Скоростные пассажирские суда это

Обновлено: 06.05.2024

В своем блоге буду описывать основы технологии судоремонта, методы дефектоскопии, восстановления и упрочнения деталей, виды и методы ремонта судов и механизмов.Будет приведена технологическая документация на ремонт и изготовление деталей.

Оглавление

Актуальные проблемы развития скоростного пассажирского флота для внутренних водных путей и прибрежных морских линий РФ

Взгляд в прошлое

Оценка существующего положения

Попытки исправления ситуации

Причины создавшегося положения

Основной причиной является отсутствие научно разработанной программы возрождения скоростного флота, которая бы определяла и техническую политику в этом вопросе, и этапы её осуществления с учётом реально имеющихся финансовых, производственных и интеллектуальных ресурсов отраслей промышленности.
Дополнительным фактором создавшейся неопределённости, по мнению ряда опытных операторов, стала ситуация, при которой задача восстановления флота была оставлена на усмотрение региональных администраций. Регионы, не обладавшие достаточными средствами, оказались в безвыходном положении. Другие - имели финансовые ресурсы, однако не были в состоянии объективно выбрать и оценить приобретаемую технику, и поэтому также не решили задачу.

А есть ли из чего выбирать?

Какие суда нужны и пассажирам, и операторам

На основании критических оценок и пожеланий, изложенных автору представителями компаний - судовладельцев и чиновниками региональных администраций, можно сформулировать приоритетный ряд свойств, которыми должны обладать вновь создаваемые скоростные суда для массовой перевозки пассажиров на внутренних водных путях и прибрежных морских линиях.
В приоритетном порядке далее перечислены составляющие комплекса востребованных качеств, которыми должны обладать суда для внутренних водных путей и мелководных акваторий
1. Высокие экономические показатели;
2. Способность подходить к необорудованному берегу;
3. Неприхотливость в эксплуатации и высокая ремонтопригодность;
4. Мореходность, соответствующая району плавания;
5. Низкая строительная стоимость;
6. Комфорт и высокая обитаемость для пассажиров и экипажа;
7. Пониженное воздействие судовых волн на окружающую среду.
Суда для прибрежных морских линий должны обладать тем же набором качеств, но с возможными исключениями в части подходов к необорудованному берегу и пониженного судового волнообразования.
Как следует из рассмотрения ситуации, в настоящий момент ни одного проекта судна, отвечающего всему комплексу требований.

Мнение автора: что делать дальше?

В создавшихся условиях в целях скорейшей организации работ по проектированию и строительству скоростного пассажирского флота для Азово-Черноморского бассейна и далее - для внутренних водных путей РФ, необходимо:
• Минтрансу совместно с Минпромторгом РФ в приоритетном порядке разработать Федеральную программу развития скоростного пассажирского флота для Азовско-Черноморского побережья России с учётом её дальнейшего расширения на скоростные пассажирские перевозки по всем ВВП РФ на основе учёта существующих пассажиропотоков и перспектив их развития;
• Минпромторгу РФ поручить Крыловско-му научному центру разработку Перечня рациональных типов скоростных судов и обоснование целесообразного размерного ряда пассажировме-стоимости скоростных судов с учётом факторов района эксплуатации, серийности и размещения постройки на основе сопоставления известных типов скоростных судов по соответствию налагаемым ограничениям, а также с учётом использования новых технических решений и проектных компоновок.
• Минпромторгу РФ в целях повышения эффективности использования бюджетных средств в рамках Федеральной программы развития скоростного пассажирского флота приказом по министерству поручить Крыловскому научному центру
• Осуществлять научное руководство разработкой скоростных судов всеми исполнителями, работающими за счёт средств федерального бюджета в рамках Федеральной программы развития скоростного пассажирского флота;
• Проводить экспертизу проектов скоростных судов разрабатываемых или строящихся для государственных нужд или за счёт средств федерального бюджета;
• Участвовать в распределении работ в рамках Федеральной программы развития скоростного пассажирского флота с учётом реального творческого потенциала проектных организаций,
В заключение следует отметить, что поставленные задачи настоятельно требуют тесного сотрудничества всех заинтересованных сторон: - региональных администраций и компаний-операторов, заводов и конструкторских бюро, - с Крыловским государственным научным центром.

Новое пассажирское судостроение

Сегодня гражданские заказы отечественных судостроителей уверенно пододвигают военные, объемы которых постепенно сокращаются. Строится современный рыболовецкий флот, государство и судовладельцы занялись обновлением пассажирских судов. В эту работу включаются все больше предприятий на карте страны.

2186abf75b0f98de4003d3d387c69f59.jpg

Другая модификация сделана для Ханты-Мансийского округа. Она направлена на работу с дальностью до 700 км, имеет осадку в два метра, более мореходная, автономная, с возможностью размещения экипажа.

- Есть ли уже точное представление о том, когда первое судно будет построено и сдано в эксплуатацию?

- Мы планируем провести спуск в мае-июне 2022 года и приступить к испытаниям. Сдача тоже намечена на следующий год. Сегодня полным ходом идет формирование корпуса с надстройкой.

4d48ee454a1eb7c4.jpg

- Расскажите подробнее про новинку, круизное судно проекта 17400.

- Судно предназначено для круизных рейсов по рекам и прибрежным зонам морей, проведения деловых переговоров, конференций, презентаций, корпоративных мероприятий, юбилейных торжеств и активного отдыха на воде.

information_items_4320.jpg

Длина судна - в пределах 100 метров, а ширина – 16,6 метров - то есть совсем не широким. Согласно проекту, скорость круизного судна составит до 24 км/ч, что для данного класса довольно быстро. Это станет одним из конкурентных преимуществ на фоне существующих речных проектов.

Особый акцент сделан на комфорте. На нижней палубе будет устроен экипаж, ресторанные комплексы расположат в носовой части судна. Люксовые каюты разместят на непроходной палубе, в каждой будет свой балкон. Иллюминаторы будут уходить к потолку, благодаря чему будет открываться хороший обзор на пейзажи. Балконы в каютах будут оснащены панорамным остеклением - можно будет лежать на кровати и любоваться видами. А если вдруг надоест, можно будет закрыть шторку и посмотреть телевизор. Палуба эконом-класса будет приспособлена под прогулки пассажиров. Самая верхняя палуба, тентовая отводится под отдых - здесь будут выставлены шезлонги, столики, бар и два джакузи. На судне будет фитнес-зал, детская комната, кинозал.

Проект прорабатывался в тесном контакте с речными перевозчиками, исходя из их потребностей, в том числе потенциальной стоимости и возможности окупаемости в пределах 10 лет. В судне учтена скорость, способность прохода в узких местах на реках. Например, судно способно ходить на Соловецкие острова.

a145_1.jpg

- В связи с такими интересными проектами вопрос: как завод загружен на сегодняшний день?

- Наше ведущее предприятие - Зеленодольский завод имени Горького, к сожалению, не загружено на 100%. Загрузка завода находится на уровне примерно 40-50%. У нас есть свободные мощности для работы. Именно поэтому мы занимаемся сразу многими направлениями: строим и буксиры, и лоцмейстерские суда, пассажирский флот и военные корабли.

Если анализировать рост производства за последние десять лет, то он вырос в семь раз. Это позволило произвести модернизацию производственных мощностей. Капитализация составила почти шесть миллиардов рублей. Мы заменили станочный парк. Поэтому наши мощности нужно загружать. Причем именно серийными заказами. Это позволит строить суда и корабли существенно дешевле.

- Сколько единиц должна насчитывать приемлемая серия для вашего предприятия?

-Хорошей серией уже можно считать заказ на 10 единиц судов или кораблей. Такое количество позволит минимизировать стоимость. В среднем мы сдаем по восемь кораблей. В этом году, например, наш завод планирует сдать именно столько. В 2022 году - девять единиц разного назначения. Мы готовы и дальше держать такую марку. Причем мы открыты не только для судостроения, но и для машиностроения.

В свою очередь, в Нижегородской области ЦКБ по СПК им. Алексеева возрождает суда на подводных крыльях и запускает новые проекты.

Подробности нам рассказал член правления предприятия Сергей Королев.

valday_3_0.jpg

- Наша компания находится в постоянном контакте практически со всеми регионами РФ: начиная от Калининграда и заканчивая Хабаровском.

Интерес проявляют и зарубежные заказчики: из Азии, Венгрии, Румынии, Словакии. Переговоры с ними уже велись, однако на ситуацию оказала влияние пандемия.

- Это современное, экономичное, эргономичное, надежное пассажирское судно, отвечающее всем мировым требованиям скоростного судостроения. Оно комфортабельное, безопасное для пассажиров. В его проектировании и строительстве видна преемственность школы Ростислава Евгеньевича Алексеева.

- Есть ли потребность на рынке?

Сейчас мы прорабатываем идею установки видеокамеры, чтобы пассажиры могли посмотреть, как работает подводное крыло, режет волну, куда движется судно и т.д.

- То есть, передача судна планируется в 2021 году?

- С пассажирским флотом разобрались. Вы также активно продвигаете на рынок проект плавучей поликлиники. На какой стадии развития он находится сейчас?

- Проектом плавполиклиники очень заинтересованы в регионах России. В настоящий момент идет проработка по постановке судов в труднодоступные регионы РФ: ЯНАО, ХМАО, Хабаровск и т.д. Проще говоря, все населенные пункты, не имеющие альтернатив водному транспорту.

35a30ac6-1862-4517-8d22-13edd2402e08.jpg

Это речное судно, предназначенное для проведения медисследований, диспансеризации, оказания первичной и узкоспециализированной медицинской помощи для жителей труднодоступных районов, а также при ликвидации техногенных катастроф и ЧС.

Согласно проекту, на судне будет расположена регистратура, кабинеты врачей общей практики, мобильный лабораторно-диагностический центр, аппарат УЗИ, рентген-кабинет и другие необходимые для плавучей поликлиники кабинеты.

- Если сложить все проекты и перспективные планы, остается резюмировать: какая же производственная программа у предприятия?

Читайте также: