Сколько фигур сидит на портике здания конституционного суда сената и синода в створе галерной улицы

Обновлено: 18.05.2024

Нет лучше места для спокойной прогулки влюбленным или бабушкам с внучками, чем Александровский сад. Он непринужденно раскинулся между Сенатской площадью и зданием Адмиралтейства. Под кронами его деревьев уютно в любое время года, это место пользуется популярностью среди горожан. Воскресными вечерами тут можно послушать военно-морской духовой оркестр, который по традиции играет подле памятника В. Жуковскому. Есть тут и другие памятники – это памятники Глинке, Лермонтову, Гоголю, но самым интересным является памятник Пржевальскому. Это был смелый и решительный исследователь Центральной Азии. Памятник ему также необычен: оседланный верблюд, который стоит возле большого каменного постамента, а на самом постаменте бюст Пржевальского.

Адмиралтейство

Петр I основал Адмиралтейство еще в 1704 году. Стоит отметить, что тогда оно имело несколько иные функции, нежели сейчас. Первоначально это была обычная деревянная верфь со шпилем. После того как верфь была перенесена в другое место, поменялись функции Адмиралтейства. Теперь это здание стало административным и никакие работы в нем не проводились. Из соображений пожарной безопасности вокруг Адмиралтейства не строились никакие другие здания, а потому и в наши дни вокруг пусто. На месте старого здания архитектор Андреян Захаров возвел новое, которое мы и видим в наши дни.

Основная и притягивающая глаз зрителя часть здания – это центральная башня. Ее построили еще в двадцатые годы девятнадцатого столетия, она украшена красивой колоннадой, а на ее вершине всем известный позолоченный шпиль Адмиралтейства. В Петербурге был еще один шпиль – это шпиль Петропавловской крепости. Именно за счет этих двух построек Петербург превратился в европейский город, ведь над русскими городами обычно возвышались однообразные церковные купола и кресты. Именно с башни Адмиралтейства Петр Первый имел привычку наблюдать в подзорную трубу за строительными работами в городе. Интересно, что на самом конце шпиля Адмиралтейства расположен флюгер в виде небольшого кораблика-фрегата. Именно этот кораблик и стал символом города.

Эти ангелы, как и кораблик на флюгере также стали одними из символов Северной Пальмиры. Огорчает тот факт, что фасад здания, выходящий на Неву, застроен жилыми домами и с реки невозможно оценить его красоту. С 1925 года в здании Адмиралтейства находится Высшее военно-морское инженерное училище. Для туристов здание Адмиралтейства закрыто. Разве что можно посидеть в респектабельном ресторане в одной из частей здания. Кстати из этого ресторана виден памятник Петру-кораблестроителю. Данная скульптура является подарком от Амстердама. Именно в этом городе Петр Первый долгое время работал простым корабельным плотником, постигая азы кораблестроения и со временем применил полученные навыки в России.

Амбициозный юноша

Карл Росси родился в Неаполе 18 декабря 1775 года. Его матерью была выдающаяся балерина Гертруда Росси, а отчимом — танцовщик Шарль Ле Пик. Когда Росси было 11 лет, его семью пригласили в Санкт-Петербург. Родителям Карла Росси благоволил император Павел I — от него семья получила в дар земельный участок в Павловске, где в это время архитектор Винченцо Бренна возводил новый дворец для императора. Карл хорошо рисовал, Бренна заметил это и взял еще совсем юного Росси в ученики. В 1795 году Росси стал чертежником в Адмиралтейской коллегии архитектуры. Со следующего года Бренна принял его помощником на строительство Михайловского дворца. В 1802 году Карл отправился в заграничную командировку во Флорентийскую академию, завершать обучение. В Петербург Росси вернулся через два года и сразу разработал амбициозный проект — план переустройства набережной Адмиралтейства. Но высшие инстанции проект сочли слишком легкомысленным, и звание архитектора Росси не получил. Его определили на фарфоровый завод, где он проработал художником два года, после чего все же добился звания архитектора. В 1808 году Росси отправился в Кремлевскую экспедицию, во время которой возвел в Москве несколько зданий, но все они, включая деревянный театр, сгорели при пожаре 1812 года. После в Твери Росси построил Путевой дворец — и вернулся в Петербург.

История создания

Когда в 1823 году архитектор Захаров закончил монументальное здание Адмиралтейства, возникла необходимость преобразования трех центральных площадей Северной столицы: Сенатской (нынешней Декабристов), Дворцовой и Адмиралтейской, где в конце девятнадцатого столетия был разбит Александровский сад. Оформление уже существовавшего к тому времени дома, в котором находился Сенат, перестало соответствовать тогдашним масштабам, да и общей архитектуре и парадности центра города. И потому он требовал реконструкции.

Сенат и Синод

Своим приказом император, а тогда на престоле был Николай I, начал строительство нового дома для Сената по единому образу и подобию, чтобы здание Главного штаба, Сената, Синода в Петербурге было выполнено в едином архитектурном решении. Поэтому для последнего был приобретен дом купчихи Кусовниковой. А на месте дома А. Бестужева-Рюмина решили уже построить здание Сената.

Описание

Строительство

Поставленная перед архитектором и строителями задача о придании зданию Сената характера, соответствующего величию Сенатской площади, была ими решена с большим мастерством и с точным ощущением масштаба. Достаточно большая протяженность фасада заставила автора проекта Росси увеличить высоту сооружения до восьми с половиной сажень. Нужно сказать, что соседнее строение Адмиралтейства ощутимо ниже, чем здание Сената – на целых двести десять сантиметров. В начале октября 1832-го строительные работы были свернуты, и сразу же началась внутренняя отделка обоих зданий. В феврале следующего года император лично совершил осмотр объектов. А уже в 1934-м строительство было окончательно завершено.

Сенатская площадь

Сенатскую площадь со всех сторон окружают памятники искусства и архитектуры. Вокруг нее расположились Александровский сад, здания Синода и Сената, а также Адмиралтейство и Исаакиевский собор. В самом сердце площади находится один символов города легендарный Медный всадник, а подле него уютный скверик, который плавно переходит в Александровский сад. Раньше перед Медным всадником можно было увидеть наплавной мост, ведущий на Васильевский остров. Вот только в начале прошлого века мост сгорел и от него остался лишь только гранитный спуск к реке. Интересно, что людно на Сенатской площади только в летнее время года. Причина этому банальна: Дворцовый мост и Благовещенский мост сводят и разводят первыми.

Именно на Сенатской площади 14 декабря 1825 года произошло знаменитое восстание декабристов. Группа прогрессивно мыслящих военных офицеров вывела на Сенатскую площадь тысячи солдат, с целью наложить вето на восхождения на престол Николая I и ввести конституционную монархию. Однако было поздно, сенаторы уже успели присягнуть новому царю. Площадь окружили царские войска, а само восстание из фарса очень быстро превратилось в трагедию. Интересно, что рабочие с Исаакиевского собора активно поддерживали декабристов и метали в царские войска кирпичи. Николай I не на шутку испугался и отдал приказ разогнать мятежников и ликвидировать угрозу. К рассвету приказ был выполнен. Интересно, что князь Трубецкой, один из руководителей восстания так и не рискнул появиться на площади.
После того как мятеж был подавлен, начались допросы. Царь Николай лично присутствовал при этом процессе, а также задавал вопросы. Пять лидеров декабристов были повешены, еще 130 офицеров были лишены званий и наград и были отправлены в ссылку в Сибирь. Солдаты, которые и понятия не имели о том, что участвуют в восстании, ведь они лишь выполняли приказ начальства, также наказали. Их 12 раз прогнали через тысячный строй и таким образом не сложно посчитать, что каждый из них получил 12 000 ударов плетью.

Михайловский дворец

Дворец был открыт и освящен 30 августа 1825 года. А спустя четыре месяца Росси уже оформлял церемонию прощания с почившим императором Александром I, над эскизами которой он работал даже в день, когда произошло восстание декабристов.

Предистория

Сенат и Синод

Первоначально на месте нынешних Сената и Синода располагался фахверковый дом, принадлежащий А. Меншикову, а рядом – особняк, которым владела купчиха Кусовникова. Когда светлейший князь оказался в опале, его имущество на набережной Невы перешло во владение вице-канцлера А. И. Остермана. Спустя некоторое время, в 1744 году, строение было пожаловано Елизаветой Петровной А. Бестужеву-Рюмину. Канцлер реконструировал его, поручив архитектору А. Висту возвести дом в стиле барокко.

В 1763-м, когда на престол взошла Екатерина II, строение перешло в казну. В это здание практически сразу переехал Сенат. С 1780 по 1790 годы барочная постройка Бестужева-Рюмина был снова реконструирована: фасады получили новую архитектурную обработку, типичную для русского классицизма.

Имя последнего автора проекта, по которому была осуществлена перестройка здания, доподлинно не известно. Однако, судя по сохранившимся в коллекции музея Академии художеств чертежам западного фасада, разработки проводил архитектор И. Старов.

Елагин остров

В Петербурге Росси занимался перестройкой зданий (Аничков дворец, павильоны в Павловске) и сделал еще один шаг по карьерной лестнице — в 1816 году архитектора назначили членом Комитета строений и гидравлических работ.

Острова вокруг Петербурга в то время почти не были застроены, в том числе и Елагин. Когда последний владелец, граф Орлов, решил продать остров, его распорядился выкупить Александр I. Его мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна, уже не могла ездить в Павловск по состоянию здоровья, ей требовалась новая летняя резиденция поближе к городу. Проект перестройки поручили Карлу Росси, на тот момент (1818 год) он был уже придворным архитектором — во многом благодаря рекомендательному письму сестры Александра I Екатерины Павловны, для которой перестроил путевой дворец в Твери. Тогда Росси исполнилось уже 43 года, а его карьера только началась, как, впрочем, и семейное счастье: он женился на молодой девушке Софье Андерсон. Через два года архитектор написал прошение на имя императора об усыновлении четырех внебрачных детей и присвоении им его фамилии. Александр I просьбу одобрил.

Во время работы над ансамблем Елагина острова Росси учел в проекте все, вплоть до привычек Марии Федоровны. Вдовствующая императрица любила, чтобы на ночь ей читали вслух, и архитектор просчитал акустику помещений дворца. Смету Росси составил с небывалой точностью — указал ровно 1 587 632 рубля 40 копеек — и не выходил за ее пределы.

Реконструкция здания Сената и Синода

Здания Сената и Синода, расположенные на площади Декабристов (бывшей Сенатской) - памятники архитектуры Санкт‑Петербурга. Выполнены в стиле позднего классицизма. Были возведены в 1829‑1834 годах.

Здания Сената и Синода, расположенные на площади Декабристов (бывшей Сенатской) - памятники архитектуры Санкт‑Петербурга. Выполнены в стиле позднего классицизма. Были возведены в 1829‑1834 годах. Строительство велось под руководством архитектора Александра Штауберта по проекту Карло Росси. Здания были построены для двух государственных органов управления Российской империи ‑ Сената и Святейшего Правительствующего Синода.

Раньше на этом месте стояли две постройки XVIII века ‑ дом опального канцлера Алексея Бестужева‑Рюмина, в котором с 1763 года размещался Сенат, и дом купчихи Кусовниковой. В конце XVIII века барочный дом Бестужева‑Рюмина был перестроен архитектором Иваном Старовым в стиле классицизма, однако этого оказалось недостаточно: с возведением Адмиралтейства прежние постройки уже не соответствовали новому облику площади. Возникла необходимость в ее реконструкции.

Высочайшим повелением император Николай I утвердил строительство нового дома Сената по образу и подобию здания Главного штаба. Тогда же было принято решение о переезде к Сенату и Синода (высшего государственного органа церковно‑административной власти, заменявшего собой патриарха в части общецерковных функций и внешних сношений). Для Синода решено было приобрести дом купчихи Кусовниковой.

В 1828 году конкурсе на перестройку зданий участвовали проекты Карла Росси, Василия Стасова, Поля Жако, Смарагда Шустова, Василия Глинки. Жако предлагал построить одно общее здание, напоминавшее галерею Лувра. Стасов планировал перестроить лишь здание Сената. Росси, в свою очередь, составил проект из двух корпусов, соединённых между собой аркой.

26 августа 1830 года, когда дом Кусовниковой удалось выкупить в государственную казну, на его месте было заложено здание Синода.

К началу октября 1832 года возведение корпусов было завершено, началась внутренняя отделка зданий. В феврале 1833 года император совершил осмотр строящегося объекта. В 1934 году строительство было завершено.

Несмотря на свою длину, здания Сената и Синода не выглядят монотонными. На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн. Закругленный угол Сената, обращенный к Неве, также украшен лоджией с восемью колоннами.

Здание Сената и Синода стало последним крупным проектом Карла Росси. Его постройкой завершилось архитектурное формирование западной границы Сенатской площади.

После революции большевики упразднили Сенат и Синод, а в 1925 году советские власти разместили в здании Сената и Синода Центральный государственный исторический архив.

В 1929 и 1936 годах была проведена реставрация фасадов и скульптурного убранства здания.

В годы Великой Отечественной войны здание Сената и Синода сильно пострадало от артиллерийских обстрелов. В 1941–1942 годах в него попало восемь тяжёлых снарядов. Интерьеры сохранились только отчасти ‑ в основном роспись и лепнина. Особый интерес представляют двусветный зал с полукруглым, покрытым росписью сводом и помещение бывшей церкви, украшенное шестью колоннами.

В 1952 году сооружение было подвергнуто комплексной реставрации.

В 2006 году Российский государственный исторический архив (преемник Центрального государственного исторического архива) переехал в новое здание на Заневском проспекте, что позволило провести в здании еще один комплекс реставрационных работ.

5 февраля 2007 года Президент РФ подписал закон о переводе Конституционного суда РФ из Москвы в Санкт‑Петербург.

27 мая 2008 года в здании Сената и Синода прошло первое заседание Конституционного суда РФ.

27 мая 2009 года в здании Синода была открыта Президентская библиотека имени первого президента РФ Бориса Ельцина.

В мае 2009 года в историческом здании Святейшего Правительствующего Синода Санкт‑Петербурга под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялась сессия Священного Синода Русской Православной Церкви.

Одной из основных достопримечательностей Сенатской площади Петербурга являются здания Сената и Синода, построенные в первой половине 19 столетия.

Здание Сената в Петербурге

Здание Сената в Петербурге

В начале 19 столетия происходила активная смена застроек центральной части Петербурга на более презентабельные сооружения, соответствовавшие статусу столицы Российской империи. В этот период заканчивалось оформление Дворцовой площади, которая приобретает современный вид. Перестраиваются и видоизменяются корпуса Адмиралтейства. Рядом с ними формируется Адмиралтейский бульвар – будущий Александровский сад.

Здания Сенатской площади тоже требовали приведения к общему знаменателю. В то время там находился бывший особняк Бестужева-Рюмина, переделанный под нужды Сената, и особняк купчихи Кусовниковой. Их архитектурное оформление не соответствовало статусу площади и современному градостроительному направлению.

Здание Сената на Сенатской площади Петербурга в конце 18 века

Здание Сената на Сенатской площади Петербурга в конце 18 века

И вот в 30-е годы 19 века, на месте Сената и выкупленного дома Кусовниковой, по проекту архитектора К.Росси в стиле позднего классицизма возводятся два строения - Сенат и Синод, соединенные между собой арочным проходом. Стены особняка Бестужева-Рюмина частично были использованы в новых сооружениях, которые своей масштабностью и декором превзошли здания Адмиралтейства.

Сенат и Синод Петербурга в 30-х годах 19 века

Сенат и Синод Петербурга в 30-х годах 19 века

Вытянутые по всем направлениям, трехэтажные прямоугольные корпуса с внутренними дворами; массивные гранитные лестничные проемы, снабженные пандусами; чередование углубленных и выступающих частей фасадов; лепные украшения; скульптурное оформление – все это превратило красивейшие здания Сената и Синода в достойный архитектурный памятник первой половины 19 столетия.

Арка Сенада и Синода Петербурга в 19 веке

Арка Сенада и Синода Петербурга в 19 веке

Фасады Сената смотрят на Английскую набережную и на Сенатскую площадь, угол между ними закруглен и декорирован колоннами коринфского ордена, которые поднимаются от первого этажа. Плавная необычная закругленность и колоннада придают сооружению очень богатый вид и украшают архитектурную композицию Английской набережной.

Здание Сената с Английской набережной Петербурга

Здание Сената с Английской набережной

Арка, связавшая два отдельно стоящих здания, была переброшена через Галерную улицу и превратилась в центр фасадной композиции, а все сооружение стало выглядеть как единый архитектурный комплекс. Арка К.Росси, в чем-то повторяющая его знаменитую Триумфальную арку Главного Штаба на Дворцовой площади, придала новому сооружению триумфальный торжественный вид.

Арка над Галерной улицей, соединяющая Сенат и Синод

Арка над Галерной улицей, соединяющая Сенат и Синод

В соответствии с монументальными зданиями центра города, здания Сената и Синода также было решено украсить скульптурами. Скульптурное убранство утверждалось самим императором Николаем Первым, причем фигуры непременно должны были изображаться в античных одеждах.

Скульптурные фигуры изготавливались С.Пименовым, В.Демут-Малиновским, П.Соколовым и многими другими петербургскими художниками. Здесь можно видеть изображения Веры, Благочестия, Закона и Правосудия. Скульптурная композиция для фронтального аттика была отлита из меди.

Скульптурная композиция аттика арки Сената и Синода Петербурга

Скульптурная композиция аттика арки Сената и Синода

По самому аттику идут три барельефа с изображениями законов гражданского, божия и естественного. По центру, прямо над аркой, сцена закона гражданского, среди фигур которого симметрично расположены бюсты Петра Первого и Екатерины Второй.


"Гражданское правосудие" на барельефе Сената и Синода

Интересны и внутренние интерьеры здания. Особо выделяется зал заседаний с пилястрами и кариатидами, с живописным плафоном и малиновым троном.

После революции Сенат и Синод были упразднены. Позднее, до 2006 года здесь размещались документы Центрального исторического архива. Перед войной проводилась работа по реставрации фасадов, скульптур и интерьеров Сената и Синода, но во время артобстрелов Великой Отечественной войны оба строения были основательно разбиты. Новая реставрация строений началась уже в 1944 году. Сегодня здание Сената занимает Конституционный суд РФ, а в здании Синода размещена Президентская библиотека им.Б.Ельцина.

Президентская библиотека им.Б.Ельцина в здании Синода Петербурга

Президентская библиотека им.Б.Ельцина в здании Синода

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Здание Синода








27 мая 1835 года в здании Синода была освящена церковь во имя святых Отцов Семи Вселенских соборов (т.е. церковь была посвящена наиболее прославившимся своими деяниями святым отцам, принимавшим участие во Вселенских соборах).
В 1919 году церковь закрыли, в 2009 году началось его восстановление. Сейчас это действующий храм, в нем проходят богослужения. Во время экскурсии можно поставить свечку.
Стены храма расписывал художник Б. Медичи. По сравнению с простотой и скромностью росписи на лестнице роспись стен храма поражает своей парадной красотой.



А теперь перейдем к Президентской библиотеке, расположившейся сейчас в здании Синода.
Библиотека интересна в первую очередь тем, что здесь вы не найдете привычного собрания книг - все сокровища электронные. Да-да, это электронная библиотека - искать и изучать книги и документы здесь вы будете сидя за компьютером. Просматривать книги и документы можно в трех форматах - 1D (одна страница), 2D (книжный разворот) и 3D (объемное изображение, с помощью которого можно рассмотреть обложку, теснение и т.п.). Заинтересовавшие документы можно распечатать прямо здесь и даже бесплатно.
Часть фонда библиотеки доступна на сайте, но это примерно тридцать процентов того, что имеется в наличии. Представленная здесь литература посвящена в основном истории России, естественным и гуманитарным наукам, медицине, сельскохозяйственным и лесохозяйственным наукам. Т.е. за художественной литературой сюда ходить не стоит :)
Записаться в библиотеку может любой желающий - для этого достаточно паспорта. Ну, и надо прийти в библиотечный день (вторник, четверг, суббота) в рабочее время.


Стеф погружается в новый для неё мир электронной библиотеки :))


Если честно, то мне идея такой библиотеки не близка. Т.е. я за электронные библиотеки, но, на мой взгляд, весь их смысл в том, чтобы люди получали информацию, не выходя из дома. И зачем ради этого заниматься историческое здание в центре города, я не очень понимаю. Но, может, я просто зануда :))
И немного исторической справки о библиотеке. Распоряжение о её создании было подписано президентом Путиным В.В. 31 января 2007 года. Название она получила после смерти первого Президента Российской Федерации Бориса Ельцина. Торжественное открытие состоялось 27 мая 2009 при участии президента Медведевым Д.А. 1 сентября 2009 года библиотека была открыта для публичного посещения.
Во время реставрации кое-что в историческом здании изменили. Например, внутренний двор превратился в современный конференц-зал, идеальный для конференций, встреч, балов и других мероприятий. С помощью специальных панелей его за считанные минуты можно сделать звуконепроницаемым. Стеклянный потолок обеспечивает естественное освещение в светлое время суток, но может помешать просмотру видеоматериалов. В теории - на практике с помощью панелей он также затягивается в считанные минуты. Огромный экран позволяет увидеть все происходящее даже на задних рядах. Кресла, кстати, весьма и весьма удобные - сама проверила :))






Тут я тоже немного позанудствую - сделано, конечно, здорово, но по мне так слишком видно, что это новодел.
Отдельно стоит отметить, что в библиотеке есть мультимедийный зал. Я его почему-то не сфотографировала, поэтому придется поверить мне на слово :)
Зал оснащен современным оборудованием, которое позволяет проводить различные встречи и конференции, в том числе и через интернет. Зал огромен, но в случае необходимости легко трансформируется в несколько маленьких без потери функционала.
Также при библиотеке есть выставочный зал. Есть временные экспозиции (сейчас там выставка, посвященная событиям 1917 года, представлено много видеоматериалов и документов), есть постоянная. Самым интересным экспонатом, пожалуй, можно назвать конституцию. И нет, это не просто конституция, это единственная копия инаугурационной конституции. Была подарена библиотеке Дмитрием Медведевым.



А ещё там представлены различные документы, так или иначе касающиеся принятия конституции.



Каждому, кто уже успел познакомиться с архитектурными шедеврами XIX века в Петербурге, эти два здания у Сенатской площади, соединенные аркой покажутся знакомыми. И это не случайно. Ведь многие шедевры архитектуры эпохи ампира были созданы в Петербурге Карлом Ивановичем Росси, в том числе здания Сената и Синода – последняя крупная работа мастера.

Оба учреждения, Сенат и Синод, появились в результате Петровских административных реформ. Сенат, образованный в 1711 году, к началу XIX века был высшим судебным органом, а Синод, основанный в 1722 году, заменил в управлении церковью институт патриаршества.

Первоначально и Сенат, и Синод размещались в здании Двенадцати коллегий на Васильевском острове.

Рядом располагались кабак для рабочих и первая в Санкт-Петербурге школа лепки и художественной резьбы. Здесь преподавал архитектор Жан-Батист Леблон.


В 1744–1747 годах дом был перестроен в настоящий дворец в стиле барокко. Со стороны Старо-Исаакиевской (ныне Галерной) улицы здание украсила трёхъярусная башня с часами, привезёнными канцлером из-за границы. Но и Бестужеву-Рюмину пришлось оставить дворец не по своей воле: в 1758 году он был обвинён в заговоре и приговорён к смертной казни, заменённой на ссылку. После восшествия на престол Екатерины II канцлер был помилован. Но во дворец он не вернулся, так как туда из здания Двенадцати коллегий переехал Сенат. Правда, бывшему владельцу за дворец была заплачена денежная компенсация.

В 1810-х годах со стороны Галерной улицы по проекту Л.И. Шарлемана к зданию Сената был пристроен новый трёхэтажный корпус для типографии. А сразу за Галерной улицей находился дом купчихи Кусовниковой.

После победы над Францией статус России требовал нового архитектурного стиля, которым и стал ампир. Кроме того, Сенат хотел размещаться в соответствующем своему статусу помещении. К тому же увеличилось число его служащих. 10 августа 1827 года император Николай I посетил Сенат и принял решение перестроить это здание.

Тогда же было принято решение перевести сюда и Синод, освободив таким образом полностью здание Двенадцати коллегий для нужд петербургского университета.

Император повелел строить новый дом Сената по образу и подобию здания Главного штаба на Дворцовой площади.

13 сентября 1827 года был объявлен конкурс на перестройку зданий. В нём участвовали несколько известных архитекторов. Например, Поль Жако предлагал построить одно общее здание, напоминавшее галерею Лувра. Стасов планировал перестроить лишь здание Сената. Карл Росси же составил проект двух новых зданий. Несколько раз этот проект перерабатывался архитектором, в итоге возник проект двух корпусов, соединённых между собой аркой, что и задумывал Николай I.

А сама Триумфальная арка над Галерной улицей стала символизировать единство церкви и государства. В её оформлении Росси использовал один из неосуществлённых проектов арки Главного штаба.

Капители, львиные маски и другие декоративные детали выполнил Ф. Торричелли. Скульптуры Демут-Малиновского (скульптурная композиция на аттике, фигуры гениев с книгами законов) были отлиты из меди на заводе Ч. Берда и установлены в августе 1835 года.

Интересно, что у гранитных лестниц в зданиях планировалось разместить чугунных львов. Однако против появления таких скульптур высказался Синод.

После 1917 года здание Сената и дом Лавалей, куда в 1909 году переехала часть Сената, передали Главному архивному управлению.

В 2006 году архив переехал в новое здание на Заневском проспекте, что позволило отреставрировать здание Сената и Синода. В 2008 году в здании Сената разместился Конституционный Суд РФ. В 2009 году здание Синода заняла библиотека им. Б.Н. Ельцина.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

25 января 1721– Создание Священного Синода

25 января 1721– Создание Священного Синода В Петровскую эпоху завершается первый патриарший период истории Русской Православной церкви. В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр, вопреки надеждам церковников, не разрешил созвать Священный собор для избрания нового главы

25.1. Здания без души

Канон Арльского синода, 1234 г.

Канон Арльского синода, 1234 г. 6. Еретики, только делающие вид, что обратились, становятся еще более опасны. Отныне те, кого уличили в ереси и не наказали смертью, будут приговорены к пожизненному заключению, даже если их обращение искренне. Содержать их следует с доходов,

Ответ Л.Н. Толстого на Определение Синода

Ответ Л.Н. Толстого на Определение Синода Я не хотел сначала отвечать на постановление обо мне синода, но постановление это вызвало очень много писем, в которых неизвестные мне корреспонденты – одни бранят меня за то, что я отвергаю то, чего я не отвергаю, другие увещевают

ПЕРВЫЕ КАМЕННЫЕ ЗДАНИЯ В МОСКВЕ

ПЕРВЫЕ КАМЕННЫЕ ЗДАНИЯ В МОСКВЕ При Иване Калите в Москве появились каменные здания, на первых порах церкви. Первым московским каменным строением считается собор Успения Богоматери, заложенный 4 августа 1326 г. Летописи связывают построение собора с утверждением в Москве

1721, 25 января Создание Святейшего Правительствующего синода

1721, 25 января Создание Святейшего Правительствующего синода В Петровскую эпоху завершается первый патриарший период истории Русской православной церкви. В 1700 г. умер патриарх Адриан, и Петр вопреки надеждам церковников не разрешил созвать Священный собор для избрания

§ 2. Учреждение Святейшего Синода

§ 2. Учреждение Святейшего Синода После неудачи с митрополитом Стефаном Петр I лучше разобрался в настроениях киевского ученого монашества. Подыскивая исполнителей задуманной реформы, он выбирал теперь из этой среды людей особого духа - противников латинского,

VIII. ОБЕР-ПРОКУРОРЫ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА

Библиотека Св. Синода

Сад у нового здания Лицея

Сад у нового здания Лицея В XVIII веке Петербургская сторона фактически считалась дачным пригородом. Вдоль Каменноостровского проспекта вплоть до аристократических островов тянулись окруженные садами и огородами дачи богатых купцов и промышленников. Так на углу Большой

Читайте также: