Система органов судебной власти и порядок их формирования в странах снг

Обновлено: 11.05.2024

Система государственных органов стран СНГ основана на конституционном принципе разделения государственной власти.

Все страны СНГ условно подразделяются по форме государственного правления на две основные группы:

1) президентские республики;

2) республики на основе смешанной формы правления.

Все представительные высшие органы законодательной власти во многих странах СНГ по структуре являются однопалатными.

В тех странах СНГ, где принята президентская форма правления, полномочия президента не распространяются на деятельность и роспуск парламента. Каждое государство СНГ самостоятельно определило официальное название правительства, его место и функциональные обязанности в общей системе государственных органов. Все полномочия и обязанности правительства определяются с учетом национальных традиций и устоев. Соответственно, в Азербайджанской Республике, в Республике Узбекистан, Республике Беларусь, на Украине, в Туркменистане – это Кабинет Министров. В Республике Армения, Казахстане, Кыргызстане, Республике Молдова, Таджикистане – это Правительство. Согласно принятым конституциям в странах СНГ там в качестве высшего органа правосудия выступают конституционные суды и суды общей юрисдикции.

Полномочия высших арбитражных судов, местных и военных судов в этих странах осуществляются в рамках действующей конституции конкретной страны.

Во всех странах СНГ конституционно закреплен процесс правового регулирования формирования и деятельности органов конституционного контроля.

Во всех странах СНГ существуют конституционные суды, которые выполняют закрепленные конституцией полномочия надзора и контроля над выполнением нормативных правовых актов. В Конституционный суд имеют право обращаться все граждане этого государства, лица без гражданства, иностранные граждане, проживающие на территории этого государства, а также организации любой формы собственности.

В каждой стране СНГ парламенты названы по-разному: в Республике Беларусь и в Республике Армения – Национальное собрание, в Азербайджанской Республике – Милли Меджлис, в Республике Казахстан, в Республике Молдова и в Грузии – Парламент, в Кыргызской Республике – Законодательное собрание Жогорку Кенеш, на Украине – Верховная Рада, в Республике Таджикистан – Маджлис Оли, в Туркменистане – Халк Маслахаты (Народный Совет) и Меджлис, в Республике Узбекистан – Олий Мажлис.

Все Президенты во всех странах СНГ независимо от принятой формы правления обладают обширными полномочиями. Во всех странах СНГ на пост президента имеет право баллотироваться только гражданин этого государства. Процесс избрания президента основан на всеобщем, равном и прямом избирательном праве при тайном голосовании всех граждан государства. Общепринятый срок полномочий президента – 5 лет, во многих государствах СНГ установлен конституционный запрет, который ограничивает право избираться более двух сроков подряд одному и тому же лицу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

107. Система государственных органов по Конституции 1977 г

107. Система государственных органов по Конституции 1977 г Высшим органом государственной власти (законодательным органом), по Конституции, считается Верховный Совет СССР, высшим исполнительным и распорядительным органом — Совет Министров, или Правительство

Система и виды государственных органов РФ. Конституционные принципы их организации

Система и виды государственных органов РФ. Конституционные принципы их организации Государственный орган – гражданин (индивид) или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями на осуществление задач и функций государства и действующий в

5. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция

5. Система государственных и муниципальных органов управления образованием и их компетенция Федеральное Собрание Российской Федерации создает законодательную базу в области образования, утверждает соответствующие статьи бюджета и контролирует выделение

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти

6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти Система государственных органов власти Киевской Руси:1) Великий киевский князь;2) удельные князья;3) представительный орган – всенародное вече;4) совещательный

Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Органы государственных внебюджетных фондов. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц

Глава 5. Налоговые органы. Таможенные органы. Органы государственных внебюджетных фондов. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации1.

Статья 53. Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов

Статья 53. Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов 1. В ч. 1 ст. 53 говорится о праве государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом, возбуждать от своего

Система государственных органов КНР

Система государственных органов КНР По Конституции КНР высшим органом государственной власти является ВСНП. Число депутатов ВСНП не должно превышать 3000 человек. Срок полномочий ВСНП — пять лет. ВСНП работает в сессионном порядке, очередные сессии проводятся один раз в

28. Система государственных органов Великобритании

28. Система государственных органов Великобритании Система государственных органов Великобритании, в частности парламент, действует на основании конституционных соглашений и правовых обычаев. Такое положение существует со времени принятия самой

31. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система

31. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Во Франции существует смешанное (или полупрезидентское) республиканское правление. Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.Современная Франция

38. Система государственных органов Японии

38. Система государственных органов Японии Систему государственных органов Японии представляет глава государства – Император, Парламент, Кабинет министров и Верховный суд.Власть переходит по наследству только по мужской линии – от отца к старшему сыну, женщины

39. Система государственных органов Великобритании

39. Система государственных органов Великобритании Особенностью функционирования британского Парламента является отсутствие в государстве писаной конституции, поэтому многие Нормы парламентской жизни, взаимоотношений с правительством остаются урегулированными

44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система

44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Франция является смешанной (полупрезидентской) республикой, система органов власти которой основана на принципе разделения властей.Франция сегодня – это республика с сильной

59. Система государственных органов Японии

59. Система государственных органов Японии Главой государства является Император. Монарший трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. Женщины полностью исключены из системы престолонаследия. Согласно конституционным нормам, Император является только

76. Система государственных органов СНГ

76. Система государственных органов СНГ Принцип разделение властей – основополагающий принцип осуществления государственной власти. Этот принцип заложен в организацию и деятельность высших органов государства.По форме правления государства – участники Содружества

Особое влияние на конституционное развитие стран СНГ и на их текущее законодательство оказали такие международно-правовые акты, как Устав ООН; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.
Демократическая направленность преобразований, происходящих в обществе и государстве, находит свое отражение в конституциях стран СНГ.
Основы конституционного строя утверждаются на принципиально новых для этих государств демократических принципах,общепризнанных в мировом сообществе:
1) провозглашение демократического характера государства;
2) признание человека высшей ценностью в обществе и государстве и конституционное закрепление его основных прав и свобод;
3) народовластие;
4) принцип разделения властей;
5) стремление к правовой государственности;
6) верховенство закона во всех сферах государственной жизни;
7) политический плюрализм; равноправие и плюрализм всех форм собственности;
8) социальная направленность государственной власти; светский характер государства.
В той или иной форме закрепление или декларация этих принципов присутствуют во всех конституциях стран СНГ.
Большинство конституций стран СНГ закрепляют суверенитет народаи народ провозглашается единственным источником государственной власти.
Большое значение в конституциях стран СНГ придается провозглашению государственного суверенитета.
Практически все конституции государств СНГ закрепляют социальный характер государства.
Это означает, что конституцией на государство возлагается обязанность стремиться к обеспечению социальной справедливости и благополучия населения страны, а также проводить такую социальную политику, которая нацелена на социальную защищенность человека. Важнейшее место в конституциях стран СНГ отводится регулированию вопросов, связанных с правом собственности.Большинство конституций стран СНГ провозглашают равную защиту всех форм собственности.
Практически все конституции стран СНГ провозглашают демократический характер государства.В основных законах этих государств запрещается узурпация государственной власти кем бы то ни было.
В ряде конституций государств СНГ провозглашаются политический плюрализм и идеологическое многообразие.
Значительное место в конституционном праве государств – участников СНГ занимают постановления, закрепляющие основы правового статуса личности. Степень развития данного государственно-правового института определяется характером политических реформ, проходящих в каждой из стран – участниц Содружества. Содержание разделов конституций стран СНГ, посвященных правовому статусу личности, свидетельствует об имплементации международно-правовых норм, посвященных правам и свободам человека, в их внутригосударственное законодательство.
Права и свободы, прокламируемые в конституциях стран – участниц СНГ, условно можно подразделить на 3 группы:
1) личные;
2) политические;
3) социально-экономические.

По форме правления государства– участники Содружества условно можно разделить на 2 основные группы:
1) президентские республики;
2) республики со смешанной формой правления. По отдельным формальным признакам к президентским республикам можно отнести Азербайджанскую Республику, Грузию, Республику Таджикистан, Туркменистан, Республику Узбекистан. Остальные государства Содружества, (также условно) можно отнести к республикам со смешанной формой правления (полупрезидентским).
Парламентамистран СНГ являются: Милли Меджлис в Азербайджанской Республике; Национальное Собрание Республики Армения; Национальное Собрание Республики Беларусь; Парламент Грузии; Парламент Республики Казахстан; Законодательное собрание Жогорку Кенеш Кыргызской Республики; Парламент Республики Молдова; Маджлис Оли Республики Таджикистан; Халк Маслахаты (Народный Совет) и Меджлис Туркменистана; Олий Мажлис Республики Узбекистан; Верховная Рада Украины.
Отличия в вопросе организации высших представительных органов в Туркменистане: по Конституции образуются 2 высших представительных органа – Халк Маслахаты как высший представительный орган народной власти и Меджлис (парламент) как законодательный орган.
По своей структуре органы законодательной власти стран СНГ являются однопалатными. Исключение: Республика Беларусь, Республика Казахстан и Кыргызская Республика – парламенты двухпалатные.
Президентв государствах СНГ наделяется очень широкими полномочиями.
Президентом может быть избран гражданин данного государства на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий, как правило, 5 лет.
В государствах с президентской формой правления (Азербайджанская Республика, Грузия, Туркменистан, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан) президент по конституции является главой государства, главой исполнительной власти, верховным главнокомандующим и т. д.
Наличие, помимо поста президента, поста премьер-министране типично для президентских республик, где правительство возглавляет сам президент. Однако в некоторых республиках СНГ предусматривается и пост премьер-министра(Азербайджанская Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан).
Президент в странах с президентской формой правления наделен широкими полномочиями в исполнительной сфере государственной деятельности.
В государствах СНГ со смешанной формой правления полномочия президента также могут быть весьма широкими.
Правительство в странах СНГ:Кабинет Министров – в Азербайджанской Республике, Республике Узбекистан, в Республике Беларусь, на Украине, в Туркменистане; Правительство – в Республике Армения, Казахстане, Кыргызстане, Республике Молдова, Таджикистане.
Компетенция правительства в большинстве стран СНГ в своей основе очень похожа.
В соответствии с конституциями стран СНГ правосудиев них осуществляется: конституционными судами, верховными судами общей юрисдикции, высшими арбитражными судами, а также местными судами и военными судами. Организационная структура судебной системы в странах СНГ примерно одинакова.

Политические партиибольшинства латиноамериканских стран не играют решающей роли в механизме осуществления государственной власти,
что значительно отличает страны континента от развитых демократических государств и сближает их с развивающимися афро-азиатскими. Незначительная роль политических партий в государственном механизме стран Латинской Америки объясняется рядом причин,среди которых внепарламентский способ формирования правительства, гипертрофированная президентская власть, ведущая роль исполнительных органов в процессе осуществления государственной власти, традиционное влияние вооруженных сил на политическую систему, относительная слабость законодательных органов, незначительная роль органов местного самоуправления.
Конституции устанавливают, что принимать участие в деятельности политических партий могут лишь граждане страны, обладающие правом голоса.Принципиальным является закрепление в текстах ряда латиноамериканских конституций (Перу и др.) обязанности государства не отдавать предпочтения ни одной из политических партийи предоставлять им равные возможности при проведении избирательных кампаний в пользовании средствами массовой информации. Некоторые конституции (Панамы 1972 г. и др.) помещают статьи о политических партиях в раздел о политических правах граждан, объединяя их с принципами избирательного права.
Для большинства конституций латиноамериканских стран характерно отсутствие специального раздела о политических партиях (хотя имеются и исключения: Конституция Бразилии 1988 г., Конституция Чили 1980 г. и др.). Как правило, конституции отсылают к специальным законам, подробно регулирующим деятельность политических партий. Обычно это законы о политических партиях, о финансировании избирательных кампаний, об общественных объединениях и т. д.
Характеризуя партийные системы латиноамериканских стран, следует отметить их нестабильность,вызванную зачастую нестабильностью самого государственного режима. Однопартийные системы с полным запрещением функционирования других политических партий, кроме правящей, отошли в прошлое. Исключение составляет Республика Куба с правящей Коммунистической партией. Двухпартийные системы, существовавшие в Бразилии, Уругвае и других странах, были преобразованы в многопартийные. Поэтому в настоящее время страны Латинской Америки относятся к странам с многопартийной системой без монопольно действующей партии(Венесуэла, Колумбия, Коста-Рика, Перу, Эквадор и др.).
Латинская Америкапрактически не знает понятия стабильно организованной оппозиции европейского образца,поскольку поражение политической партии на выборах часто заканчивается ее простым уходом с политической арены.
Особая разновидность многопартийной системы существует в Мексике, где при формальной множественности политических партий в государственной и политической жизни страны с 1929 г. фактически превалирует одна партия – Институционно-революционная партия Мексики, хотя в последние годы резко возрастает влияние и роль других политических партий и партийных блоков.

В современный период система органов местного самоуправления строится в соответствии с административно-территориальным делением страны, одной из основных единиц которого является муниципия.
На муниципии делятся штаты и провинции. Основные принципы муниципального самоуправления обычно регулируются основным законом страны – конституцией, а в федеративных государствах – Бразилии, Аргентине, Мексике и Венесуэле – также конституциями и законодательством штатов и провинций, которыми и определяются вся система местного самоуправления, его компетенция, порядок формирования и взаимоотношения с центральными органами государственной власти и управления.
Каждая муниципия управляется муниципалитетом,который избирается на установленный законом срок путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Население избирает обычно председателя, советникаи других должностных лиц муниципалитета.
Муниципии имеют права юридического лицаи в соответствии с законом самостоятельно распоряжаются своим имуществом. В рамках своей компетенции муниципальный совет уполномочен издавать постановления, административные циркуляры и положения общего характера. В своем ведении муниципальный совет обычно имеет различные службы, ответственные за жизнеобеспечение населения соответствующей муниципии: службы торговли и центров снабжения питьевой водой и любые другие, организованные в соответствии с законодательством штата или провинции с учетом административно-территориальных и социально-экономических условий данной муниципии. Муниципии одного штата для более эффективной деятельности указанных служб по предварительной договоренности между своими советами могут объединяться и координировать свои действия.
Муниципии обладают значительной экономической самостоятельностьюв социально-экономической области: они могут самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от принадлежащего им имущества, а также налогами и другими поступлениями. Вместе с тем законодательные органы штатов проверяют их финансовые отчеты.
Муниципии в пределах установленных в отношении них законов имеют праворазрабатывать, утверждать и реализовывать систему районирования и планы развития муниципального хозяйства.
Органы местного самоуправления в странах Латинской Америки не могут непосредственно заниматься политической деятельностью или принимать политические решения,хотя в их ведение входят выдача разрешений на проведение митингов, шествий, демонстраций и собраний в общественных местах, а также поддержание общего порядка во время проведения названных мероприятий. Для этих целей обычно используются силы муниципальной полиции, непосредственно подчиненные муниципальным органам.
Особенностью муниципального управления Бразилии является закрепление в Конституции 1988 г. оснований для осуществления вмешательства штатов в дела муниципалитетов и назначение правительством штатов своих уполномоченных (интервенторов),которым на определенный срок может быть передано управление муниципией с одновременной приостановкой деятельности муниципального совета.

Конституционный процесс в арабских странах обладает рядом особенностей:
1) довольно широкое распространение в арабских странах получил конституционный референдум. Его проведение не зависит от того, есть ли в стране парламент. В ряде стран конституционный референдум сочетался с необходимостью одобрения проекта конституции парламентом (АНДР 1963 г., АРЕ 1971 г. и т. д.);
2) отражением полуколониальной зависимости ряда стран явился факт принятия в них конституций еще в период между двумя мировыми войнами (Конституция Египта 1923 г., Ирака 1924 г., Ливана 1926 г., Трансиордании 1928 г., Сирии 1930 г., Кувейта 1939 г.). При этом в период господства европейских колонизаторов конституции составлялись лишь по западноевропейским образцам (Конституция Египта, например, была составлена по образцу Бельгийской Конституции 1831 г., Конституция Ливана копировала Конституцию Франции 1875 г., Иракская Конституция синтезировала положения ряда европейских конституций и т. д.). Эти конституции отражали известный компромисс между национально-освободительным движением в этих странах и конституционными принципами капиталистических государств;

Читайте также: