Порядок назначения на должности работников аппарата суда и судебного департамента

Обновлено: 09.05.2024

Работники аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента являются государственными служащими и на них распространяется действие нормативных актов о федеральной государственной службе. Им присваиваются классные чины и другие специальные звания в соответствии с федеральным законодательством. Порядок присвоения классных чинов определяется Инструкцией о порядке присвоения классных чинов работникам системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 декабря 1998 г. Работникам главного управления обеспечения деятельности военных судов могут также присваиваться воинские звания.

Генеральный директор Судебного департамента назначается на должность и освобождается от нее Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей Российской Федерации. Материальное и социальное обеспечение Генеральному директору Судебного департамента предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.

Заместители Генерального директора Судебного департамента назначаются на должность и освобождаются от нее Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора Судебного департамента.

Начальник управления (отдела) Судебного департамента назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ, Советом судей субъекта РФ, а также с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Заместители начальника управления (отдела) Судебного департамента назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным директором Судебного департамента по представлению начальника соответствующего управления (отдела).

Администратор Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя соответствующего суда, а администратор районного суда – начальником управления (отдела) Судебного департамента по представлению председателя районного суда.

Тема 7.3. Федеральный суд общей юрисдикции субъекта рф (верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа)

1. Место Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ (Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа) в судебной системе РФ и его роль.

2. Президиумы и судебные коллегии областных и равных им судов, их состав.

3. Председатель областного и равного ему суда, его заместители и председатели судебных коллегий.

4. Компетенция Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ.

1. Место Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ (Верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа) в судебной системе РФ и его роль

Федеральный суд общей юрисдикции субъекта РФ (Верховный суд республики, краевой, областной, городской (Москва, Санкт-Петербург) суд, суд автономной области и автономного округа – далее областной и равные ему суды)характеризуется двумя основными признаками.

1) Он относится к федеральным судам РФ, действующим на территории субъектов РФ, от имени РФ и финансируемых из федерального бюджета, в отличие от судов субъектов РФ – конституционных (уставных) судов и мировых судей. На территории субъекта РФ действует один такой федеральный суд. Исключение может быть на территории сложных субъектов РФ – краев, где имеются национальные образования – автономные округа или автономная область.

2) Областной и равные ему суды включен в систему судов общей юрисдикции, которые рассматривают уголовные, гражданские, административные и иные дела. Как федеральный суд общей юрисдикции он занимает определенное место среди военных, гражданских и специализированных судов в системе судов общей юрисдикции. Он относится к подсистеме гражданских судов и представляет среднее звено в подсистеме федеральных гражданских судов общей юрисдикции.

К судам этого же звена – федеральным судам общей юрисдикции субъекта РФ – относятся и суды республик, входящих в состав РФ. Они могут иметь иное название, например Верховный суд республики, но независимо от названия суды республик в составе РФ наделены теми же полномочиями, что и другие суды этого звена.

Такое положение Федерального суда общей юрисдикции субъекта РФ определяет его двойное назначение. С одной стороны, он является вышестоящим по отношению к районным (городским) судам, действующим на территории субъекта РФ, с другой стороны, нижестоящим по отношению к Верховному Суду РФ. Промежуточное положение в звеньевой системе гражданских судов общей юрисдикции определяет его роль в реализации судебной власти на территории РФ через выполняемые им функции. Он осуществляет функцию судебного надзора за деятельностью районных (городских) судов в кассационной и надзорной инстанции; своим составом судей рассматривает по существу (по первой инстанции) уголовные и гражданские дела, установленные в законе или по его решению; его деятельность связана и в судебном порядке поднадзорна Верховному Суду РФ.

  • имеющий высшее юридическое образование;
  • не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
  • не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
  • не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
  • не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

При соответствии требованиям, указанным выше:

  • Судьей арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;
  • Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, а также лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя суда.

В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях; в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

Отбор кандидатов на должность судьи

Любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в экзаменационную комиссию при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации с заявлением о сдаче квалификационного экзамена.

Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются:

  1. подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия;
  2. анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;
  3. подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия;
  4. подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;
  5. документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему указанные документы (или их копии).

Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, вправе обратиться в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представляются:

  1. подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его заверенная копия;
  2. анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;
  3. подлинник документа, подтверждающего высшее юридическое образование претендента, или его заверенная копия;
  4. подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их заверенные копии;
  5. документ, свидетельствующий об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;
  6. сведения о результатах квалификационного экзамена;
  7. характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не по юридической специальности также с мест работы (службы) по юридической специальности за последние пять лет такой работы (службы). Характеристика должна быть выдана претенденту на должность судьи в течение семи дней со дня его обращения;
  8. сведения о доходах претендента, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера претендента, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей претендента

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации организует проверку достоверности документов, представленных претендентом на должность судьи, и содержащихся в них сведений

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности представленных документов и содержащихся в них сведений, и с учетом результатов квалификационного экзамена Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи и направляет решение председателю арбитражного апелляционного суда.

Если ни один из граждан, претендующих на вакантную должность судьи, не соответствует требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи

Гражданин не может быть рекомендован на должность судьи, если в результате проверки представленных им документов и содержащихся в них сведений, установлена их недостоверность.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации отменяет свое решение о рекомендации на должность судьи, а Председатель Верховного Суда Российской Федерации отзывает внесенное Президенту Российской Федерации представление о назначении кандидата на должность судьи, если впоследствии выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 Закона.

Порядок наделения судей полномочиями

Председатель, заместители председателя Первого арбитражного апелляционного суда назначаются Президентом Российской Федерации сроком на 6 лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Судьи Первого арбитражного апелляционного суда назначаются Президентом Российской Федерации без ограничения срока полномочий по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Президент Российской Федерации вправе отклонить представленную к назначению на должность судьи кандидатуру, о чем сообщается председателю суда.

Утвержден
приказом исполняющего обязанности начальника Главного управления
юстиции Челябинской области
от 25 декабря 2017г. № 228 - о

ДОЛЖНОСТНОЙ РЕГЛАМЕНТ
государственного гражданского служащего Челябинской области
(секретаря судебного заседания)
(в редакции приказа исполняющего обязанности начальника Главного управления юстиции Челябинской области от 20 сентября 2018 г. № 91 - о)

Должностной регламент содержит индивидуальный правовой статус – юридическое описание должности государственной гражданской службы Челябинской области (далее – должности гражданской службы) – секретарь судебного заседания.

I. Описание должности государственной гражданской службы
Челябинской области (паспорт должности)

Местодолжности в структуре государственного органа Челябинской области (полное наименование государственного органа Челябинской области, его структурное подразделение, подчиненность):
- Главное управление юстиции Челябинской области (далее – Главное управление);
- аппарат мировых судей Челябинской области.
2. Секретарь судебного заседания назначается на должность государственной гражданской службы (далее – гражданская служба) и освобождается от должности приказом начальника Главного управления юстиции Челябинской области (далее – начальник Главного управления).
Секретарь судебного заседания в своей работе непосредственно подчиняется помощнику мирового судьи, мировому судье, начальнику Главного управления.
3. В случае временного отсутствия секретаря судебного заседания (отпуск, временная нетрудоспособность, длительная командировка и т.д.) его обязанности распределяются мировым судьей между работниками аппарата.
Секретарь судебного заседания исполняет обязанности временно отсутствующего работника аппарата мирового судьи (отпуск, временная нетрудоспособность, длительная командировка и т.д.), согласно распределению обязанностей мировым судьей.


II. Квалификационные требования по должности гражданской службы

III. Должностные обязанностигражданского служащего

8. Секретарь судебного заседания для решения стоящих перед ним задач:
1) Осуществляет вызов участников процесса и свидетелей.
2) Подготавливает и вывешивает список дел, назначенных к рассмотрению в судебном заседании, а также размещает его на официальном сайте мирового судьи.
3) Проверяет явку лиц, вызванных в судебное заседание, и делает отметки в повестках о времени их нахождения в процессе.
4) Ведет протоколы судебных заседаний и по распоряжению мирового судьи знакомит с ними участников процесса.
5) Оформляет гражданские, уголовные дела и дела об административных правонарушениях до и после их рассмотрения.
6) Осуществляет контроль за ознакомлением с материалами дела участников процесса.
7) Оформляет запросы об обстоятельствах, послуживших основанием для приостановления производства по делу.
8) Контролирует исполнение постановлений мирового судьи по приостановленным производством делам.
9) Осуществляет учет и контроль за исполнением судебных поручений, направленных в другие суды или поступивших из других судов, в том числе связанных с исполнением обязательств по международным соглашениям.
10) Оформляет исполнительные листы, осуществляет регистрацию и учет исполнительных документов, переданных на исполнение судебным приставам-исполнителям.
11) Оформляет и направляет документы по обращению к исполнению приговоров, решений, судебных приказов, определений, постановлений мирового судьи.
12) Осуществляет ведение судебного делопроизводства, в том числе использованием специализированного программного обеспечения по судебному делопроизводству.
13) Обеспечивает сохранность судебных дел и документов, создает и выполняет необходимый режим хранения.
14) Выполняет другую работу по поручению мирового судьи, начальника Главного управления, его заместителей, руководителей структурных подразделений Главного управления, помощника мирового судьи.

IV. Права гражданского служащего

10. В целях обеспечения исполнения функций гражданский служащий имеет право:
1) вносить предложения по организации работы аппарата мирового судьи и ее совершенствованию в Главное управление, мировому судье.
2) иные полномочия в соответствии со своей компетенцией и действующим законодательством.

V. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или
обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения,
участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов
и (или) проектов управленческих и иных решений

11. Перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе самостоятельно принимать управленческие и иные решения в соответствии с должностными обязанностями:
1) определения структуры проектов документов, разрабатываемых в рамках исполнения должностных обязанностей;
2) способа запроса, в пределах своей компетенции, информации, необходимой для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
3) формирования необходимой базы данных в пределах установленной отчетности и планирования деятельности судебного участка.

12. Секретарь судебного заседания обязан самостоятельно принимать решения по вопросам:
1) изучения действующего антикоррупционного федерального и регионального законодательства, законодательства о государственной гражданской службе, а также судебной практики;
2) изучения переданных ему на исполнение документов в целях эффективного исполнения поручения в установленные сроки;
3) взаимодействия с гражданскими служащими Челябинской области, гражданами и представителями организаций в пределах исполнения должностных обязанностей.

VI. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений.

13. В соответствии со своими должностными обязанностями секретарь судебного заседания принимает решения в сроки, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в соответствии с Регламентом взаимодействия органов исполнительной власти Челябинской области, Инструкцией по делопроизводству, а также в сроки, установленные начальником Главного управления, заместителями начальника Главного управления, мировым судьей.

VII. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и
организациям в соответствии с административными регламентами

14. Секретарь судебного заседания не принимает участия в предоставлении государственных услуг.


VIII. Порядок служебного взаимодействиягражданского служащего

IX. Показатели эффективности и результативности
профессиональной служебной деятельности гражданского служащего

16. Эффективность профессиональной служебной деятельности секретаря судебного заседания оценивается по следующим показателям:
- выполненному объему работы и интенсивности труда, способности сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях, соблюдению служебной дисциплины;
- соблюдению сроков подготовки отчетов;
- своевременности и оперативности выполнения поручений;
- качеству выполненной работы (подготовке документов в соответствии с установленными требованиями, полному и логичному изложению материала, юридически грамотному составлению документа, отсутствию стилистических и грамматических ошибок);
- профессиональной компетентности (знанию законодательных, нормативных правовых актов, широте профессионального кругозора, умению работать с документами);
- способности четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умению рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;
- творческому подходу к решению поставленных задач, активности и инициативе в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способности быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям;
- осознанию ответственности за последствия своих действий.

X. Ответственность гражданского служащего за неисполнение
(ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей


Конституционный Суд опубликовал Определение № 2132-О от 19 октября, которым не стал принимать жалобу на невключение времени исполнения судьей, находящимся в отставке, обязанностей судьи в стаж, дающий право на получение ежемесячной надбавки.

10 сентября 2018 г. Марсу Ганееву было назначено ежемесячное пожизненное содержание как судье, пребывающему в отставке. При этом для определения размера ежемесячного пожизненного содержания был учтен его стаж на момент выхода в отставку, в который были включены следующие периоды: с 15 марта 1993 г. по 31 мая 1995 г. – в должности специалиста 1 категории отдела по регистрации уставов и ведомственных нормативных актов Минюста Республики Татарстан и с 1 июня 1995 г. по 16 мая 2007 г. – в должности судьи Советского районного суда г. Казани.

23 октября 2018 г. размер ежемесячного пожизненного содержания был снижен в связи с принятием решения о пересмотре стажа работы Марса Ганеева в качестве судьи. Основанием послужило письмо Судебного департамента при Верховном Суде от 5 октября 2018 г. Из стажа был исключен период работы в должности специалиста 1 категории, поскольку в тот момент у Ганеева отсутствовал диплом о высшем юридическом образовании.

Решением Вахитовского районного суда г. Казани от 4 апреля 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением, а также определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции Марсу Ганееву было отказано в удовлетворении исковых требований к Управлению Судебного департамента в Республике Татарстан и Судебному департаменту при ВС о возложении обязанности включить отдельные периоды его деятельности в стаж работы. Суды подтвердили невозможность включения в стаж периода работы в должности специалиста 1 категории.

Что касается включения в данный стаж периодов исполнения Марсом Ганеевым обязанностей судьи Советского районного суда г. Казани до назначения ему ежемесячного пожизненного содержания, на чем также настаивал заявитель, то суды в обоснование отказа в удовлетворении данного требования сослались, в частности, на п. 3.8 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания (в действующей редакции – п. 3.9 Инструкции), согласно которому пребывающему в отставке и не получающему ежемесячное пожизненное содержание судье время исполнения обязанностей судьи в порядке ст. 71 Закона о статусе судей сроком до одного года включается в стаж работы в должности судьи при назначении ежемесячного пожизненного содержания только при условии его последующего назначения на должность судьи в установленном законом порядке.

В передаче кассационной жалобы Марса Ганеева для рассмотрения в судебном заседании Верховного Суда было отказано Определением судьи ВС от 21 июля 2020 г., оснований не согласиться с которым не усмотрел и заместитель Председателя ВС.

Марс Ганеев обратился в Конституционный Суд. Он посчитал, что п. 1 ст. 2 Закона о статусе судей и ч. 1 ст. 7 Закона о дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов не соответствуют Конституции, поскольку не позволяют засчитывать в стаж работы в качестве судьи, дающий право на получение ежемесячной надбавки к ежемесячному денежному вознаграждению (при наличии у судьи, продолжающего работать, права на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере), а при выходе в отставку – определяющий размер ежемесячного пожизненного содержания и всех видов выплат и льгот, следующие периоды:

  • периоды работы в министерстве юстиции субъекта РФ в случае невозможности представления публичным органом документов, подтверждающих квалификационное требование о наличии высшего юридического образования для замещения соответствующей должности;
  • время исполнения судьей, находящимся (пребывающим) в отставке, обязанностей судьи в соответствии со ст. 71 Закона о статусе судей независимо от его последующего назначения на должность судьи в установленном законом порядке.

Конституционный Суд заметил, что положение ч. 1 ст. 7 Закона о дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов в действующей редакции, оспариваемой в жалобе, в деле заявителя не применялось.

КС обратил внимание, что согласно поправкам в ст. 7 Закона о дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов на судей, ушедших (удаленных) в отставку до дня вступления в силу этого закона (к их числу относится и Марс Ганеев), в соответствии с их выбором положения указанной статьи распространяются либо в редакции названного закона, либо в редакции, действовавшей на 3 июля 2002 г. (ч. 4 ст. 2). При рассмотрении дела Марса Ганеева суды применили данное законоположение в редакции, действовавшей на 3 июля 2002 г. и предусматривавшей, в числе прочего, включение в стаж работы в качестве судьи при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, времени работы в органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование.

Суд указал: из жалобы Марса Ганеева следует, что нарушение своих прав заявитель связывает не с содержанием ч. 1 ст. 7 Закона о дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов, а с оценкой судом доказательств, которые, по его мнению, свидетельствуют о наличии требования о высшем юридическом образовании для замещения в 1993–1995 гг. должности специалиста 1 категории. Разрешение же данного вопроса не относится к компетенции Конституционного Суда.

Конституционный Суд заметил, что при установлении периодов работы, подлежащих включению в стаж работы, учитываемый при определении права судьи на ежемесячное пожизненное содержание и исчислении его размера, федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией и вправе относить к числу таковых не только период работы непосредственно на должности судьи, но и периоды работы на иных должностях, если эта работа способствовала формированию знаний и навыков, необходимых для исполнения обязанностей судьи.

В частности, согласно абз. 40 п. 1 ст. 19 Закона о статусе судей, отметил КС, в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как на должности судьи, так и на должностях, указанных в п. 5 его ст. 4, в том числе на требующих высшего юридического образования государственных должностях России и ее субъектов, должностях госслужбы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции госорганах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях и др.

При этом, отметил КС, в силу ст. 7 Закона о дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов в стаж работы судьи при исчислении стажа, дающего право на получение всех видов выплат и льгот, включается время предшествующей работы в аппаратах судов на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее 10 лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подп. 2 и 9 п. 1 ст. 14 Закона о статусе судей.

Конституционный Суд указал, что, основываясь на указанных законоположениях, Инструкция о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям предусматривает, что размер ежемесячного пожизненного содержания определяется однократно при уходе или удалении судьи в отставку и последующие изменения характеризующих данных судьи не должны влечь за собой перерасчет, за исключением случаев увеличения (индексации) размеров должностных окладов судей и любых составляющих ежемесячного денежного вознаграждения судьи. Тем самым обеспечивается не только стабильность правового статуса судьи в отставке, но и определенность обязательств, которые в отношении него принимает на себя государство в лице соответствующих органов при установлении ему ежемесячного пожизненного содержания.

КС отметил, что возможность включения периода исполнения судьей, находящимся в отставке, обязанностей судьи в стаж работы, дающий право на ежемесячное пожизненное содержание, а также непосредственно влияющий на его размер, действующим законодательством прямо не предусмотрена, что, однако, не может рассматриваться как конституционно значимый пробел, порождающий неопределенность правового регулирования в целом.

В частности, указал Суд, как следует из Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания, ежемесячного денежного содержания по инвалидности судьям, привлечение судьи, находящегося в отставке и получающего ежемесячное пожизненное содержание, к осуществлению правосудия на срок до одного года по ст. 71 Закона о статусе судей не влечет за собой перерасчет стажа его работы в должности судьи и размера выплачиваемого ему ежемесячного пожизненного содержания (п. 4.5). Вместе с тем время работы исполняющим обязанности судьи включается в стаж работы в качестве судьи для назначения и выплаты ему ежемесячного пожизненного содержания при условии, что эта работа предшествовала назначению данного лица на должность судьи (п. 3.1 и 3.3).

Исходя из этого, отметил КС, время исполнения судьей, находящимся в отставке, обязанностей судьи подлежит включению в стаж, дающий право на ежемесячное пожизненное содержание и влияющий на его размер, только при условии прекращения отставки судьи в связи с повторным назначением его на должность судьи и лишь при последующем уходе этого судьи в отставку и назначении ему ежемесячного пожизненного содержания.

Судья в отставке Татьяна Пирожкова посчитала, что, во-первых, судье в отставке Марсу Ганееву размер ежемесячного пожизненного содержания не снизили, а законно и обоснованно скорректировали при первичном назначении – это обстоятельство следует отличать от ситуаций, когда такое содержание назначено, получается судьей, а затем подвергается корректировке.

Читайте также: