Международные суды в гааге список

Обновлено: 10.05.2024

В Международный суд (МС; Французский: Cour Internationale de Justice; CIJ), иногда называемый Мировой суд, [1] один из шесть главных органов из Объединенные Нации (ООН). [2] Он разрешает споры между государствами в соответствии с Международный закон и дает консультативные заключения по международно-правовым вопросам. МС - единственный международный суд который разрешает общие споры между странами, его постановления и заключения служат в качестве основных источники международного права.

Международный Суд является преемником Постоянная палата международного правосудия (PCIJ), основанная в 1920 г. Лига Наций. После Вторая мировая война, и Лига, и ППМП были заменены соответственно Организацией Объединенных Наций и МС. Статут Международного Суда, в котором изложены его цели, во многом основан на статуте его предшественника, решения которого остаются в силе. Все государства-члены ООН являются участниками Статута Международного Суда и могут возбуждать спорные дела; однако консультативные процедуры могут подаваться только некоторыми органами ООН и агентства.

ICJ - это коллегия из 15 судей, избираемых Генеральная Ассамблея и Советник по безопасности сроком на девять лет. В суде одновременно может работать не более одного судьи определенной национальности, и судьи в целом должны представлять основные цивилизации и правовые системы мира. Сидя в Дворец мира в Гаага, Нидерланды, Международный Суд является единственным главным органом ООН, находящимся за пределами Нью-Йорка. [3] Его официальные рабочие языки - английский и французский.

С момента вступления его первый случай 22 мая 1947 года Международный Суд рассмотрел 178 дел до ноября 2019 года. [4]

Содержание

История

Первым постоянно действующим учреждением, созданным для разрешения международных споров, был Постоянный арбитражный суд (PCA), созданный Гаагская мирная конференция 1899 г. По инициативе русского царя Николай IIв конференции участвовали все крупные державы мира, а также несколько небольших государств, и в результате были подписаны первые многосторонние договоры, касающиеся ведения войны. [5] Среди них был Конвенция о тихоокеанском разрешении международных споров, которые устанавливают институциональную и процессуальную основу для арбитражного разбирательства, которое будет проходить в Гаага, Нидерланды. Хотя разбирательство будет поддерживаться постоянным бюро, функции которого будут эквивалентны функциям секретариата или судебной канцелярии, арбитры будут назначаться спорящими государствами из более крупного пула, предоставленного каждым членом конвенции. PCA был основан в 1900 году и начал производство в 1902 году.

А Вторая Гаагская мирная конференция в 1907 году, в котором участвовало большинство суверенных государств мира, была внесена поправка в конвенцию и усилены правила, регулирующие арбитражные разбирательства в СПС. Во время этой конференции США, Великобритания и Германия представили совместное предложение о постоянном суде, судьи которого будут работать на постоянной основе. Поскольку делегаты не смогли договориться о том, как будут выбираться судьи, этот вопрос был временно отложен в ожидании соглашения, которое будет принято на более позднем съезде.

Гаагские мирные конференции и идеи, которые на них возникли, повлияли на создание Центральноамериканский суд, который был создан в 1908 году как один из первых региональных судебных органов. В период с 1911 по 1919 год были внесены различные планы и предложения по учреждению международного судебного трибунала, который не будет реализован в формировании новой международной системы после Первой мировой войны.

Постоянная палата международного правосудия

Беспрецедентное кровопролитие Первой мировой войны привело к созданию Лига Наций, установленный Парижская мирная конференция 1919 года как первая всемирная межправительственная организация, направленная на поддержание мира и коллективной безопасности. Статья 14. Завет призвала к созданию Постоянной палаты международного правосудия (ПМПС), которая будет нести ответственность за рассмотрение любых международных споров, переданных ей сторонами спора, а также за предоставление консультативных заключений по любому спору или вопросу, переданному ей Лига Наций.

PCIJ представляет собой крупное нововведение в международной юриспруденции по нескольким направлениям:

  • В отличие от предыдущих международных арбитражных судов, это был постоянный орган, деятельность которого регулируется собственными законодательными положениями и правилами процедуры.
  • У него был постоянный реестр, который служил связующим звеном с правительствами и международными организациями;
  • Его разбирательство было в основном публичным, включая состязательные бумаги, устные аргументы и все документальные доказательства;
  • Он был доступен для всех штатов и мог быть объявлен штатами как обладающий обязательной юрисдикцией в отношении споров;
  • Статут ППМП первым перечислил источники права, на которые он мог опираться, которые, в свою очередь, стали источниками международного права.
  • Судьи более полно представляли мир и его правовые системы, чем любой предшествующий международный судебный орган.
  • Как постоянно действующий орган, PCIJ со временем примет ряд решений и постановлений, которые будут способствовать развитию международного права.

В отличие от МС, ППМП не входила в Лигу, и члены Лиги не были автоматически участниками ее Устава. Соединенные Штаты, сыгравшие ключевую роль как во второй Гаагской мирной конференции, так и в Парижской мирной конференции, в частности, не входили в Лигу, хотя несколько их граждан выполняли функции судей Суда.

Со времени своей первой сессии в 1922 году до 1940 года PCIJ рассмотрела 29 межгосударственных споров и выпустила 27 консультативных заключений. Широкое признание Суда нашло отражение в том факте, что несколько сотен международных договоров и соглашений наделяют его юрисдикцией в отношении определенных категорий споров. Помимо помощи в разрешении нескольких серьезных международных споров, PCIJ помогла прояснить несколько неясностей в международном праве, которые способствовали ее развитию.

Соединенные Штаты сыграли важную роль в учреждении Всемирного суда, но никогда не присоединились. [7] Президенты Вильсон, Хардинг, Кулидж, Гувер и Рузвельт все поддерживали членство, но было невозможно получить 2/3 большинства в Сенате для заключения договора. [8]

Учреждение Международного Суда

  • Статут любого нового международного суда должен основываться на статуте ППМП;
  • Новый суд должен сохранить консультативную юрисдикцию;
  • Признание юрисдикции нового суда должно быть добровольным;
  • Суд должен заниматься только судебными, а не политическими вопросами.

Следующая конференция союзников в Dumbarton Oaksв Соединенных Штатах опубликовал в октябре 1944 года предложение, в котором содержался призыв к созданию межправительственной организации, в которую входил бы международный суд. Впоследствии в Вашингтоне, округ Колумбия, в апреле 1945 года было созвано собрание с участием 44 юристов со всего мира для разработки устава предлагаемого суда. Проект статута по существу аналогичен проекту ППМП, и возник вопрос, следует ли вообще создавать новый суд. Вовремя Конференция в Сан-Франциско, который проходил с 25 апреля по 26 июня 1945 года и охватывал 50 стран, было решено создать совершенно новый суд в качестве главного органа новой Организации Объединенных Наций. Статут этого суда станет неотъемлемой частью Устав ООН, который для сохранения преемственности прямо указал, что Статут Международного Суда (МС) основан на Статуте ППМП.

Следовательно, PCIJ в последний раз собралась в октябре 1945 года и решила передать свои архивы своему преемнику, который займет его место во Дворце мира. Все судьи ППМП подали в отставку 31 января 1946 года, а в феврале следующего года на заседании суда состоялись выборы первых членов МКЮ. Первая сессия Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. В апреле 1946 года ППМП была формально распущена, и МКЮ на своем первом заседании был избран президентом. Хосе Густаво Герреро Сальвадора, который был последним президентом PCIJ. Суд также назначил членов своего Секретариата, в основном из числа членов ППМП, и провел первое открытое заседание позже в том же месяце.

Первое дело было подано в мае 1947 года Соединенным Королевством против Албании в отношении инциденты в проливе Корфу.

Деятельность


Основана в 1945 г. Устав ООН, суд начал работу в 1946 году как преемник Постоянная палата международного правосудия. В Статут Международного Суда, как и его предшественник, является основным конституционным документом, определяющим и регулирующим суд. [10]

Объем работы суда охватывает широкий спектр судебной деятельности. После того, как суд постановил, что Соединенные Штатытайная война против Никарагуа нарушал международное право (Никарагуа против Соединенных Штатов), Соединенные Штаты вышли из-под обязательной юрисдикции в 1986 году, чтобы признать юрисдикцию суда только на дискреционной основе. [11] Глава XIV Устава Организации Объединенных Наций санкционирует Совет Безопасности ООН для исполнения постановлений суда. Однако на такое исполнение распространяется право вето пяти постоянных членов совета, которое Соединенные Штаты использовали в Никарагуа дело. [12]

Сочинение


ICJ состоит из пятнадцати судей, избираемых на девятилетний срок Генеральная Ассамблея ООН и Совет Безопасности ООН из списка людей, выдвинутых национальными группами в Постоянный арбитражный суд. Процесс выборов изложен в статьях 4–19 Статута Международного Суда. Выборы проводятся в шахматном порядке, пять судей избираются каждые три года для обеспечения преемственности в суде. Если судья умирает при исполнении служебных обязанностей, практика, как правило, заключалась в избрании судьи на дополнительных выборах на завершение срока. Судьи Международного Суда имеют право на стиль Его / Ее Превосходительства.

Есть неофициальная договоренность, что места будут распределены. по географическим регионам так что есть пять мест для западных стран, три для Африканские государства (включая одного судью франкоязычный гражданское право, одно - англоязычного общего права и одно - арабского), два - для государств Восточной Европы, три - для государств Азии и два - для государств Латинской Америки и Карибского бассейна. [13] На протяжении большей части истории суда пять постоянных членов Совет Безопасности ООН (Франция, СССР, Китай, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты) всегда служил судья, тем самым занимая три из западных мест, одно из азиатских мест и одно из восточноевропейских мест. Исключениями были Китай, в котором с 1967 по 1985 год не было судьи в суде, в течение которого он не выдвигал кандидата, а британский судья сэр Кристофер Гринвуд был снят с должности кандидата на второй девятилетний срок в суде. в 2017 году, в суде не осталось судей из Соединенного Королевства. [14] Гринвуд был поддержан Советом Безопасности ООН, но не получил большинства в Генеральной Ассамблее ООН. [14] Вместо этого место занял индийский судья Далвир Бхандари. [14]

Судьи могут выносить совместные суждения или высказывать свое собственное мнение. Решения и консультативные заключения большинством голосов, и в случае равного разделения голос Президента становится решающим, что произошло в Законность применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте (Мнение, запрошенное ВОЗ), [1996] ICJ Reports 66. Судьи также могут выносить отдельные особые мнения.

Для этого случая судьи

Статья 31 статута устанавливает процедуру, посредством которой для этого случая судьи рассматривают спорные дела в суде. Система позволяет любой из сторон в спорном случае (если иное не один из граждан этой партии, сидя на площадке), чтобы выбрать один дополнительный человек, чтобы сидеть в качестве судьи только на этом случае. Таким образом, по одному делу могут заседать до семнадцати судей.

Система может показаться странной по сравнению с национальными судебными процессами, но ее цель - побудить государства подавать иски. Например, если государство знает, что у него будет судебный исполнитель, который может участвовать в обсуждении и предлагать другим судьям местные знания и понимание точки зрения государства, он может с большей готовностью подчиниться юрисдикции суда. Хотя эта система не согласуется с судебной природой органа, она обычно не имеет большого практического значения. Для этого случая судьи обычно (но не всегда) голосуют за государство, которое их назначило, и таким образом исключают друг друга. [17]

Камеры

Обычно суд заседает как полная скамья, но за последние пятнадцать лет он иногда заседал как камера. Статьи 26–29 статута позволяют суду формировать палаты меньшего размера, обычно из 3 или 5 судей, для рассмотрения дел. Статья 26 предусматривает два типа палат: во-первых, камеры для особых категорий дел, а во-вторых, создание палат. для этого случая палаты для рассмотрения конкретных споров. В 1993 году в соответствии со статьей 26 (1) статута Международного суда была создана специальная палата, которая специально занимается вопросами окружающей среды (хотя она никогда не использовалась).

Для этого случая палаты созываются чаще. Например, камеры использовались, чтобы услышать Залив Мэн Кейс (Канада / США). [18] В этом случае стороны дали понять, что откажутся от дела, если суд не назначит судей в палату, приемлемую для сторон. Решения палат могут иметь меньший авторитет, чем полные решения Суда, или умалять правильное толкование универсального международного права с учетом различных культурных и правовых аспектов. С другой стороны, использование камер может способствовать более широкому обращению в суд и, таким образом, укрепить международную разрешение спора. [19]

Текущий состав

По состоянию на 22 июня 2018 г. [Обновить] , состав суда следующий: [20] [21]

Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава, и своим Регламентом. Он начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную палату международного правосудия (ППМП), которая была учреждена в 1920 году под эгидой Лиги Наций.


Печать Суда

Местопребыванием Суда является Дворец мира в Гааге (Нидерланды). Из шести главных органов Организации Объединенных Наций Суд является единственным органом, расположенным вне Нью-Йорка. Другими пятью главными органами Организации Объединенных Наций являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, запрашиваемых должным образом на то уполномоченными органами и специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций.

Суд состоит из 15 судей, и его обслуживает Секретариат, его административный орган. Его официальными языками являются английский и французский.

Когда родилась идея разрешения международных споров на основе права?

Учреждение Международного Суда стало кульминацией длительного процесса, в ходе которого постепенно развивались методы мирного урегулирования международных споров.

Помимо переговоров, посредничества и примирения идея обращения к беспристрастному органу для решения спора на основе права уходит корнями в древность. Она известна как арбитраж.

По общему признанию, современная история арбитража ведет свое начало от Договора Джея, заключенного Соединенными Штатами Америки и Великобританией в 1794 году. В этом Договоре о дружбе, торговле и судоходстве предусматривалось создание состоящих из равного числа американских граждан и британских подданных смешанных комиссий для урегулирования нескольких нерешенных вопросов. Благодаря работе этих смешанных комиссий произошло развитие института арбитража в девятнадцатом столетии.

Стимулировал ли успех арбитража создание новых учреждений?

Да. Этот успех заставил государства задуматься о постоянном международном суде, отвечающем за мирное разрешение споров, с тем чтобы устранить необходимость создания специальных судебных органов для решения каждого отдельного спора, который может быть решен в порядке арбитражного производства.

Это предложение начало обретать реальные формы на Гаагских конференциях мира, созванных в 1899 и 1907 годах по инициативе царя России Николая II. Представленные на первой конференции 26 государств подписали Конвенцию о мирном решении международных столкновений и учреждении Постоянной палаты третейского суда (ППТС), первого многостороннего учреждения подобного рода.

Как развивалась работа Постоянной палаты третейского суда (ППТС)?

Постоянная палата третейского суда, соседствующая с Судом во Дворце мира в Гааге, уже не занимается исключительно спорами между государствами. С годами объем оказываемых ею услуг существенно увеличился.

В настоящее время она предлагает широкий диапазон процедур разрешения споров (установление фактов, примирение и различные виды арбитража) государствам и сторонам, не являющимся государствами (например, международным организациям, частным юридическим или физическим лицам). Благодаря этому она во все большей степени участвует в разрешении коммерческих и финансовых споров. Международное бюро ППТС также выполняет функции секретариата во время различных арбитражных разбирательств (например, арбитражное разбирательство спора между Эритреей и Йеменом в отношении права на острова в Красном море, которое было завершено в 1999 году) и оказывает техническую или административную помощь арбитражным трибуналам, учрежденным вне рамок ППТС (например, Трибунал по рассмотрению претензий Ирана и Соединенных Штатов, учрежденный этими двумя странами для рассмотрения претензий американских граждан к Ирану и иранских граждан к Соединенным Штатам после кризиса, который возник в связи со взятием заложниками 52 американских граждан в посольстве Соединенных Штатов в Тегеране в 1979 году).

Процедуры ППТС основываются исключительно на согласии сторон, которые достигают соглашения по различным практическим пунктам и процедурам (например, формулировки вопросов, которые должны быть представлены на арбитражное разбирательство, и назначение арбитров) до начала арбитража.

Это — главная причина, по которой еще на второй Гаагской конференции мира в 1907 году несколько государств обратились с призывом учредить постоянный международный трибунал, который разрешал бы споры, применяя судебные процедуры, характеризующиеся в большей степени элементом принуждения, чем арбитража.

Однако расхождения во мнениях относительно порядка выбора судей заставили делегации на Конференции 1907 года ограничиться внесением поправок в Конвенцию 1899 года и совершенствованием норм, регулирующих арбитражное производство.

Различия между ППТС и МС

ППТС (арбитраж)

  • Стороны назначают арбитров
  • Стороны согласуют процедуры
  • Стороны выбирают официальные языки
  • Заседания являются закрытыми
  • Все расходы несут стороны

МС (судебное разрешение)

  • Суд уже учрежден
  • Процедуры определены заранее в его Статуте и Регламенте
  • Официальными языками являются английский и французский
  • Заседания в большинстве случаев являются открытыми
  • Расходы Суда покрывает ООН

Является ли МС первым международным судебным органом, который применял судебные методы разрешения споров?

Нет. Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учрежденная в 1920 году под эгидой Лиги Наций, преемником которой в 1945 году стал МС.

С учреждением Лиги Наций после первой мировой войны возник приемлемый функциональный механизм для выборов судей Суда, что до этого времени порождало непреодолимые препятствия.

Что нового привнесла Постоянная палата международного правосудия (ППМП)?

Как и в случае Постоянной палаты третейского суда, юрисдикция Постоянной палаты международного правосудия зависит от желания сторон передавать споры на ее рассмотрение, однако новая особенность заключалась в том, что государство могло заранее объявить о признании обязательной юрисдикции Палаты в отношении любого спора, который может возникнуть в будущем с другим государством, сделавшим такое же заявление. Таким образом, государство могло обратиться в Палату в одностороннем порядке и привлечь к разбирательству другое государство без необходимости предварительного соглашения между сторонами о передаче дела на рассмотрение Палаты.

ППМП также отличалась и другими особенностями. Она состояла из постоянных судей, которые представляли главные правовые системы мира и избирались Советом и Ассамблеей Лиги. Ее деятельность регулировалась ее Статутом и Правилами процедуры, которые уже действовали и имели обязательную силу для сторон, обратившихся к ней; она имела право выносить консультативные заключения по любому юридическому вопросу, переданному ей Советом или Ассамблеей Лиги Наций, и, наконец, ее заседания были в значительной степени открытыми.

Хотя Палата, располагавшаяся во Дворце мира, была создана и финансировалась Лигой Наций, она, тем не менее, не являлась частью Лиги и ее Статут не являлся частью Статута Лиги. Государство — член Лиги Наций не являлось автоматически стороной Статута ППМП. Вместе с тем обязательную юрисдикцию Палаты признали много государств. Было подписано несколько сотен договоров, предусматривающих юрисдикцию ППМП по спорам, связанным с этими договорами.

Деятельность ППМП была чрезвычайно успешной. В период с 1922 по 1940 год она вынесла решения по 29 спорам между государствами и 27 консультативных заключений, из которых практически все были выполнены. Палата также внесла важный вклад в развитие международного права.

Деятельность Палаты была прервана второй мировой войной, и в 1946 году она была распущена вместе с Лигой Наций.

Почему в рамках Организации Объединенных Наций был создан новый суд (МС)?

Участники Конференции в Сан-Франциско в 1945 году, на которой было принято решение об учреждении Организации Объединенных Наций и Международного Суда, привели несколько причин, в число которых входят следующие:

  • поскольку Суд должен являться главным судебным органом Организации Объединенных Наций, а все государства — члены Организации Объединенных Наций — участниками его Статута, было сочтено нецелесообразным наделять такими функциями ППМП, которая была связана с Лигой Наций, к тому времени практически прекратившей свое существование;
  • несколько государств, которые являлись участниками Статута ППМП, не были представлены в Сан-Франциско, тогда как ряд участников Конференции в Сан-Франциско не были участниками Статута ППМП (включая Соединенные Штаты Америки и Союз Советских Социалистических Республик);
  • ППМП ассоциировалась со старым порядком, в котором доминировала Европа, и считалось, что создание нового суда позволит сделать круг его участников более универсальным.

Вместе с тем в значительной мере была сохранена преемственность между ППМП и МС. Статут МС является практически идентичным статуту ППМП, как и регламенты обоих учреждений; правда, в 1978 году Суд принял пересмотренный Регламент в целях упрощения и ускорения разбирательств.

Как проходил процесс передачи полномочий от ППМП к МС?

В октябре 1945 года ППМП на своей последней сессии приняла решение о передаче своих архивов и имущества МС, который также должен был заседать во Дворце мира в Гааге. 31 января 1946 года судьи ППМП ушли в отставку и 5 февраля 1946 года Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности Организации Объединенных Наций избрали первых членов МС.

В апреле 1946 года ППМП была официально распущена и МС, собравшись на первое заседание, избрал своего Председателя судью Хосе Густава Герреро (Сальвадор), который был последним Председателем ППМП.

Произведя назначение членов своего Секретариата (в значительной степени из числа бывших сотрудников ППМП), Суд провел свое первое открытое заседание 18апреля 1946 года. Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 года. Оно касалось инцидента в проливе Корфу (Соединенное Королевство против Албании).

Подчиняются ли МС некоторые международные трибуналы?

Нет. Международный Суд является гражданским судом, наделенным конкретной компетенцией (разрешение споров между государствами и вынесение консультативных заключений органам и специализированным учреждениям ООН) и не имеющим вспомогательных органов.

Вместе с тем создание большого числа региональных судов и специализированных трибуналов с 1946 года привело к определенной неразберихе.

Международный Суд не обладает уголовной юрисдикцией и, следовательно, не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных Организацией Объединенных Наций, таких, как Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) и Международный уголовный трибунал по Руанде (МУТР), а также Международного уголовного суда (МУС).

МС также следует отличать от Европейского суда (находящегося в Люксембурге) и занимающегося исключительно делами, связанными с Европейским союзом, а также от Европейского суда по правам человека (Страсбург, Франция) и Межамериканского суда по правам человека (Сан-Хосе, Коста-Рика), которые рассматривают утверждения о нарушениях конвенций по правам человека, в соответствии с которыми они были учреждены. Эти три суда могут рассматривать дела, переданные на их рассмотрение частными лицами (против государств и других ответчиков), которые Международный Суд не может принимать к производству.

Международный Суд также отличается от специализированных международных трибуналов, таких, как Международный трибунал по морскому праву (МТМП).

МС также не является верховным судом, в котором можно обжаловать решения национальных судов; он не является высшей инстанцией для физических лиц и не является апелляционным судом, рассматривающим решение какого-либо международного трибунала. Однако он имеет право выносить решения о законности арбитражных решений по делам, в отношении которых он обладает юрисдикцией.

Какова связь между Судом и другими органами Организации Объединенных Наций, в функции которых входит поддержание мира?

Устав Организации Объединенных Наций возлагает главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности на Совет Безопасности. Совет Безопасности может расследовать любой спор и рекомендовать меры для его урегулирования с учетом того, что юридические споры должны, как правило, передаваться сторонами на рассмотрение Международного Суда.

Со своей стороны, Генеральная Ассамблея может обсуждать вопросы, касающиеся поддержания международного мира и безопасности, и выносить рекомендации.

При осуществлении своих функций как Совет Безопасности, так и Генеральная Ассамблея могут обращаться к Суду с просьбой о вынесении консультативного заключения по любому юридическому вопросу.

Кроме того, Суд может выносить решения по спорам, связанным с поддержанием международного мира и безопасности и представленным на его рассмотрение, даже если такие споры также рассматриваются Советом Безопасности или Генеральной Ассамблеей. Суд ограничивается правовыми аспектами этих споров. Тем самым он вносит особый вклад в дело поддержания международного мира и безопасности.

Дворец мира — местопребывание МС

Дворец мира, местопребывание Суда


Дворец мира, местопребывание Суда

Строившийся с 1907 по 1913 годы для Постоянной палаты третейского суда на средства, безвозмездно пожертвованные американским промышленником и филантропом Эндрю Карнеги, Дворец мира находится в парке площадью 7 га в центре Гааги.

Построенное из гранита, песчаника и красного кирпича здание, спроектированное французским архитектором Луисом Кордонье, с покатой крышей из сероватой черепицы сочетает в себе романский и византийский стили. На фасаде, перед которым находятся лужайки, расположены несколько скульптур, свидетельствующих о предназначении Дворца. Слева находится часовая башня с курантами высотой 80 метров. Находящиеся внутри деревянные скульптуры, витражи, мозаика, гобелены и предметы искусства, полученные в дар от государств, которые участвовали в двух Гаагских конференциях мира, отражают разнообразие мировых культур.

С 1946 года Суд, как и ППМП (его предшественница), занимает помещения, выделенные ему Нидерландским фондом Карнеги, который владеет и распоряжается Дворцом. В новом крыле, построенном в 1978 году за дворцом, находятся служебные кабинеты судей и совещательная комната Суда. Оно было расширено в 1997 году, в частности, для размещения возросшего числа судей ad hoc. В том же году был переоборудован чердак дворца, на котором были расположены новые служебные помещения для должностных лиц Секретариата Суда.

Дворец, в котором также находится одна из самых крупных мировых библиотек по вопросам международного публичного права (библиотека Дворца мира, которая является публичной в отличие от библиотеки Суда) и проводятся летние курсы Гаагской академии международного права, можно посещать в рабочие дни. Информацию можно получить в Фонде Карнеги
(тел.: + 31 70 302 4137).

Музей истории и деятельности Суда, а также других организаций, работающих в Дворце мира, был открыт в мае 1999 года г-ном Кофи Аннаном и судьей Стивеном М. Швебелем соответственно Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций и Председателем Суда в то время. Он находится в южном крыле здания.

Гаагский суд по правам человека - это самый известный и авторитетный международный юридический орган. Распространение его юрисдикции действует на все страны, входящие в совет Европы и ратифицировавшие Конвенцию о правах человека. Рассматривает как международные дела, так и жалобы отдельных граждан. Россияне получили возможность обращаться за помощью в этот юридический орган в 1998 году.

гаагский суд по правам человека

Как появился Гаагский суд?

Конвенция о защите прав человека в Европе была принята в 1953 году, после этого и появился Гаагский суд по правам человека. В Конвенции были не только сформулированы основополагающие права каждого гражданина, но также был оговорен особый механизм их защиты.

Сначала в этот механизм были включены три органа. Именно они, в конечном счете, несли ответственность за соблюдение обязательств, которые приняли на себя все государства-участники. Это были европейская комиссия, отвечающая за соблюдение прав человека, Европейский суд по правам человека и соответствующий комитет министров. В 1998 году Европейский суд по правам человека был объединен с комиссией.

гаагский суд по правам человека где находится

Рассмотрение жалоб

Первоначально все жалобы, которые подавались в Гаагский суд по правам человека, сначала рассматривала комиссия. Причем было неважно, кто в данном случае являлся истцом, государство или отдельный гражданин.

Комиссия принимала окончательное решение, приемлемо ли это обращение. В случае положительного решения оно передавалось в суд. Именно там оно уже рассматривалось по существу.

Если в суд жалоба не попадала, то решение по ней принимал комитет министров. После 1994 года истцы получили право самостоятельно передавать свое дело в суд, даже если в этом отказала комиссия.

В обязанности суда входит неукоснительное соблюдение норм конвенции, принятой ее участниками. Рассматриваются конкретные дела отдельных граждан, иски от группы лиц, а также неправительственных организаций. Также случается, когда истцами становятся государства, которые обвиняют другие страны в нарушении норм конвенции.

До своего реформирования в 1998 году Европейский суд вынес вердикты почти по 900 делам. В большинстве случаев истцами становились граждане. Проведенная реформа существенно повысила активность суда. За 12 лет было вынесено уже больше 12 тысяч решений. Сегодня все основные решения принимает Европейский суд по правам человека, находящийся во французском Страсбурге.

гаагский суд по правам человека адрес

Порядок подачи жалобы

Для того чтобы жалоба попала в Гаагский суд по правам человека, нужно выполнить несколько условий.

Во-первых, обращаться можно только по поводу защиты прав и свобод гражданина, которые гарантированы упомянутой конвенцией и ее протоколами. Во-вторых, принимаются жалобы, как от физического лица, так и от группы лиц, которые утверждают, что стали жертвами нарушения прав человека со стороны государства, подписавшего конвенцию.

Во всех этих случаях необязательно, чтобы заявитель являлся гражданином государства, которое входит в Совет Европы.

решения гаагского суда

Гаагский суд

При этом не следует Гаагский международный суд путать с судом по правам человека. Хоть и тот, и другой являются международными юридическими институтами, занимаются несколько разными вещами.

Из этой статьи вы узнаете, что такое Гаагский суд, где находится, в какой стране. Гаагским называют международный суд ООН, который начал свою работу еще в 1946 году. Решения Гаагского суда являются обязательными к исполнению для стран, входящих в Организацию Объединенных Наций.

Еще на первом заседании председатель генеральной ассамблеи ООН Поль-Анри Спаак отметил, что важнее этого органа нет.

Где находится Гаагский суд?

Многие задаются вопросом: если это Гаагский суд, в какой стране он находится? Орган работает в Нидерландах. В городе Гаага с населением около полумиллиона человек. Это третий по величине голландский город, в котором располагаются все крупнейшие международные правовые органы, в том числе имеющие отношение к ООН. Так что теперь, услышав название Гаагский суд, страна, в которой он находится, для вас будет известна.

Что делать, если вы хотите обратиться в Гаагский суд по правам человека? Адрес поможет вам в этом. Лучше всего сразу писать на английском, так больше шансов, что письмо дойдет. The Netherlands Hague Court of Arbitration 2. Так ваше обращение гарантированно попадет в Гаагский суд по правам человека. Где находится этот юридический институт, вы теперь осведомлены.

При этом нужно знать, что в Гааге, как правило, рассматривают дела, относящиеся к юрисдикции Организации Объединенных Наций. Непосредственно же правами человека занимается Европейский суд, находящийся в Страсбурге

гаагский международный суд

Как подать жалобу в ЕСПЧ?

Для того чтобы ваше обращение было рассмотрено, необходимо обратиться с заявлением в Европейский суд по правам человека не позднее, чем через полгода после того, как вопрос был окончательно рассмотрен компетентным государственным органом. За этим нужно строго следить, так как восстановить этот срок будет нельзя.

Будут рассмотрены только жалобы, поданные на нарушения, которые случились после того, как государство ратифицировало соответствующую конвенцию. В случае с Россией этот срок начинается с 5 мая 1998 года по сегодняшний день включительно.

Важно, чтобы ваше обращение было принято, его должны признать приемлемым. Для этого необходимо полностью исчерпать все средства защиты своих прав внутри собственного государства. Применимо для Российской Федерации, обращаться в ЕСПЧ имеет смысл только после того, как отрицательные решения получены в первой, апелляционной и кассационной инстанциях.

И, наконец, последнее, но не менее важное. Жалобы должны обязательно касаться событий, ответственность за которые несет непосредственно государство. Жалобы на организации или частные лица данный суд не принимает и не рассматривает.

Юрисдикция суда

В России юрисдикция Европейского суда по правам человека признана обязательной с 1998 года. Поэтому, если происходит любое нарушение прав человека, ЕСПЧ вправе предъявлять к государству претензии в связи с нарушениями положений конвенции и норм протоколов в отношении граждан.

После мая 1998 года они являются неотъемлемой частью правовой системы государства. При этом если они вступают в противоречия с национальными законами, то важно знать, что вердикты ЕСПЧ обладают большей силой.

гаагский суд страна

Решения ЕСПЧ

Существует несколько основных разновидностей решений, которые выносит ЕСПЧ. Всего же их более десяти видов. Однако чаще всего заявители сталкиваются лишь с некоторыми из них.

Суд может вынести решение о неприемлемости жалобы, либо выделении дела в отдельное производство, либо выносится окончательное решение по делу, так называемое постановление. Только в последнем случае ЕСПЧ признает нарушение прав человека.

Жители каких стран чаще всего обращаются в ЕСПЧ?

На данный момент в пятерку стран-лидеров по количеству обращений в Европейский суд по правам человека входят Россия, Италия, Украина, Сербия и Турция. На них приходится около 65% всех жалоб, которые поступают в ЕСПЧ. Это объясняется не только проблемами с соблюдением прав человека, которые есть в этих государствах, но и их большой численностью.

Поэтому более корректно будет обратить внимание на статистику, которая рассчитывает количество жалоб на душу населения. В этом случае из вышеперечисленных стран позиции вверху списка сохраняет только Сербия. Рядом с ней Хорватия, Молдавия и Черногория. Россия находится за пределами первой двадцатки. Реже всего в ЕСПЧ обращаются англичане, ирландцы, датчане и испанцы.

гаагский суд в какой стране

Россия и ЕСПЧ

В Европейском суде по правам человека от нашей страны работает собственный судья. На данный момент - это Дмитрий Дедов, занявший этот пост в 2012 году. Ранее он трудился в Высшем арбитражном суде. Он доктор юридических наук, выпускал монографии, посвященные конфликту интересов и юридическому методу.

Ранее его предшественниками были Владимир Туманов, в середине 90-х возглавлявший Конституционный суд России, и Анатолий Ковлер, проработавший на этом посту 14 лет. В последнее время Анатолий Иванович был советником Конституционного суда, с 2016 года входит в "Венецианскую комиссию" Совета Европы. Это консультативный орган, специализирующийся на конституционном праве. Название свое получил, так как регулярно собирается в Венеции.

При этом в России решения, выносимые Европейским судом по правам человека, неоднократно подвергались критике. В частности, политизированными некоторые решения ЕСПЧ называл министр иностранных дел Сергей Лавров. Например, глава ведомства отнес к ним дело Илие Илашку - известного молдавского и румынского политика, который участвовал в Приднестровском конфликте. Впоследствии провел 8 лет в заключении в Приднестровье.

ЕСПЧ обязал Россию выплатить ему почти 200 тысяч евро в качестве моральной компенсации. В тюрьме его вместе с соучастниками содержали, подозревая в убийствах в ходе вооруженного конфликта в начале 90-х.

В 2015 году депутаты российского парламента даже обратились с инициативой в Конституционный суд. Их интересовал вопрос, возможно ли признание постановлений ЕСПЧ противоречащими положениям российской Конституции. А значит, необязательными для исполнения.

В качестве примера приводилось дело ЮКОСА, а также процесс Гладкова и Анчугова, посвященный запрету на участие в выборах граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Постановление российского Конституционного суда гласит, что Россия может отступить от возлагаемых на нее обязательств только в том случае, если это будет единственный способ не допустить нарушения основополагающих конституционных принципов.

В данный момент в Европейский суд по правам человека продолжают обращаться большое количество россиян. Все они надеются на помощь и положительное решение своих дел.

Здание международного уголовного суда в Гааге. Фото icc-cpi.int

Международный уголовный суд - у нас в стране более известный как Гаагский трибунал - заявил, что открыл дело по военным преступлениям в Украине.

Они главным образом связаны с конфликтом на Донбассе.

Украинские власти эту новость встретили восторженно.

"Международное правосудие не быстрое, но неотвратимое. Наступит день, когда российские преступники обязательно предстанут перед судом", - написал в Twitter министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.

В тоже время, в заявлении гаагских прокуроров отдельно уточняется, что преступления были совершены "разными сторонами конфликта". То есть уже отсюда можно сделать вывод, что расследоваться будут и военные преступления по обе стороны линии фронта.

Кого судят в МУС

Для начала разберемся, что это вообще за суд и какое отношение он имеет к Украине.

Международный уголовный суд расследует дела, связанные с геноцидом, военными преступлениями, политически мотивированными убийствами - особенно в местах вооруженных конфликтов.

Также суд, расположенный в Гааге, занимается массовыми казнями, произвольными задержаниями и пытками. И политическим преследованием различных групп населения.

Среди военных преступлений суд выделяет обстрелы гражданской инфраструктуры, не имевшие военного назначения, и удары по мирному населению.

Украина до 2014 года отношения к этому суду почти никакого не имела. В 2000 году Киев обязался ратифицировать документ по присоединению к юрисдикции суда - Римский устав - но так этого и не сделал.

Ситуация изменилась после Евромайдана и аннексии Крыма. Украина собралась засудить Россию в Гааге, а для этого нужно было ратифицировать Римский устав. Тогда пошли двумя путями. Первый - через МИД Украины, который направил в Гаагу признание юрисдикции МУС, начиная с конца февраля 2014 года.

Второй - через Раду, которая обратилась к Гаагскому трибуналу с просьбой расследоваться преступления России и "ЛДНР" в Крыму.

То есть изучать преступления Украины парламент не позволил. Однако Гааге это было и не нужно - ей хватило более широких полномочий от министерства иностранных дел.

Гаага и Украина

Дискуссия о том, что под каток гаагского правосудия могут попасть и украинские ответственные лица, а также военнослужащие, началась осенью 2017 года.

Тогда Рада с подачи Порошенко рассматривала закон о реинтеграции Донбасса. Он в числе прочего позволял украинской армии воевать на Донбассе без объявления военного положения.

До этого времени ВСУ по сути нарушали Конституцию, которая не позволяет использовать армию против граждан Украины. Агитируя за этот законопроект, представитель президента Ирина Луценко заявляла, что он спасет украинских военных от Гааги.

"Юридически они, защитники Украины, будут иметь дополнительную защиту и объяснение, если, не дай Бог, Россия захочет воспользоваться Гаагским трибуналом и запугивать наших военных, как это делалось в Грузии, то принят этот документ и принято определение, что войска должны быть, потому что мы самообороняемся", - заявляла Луценко.

Парламент этот закон тогда принял. Однако по факту это мало что изменило: основной вал подсудных Гааге инцидентов произошел в 2014-2015 годы - во время активной фазы войны и еще до принятия этого закона.

Прошло чуть более года, и МУС объявил, что ведет предварительное следствие по Украине. В отчете говорилось, что основных направления три: Майдан, Крым и Донбасс.

По востоку Украины Гаагский суд признал гибридный характер конфликта. Но не в том смысле, в котором это слово употребляют украинские власти (военные + дипломатически-информационные мероприятия России), а как смесь гражданского конфликта с международным.

Суд утвердил, что война Киева с "ДНР" и "ЛНР" имеет признаки немеждународного вооруженного конфликта. Но также в Гааге зафиксировали моменты прямых столкновений украинских и российских войск.

Всего речь шла о 1200 преступления, совершенных на территориях Украины - как подконтрольных, так и нет. Среди них - артобстрелы густонаселенных районов, похищения людей и пытки в местах лишения свободы. МУС заявил, что в своей работе пользуется отчетами ООН по нарушению прав человека, где данные преступления детально описаны.

"Страна" уже анализировала эти отчеты. В них детально рассказывается не только о действиях российской власти в Крыму и сепаратистов - но и преступлениях украинских силовиков и СБУ.

Последний такой доклад вышел в мае 2020 года. В нем говорилось, что обстрелы на Донбассе не прекращаются и при новом президенте Владимире Зеленском. Причем более 80% пострадавшего от них мирного населения - жители неподконтрольных территорий.

В докладе также приводятся свидетельства пленных, которых обменяли при Зеленском: те, кто вернулся из "ДНР" и "ЛНР", говорят об издевательствах со стороны местных силовиков. А выданные Украиной жалуются на пытки от рук СБУ. Также в ООН выяснили, что жителей Донбасса, которые хотят вернуться в Украину по программе СБУ "Тебя ждут дома", задерживают и пытают с целью взять на себя вину в службе сепаратистам.

И многое другое.

То есть у Гааги потенциально может быть очень много фактов для расследования.

Что произошло вчера?

11 декабря 2020 года прокурор Гаагского трибунала Фату Бенсуда заявила, что предварительная экспертиза по Украине окончена. И начинается официальное расследование преступлений на территории страны.

"В Украине был совершен широкий спектр деяний представляющих собой преступления, подпадающих под юрисдикцию Суда, таких как военные преступления и преступления против человечности", - говорится в заявлении Бенсуды.

прокурор МУС по Украине

Прокурор МУС по Украине Фату Бенсуда

Прокурор по Украине работает на своей должности уже девять лет. Начинала Фату Бенсуда консультантом в процессе по геноциду в Руанде. Сама она родом из африканской страны Гамбии, где была генеральным прокурором.

Но вернемся к Украине.

Расследуются три категории уголовных деяний:

- во время боевых действий,

- при взятии под стражу и содержании в тюрьмах,

При этом, речь идет о преступлениях, совершенных "всеми сторонами конфликта".

"Мы выявили, что эти преступления, совершенные разными сторонами конфликта, также были достаточно серьезными для проведения расследования", - говорится в заявлении Фату Бенсуды.

В том числе МУС заявил, что учитывал и дела, которые завела Россия относительно Украины.

Москва, напомним, открывала производства по поводу многих эпизодов - от сожжения людей в одесском Доме профсоюзов до подрыва ЛЭП на границе с Крымом и тому подобных инцидентов.

Впрочем, гаагский трибунал будет расследовать дела по Украине параллельно следствию в Киеве или Москве. Следующий шаг здесь - обращение к судьям предварительного следствия МУС, которые должны дать прокурору санкцию на официальное расследование.

Пока непонятно, какие именно преступления будет расследовать Гаага. Но если следствие будет опираться на отчеты Верховного комиссара ООН по правам человека (а это ранее анонсировалось), то там перечислены десятки инцидентов, связанных с беспределом с обоих сторон.

Читайте также: