Городовой сиротский суд это

Обновлено: 19.05.2024

16 января вышел указ Екатерины II об учреждении новых уездных городов Тверской губернии.

«Указ нашему Сенату.

Заметим, что выгодное географическое положение с. Весь Егонская на торговом пути, проходившем по Мологе, развитие в нём ярмарочной торговли, особенно в царствование Ивана Грозного, исторически обусловили становление бывшего монастырского села городом (сначала определённым экономическим центром местной округи, а затем и административным, что, собственно, и было юридически закреплено на бумаге монаршей милостью).

Относительно произношения названия города надо отметить, что до революции и много десятилетий спустя старые жители Весьегонска и местных деревень произносили его — Весиёгонск. То есть так, как это было начертано в Указе Екатерины II.

6 марта 1776 года.

В городе Весьегонске открыты присутственные места:

1. Уездный суд (для дворян).

2. Дворянская опека.

3. Городовой магистрат (для горожан).

4. Словесный суд.

5. Нижний земский суд (нижние расправы для крестьян).

6. Городовой сиротский суд (для охраны имущества малолетних).

7. Полиция под управою городничего.

8. Уездное казначейство с казною (для сбора податей, выдачи денег на государственные нужды).

На церемонии открытия учреждений в городе присутствовал тверской вице-губернатор. В честь этого события в Весьегонске ежегодно устраивался крестный ход вокруг города, что, естественно, способствовало в определённой степени воспитанию у жителей Весьегонска уважения к истории города, чувства патриотизма и гордости.

23 августа 1776 года.

9. Образование

9. Образование Подобно искусству, образование в Киевской Руси финансировалось Церковью и князьями. Церковь нуждалась в обученном духовенстве, князья – в служащих для своей администрации. Но в этой поддержке было и нечто большее, чем просто практические соображения.

XVI. Образование

Образование

Образование XIII век – Первые школы при домских церквях в Швеции. (Подобная школа в Лунде существовала уже с конца XI века.) К концу Средних веков существовало около 40 таких школ. Высшее образование обычно получали за границей.1477 – Основание Упсальского

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ Известно, что образование в средние века было уделом немногих. И по совершенно понятным причинам. Дороговизна письменных материалов (пергамента, а с XV в. бумаги), способ письма – медленный и кропотливый, относительно небольшая потребность в письменных

5. Февральская революция. Падение царизма. Образование Советов рабочих и солдатских депутатов. Образование Временного правительства. Двоевластие.

5. Февральская революция. Падение царизма. Образование Советов рабочих и солдатских депутатов. Образование Временного правительства. Двоевластие. 1917 год начался стачкой 9 января. Во время стачки произошли демонстрации в Петрограде, в Москве, в Баку, Нижнем Новгороде,

2. Образование

2. Образование 2.1. Система образования.• На основании закона о реформировании средней школы (1958) до середины 60-х гг. был завершен переход от семилетнего к восьмилетнему образованию (два дня в неделю школьники должны были работать на производстве). Начальная четырехлетняя

Образование

Образование Особое внимание Шамиль обращал на детей и их воспитание. Главным воспитателем были семья, община и природа. А понятия о мужестве, справедливости и благородстве горцы впитывали с молоком матери.Начальное образование Шамиль сделал обязательным и

5. Февральская революция. Падение царизма. Образование Советов рабочих и солдатских депутатов. Образование Временного правительства. Двоевластие.

5. Февральская революция. Падение царизма. Образование Советов рабочих и солдатских депутатов. Образование Временного правительства. Двоевластие. 1917 год начался стачкой 9 января. Во время стачки произошли демонстрации в Петрограде, в Москве, в Баку, Нижнем Новгороде,

Образование и гибель Этрурии. Образование и подъём Рима

Образование и гибель Этрурии. Образование и подъём Рима После гибели Трои часть русов (троян) под предводительством Энея ушла на запад и обосновалась на Апеннинском полуострове. Местные народы Апеннинского полуострова относились к серым людям и в XII веке до с.л.

2. ОБРАЗОВАНИЕ

2. ОБРАЗОВАНИЕ Пролетарская демократия, возглавляемая ленинской большевистской партией, считала революционный переворот единственно реальным условием демократических преобразований во всех сферах культурной жизни, включая и народное образование. Она вскрывала

Образование

Образование 2004 год. Беларусь является лидером в области здравоохранения и образования, расходы на образование – 6,1 %, на здравоохранение – 4,8 % ВВП. В Российской Федерации (Восточной части Руси) – 3,1 и 3,7 %. По расходам на образование Беларусь опережает США, Японию и Англию.

Главной целью реформы являлось приспособление государственного аппарата к осуществлению его фискальных и карательных функций. Для этого проводились разукрупнение губерний и ликвидация провинций. Если накануне реформы в России насчитывалось 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов, то к концу царствования Екатерины II число губерний выросло до 50. Соответственно увеличилось количество уездов. Губернию составляла территорию с населением в 300—400 тыс. душ, она делилась на уезды по 20-30 тыс. душ. Вместе с упразднением провинций отменили должности воевод.

При организации губернского и уездного управления была сделана попытка разделить местные власти, отделить судебную власть от административной. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Ему принадлежала вся полнота власти в губернии. Он возглавлял Губернское правление, в которое, кроме него, входили два советника. Губернатору был непосредственно подчинён губернский прокурор, выполнявший надзорные функции по отношению ко всем губернским органам. В его распоряжении находились два стряпчих.

Всеми доходами и расходами губернских органов ведала Казенная палата, поставляемая вице-губернатором. В её состав входили: директор экономии, совет-пик, два асессора и губернский казначей. В подчинении вице-губернатора находился также губернский землемер.

Губернские судебные учреждения представляли собой две палаты: Палата yголовного суда и Палата гражданского суда. В каждой из них состояли два советника и два асессора. Само судопроизводство имело чисто сословный характер. Для рассмотрения дел дворян созывался Верхний земский суд в составе двух председателей и 10 заседателей. Горожан судил Губернский магистрат в составе двух председателей и шести заседателей. Дела казённых крестьян рассматривала Верхняя расправа, включавшая двух председателей и 10 заседателей. Все председатели судов назначались правительством, а заседатели выбирались соответствующими сословными собраниями и утверждались губернатором.

Должностные лица общей и финансовой губернской администрации, а также состав палат уголовного и гражданского суда назначались правительством.

На уездном уровне общее административное руководство вручалось Нижнему земскому суду во главе с земским исправником или капитаном. В составе суда были 2-3 заседателя. Состав Нижнего земского суда выбирался местным дворянством. В уездном городе администрацию возглавлял комендант, а там, где его не было городничий. В более крупном городе имелся подчинённый городничему начальник полиции. Финансовыми вопросами в уезде ведал уездный казначей, а земельными - уездный землемер. Надзорные функции выполнял уездный стряпчий. Медицинскую помощь оказывали уездный доктор и лекарь.

Судебные дела дворян в уезде рассматривал Уездный суд в составе судьи и двух заседателей. Дела городских жителей разбирал городской голова или выборный городовой магистрат в составе двух бургомистров и четырех ратманов. Дела казенных крестьян в уезде рассматривала Нижняя расправа в составе расправного судьи и восьми выборных заседателей. Расправные судьи назначались губернским правлением из числа дворян.

Реформа 1775 г. носила ярко выраженный феодально-крепостнический характер, она значительно укрепила позиции дворянства на местах. Был создан аппарат, который мог эффективнее, чем прежде, пресекать классовые выступления угнетённых крестьян. Попытка отделить судебную власть от административной, хотя и не удалась в полной мере, носила прогрессивный характер.




В ходе судебной системы была сформулирована и упрочнена сословная судебная система. Предполагалось установить несколько видов судов — духовный (по делам веры, закона и внутрицерковным делам); уголовный, гражданский, полицейский (по делам о благочинии); торговый (по купеческим и маклерским делам); военный; придворный (по уголовным делам придворных чином); специальный (по таможенным делам).

Уголовные, гражданские и полицейские суды должны были создаваться по территориальному принципу — земские и городские. В городах, кроме того, предполагалось ввести цеховые суды.

Все суды входили в единую систему по трехзвенной соподчиненности: уезд — провинция — губерния.

Судебные органы должны были получить право оценивать указы центрального управления с точки зрения государственного интереса. Земские и городские суды предполагалось сделать выборными, а судебное разбирательство — гласным.

Все выработанные комиссией предложения имели большое значение для судебной реформы 1775 г. В процессе этой реформы была сформулирована и yпрочена сословная судебная система.

Высшими судебными инстанциями в губерниях стали Палаты по уголовным и гражданским делам — всесословные судебные учреждения. Далее шла сложная система сословных судов.

1. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года.

Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов, — по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

2. Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города).

3. Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, и которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.

4. В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян — по дворянским делам, горожан — по делам горожан, крестьян — по крес­тьянским делам. Суд носил характер примирительного — рассматривал гражданские иски, а также специального суда — по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

Апелляционной и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам). В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе. К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.

Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы. При судах состояли прокуроры и стряпчие, назначаемые Сенатом. Контроль за судами осуществлял генерал-прокурор.

Верхним земским судам подчинялись суды первой инстанции: уездные суды, дворянские опеки и нижние земские суды.

Верхний надворный суд был местным апелляционным судом для рассмотрения уголовных и гражданских дел лиц, находящихся на государственной службе. Суды этого уровня были оборудованы в Санкт-Петербурге и Москве, их задача заключалась в выделении высших чиновников из подсудности общим судам.

Верхние надворные суды рассматривали в качестве второй инстанции дела, прошедшие через нижние надворные суды. Решения Верхних надворных судов подлежали утверждению Палатой уголовного суда.

Верхняя расправа в качестве второй инстанции рассматривала уголовные и гражданские дела государственных, экономических, дворцовых крестьян и однодворцев. Верхние расправы учреждались в губерниях но инициативе губернаторов. Председатели расправ назначались Сенатом по представлению Губернского правления, заседатели избирались крестьянами из своей среды и утверждались губернатором. Верхние расправы были апелляционными судами для нижних расправ и нижних земских судов (в губерниях, где не было Верхних земских судов).

Решения расправ могли быть также обжалованы в Палатах уголовного или гражданского суда.

Губернский магистрат являлся местным судебным учреждением губернских городах. Губернские магистраты подчинялись Губернскому правлению и, в свою очередь, имели в подчинении городовые магистраты и ратуши, сиротский суд.

В губернских городах учреждались также специальные суды: губернский совестный суд, рассматривавший малозначительные уголовные дела и гражданские споры в качестве третейского или мирового суда; дворянская опека для управления делами дворянских вдов и сирот (при дворянском уездном суде под председательством уездного предводителя дворянства); сиротский суд, ведавший вопросами опеки мещанских вдов и сирот (при городовом магистрате под председательством уездного городского головы).

Председатели Губернских магистратов назначались Сенатом. Заседатели избирались купечеством и мещанами губернского города и утверждались губернатором.

Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации. Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором. Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей). Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами. Продолжала существовать и действовать вотчинная юстиция.

Представители разных сословий в Уложенной комиссии выразили явное стремление закрепить свои сословные права. Это стремление было особенно характерным для дворянства: оно настаивало на сохранении уездных сословных корпораций, получающих право влиять на местное управление и суд. Дворянские уездные предводители (избираемые для выборов депутатов в Комиссию) должны были остаться в качестве постоянно действующего сословно-корпоративного института. Высказывались также требования учредить должность уездного исправника,которому следует поручить руководство местной полицией.

В целом губернская властьформировалась на трех уровнях: первый бессословный составляли губернские палаты (казенная, уголовная, гражданская) и губернское правление.

Второй включал сословные губернские суды (верхний земский, губернские магистраты, верхние расправы) и часть бессословных учреждений (совестные суды, приказ общественного призрения).

Третий уровень состоял исключительно из сословных учреждений (нижний земский суд, нижняя расправа, уездные городские магистраты).

Характерно, что полицейские функции осуществляли дворянские учреждения — нижний земский суд, как полицейский орган, действовал в пределах всего уезда, а его председатель (исправник) избирался только дворянами.

Таким образом, судебная система сделала попытку отделить суд от администрации. Используя теорию разделения властей, и совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Но в то же время разделение властей не было полным, так как губернатор мог вмешиваться в дела суда.

фото В. Цыганкова

Инга Цауня почти 7 лет работает в Сиротском суде. Год назад она стала председателем Сиротского суда Даугавпилса. Представляем нашим читателям интервью с И.Цауней, в котором затрагиваются вопросы не только о функциях и работе сиротского суда, но и о брошенных детях, с которыми часто приходится контактировать работникам Сиротского суда в своей работе.

Расскажите немного о своей работе и своих обязанностях.

- Это сложная и ответственная работа, без эмоций тут тоже не получается. Но любой из нашего коллектива может реально оценивать ситуацию, ответственны все работники. У нас получается так – идешь на работу и никогда не знаешь, что готовит день. У меня, конечно, есть определенные обязанности: регулировать работу, представлять сиротский суд в других структурах и следить, чтобы все выполнялось в соответствии с Законом о сиротских судах. Но еще есть звонки по телефону, когда сразу нужно выезжать в семьи, где есть маленькие дети, недееспособные люди, и здоровью которых существует угроза. Они в нашем ведении, мы отвечаем за то, как они себя чувствуют в семье.

Официальные выездные дни у нас – вторник, четверг, пятница, когда все работники едут на обследование семей. Есть еще планированные обследования и выезды в опекунские семьи и семьи, где есть недееспособные люди, в семьи, где родители уезжают за границу и оставляют своих детей на опеку кому-то из родственников, в гостевые семьи и семьи, которые начали процесс усыновления. Бывают “внештатные” ситуации, когда звонят из школ, садиков, звонят доктора и сообщают о семьях, где родителями не выполняются свои обязанности. О таких случаях нам сообщают и полиция, и соседи.

Что вправе сделать Сиротский суд, если констатирована угроза жизни и здоровью ребенка в семье?

- Если мы констатируем, что существует угроза жизни или здоровью ребенка в семье, мы можем сразу его изъять из семьи. У члена Сиротского суда есть право принять единоличное решение, изъять ребенка из семьи и определить его в безопасное место: к родственникам, в приют, в приемную семью. Есть случаи, когда ребенка нужно доставлять в больницу.

В 2008 году было 25 таких единоличных решений, когда ребенок сразу изымался из семьи, в 2009 – 31. В этом году уже 4. Это такой процесс, когда может 2-3 месяца не быть ни одного такого решения, а бывает несколько за неделю.

Что потом становится с детьми, которые изымаются из семьи?

- После принятия единоличного решения и изъятия ребенка из семьи, в течение 15 дней нам нужно исследовать семейную ситуацию и принять коллегиальное решение: вернуть ребенка в семью или нет. Чаще детей не возвращают в такие семьи. Очень редко, когда в течение 15 дней можно вернуть ребенка, потому что обычно это уже крайние случаи.

Инга, скажите, а куда попадают изъятые из семьи дети?

- Сначала мы ищем опекунскую семью, кого-то из родственников. Если не находим, то пытаемся определить ребенка в приемную семью. Это специально обученные люди, которые прошли курсы, и у них есть статус приемной семьи. Такие семьи могут принять 10 детей (вместе со своими.) У нас есть регистр на сайте Министерства благосостояния, и мы знаем, куда можно поместить ребенка. У нас в городе 4 семьи, которые могут и хотели бы принять ребенка, а сотрудничаем мы с 20 семьями. По всей Латвии их очень много. С каждым годом кто-то прибывает. Дети находятся в этих семьях, пока они не смогут вернуться в биологическую семью, или пока кто-то их берет на опекунство или на усыновление.

Самоуправление сейчас за каждого ребеночка, взятого в приемную семью, платит 100 латов в месяц, министерство за выполнение обязанностей приемной семьи, независимо, сколько там деток, платит 80 латов на семью.

Что вы можете сказать – дети в наших приютах в чем-то нуждаются?

- В нашем самоуправлении есть два приюта – "Auseklītis” в Крепости и “Priedīte”. В Калкунах есть государственный Дом ребенка. Там дети всегда обеспечены. Они ходят в школу, участвуют во многих мероприятиях. Они живут достаточно полноценной жизнью. Конечно, детдом – это не семья, где есть мама и папа. Этого им, конечно, не хватает. Я думаю, у нас в приютах дети даже больше обеспечены, чем в некоторых семьях.

У детей, которые находятся в приютах, есть социальные гарантии и тогда, когда они достигают возраста 18 лет. Например, у тех, кто уже достиг 18 лет, есть бесплатный проезд по Латвии, пособие, которое самоуправления выплачивает тем, кто учится. В учебных заведениях, когда рассматривается вопрос о стипендии, у сирот (а также детей из многодетных семей и малоимущих) всегда преимущество.

Что говорит статистика – у многих родителей в нашем городе отнимаются права о заботе о детях?

- В Даугавпилсе в 2009 году отнято право о заботе у родителей 72 детей. Основная часть – это родители детей в возрасте 4-12 лет. Необязательно это неполные семьи, но если отнимается право о заботе, она является неблагополучной. По социальной причине мы не отнимаем детей у родителей. Ведь ситуация в стране такая, какая есть. Если проблема социальная, люди пытаются ее решить, обращаются в социальные службы. Сиротский суд принимает уже крайние меры, когда родители пьют и не заботятся о детях.

А сколько детей потом все-таки возвращают в семью?

- Через год возвращаются в семью процентов 10 детей. Много таких случаев, когда откладываем решение еще на год, даем возможность родителям решить свои проблемы и стабилизировать ситуацию. Раньше это было полгода, сейчас год, ведь за полгода трудно что-то изменить. Мы хотим верить в то, что, если родители делают что-то – встречаются с ребенком, работу ищут, посещают психолога, занятия в социальной службе, родительские школы, они мотивированы что-то изменить.

Когда решается вопрос, вернуть ли ребенка в семью, тщательно рассматриваются все “за” и “против”. Мы оцениваем причины, по которым ребенка изъяли из семьи, и на сколько изменилась ситуация за год. Если ситуация не на много изменилась, зачем отдавать ребенка? Ведь пройдет месяц — два, и опять придется его забрать. Конечно, есть родители, которые находят силы, исправляются. Но у нас есть семья, откуда ребенок был изъят, а потом его вернули. Но прошло 6 месяцев, мать потеряла работу и не сумела решить проблемы. Ребенка опять пришлось изъять.

Много ли вообще в стране брошенных детей?

- В целом, несмотря на не совсем стабильную ситуацию в стране, брошенных детей не так и много. Конечно, хотелось бы, чтобы неблагополучных семей было меньше. Но это зависит от экономической и социальной ситуации. Семьи часто просто не справляются со своими обязанностями. У них нет поддержки от родственников, опускаются руки. Тогда часто родители начинают выпивать. А тогда они, естественно, уже о ребенке не думают.

Материальное положение семьи здесь играет большую роль. Но есть и семьи, которые живут совсем не богато, можно сказать – выживают. Из таких семей дети не изымаются, т.к. родители богаты духовно и готовы бороться за ребенка и его благополучие. А бывает наоборот, у очень обеспеченных людей приходится забирать ребенка, например, по причине насилия в семье. Такие случаи не часты, но, к сожалению, бывают.

В Латгалии ситуация, конечно, сложнее. Мы общаемся с коллегами из других городов, и во всей стране проблемы почти одинаковые.

В год в Даугавпилсе 5-6 детей из роддома сразу попадают в детдом.

Как идет процесс усыновления детей в нашем городе?

- Если родители теряют права на ребенка через суд, дети становятся юридически свободными. Их тогда можно усыновить. В прошлом году было 24 случая усыновления в интересах детей, т.е. сиротский суд выдал 24 разрешения на процесс усыновления. Для того, чтобы мы были уверены в том, что семья способна усыновить ребенка, она проходит процесс проверки. Мы определяем, действительно ли это усыновление будет в интересах ребенка. Затем, определяем наличие жилплощади и оцениваем материальную сторону. 24 случая усыновления в год для такого города, как наш, является хорошим показателем. В 2008 году было выдано 15 разрешений.

Заключение о том, что семья может усыновить ребенка, действует год. Если за год процесс усыновления не начался, проверку семья проходит заново. Ведь за год может много что изменится. У нас есть несколько семей, которые прошли этот процесс проверки, но в течение года процесс усыновления не начался. Оказалось, что в семье произошли некоторые изменения, и они теперь не могут взять ребенка. Все, которые хотят, в течение года усыновляют ребенка.

Молодые люди чаше хотят усыновить маленького ребенка, до годика, чтобы пройти через все трудности. По гражданскому закону ЛР, от ребенка можно юридически отказаться только, когда ему исполнится 6 недель. Этот срок матери дается на обдумывание решения. В прошлом году была ситуация, когда женщина в роддоме хотела написать отказ, но через месяц ситуация у нее улучшилась, отец ребенка, узнав о рождении ребенка, вернулся к ней, она пришла в себя. Потом она даже не могла объяснить, почему хотела отказаться от ребенка. Мы проверили условия, убедились, что все в порядке и вернули ребенка родителям.

Как, по Вашему, можно ли уменьшить количество брошенных детей?

- Это было всегда, когда в некоторых семьях у родителей опускаются руки, и они просто не способны воспитывать детей. Конечно, улучшение экономической ситуации и увеличение рабочих мест, помогло бы. Ведь когда мы возвращаем ребенка в семью, мы в первую очередь смотрим на то, смогут ли родители содержать ребенка. Ребенка же надо кормить, одевать, в школу собирать. А мы все знаем, сколько это стоит. И если в семье кто-то теряет работу – это шок для семьи. Если человек сам крепкий и у него есть поддержка родственников, это хорошо. А если этого нет?

Если семья видит, что их положение ухудшается, что им необходимо делать, чтобы не довести ситуацию до вмешательства Сиротского суда?

- Таким семьям нужно обращаться в социальную службу. Там можно получить статус малоимущей семьи, а это материальная поддержка, различные льготы. Но многие знают, что они могут получить эту помощь, но не обращаются за ней, их нужно подтолкнуть.

Бывает, что нам сообщают о ситуации, но мы видим, что это не по нашей линии, там не идет речь о злонамеренных каких-то действиях. Тогда мы привлекаем социальную службу, где этой семье предлагают помощь и дело не доходит до того, что ребенка надо изымать из семьи, а людям можно помочь по-другому, если они этого хотят.

Как может общество помочь детям, оставшимся без родителей?

- Есть такое понятие – статус гостевой семьи. Если кто-то из людей уверен и хочет помочь какому-то ребеночку, он становится персоной поддержки, и может, например, брать ребеночка из детдома на выходные, каникулы. Часто гостевые семьи – это родственники, которые не могут взять опекунство, чтобы ребенок постоянно жил у них.
Если семья захотела стать гостевой, она обращается в сиротский суд по месту жительства. Сначала психологи выясняют мотивацию, мы определяем, насколько люди материально обеспечены, т.к. свои финансовые средства тоже нужно будет вложить. Приют, с которого на время берут этого ребенка, выделяет деньги только на питание ребенка. Эта сумма зависит от бюджета приюта.

*Сиротский суд как-то негативно воспринимается в обществе. Как Вам видится, с чем это связано?

- Да, на нас обрушивается очень много негатива. Люди даже просто приходят и ругают нас за то, что нет работы, нет жилья, что цены растут… Люди нашли инстанцию, где можно выплеснуть все свои отрицательные эмоции.

Раньше отношение к Сиротскому суду было такое, что его боялись. Но его не надо бояться. Ведь Сиротский суд никогда не отберет ребенка без причин, а подскажет что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

“Суд”, да еще “сиротский”, получается, что негатив в самом названии. Но ведь наши дела полезные для людей. Негатив идет от тех, относительно кого мы принимаем негативное решение. Например, когда изымаем ребенка из семьи, где родители алкоголики и ситуация угрожает жизни ребенка. Ведь если родители постоянно пьяные, во дворе различные осколки стекла, заброшенные дрова, бегают собаки, рядом с домом дорога, ведь там полминуты до беды. Когда у таких родителей изымаем ребенка, от них и идет негатив. Но мы-то спасаем ребенка. Негатив от той стороны, которая считает, что она обижена нашим решением.

А позитив ведь идет всегда, когда усыновляют ребенка. Ведь это добро, когда человек хочет помочь ребенку. Для всех также хорошо, когда дается право опекунства родственникам, ведь тогда ребенок остается не с чужими людьми.

Хорошо, когда кто-то из родителей или родственников хочет подарить ребенку какое-то имущество, недвижимость. Этот процесс тоже идет через нас, и это позитив.

Если дети, находясь в приюте, хотят уехать за границу на какие-то соревнования или в гости, это тоже проходит через нас. Это тоже позитив.

Ваше отношение к Baby-box?

- Зная о том, что где-то находят уже мертвых брошенных новорожденных детей, может, это действительно, вариант. Но опять же, если женщина решилась на это, это ответственность всего общества и государства. Ведь лучше оставить ребенка в Baby-box, где ему сразу окажут необходимую помощь, а не оставить ребенка где-то, где его найдут не сразу. У ребенка остается больше шансов на жизнь и для такого ребенка быстро найдется семья, которая сможет усыновить его.

фото В. Цыганкова

Инга Цауня почти 7 лет работает в Сиротском суде. Год назад она стала председателем Сиротского суда Даугавпилса. Представляем нашим читателям интервью с И.Цауней, в котором затрагиваются вопросы не только о функциях и работе сиротского суда, но и о брошенных детях, с которыми часто приходится контактировать работникам Сиротского суда в своей работе.

Расскажите немного о своей работе и своих обязанностях.

- Это сложная и ответственная работа, без эмоций тут тоже не получается. Но любой из нашего коллектива может реально оценивать ситуацию, ответственны все работники. У нас получается так – идешь на работу и никогда не знаешь, что готовит день. У меня, конечно, есть определенные обязанности: регулировать работу, представлять сиротский суд в других структурах и следить, чтобы все выполнялось в соответствии с Законом о сиротских судах. Но еще есть звонки по телефону, когда сразу нужно выезжать в семьи, где есть маленькие дети, недееспособные люди, и здоровью которых существует угроза. Они в нашем ведении, мы отвечаем за то, как они себя чувствуют в семье.

Официальные выездные дни у нас – вторник, четверг, пятница, когда все работники едут на обследование семей. Есть еще планированные обследования и выезды в опекунские семьи и семьи, где есть недееспособные люди, в семьи, где родители уезжают за границу и оставляют своих детей на опеку кому-то из родственников, в гостевые семьи и семьи, которые начали процесс усыновления. Бывают “внештатные” ситуации, когда звонят из школ, садиков, звонят доктора и сообщают о семьях, где родителями не выполняются свои обязанности. О таких случаях нам сообщают и полиция, и соседи.

Что вправе сделать Сиротский суд, если констатирована угроза жизни и здоровью ребенка в семье?

- Если мы констатируем, что существует угроза жизни или здоровью ребенка в семье, мы можем сразу его изъять из семьи. У члена Сиротского суда есть право принять единоличное решение, изъять ребенка из семьи и определить его в безопасное место: к родственникам, в приют, в приемную семью. Есть случаи, когда ребенка нужно доставлять в больницу.

В 2008 году было 25 таких единоличных решений, когда ребенок сразу изымался из семьи, в 2009 – 31. В этом году уже 4. Это такой процесс, когда может 2-3 месяца не быть ни одного такого решения, а бывает несколько за неделю.

Что потом становится с детьми, которые изымаются из семьи?

- После принятия единоличного решения и изъятия ребенка из семьи, в течение 15 дней нам нужно исследовать семейную ситуацию и принять коллегиальное решение: вернуть ребенка в семью или нет. Чаще детей не возвращают в такие семьи. Очень редко, когда в течение 15 дней можно вернуть ребенка, потому что обычно это уже крайние случаи.

Инга, скажите, а куда попадают изъятые из семьи дети?

- Сначала мы ищем опекунскую семью, кого-то из родственников. Если не находим, то пытаемся определить ребенка в приемную семью. Это специально обученные люди, которые прошли курсы, и у них есть статус приемной семьи. Такие семьи могут принять 10 детей (вместе со своими.) У нас есть регистр на сайте Министерства благосостояния, и мы знаем, куда можно поместить ребенка. У нас в городе 4 семьи, которые могут и хотели бы принять ребенка, а сотрудничаем мы с 20 семьями. По всей Латвии их очень много. С каждым годом кто-то прибывает. Дети находятся в этих семьях, пока они не смогут вернуться в биологическую семью, или пока кто-то их берет на опекунство или на усыновление.

Самоуправление сейчас за каждого ребеночка, взятого в приемную семью, платит 100 латов в месяц, министерство за выполнение обязанностей приемной семьи, независимо, сколько там деток, платит 80 латов на семью.

Что вы можете сказать – дети в наших приютах в чем-то нуждаются?

- В нашем самоуправлении есть два приюта – "Auseklītis” в Крепости и “Priedīte”. В Калкунах есть государственный Дом ребенка. Там дети всегда обеспечены. Они ходят в школу, участвуют во многих мероприятиях. Они живут достаточно полноценной жизнью. Конечно, детдом – это не семья, где есть мама и папа. Этого им, конечно, не хватает. Я думаю, у нас в приютах дети даже больше обеспечены, чем в некоторых семьях.

У детей, которые находятся в приютах, есть социальные гарантии и тогда, когда они достигают возраста 18 лет. Например, у тех, кто уже достиг 18 лет, есть бесплатный проезд по Латвии, пособие, которое самоуправления выплачивает тем, кто учится. В учебных заведениях, когда рассматривается вопрос о стипендии, у сирот (а также детей из многодетных семей и малоимущих) всегда преимущество.

Что говорит статистика – у многих родителей в нашем городе отнимаются права о заботе о детях?

- В Даугавпилсе в 2009 году отнято право о заботе у родителей 72 детей. Основная часть – это родители детей в возрасте 4-12 лет. Необязательно это неполные семьи, но если отнимается право о заботе, она является неблагополучной. По социальной причине мы не отнимаем детей у родителей. Ведь ситуация в стране такая, какая есть. Если проблема социальная, люди пытаются ее решить, обращаются в социальные службы. Сиротский суд принимает уже крайние меры, когда родители пьют и не заботятся о детях.

А сколько детей потом все-таки возвращают в семью?

- Через год возвращаются в семью процентов 10 детей. Много таких случаев, когда откладываем решение еще на год, даем возможность родителям решить свои проблемы и стабилизировать ситуацию. Раньше это было полгода, сейчас год, ведь за полгода трудно что-то изменить. Мы хотим верить в то, что, если родители делают что-то – встречаются с ребенком, работу ищут, посещают психолога, занятия в социальной службе, родительские школы, они мотивированы что-то изменить.

Когда решается вопрос, вернуть ли ребенка в семью, тщательно рассматриваются все “за” и “против”. Мы оцениваем причины, по которым ребенка изъяли из семьи, и на сколько изменилась ситуация за год. Если ситуация не на много изменилась, зачем отдавать ребенка? Ведь пройдет месяц — два, и опять придется его забрать. Конечно, есть родители, которые находят силы, исправляются. Но у нас есть семья, откуда ребенок был изъят, а потом его вернули. Но прошло 6 месяцев, мать потеряла работу и не сумела решить проблемы. Ребенка опять пришлось изъять.

Много ли вообще в стране брошенных детей?

- В целом, несмотря на не совсем стабильную ситуацию в стране, брошенных детей не так и много. Конечно, хотелось бы, чтобы неблагополучных семей было меньше. Но это зависит от экономической и социальной ситуации. Семьи часто просто не справляются со своими обязанностями. У них нет поддержки от родственников, опускаются руки. Тогда часто родители начинают выпивать. А тогда они, естественно, уже о ребенке не думают.

Материальное положение семьи здесь играет большую роль. Но есть и семьи, которые живут совсем не богато, можно сказать – выживают. Из таких семей дети не изымаются, т.к. родители богаты духовно и готовы бороться за ребенка и его благополучие. А бывает наоборот, у очень обеспеченных людей приходится забирать ребенка, например, по причине насилия в семье. Такие случаи не часты, но, к сожалению, бывают.

В Латгалии ситуация, конечно, сложнее. Мы общаемся с коллегами из других городов, и во всей стране проблемы почти одинаковые.

В год в Даугавпилсе 5-6 детей из роддома сразу попадают в детдом.

Как идет процесс усыновления детей в нашем городе?

- Если родители теряют права на ребенка через суд, дети становятся юридически свободными. Их тогда можно усыновить. В прошлом году было 24 случая усыновления в интересах детей, т.е. сиротский суд выдал 24 разрешения на процесс усыновления. Для того, чтобы мы были уверены в том, что семья способна усыновить ребенка, она проходит процесс проверки. Мы определяем, действительно ли это усыновление будет в интересах ребенка. Затем, определяем наличие жилплощади и оцениваем материальную сторону. 24 случая усыновления в год для такого города, как наш, является хорошим показателем. В 2008 году было выдано 15 разрешений.

Заключение о том, что семья может усыновить ребенка, действует год. Если за год процесс усыновления не начался, проверку семья проходит заново. Ведь за год может много что изменится. У нас есть несколько семей, которые прошли этот процесс проверки, но в течение года процесс усыновления не начался. Оказалось, что в семье произошли некоторые изменения, и они теперь не могут взять ребенка. Все, которые хотят, в течение года усыновляют ребенка.

Молодые люди чаше хотят усыновить маленького ребенка, до годика, чтобы пройти через все трудности. По гражданскому закону ЛР, от ребенка можно юридически отказаться только, когда ему исполнится 6 недель. Этот срок матери дается на обдумывание решения. В прошлом году была ситуация, когда женщина в роддоме хотела написать отказ, но через месяц ситуация у нее улучшилась, отец ребенка, узнав о рождении ребенка, вернулся к ней, она пришла в себя. Потом она даже не могла объяснить, почему хотела отказаться от ребенка. Мы проверили условия, убедились, что все в порядке и вернули ребенка родителям.

Как, по Вашему, можно ли уменьшить количество брошенных детей?

- Это было всегда, когда в некоторых семьях у родителей опускаются руки, и они просто не способны воспитывать детей. Конечно, улучшение экономической ситуации и увеличение рабочих мест, помогло бы. Ведь когда мы возвращаем ребенка в семью, мы в первую очередь смотрим на то, смогут ли родители содержать ребенка. Ребенка же надо кормить, одевать, в школу собирать. А мы все знаем, сколько это стоит. И если в семье кто-то теряет работу – это шок для семьи. Если человек сам крепкий и у него есть поддержка родственников, это хорошо. А если этого нет?

Если семья видит, что их положение ухудшается, что им необходимо делать, чтобы не довести ситуацию до вмешательства Сиротского суда?

- Таким семьям нужно обращаться в социальную службу. Там можно получить статус малоимущей семьи, а это материальная поддержка, различные льготы. Но многие знают, что они могут получить эту помощь, но не обращаются за ней, их нужно подтолкнуть.

Бывает, что нам сообщают о ситуации, но мы видим, что это не по нашей линии, там не идет речь о злонамеренных каких-то действиях. Тогда мы привлекаем социальную службу, где этой семье предлагают помощь и дело не доходит до того, что ребенка надо изымать из семьи, а людям можно помочь по-другому, если они этого хотят.

Как может общество помочь детям, оставшимся без родителей?

- Есть такое понятие – статус гостевой семьи. Если кто-то из людей уверен и хочет помочь какому-то ребеночку, он становится персоной поддержки, и может, например, брать ребеночка из детдома на выходные, каникулы. Часто гостевые семьи – это родственники, которые не могут взять опекунство, чтобы ребенок постоянно жил у них.
Если семья захотела стать гостевой, она обращается в сиротский суд по месту жительства. Сначала психологи выясняют мотивацию, мы определяем, насколько люди материально обеспечены, т.к. свои финансовые средства тоже нужно будет вложить. Приют, с которого на время берут этого ребенка, выделяет деньги только на питание ребенка. Эта сумма зависит от бюджета приюта.

*Сиротский суд как-то негативно воспринимается в обществе. Как Вам видится, с чем это связано?

- Да, на нас обрушивается очень много негатива. Люди даже просто приходят и ругают нас за то, что нет работы, нет жилья, что цены растут… Люди нашли инстанцию, где можно выплеснуть все свои отрицательные эмоции.

Раньше отношение к Сиротскому суду было такое, что его боялись. Но его не надо бояться. Ведь Сиротский суд никогда не отберет ребенка без причин, а подскажет что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

“Суд”, да еще “сиротский”, получается, что негатив в самом названии. Но ведь наши дела полезные для людей. Негатив идет от тех, относительно кого мы принимаем негативное решение. Например, когда изымаем ребенка из семьи, где родители алкоголики и ситуация угрожает жизни ребенка. Ведь если родители постоянно пьяные, во дворе различные осколки стекла, заброшенные дрова, бегают собаки, рядом с домом дорога, ведь там полминуты до беды. Когда у таких родителей изымаем ребенка, от них и идет негатив. Но мы-то спасаем ребенка. Негатив от той стороны, которая считает, что она обижена нашим решением.

А позитив ведь идет всегда, когда усыновляют ребенка. Ведь это добро, когда человек хочет помочь ребенку. Для всех также хорошо, когда дается право опекунства родственникам, ведь тогда ребенок остается не с чужими людьми.

Хорошо, когда кто-то из родителей или родственников хочет подарить ребенку какое-то имущество, недвижимость. Этот процесс тоже идет через нас, и это позитив.

Если дети, находясь в приюте, хотят уехать за границу на какие-то соревнования или в гости, это тоже проходит через нас. Это тоже позитив.

Ваше отношение к Baby-box?

- Зная о том, что где-то находят уже мертвых брошенных новорожденных детей, может, это действительно, вариант. Но опять же, если женщина решилась на это, это ответственность всего общества и государства. Ведь лучше оставить ребенка в Baby-box, где ему сразу окажут необходимую помощь, а не оставить ребенка где-то, где его найдут не сразу. У ребенка остается больше шансов на жизнь и для такого ребенка быстро найдется семья, которая сможет усыновить его.

Читайте также: