Разумный срок устранения недостатков застройщиком судебная практика

Обновлено: 12.05.2024

Что может требовать дольщик

На случай, если объект долевого строительства по своему качеству не соответствует условиям договора и не отвечает обязательным требованиям, или имеет иные недостатки, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, Законом № 214-ФЗ предусмотрен закрытый перечень требований, которые участник долевого строительства по своему выбору вправе предъявить застройщику (если иное не установлено договором). Так, дольщик вправе потребовать:

  1. Безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.
  2. Соразмерного уменьшения цены договора.
  3. Возмещения своих расходов на устранение недостатков.

Таким образом, по общему правилу, требовать от застройщика замены объекта долевого строительства участник не вправе, если только указанное право не предусмотрено договором.

Требования, связанные с недостатками объекта долевого строительства, могут быть предъявлены застройщику участником долевого строительства как до приемки построенного объекта, так и после, в течение гарантийного срока, который устанавливается договором, не может составлять менее пяти лет и начинает течь с момента передачи построенного объекта участнику долевого строительства.

Как дольщики поступают на практике

Если недостатки выявляются на этапе сдачи-приемки, вместо передаточного акта стороны составляют акт осмотра объекта, в котором указываются выявленные недостатки, а также согласованный срок их устранения. На практике дольщики нередко также направляют застройщику претензию с аналогичным (а иногда – и уже иным) содержанием.

Если застройщик уклоняется от устранения недостатков, выполнения иных требований, связанных с выявлением недостатков объекта долевого участия, за направлением застройщику претензии (нередко – не одной) следует обращение дольщика с иском в суд.

Неустойка

На практике дольщики обычно рассчитывают неустойку исходя из цены объекта, т. е. в наибольшем размере. В случае спора между сторонами договора оценка выявленного недостатка не предмет того, является ли он основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, и, соответственно, определение подлежащего взысканию размера неустойки отводится на усмотрение суда.

Отказ от ДДУ

Если нарушение требований к качеству объекта долевого строительства является существенным или застройщик не устранил выявленные недостатки в установленный участником долевого строительства разумный срок (не выполнил иное предусмотренное законом или договором требование, связанное с выявлением недостатков), участник долевого строительства в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от застройщика возврата уплаченных денежных средств (долевого взноса), а также уплаты процентов на сумму взноса за пользование указанными денежными средствами в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день исполнения обязательства по возврату денежных средств, уплаченных участником долевого строительства. Проценты за пользование денежными средствами начисляются со дня внесения участником долевого строительства денежных средств или части денежных средств в счет цены договора до дня их возврата застройщиком участнику долевого строительства. Если участником долевого строительства является гражданин, указанные проценты уплачиваются застройщиком в двойном размере.

В случае отказа участника долевого строительства от договора по указанному выше основанию не подлежит начислению неустойка за просрочку передачи объекта, если таковая была допущена застройщиком.

Также в случае заявления гражданином-участником долевого строительства отказа от договора в связи с неустранением застройщиком в установленный участником разумный срок недостатков жилого помещения, приобретенного для личного, семейного использования не подлежит начислению и выплате неустойка за нарушение указанного срока.

Гарантийные обязательства застройщика на общедомовое имущество

Последние несколько лет в России активно растет объем жилого и нежилого строительства. Однако рост объемов строительства неизбежно влечет и массу самых разных проблем, возникающих при оформлении и исполнении договоров участия в долевом строительстве (далее – ДДУ), либо договоров купли-продажи недвижимости (далее – ДКП), а также дальнейшей эксплуатации полученных по ним жилых и нежилых помещений.

Нередко возникает ситуация, когда по прошествии длительного времени обнаруживаются существенные недостатки общедомового имущества или же отдельных помещений, препятствующие их нормальной эксплуатации.

В этом случае у собственников часто возникают вопросы: какой гарантийный срок на качество работ установлен на дом в целом и как заставить застройщика устранить недостатки общего имущества многоквартирного дома?
Итак, обо всем по порядку.

Кто может потребовать устранения недостатков в общем имуществе многоквартирного дома?

На общедомовое имущество распространяются общие гарантийные условия, если иное не указано в договоре.

Право на обращение в суд любого собственника жилья, в том числе приобретенного в рамках участия в договоре участия долевом строительстве, подтверждено достаточно обширной судебной практикой (см. апелляционные определения коллегий по гражданским делам: Оренбургского облсуда от 19 декабря 2017 г. по делу N 33-9130/2017; Хабаровского краевого суда от 9 января 2017 г. по делу N 33-75/2017; Московского городского суда от 22 июня 2015 г. N 33-17523/15 и др.).

Примечание: в качестве исключения, пожалуй, можно привести пример, когда собственник или управляющая организация (ТСЖ/ТСН) обращаются с иском в суд о взыскании убытков (ст. 15 ГК РФ) с застройщика, возникших в связи с самостоятельным устранением, либо необходимостью устранения недостатков общего имущества. Если именно такой способ защиты решили выбрать собственники, то важно помнить, что по правилам ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решения как о капитальном, так и текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Поэтому для начала необходимо провести общее собрание собственников МКД, на котором:

  • выбрать способ устранения недостатков (ремонт своими силами либо заключение договора с подрядной организацией);
  • определить порядок финансирования устранения недостатков (аккумулирование денежных средств на едином счете, финансирование собственниками ремонта в зависимости от стоимости сметы и т.д.);
  • принять решение по вопросу довнесения денежных средств в случае отказа в удовлетворении требований или нехватки реально взысканной с застройщика суммы на устранение таких недостатков;
  • наделить полномочиями для обращения в суд от имени всех собственников управляющую организацию либо конкретного собственника (например, старшего по дому или члена совета дома).

Важно также помнить, что такие убытки могут быть взысканы только в пользу всех собственников многоквартирного дома (например, на единый счет), но не конкретного собственника. Невыполнение перечисленных требований может повлечь отказ в удовлетворении иска судом. Пример – Апелляционное определение Московского городского суда от 20.04.2018 по делу № 33-17962/2018. В этом деле суд указал, что если общее собрание не приняло решение по ряду вопросов, то у истца нет полномочий требовать с застройщика убытки за допущенные недостатки. Решение было основано на положениях ст. ст. 12, 15, п. 1 ст. 247 ГК РФ, ч. 2 ст. 44, ч. 2 ст. 46 ЖК РФ.

Гарантия застройщика на общее имущество дома

Необходимо отметить следующее:

  • ТСЖ (ТСН) не обязано подтверждать свои полномочия общим собранием жильцов дома, поскольку изначально создано для защиты прав и интересов собственников МКД. К такому выводу, например, пришел Арбитражный суд Свердловской области по делу № А60-49834/2014 от 06.06.2015 года.
  • Управляющая компания для обращения в суд в интересах собственников МКД должна иметь соответствующие полномочия, оформление по итогам общего собрания собственников квартир МКД (см. Постановление по делу № А56-6036/2014 АС Северо-Западного округа от 09.02.15 года; постановление 9 ААС от 16 января 2015 г. № 09АП-54844/14).

Если управляющая компания или ТСЖ (ТСН) отказывается принимать меры по защите интересов жильцов, любой собственник вправе обратиться в суд с иском к застройщику об устранении недостатков общего имущества дома по гарантии.

Что делать собственнику, если обнаружены недостатки общедомового имущества?

При обнаружении недостатков в имуществе, не относящемся к отдельным квартирам (подъезды, отмостка, фасад, кровля и пр.), необходимо:

  1. Зафиксировать выявленные недостатки актом, составленным по инициативе любого жильца совместно с управляющей компанией или ТСЖ (ТСН).
  2. Подготовить претензию к застройщику с требованием об устранении недостатков в досудебном порядке и в рамках исполнения гарантийных обязательств (хотя досудебный претензионный порядок в данном случае не является обязательным).
  3. В случае оставления вашей претензии без внимания либо отказа в ее удовлетворении подготовить исковое заявление в суд с учетом всех обстоятельств дела. Вы можете подготовить иск самостоятельно, привлечь на помощь юриста либо доверить это вашей управляющей компании или ТСЖ (ТСН).

Нормативная база: чем закреплены гарантийные обязательства застройщика

Итак, помещение может быть приобретено как по договору купли-продажи, так и по договору участия в долевом строительстве. Давайте разберемся, какая нормативная база применяется к тем или иным правоотношениям.

Если помещение приобретено по договору участия в долевом строительстве:

Данная статья гласит, что передаваемый участнику долевого строительства объект должен соответствовать по своему качеству не только условиям договора, но и иным нормам: градостроительным, техническим документам, проектной документации и т.д.

Застройщик, передавая объект, обязан представить участнику ДДУ документацию по эксплуатации объекта, включая сведения о сроке службы всего объекта и отдельных его элементов.

Если помещение приобретено по договору купли-продажи:

В данном случае к отношениям сторон по договору купли-продажи недвижимости (§ 7 ГК РФ), в силу п. 5 ст. 454 ГК РФ, должны применяться общие положения о гарантийных сроках и сроках обнаружения покупателем недостатков, предусмотренные ст. ст. 470-471 и ст. ст. 476-477 ГК РФ, а если помещение приобреталось гражданином у организации или индивидуального предпринимателя исключительно для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то положения ст. 5 и ст. 19 ЗоЗПП.

Сроки гарантии застройщика на общедомовое имущество

Забегая немного вперед, отмечу, что вне зависимости от того, приобреталось помещение по ДДУ или ДКП, срок гарантии на объект долевого строительства* не может быть менее 5 лет на и не менее 3 лет на инженерное и прочее технологическое оборудование.

Однако при разрешении споров с застройщиками по гарантии на общедомовое имущество суды руководствуются разной нормативной базой. Подробнее об этом ниже.

Если помещение приобретено по договору участия в долевом строительстве:

Гарантийный срок на общедомовое имущество исчисляется с момента передачи объекта участнику ДДУ, что должно быть зафиксировано соответствующим актом.

Ранее упомянутая статья 7 Закона № ФЗ-214 гласит следующее:

  • Срок гарантии на объект долевого строительства не может быть менее 5 лет (п. 5 указанной статьи), но этот срок не касается технологического и инженерного оборудования;
  • Гарантия на инженерное и прочее технологическое оборудование (лифты, отопление, вентиляция и так далее) не может быть менее 3 лет.

Во всех случаях гарантийный срок может быть увеличен договором, но уменьшен быть не может. Договором могут быть предусмотрены разные сроки гарантии на различные элементы многоквартирного дома. Например, один срок – на кладку или межпанельные швы, а другой срок – на кровлю. Также могут быть разделены гарантийные обязательства на каждую квартиру в отдельности и на весь дом целиком.

Примечание: некоторые застройщики, устанавливают в договорах условие о том, что гарантийный срок начинает исчисляться с момента ввода многоквартирного дома в эксплуатацию. Как известно, почти во всех случаях срок ввода многоквартирного дома в эксплуатацию и срок передачи помещений будущим собственникам не совпадают. Разница во времени между этими событиями может составлять шесть месяцев, соответственно указанные условия договора искусственно уменьшают установленный законом гарантийный срок, который не может быть менее пяти лет. Таким образом, такие условия договора не соответствуют букве закона и ущемляют права собственников помещений, указанная позиция была изложена Верховным Судом РФ в постановлении от 18.12.2014 № 303-АД14-7399 (см. также Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.01.2020 по делу № Ф07-16546/2019).

Точно так будут ничтожными условия, которыми застройщик освобождается от исполнения своих гарантийных обязательств полностью или частично

Гарантия застройщика на общедомовое имущество

Если помещение приобретено по договору купли-продажи:

Гарантийный срок на общедомовое имущество в данном случае исчисляется аналогичным образом, т.е. с момента передачи помещения покупателю (пункт 1 статья 471 ГК РФ).

В качестве дополнительной нормативной базы можно отметить, что исходя из положений ст. ст. 130, 133, 134, 135, 289, 290 ГК РФ и ст. ст. 36-40 ЖК РФ общее имущество в многоквартирном доме представляет собой сложную и неделимую вещь, одновременно является принадлежностью главной вещи — совокупности всех квартир и отдельных нежилых помещений многоквартирного дома (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2016 N Ф05-5844/12, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.07.2016 N Ф07-4443/16), следовательно, гарантийные сроки на общедомовое имущество не могут быть меньше, чем гарантийный срок на продаваемую квартиру (т.е. 5 лет), если иной срок, (больший), не установлен договором.

В одних случаях суды приходят к выводу о том, что застройщик, установив гарантию качества объекта долевого строительства по ДДУ, по сути гарантирует надлежащее качество данного имущества в целом, поэтому собственники, приобретшие помещения в таком доме договору купли-продажи, также могут воспользоваться правами, предоставленными участникам долевого строительства в части предъявления претензий по качеству общего имущества в пределах указанных выше гарантийных сроков, установленных п. 5 и п. 5.1 ст. 7 Закона N 214-ФЗ (см. решение Ленинского районного суда г. Владимира Владимирской области от 01.11.2016 по делу № 2-2227/2016).

Кроме того, суды, обосновывая применение ст. 7 Закона № 214-ФЗ к отношениям сторон договора купли-продажи, отмечают особый статус продавца, который является лицом, осуществившим постройку многоквартирного дома, в котором покупателем было приобретено помещение, и впервые выпустившим данное помещение в гражданский оборот (см. апелляционное определение СК по гражданским делам Тюменского областного суда от 21.06.2017 по делу № 33-3389/2017, решение Октябрьского районного суда г. Красноярска Красноярского края от 17.05.2017 по делу № 2-679/2017).

В других случаях суды применяют к отношениям сторон по договорам купли-продажи в части сроков предъявления требований к качеству этих помещений и общего имущества в соответствующем доме положения ст. 756 ГК РФ и п. 3 ст. 29 Закона № 2300-I о пятилетнем сроке предъявления претензий к качеству работ, выполненных в отношении строения или иного недвижимого имущества (см. постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 № 12АП-2230/13, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16.02.2017 по делу № 33-2028/2017).

Что входит в гарантийные обязательства застройщика?

В случае выявления существенных недостатков, препятствующих нормальной эксплуатации объекта, обязанности застройщика прописаны в ч. 2 ст. 7 214-ФЗ:

  • Безвозмездно устранить все выявленные недостатки в разумный срок с момента их обнаружения и предоставления ему информации по ним;
  • Соразмерно снизить цену объекта по договору;
  • Возместить собственнику объекта все расходы, понесенные им на устранение недостатков.

ВАЖНО: обращаться с претензиями касаемо качества объекта можно лишь к застройщику, но не к подрядчику. Последний отвечает за исполнение обязательств только перед застройщиком, о чем сделан вывод, например, в Постановлении по делу № А03-6458/2009 ФАС Западно-Сибирского округа от 07.09.2010 года.

Когда гарантия на общее имущество дома не действует?

Застройщик освобождается от обязанности устранить выявленные недостатки, если недостатки:
• вызваны неправильной эксплуатацией объекта, нарушениями правил установки того или иного оборудования или ввиду самовольных действий владельцев объектов или третьих лиц;
• возникли вследствие естественного износа оборудования или элементов объекта (например, стирание краски на ступенях или перегорание светового оборудования);
• обусловлены возникновением аварийной ситуации, связанной с нарушением работы технологических систем.

Указанные положения прописаны в ч. 7 ст. 7 закона 214-ФЗ и, по сути, законом установлена презумпция вины застройщика. Обязанность по доказыванию того факта, что недостатки возникли не по вине застройщика, возлагается на него же.

Гарантия застройщика на общедомовое имущество — судебная практика

остановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.10.2019 N Ф01-5169/2019 по делу № А43-43983/2018

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.10.2019 N Ф01-5169/2019 по делу № А43-43983/2018
Карточка дела

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.12.2019 N Ф04-5570/2019 по делу N А70-15034/2017

Помощь юриста

В любой из ситуаций формирование доказательной базы и аргументация претензий к застройщику невозможны без квалифицированной юридической помощи и в каждом конкретном случае разумно обратиться к адвокату за получением консультации именно по вашей проблеме.

Для составления искового заявления или требования в адрес застройщика рекомендуется воспользоваться помощью опытного юриста, поскольку от убедительности собранной доказательной базы и правовой аргументации будет зависеть успешность спора с застройщиком.

Больше интересных статей в моем блоге.

Share the post "Гарантийные обязательства застройщика на общедомовое имущество"

Дольщик может вернуть застройщику квартиру со строительными дефектами и получить назад деньги. Но это сложнее, чем, скажем, вернуть в магазин одежду с браком. Мы выяснили, когда дольщик вправе потребовать назад деньги и чем он рискует в этом случае. А также узнали, как вернуть квартиру, приобретённую у застройщика по договору купли-продажи в готовом доме.

В каких случаях дольщик может вернуть квартиру

Дольщик может отказаться от квартиры и потребовать от застройщика вернуть деньги, если в ней есть существенные строительные дефекты. Это прописано в законе об участии в долевом строительстве — в пункте 3 статьи 7 и пункте 1 статьи 9.

Существенными недостатками принято считать:

Несущественные недостаткиСущественные недостатки
Царапины и сколы на дверяхСквозные дыры в межкомнатных перекрытиях
Повреждения оконных конструкцийПротечка потолка в квартирах на последнем этаже
Слабая тяга в вентиляцииОтсутствие вентиляции

Можно ли вернуть квартиру, если покупатель уже начал в ней жить

Вернуть квартиру застройщику можно как до приёмки квартиры, так и в течение гарантийного срока: это минимум пять лет на сам объект (на стены, фасады) и минимум три года на технологическое и инженерное оборудование (водопровод, систему отопления, электроснабжения). То есть покупатель может вернуть квартиру застройщику, даже если успел в ней пожить.

Как расторгнуть ДДУ — инструкция

1. Зафиксировать дефекты

Если дефекты обнаружатся сразу при передаче квартиры, их нужно прописать в акте приёма-передачи, если спустя время — скажем, через полгода или год, — в экспертном заключении.

Определить, насколько существенны недоделки, может только строительно-техническая экспертиза. Стоимость такой экспертизы в Москве — от 6 тысяч ₽, срок — от трёх дней в зависимости от сложности. По итогам исследования собственник получит заключение о пригодности или непригодности квартиры для проживания из-за выявленных дефектов. Этот документ и станет основанием для расторжения договора.

Шаблон уведомления об одностороннем отказе от договора участия в долевом строительстве (от дольщика).

Если застройщик согласится расторгнуть договор, то вернёт деньги дольщику в течение 20 рабочих дней со дня расторжения. Срок оговорён в пункте 2 статьи 9 закона об участии в долевом строительстве. Застройщик также выплатит проценты за пользование деньгами дольщика в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования ЦБ (равна ключевой ставке), действующей на день возврата. Проценты начисляются за каждые сутки со дня оплаты квартиры до дня возврата денег. Если участником долевого строительства является гражданин, застройщик платит проценты в двойном размере, говорится в пункте 2 статьи 9 закона об участии в долевом строительстве.

Посчитаем, сколько процентов застройщик должен выплатить дольщику за квартиру стоимостью 3 000 000 ₽, если с момента заключения ДДУ прошёл год.

Используем формулу: сумма договора × 1/300 × ставка рефинансирования (6,5% на 26 августа 2021 года) × число дней пользования деньгами × 2 (двойной размер оплаты).

3 000 000 * 1/300 * 6,5% * 365 * 2 = 474 500 ₽.

Вернув квартиру за 3 000 000 ₽, с момента покупки которой прошёл год, дольщик получит дополнительно 474 500 ₽ за пользование его деньгами. Это 15,85% от изначальной стоимости квартиры. При этом средняя стоимость квадратного метра в новостройках Москвы выросла на 21% в 2020 году и на 16,5% в 2019 году.

3. Подать иск в суд, если застройщик не возвращает деньги

Если суд первой инстанции откажет, можно подать апелляцию и при необходимости дойти до Верховного суда. Если и он встанет на сторону застройщика, вернуть квартиру не получится.

«Одно из наших выигрышных дел по расторжению ДДУ из-за строительных недостатков связано с протечкой крыши. Квартира клиента располагалась на последнем этаже новостройки, и протечки были постоянными. Застройщик отказывался в досудебном порядке урегулировать вопрос, ссылаясь на отсутствие внешних дефектов. Действительно, внешне недостатки казались несущественными, но влажность была в два раза выше нормы.

Дополнительно квартиру можно защитить страховкой

Каковы риски расторжения ДДУ из-за дефектов квартиры

Сама процедура расторжения ДДУ сложная и опасная, предупреждает Дмитрий Кигинько. Дело в том, что:

  • Пока дело дойдёт до суда, застройщик может обанкротиться или оказаться в предбанкротном состоянии. В этом случае вернуть деньги и проценты затруднительно или вовсе невозможно — компании просто нечем будет расплачиваться.
  • Чем больше пройдёт времени с момента заключения договора, тем выше будет рыночная стоимость квартиры. Застройщик при расторжении договора вернёт первоначальную стоимость жилья и проценты за пользование деньгами дольщика. Даже если сумма процентов будет сопоставима с ростом стоимости квартиры, суд может сильно уменьшить заявленные в иске проценты за пользование чужими деньгами. Это предусмотрено статьёй 333 Гражданского кодекса.

Как вернуть застройщику квартиру, купленную в уже построенном доме

«Договор купли-продажи недвижимости, а также предварительный договор купли-продажи может быть расторгнут по взаимному согласию сторон либо при нарушении одной из сторон своих обязательств. Самый частый пример — претензия покупателя из-за передачи квартиры ненадлежащего качества.

Вернуть деньги за квартиру можно, только если дефекты обнаружатся в течение гарантийного срока. Его устанавливает сам застройщик. Если сроки не прописаны в договоре купли-продажи, покупатель может предъявить требования продавцу в течение двух лет со дня передачи квартиры, говорится в пункте 2 статьи 477 ГК РФ.

Как расторгнуть договор купли-продажи с застройщиком — инструкция

3. Подать иск в суд. Если застройщик с претензией не согласится или вовсе не ответит — на ответ у него есть 30 дней, если иное не указано в договоре, — можно идти в суд.

Права участника зависят от характера обнаруженных недостатков.

В случае существенного нарушения требований к качеству объекта долевого строительства или неустранения выявленных недостатков в установленный участником долевого строительства разумный срок участник долевого строительства в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от застройщика возврата денежных средств и уплаты процентов. Застройщик обязан в течение 10 рабочих дней со дня расторжения договора возвратить участнику долевого строительства денежные средства, уплаченные им в счет цены договора, а также уплатить проценты на эту сумму за пользование указанными денежными средствами в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства по возврату денежных средств, уплаченных участником долевого строительства. Указанные проценты начисляются со дня внесения участником долевого строительства денежных средств или части денежных средств в счет цены договора до дня их возврата застройщиком участнику долевого строительства. Если участником долевого строительства является гражданин, указанные проценты уплачиваются застройщиком в двойном размере. Если в течение соответствующего установленного срока участник долевого строительства не обратился к застройщику за получением денежных средств, уплаченных участником долевого строительства в счет цены договора, и процентов на эту сумму за пользование указанными денежными средствами, застройщик не позднее дня, следующего за рабочим днем после истечения указанного срока, обязан зачислить денежные средства и проценты за пользование денежными средствами в депозит нотариуса по месту нахождения застройщика, о чем сообщается участнику долевого строительства (ч. 2 ст.9. Федеральный Закон № 214-ФЗ)

В случае проявления устранимых недостатков строительства участник долевого строительства вправе предъявить застройщику в письменной форме требования в связи с ненадлежащим качеством объекта долевого строительства с указанием выявленных дефектов при условии, что такие недостатки выявлены в течение гарантийного срока. Гарантийный срок на объект долевого строительства не может составлять менее чем 5 лет. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня передачи объекта долевого строительства.

Гарантийный срок на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав объекта, устанавливается договором и не может составлять менее чем 3 года. Указанный гарантийный срок исчисляется со дня подписания первого передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.

Застройщик обязан устранить выявленные недостатки в срок, согласованный с участником долевого строительства. Срок устранения недостатка указывается в договоре, претензии, соглашении.

В случае отказа застройщика удовлетворить указанные требования во внесудебном порядке полностью или частично либо в случае неудовлетворения полностью или частично указанных требований в указанный срок участник долевого строительства имеет право предъявить иск в суд.

Обращаем внимание, что застройщик не несет ответственности за недостатки (дефекты) объекта долевого строительства, обнаруженные в течение гарантийного срока, если докажет, что они произошли по следующим причинам:

- вследствие нормального износа такого объекта долевого строительства или входящих в его состав элементов отделки, систем инженерно-технического обеспечения, конструктивных элементов, изделий,

- из-за нарушения требований технических регламентов, градостроительных регламентов, иных обязательных требований к процессу эксплуатации объекта долевого строительства или входящих в его состав элементов отделки, систем инженерно-технического обеспечения, конструктивных элементов, изделий;

- из-за ненадлежащего ремонта, проведенного самим участником долевого строительства или привлеченными им третьими лицами,

- из-за недостатков возникших вследствие нарушения предусмотренных предоставленной участнику долевого строительства инструкцией по эксплуатации объекта долевого строительства правил и условий эффективного и безопасного использования объекта долевого строительства, входящих в его состав элементов отделки, систем инженерно-технического обеспечения, конструктивных элементов, изделий.

Не всегда срок устранения недостатков застройщиком соответствует ожиданиям дольщика. Эта публикация поможет разобраться с нюансами действующего законодательства, правильными действиями на всех стадиях приемки объекта недвижимости. Представленная ниже информация пригодится для составления обоснованных претензий и качественной подготовки документов при обращении в судебные инстанции.

Какие сроки устанавливает закон и от какого момента их считать

календарь

Проще всего, когда точные сроки указаны в тексте договора купли продажи вместе со штрафным санкциями. В этом случае излишни подробные комментарии. При отсутствии взаимопонимания с застройщиком дольщик обращается с иском в суд.

Важно! Устранить или минимизировать проблему сроков устранения недостатков можно на стадии подготовки договора купли-продажи. Период устранения недостатков считается с даты передачи застройщику претензии.

Кроме срока устранения недостатков очень важно понимать, какой гарантийный срок установлен на работы. Он установлен общими нормами действующего законодательства. По упомянутому закону № 214 минимальная длительность гарантийных обязательств составляет:

  • 3 года – на водопровод, электроснабжение, другие инженерные системы;
  • 5 лет – на строительные конструкции.

Недостатки можно обнаружить сразу при приемке или позднее, если они были скрытыми.

Как правильно осмотреть квартиру при приемке

Предварительно уточняют уровень готовности, указанный в ДКП. В современных новостройках квартиры часто предлагаются без чистовой отделки. Владелец сам выполняет отделочные работы в соответствии с личными предпочтениями, либо поручает их специалистам.

Подробно ознакомиться с процедурой приемки можно с помощью тематических публикаций нашего сайта. Ниже приведены нюансы, на которые следует обратить особое внимание:

Некоторые застройщики предлагают стандартный лист осмотра как приложение к акту приема-передачи. Рекомендуется составить собственный перечень позиций для обязательной пошаговой проверки.

При недостатке собственных знаний и навыков пользуются услугами профильных специалистов. Утечки тепла, например, проверяют с помощью специализированных приборов. Своевременное устранение существенных дефектов предотвратит проблемы, поможет оптимизировать эксплуатационные расходы.

Дольщик вправе отказаться подписывать акт приемки-передачи, если объект недвижимости не соответствует следующим критериям:

  • параметрам, указанным в договоре купли-продажи;
  • данным конструкторской документации;
  • действующим строительным, санитарным нормативам.

Последовательность действий в стандартной ситуации:

Что делать, если недостатки обнаружили не сразу

Как только обнаружили недостаток – сразу подавайте претензию, в которой изложите все обстоятельства. Затягивать с претензиями не стоит. Установленные законом гарантийные сроки 3 (5) лет в некоторых ситуациях бесполезны. Недобросовестные коммерсанты оформляют каждый объект на новую компанию. После банкротства одноразового общества с ограниченной ответственностью компенсировать убытки не получится.

По этой причине, следует как можно раньше решать вопросы по устранению недостатков и неустойке. Достаточно сложно доказать свою правоту, если акт приема-передачи подписан без указания определенных замечаний. Законом исключены компенсации по следующим позициям:

  • естественный износ, который сопровождается ухудшением эстетических и технических параметров объекта недвижимости;
  • нарушение пользователями правил эксплуатации;
  • отсутствие должного ухода, регламентного обслуживания.

Не будут достаточным поводом для получения компенсации от застройщика неисправности, которые появились после дополнительных ремонтных работ, реконструкции.

Какие требования можно предъявить застройщику

Для решения рассматриваемой проблемы законом установлены следующие способы:

  • устранение недостатков застройщиком за собственный счет;
  • перечисление дольщику денежных средств за выполненные ремонтные работы;
  • пропорциональное предполагаемым затратам снижение цены по ДКП.

Далее перечисленные возможности рассмотрены подробно с учетом рассмотрения спора в судебных инстанциях.

В первом варианте привлекает удобство оформления соглашения, отсутствие лишних забот. Однако придется еще раз довериться компании, которая не выполняла свои обязательства. Следует подчеркнуть:

  • трудность контроля действий подрядчиков;
  • возможность нарушения сроков;
  • отсутствие личной проверки приобретаемых материалов.

При выполнении ремонта собственными силами отмеченные недостатки устранить не трудно. Работы можно сделать самостоятельно или с применением подряда. Однако в любом случае понадобится действительное устранение выявленных дефектов. Для подтверждения в суде затрат необходимо собрать:

  • кассовые чеки;
  • выписки с лицевого счета в банке;
  • письменные расписки;
  • договора с подрядчиками.

Если кроме ремонта выполняются иные работы, их оформляют отдельными соглашениями. Таким же образом рекомендуется организовать оплату.

В этом варианте предполагаются дополнительные преимущества:

  • к ремонту можно приступить после положительного решения суда;
  • не обязательно в действительности устранять все выявленные дефекты;
  • материальные затраты могут получиться меньше, чем экспертная оценка.

стройка

Как заставить застройщика устранить дефекты

В худшей ситуации, когда застройщик отказывается подписывать акт о выявленных неисправностях, необходимо зафиксировать проблемы официально. Для этого обращаются в специализированную экспертную компанию, которая имеет лицензию на проведение соответствующих работ. На совместный осмотр письменным уведомлением приглашают представителя застройщика.

Направляем претензию

В тексте нужно прописать конкретный перечень недостатков, которые нужно устранить. Если требуют неустойку, то при расчете берут 1% за каждый день:

  • от стоимости квартиры по ДКП за нарушения срока передачи;
  • от суммарных затрат на ремонт по устранению недостатков.

На нашем портале можно скачать образец и чистый бланк претензии.

Обращаемся в суд

Если застройщик добровольно не устраняет недостатки, остается обратиться в суд. В исковом заявлении пропишите те же требования, что и в претензии.

Кроме затрат на устранение недостатков в заявлении можно указать взыскания по нескольким позициям:

  • нарушение сроков передачи объекта недвижимости, устранения дефектов;
  • компенсацию морального вреда и 50% от общей суммы иска за отказ выполнять законные требования потребителя (ФЗ № 2 300-1, статья 13, п. 6);
  • возврат расходов на профессиональную экспертную оценку.

Если дольщик сам устраняет дефекты, предоставляются документы о выполненных работах, приобретенных материалах.

К сведению! Срок давности для подачи искового заявления – 3 года. Отсчитывать нужно с момента обнаружения недостатков.

Заключение

При выборе подходящего способа устранения недостатков и получения компенсации следует в комплексе оценить реальную ситуацию. Существенное значение имеет согласие застройщика решить проблемы полюбовно. Даже в таком случае необходимо оформлять все важные действия документально в соответствии с представленными выше инструкциями.

Если нельзя обойтись без судебных исков решение принимают после внимательного изучения важных деталей. Следует помнить, что желание получить большую компенсацию по срыву сроков передачи объекта недвижимости новому владельцу не всегда целесообразно. Необходимо учесть риск возможного разорения застройщика (случайного или намеренного). Аналогичным образом оценивают весомость длительных гарантийных обязательств.

Не забывайте ставить лайки, делать репосты. Собственные замечания и вопросы публикуйте в комментариях к статье. Если самостоятельно сложно принять правильное решение обращайтесь к дежурному юристу. Квалифицированная помощь повышает шансы на благоприятный исход при рассмотрении исковых заявлений.

Читайте также: