Сколько человек могло быть в суде присяжных большое малое жюри

Обновлено: 17.06.2024

— Сложно даже подсчитать, но поступают они постоянно на протяжении последних 5 лет, — сказал Астахов.

Уполномоченный пояснил, что сегодня изъятие ребенка из семьи может происходить по решению суда или органов опеки в экстренном порядке, после чего предусматривается уже рассмотрение судом иска о лишении или временном ограничении родительских прав.

Однако, по словам Астахова, плохой ремонт, недостаток еды, отсутствие уборки как таковые не являются основаниями для экстренного лишения граждан России родительских прав. Реальной причиной к принятию такого решения судьей является угроза жизни или здоровью ребенка.

Омбудсмен считает, что в гражданских спорах жюри может состоять не из 12, а из пяти человек (так называемое малое жюри по аналогии с судебной практикой в США).

Астахов считает, что малой коллегией присяжных должны рассматриваться не только дела, связанные с опекунством и изъятием детей, но также и вопросы определения места жительства детей, раздела имущества, порядок общения и содержания опекаемых.

— Если мы сегодня перейдем на такую форму рассмотрения дел, то начнется серьезный прогресс в рассмотрении семейных дел. А на него есть запрос у общества. Люди хотят знать критерии изъятия детей из семьи, — говорит Астахов. — Опасения, что завтра органы опеки придут за твоим ребенком, а ты не сможешь ничего доказать, формируют крайне негативное отношение общества к профильным органам государственной власти. Внедрение же присяжных в гражданскую судебную практику создаст связь между обществом и властью, необходимую обеим сторонам. Мы просто повысим авторитет правосудия.

Также Астахов заявил, что планирует при своем аппарате создать комиссию по разбору, мониторингу и проверке жалоб на незаконное изъятие детей.

В то же время, согласно статистике уполномоченного, с 2010 по 2014 год сократилось число родителей, лишенных родительских прав, на 34,3% (с 55 847 до 36 697 человек), в том числе в связи с жестоким обращением с детьми — на 67,7% (с 1213 до 392 человек).

За последний год на 21,8% сократилось число отобранных у родителей детей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью. В связи с совершением умышленных преступлений против жизни и здоровья своих чад либо одного из супругов изъятий детей стало меньше на 32%.

Вице-президент Федеральной палаты адвокатов РФ Владислав Гриб уверен, что расширить полномочия общественности в судах нужно как можно скорее, так как есть случаи, когда судьи импонируют одной из сторон в силу ее гендерной принадлежности.

— Наше правосудие чаще всего с женским лицом: и судья часто бывает солидарна с женщиной. Здесь играет роль и менталитет, и тот факт, что одну из сторон судья может посчитать более слабой, нежной, — говорит Гриб. — Большинство дел, связанных с опекунством, заканчиваются тем, что ребенок остается с матерью, однако это не всегда объективное решение.

В то же время Гриб рассказал, что поиск и финансирование присяжных — не самое простое дело, потому как работодатели не стремятся отпускать сотрудников на суды. Соответственно, рассмотрение дел может затянуться.

— Альтернативой, которая могла бы упростить задачу и сократить количество необходимых бюджетных средств, может стать возвращение практики народных заседателей. В этом случае наравне с судьей решение по делу принимается еще двумя гражданскими лицами, — сказал Гриб.

Он также считает, что рассмотрение гражданских дел малой коллегией присяжных не должно быть обязательным — привлекать общественность, по мнению Гриба, стоит по ходатайству одной из сторон или по решению региональных уполномоченных по правам ребенка.

— Нужно, чтобы жюри рассматривали действительно сложные, резонансные дела — связанные в первую очередь с местом жительства детей, родительскими правами, а не разделом имущества между бывшими супругами, — сказал Гриб. — У нас в каждом субъекте есть свой детский омбудсмен, по запросу которого (так же как и одного из супругов, участвующих в деле) могут быть привлечены присяжные.

В то же время первый заместитель председателя комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты РФ Павел Сычев напомнил, что нередки случаи, в которых по решению суда ребенок остается не с тем родителем, который больше заботится о нем, а с тем, кто имеет в обществе вес или внушительное состояние.

— Этого быть не должно, и если коллегия присяжных сможет такие случаи предотвратить, и ребенок будет жить с тем, чья опека действительно будет для него важнее, то она должна существовать, — сказал Сычев.

По делам о преступлениях высшей и средней тяжести прокурор или другой обвинитель должен по окончании предварительного расследования составить обвинительный акт. Этот акт представляется на рассмотрение большого жюри в составе не менее 16 и не более 23 присяжных.

Присяжные большого жюри избираются в публичном заседании суда по жребию из общего списка, составляемого шерифом. Условиями включения в этот список являются наличие собственности и неопороченность кандидатов. Каждый обвиняемый имеет право на отвод присяжных большого жюри, если они внесены в список в нарушение закона или если отдельные присяжные могут быть заподозрены в пристрастии (как например, свидетель со стороны обвинения или человек, высказавший уже определенное мнение о виновности данного обвиняемого в преступлении).

В некоторых штатах установлена более простая форма обвинительного акта, но в ряде штатов сохранилась старинная форма, требующая изложения подробностей вменяемого деяния в строго установленных выражениях, нарушение которых влечет отмену приговора.

Большое жюри рассматривает лишь доказательства обвинения, состоящие из свидетельских показаний, данных ему под присягой, а также документальных данных, но вправе потребовать и представления оправдательных доказательств, могущих опровергнуть обвинение, если ему известно о существовании подобных доказательств.

Заседание большого жюри происходит непублично. По приглашению жюри судья или окружной адвокат может давать присяжным необходимые разъяснения. Согласно правилам Нью- йоркского процессуального кодекса окружной адвокат может по приглашению присяжных производить в заседании жюри допрос свидетелей, но не имеет права присутствовать при обсуждении вердикта.

В таком порядке решение большого жюри принимается только в тех случаях, когда производивший предварительную проверку доказательств судья вынес постановление об отсылке дела большому жюри (commitment).

Однако большое жюри имеет право возбуждать вопрос о привлечении какого-либо лица к суду на основании имеющихся у присяжных сведений о совершении им преступления. В случае принятия такого решения (presentment) на основании данных, собранных самими присяжными, их решение передается суду, при котором они были собраны. Если суд найдет представление присяжных обоснованным, он делает распоряжение об аресте обвиняемого и о направлении его вместе с обвинительным материалом и решением присяжных к одному из судей, производящих предварительную проверку доказательств. Этот последний обязан сообщить сущность обвинения и собранные данные обвиняемому и предоставить ему возможность защищаться против обвинения.

Таким порядком проверки выдвинутого присяжными обвинения должна была устраняться его пристрастность и односторонность

Предание суду присяжными большого жюри, то есть голосами сограждан обвиняемого, было установлено в качестве конституционной гарантии свободы личности против произвольных и необоснованных обвинений.

Однако на практике очень скоро обнаружилось, что деятельность большого жюри далеко не всегда ограждает граждан от неосновательных обвинений. Уже в старой процессуальной литературе отмечался ряд недостатков в организации предания суду большим жюри

Указывалось, что такого рода незаконные действия отдельных членов большого жюри вызывали иногда совершенно необоснованное предание суду обвиняемого. Отмечались также случаи прямого давления на присяжных со стороны судьи или окружного адвоката с целью добиться утверждения обвинительного акта.

Резкой критике подвергалось и право большого жюри выдвигать обвинения в порядке presentment, то есть на основе имеющихся у него данных о совершении кем-либо преступления. Это право легко превращалось в орудие классового пристрастия против обвиняемых из среды рабочих, а в южных штатах — против негров.

Но среди критических замечаний о деятельности большого жюри в Соединенных Штатах было и указание на то, что в ряде случаев жюри слишком требовательно в отношении доказательств и потому часто отвергает обвинения.

Скудные статистические данные, приведенные в книге К. Миттермайера, не дают оснований для каких бы то ни было обобщений: в них нет указаний ни на род дел, по которым чаще всего отвергались обвинения, ни на то, в какой части отклонение касалось обвинений, выдвинутых отдельными гражданами, а. в какой — обвинений, представленных прокуратурой. Но можно признать, что приведенные цифры указывают на исключительно большой процент отклоненных обвинительных актов: 15%' — в штате Массачузетс, 75% (!)—в штате Нью-Йорк.

В старой процессуальной литературе большой процент отклоненных обвинений обычно объяснялся юридической неосведомленностью присяжных

Однако можно думать, что некоторое число отклоненных обвинительных актов объясняется тем, что в присяжные попадали представители мелкой буржуазии и других социальных групп, не соглашавшихся с обвинениями, в основе которых лежали слишком откровенно выраженные интересы крупных промышленников или плантаторов, а нарушение обвиняемым уголовного закона только утверждалось, но не доказывалось.

Косвенным подтверждением этого служит то движение в пользу ограничения деятельности большого жюри, которое привело к расширению полномочий прокуратуры в стадии предания суду. В ряде штатов прокуратура получила право составлять по материалам дела не обвинительный акт, подлежащий рассмотрению присяжными большого жюри, а акт information, то есть непосредственное предъявление обвинения от имени государства в том суде, которому подсудно дело.

Против этой формы предания суду в литературе неоднократно выдвигалось соображение о слишком произвольном характере прокурорской information, подрывавшей конституционную гарантию прав гражданина.

В ряде штатов был сужен круг дел, по которым требовалось составление обвинительного акта и участие в процессе присяжных: многие дела о преступлениях средней тяжести были : отнесены к суммарному порядку производства.

Наконец, параллельно с указанными изменениями происходило и административное регулирование социального состава присяжных, направленное к тому, чтобы в списки вносились и люди, кровно заинтересованные в охране всех видов частной собственности и незыблемости капиталистических порядков.

По причине снижения явки по приглашению на должность присяжных заседателей на законодательном уровне проведена реформа судебной системы. Начиная с 2018 года, действует расширенный спектр обязанностей и прав членов коллегии. Дополнительно внесены правки об изменении количества представителей из народа – сколько присяжных заседателей в суде теперь зависит от инстанции.

Дела рассматриваемые судом присяжных и их количество

Особенности составления и число граждан, которые могут включить в реестр претендентов в присяжные

Согласно ст. №4 ФЗ №113 (в новой редакции 2020 г.) Высшая судебная инстанция по региону РФ один раз в 4 года проводит формирование запасных и основных перечней. Число физических лиц в реестрах устанавливается исполнительным органом или главой местного образования.

Основной

Количество присяжных заседателей в суде составляются методом случайного отбора. Минимум за 7 дней до подготовительного слушанья выбранным гражданам направляют приглашения. Если число откликнувшихся людей меньше необходимого, то проводится повторная выборка. То есть коллегия будет формироваться до тех пор, пока не наберется нужное количество заседателей.

На подготовительном слушанье происходит составление основного списка кандидатов. В данном процессе принимают участие председательствующий судья, адвокат и прокурор. Участники вправе отклонить по одному из претендентов, не обосновывая свой выбор. После утверждения основного реестра члены коллегии приносят присягу.

Посмотрите видео: "Присяжные заседатели теперь в городском и районных судах."

Запасной

Численность граждан для запасных списков в претенденты на должность присяжных составляет не больше 1 /4 от общего реестра кандидатов, утвержденных на уровне субъекта РФ. Ведомость формируется главой администрации населенного пункта или округа, в котором постоянно находится ведомство исполнительной власти. В данный регистр зачисляют только тех людей, которые имеют постоянный адрес прописки по месту нахождения райсуда.

При проведении отбора претендентов для участия в разбирательстве уголовного дела необходимо обеспечить строгое соблюдение статьи №326 УПК Российской Федерации (с последними правками и дополнениями 2020 г.). Основным критерием отбора является то, что физическое лицо не может участвовать в рамках 1 календарного года в нескольких судопроизводствах, невзирая на инстанцию. Согласно действующему законодательству вызов в присяжные разрешен только один раз на время, не превышающее 10 рабочих суток.

Периодичность составления реестра кандидатов

Формировать списки претендентов в коллегию присяжных местный орган самоуправления может не чаще одного раза в 4 года. Это равноценно относится как к основному, так и запасному реестрам. Кроме того, составление общего перечня кандидатов наделено аналогичным правилом.

Критерии, предъявляемые к претендентам

На основании ст.3 ФЗ №113 выборка претендентов в заседатели должна соответствовать установленным в УПК России правилам.

Основные принципы работы суда присяжных

В момент утверждения списков эта информация по каждому участнику проверяется. Однако гражданин также вправе сделать самоотвод, в т. ч. немотивированный.

Процедура и время для формирования реестра кандидатов

Согласно ст.5 ФЗ №113 в период минимум за 3 мес. до завершения полномочий претендентов в коллегию заседателей председатели судебных органов должны представить обновленные списки.

  • ВС России;
  • краевые органы;
  • областные муниципальные образования;
  • ведомства городов федерального значения;
  • автономной области и округов.

В данный реестр внесены персональные сведения физических лиц, участвующих в избирательных кампаниях и референдумах. Исключение из списков присяжных в судах РФ осуществляется на основании ст. №3 ч. №2 действующего закона.

Процедура и основания для удаления претендента из списков заседателей

Состав суда присяжных

На основании ст.7 Федерального нормативного акта №113 существуют критерии, по которым граждан вычеркивают из ранее составленных реестров народных судей. Высший исполнительный орган аннулирует право заседательства при рассмотрении уголовного дела.

  1. Возникновение ситуации, предусмотренных в ст. №3 ч. №2 ФЗ №113.
  2. Человек самостоятельно направил официальное ходатайство о наличии обстоятельств, согласно которых он не может исполнять функцию заседателя в суде:
    • отсутствие навыков владения русским или другим языком, на котором осуществляется рассмотрение уголовного дела;
    • установление диагноза, препятствующего выполнению обязанностей – наличие подтверждающих бумаг (медицинская справка);
    • достижение 65-летнего возраста;
    • гражданин занимает государственный пост или выборную должность в муниципалитете;
    • военнослужащий;
    • увольнение со службы по контракту из ФСБ, охранного ведомства или внешней разведке, в т. ч. в рамках 5 лет со дня данного события.

Кроме указанных причин, претендент вправе подать заявление, если занимается воспитанием несовершеннолетнего ребенка до 3 лет. Самоотвод также допускается без указания мотива, но только при условии, что не давалась присяга.

Как сократился список присяжных

В 2016 году вступил в силу ФЗ №190, на основании которого ряд положений в различных правовых актах претерпели изменения. Обновления представлены в виде комплекса мероприятий, направленных на достижение компромисса между интересами государства и общественности. Одним из видов поправок, принятых 01.01.18 г., стало количество присяжных в суде.

Изменение состава претендентов в заседатели заключается в их сокращении. Районные инстанции и гарнизонные органы власти предполагают участие 6 человек. Чтобы сформировать коллегию в 2020 г. достаточно 12 представителей из народа. В вышестоящее ведомство призывать будут только 8 граждан при наличии минимум 14 кандидатов.

Ранее, до реформы 2016 г., в процессе рассмотрения уголовного дела предусматривалось 12 членов коллегии, которые формировались из 20 претендентов.

Особенности отбора

Формирование предварительного реестра присяжных

Секретарь или помощник судьи после назначения даты заседания будет определять претендентов в присяжные для рассмотрения конкретного уголовного дела. Установление личностей для общего и запасного реестра также осуществляется случайным отбором.

Помощник по судебному заседанию проводит проверку на соответствие кандидатов критериям, установленных в ФЗ №113. При выявлении обстоятельств, препятствующих выполнению гражданского долга, лицо вычеркивается из списка.

Утверждаются претенденты в члены коллегии согласно статье №326 УПК России.

  1. Не допускается вызов одного и того же гражданина для участия в разбирательстве уголовного дела больше 1 раза за 12 месяцев.
  2. После формирования списков претендентов в члены коллегии составляется реестр с указанием именного формуляра каждого кандидата. Дополнительно прописывается адрес регистрации. Утвержденный список подписывается помощником председательствующего судьи.
  3. Предварительный отбор позволяет отсеять граждан, которые не соответствуют критериям в присяжные заседатели. Перечень может дополняться при наличии официального заявления претендента о самоотводе.
  4. В рамках недели людям, прошедшим предварительный отбор, рассылается приглашение явиться на заседание. Указывается дата, время и место.

Количество присяжных в суде и формирование коллегии в зависимости от судебной инстанции

Как формируется суд присяжных

Принятая в 2016 году, реформа сократила количество присяжных, как участников судопроизводства на областном уровне и приравненных к нему судах. Ранее в состав коллегии входило 12 членов, в 2020 г. фигурирует лишь 8 представителей из народа. Примечательно, что в райсудах и гарнизонных военных органа данный список урезан до 6 человек.

Однако обновления затронули не только количество заседателей, но и расширили подсудность рассматриваемых дел.

  • ст. №105 часть №2;
  • статья №111 ч. №4;
  • ст. №228.1 ч. №5;
  • ст. №229.1 ч. №4;
  • ст. №227;
  • ст. №295;
  • ст. №317№
  • ст. №357.

Для данных уголовных дел предусмотрен отбор членов коллегии в составе 6 основных и 2 запасных. Судопроизводство осуществляется на районном и военном уровне.

В таблице приведены нормы и значения, на основании которых устанавливается, сколько должно быть присяжных заседателей в суде в зависимости от инстанции:

Название органаПримечаниеКол-во человек в коллегии
Областные и приравненные к ним судыРанее – 12 человек8 заседателей
Городские, районные и военные ведомстваДо принятия реформы 86 + 2 запасных
Вышестоящий органДо изменений 12 членов из 20 претендентовВыбирается 8 человек из не менее 14 кандидатов

В обязанности присяжных не входит рассмотрение уголовных дел, в которых фигурируют подсудимые, не достигшие совершеннолетнего возраста.

Члены коллегии вне судебного зала

Когда присяжные заседатели входят в состав суд, они автоматически получают статус неприкосновенности. Однако уголовное судопроизводство, это не одно слушание по делу – как правило, рассмотрение затягивается на несколько месяцев, но нередко занимает и годы. Между заседаниями устанавливают перерыв от 2 недель до 3 мес. В этот период судьи из народа продолжают работать по основному месту трудоустройства и ведут обычную жизнь.

Ещё на первом заседании граждане дали присягу, поэтому им запрещено разглашать сведения об обстоятельствах по уголовному делу. Ограничение касается не только посторонних лиц, но и членов их семьей. Кроме того, представители коллеги не вправе собирать информацию вне слушания либо высказывать свое мнение за пределами совещательной комнаты. Если становится известным о нарушении присяги, то вынесенный вердикт могут аннулировать. В остальных действиях присяжные не ограничены и имеют полную свободу.

Вместе с тем члены коллегии являются простыми людьми, у которых есть свои слабости, страха и мечты. Поэтому не существует гарантии, что их не подкупят во время судопроизводства или за пределами совещательной комнаты. Кроме финансового вознаграждения, на гражданина могут давить морально или физически. В таких ситуациях необходимо обращаться в правоохранительные органы для получения защиты.

По информации на 2020 г. включению в реестр присяжных заседателей подлежит свыше 5 млн. человек. Сведения из судебного департамента подтверждают, что порядка 16 субъектов Российской Федерации запросили дополнительное финансирование на формирование списков. ВС РФ дал разъяснение, что для каждого органа будут составляться отдельные перечни кандидатов. Состав для верховного ведомства – 14 претендентов и минимум 12 для районных и гарнизонных органов исполнительной власти. В этот количество включены основные и запасные реестры.

Посмотрите видео: "Оправдана дважды по одному делу судом присяжных."


C 1 июня 2018 года суд присяжных в России получил новые компетенции. Это связано с принятыми поправками к закону об УПК.

Рассказываем, каким будет суд присяжных с учетом принятых изменений.

Что изменилось

Поправки касаются трех основных новелл — рассмотрение дел с участием присяжных заседателей в районных и гарнизонных военных судах, рассмотрение дел присяжными в отношении женщин старше 18 лет, а также мужчин старше 65 лет. Ранее такие обвиняемые не имели права на суд присяжных, поскольку к ним не может быть применен самый суровый вид наказания — пожизненное лишение свободы. Новый закон расширяет число статей Уголовного кодекса, дела по которым могут рассматриваться присяжными.

Также закон сокращает количество присяжных в областных и приравненных к ним судах. Если раньше коллегия присяжных состояла из 12 заседателей, теперь это количество сократилось до восьми. При этом в районном и гарнизонном судах в состав коллегии присяжных входят шесть человек.

Что такое суд присяжных и в чем заключается их работа

Суд присяжных состоит из коллегии заседателей и одного профессионального судьи. Присяжные — обычные граждане — решают, было ли совершено преступление и виновен ли подсудимый. На основе их вердикта судья определяет степень вины и назначает наказание.

В ходе процесса присяжные должны ответить на три вопроса:

  • доказан ли факт преступления;
  • доказано ли, что его совершил подсудимый;
  • виновен ли он в совершенном преступлении.

Обвинительный вердикт считается принятым, если большинство присяжных проголосовали за каждый из трех вопросов. Оправдательным считается вердикт, если не менее половины заседателей дали отрицательный ответ хотя бы на один вопрос. Если голоса разделились поровну, принимается наиболее благоприятный для подсудимого ответ по каждому вопросу.

Оправдательный вердикт обязателен для исполнения судом. Обвинительный — нет. В первом случае суд оправдывает подсудимого. Во втором случае, если судья признает, что обвинительный вердикт вынесен в отношении невиновного, дело направляется на новое рассмотрение другим составом суда.

Какие дела рассматривают присяжные

Коллегиями присяжных рассматриваются уголовные дела.

В течение 2008–2013 годов из-под их компетенции были исключены такие статьи, как "Терроризм", "Захват заложников", "Массовые беспорядки", "Шпионаж", "Организация преступного сообщества", "Убийство", "Производство и сбыт наркотиков в крупном размере", "Изнасилования и сексуальные преступления против детей", "Покушения на общественных деятелей, сотрудников правоохранительных, судейских органов" и др.

Поэтому до 1 июня к компетенции суда присяжных относилось небольшое количество преступлений.

Принятые поправки существенно расширяют их полномочия. Теперь к подсудности присяжных отнесены уголовные дела "Убийство без отягчающих обстоятельств" и "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего". Также присяжным возвращена подсудность дел по фактам убийства с отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 105), незаконного производства и сбыта наркотиков (ч.5 ст. 228.1), контрабанды наркотических средств организованной группой (ч. 4 ст. 229.1), посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317) и геноцида (ст. 357 УК РФ), которые ранее были исключены из компетенции присяжных в случаях, если в качестве наиболее строгого вида наказания к подсудимым не могло быть назначено пожизненное лишение свободы.

К подсудности суду присяжных на уровне областных и им равных судов (где в компетенции суда присяжных остаются действующие 19 статей УК по наиболее тяжким преступлениям, за которые предусмотрено пожизненное лишение свободы или смертная казнь) дополнительно отнесены дела по этим же статьям в отношении женщин старше 18 лет и мужчин старше 65 лет.

Таким образом, вне компетенции суда присяжных остаются лишь уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами в возрасте до 18 лет.

Последние годы суды присяжных продемонстрировали, что они чаще выносят оправдательные приговоры, чем при рассмотрении дел в обычном порядке. В 2017 году из 318 тысяч подсудимых, чьи дела рассматривались судом в общем порядке, были осуждены 67% (212 тыс.), 0,9% (2,9 тыс.) оправданы, в отношении 1,2% (3,9 тыс.) дела были прекращены по реабилитирующим основаниям, в отношении 28% (90 тыс.) — по нереабилитирующим. 11% (23 тыс.) суды смягчили обвинение. С учетом дел, рассмотренных в особом порядке, в 2017 году были оправданы 0,3% подсудимых. После вердиктов присяжных в 2017 году осуждены 446 человек, 52 (10%) оправданы.

Кто может стать присяжным

Присяжным может стать любой гражданин России, если он:

  • достиг 25 лет;
  • не был судим;
  • дееспособен;
  • не состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере.

Кандидатами в присяжные не могут быть:

  • лица, занимающие государственные или выборные должности;
  • священники;
  • военнослужащие;
  • сотрудники правоохранительных и судейских органов.

Одно и то же лицо не может участвовать в судебных заседаниях в качестве присяжного более одного раза в течение года.

Как выбирают присяжных

Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели формируются на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационный ресурс ГАС "Выборы". Имена случайным образом отбирает компьютерная программа. После этого списки утверждаются властью региона и публикуются в СМИ.

При назначении суда присяжных из общего списка также случайным образом отбирают кандидатов в коллегию. Не менее чем за неделю до подготовительного заседания отобранным кандидатам рассылаются повестки.

На подготовительном заседании проходит дополнительный отбор, в котором участвуют судья, подсудимый и обвинитель. Стороны процесса могут отклонять кандидатуры присяжных, если они им по какой-то причине не понравились. Однако без мотивировки обвинение или подсудимый могут отклонять не более двух кандидатов каждый.

После окончания формирования коллегии ее члены избирают председателя из своего состава, а затем приносят присягу.

После присяги за неявку в суд присяжному будет грозить административная ответственность.

Читайте также: