тиражирование, повторение ошибочных решений, пока очередное подобное дело все-таки не попадет в Президиум или разъяснения не будут даны на уровне Пленума высшего суда.

Если обратиться к статистике работы ВС и ВАС РФ, то можно прийти к выводу, что после объединения высших судов значительным образом увеличится не только количество надзорных жалоб, которые должны будут изучаться судьями ВС РФ, но и, самое главное, — количество дел, которые должны будут пересматриваться Президиумом ВС РФ в порядке надзора.

По приблизительным данным, заседая еженедельно (без отпусков и т. п.), Президиум должен будет рассматривать по 14 дел в неделю, что чрезвычайно сложно при условии всестороннего, качественного, надлежащего исследования спора (рассмотрение 10—11 дел в Президиуме ВАС РФ занимало целый рабочий день) и при наличии у судей ВС РФ иных служебных обязанностей кроме работы в составе Президиума.

При этом уменьшение количества дел, рассматриваемых Президиумом, существенно снизило бы значение и роль надзорного судопроизводства. Эффективное и регулярное рассмотрение значимых для практики и развития права дел в порядке надзора является необходимым условием формирования единообразия в судебной практике, а это, в свою очередь, и есть анонсированная цель объединения высших судов.

Кроме того, даже с чисто организационной точки зрения Президиуму ВС РФ будет, вероятно, сложно достаточно часто, систематически и регулярно собираться для рассмотрения всех дел в порядке надзора.

Одновременно встает вопрос, возможно, недостаточно эффективного использования интеллектуальных и профессиональных ресурсов ВС РФ, при котором наиболее сильные судьи — специалисты в области уголовного права будут вынуждены рассматривать в составе Президиума антимонопольные или корпоративные споры, а судьи, специализирующиеся на гражданских, экономических спорах, — уголовные дела.

В связи с этим при рассмотрении упомянутого выше законопроекта № 390470-6 депутатами было внесено предложение (поправка) установить, что для целей пересмотра судебных актов в порядке надзора в составе Президиума ВС РФ формируются две палаты — Палата по уголовным делам и Палата по гражданским делам, которая рассматривала бы все категории дел, кроме уголовных.

Указанные Палаты могли бы формироваться Пленумом ВС РФ из числа судей, входящих в Президиум. Разделение сфер ответственности между Палатами позволило бы:

- увеличить частоту их заседаний и, следовательно, количество рассматриваемых в порядке надзора дел, качество их рассмотрения;

- обеспечить рассмотрение поступающих для пересмотра дел именно теми судьями, к специализации которых они наиболее близки (уголовные дела рассматриваются Палатой по уголовным делам, налоговые, гражданские, корпоративные, антимонопольные и т. п. — Палатой по гражданским делам).

Отметим, что данное предложение отвечает и зарубежному опыту устройства правосудия в высших судебных инстанциях. При этом (в отличие от иностранных государств, где может существовать несколько палат по вопросам гражданского или уголовного права) наличие всего одной палаты по гражданским делам и одной по уголовным повышало бы единообразие практики высшей судебной инстанции (отсутствовали бы расхождения в практике палат одного профиля).

К сожалению, данное предложение было отклонено. Надеемся на возвращение к нему, если этого потребует анализ будущей деятельности Президиума ВС РФ.

Часть значимых для бизнеса споров передается в компетенцию судов общей юрисдикции

Не менее важной задачей, стоящей перед ВС РФ и всеми судами общей юрисдикции, является выработка практики рассмотрения новых для них видов споров. Согласно Закону № 186-ФЗ и иным принятым в ходе судебной реформы законам в подведомственность судов общей юрисдикции переходят дела об обжаловании нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и споры о кадастровой стоимости.

Применительно к первой категории споров в арбитражных судах уже сложилась практика эффективного и объективного рассмотрения таких дел. Судам общей юрисдикции только предстоит ее выстраивать. Между тем подобных споров достаточно много, а надежная защита предпринимателям нужна здесь и сейчас.

Аналогичная ситуация со спорами по кадастровой стоимости — это также непростая тема, к разным аспектам которой постоянно вынужден был обращаться и ВАС РФ. Между тем только удалось относительно упорядочить практику (хотя бы по отдельным вопросам) внутри арбитражной системы, как эта категория дел передается в суды общей юрисдикции.

Полагаем, на данном этапе такая передача дел из компетенции арбитражных судов не может рассматриваться как необходимая.

Подводя итог, можно отметить, что и судам, и участвующим в спорах компаниям, и их юристам предстоит многое сделать, чтобы новая судебная система работала эффективно и единообразно. Также надеемся, что при выявлении недостатков в регулировании новой судебной системы и порядке рассмотрения споров будут своевременно внесены необходимые законодательные изменения.

Ст. 1 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" определяет, что система судов общей юрисдикции в Российской Федерации включает:

  1. федеральные суды общей юрисдикции;
  2. суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (мировые судьи).

Звенья судебной системы федеральных судов

Звено судебной системы - суды, за­нимающие одинаковое положение в судебной системе.

Звенья гражданских судов общей юрис­дикции:

  • основное звено (районные суды);
  • первое промежуточное звено (верховные суды республик, краевые и област­ные суды, суды городов федерального значения, суды автономной об­ласти и автономных округов);
  • второе промежуточное звено (апелляционные суды общей юрисдикции);
  • третье промежуточное звено (кассационные суды общей юрисдикции);
  • высшее звено (Верховный Суд РФ).

Звенья военных судов:

  • основное звено (гарнизонные военные суды);
  • первое промежуточное звено (окружные (флотские) военные суды);
  • второе промежуточное звено (апелляционный военный суд - городской округ Власиха Московской области);
  • третье промежуточное звено (кассационный военный суд - г. Новосибирск);
  • высшее звено (Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда РФ).

Звенья арбит­ражных судов:

  1. основное звено (арбитражные суды субъектов РФ);
  2. первое промежуточное звено (арбитражные апелляционные суды);
  3. второе промежуточное звено (арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды));
  4. высшее звено (Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации).

Суды субъектов РФ, как это видно по сказанному выше, не образуют подобного рода систем (подсистем), поскольку их кон­ституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами.

Понятие судебной инстанции

Судебная инстанция - суд (или его струк­турное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в закон­ную силу).

Вышестоящая инстанция или вышестоящий суд - суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о судебной систе­ме, “суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассацион­ном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам пер­вой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, счи­таются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу”.

Пользуются также весьма созвучным термином “высшая судебная инстанция”. Этот термин является синонимом наименований Вер­ховного Суда РФ, а иногда — и Конституционного Суда РФ.

Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются ос­новными для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о ви­новности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным — и о применении или неприменении уголовного наказания, об определении конкретной его меры. По граж­данским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанно­сти или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или ме­нее четко определены в законе. Исключение составляют арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) и ар­битражные апелляционные суды: им не дано право быть судами пер­вой инстанции (см. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации"). .

Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции при­зван проверять законность, обоснованность и справедливость приго­воров и других судебных решений, как вступивших, так и не вступивших в законную силу:

  • р ешения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу , могут быть обжалованы в апелляционном порядке (ст. 320 ГПК РФ);
  • вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции (ст. 376 ГПК РФ).

В системе судов общей юрисдикции функция апелляционной ин­станции возложена на следующие суды (ст. 320.1 ГПК РФ):

  1. районный суд - на решения мировых судей;
  2. верховный суд республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом - на решения районных с удов, решения гарнизонных военных судов;

апелляционный суд общей юрисдикции - на судебные акты верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 23.10 ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", в ГПК РФ пока не упомянуты);

Апелляционные жалобы по экономическим спорам рассматривает в порядке апелляционного производства арбитражный суд апелляционной инстанции (ст. 258 АПК РФ).

Согласно ст. 10 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также рассматривает в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке, однако помните, что согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" она не входит в систему арбитражных судов в РФ.

Одна из основных особенностей разбирательства судебных дел в апелляционной инстанции заключается в том, что оно (разбиратель­ство) представляет собою полное или частичное повторное рас­смотрение дела с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств, которое может завершиться постановлени­ем нового (апелляционного) приговора либо решения по гражданско­му делу.

Кассационные жалоба, представление подаются (ст. 377 ГПК РФ):

    в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автон омной области, суда автономного округа;

в кассационный суд общей юрисдикции - по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты районных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам (ст.ст. 23.2, 23.6 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации");

Кассационные жалобы в порядке кассационного производства рассматривают (ст. 273, 274 АПК РФ):

  1. арбитражный суд кассационной инстанции (арбитражный суд округа);
  2. Суд по интеллектуальным правам.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также рассматривает кассационные жалобы в пределах своих полномочий, однако помните, что согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" она не входит в систему арбитражных судов в РФ.

На кассационные инстан­ции возлагается проверка законности, обоснованности и справедли­вости вступивших в законную силу всех приговоров по уголовным делам, решений, выносимых в результате рассмотрения по первой ин­станции гражданских дел , а также большинства иных судебных реше­ний. Они же проверяют вступившие в законную силу приговоры и другие решения апелляционных инстанций .

Широкое признание получил термин “надзорная инстанция”. В системе гражданских и военных судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать:

  • в системе судов общей юрисдикции - Президиум Верховного Суда РФ (ст. 391.1 ГПК РФ);
  • в системе арбитражных судов - Президиум Верховного Суда РФ (ст. 308.1 АПК РФ).

Основная задача надзорных инстанций — проверка приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу . Именно этим существенно отличается проверка судебных решений в надзорных ин­станциях от проверки в апелляционных инстанци­ях, которые, как отмечено выше, имеют дело с приговорами и иными судебными решениями, не вступившими в законную силу.


Высшими судами в РФ являются Верховный и Конституционный суды. Они венчают систему российского правосудия и принимают решения, не подлежащие обжалованию. Как разграничены полномочия и функции высших органов судебной власти в России, узнаете из статьи.

Правовое регулирование высшей инстанции судебной системы РФ

Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие осуществляется только судом. Значимость правового положения судебной ветви власти прослеживается в правовом регулировании: основополагающие нормативно-правовые акты, регулирующие структуру судебной системы, приняты в форме федеральных конституционных законов, особенностью которых является специфический порядок принятия, изменения и отмены (ст. 108 Конституции РФ).

Таблица-все суды РФ

Обратите внимание! Из представленной схемы видно, что помимо территориального принципа деления градация судебных инстанций происходит также по типу судопроизводства.

Так, гражданское, уголовное и административное направления входят в сферу деятельности Верховного Суда РФ, а оставшаяся конституционная ветвь ограничивается Конституционным Судом РФ. Указанное деление на виды судопроизводства также прослеживается в структуре высших судов, о чем будет рассказано далее.

Некоторые особенности высших судов РФ

Наравне с законодательной и исполнительной ветвями власти судебная власть самостоятельна и подчиняется только закону. Вступившие в законную силу постановления любого из судов государства являются обязательными для исполнения на всей территории страны и для всех субъектов права. Неисполнение решений суда, а также проявление неуважения к суду влекут ответственность по ст. 297 Уголовного кодекса РФ.

Важно! Отличительной особенностью решений высших судов РФ является их окончательность и непреодолимость юридической силы. Ни решения Конституционного Суда, ни решения Верховного Суда обжалованию не подлежат, а потому имеют особую юридическую силу сродни силе закона.

Именно поэтому судебная практика в зарубежных странах носит законодательный характер и применяется как источник права. Однако в России мнение суда высшей инстанции может рассматриваться как источник права только после его оформления в виде изменения в соответствующий закон, о чем будет рассказано далее.

Рекомендуем к прочтению статью КонсультантПлюс "Можно ли оспаривать постановления Пленумов высших судов?" Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Важно! Помимо особого порядка создания и регулирования деятельности высших судов РФ специфику имеет также процесс их упразднения: Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ, в отличие от остальных элементов судебной системы, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ (ст. 17 закона о судебной системе).

Конституционный суд РФ — суд высшей инстанции РФ по вопросам конституционного контроля

Высший суд РФ по вопросам конституционного контроля — Конституционный Суд РФ (далее — КС):

  • самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть в рамках своих полномочий;
  • решает исключительно вопросы права;


В отличие от предшествующей редакции закона о КС, на настоящий момент КС структурно не разделяется на палаты. Однако помимо судей в КС функционирует аппарат КС, который осуществляет организационное, информационное, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение деятельности КС.

Аппарат КС состоит:

  • Из секретариата. Рассматривает в предварительном порядке поступающие в КС обращения и осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационное и иное возложенное на него обеспечение деятельности КС (положение о секретариате КС, утв. решением КС от 13.07.2000). Общее руководство деятельностью секретариата возложено на председателя КС, текущее — на руководителя секретариата.
  • Управления государственной службы и кадров.
  • Финансового управления.
  • Управления делами.
  • Отдел внутреннего финансого аудита и анализа.
  • Прадставительство Конституционного Суда в Москве.

Также в целях взаимодействия КС с научными организациями создается научно-консультативный совет (параграф 75 Регламента КС).


Полномочия Конституционного Суда РФ

Выделим некоторые из многочисленных полномочий КС (ст. 3 закона о КС РФ):

Следует отметить, что право законодательной инициативы использовалось КС несколько раз — при инициировании принятия закона о КС и соответствующих изменений к нему.

Учитывая особую направленность своей деятельности, Конституционный Суд РФ не вправе отходить от заданных Конституцией РФ направлений устройства и функционирования государства.

Обратите внимание! Разрешая споры о компетенции, КС обязан исходить из установленного Конституцией РФ разделения власти на судебную, законодательную и исполнительную, не допускать двойственности или смешения полномочий.

Высшим судебным органом судов общей юрисдикции является Верховный Суд РФ

ВС осуществляет свою длительность в качестве суда надзорной, апелляционной и кассационной инстанций, а также суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Кроме того, ВС дает судам разъяснения по вопросам судебной практики в форме:

Деятельность ВС в части разъяснения и обобщения судебной практики направлена на приведение к единообразию позиции судов государства и минимизации двойственности толкования закона.

Разъяснения ВС РФ могут даже стать причиной пересмотра судебного акта, если точка зрения суда высшей инстанции на разрешенный судом вопрос разъяснилась, был сформирован иной подход (например, п. 5 ч. 4 ст. 392 Гражданского процессуального кодекса РФ).

Всего в ВС работают 170 судей, которые назначаются Советом Федерации Федерального собрания РФ по представлению Президента РФ.

В целях слаженного функционирования ВС формируется аппарат ВС. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при ВС действует научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом ВС (постановление Пленума ВС от 03.10.2017 № 36).

Структура Верховного Суда РФ

Структура ВС выглядит следующим образом (ст. 3 закона о ВС):

Как отмечалось ранее в настоящей статье, разделение полномочий КС и ВС происходит по типу судопроизводства. И если к ведению КС относится одно направление, конституционное, то ВС регулирует остальные направления, что без должной организации было бы проблематично.

В этой связи в структуре ВС выделены судебные коллегии по административным, гражданским и уголовным делам, экономическим спорам и делам военнослужащих. Именно они вправе рассматривать дела, отнесенные к ведению ВС в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, коллегии дают обобщения судебной практики по вопросам своего ведения и реализуют иные полномочия. Каждая коллегия состоит из председателя, который вместе с тем является заместителем председателя Пленума ВС, а также судей соответствующей коллегии.


Апелляционная коллегия ВС выступает в качестве суда второй инстанции в отношении дел, рассматриваемых в судебных коллегия ВС в качестве суда первой инстанции, а также рассматривает дела по новым и вновь открывшимся фактам. Состоит из председателя, заместителя председателя и 10 судей ВС, избираемых Пленумом ВС по представлению председателя ВС сроком на 5 лет.Руководящие структуры Верховного Суда РФ — Пленум и Президиум

Пленум ВС состоит из председателя, первого заместителя председателя, заместителей председателя — председателей судебных коллегий и судей. При этом стоит отметить, что по приглашению председателя в заседаниях Пленума вправе принимать участие председатель КС, генеральный прокурор, министр юстиции и другие лица.

Помимо прочих Пленум осуществляет следующие полномочия:

  • рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает судам разъяснения по вопросам судебной практики;
  • обращается с запросами в КС РФ;
  • утверждает Регламент ВС.

Обратите внимание! Постановления Пленума принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума, при условии что присутствовало более 2/3 от числа действующих судей ВС, подписываются председателем и секретарем Пленума.

Президиум же состоит из председателя, его заместителей — председателей судебных коллегий и судей и выполняет следующие функции:

  • рассматривает дела в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, вступившие в силу судебные акты;
  • обеспечивает координацию деятельности судебных коллегий ВС;
  • утверждает положение об аппарате ВС, его структуру и штатное расписание;
  • рассматривает отдельные вопросы судебной практики;
  • осуществляет иные полномочия.

Обратите внимание! Заседание Президиума проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума.

Постановления Президиума принимаются большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании.

Как подать жалобу в Верховный суд, рассказывается в статье КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Право законодательной инициативы Верховного Суда РФ

Наряду с высшими органами государственного управления право законодательной инициативы принадлежит КС и ВС в рамках осуществляемой ими деятельности. Как было указано ранее в настоящей статье, КС несколько раз использовал право законодательной инициативы — при внесении закона о КС и поправок к нему.

Деятельность ВС по вопросу законодательной инициативы значительно шире. Так, на настоящий момент за 2019 год ВС внес в Государственную думу РФ 3 проекта федеральных законов (например, постановление Пленума ВС от 11.04.2019 № 8). К постановлению по вопросам законодательной инициативы прикладывается проект изменений соответствующего закона, пояснительная записка и финансово-экономическое обоснование.

Порядок обращения в Верховный Суд РФ

При подаче документов в ВС к ним предъявляются специальные требования для соответствующей категории дел:

  1. По административным делам — гл. 12, 21–23, 26, 27, 34, 35, 36, 37 Кодекса административного судопроизводства РФ.
  2. Гражданским делам — гл. 1, 39, 41, 41.1, 42 Гражданского процессуального кодекса РФ.
  3. Уголовным делам — гл. 45.1, 47.1, 48.1, 49, 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
  4. Делам по разрешению экономических споров — гл. 35, 36.1, 37 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
  5. Делам об административных правонарушениях — гл. 30 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Как и при обращении в иные судебные инстанции, при обращении в ВС заявителем уплачивается госпошлина (ст. 333.17–333.22, 333.36–333.37, 333.40, 333.41 Налогового кодекса РФ).

К подаваемым в ВС документам, которые различаются в зависимости от того, является документ электронным образом оригинального документа на бумажном носителе или изначально созданным в электронный форме, предъявляются следующие требования:

В международной практике сложилось два подхода к формированию высших судов страны:

  • моносистемность — один высший суд для всех категорий дел (например, в США);
  • полисистемность — несколько высших судов, рассматривающих соответствующие категории дел (например, в Германии).

Судебная система РФ служит примером второго подхода. Высшие суды РФ разделены по сферам деятельности: ВС, рассматривающий споры, и КС, проверяющий законы на соответствие Конституции. А также существует структурное деление ВС на коллегии по характеру рассматриваемых дел.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Идеи Джона Локка нашли отражение во многих правовых системах, в том числе и в России. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных заседателей и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Общая схема

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды в России делятся на:

  1. Конституционные суды. Они рассматривают дела о соответствии нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ – это делает Конституционный суд Российской Федерации. А Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют на соответствие нормативные правовые акты субъектов Федерации их Конституциям (уставам).
  2. Суды общей юрисдикции. Основному звену подведомственны уголовные, административные, гражданские и иные дела, такие же дела, относящиеся к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба подсудны военным судам.
  3. Арбитражные суды рассматривают судебные споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  4. Дисциплинарный орган. В его компетенцию входят: обжалование решений Высшей квалификационной коллегии судей (ВККС) о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков, наложения дисциплинарных взысканий и результатов аттестаций.

Верховный суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

  • судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
  • в пределах своей компетенции рассмотрение дела в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции;
  • непосредственно вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам;
  • изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и разъяснение по вопросам судебной практики;
  • разрешение в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Суды общей юрисдикции

К судам общей юрисдикции относятся: верховные суды республик в составе Российской Федерации, краевые, областные суды, суд автономной области, автономных округов, Московский, Санкт-Петербургский и Севастопольский городские суды, районные (городские) суды, и система военных судов.

Районный суд – это основное звено судов общей юрисдикции, в котором рассматриваются дела по первой инстанции и в апелляционной инстанции по отношению к мировым судьям. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Рассматривает более сложные дела, чем мировые судьи.

Мировые суды обладают ограниченной юрисдикцией и рассматривающие малозначительные дела по упрощённой процедуре.

  1. уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы;.
  2. дела о выдаче судебного приказа;
  3. дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  4. дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  5. иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребёнка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  6. дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей;
  7. дела об определении порядка пользования имуществом.

Военные (флотские) окружные суды — это суды РФ, действующие в Вооруженных Силах РФ, входящие в единую судебную систему РФ, осуществляющие задачи правосудия. Ранее именовались военными трибуналами. Система военных судов состоит из военной коллегии Верховного суда России (высшее звено); военного суда Вооруженных Сил, округов, групп войск; военных судов армий, соединений, флотилий, гарнизонов (первое звено).

Арбитражные суды

(1) Арбитражные суды субъектов Российской Федерации — создаются в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономных областях, автономных округах. Дела рассматриваются по первой инстанции, обычно единолично. К полномочиям относятся:

  • рассмотрение всех дел, подведомственных арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Федеральных арбитражных судов округов и Верховного Суда РФ,
  • пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов,
  • изучение и обобщение судебной практики,
  • анализ судебной статистики.

(2) Арбитражные апелляционные суды. К полномочиям суда относятся проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, рассмотренные арбитражными судами первой инстанции субъектов РФ, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им самим судебных актов, анализ судебной статистики. Всего в Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд;

(3) Арбитражные суды округов — создаются по одному в каждом судебном округе. Округ охватывает несколько субъектов Российской Федерации. Всего таких судов 10. К полномочиям относятся: рассмотрение по первой инстанции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение решения арбитражного суда в разумный срок, проверка в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами первой и апелляционной инстанции, пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов.

(4) Суд по интеллектуальным правам — суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций.

Конституционные суды

Конституционный Суд Российской Федерации — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — в Российской Федерации орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.

Продолжаю рассказ о судебной системе. Сегодня речь пойдёт о судах общей юрисдикции (СОЮ), которые рассматривают подавляющее большинство дел в России.

Система судов общей юрисдикции включает следующие звенья: на нижнем уровне – мировые судьи, чуть выше – районные или городские суды, ещё выше – областные и иные региональные суды, а выше – Верховный суд. Также в систему судов общей юрисдикции включают военные суды. Но у них отдельная структура: на нижнем уровне – гарнизонные суды, выше – флотские и окружные, а выше – тот же Верховный суд.

В этих судах дела разбирают в рамках трёх типов судопроизводства, каждый из которых предусматривает свои особые правила. Они прописаны в нескольких разных законах:
гражданское судопроизводство – в Гражданском процессуальном кодексе РФ (ГПК РФ);
уголовное судопроизводство – в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (УПК РФ);
административное судопроизводство – в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Кодексе административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

Ну а теперь расскажу, какими делами эти суды занимаются.

Звенья судов общей юрисдикции

Лирическое отступление: о мировом судье у Чехова

Мировые судьи существовали несколько десятилетий до Октябрьской революции, в советское время эту должность ликвидировали, и заново воссоздали в 1990-х гг. Они должны были разгрузить районные суды, взяв на себя мелкие дела. В итоге сегодня мировые судьи по первой инстанции рассматривают примерно столько же дел, сколько и районные суды.

Мировые судья рассматривают по первой инстанции уголовные дела, где обвиняемому грозит не более трёх лет (ч. 1 ст. 31 УПК РФ), и гражданские дела, где один субъект хочет взыскать с другого не более 50 тыс. руб. (ст. 23 ГПК РФ).

Кроме того, мировой судья разбирает некоторые дела об административных правонарушениях. Это, в частности, дела, где человеку грозит лишение специального права, административный арест или обязательные работы (абз. 6 ст. 23.1 КоАП РФ). Напомню, что мягкие административные наказания (штраф и предупреждение) может наложить полицейский и чиновник. А к другим видам наказаний может приговорить только судья (ст. 3.7-3.14 КоАП РФ): к некоторым – мировой судья, к другим – судья районного суда.

Вот примеры дел, которые должен рассматривать мировой судья:
- человеку кто-то задолжал или нанёс ущерб на 30 тыс. руб. либо он кому-то задолжал или нанёс ущерб на эту сумму;
- человека обвиняют по ст. 116 (побои), по ч. 1 ст. 109 (причинение смерти по неосторожности), по ст. 108 (убийство при превышении пределов необходимой обороны), ст. 119 (угроза убийством), ст. 121 (заражение венерической болезнью), ст. 139 (нарушение неприкосновенности жилища), ч. 1 ст. 158 (мелкая кража), ч. 1 ст. 159 (мелкое мошенничество) или другим статьям УК РФ, где максимальное наказание – не больше трёх лет;
- полиция или другие госорганы хотят посадить человека на несколько суток по ст. 5.35.1 (неуплата алиментов), ст. 6.21 (пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних), ст. 7.27 (мелкое хищение), ст. 12.27 (оставление водителем места ДТП), ст. 19.3 (неповиновение сотруднику полиции), ст. 20.1 (мелкое хулиганство), ст. 20.21 (появление в общественных местах в состоянии опьянения), ст. 20.25 (уклонение от исполнения административного наказания) или другим статьям КоАП РФ с наказанием в виде административного ареста (а также по нарушениям, за которые грозит лишение специального права или обязательные работы).
- супруги, имеющие несовершеннолетних детей, хотят развестись (при отсутствии споров о том, с кем дети останутся) (п. 2 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ).

Во всех этих и многих других случаях дело будет разбирать мировой судья. Если вы кому-то задолжали денег, по общему правилу это будет мировой судья по вашему месту жительства. Если вам задолжали – это будет мировой судья по месту жительства должника. Если же дело касается преступления или административного правонарушения, этим обычно занимается мировой судья по месту происшествия.

Следующее, более высокое звено системы судов общей юрисдикции – районный суд.

В районном суде работают один-два десятка судей. Обычно дело рассматривает единолично кто-то из судей. Если суд большой, судьи специализируются на определённых категориях дел (административных, уголовных или гражданских). Если суд маленький, любой судья может заняться делом из любой сферы.

Районный суд рассматривает по первой инстанции средние по важности уголовные, гражданские и административные дела. В частности, сюда попадают все уголовные дела, кроме тех, где обвиняемому грозит не больше трёх лет (это в мировой суд) и кроме самых жестоких и опасных (это уже областной суд) (ч. 2 ст. 31 УПК РФ). Также здесь разбирают гражданские дела, где один субъект хочет взыскать с другого более 50 тыс. руб. (ст. 24 ГПК РФ), и наиболее важные дела по семейным отношениям (споры о детях при разводе, установление отцовства, лишение родительских прав) (п. 4 ч. 1 ст. 23, ст. 24 ГПК РФ).

Ещё в районные суды попадает большинство жалоб на действия чиновников. Льготы, пособия, пенсии, призыв на военную службу, регистрация по месту жительства, выдача загранпаспорта, разрешение на застройку, регистрация права собственности – споры по всем этим и многим другим вопросам должен решать районный суд в порядке административного судопроизводства (ст. 19 КАС РФ)

Кроме того, районные суды – это апелляционная инстанция для обжалования решений мировых судей (ч. 2 ст. 389.3 УПК РФ, ст. 320.1 ГПК РФ). Наконец, только судья райсуда принимает важнейшие решения при досудебном расследовании уголовного дела. В частности, судья районного суда может позволить заключить человека под стражу, провести обыск или прослушку (ч. 1-2 ст. 29, ч. 9 ст. 31 УПК РФ).

В общем, районные суды разбирают массу разнообразных дел и считаются главным звеном российской судебной системы.

Примеры некоторых дел, которые должен рассматривать судья районного суда:
- между супругами при разводе возник спор о том, с кем после развода останутся дети или иное совместно нажитое имущество дороже 50 тыс. р.;
- следователь просит заключить подозреваемого под стражу до суда или провести у него дома обыск;
- полиция хочет депортировать нелегального мигранта;
- Роспотребнадзор хочет приостановить работу ресторана за нарушение санитарных правил;
- один человек нанёс ущерб другому на 100 тыс. руб.;
- человека обвиняют по ч. 1 ст. 105 (простое убийство), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст. 126 (похищение), ст. 131 (изнасилование), ч. 2-4 ст. 158 (кража со сколь-нибудь значительным ущербом), ч. 2-7 ст. 159 (мошенничество со сколь-нибудь значительным ущербом), ст. 161 (грабёж) или по иным средним и тяжким составам преступлений, предусмотренных УК РФ;
- человек хочет обжаловать штраф или предупреждение, которое наложил на него полицейский, таможенник, судебный пристав, сотрудник налоговой инспекции и любой другой представитель государства;
- человек хочет обжаловать действия полицейского, таможенника, судебного пристава и любого другого чиновника, не связанные с административным правонарушением;
- человек хочет подать апелляционную жалобу на решение мирового судьи.

Во всех этих случаях дело будет рассматривать районный суд. Если это дело рассматривают в первой инстанции, принцип примерно такой же – по месту произошедшего или по месту жительства должника. Если это апелляция, то дело должен рассматривать районный суд, вышестоящий по отношению к мировому судье.

Областной суд по своей структуре похож на Верховный суд. В нём тоже есть несколько структурных подразделений:
коллегия по уголовным делам;
коллегия по гражданским делам;
коллегия по административным делам;
президиум.

В областных судах разбирали громкие уголовные дела, связанные с особо жестокими преступлениями. Например, дело майора милиции Дениса Евсюкова, расстрелявшего в ночь на 27 апреля 2009 г. нескольких человек в супермаркете на Шипиловской улице в Москве, разбирал Московский городской суд. А дела лидеров банды Сергея Цапка, устроившего 4 ноября 2010 г. массовое убийство в станице Кущёвской на Кубани, разбирал Краснодарский краевой суд. И Евсюкова, и главарей банды Цапка приговорили к пожизненному заключению.

Траектория судебного дела

Представим, что размер спорной суммы – 35 тыс. рублей. Эта сумма меньше 50 тыс. руб., так что Смирнов должен обратиться в мировой суд.

Но представим, что кого-то из участников спора решение не устроило. Например, Смирнову кажется, что денег присудили слишком мало, а страховой компании – что слишком много. Тогда в течение месяца кто-то из них подаёт апелляционную жалобу и с получением денег придётся повременить.

Подавать апелляционную жалобу надо через суд, принявший решение в первой инстанции. То есть Смирнов пишет апелляционную жалобу, указывает в ней, что она подаётся в такой-то районный суд через такого-то мирового судью, и сдаёт её мировому судье. Сделано это для того, чтобы судья первой инстанции подобрал к делу все необходимые документы (протоколы заседаний, копию искового заявления и др.) и отправил их вместе с жалобой в суд апелляционной инстанции. В данном случае апелляционная инстанция – это районный суд, вышестоящий по отношению к мировому судье, принявшему решению в первой инстанции.

Но если один из участников процесса очень сильно недоволен решением, его можно обжаловать в кассационной инстанции. Либо Смирнов, либо страховая компания подадут кассационную жалобу в президиум областного суда. Здесь уже нужно подавать жалобу непосредственно в суд кассационной инстанции. Дело в том, что дело сперва пройдёт предварительный фильтр. Один из судей областного суда читает кассационную жалобу и в большинстве случаев пишет отказ: мол, все предыдущие суды прошли нормально, и хватит уже жаловаться. Но в некоторых редких случаях он решит, что дело представляет интерес и передаст его на рассмотрение в судебном заседании. Тогда суд сам запросит документы в нижестоящей инстанции и рассмотрит дело в кассационной инстанции. В итоге он вынесет своё решение.

А вот это решение теоретически уже можно обжаловать в Верховном суде. В данном случае второй кассационной инстанцией будет коллегия Верховного суда по гражданским делам, в надзорной – президиум Верховного суда. Но, как я уже сказал, до этих инстанций почти никто не доживает, и нет смысла подробно о них рассказывать.

Приведённая выше схема меняется, если Смирнов хочет взыскать больше 50 тыс. руб. Тогда первой инстанцией будет районный суд, а апелляционной – коллегия по гражданским делам областного суда. В остальном же траектория не претерпит особых изменений.

В уголовном деле похожая схема. Только вместо страховой компании будет обвиняемый в преступлении, вместо Смирнова – прокурор и потерпевшие, а порог, от которого зависит попадание дела в мировой или районный суд, – это максимальное наказание до трёх лет лишения свободы. И, конечно, рассмотрение дела будет, скорее всего, происходить в суде по месту совершения преступления, а не по месту жительства сторон.

Военные суды

Военные суды – это официально подвид судов общей юрисдикции. Однако они имеют свою структуру и особую сферу деятельности, поэтому поговорим о них отдельно.

В разных странах в разное время возникала необходимость в особом порядке судопроизводства в армии. Особенно это касается военного времени, когда нужно быстро рассмотреть дела солдат, обвиняемых в разных преступлениях: убийстве, грабеже, дезертирстве, изнасиловании и др. Иногда такие органы судят не только своих военных, но и военнопленных вражеской армии плюс осуществляют правосудие на занятой войсками территории: рассматривают дела диверсантов, партизан, шпионов и обычных правонарушителей.

После войны режим работы военных трибуналов смягчился, и они стали больше походить на обычные суды. В итоге в начале 1990-х гг. военные трибуналы и вовсе переименовали в военные суды. Сегодня судопроизводство там ведут так же, как и в других судах общей юрисдикции (т.е. по нормам ГПК РФ и УПК РФ). Ранее судьями могли быть только люди, имеющие воинское звание, но с 2009 г. ими могут быть и гражданские.

Нижнее звено системы военных судов – гарнизонные суды, аналог районных судов и мировых судей. Они привязаны к территории, где размещены несколько воинских частей. Существует, например, Уссурийский, Томский или Одинцовский гарнизонные военные суды. То есть наличие или отсутствие военного суда в каком-то месте зависит не от численности всего населения этой территории, а от того, сколько военных проходят в этом месте постоянную службу.

Гарнизонные суды рассматривают подавляющее большинство дел, подведомственных военным судам, в качестве суда первой инстанции.

Следующее звено – окружные или флотские военные суды. Они привязаны к военным округам и флотам: Северо-Кавказский окружной военный суд, Уральский окружной военный суд, Тихоокеанский флотский военный суд, Балтийский флотский военный суд и др. Это, соответственно, аналог областных судов. Здесь рассматривают наиболее важные и сложные дела, а также апелляционные жалобы на решения гарнизонных судов. В этих судах тоже есть коллегии и президиум: они выполняют, соответственно, роль апелляционной и кассационной инстанции.

Целесообразность существования военных судов у некоторых юристов вызывает сомнения. Можно, конечно, сказать, что военная служба имеет определённую специфику, и судьи должны быть с ней знакомы. Но свою специфику имеет любая другая служба – мы ведь не создаём на этом основании отдельные суды для чиновников, программистов, пекарей или дворников. Тем более, что судят военных по тем же правилам, что и в обычных судах общей юрисдикции. И своей изначальной функции – судить в условиях войны в максимально короткий срок – военные суды уже давно не выполняют.

Система судов общей юрисдикции включает следующие звенья: на нижнем уровне – мировые судьи, чуть выше – районные или городские суды, ещё выше – областные и иные региональные суды, а выше – Верховный суд. Также в систему судов общей юрисдикции включают военные суды. Но у них отдельная структура: на нижнем уровне – гарнизонные суды, выше – флотские и окружные, а выше – тот же Верховный суд.

Мировой судья – самое нижнее звено судебной системы. Каждый мировой судья должен приходиться на территорию где живут 15-23 тыс. человек. Мировым судьям по первой инстанции подсудны следующие дела:
уголовные дела, где обвиняемому грозит не более трёх лет;
гражданские дела, где один субъект хочет взыскать с другого не более 50 тыс. руб.;
дела об административных правонарушениях, где нарушителю грозит лишение специального права, административный арест или обязательные работы.

Следующее, более высокое звено судебной системы – районный суд. Он рассматривает по первой инстанции следующие категории дел:
все уголовные дела, кроме тех, где обвиняемому грозит не больше трёх лет (это в мировой суд) и кроме самых жестоких и опасных (это уже областной суд);
гражданские дела, где один субъект хочет взыскать с другого более 50 тыс. руб.;
наиболее важные дела по семейным отношениям (споры о детях при разводе, установление отцовства, лишение родительских прав);
дела об административных правонарушениях, за которые могут приостановить деятельность организации, дисквалифицировать чиновника и депортировать из страны;
жалобы на решения по делам об административных правонарушениях, если эти решения принял госслужащий (например, инспектор ГИБДД) или мировой судья;
жалобы на действия чиновников, не связанные с административными правонарушениями.

Кроме того, районные суды – это апелляционная инстанция для обжалования решений мировых судей.

Высшее звено системы судов общей юрисдикции – Верховный суд. Он рассматривает отдельные категории дел в качестве суда первой инстанции, но в основном выполняет роль второй кассационной инстанции и надзорной инстанции.

Военные суды официально считаются подвидом судов общей юрисдикции. Судопроизводство в них ведут там так же, как и в других судах общей юрисдикции (по ГПК РФ и УПК РФ). Однако они имеют отдельную структуру и свою сферу деятельности.

Военный суд по общему правилу рассматривает дела, касающиеся двух категорий граждан: первая – это военнослужащие, вторая – люди, проходящие военные сборы. В частности, сюда входят дела об административных правонарушениях и преступлениях, в которых обвиняют военных, а также жалобы солдат или офицеров на действия начальства. Кроме того, в 2014 г. военным судам передали ещё и дела о терроризме.

Целесообразность существования военных судов у некоторых юристов вызывает сомнения.

Следующая статья из цикла "Правоведение для чайников" - "Другие суды"

Читайте также: