Секретариат председателя суда чем занимается

Обновлено: 25.06.2024

СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 28 октября 2019 года N 245

(с изменениями на 5 ноября 2019 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Признать утратившим силу приказ Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. N 5 "Об утверждении Типового положения об аппарате окружного (флотского), гарнизонного военного суда".

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

УТВЕРЖДЕНО
приказом Судебного департамента
при Верховном Суде
Российской Федерации
от 28 октября 2019 года N 245

Типовое положение об аппарате военного суда

1. Общие положения

1.2. Настоящее Положение разработано в целях повышения эффективности работы по организационному обеспечению деятельности военных судов и определяет общие принципы организации и направления деятельности аппарата военного суда.

1.3. Аппарат военного суда (далее - аппарат суда) выполняет функции, направленные на организационное обеспечение деятельности соответствующего военного суда по осуществлению правосудия.

1.4. В своей деятельности аппарат суда руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приказами и распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Инструкцией по делопроизводству в военных судах (далее - Инструкция), настоящим Положением, соответствующими положениями о структурных подразделениях (отделах), иными локальными актами, приказами и распоряжениями председателя военного суда.

1.5. Руководство деятельностью аппарата суда осуществляется председателем соответствующего военного суда.

2. Структура аппарата суда и штатное расписание военного суда

2.1. Аппарат суда состоит из соответствующих структурных подразделений - секретариата, управлений, отделов, не входящих в их состав должностей "помощник председателя суда" и "помощник судьи", а также должностей, не относящихся к должностям федеральной государственной гражданской службы.

2.2. В военных судах, где численность аппарата суда не позволяет создавать отделы, аппарат суда состоит из отдельных должностей, как относящихся, так и не относящихся к должностям федеральной государственной гражданской службы.

2.3. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата военного суда, включающие количество и наименование отделов, взаимодействие и подчиненность подразделений, наименование и количество должностей, определяются в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом и утверждаются:

в кассационном, апелляционном, окружных (флотских) военных судах - президиумами этих судов по согласованию с Судебным департаментом;

в гарнизонных военных судах - председателями этих судов по согласованию с управлениями Судебного департамента в субъектах Российской Федерации;

в гарнизонных военных судах, дислоцирующихся за пределами территории Российской Федерации, - председателями этих судов по согласованию с Судебным департаментом.

2.4. В структуру аппарата кассационного, апелляционного, окружного (флотского) военного суда в соответствии с утвержденным штатным расписанием суда с учетом примерной структуры, определенной Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, в зависимости от численности работников могут входить: секретариат председателя суда, управление делами (отдел делопроизводства), отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам, отдел обеспечения судопроизводства по административным (гражданским) делам; отдел судебной статистики и правовой информатизации, кодификации и систематизации законодательства, обобщения судебной практики; отдел государственной службы и кадров; отдел материально-технического обеспечения, эксплуатации и ремонта зданий; финансово-бухгалтерский отдел (далее - структурные подразделения аппарата суда).

2.5. В структуру аппарата гарнизонного военного суда в соответствии с утвержденным штатным расписанием суда с учетом примерной структуры, определенной Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции, в зависимости от численности работников могут входить: общий отдел (отдел материально-технического обеспечения, отдел государственной службы и кадров, отдел информатизации), отдел обеспечения судопроизводства (отдел обеспечения судопроизводства по уголовным делам, отдел обеспечения судопроизводства по гражданским делам).

2.6. Конкретные задачи, функции и направления деятельности отделов, секретариата, управления делами при необходимости могут определяться соответствующим положением об отделах, секретариате, управлении делами военного суда, утверждаемым председателем суда.

2.7. Контроль за деятельностью структурных подразделений аппарата суда и работников аппарата суда, а также руководство деятельностью начальников отделов, руководителя секретариата, управляющего делами (далее - руководители подразделений) осуществляет непосредственно председатель военного суда и (или) его заместители в соответствии с распределением должностных обязанностей.

2.8. Непосредственное руководство структурными подразделениями аппарата суда осуществляют руководители подразделений, а в период их временного отсутствия - их заместители. В случае временного отсутствия заместителя руководителя подразделения либо отсутствия таковой должности приказом председателя суда руководство структурным подразделением возлагается на одного из работников аппарата суда.

2.9. Распределение функциональных обязанностей между работниками структурного подразделения осуществляется руководителем подразделения или его заместителем.

2.10. В военных судах, где соответствующие структурные подразделения не созданы, распределение функциональных обязанностей между работниками аппарата суда осуществляет председатель военного суда и (или) его заместители в соответствии с должностными регламентами.

2.11. Работники аппарата суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата суда также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

2.12. Права и обязанности работников аппарата суда, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе. Им присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации и выдаются удостоверения установленного образца.

2.13. Работники аппарата суда, замещающие должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, осуществляют деятельность на основании заключенных с ними трудовых договоров в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

2.14. Работникам аппарата суда предоставляются социальные гарантии, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.15. Должности "помощник председателя суда", "помощник судьи" в состав подразделений суда не включаются, поскольку должности категории "помощники" учреждаются для содействия лицам, замещающим государственные должности, в реализации их полномочий и замещаются на определенный срок.

2.16. Назначение и освобождение от должности работников аппарата суда осуществляется приказом председателя военного суда.

2.17. Должностные обязанности, права, квалификационные требования и ответственность работников аппарата суда определяются соответствующими должностными регламентами, утверждаемыми председателем военного суда.

2.18. При разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих аппарата суда необходимо руководствоваться методическими рекомендациями Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

2.19. Должностные регламенты помощников председателя суда, помощников судей военных судов разрабатываются и утверждаются в соответствии с положениями типовых должностных регламентов, утвержденных Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

2.20. Должностные инструкции работников аппарата суда, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, разрабатываются и утверждаются с учетом положений и требований трудового законодательства Российской Федерации.

2.21. При осуществлении своей деятельности работники аппарата суда основываются на принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод граждан, сохранения конфиденциальности информации и персональных данных, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Основные задачи аппарата суда

3.1. Аппарат суда осуществляет организационное обеспечение деятельности военного суда, которое включает в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного, аналитического, статистического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

3.2. Основными задачами аппарата суда являются:

организация, ведение и сопровождение общего документооборота и судебного делопроизводства военного суда;

организационное и техническое обеспечение судопроизводства по уголовным, административным, гражданским делам, делам об административных правонарушениях, материалам о грубых дисциплинарных проступках военнослужащих и иным материалам (далее - судебные дела), в том числе по осуществлению организационно-подготовительных действий в связи с назначением дел к слушанию и непосредственным проведением судебных заседаний, оказание помощи судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия, принятие и выдача документов, организация и ведение аудиопротоколирования хода судебного заседания, удостоверение копий документов, вручение документов, уведомлений и вызовов, контроль уплаты пошлин и сборов, обеспечение ведения протоколов судебного заседания, ведение учета движения дел и сроков их прохождения в суде, обеспечение обращения к исполнению судебных решений и контроль их исполнения;

организационное и техническое обеспечение деятельности президиумов кассационного, апелляционного, окружных (флотских) военных судов (далее - президиум суда);

организация и ведение архивного делопроизводства, а также осуществление хранения дел и иных материалов;

организация и ведение информационно-справочной работы по законодательству Российской Федерации, контролю изменений законодательства Российской Федерации, обобщению данных судебной практики;

организация и ведение работы по информационному обеспечению деятельности суда, в том числе по обеспечению внедрения и применения в деятельности военного суда передовых информационных и телекоммуникационных технологий и систем, внесению надлежащей информации и сведений в базы данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (далее - ГАС "Правосудие");

организация и сопровождение кадровой деятельности в военном суде;

планирование и контроль деятельности по защите государственной тайны и обеспечению режима секретности;

организация и ведение бюджетного (бухгалтерского) учета финансово-хозяйственной деятельности, контроль за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов военного суда;

ведение первичного статистического учета и формирование утвержденной отчетности, подготовка аналитических справок и материалов по запросам вышестоящих судов, Судебного департамента и его органов на основе данных информационных систем военного суда, которые не могут быть получены из иных источников или централизованных информационных ресурсов судебной системы;

организация материально-технического обеспечения деятельности военного суда, хранения и учета материальных ценностей, содержания и эксплуатации служебного автотранспорта;

организация эксплуатационного обеспечения, содержания, проведения капитального и текущего ремонта, а также участие в строительстве зданий и сооружений военного суда, в том числе контроль за выполнением работ;

организация и (или) выполнение комплекса мероприятий по охране зданий, сооружений, помещений и имущества военного суда;

осуществление приема граждан и документов;

организация взаимодействия с общественностью и средствами массовой информации;

иные задачи, направленные на организационное обеспечение деятельности военного суда.

3.3. Функции помощников председателя суда, помощников судей военных судов следуют из положений процессуального законодательства Российской Федерации и определяются должностными регламентами, утверждаемыми председателем военного суда в соответствии с типовыми должностными регламентами, утвержденными Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

4. Основные направления деятельности структурных подразделений кассационного, апелляционного, окружных (флотских) военных судов

4.1. Секретариат председателя суда

4.1.1. Секретариат председателя суда (далее - секретариат) является структурным подразделением военного суда, подчиняется председателю суда и предназначен для осуществления правового, организационного, информационного, документационного и иного обеспечения деятельности председателя суда.

Непосредственное руководство деятельностью секретариата осуществляет его руководитель.

4.1.2. Основными направлениями деятельности секретариата являются:

подготовка, в том числе с привлечением других структурных подразделений суда, аналитических и иных материалов по различным направлениям деятельности для использования в работе председателем суда;

обеспечение деятельности председателя суда технической и информационной составляющими, в том числе при проведении совещаний и в процессе взаимодействия с другими организациями, участие в подготовке и оформлении решений, принимаемых председателем суда;

изучение служебной корреспонденции, поступившей на имя председателя суда, обеспечение ее доклада, поручение рассмотрения поступившей корреспонденции структурными подразделениями суда в соответствии с установленным порядком;

организация подготовки, согласования и доклад внутренних документов председателю суда;

4.1. Делопроизводство при рассмотрении обращений в Секретариате Конституционного Суда


4.1. Делопроизводство при рассмотрении обращений
в Секретариате Конституционного Суда

4.1.1. В процессе рассмотрения обращений Секретариатом Конституционного Суда формируются следующие документы: ответы заявителю, заключения (справки) по обращению для его передачи судьям для предварительного изучения в соответствии со статьей 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

4.1.2. Переписка с заявителями по поводу обращений осуществляется Секретариатом Конституционного Суда и Представительством на бланке Секретариата Конституционного Суда за подписью исполнителя (либо по решению начальника соответствующего подразделения за его подписью) с указанием должности, инициалов и фамилии подписавшего. Форма бланка Секретариата Конституционного Суда утверждается Председателем Конституционного Суда.

4.1.3. При рассмотрении обращения исполнителями создаются внутренние документы по обращению, наименование которых в электронных папках обращений АИС "Судоделопроизводство" в целях унификации должно соответствовать установленному формату:

Петров И.И. - ст. 155 ТК (Иванов И.И.),

где: а - фамилия и инициалы заявителя (кратко - наименование заявителя-юрлица);

б - кратко - предмет обжалования;

в - фамилия и инициалы исполнителя (если это заключение или справка, подготовленные несколькими исполнителями, указывается несколько исполнителей).

4.1.4. Заключения (справки) готовятся отраслевыми управлениями Секретариата Конституционного Суда по обращениям, требующим, по мнению управления, изучения судьями в порядке статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", и подписываются начальником (заместителем начальника) управления с указанием исполнителя в тексте документа и даты подготовки материала.

Заключения (справки) по обращениям оформляются на стандартных листах бумаги формата A4. В заголовке к тексту документа указывается наименование документа. Они подписываются начальником (заместителем начальника) управления. В случае совместной подготовки документа двумя управлениями их подписи располагают на одном уровне (строке). При этом необходимо указывать фактическую должность лица, подписавшего документ, и его фамилию. Не допускается подпись документа с предлогом "за" или проставлением черты перед наименованием должности. На следующей строке после наименования должности подписавшего должна быть напечатана дата подготовки аналитического документа.

4.1.5. Текст документов, как правило, оформляется шрифтом Times New Roman размером 14 с межстрочным полуторным интервалом, с выравниванием текста по ширине (кроме заголовков, а также иных структурных элементов текста, выравниваемых в соответствии с настоящей Инструкцией и общеупотребительными правилами). Начало абзаца устанавливается через 12,5 мм от границы левого поля документа. Размеры полей каждого листа документа, оформленного как на бланке, так и без него, должны быть не менее: 20 мм - левое, 10 мм - правое, 20 мм - верхнее, 20 мм - нижнее поле.

При оформлении документа на двух и более страницах вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы вверху страницы справа.

При ссылке в тексте документа на правовой акт указывается вид акта, дата его принятия, номер и название.

При ссылке на иные документы указывается вид документа, дата, номер и его наименование (или краткое описание содержания, если нет наименования).

Адрес на исходящем документе-ответе размещается в правом верхнем углу текстового поля бланка с выравниванием по левому краю с одинарным межстрочным интервалом, между адресом и фамилией адресата - пустая строка.

При адресовании документа в организацию или ее структурное подразделение без указания фамилии должностного лица их наименования пишутся в именительном падеже.

При адресовании документа конкретному должностному лицу наименование организации и ее структурного подразделения указывается в именительном падеже, а должность и фамилия - в дательном.

При адресовании документа руководителю организации ее наименование входит в наименование должности адресата.

При наличии приложения к документу на него делается ссылка ниже текста документа, например: Приложение: на 4 л.

При необходимости указывается наименование приложения и количество листов по каждому наименованию, например: Приложение: на 15 л., справка, чек-ордер об уплате государственной пошлины от 12 января 2009 года.

4.1.6. Первые экземпляры исходящих документов подписываются соответствующими должностными лицами. Если документ отправляется в несколько адресов, то все отправляемые экземпляры документа подписываются соответствующим должностным лицом.

Подпись отделяется от текста пустой строкой (либо несколькими), в состав подписи входят: наименование должности лица, его личная подпись и ее расшифровка.

Если документ подготовлен на бланке Секретариата Конституционного Суда, в составе подписи наименование "Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации" не указывается.

4.1.7. В случае если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и/или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается, а само обращение передается на временное хранение в ООД с пометкой "в дело".

4.1.8. В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит передаче на рассмотрение, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение (в случае, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению).

4.1.9. При поступлении материалов от заявителя без обращения в Конституционный Суд и не содержащих каких-либо требований, исполнитель осуществляет возврат материалов с уведомлением заявителя об отсутствии требований к Конституционному Суду.

4.1.10. Если обращение явно не подведомственно Конституционному Суду, оно может быть направлено в государственные органы или организации, компетентные решать поставленные в нем вопросы. Конституционный Суд не обязан осуществлять пересылку материалов по просьбам граждан в случае, если заявитель заведомо обращается не по подведомственности.

В АИС "Судоделопроизводство" в ЭРК поступивших в Отдел писем обращений делопроизводитель Отдела писем заполняет карточку "Резолюция" по каждому обращению и передает обращения на рассмотрение исполнителям.

4.1.12. При работе с обращениями в АИС "Судоделопроизводство" исполнитель Отдела писем заполняет в ЭРК обращения разделы: "Тип документа", "Вид заявителя", "Содержание", также выбирает тему в рубрике "Тематика". При направлении обращения в отраслевое управление делопроизводитель Отдела писем в ЭРК обращения заполняет рубрику "Обжалуемые статьи".

4.1.14. В случае осуществления возврата почтой ответа Конституционного Суда, что свидетельствует о неполучении заявителем ответа, делопроизводитель ставит пометку на конверте "в дело", свою подпись, дату и передает ответ с приложенными материалами в ООД.

При приеме обращения в управлении проверяется наличие приложений к нему.

4.1.16. Если при работе с обращением будет обнаружена ошибка в данных ЭРК этого обращения, то по требованию сотрудника - исполнителя по обращению сотрудником ООД вносятся необходимые исправления.

4.1.17. При подготовке ответа на обращение исполнитель создает в АИС "Судоделопроизводство" электронную папку с наименованием, содержащим входящий номер обращения (обращений этого заявителя) и Ф.И.О. (либо наименование) заявителя, куда помещает ЭРК входящего документа-обращения; создает в электронной папке обращения ЭРК внутреннего документа-ответа с файлом текста ответа. После этого исполнитель по обращению передает оформленные документы делопроизводителю своего подразделения для регистрации результатов рассмотрения обращения.

4.1.18. При отправке заявителю ответа прикладываются все направленные заявителем в Конституционный Суд документы, в том числе оригиналы правоприменительных документов и документ об уплате заявителем государственной пошлины со справкой о ее возврате за подписью руководителя Секретариата Конституционного Суда (Приложение 19).

При этом один экземпляр обращения списывается "в дело" исполнителем и передается на хранение в ООД вместе с копией ответа заявителю и копией справки о возврате государственной пошлины.

4.1.19. Ответ заявителю о возврате обращения в случае его отзыва на стадии рассмотрения в подразделении Секретариата Конституционного Суда готовится исполнителем по обращению за подписью начальника подразделения Секретариата Конституционного Суда.

В АИС "Судоделопроизводство" ответственный за работу с общим почтовым ящиком Конституционного Суда создает электронную папку с наименованием, содержащим входящий номер обращения и Ф.И.О. (либо наименование) заявителя, куда помещает ЭРК входящего документа-обращения; создает в электронной папке обращения ЭРК внутреннего документа-ответа с файлом текста ответа.

Ответственный за работу с общим почтовым ящиком Конституционного Суда распечатывает направляемый ответ, визирует его и передает делопроизводителю Отдела писем для регистрации результатов рассмотрения обращения.

4.1.21. На обращение заявителя, поступившее в электронном виде и являющееся вопросом о порядке и условиях обращения в Конституционный Суд, о ходе рассмотрения ранее присланного обращения заявителя, дается ответ справочного характера в электронном виде с "Общего почтового ящика электронной почты КС РФ" без его регистрации в АИС "Судоделопроизводство".

4.1.22. Ответы на обращения, поступившие в Конституционный Суд в электронном виде на "Общий почтовый ящик электронной почты КС РФ" и заверенные УКЭП, или обращения, поданные через личный кабинет, направляются заявителю также в электронном виде соответственно по электронной почте Конституционного Суда или через личный кабинет заявителя.

Подготовка ответа заявителю осуществляется в обычном порядке на бланке Секретариата Конституционного Суда, после чего ответ сканируется в Отделе писем, и дальнейшие действия в АИС "Судоделопроизводство" описаны в пункте 4.1.15. настоящей Инструкции.

4.1.24. Делопроизводитель по результатам рассмотрения обращения исполнителем принимает документы (обращение с приложенными материалами), в АИС "Судоделопроизводство" снимает назначенное поручение с контроля (закрытие резолюции), осуществляет проверку заполнения рубрик в ЭРК обращения.

4.1.25. Если исполнителем подготовлен ответ на обращение, делопроизводитель проверяет наличие созданной электронной папки документа и размещение в ней ЭРК внутреннего документа с файлом ответа, передает документы для отправки ответа заявителю в ООД. Делопроизводитель регистрирует передачу обращения в ООД через режим "Движение" АИС "Судоделопроизводство" - для отправки ответа на обращение и списания "в дело".

4.1.26. Если обращение соответствует требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", исполнитель управления готовит заключение (справку) по этому обращению.

4.1.27. Начальник управления (заместитель начальника) подписывает заключение (справку), подготовленное исполнителем управления по обращению, с указанием исполнителя и даты подписания в тексте документа.

4.1.28. После согласования руководителем Секретариата Конституционного Суда подготовленного заключения (справки) обращение с подготовленными по нему материалами передается в Секретариат Председателя Конституционного Суда.

Перед передачей обращения исполнители либо делопроизводители управлений, в которых подготовлены документы по обращению, в АИС "Судоделопроизводство" создают в электронной папке обращения ЭРК внутренних документов с файлами текстов подготовленных документов. Если заключение подготовлено по нескольким обращениям разных заявителей, то электронные папки обращений разных заявителей в управлении не объединяются, а в электронной папке обращения каждого заявителя создаются ЭРК внутренних документов с одинаковыми файлами текстов подготовленных управлением (управлениями) документов.

Секретариат Председателя Конституционного Суда передает поступившее из Секретариата Конституционного Суда обращение с заключением (справкой) управления (управлений) на изучение судье (судьям), которому (которым) Председатель Конституционного Суда поручил предварительное изучение этого обращения. При передаче обращения судье для предварительного изучения электронная папка обращения через режим "Движение" в АИС "Судоделопроизводство" направляется адресату.

Секретари суда – будущее судебной системы

В наше время сложно представить современную организацию, фирму или орган государственной власти без секретаря. От компетентности секретаря зависит своевременность получения и предоставления информации, организация рабочего пространства, подготовка документации и прочие, далеко не последние факторы успешной работы коллектива. Секретарь, можно сказать, ключевое звено всей рабочей цепи любого учреждения. Судебные участки мировых судей не являются исключением, там тоже работают секретари.

Секретари суда мировой юстиции играют важную роль в исполнении правосудия. От компетенции сотрудников судебных участков зависит очень многое, начиная от оперативности и заканчивая качеством выполнения задач, возложенных на судебные участки.

Сегодня, на государственной гражданской службе в аппарате мировых судей Забайкальского края трудятся 124 секретаря.

Секретари суда и судебного заседания выполняют должностную работу с документами, делают ксерокопии и подшивки документов, работают с компьютерной и оргтехникой, судебным программным обеспечением.


Карьерный путь Елены Старчековой стремительно начал развиваться с назначением на должность секретаря суда в 2008 году.В настоящее время, Елена трудиться во благо правосудия в должности помощника мирового судьи судебного участка № 10 Черновского судебного района города Читы.

В будущем, Елена мечтает попробовать свои силы в сдаче квалификационного экзамена на должность судьи.

На плечах секретарей суда держится фундамент организации осуществления правосудия. От того насколько качественно и оперативно будут подготовлены дела и документы, проинформированы граждане, зависит и сам процесс судебного заседания.

В свою очередь, секретари судебного заседания выполняют функции, отличающиеся от секретаря суда. Так, секретари судебного заседания готовят дело к слушанию, обеспечивают необходимые меры для вызова в суд граждан, участвующих в делах, направляя повестки, проверяют явку вызванных участников, а также ведут протокол судебных заседаний. При этом надо отметить, что содержание протоколов должны быть максимально полным и достоверным.

Сегодня к секретарям на судебных участках предъявляются серьезные требования. Соискатели проходят строгий отбор и должны обладать необходимыми знаниями и навыками, а также личностными качествами необходимыми в работе. Быть ответственным, оперативно работать с компьютерной техникой и знать необходимые компьютерные программы, уметь работать с большими объемами информации, обладать знаниями делопроизводства, а также правил составления служебных документов, владеть быстрым набором текста. Согласно внутреннему должностному регламенту, секретарь суда избирается на конкурсной основе.

Специалистам, решившим связать профессиональную деятельность с работой в аппарате мировых судей, открыты возможности повышения профессиональной квалификации – постоянное развитие теоретических и практических навыков в области юриспруденции. Секретари в суде приобретают прямой доступ к рассмотрению дел различной сложности, что является преимуществом для специалиста.

Несмотря на невысокую, на начальном этапе службы, но всегда своевременную и стабильную заработную плату, должности секретаря суда и судебного заседания привлекательны для многих специалистов. Обладая достаточным уровнем профессиональных компетенций, практического опыта работы в судебной системе, открываются возможности карьерного роста. Начиная свою трудовую деятельность секретарем в суде, при желании и стремлении, можно стать помощником судьи, а в перспективе и судьей.


Мария Пальшина пришла на государственную гражданскую службу в Департамент на должность секретаря судебного заседания в 2015 году. А в 2019 году Мария была назначена помощником мирового судьи судебного участка № 2 Центрального судебного района г. Читы

В перспективе множество профессиональных целей, к достижению которых Мария ежедневного стремится.

В настоящее время, в Департаменте открыты вакансии секретарей суда и секретарей судебных заседаний судебных участков города Читы и районов Забайкальского края:

секретарь суда и судебного заседания судебного участка № 1 Центрального судебного района г. Читы

секретарь судебного заседания судебного участка № 2 Центрального судебного района г. Читы

секретарь суда судебного участка № 3 Центрального судебного района г. Читы

секретарь суда и судебного заседания судебного участка № 54 Центрального судебного района г. Читы

секретарь судебного заседания судебного участка № 14 Центрального судебного района г. Читы

помощник мирового судьи судебного участка № 6 Железнодорожного судебного района г. Читы

секретарь суда судебного участка № 55 Железнодорожного судебного района г. Читы

секретарь судебного заседания судебного участка № 8 Ингодинского судебного района г. Читы

секретарь судебного заседания судебного участка № 25 Черновского судебного района г. Читы

секретарь судебного заседания судебного участка № 30 Карымского судебного района Забайкальского края

секретарь суда судебного участка № 35 Улетовского судебного района Забайкальского края

секретарь судебного заседания судебного участка № 49 Оловяниннского судебного района Забайкальского края

секретарь суда судебного участка № 50 Оловяниннского судебного района Забайкальского края

секретарь судебного заседания судебного участка № 60 Балейского судебного района Забайкальского края

секретарь судебного заседания судебного участка № 63 Шелопугинского судебного района Забайкальского края

Это не обычный администратор, а мастер корпоративной организации. От него зависит работа совета директоров.


Корпоративный секретарь координирует работу совета директоров в акционерном обществе и обеспечивает взаимодействие между акционерами. Задача этого специалиста — повысить эффективность управления, увеличить инвестиционную привлекательность, добиться роста капитализации. Он должен обладать незапятнанной репутацией, чтобы ему доверяли акционеры. Устраиваясь на эту должность, стоит проверить, будет ли у вас достаточно независимости, полномочий и ресурсов, чтобы выполнять свои функции.

Как устроена профессия

История корпоративных секретарей начинается с 1891 года — тогда в Великобритании был организован Институт секретарей, которые были должны представлять интересы компаний. Дело в особенностях управления обществами с диверсифицированной собственностью, когда акции компании продаются на фондовой бирже. В таких бизнесах менеджмент контролируется советом директоров. Но председатель и члены совета директоров сменяют друг друга, а корпоративный секретарь работает в компании постоянно. В крупных организациях он же одновременно является главным юристом общества и в иерархии стоит после председателя совета директоров и гендиректора — так принято в классической модели корпоративных секретарей.

Поэтому во многих обществах, особенно небольших, функции корпоративного секретаря выполняет руководитель юридической службы или один из членов совета директоров. Есть и другая практика — когда человека нанимают на должность корпоративного секретаря, а в результате он совмещает с основными обязанностями и дополнительные, в частности, заместителя гендиректора или начальника отдела по работе с акционерами. Классическую модель корпоративного секретаря в структуре должностей обычно можно встретить в средних и больших акционерных обществах.

Требования к образованию и опыту работы

В России для корпоративных секретарей есть квалификационные характеристики, утвержденные Минздравсоцразвития в 2007 году. Согласно им, у специалиста должно быть высшее юридическое или экономическое образование, а также специальная подготовка по корпоративному управлению. Еще нужен опыт работы по специальности не менее пяти лет, в том числе в должности руководителя.Смотрите также: Корпоративное управление. Модели и регулирование.

В вакансиях, размещенных в открытом доступе, ситуация с требованиями сходная. Вот что в основном требуют от соискателей на должность корпоративного секретаря:

Высшее юридическое образование, желательно полученное в ведущих вузах.

Опыт работы в крупных холдингах на должности юриста или временно замещающего должность корпоративного секретаря.

Сильные организаторские способности, опыт работы с топ-менеджерами, прохождение соответствующих тренингов.

Глубокие знания ГК РФ, законов об АО и ООО.

Владение навыками делового письма, грамотная устная и письменная речь. Английский язык — не ниже upper intermediate.

Еще важно знать, как работают структуры, регламентирующие деятельность обществ, понимать порядок эмиссии и обращения ценных бумаг.

В чем должен разбираться корпоративный секретарь

Знаний, которые можно получить в высшем учебном заведении, для работы корпоративным секретарем недостаточно. Нужно обращаться к дополнительным источникам структурированной информации, например, к курсам повышения квалификации и профессиональным тренингам. Вот примеры того, в чем нужно разбираться:

Новеллы корпоративного законодательства РФ. Особенности практики сопровождения корпоративных процедур и сделок. Особенности перехода к новой системе организационно-правовых форм юридических лиц, приведение наименований и уставов в соответствие с ГК РФ.

Правовое сопровождение создания корпорации. Понимание, когда можно использовать типовые уставы, когда нужно разрабатывать дополнения. Особенности перехода АО из публичного в непубличное и наоборот.

Категории имущества, которое можно использовать в качестве вклада в уставной капитал.

Актуальные особенности регистрации эмиссии акций. Особенности реорганизация и ликвидации.

Регулирование прав и обязанностей акционеров, нюансы использования корпоративных договоров и учредительных документов.

Порядок признания недействительными решений органов управления общества, с учетом условий договора. Детали порядка разрешения сложных ситуаций в управлении обществом. Основания и порядок прекращения прав на акции и доли. Возможности исключения участника из ООО.

Особенности и правоприменительная практика законодательства об акционерных обществах, нюансы применения постановлений Президиума ВАС РФ по крупным сделкам, в том числе постановление №28 об оспаривании крупных сделок.

Правовое сопровождение совершения крупных сделок. Нюансы и последствия нарушений в таких сделках. Сделки с заинтересованностью, порядок их одобрения, последствия несоблюдения требований законодательства к такой сделке.

Правовое обеспечение корпоративного управления, работы общего собрания. Порядок организации, порядок формирования повестки и выборного процесса, нюансы подготовки бюллетеней для голосования. Порядок предоставления акционерам информации к общему собранию.

Особенности организации и обеспечение работы общего собрания, последствия отсутствия кворума, нюансы порядка голосования и удостоверения результатов, порядок оформления протоколов и хранения документов.

Возможности оспаривания результатов голосования, результатов общего собрания. Проблемы оспаривания и удостоверения решений с точки зрения нормативных документов.

Нюансы работы с советом директоров, обеспечение их правовой деятельности. Формирование совета директоров, проблемные вопросы.

Факторы повышения эффективности работы совета директоров. Институт независимых директоров, правовые основы его регулирования.

От корпоративного юриста как от главного юриста общества требуют глубокого понимания корпоративного и трудового законодательства, их проблем. Специалист должен понимать, как решается проблема множественности директоров в обществе. Знать способы распределения полномочий, порядок заключения договоров, отражение множественности в ЕГРЮЛ.

Еще придется разобраться в порядке раскрытия информации, в оптимальных решениях по его реализации. Нужно понимать ключевые требования к раскрытию информации, последствия ошибок. Отслеживать новации в законодательстве о раскрытии информации о вознаграждении членов органов управления эмитента и сведений о структуре и компетенции органов контроля за его финансово-хозяйственной деятельностью.

Пригодится глубокое знание лучших практик корпоративного управления, основных теорий, концепций и моделей управления, например, теории фирмы, агентской и менеджерской теорий.

Должностные обязанности корпоративного секретаря

Ключевая обязанность, обычно прописанная во всех вакансиях корпоративного секретаря — организация общего собрания общества. Это означает: предоставление документов общества его акционерам, обеспечение ведения протоколов собрания, сопровождение выставления задач и контроль их исполнения, организация процесса собрания, голосования и подсчета бюллетеней. Нужно заниматься подготовкой решений совета директоров и других органов управления обществом, а также контролировать их исполнение.

Кроме того, нужно заниматься публичным раскрытием информации о деятельности общества, предоставлять документы акционерам по их запросам, взаимодействовать с органами регулирования и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Еще нужно организовывать выполнение корпоративных процедур, предотвращать конфликты в обществе, разрабатывать предложения по повышению эффективности управления обществом. И консультировать должностных лиц и акционеров, а также членов совета директоров по вопросам корпоративного права и управления.

В числе обязанностей секретаря указывают разработку учредительных и внутренних документов общества, документов, связанных с процедурами реорганизации и ликвидации общества, ее аффилированных лиц, документов по приобретению или отчуждению акций или долей в уставных капиталах юридических лиц.

Наконец, сопровождать процедуру эмиссии ценных бумаг общества и ее аффилированных лиц.

Где учиться на корпоративного секретаря и как повысить квалификацию

Курс ведут практики, которые ознакомят слушателей с проблемными вопросами определения компетенции совета директоров в свете нового законодательства, с системой управления рисками в ПАО, с правилами и последствиями приобретения крупных пакетов акций. Участники обучения освоят способы ограничения прав членов органов управления. В программе предусмотрен разбор кейсов и примеров из судебной практики.

Секретарь суда за работой

Секретарь суда за работой

Многие в детстве мечтают стать актёрами, врачами или пожарными, ближе к окончанию школы будущие выпускники планируют быть юристами, программистами и бизнесменами.

Но вряд ли кто-то мечтает о такой профессии, как секретарь суда.

Должностные обязанности этих работников весьма обширны, а заработная плата оставляет желать лучшего.

Навигация по статье

Чем занимается секретарь судебных заседаний

В понимании обывателей, секретари судов ведут протокол заседания и вызывают свидетелей для допроса. Однако такой работой занимаются секретари судебных заседаний.

Секретарь суда – это не государственный служащий, а клерк низшего уровня, который выполняет большой объём работы по обеспечению деятельности отдельного судьи.

Среди обязанностей судебного секретаря можно выделить следующие:

  • Извещение участников процесса о дате проведения заседания. Речь идёт не только об отправке извещений почтой, но и о поиске места нахождения свидетелей, ответчика, третьих лиц. Очень часто участники пытаются затянуть рассмотрение дела, уклоняются от получения письменных извещений. Секретарь суда должен разыскать человека и разъяснить ему правовые последствия подобного поведения.
  • Учёт входящей и исходящей корреспонденции. Сюда входит ведение журналов и сортировка обращений.
  • Составление статистических отчётов.
  • Осуществление выдачи оригиналов и копий решений и постановлений суда.
  • Выполнение иных функций, связанных с формальной организацией работы судьи.

Также, помимо официальных обязанностей, на данных служащих ложится рутинная работа судей. Количество дел, рассматриваемых в судах, сильно превышает нормативную нагрузку, поэтому на секретарей судов ложится также:

  • Исследование исковых заявлений на предмет соблюдения законодательства. Если процессуальные нормы были нарушены, то секретарь суда готовит ответ для истца об отказе в принятии заявления или оставлении его без движения.
  • Помощь в ведение протокола судебного заседания. В ходе опроса свидетелей необходимо зафиксировать большое количество информации. Для обжалования решения суда заинтересованной стороне требуется полная версия протокола. В условии ограниченного времени для оформления этого документа задействуют даже секретаря суда.
  • Помощь в оформлении решений суда. Часто судьи, имеющие большое количество дел в производстве, лишь схематично составляют решения, а секретари занимаются доработкой документа в соответствии с требованиями законодательства.

Конкретный перечень обязанности зависит от организации работы в конкретном суде. Несмотря на то, что обязанностей у секретаря суда очень много, это отличная возможность узнать, что собой представляет суд на самом деле.

Почему люди идут работать секретарями судов

Невысокая зарплата секретаря суда

Невысокая зарплата секретаря суда

Самая низкая должность в суде, связанная с юриспруденцией, — это секретарь суда.

Должностные обязанности, зарплата и условия работы этих служащих сходны в различных субъектах федерации.

Секретари получают около 15-20 тысяч рублей, иногда больше, если работник имеет надбавки и получает премии.

Поэтому нередко можно встретить ситуацию, когда на должность секретаря суда ищут подходящего работника более полугода.

И это прекрасная возможность для тех, кто желает связать свою жизнь с отправлением правосудия.

Это отличный карьерный старт для тех, кто не имеет нужных связей в данной сфере.

Очень часто вакантное место судебного секретаря занимает бывший секретарь суда. Должностные обязанности, образование, опыт участия в судебных процессах позволяет эффективно конкурировать с другими соискателями.

Сказывается и знакомство с другими работниками, в том числе и с председателем суда, ведь все работают в одном государственном органе.

Заочники юридического факультета

Заочники юридического факультета

Таким образом, молодой человек, поступивший на юридический факультет заочно, занимает место секретаря суда, которых очень часто не хватает.

Проработав в должности 3-5 лет, он приобретёт богатый опыт участия в подготовке судебных заседаний, выяснит многие тонкости работы судей, о которых не говорят на лекциях и не пишут в нормативных актах.

Если на службе человек зарекомендовал себя с лучшей стороны, то он без труда займёт должность судебного секретаря и, через несколько лет, судьи.

Секретарь суда – это должность для людей, которые целенаправленно стремятся работать в суде, но не могут позволить себе обучение на престижном факультете. Достойное начало для трудолюбивых специалистов, влюблённых в юриспруденцию.

О повышении зарплат сотрудникам судебного аппарата — на видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: