Решение суда о признании незаконным отказа уфмс в замене паспорта гражданина российской федерации

Обновлено: 26.04.2024

Административный истец Гадян М.М. в судебное заседание явилась, заявленные требования поддержала полностью,искпросила удовлетворить.

Представитель административного истца Саакян Л.Б., действующая на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебное заседание явилась, доводы административного иска поддержала, просила административные исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Ростовской области Солопова В.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебное заседание явилась, административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав объяснения административного истца Гадян М.М. и ее представителя, представителя административного ответчика Солопову В.В., суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующееадминистративное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года заключением УФМС России по Ростовской области установлено, что Гадян ФИО10, уроженка , гражданкой Российской Федерации не является, паспорт гражданина РФ серия №, оформленный ОВД Кагальницкого района Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ года на имя Гадян М.М. признан выданным в нарушение установленного порядка.

ДД.ММ.ГГГГ года паспорт серии №, выданный на имя Гадян М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения изъят, о чем составлен акт изъятия.

Информационный центр ГУ МВД России по Ростовской области сведениями о судимости и розыске Гадян М.М. не располагает.

По сведениям Гадян М.М. в установленном порядке с заявлением о документировании паспортом гражданина Российской Федерации не обращалась.

В журнале учета входящих заявлений об изменении гражданства Российской Федерации гражданка Гадян М.М., как лицо, приобретшее гражданство Российской Федерации, не значится, материал о приобретении гражданства Российской Федерации Гадян М.М. в отсутствует.

В информационных базах данных (Дипломатической консульской службы МИД России, автоматизированной системе Центральный банк данных учета иностранных граждан), находящихся в распоряжении УФМС России по Ростовской области, и в отделе по вопросам гражданства Управления сведения о приобретении гражданства Российской Федерации Гадян М.М. отсутствуют.

По данным администрации Кагальницкого сельского поселения Кагальницкого района Ростовской области в похозяйственной книге № за ДД.ММ.ГГГГ годы (лицевой счет №) имеется запись о проживании Гадян М.М. по адресу: с ДД.ММ.ГГГГ года.

Сведения о регистрации Гадян М.М. в домовых книгах по адресу: отсутствуют.

Документы и сведения, подтверждающие постоянное проживание Гадян М.М. на территории Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года в распоряжении УФМС России по Ростовской области отсутствуют.

Опрошенная в ходе проведения настоящей проверки Гадян М.М. пояснила, что на ДД.ММ.ГГГГ года проживала на территории . ДД.ММ.ГГГГ прибыла на территорию Российской Федерации . По вопросу приобретения гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке на территории Российской Федерации и в консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, не обращалась.

Таким образом, по совокупности документов и сведений, имеющихся в распоряжении УФМС России по Ростовской области, учитывая, что на момент вступления в силу:

Из содержания названных норм следует, что достаточным доказательством постоянного проживания является регистрация по месту жительства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года.

Таким образом, паспорт гражданина Российской Федерации серия №, оформленный ОВД Кагальницкого района Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ года на имя Гадян М.М. является выданным в нарушение установленного порядка, так как оформлен без документов, свидетельствующих о принадлежности Гадян М.М. к гражданству Российской Федерации.

Также, УФМС России по Ростовской области направлен запрос в Министерство Юстиции Российской Федерации по Ростовской области для истребования сведений о принадлежности Гадян М.М. к гражданству .

Согласно ответу, поступившему из Министерства юстиции от ДД.ММ.ГГГГ года № (вх. в УФМС России по Ростовской области № от ДД.ММ.ГГГГ года), Гадян М.М. является гражданкой

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года №, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (п. 1 Положения).

Правовую позицию в отношении признания наличия российского гражданства по рождению высказал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 16 мая 1996 года № 12-П.

Данным Постановлением определен круг лиц, признаваемых государством гражданами Российской Федерации по рождению: к ним относятся граждане, родившиеся на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации, имевшие гражданство бывшего СССР, не изъявившие свободного желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации, убывшие ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР, не имевшие гражданство других государств, входивших в состав бывшего СССР, и впоследствии вернувшиеся на постоянное место жительства в пределы Российской Федерации.

При этом признание лица гражданином Российской Федерации по рождению производится только при наличии письменного заявления такого лица, поданного в территориальный орган ФМС России по месту жительства, регистрации или постановки на миграционный учет, в котором он уведомляет государство о согласии быть признанным гражданином Российской Федерации.

Кроме того, в вышеназванном заявлении лицо указывает сведения о наличии у него гражданства бывшего СССР, о его прибытии на территорию России для постоянного проживания, о подтверждении принадлежности к российскому гражданству по рождению, а также об отсутствии у него гражданства другого государства, входившего в состав бывшего СССР. Эти условия подтверждаются документально.

Юридическими фактами для исполнения данной государственной функции является совокупность у лица всех нижеперечисленных условий, установленных Постановлением, и подтвержденных документально: рождение на территории, входившей на момент их рождения в состав территории Российской Федерации; состояние в гражданстве бывшего СССР; отсутствие его свободного желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации; выезд ранее на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР; отсутствие гражданства других государств, входивших в состав бывшего СССР; возвращение впоследствии на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.

Для исполнения государственной функции также требуется представление заявителем в структурное подразделение территориального органа по месту жительства (пребывания либо постановки на миграционный учет по месту пребывания) документов, подтверждающих наличие вышеперечисленных условий для признания лица гражданином Российской Федерации на основании Постановления, и документа, подтверждающего снятие лица с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве.

Во исполнение Федерального закона № 62-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 года № 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Указанным Положением установлен порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации (о наличии гражданства Российской Федерации - пункты 51-52).

Пунктом 51 Положения установлено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона № 62-ФЗ.

В соответствии с пунктом 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.

Административным регламентом исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ года №, установлен порядок исполнения государственной функции по определению наличия гражданства Российской Федерации, приобретению или прекращению гражданства Российской Федерации, согласованию или отклонению, либо отмене решений по вопросам гражданства, ведению учетов лиц, изменивших гражданство.

В силу пункта 14.4 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ года № (в редакции, действовавшей на момент документирования с ДД.ММ.ГГГГ) для получения паспорта гражданин представляет документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).

Согласно пункту 21 указанной Инструкции, поступившие от должностных лиц или граждан документы рассматриваются начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности, которые обязаны проверить представленные документы.

Решение о документировании Гадян М.М. паспортом гражданина Российской Федерации серии № года принято в нарушение требований пунктов 14.4, 21 Инструкции №, то есть без проведения проверки документов, предоставленных для выдачи паспорта гражданина Российской Федерации.

Согласно п. 6 заключения УВМ ГУ МВД России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ года, Врио начальника поручено, в том числе разъяснить Гадян М.М. причины признания ее паспорта гражданина Российской Федерации, выданным в нарушение установленного порядка, порядок приобретения гражданства Российской Федерации и документирования паспортом гражданина Российской Федерации; принять меры к изъятию паспорта гражданина Российской Федерации серии №, оформленного на имя Гадян М.М.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд полагает заявленные требования неподлежащими удовлетворению; при этом суд исходит из того, что у ГУ МВД России по Ростовской области имелись предусмотренные действующим законодательством основания для изъятия паспорта у Гадян М.М.

Изъятие паспорта у Гадян М.М. произведено должностными лицами ГУ МВД России по Ростовской области в соответствии с требованиями пункта 7 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года №, в соответствии с которым паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.

Таким образом, оспариваемые действия должностных лиц ГУ МВД России по Ростовской области по изъятию паспорта гражданина РФ серии №, оформленного ДД.ММ.ГГГГ года на имя Гадян М.М., являются законными и обоснованными, произведенными правомочными на то должностными лицами, в рамках компетенции соответствующего органа государственной власти.

Более того, суд также приходит к выводу о пропуске Гадян М.М. срока обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения УФМС России по Ростовской области.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 3 статьи 219 КАС Российской Федерации установлен сокращенный срок обращения в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя – в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административный истец Гадян М.М. ссылается на то, что о нарушенных правах ей стало известно ДД.ММ.ГГГГ года при подписании акта изъятия паспорта серии №

Между тем, из материалов дела следует, что Гадян М.М. ДД.ММ.ГГГГ года обращалась в УФМС России по Ростовской области по вопросу проведения проверки обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации.

Таким образом, полагая заключение УФМС России по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ года незаконным, Гадян М.М. имела право обратиться в суд с соответствующим административным исковым в срок до ДД.ММ.ГГГГ года включительно.

Вместе с тем, настоящее административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ года, то есть за пределами установленного процессуальным законом срока.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Гадян М.М. заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления, однако доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение с административным иском в суд истцом не предоставлено.

Таким образом, срок исковой давности обращения с настоящим административным иском истцомпропущен.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований дляудовлетворения исковых требований Гадян М.М.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС Российской Федерации, суд

В удовлетворении административного искового заявления Гадян ФИО11 к ГУ МВД России по Ростовской области о признании незаконным заключения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 мая 2017 года.

Cудья Л.В. Захаренко

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ИСКАМ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Решение суда об оспаривании копии постановления

Административный истец Галаган А.П. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что дд.мм.гггг им в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону было подано исковое заявление к ответчикам Галаган А.Ю. и Будниковой.

Решение суда о признании бездействия незаконным

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия административного ответчика, ссылаясь на следующие обстоятельства. Мельникова И.Ф. является собственником квартиры по адресу: . дд.мм.Г.

В соответствии с пунктом 22 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828, запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ, в том числе пунктами 18, 19, 20, 21 данного Положения.

Так, в территориальные органы Федеральной миграционной службы (далее – ФМС) по месту жительства или месту пребывания сдаются паспорта при прекращении гражданства Российской Федерации. В случае проживания за пределами Российской Федерации такие паспорта сдаются в дипломатическое представительство или в консульское учреждение Российской Федерации в государстве пребывания, которые пересылают их в территориальные органы ФМС по последнему месту жительства или месту пребывания этих лиц на территории Российской Федерации.

Паспорт умершего гражданина сдается в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, по месту государственной регистрации смерти для направления в территориальный орган ФМС по месту регистрации смерти гражданина.

Найденный паспорт подлежит сдаче в территориальные органы ФМС или в органы внутренних дел.

Паспорт лица, заключенного под стражу или осужденного к лишению свободы, временно изымается органом предварительного следствия или судом и приобщается к личному делу указанного лица. При освобождении из-под стражи или отбытии наказания в виде лишения свободы паспорт возвращается гражданину.

Другие основания изъятия паспорта гражданина Российской Федерации предусмотрены Положением об организации деятельности территориальных органов ФМС России по изъятию паспортов граждан Российской Федерации, утверждённым приказом Федеральной миграционной службы от 11.03.2014 № 178.

Так, паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию территориальным органом ФМС России, выявившим такой паспорт.

Выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию, признается паспорт:

- оформленный на основании недостоверных сведений, указанных заявителем;

-оформленный на основании поддельных документов, представленных заявителем для выдачи или замены паспорта;

- выданный лицу, в отношении которого территориальным органом ФМС России установлен факт отсутствия гражданства РФ;

- выданный лицу, у которого имеется действительный паспорт (пункты 2, 3 Положения).

Незаконное изъятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или принятие его в залог влечет административную ответственность по статье 19.17 КоАП РФ.

Одновременно напоминаем, что Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 Федеральная миграционная служба упразднена, ее функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел. Сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники ФМС продолжают исполнять возложенные на них обязанности до 1 июня текущего года.

Прокуратура
Тамбовской области

Прокуратура Тамбовской области

26 апреля 2016, 14:48

Незаконное изъятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или принятие его в залог влечет административную ответственность

В соответствии с пунктом 22 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828, запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ, в том числе пунктами 18, 19, 20, 21 данного Положения.

Так, в территориальные органы Федеральной миграционной службы (далее – ФМС) по месту жительства или месту пребывания сдаются паспорта при прекращении гражданства Российской Федерации. В случае проживания за пределами Российской Федерации такие паспорта сдаются в дипломатическое представительство или в консульское учреждение Российской Федерации в государстве пребывания, которые пересылают их в территориальные органы ФМС по последнему месту жительства или месту пребывания этих лиц на территории Российской Федерации.

Паспорт умершего гражданина сдается в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, по месту государственной регистрации смерти для направления в территориальный орган ФМС по месту регистрации смерти гражданина.

Найденный паспорт подлежит сдаче в территориальные органы ФМС или в органы внутренних дел.

Паспорт лица, заключенного под стражу или осужденного к лишению свободы, временно изымается органом предварительного следствия или судом и приобщается к личному делу указанного лица. При освобождении из-под стражи или отбытии наказания в виде лишения свободы паспорт возвращается гражданину.

Другие основания изъятия паспорта гражданина Российской Федерации предусмотрены Положением об организации деятельности территориальных органов ФМС России по изъятию паспортов граждан Российской Федерации, утверждённым приказом Федеральной миграционной службы от 11.03.2014 № 178.

Так, паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию территориальным органом ФМС России, выявившим такой паспорт.

Выданным в нарушение установленного порядка и подлежащим изъятию, признается паспорт:

- оформленный на основании недостоверных сведений, указанных заявителем;

-оформленный на основании поддельных документов, представленных заявителем для выдачи или замены паспорта;

- выданный лицу, в отношении которого территориальным органом ФМС России установлен факт отсутствия гражданства РФ;

- выданный лицу, у которого имеется действительный паспорт (пункты 2, 3 Положения).

Незаконное изъятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или принятие его в залог влечет административную ответственность по статье 19.17 КоАП РФ.

Одновременно напоминаем, что Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 Федеральная миграционная служба упразднена, ее функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел. Сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники ФМС продолжают исполнять возложенные на них обязанности до 1 июня текущего года.

рассмотрела в судебном заседании в порядке надзора жалобу Управления федеральной миграционной службы (УФМС) по Чувашской Республике на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от11 августа 2008 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от 13 октября 2008 г. по делу по заявлению Кожевниковой А Щ ТЩ Щ о признании действий

Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике в Ленинском районе г.Чебоксары незаконными и возложении обязанности вклеить в паспорт СССР фотографию.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., объяснения представителя УФМС по Чувашской Республике Ивановой Л.А., поддержавшей доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Кожевникова А.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий УФМС по чувашской Республике в Ленинском районе г.Чебоксары, об отказе вклеить в ее паспорт гражданина СССР фотографию в связи с достижением 25 лет, ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации № 232 от13.03.1997 г. «Об основном

Макарова Г.В. и Хаменкова В.Б.

установила:

Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 августа 2008 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от 13 октября 2008 г., указанное заявление Кожевниковой А.Г. удовлетворено.

Определением судьи Верховного суда Чувашской Республики от 10 ноября 2008 г. в передаче надзорной жалобы УФМС по Чувашской Республике для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказано.

Судьей Верховного Суда Российской Федерации дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением от 24 апреля 2009 г. передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела и обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает указанные решения районного суда и определение суда кассационной инстанции незаконными и подлежащими отмене.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов. По данному делу также нарушения имеются.

Удовлетворяя заявленные Кожевниковой А.Г. требования, районный суд исходил из того, что в соответствии с Положением о паспортной системе в СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. № 677, действие паспорта образца 1974 года не ограничивается сроком, такой паспорт является недействительным только в случае отсутствия в нем фотографий граждан после достижения ими возраста от 25 и 45 лет. Сославшись на вышеназванный Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. № 232, которым введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации, суд посчитал, что паспорт гражданина СССР также

является документов, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, и действителен до его замены в установленные сроки на паспорт гражданина Российской Федерации. Принятое во исполнение данного Указа названное выше Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828 обязывает Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществить до 1 июля 2004 г. поэтапную замену паспортов гражданина СССР на паспорта гражданина Российской Федерации. Данное Постановление не содержит указаний на то, что по истечении указанного срока паспорт образца 1974 года не может использоваться, и обязанностей о его замене на граждан не возлагает. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. № 677 и утвержденным им Положением о паспортной системе в СССР действие паспорта образца 1974 года не ограничивается сроком, такой паспорт является недействительным только в случае отсутствия в нем фотографий граждан после достижения ими возраста 25 или 45 лет. С данными выводами согласился и суд кассационной инстанции.

Однако, приведенные доводы являются ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, и не могли служить основанием для удовлетворения заявления о вклеивании фотографии по достижению 25-летнего возраста в паспорт гражданина СССР.

Паспорт Кожевниковой А.Г. выдавался в соответствии с Положением о паспортной системе в СССР, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1974 г. № 667, когда срок действия паспорта не ограничивался. По достижении гражданами 25-летнего и 45-летнего возраста органами внутренних дел вклеивались в паспорта новые фотографические карточки, соответствующие этим возрастам. Паспорта, не имевшие таких фотографических карточек, являлись недействительными. Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации № 232 от 13 марта 1997 г. паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, признается действительным до его замены в установленные сроки на паспорт гражданина Российской Федерации. Пунктом 7 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 828 от 8 июля 1997 г., предусмотрен срок действия паспорта гражданина Российской Федерации: от 14 лет до достижения 20-летнего возраста; от 20 лет до достижения 45-летнего возраста; от 45 лет - бессрочно. При этом в Положении указано на то, что по достижению 20-летнего возраста и 45-летнего возраста паспорт подлежит замене. Следовательно, паспорт гражданина Союза ССР, выданный Кожевниковой А.Г., которой на момент отказа органа миграционной службы вклеить фото исполнилось 25 лет, являлся недействительным и подлежал

замене на паспорт гражданина Российской Федерации в соответствии с названным выше Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. и у суда отсутствовали законные основания для удовлетворения заявления Кожевниковой А.Г. и возложения на УФМС по Чувашской Республике в Ленинском районе г.Чебоксары обязанности вклеить фото в недействительный паспорт гражданина СССР. В связи с указанным не может быть признано правильным и определение кассационной инстанции.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, но допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, в соответствии с п.5 ч.1 ст.390 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает необходимым отменить указанные судебные постановления, вынесенные с нарушением закона, и не передавая дело для нового рассмотрения, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления. Пересмотр дела в порядке надзора обуславливается тем, что допущенная судебная ошибка является Существенной, так как не согласуется с принципом равенства прав, свобод и законных интересов граждан, защищаемых законом публичных интересов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 11 августа 2008 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от 13.10.2008 г. отменить и вынести по делу новое решение, которым Кожевниковой А.Г. отказать в удовлетворении заявления о признании действий Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике в Ленинском районе г.Чебоксары незаконными и возложении обязанности вклеить в паспорт СССР фотографию.

Чуднова Елена

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г., но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение. Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР. При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг., зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.

Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует. Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ. Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.

Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.

Моя доверительница приехала в Россию в 1992 г. из Киргизии для получения образования. Закончив обучение в педагогическом техникуме, она решила остаться в России, для чего по месту своего жительства подала документы на получение российского гражданства. В 1997 г. она переехала в Западную Сибирь, поступила на обучение в Сургутский государственный педагогический институт, устроилась на работу в среднюю школу, а в 1999 г. заключила брак с гражданином России, в связи с чем обменяла паспорт на новый. Впоследствии она получила и заграничный паспорт гражданина РФ. Женщина постоянно проживает в г. Когалыме и имеет здесь непрерывный трудовой стаж 24 года. За это время в семье доверительницы родились двое детей – граждан России.

По достижении возраста 45 лет доверительница обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Когалыму для замены паспорта и получила его. После этого специалисты УВМ УМВД России по ХМАО-Югре инициировали проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у доверительницы российского гражданства. Из заключения служебной проверки об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства РФ и законности выдачи ей паспорта, следовало, что изначально она прибыла в Россию из Киргизии, впервые подала документы для получения российского гражданства в 1995 г., ей был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г., однако, как следовало из ответа УМВД ГУ МВД России по Иркутской области, представить форму № 1 на указанный паспорт не представляется возможным в связи с уничтожением данных документов в результате пожара. В базе данных АС ЦБДУИГ МВД России среди лиц, обратившихся за получением гражданства в консульские учреждения и дипломатические представительства РФ, доверительница не значилась, в базе данных УВМ УМВД России по ХМАО-Югре сведения о получении ею гражданства отсутствовали (замечу, что их и не могло быть в этой базе – за получением гражданства доверительница обращалась по месту жительства в Иркутской области).

Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.

Так, п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, а именно: паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический, служебный; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных п. 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения).

В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п. 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

В то же время в п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке, подлежит изъятию органом внутренних дел, выявившим такой документ.

В случае с моей доверительницей выданный паспорт не был даже изъят у нее, однако его аннулировали после выдачи.

Те факты, что женщина уже дважды обменивала российский паспорт, кроме того, имеет загранпаспорт гражданина России, проживает в России почти 25 лет, имеет семью, члены которой – граждане России, владеет недвижимостью, работает учителем российской начальной школы, получила соответствующее образование в России, а также имеет непрерывный трудовой стаж, не повлияли на заключение проверяющего органа. Причем данный орган по факту признал незаконность выдачи им же выданного документа!

Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).

Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен. Официально документ об отмене решения о получении лицом гражданства в отношении моей доверительницы не принимался, но главное – исходя из перечисленных норм – законных оснований как для проведения проверки, так и для заключения об отсутствии у доверительницы гражданства ГУ УМВД России по ХМАО-Югре не имело, они также не были указаны во врученном доверительнице уведомлении.

Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?

Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству. Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего. Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

Читайте также: