Психология стадий судебного разбирательства

Обновлено: 18.05.2024

Вслед за предварительным расследованием наступает стадия судебного рассмотрения дела и вынесения приговора.

Правосудие осуществляется только судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел.

Рассматривая уголовные дела, суд применяет к виновным установленные законом меры наказания либо оправдывает невиновных. Суд постановляет приговор именем государства и организует свою деятельность на конституционных принципах: на основе равенства всех граждан перед законом и судом, коллегиального рассмотрения дел, независимости и подчинения только закону, обеспечения обвиняемому права на защиту, презумпции невиновности, процессуального равенства сторон, открытого разбирательства дел во всех судах. (Исключения предусмотрены законом.)

К общим правилам судебного разбирательства относятся: непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства, руководящая роль председательствующего в суде, равенство прав участников судебного разбирательства и др.

Судебное разбирательство организуется на принципе состязательности—таком построении судебного разбирательства, при котором все его участники могут реализовать свои равные возможности.

Суд не связан доказательствами, собранными в ходе предварительного расследования, он принимает меры по собиранию новых доказательств, выявляет и восполняет неполноту предварительного следствия или дознания. Он не связан и выводами обвинительного заключения и вправе изменить обвинение, прекратить уголовное дело или вынести оправдательный приговор.

Суд не связан мнением прокурора по делу и принимает решение по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и своим правосознанием. На подсудимого не может быть возложена обязанность доказывания его невиновности.

Судебное разбирательство состоит из пяти частей: 1) подготовительной; 2) судебного следствия; 3) судебных прений; 4) последнего слова подсудимого; 5) постановления приговора.

В кассационной инстанции (суде второй инстанции) рассматриваются дела по кассационной жалобе или протесту на приговоры и постановления судьи, не вступившие в законную силу.

Кассационную жалобу на приговор по уголовному делу, не вступившему в законную силу, вправе подать осужденный, его защитник и законный представитель, потерпевший и его представитель.

Оправданный по суду может обжаловать приговор в части мотивов и оснований оправдания. Обжалованию в кассационном порядке подлежат приговоры всех судов, кроме приговоров и решений Верховного Суда. Уголовно-процессуальный закон не предъявляет каких-либо формальных требований к содержанию и форме жалобы. Закон гарантирует недопустимость поворота к худшему при проверке дела по жалобе осужденного или его защитника.

В судах первой инстанции по отдельным делам подбираются присяжные заседатели, которые не входят в состав судебной коллегии, а выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого.

В своей познавательной деятельности суд располагает материалами и заключением предварительного следствия. Наличие предварительного заключения имеет значительную суггестивную (внушающую) силу. Суду предстоит проявить независимость для объективного, полного, всестороннего и справедливого рассмотрения дела. Предварительное следствие лишь облегчает познавательно-поисковую деятельность суда, но не предопределяет его оценочную деятельность. Однако, систематизируя исходную информацию определенным образом, предварительное следствие может повлиять и на оценочную деятельность суда. И суд должен оградить себя от этого влияния.

Заключение предварительного следствия является для суда лишь вероятностной информационной моделью исследуемого события. Задача суда — сформировать достоверную модель события, критически проанализировав все элементы вероятностной модели. С этой целью суд вправе истребовать новые документы, допросить ранее выявленных и новых свидетелей, выполнить все другие необходимые судебно-следственные действия.

Познавательно-поисковая деятельность суда отличается более узкой направленностью и большей опосредованностью, чем деятельность следователя. Возможность непосредственного восприятия относящихся к делу событий и обстоятельств здесь более ограничена. Поток информации для оперативной переработки на суде более насыщен. Временная ограниченность для ее анализа предъявляет повышенные требования к интеллектуальной деятельности судей. Здесь нужны большая сосредоточенность, устойчивость и распределенность внимания, активизация систематизирующей деятельности. Особой направленности внимания судей требуют источники получения доказательственных фактов, условия выявления этих источников, процессуальные действия, использованные при получении доказательств.

Суд должен проанализировать не только версию предварительного следствия, но и все другие возможные взаимосвязи событий и обстоятельств дела. Суд вправе выдвигать собственные версии.

Особое внимание суд уделяет личностным особенностям подсудимого: ценностной направленности, базовым нравственно-психологическим качествам, операционально-исполнительским и психодинамическим особенностям, групповому статусу и социально-групповым функциям подсудимых.

Реализуя принцип гласности, устности и непосредственности, суд осуществляет сложную социально-коммуникативную деятельность, регулирует психические состояния и поведение участников судебного процесса.

Председательствующий суда является формальным лидером. Однако его полномочия не должны нарушать равенство всех членов судейской коллегии. Стиль его руководства должен быть демократическим. Обмен мнениями должен быть конструктивным, не допускающим отступления от существа дела. Авторитет председательствующего не должен подавлять самостоятельного мнения других членов суда.

Вся деятельность суда направлена на установление достоверности, предметной отнесенности доказательств и принятие за, конного и обоснованного решения.

На стадии исследования материалов предварительного следствия и планирования судебного разбирательства судья, знакомясь с материалами предварительного следствия и его заключением, письменными материалами и вещественными доказательствами, осуществляет реконструктивную деятельность. Здесь важно не поддаться эффекту первичности и не оказаться под влиянием модели события, сформированной на предварительном следствии. На этой стадии активизируются аналитическая и критическая стороны психической деятельности судьи. Судья пытается образно представить возникновение и развитие исследуемого события, осуществляя при этом вариативное моделирование, проводя мысленные эксперименты, выдвигая контрверсии. Критическому анализу подвергаются все действия следователя, уясняются их необходимость, всесторонность и процессуальная обоснованность. Выдвигая судебную версию, судья основывается на наиболее достоверных, проверенных фактах, стремится избежать возможной судебной ошибки.

Намечаемая последовательность рассмотрения дела в судебном заседании должна обеспечить адекватность его восприятия участниками судебного заседания, отражение действительной динамики рассматриваемого события. Судья выявляет слабые в фактическом отношении места и намечает необходимые судебно-следстведные действия. Особое внимание уделяется источникам ключевых фактов, их внутренней согласованности. Определяется круг лиц для вызова в судебное заседание. Истребуются все необходимые документы.

Все неясности указывают направление судебного исследования. Обращается внимание не только на то, что было, но и на то, чего не было. (Почему не лаяла собака, когда чужой человек грабил сельский магазин? Почему не проснулся потерпевший, когда кругом было так шумно?) Доказательством может быть то, что было, и то, чего не было.

Изучение материалов дела — исходный этап в деятельности всех участников уголовного процесса: суда, прокурора, адвоката. Только всестороннее знание дела позволяет им наметить стратегию и тактику судебной деятельности, сформировать систему тезисов для убедительной и аргументированной речи в судебных прениях. При изучении материалов уголовного дела каждая сторона выясняет: что должно быть проверено в суде; соответствуют ли выводы обвинительного заключения материалам уголовного дела; учтена ли следователем совокупность доказательств по делу, имеется ли необходимость восполнения пробелов предварительного следствия в суде; на каких сторонах дела следует построить стратегию обвинения или защиты, какие доказательства могут получить новую интерпретацию, что может повлиять на решение суда?

Судебный процесс, как одно из направлений профессиональной деятельности юриста, подразумевает разделение всей работы на следующие составляющие: познавательная, воспитательная, коммуникативная, организационная и удостоверительная. Познавательная характерна для предварительного расследования, тогда как основной деятельностью судебного процесса является воспитательная и конструктивная. Познавательная деятельность носит вторичный характер и применяется для сбора и хранения информации, которая пригодится для осуществления конструктивной деятельности.

Навыки в психологии активно применяются в уголовной деятельности. Это обуславливается необходимостью вынесения приговора о виновности подозреваемого, поиска и привлечения преступников к ответственности. Гражданская деятельность практически не включает в себя работу с элементами, опасными для общества. Но это вовсе не означает, что знания и навыки психологии здесь не применяются.

Судья, как особый вид профессиональной юридической деятельности, несет большую ответственность, нежели обычный адвокат либо дознаватель, так как в его обязанности входит самостоятельное осуществление акта правосудия с учетом требований гласности и устности.

Психология судебной деятельности имеет следующие цели:

  • подготовка квалифицированных юридических специалистов;
  • оценивание уровня профессиональной пригодности конкретных кадров;
  • обучение необходимым навыкам, их контроль;
  • воспитание положительных личностных качеств специалиста;
  • выявление и устранение негативных качеств судебного работника;
  • обучение навыку объективной оценки ситуации для вынесения справедливого приговора.

Для решения задач, связанных с проведением аттестаций, отбором кандидатов на вакантные места и других вопросов, относящихся к профессиональной деятельности судей, существуют квалификационные коллегии. Они применяют в своей работы методы психологии, применяют консультации экспертов, чтобы результат был максимально объективным.

Важно осознавать, что степень объективности в суде может только приближаться к оптимальной отметке, но она никогда не будет лишена влияния социальных склонностей судьи. Негативные личностные качества специалиста (самолюбие, тщеславие, обидчивость и т.д.) необратимо сказываются на итоговом приговоре, нанося вред как судебной системе в целом, так и обществу, и конкретным его индивидуумам в частности.

Познавательная деятельность в суде

Судебный процесс имеет множество тонкостей, из-за чего условия познавательной деятельности несколько затруднительны. К примеру, момент принятия судом фактов для познания существенно отдален от процесса совершения преступления. Это ведет к тому, что на предварительном следствии должны быть установлены и закреплены все необходимые доказательства, чтобы впоследствии улучшить их восприятие, анализ и увеличить степень объективности процесса. Стоит отметить, что влияние личностных мотивов на познавательный процесс недопустимо и должно быть своевременно пресечено.

Все полученные материалы предварительного расследования следует воспринимать как возможное, а не точное доказательство вины подозреваемого. Закрепить за ними статус доказательства необходимо в ходе судебного процесса, опираясь на иные источники информации (подкрепление другими данными, показаниями свидетелей и т.д.).

Познавательный процесс работников суда должен быть независимым. Судья, при получении данных, должен провести их исследование и анализ заново, постепенно формируя картину преступления у себя в голове, основанную на имеющейся информации и личном опыте специалиста.

Специальность судебного работника предполагает независимость, ответственность, формализм.

Принимая самостоятельные решение, судья несет ответственность за них. Его личная деятельность (познавательная, конструктивная) должна четко следовать закону, быть ответственной. Для этого существуют советники в составе суда. Работники суда ни при каких обстоятельствах не должны идти на поводу заинтересованных в определенном исходе лиц.

Судейство значительно затрудняется из-за формализма данной профессии. Все направления судейской деятельности (уголовная, гражданская, арбитражная) имеют крайне сложные процедуры, которые нелегко не только применять в работе, но и просто осваивать. Проблема упрощения работы судьи стоит на повестке дня уже длительное время. Актуальным предложением является введение института мировых судей. Также обсуждению подлежит проблема медиации в гражданском процессе. Медиация — это применение медиаторов — независимых посредников, которые помогают при решение какого-либо спора.

Познавательная деятельность при судебном процессе ведется в условиях полной открытости, гласности, коллегиальности, непрерывности и непосредственности.

При проведении судебного разбирательства, модель поведения каждого участника значительно искажается вследствие стрессовой обстановки. Судья осуществляет практически всю познавательную деятельность, ориентируясь на сравнении созданной им картине убийства (анализ полученных доказательств) и определенного закона.

Судебный работник имеет независимость при анализе информации, полученной в ходе судебного разбирательства, материалов дела и конкретных законов, определяющих нарушение подозреваемого. Процесс сравнения модели преступления и полученных доказательств происходит в течении всего разбирательства, вплоть до итогового решения в совещательной комнате. Основные факторы, оказывающие воздействие на степень эффективности познавательной деятельности при судебном разбирательстве, в юридической психологии определены следующие:

  • полнота и тщательность сбора всей информации на предварительном следствии;
  • полнота изучения материалов предварительного следствия и наличие плана их проверки в суде (выдвижение судебных версий, объясняющих преступное событие, сомнения, предположения и т.д.);
  • внутренние условия познавательной деятельности (т.е. внутренняя готовность судьи воспринимать, анализировать, сопоставлять информацию, поступающую в суд);
  • внешние условия познавательной деятельности (психологическое состояние всех находящихся в зале судебного заседания, а также участников судебного разбирательства);
  • полнота и правильность использования источников фактов (тщательное изучение в судебном заседании не только фактов, но и их источников: личности свидетеля, обвиняемого, потерпевшего и пр.);
  • полнота и правильность использования судом познавательной деятельности всех участников судебного разбирательства (прокурора, адвоката, эксперта, гражданского истца, гражданского ответчика и др.);
  • полнота использования коллегиальности (обмен судей мнениями – обязательное условие объективного и всестороннего исследования доказательств по делу);
  • стадийность (последовательность) познавательной деятельности (процесс познания истины осуществляется путем прохождения строго определенных этапов).

Взаимоотношения и общая обстановка в зале в значительной мере сказываются на познавательную деятельность и степень объективности итогового решения. Положительно на процесс проведения судебного разбирательства влияют публичные споры сторон, обсуждая всю информацию, поступающую судье, активизируя мыслительную деятельность.

В судебном разбирательстве каждому этапу соответствует определенные психологические особенности, связанные с познавательной деятельностью над предоставленными следственными материалами, активизацией мыслительную деятельность. В данной профессии крайне важно иметь возможность представить полную картину преступления, сопоставить всю доказательную базу и судейский опыт в данного рода делах. Большая часть информации в судебном процессе поступает при показаниях потерпевших и следователей в устной форме. Чтобы добиться высокой эффективности познавательной деятельности, следует заблаговременно сменить негативную и стрессовую обстановку на более благоприятную, чтобы она в меньшей мере сказывалась на деятельность лиц, участвующих в процессе.

Существенное влияние на судебный процесс оказывает общественное мнение. Его формирование начинается задолго до начала судебного разбирательства (особенное внимание приковывается к делам с тяжкими нарушениями) и доходит до судейского состава. Оно заключается в выражении взглядов различных социальных институтов, оценки деятельности отдельных личностей или организации (полиции, прокуратуры и т.д.). Общественное мнение способствует своевременному обнаружению судейских ошибок, улучшению деятельности судебной структуры и правоохранительных учреждений. Большой ошибкой является игнорирование данного мнения, неумение или нежелание грамотно подойти к его формированию.

Организаторская деятельность

Внутренние особенности, влияющие на судебное заседание, – это психическое состояние членов суда, взаимоотношения в суде и др.

Благодаря организаторской деятельности, работники суда могут коммуницировать с участниками процесса для разрешения дела; вести подготовку документации; реагировать на жалобы; анализировать данные и т.д. Все это необходимо для вынесения объективного приговора и решения всех возможных попутных споров.

Для проведения судебного разбирательства необходимо надлежащим образом подготовить помещение, чтобы участники судебного разбирательства не испытывали в нем негативных эмоций, отвлекающих от дела. Места участникам также оговариваются для более эффективной коммуникации.

Профессиональная деятельность

Судебный процесс в силу своей быстротечности крайне трудно в полной мере ознакомиться со всем возможным перечнем документов, предоставленным следствием, объективно их проанализировать и отбросить ненужное, оставив лишь относящиеся к делу материалы. Это требует грамотного распределения своих физических и психологических усилий.

Регламент судебного процесса, составляемый судьей, служит для облегчения психологического состояния участников разбирательства. Именно для этого делаются перерывы во время крайней степени утомляемости присутствующих.

Судья имеет высокий социальный статус и положения в силу своей деятельности внутри судебного процесса. Им может быть не каждый, необходимо иметь целым перечнем качеств: вежливость, сдержанность, стрессоустойчивость, беспристрастность, тактичность и т.д.

Коммуникативная деятельность

Во время судебного разбирательства крайне важно грамотно установить коммуникационные связи со всеми участниками процесса. Допрашиваемые, как правило, стараются в точности повторить то, что уже отвечали во время следствия, однако, высокое психологическое напряжение может исказить их слова, придав несколько иной смысл. Важно вести допрос свидетеля спокойно, без пристрастия и выражения личного недовольства, без смеха и злорадства. Если видны изменения показания, стоит уточнить их причину и сделать объективные выводы.

Представляется, что развитие коммуникативных связей на стадии предварительной деятельности судьи затрудняет познание им материалов уголовного дела.

Важным элементом проведения процесса также является сохранение порядка в зале. Этим занимается председательствующий. Он обязан следить за поведением адвоката, обвинителя, подсудимого, свидетелей, потерпевших и прочих участников разбирательства. При возникновении беспорядка, необходимо суметь воздействовать на них воспитательными мерами.

Также на суде важным элементом являются прения сторон обвинителя и защиты. Речь каждая сторона должна быть внятной, открытой и понятной всем участникам, содержать смысловую нагрузку и нести правовую оценку события.

Коммуникативная деятельность осуществляется и в стадии вынесения приговора или решения, так как эти действия являются результатом коллективного мышления.

Процесс вынесения приговора подозреваемому строго определен порядком проведения различных видов деятельности в совещательной комнате. Учеными выделены закономерности, позволяющие эффективно провести данный процесс:

  1. осуществление деятельности в совещательной комнате согласно четкому плану;
  2. возбуждение взаимной заинтересованности всех членов коллегии в решении вопросов; обеспечение активности участия в этом каждого члена коллегии;
  3. коллегиальное завершение познавательной деятельности;
  4. четкая последовательность в решении вопроса о соотношении результатов познания моделей события, действий с конкретной нормой закона;
  5. вынесение обоснованного заключения о виновности или невиновности подсудимого, определение ему меры наказания.

Роль профессиональных качеств каждого судьи в значительной мере возрастает во время принятия группового решения. Следуя закону (ст. 296–313 УПК РФ), решение принимается путем голосования большинства. Кроме этого, судья, имеющий собственный интерес в разбираемом деле, подлежит незамедлительному отводу.

Конструктивная деятельность

Судья проводят конструктивную деятельность, касательно разбираемого дела, самостоятельно, однако решение принимается строго коллегиально. Это способствует объективности. Конструктивная деятельность суда предполагает серию взаимосвязанных действий:

  • внимательное и тщательное изучение всех фактов, которые отражают истинное положение дел;
  • ответственная работа каждого судьи при принятии конструктивного решения;
  • анализ решений членов суда;
  • анализ всех мнений, высказанных членами коллегии судей и вынесение приговора или решения суда.

Регламентация проведения судебного процесса, то есть конструктивная деятельность, направлена в первую очередь на улучшение восприимчивости всей полученной информации. Судья имеет развернутый план проведения разбирательства, следуя которому данные могут быть всесторонне рассмотрены составом суда.

Воспитательная деятельность

Заседание суда производит сильное воспитательное воздействие на каждого участника разбирательства, особенно на подсудимого. Можно считать воспитательную деятельность важнейшим элементом проведения суда. Ее эффективность зависит от степени объективности рассмотрения всех материалов дела. Именно от степени корректности судейского состава, его стремлению к справедливости, зависит воспитательная мера.

Вынесение приговора — важнейшая часть процесса. В ней недопустимы расплывчатые формулировки, недосказанности и слова без смысловой нагрузки. Он должен быть максимально четким и объективным, отвечать требованиям закона.

Воспитательное воздействие суда осуществляется и в процессе собирания, анализа и направления в исправительно-трудовое учреждение сведений о личности осужденного.

Удостоверительная деятельность

Удостоверительная деятельность в суде связана прежде всего с оформлением всевозможной документации.

Все этапы судебного производства имеют уникальные особенности. Так или иначе, коммуникативные связи мешают анализировать данные и делать из них объективные выводы. Именно поэтому закон их сужает на стадии предания суду.

В предлагаемой статье излагается сущность и структура теоретического понятия личность, как в общей психологии, так и в юридической психологии, ее анализ, оценка реального состояния, содержания и сущности, общие требования и показатели.

В статье раскрываются и анализируются закономерности психологии личности судьи применительно к области правовой регуляции ее деятельности, рассматриваются характеристики тех психических процессов, посредством которых судья осуществляет решение теоретических и практических задач в своей деятельности.

Постановка проблемы исследования заключается в том, что судья решает широкий круг проблем, связанных с осуществлением от имени государства правоприменительных функций, он обеспечивает защиту социальных гарантий и прав граждан и общества в целом. Это предъявляет высокие требования не только к профессиональным знаниям и умениям, но и к личности судьи в целом.

Актуальность исследования обусловлена теоретической и практической значимостью анализа оценки реального состояния, содержания и сущности, общих требований и показаний к личности судьи в современном правовом государстве.

Целью исследования является изучение, и анализ данной темы, что позволяет определить достоинства и недостатки личности судьи, направления, методы и пути совершенствования по ее становлению, в частности для выявления опасности, так называемойпрофессиональной деформации, также для отбора кандидатов на должность судьи.

1. психические элементы отражения внешних объективных условий жизни личности (определяемые потребностями интересы, мотивы, цели, воля);

2. психические свойства личности (способности, характер);

4. биологически обусловленные особенности (темперамент, инстинкты и т.д.).

На этой основе в структуре личности судьи выделяются такие группы свойств:

1. мировоззренческие, к которым относятся отношения к общепринятым социальным ценностям, прежде всего личности, ее основным правам и свободам; правовое сознание, включающее отношение к праву, закону, государству; этические и моральные нормативы, в том числе милосердие, сострадание, сопереживание, чувство верности, чести, собственного достоинства;

2. интеллектуально-мыслительные, к которым относятся общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач, кактиповых, так и нестандартных, способность к обучению, наблюдательность, способность концентрироваться на предмете познания, воспринимать информацию в процессе коммуникации и пр.;

3. психологические, к которым можно отнести развитость волевого начала, соотношение конформности и нонконформности, психологическую восприимчивость (эмпатию), правдивость, коммуникативность, самооценку, терпение, определенную степень мужества (как готовность противостоять реальным и мнимым угрозам) и пр.;

4. физические свойства, т.е. возраст, состояние здоровья, утомляемость, некоторые индивидуальные физические свойства (зрение, подвижность и пр.);

В регуляторной сфере деятельности судьи следует выделить эмоциональную сдержанность, а также такие волевые качества: принципиальность, лидерство, настойчивость, самоконтроль, дисциплинированность, критичность, чувство реальности.

С.С.Алексеев и В.Ф.Яковлев и т.д. смоделировали желательное состояние личности юриста, следовательно, судьи, общие требования и показатели модели юриста и специфические (специализированные), которые относятся к тем или иным разновидностям юридической работы, юридическим специальностям.

Основными общими показателями, по их мнению, являлись:

1.политическая зрелость, принципиальность, правильное понимание своего общественного и государственного долга;

2.высокая общая культура, всестороння духовная и интеллектуальная развитость;

4.надлежащая общая юридическая культура, развитое юридическое мышление;

5.глубокое знание законодательства и практики его применения;

7.общекоммуникативные и организационные качества, навыки работы с людьми, знание психологии людей;

8.навыки научно-исследовательской работы;

9.качества общественного деятеля, в частности навыки публичных выступлений.

В психологической литературе предлагалась разработка психограммы судьи, т.е. характеристики тех психических процессов, посредством которых он осуществляет решение теоретических и практических задач в своей деятельности, то к особо важным профессиональным свойствам. Применительно к деятельности судьи В. Л. Васильев выделяет такие стороны:

1.социальную (воспитывает значительное количество людей, высокая ответственность за свою деятельность, беспристрастность и др.);

2.реконструктивную (общий и специальный интеллект, память, воображение, аналитическое мышление, интуиция судьи и т. п.);

3.коммуникативную (чуткость, эмоциональная устойчивость, умение слушать и разговаривать и др.);

4.организационную (воля, собранность, целеустремленность, настойчивость и др.);

5.удостоверительную (общая и специальная культура письменной речи, навыки в составлении письменных документов и др.).

Социальная сторона. Судья озадачен не только тем, чтобы правильно, в соответствии с законом, рассмотреть и разрешить уголовное или гражданское дело, но и тем, чтобы в максимальной степени использовать судебные процессы, судебную практику и материалы для предупреждения преступных проявлений и иных нарушений законности. В этих целях он проводит публичные процессы по месту работы или жительства тех, кто способствовал правонарушениям, участвует в пропаганде законов среди населения, проводит иную профилактическую работу. Это характеризует и профессиональную направленность личности судьи, выражающуюся, в частности, в постоянном повышении уровня знаний и совершенствовании профессионального мастерства, в стремлении к торжеству справедливости, к установлению истины, в чувстве собственного достоинства, профессиональной гордости и др.

Каждый судья воплощает в жизнь идеи, заложенные в законодательстве. Одновременно он воспитывает значительное количество людей. Опытного судью отличает высокая ответственность за свою деятельность и за принятые решения, принципиальность. Судья постоянно находится в центре внимания всех участников судебного процесса. Все его замечания и даже жесты подвергаются постоянному контролю и оценке присутствующих, поэтому опытного судью отличает беспристрастность и выдержка.

Реконструктивная сторона - это текущий и завершающий анализ всей собранной по делу информации, окончательной целью которого является вынесение справедливого, в соответствии с действующим законодательством, приговора или решения. В реконструктивной деятельности реализуются общий и специальный интеллект, память, воображение, аналитическое и синтетическое мышление, интуиция судьи.

Мышление судьи должно отличаться объективностью, всесторонностью, конкретностью и определенностью. Интуиция и воображение участвуют только в оценке информации на начальных этапах исследования доказательств.

Коммуникативная сторона проявляется в общении с людьми в ходе судебного процесса. Это общение протекает в рамках правового - процессуального регулирования, и судья является главным организатором общения. При этом реализуются такие личностные качества судьи, как эмоциональная устойчивость, умение выслушивать и разговаривать и др.

Очень важен хороший эмоциональный настрой, который создается в зале судебного заседания усилиями председательствующего и способствует справедливому рассмотрению уголовного дела по существу. Повышенная нервозность, возникающая при рассмотрении уголовных дел, и неумение некоторых судей снимать нервное напряжение снижают качество судебного процесса и могут привести к серьезным ошибкам. Коммуникативная сторона деятельности реализуется также в судебных допросах, и при этом успех допроса во многом зависит от согласованности приемов допроса с индивидуальными особенностями личности допрашиваемого.

Для того чтобы в зале судебного заседания вызвать человека на откровенность, снять растерянность, неловкость, раздражительность, необходимы большой такт, чуткость, культура и глубокое знание психологии личности.

Организационная деятельность заключается в том, что судья руководит ходом судебного разбирательства в рамках процессуального законодательства. Как показали исследования, в этой деятельности следует выделить два аспекта: организованность судьи и то, как он руководит всеми лицами, находящимися в сфере судебного процесса. При этом реализуются такие личностные качества судьи, как воля, собранность, целеустремленность, настойчивость. В организационной деятельности судьи есть черты, которые отличают его от руководящей деятельности в общепринятом смысле: участники процесса не находятся у судьи в подчинении, его руководство ограничено рамками процессуального кодекса и, как правило, имеет публичный характер. Многие из опрошенных судебных работников подчеркивали значение психологической совместимости участников процесса (состав суда, секретариат, адвокаты, государственный обвинитель, эксперты и др.) и отводили главную роль судье в решении этой проблемы.

Удостоверительная деятельность завершает профессиограмму судьи и представляет собой приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: протокол, приговор, определение и др. В этой деятельности реализуется общая и специальная культура делопроизводства судьи, его профессиональные навыки в составлении письменных документов.

Для нашего исследования является важным установление личностных качеств, которые максимально подкрепляют профессионально важные качества. Нами выявлены личностные качества судьи, необходимые для осуществления его деятельности (табл. 1):

1. интеллектуальные качества - это качества личности, предопределяющие особенности функционирования интеллекта, то есть способностей личности по переработке разнокачественной информации и осознанной оценке ее, также являются результатом как образования, научения так и определенных биологических предпосылок ;

3. волевые качества - особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности;

4. коммуникативные качества – с пособность ориентироваться в различных ситуациях общения , основанная на знаниях , умениях , навыках , чувственном и социальном опыте индивида в сфере межличностного взаимодействия .

Личностные качества судьи, необходимые для осуществления его деятельности

Параметры

Качество

интеллект, уровень специальных юридических знаний, кругозор, общая эрудиция, гибкость и логичность мышления, память

Судебное исследование основывается на необходимой достоверной информации – судебных доказательствах по делу. Конструктивный итог судебной деятельности – вынесение законного и обоснованного приговора – обусловлен накоплением, анализом и оценкой необходимой юридически значимой информации. В своей познавательной деятельности суд располагает ориентировочной моделью исследуемого правозначимого события – материалами и заключением предварительного следствия. Наличие этого предварительного заключения имеет значительную суггестивную (внушающую) силу. И суду предстоит проявить большую независимость для объективного, полного, всестороннего и справедливого рассмотрения дела. Предварительное следствие лишь облегчает познавательно-поисковую деятельность суда, но не предопределяет его оценочной деятельности. Однако, систематизируя исходную информацию определенным образом, предварительное следствие может оказать скрытое влияние и на оценочную деятельность суда. Но суд должен оградить себя от этого влияния. Заключение предварительного следствия является для суда лишь информационно-вероятностной моделью исследуемого события. Задача суда – сформировать достоверную модель этого события, критически проанализировав все элементы вероятностной модели.

Основная часть доказательственной информации воспринимается судом показаний подсудимого, свидетелей, экспертов и др. Это предполагает развитость у судьи речевого анализа – его способность в перегруженном деталями речевом общении выделить существенное, отчленить факты от эмоционально-оценочных отношений к ним. Суд должен быть устойчивым к различным эмоционально-речевым приемам воздействия, к патетическим призывам и сентиментальным оценкам. Он должен распознавать ситуативно-личностный камуфляж, самомаскировку и самодемонстрацию проходящих по делу лиц. Учитываются также и всевозможные стереотипы социальной перцепции. За произносимыми фразами суд должен усмотреть подлинные намерения и интересы людей, выявить их подлинные отношения и нравственные позиции. Сложная психоаналитическая деятельность судьи требует не только юридической, но и психодиагностической подготовки, знания общих социально-психологических особенностей поведения людей в условиях социальной группы, закономерностей их познавательной и реконструктивной деятельности.

Деятельность суда осуществляется в сложных, часто психически напряженных условиях. Это требует необходимой ориентации в проблеме конфликтного социального взаимодействия, владения приемами релаксации – успокоения эмоционально возбужденного поведения отдельных лиц. Важнейшими психическими качествами судьи является эмоциональная устойчивость, толерантность, способность к конструктивной деятельности в эмоционально напряженных условиях. Судебный процесс воспроизводит драматические и трагические события действительности. Здесь повторно воспроизводятся страсти, ненависть, злобность и агрессивность различных заинтересованных лиц. Для регуляции этих эмоциональных проявлений необходима выдержка, жизненная умудренность, спокойствие, терпимость, а также и необходимая требовательность судьи, как лица, наделенного властными полномочиями.

Вся деятельность суда направлена на верификацию доказательств (установление их подлинности) и принятие законного, обоснованного решения.

Психологическая характеристика стадий судебного разбирательства.

Изучение материалов дела – особый этап и в деятельности других участников уголовного процесса, и прежде всего – прокурора и адвоката. Уже на этом этапе формируется их процессуальная позиция, их противоборствующее взаимодействие. Только глубокое знание дела, позволяет им наметить стратегию и тактику своей деятельности, сформировать систему стратегических вопросов на этапе судебного следствия и произнести убедительную, аргументированную речь в судебных прениях.




При изучении материалов уголовного дела каждая сторона выясняет:

· что должно быть проверено в суде;

· соответствуют ли выводы обвинительного заключения материалам данного уголовного дела;

· учтена ли следователем вся совокупность доказательств по делу, имеется ли необходимость восполнения пробелов предварительного следствия н суде;

· на каких сторонах дела следует построить стратегию обвинения (защиты), какие доказательства могут получить новую интерпретацию, что может повлиять на решение суда.

Уже на данном этапе осуществляется систематизация доказательств и источников их получения, осуществляется критический анализ их достоверности, выдвигаются все возможные контрверсии. Ведутся необходимые выписки и записи, составляется рабочий конспект дела – выписываются эпизоды обвинения, показания подсудимых, систематизируются вещественные доказательства и документы, выявляются возможные разрывы в системе доказательств, возможные процессуальные на­рушения, допущенные на предварительном следствии.

Первое знакомство с материалами дела имеет особую остроту, при этом повышена ориентировочно-исследовательская деятельность. Еще нет градации на главное и второстепенное. Любая деталь здесь должна быть тщательно исследована, включена во все возможные взаимосвязи. При этом актуализируется вся обстановка исследуемого происшествия, принимается во внимание все то, что позволяет увидеть событие с иной точки зрения. Тщательно изучается протокол допроса обвиняемого – выясняется его отношение к предъявленному обвинению.

Ключевой вопрос ознакомления с материалами предварительного следствия – где могла быть допущена ошибка? Изучение судебных ошибок свидетельствует о том, что многие преступления совершаются совсем не так, как об этом представляли на суде и предварительном следствии. Все факты расследуемого события должны осознаться в системе причинно-следственных связей, и не один факт не должен оставаться без объяснения. Ознакомление с материалами предварительного следствия должно привести к ясному и полному пониманию дела. Все неясности указывают направление судебного исследования. На этой стадии активизируется аналитическая и критическая стороны психической деятельности судьи. Судья пытается образно представить возникновение и развитие исследуемого события, осуществляя при этом логическое моделирование, проводя мысленные эксперименты, выдвигая контрверсии. Критическому анализу подвергаются все действия следователя, уясняется их необходимость и процессуальная обоснованность.

2. Стадия судебного следствия. На этой стадии в познавательном процессе принимают участие все заинтересованные стороны процесса: судьи, прокурор, подсудимый и его адвокат. Различные исходные позиции сторон придают судебному разбирательству дёла особую остроту и напряженность. На этой стадии производится непосредственное восприятие всех источников доказательств, осуществляется исследование их надежности, анализируется их относимость и значимость. Судебное следствие – часть судебного разбирательства, в которой суд с участием подсудимого, защитника потерпевшего и обвинителя непосредственно исследует доказательства, собранные в стадии предварительного следствия и представленные суду участниками судебного разбирательства или собранные самим судом. Для формирования внутреннего убеждения судей судебное следствие имеет решающее значение. Участники прений могут ссылаться только на материалы судебного следствия. Суд основывает приговор также только на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном заседании.

В судебном следствии все участники судебного разбирательства имеют равные права по представлению доказательств, участию в исследовании доказательств и заявлению ходатайств, Но каждая заинтересованная сторона здесь стремится выделить те стороны обстоятельств, которые соответствуют ее интересам. Противоречивые интересы сторон могут порождать напряженные ситуации и конфликтное противоборство. Задача судьи – придавать взаимодействию сторон конструктивно-познавательный характер, предоставлять им процессуально гарантированные права и возможности, обеспечивать состязательный характер судопроизводства.

Регуляция межличностных отношений в процессе судебного рассмотрения уголовного дела требует от судьи не только правового профессионализма, но и психологической подготовленности и обшей культуры общения. На все не допустимые на суде ситуации судья должен своевременно, но жестко отреагировать. При этом недопустимы грубость, высокомерие, замечания, унижающие личное достоинство. Все категорические требования судьи должны быть процессуально обоснованы. Судья обязан пресекать все проявления грубости и нетактичности в межличностных отношениях, охранять процесс от ненужных эмоциональных всплесков и вводить его в рациональное русло. При этом судья обязан избегать нравоучительных замечаний, нотаций и поучений.

Когнитивная (познавательная) деятельность судьи отличается при судебном следствии многоплановостью, перегруженностью оперативной памяти, предвосхищением различных вариантов возможного развития судебного следствия, оперативным анализом поступающей информации и правовой концептуализацией. Все личностные источники информации подвергаются критическому анализу с учетом индивидуально-типологических особенностей соответствующих лиц. Сложные, запутанные ситуации подвергаются схематизации (иногда графическому отображению). Обращается внимание на стратегию и тактику поведения сторон, их установочные позиции, добросовестность в освещении фактов. Тенденциозные, заранее подготовленные тактические приемы сторон могут быть нейтрализованы следственными действиями, впервые проводящимися в судебном следствии.

Следует остановиться на судебном рассмотрении дел с участием потерпевших. Обвиняемый и потерпевший в судебном процессе образуют единую систему. Без выявления характерологических особенностей потерпевшего невозможно раскрыть существа дела. Поведение потерпевшего в исследуемой судом ситуации может быть неосмотрительным рискованным, легкомысленным, провокационным. Виктимологические особенности потерпевшего существенны для выяснения степени ответственности обвиняемого. Поведение потерпевшего может быть признано правомерным и неправомерным, моральным и аморальным. Суд выявляет юридически значимые признаки поведения потерпевшего. К этим признакам относятся:

· признаки, характеризующие личность потерпевшего, тяжесть обнаруженных у него телесных повреждений, беспомощное, опасное для жизни состояние потерпевшего;

· социальные признаки личности потерпевшего;

· взаимоотношения потерпевшего с обвиняемым.

В судебном следствии существенное значение имеет диагностика ложных показаний: от этого зависит реализация основного принципа судопроизводства – его объективности. Заведомо ложные показания, лжесвидетельства даются с целью введения суда в заблуждение, с целью извлечения выгоды, избежания судебных санкций, под влиянием угроз и обещаний. Добросовестные заблуждения, ошибки могут быть вызваны особыми условиями восприятия событий, возрастными и индивидуальными особенностями индивида, его психическими и физическими состояниями.

Судебное следствие допускает использование приемов правомерного психического воздействия (воздействия, не ограничивающего свободу волеизъявления) на лип, оказывающих умышленное противодействие достижению истины. Это может быть и внезапная постановка эмоционально воздействующих вопросов, и предъявление новых, неожиданных доказательств, заключений экспертизы, организация перекрестного допроса, очной ставки и т.п. Оказывается также и мнемическая помощь допрашиваемым: напоминание об отправных событиях, их последовательности, опора на эмоционально окрашенные обстоятельства, привязка к жизненно важным для данного индивида событиям, учет явления реминисценции, побуждение к воспроизведению нужного материала путем установления ассоциативных связей.

3. Психология судебных прений.Самостоятельной частью (стадией) судебного разбирательства являются судебные прения, в которых каждое участвующее в деле лицо излагает свою точку зрения на обстоятельства дела и предстоящие разрешению вопросы на основе доказательств, проверенных в ходе судебного следствия. В своих речах заинтересованные лица касаются прежде всего доказанности или недоказанности обвинения, предъявленного обвиняемому, квалификации совершенного деяния, если оно подтверждено собранными доказательствами, меры наказания, подлежащей назначению подсудимому. Затрагиваются также вопросы о причинах преступления, дается характеристика личности подсудимого.

Участники судебных прений анализируют в своих речах свою версию рассматриваемого события, стремятся оказать на судей благоприятное для себя воздействие, исходя из своего процессуального положения, опровергают модель события или его элементы, отстаиваемые другими участниками судебных прений. Излагают свои предложения относительно возможного наказания или оправдания подсудимого.

1.Правосудие осуществляется только судом путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел.

Судебный процесспроисходит в судебном заседании, где осуществляется процессуальная форма правосудия в ходе досудебного и судебного производства, и заканчивается вынесением постановления или приговора (обвинительного или оправдательного) именем государства виновному лицу. Рассмотрение уголовных дел осуществляется судом коллегиального (судьей и присяжными заседателями или троими судьями федерального суда, один из которых — председательствующий) или судьей единолично (мировым судьей или судьей федерального суда общей юрисдикции).

Суд организует свою деятельность на конституционных принципах: на основе равенства всех граждан перед законом и судом, коллегиального рассмотрения дел, независимости и подчинения только закону, обеспечения обвиняемому права на защиту, презумпции невиновности, процессуального равенства сторон, открытого разбирательства по делу (кроме исключений, предусмотренных законом).

Судебное заседание проводится в соответствии с принципами состязательности, когда все его участники могут реализовать свои равные возможности, гласности, устности и непосредственности.

Суд не связан с доказательствами, собранными в ходе предварительного следствия, с мнением прокурора по делу и выводами обвинительного заключения. На подсудимого не может быть возложена обязанность доказывания своей невиновности.

Выделяют 5 частей стадии судебного разбирательства:

2) судебное следствие;

3) судебные прения;

4) последнее слово подсудимого;

5) вынесение приговора.

Участники процесса — судья, прокурор и адвокат — начинают судебное разбирательство с изучения материалов дела, рассматривают следующие вопросы: что должно быть проверено в суде; соответствуют ли выводы обвинительного заключения материалам уголовного дела; учтена ли следователем совокупность доказательств по делу, имеется ли необходимость восполнения пробелов предварительного следствия в суде; на каких сторонах дела следует построить стратегию обвинения или защиты; какие доказательства могут получить новую интерпретацию; что может повлиять на решение суда? Здесь систематизируются доказательства и источники их получения, выявляются возможные недоработки в системе доказательств, процессуальные нарушения, допущенные на предварительном следствии. В итоге проведенной систематизации фактов выделяются бесспорно доказанные факты, сомнительные вероятностные предположения, даются свои интерпретаций событий и оценка доказательств.

Судебное следствие — часть судебного разбирательства, где суд с участием всех сторон (подсудимого, защитника, потерпевшего и обвинителя) непосредственно исследует доказательства, собранные на стадии предварительного следствия и предъявленные суду участниками судебного разбирательства или сообщенные самим судом. В ходе судебного следствия председательствующие, судьи, стороны обвинения и защиты допрашивают подсудимых, свидетелей, потерпевших, заслушивают заключения экспертов, при необходимости допрашивают их, осматривают вещественные доказательства, оглашают протоколы и иные документы. Порядок исследования отдельных видов доказательств установлен законом. Суд определяет очередность и продолжительность исследования различных групп доказательств. Все участники судебного разбирательства имеют равные права по заявлению ходатайств, предоставлению доказательств и участию в исследовании доказательств, выявлению их надежности, предметной относимости и доказательственной значимости. Суд может основывать приговор только на тех доказательствах, которые были рассмотрены в судебном следствии.

Не вызывает сомнения тот факт, что показания допрашиваемых лиц являются основой всего судебного процесса. Публичный перекрестный допрос (одновременный допрос обвинения и защиты) может вызвать неуверенность, конформность у допрашиваемого лица. Допрос в суде ограничен во времени, поэтому для быстрого налаживания делового контакта большое значение имеет то, как говорить по форме и что — по содержанию. Допрос в суде по времени дальше отстоит от момента рассматриваемых событий, что неизбежно ведет к забыванию ряда деталей. Допрос в суде публичен, и не каждый может в подобной обстановке рассказать то, что говорилось следователю в кабинете индивидуально.

Зарубежные авторы изучают процессы социального влияния в ходе рассмотрения судебного дела. Они отмечают огромные возможности социального влияния внутри правовой системы и на самое систему.

Факторы социального влияния:

1. Большая часть доказательств бывает субъективной, т. е. все зависит от их интерпретации.

2. Большая часть доказательств приводится в вербальной форме; как следствие, влияние проникает в сам процесс предъявления этих доказательств в суде (вербальные утверждения, такие как показания свидетелей, установление личности преступников на опознании и признания обвиняемых, высказываются в контексте двусторонней коммуникации, где весьма вероятно влияние процессов самоатрибуции, вербального и невербального убеждений, конформности, подчинения и получения согласия).

Эмоциональный аспект. К эмоциональному аспекту относят, в первую очередь, волнение перед публичным выступлением. Волнение испытывают даже очень опытные ораторы, так как оставаться абсолютно бесстрастным невозможно. Эмоциональное состояние человека может существенно влиять на его речь: появляются мышечные зажимы (вплоть до спазм речевой мускулатуры) или наблюдается эмоциональное возбуждение; в результате изменяются некоторые параметры речи — скорость, громкость, средняя продолжительность отрывков, произносимых без паузы, время ответа, словарное разнообразие, количество жестов, ошибок, оговорок, тон речи и модуляция голоса. Также имеет значение интонация речи, которая может быть заискивающей или командной, слишком оптимистичной или недовольной, брюзгливой и т. д.

Речь должна быть в достаточной мере экспрессивной (эмоционально-напряженной). Не следует стоять неподвижно, полезно (но умеренно!) использовать жестикуляцию, мимику лица (застывшее лицо оратора не внушает доверия).

Факторами проявления невербальной коммуникации являются поза, мимика, жесты, микродвижения рук, изменения тембра голоса, цвет кожного покрова и др.

Далее приведены советы, которые целесообразно использовать при подготовке к публичному выступлению, предложенные Б. Швальбе, X. Швальбе (1993, с. 240): 1) настройтесь на аудиторию; 2) держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах; 3) направьте взгляд на слушателей; 4) говорите только после того, как установится тишина; 5) начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после чего сделайте короткую паузу; 6) следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро и монотонно; 7) с первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории; 8) именно в критические моменты выступления необходимо говорить убежденно, уверенно, с подчеркиванием каждого слова; 9) ни в коем случае не подавайте вида, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.

Особым ораторским приемом являются паузы, чтобы отделять предложения и абзацы. Но их рекомендуется применять в случае, если ритор уверен в том, что полностью владеет аудиторией. Именно в этом случае пауза наиболее полезна для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации и подключения к ней собственных знаний.

Общеизвестные правила: произносить речь следует в размеренном темпе, говорить громко, но не переходить на крик.

Представляется целесообразным более подробно остановиться на суде присяжных. Всостав жюри присяжных обычно входят 12 граждан, перед которыми стоят две основные задачи — выслушать доказательства, представленные в суд, и дать им оценку, вынести вердикт о виновности или невиновности подсудимого. Каким образом они приходят в единодушному мнению? Каким образом большинству обычно все-таки удается навязать свое решение оставшимся в меньшинстве? Обычно их приходится переубеждать с помощью процессов социального влияния, имеющего две формы: информационное влияние (когда люди принимают поведение или установки других людей потому, что им кажется, что другие обладают большим количеством информации, которая более достоверна) и нормативное влияние (когда люди соглашаются или подчиняются, чтобы сохранить гармоничные социальные отношения) (Тернер Д., 2003,с. 200-205).Задача жюри заключается в вынесении вердикта. Если этого сделать не удается, то считается, что они не свершили правосудия. Достижение социально желательной групповой цели может заставить многих представителей меньшинства стать более восприимчивыми к точке зрения большинства. Также нормативное влияние можно объяснить желанием меньшинства избежать социального осуждения, так как выступления большинства начинают приобретать оттенок отчужденности, неприязни искептицизма. Здесь же рассматривается проблема групповой поляризации, т. е. в результате группового обсуждения мнения членов группы изменяются в том направлении, к которому они склонялись сначала, и становятся более крайними.

Постановление приговора

Последней, завершающей, стадией судебного разбирательства является постановление приговора. Наформирование судейского убеждения влияет прежде всего совокупность доказательств, установленных в ходе судебного разбирательства. Большую роль играют внешние (требования общественных организаций, оценка судебного процесса в средствах массовой информации, общественное мнение) и внутренние факторы (поведение подсудимого в суде, установки самого судьи и т. д.). Ю. В. Чуфаровский (1997, с. 284) намечает следующие этапы формирования убеждения судей: 1) предварительное изучение материалов уголовного дела с целью решения вопроса о предании обвиняемого суду; 2) планирование судебного разбирательства и выдвижение судебных версий; 3) проверка материалов предварительного следствия в судебном разбирательстве; 4) судебные прения и сопоставление своих оценок с оценками обвинения и защиты; 5) окончательное формирование убеждения судьи в совещательной комнате при выработке коллективного суждения. Именно на двух последних этапах происходит окончательное формирование судейского убеждения. В России в 70-х гг. XX в. проводились исследования, чтобы определить, как психическая установка влияет на появление судебных ошибок.

Автором были выявлены три группы судебных работников, допускавших типичные ошибки при рассмотрении уголовных дел: первая группа — лица, которые правильно устанавливали обстоятельства дела, но под вилянием установки в виновности подсудимого, под воздействием обвинительного уклона, несмотря на наличие оснований для вынесения оправдательного приговора, не видели и подписывали обвинительный приговор; вторая группа — лица, которые видели, что достаточные основания для вынесения обвинительного приговора отсутствуют и подсудимый может быть оправдан, тем не менее дело возвращали для доследования; третья группа — лица, которые при недостаточной обоснованности обвинения, подтвержденной в судебном заседании, участвовали в вынесении обвинительного приговора, но определяли низкую меру наказания, явно не соответствующую тяжести преступления. Кроме психической установки, Т. Г. Морщакова отмечает иные психические состояния, которые могут оказывать серьезное влияние на появление ошибочных судебных решений: сомнение, утомление, стресс и т. д.

Читайте также: