Прокурор края обратился в суд с заявлением о ликвидации и запрете деятельности

Обновлено: 06.05.2024

Верховный суд РФ представил обзор практики рассмотрения судами споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции. Этот документ утвержден 30 ноября Президиумом ВС.

Обобщение подготовлено по результатам анализа применения судами в 2014-2016 гг. законодательства о противодействии коррупции при разрешении споров, касающихся привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

В частности, Верховный суд отмечает, что заявление прокурора об установлении факта наличия конфликта интересов или возможности его возникновения, связанное с разрешением спора о праве на прохождение государственной или муниципальной службы, подлежит оставлению судом без рассмотрения.

Прокурор обратился в суд с заявлением об установлении факта наличия возникшего конфликта интересов или возможности его возникновения, стороной которого является муниципальный служащий – первый заместитель главы администрации муниципального района Ч.

Суд первой инстанции (с ним согласился суд апелляционной инстанции) удовлетворил заявление прокурора, установил факт наличия возникшего конфликта интересов и возможности его возникновения, указав, что Ч. не приняла мер по недопущению возникновения конфликта интересов, письменного уведомления работодателю о возникшем конфликте интересов не представила.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ не согласилась с судебными постановлениями судов первой и апелляционной инстанций исходя из следующего.

В соответствии с положениями ст. 11 названного федерального закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомлять об этом в письменной форме своего непосредственного начальника. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Данные меры могут состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 262, ст. 264, 265 Гражданского процессуального кодекса РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или невозможности восстановления утраченных документов.

В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов (ст. 267 ГПК РФ).

В силу ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Таким образом, из приведенных выше положений федерального закона следует, что суды могут принимать заявления об установлении фактов и рассматривать их в порядке особого производства, если установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду.

Обращаясь в суд с заявлением об установлении факта наличия возникшего конфликта интересов, стороной которого является муниципальный служащий Ч., прокурор сослался на то, что личная заинтересованность Ч. может повлиять на объективное исполнение ею должностных обязанностей первого заместителя главы администрации муниципального района. Ч. не приняла мер по недопущению возникновения конфликта интересов, письменного уведомления работодателю о возникшем конфликте интересов не представила. Данные действия являются правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Ввиду изложенного Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ отменила вынесенные по делу судебные постановления и оставила заявление прокурора без рассмотрения (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 29 сентября 2015 года № 71-КГ15-10).

Обращение прокурора в суд с заявлением является одной из наиболее эффективных форм прокурорского реагирования при выявлении нарушений и применяется наряду с иными мерами прокурорского воздействия (протест, представление, предостережение).

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор активно использует предоставленное ему право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Однако такое заявление может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Таким образом, положения данной статьи нацелены в первую очередь на обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных, многодетных, несовершеннолетних и т. д.), имея в виду, что указанные лица по объективным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

Прокурор в силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), вовлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Исковое заявление, также может быть предъявлено прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При этом, независимо от того в чьих интересах предъявлен иск, прокурору необходимо обосновать, в чем конкретно заключаются интересы, какое право нарушено.

Прокурор всегда выступает в гражданском процессе как самостоятельный его участник. Прокурор является представителем государства и защищает публичные интересы.

Прокурор не может быть стороной в процессе, так как не имеет в деле материально-правовой заинтересованности и на него не распространяется сила судебного решения; к нему не может быть предъявлен встречный иск. Прокурор также не может быть и судебным представителем стороны или третьего лица. Представитель всегда выступает в защиту интересов представляемого, а прокурор, даже если он предъявляет иск в порядке ст. 45 ГПК РФ, выступает в защиту интересов закона и совершенно независим от того лица, в интересах которого подает заявление.

Предъявив иск, прокурор должен участвовать в рассмотрении дела в суде. Личное участие прокурора поможет не только лучше обосновать предъявленное требование, но и обеспечить строгое соблюдение процессуальных и материальных законов в ходе рассмотрения и разрешения дела. По делам, возбужденным прокурором, обязательно извещается и вовлекается в процесс в качестве истца то лицо, в интересах которого предъявлен иск.

Исковое заявление прокурора должно отвечать всем требованиям ст. 131 ГПК РФ.

Прокурор, предъявивший иск, пользуется всеми процессуальными правами, несет все процессуальные обязанности истца: он может знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предъявлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время разбирательства дела и по существу дела в целом, обжаловать судебные постановления.

В то же время прокурор не вправе заключить мировое соглашение, он не несет судебных расходов. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает лицо, в защиту интересов которого предъявлен иск, права требовать продолжения процесса (ч. 2 ст. 45 ГПК РФ). Если истец отказывается от иска, суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц. Это соответствует тому положению, что прокурор не имеет материально-правового интереса и не вправе им распоряжаться.

С 1 октября 2019 года вступили в силу изменения в процессуальное законодательство, связанные с институтом групповых исков. Федеральный закон от 18 июля 2019 г. № 191-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения в главу 28.2. Арбитражного процессуального кодекса (далее АПК) и главу 22.3 Гражданского процессуального кодекса (далее- ГПК). В частности в ГПК рассмотрение дел о защите прав и законных интересов группы лиц появилось впервые.

В случае нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, появилось право обратиться в суды, что дает возможность получить более эффективную защиту своих интересов.

Однако, право на обращение в суд с групповым иском не освобождает от необходимости доказывания факта причинения вреда, доказывания причинно-следственной связи, необходимости активно отставить свои права и представлять доказательства.

Что полезно, знать об изменениях в законодательстве гражданам для защиты права на благоприятную окружающую среду и здоровую экологическую обстановку.

Что такое групповой иск?

Групповой иск это одна из форм судебного процесса, в которой группа людей коллективно подаёт иск в суд к ответчику.

Признаки, при наличии которых может быть подан групповой иск: единый ответчик; общие или однородные требования; схожие фактические обстоятельства; одинаковый способ защиты прав (устранить причиненный вред, произвести компенсацию за потерю здоровья).

Минимум 5 заявителей в при обращении в Арбитражный суд или 20 заявителей с Суд общей юрисдикции. Сроки рассмотрения таких дел составляют до 8 месяцев.

Подавать иск необходимо по месту нахождения причинителя вреда. Если это юридическое лицо, то сведения о его регистрации содержат публичные источники.

Можно ли присоединиться к уже поданному группой иску?

Присоединиться к группе можно направив в письменной форме заявление о присоединении к требованию лица, подавшему исковое заявление. Либо обратиться с заявлением о присоединении к требованиям лиц непосредственно в суд, где рассматривается дело. Либо подать в электронном виде путем заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда.

Важно знать, что присоединение к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц возможно до перехода суда к прениям.

Порядок участия в деле по групповому иску

В связи с тем, что для данной категории дел не предполагается участие всех членов группы, соистцы делегируют задачу представлять интересы группы одному из своих членов.

При этом, каждый член группы имеет право: ознакомиться с материалами дела, сделать выписки, снимать копии; подавать ходатайства в суде о замене лица, которое ведет дело в интересах группы лиц; присутствовать в судебных заседаниях, в том числе если оно объявлено закрытым; отказаться от поданного им заявления о присоединении к требованию.

В групповых исках отсутствует необходимость в нотариальном удостоверении доверенности на представление интересов, достаточно наличие заявления доверителей. К представителю группы не предъявляется никаких квалификационных требований (таких как наличие высшего юридического образования или ученой степени по юриспруденции).

Кто понесет судебные расходы?

По общим правилам судебные расходы, в том числе госпошлину должен оплачивать тот, кто представляет всю группу. Также имеется возможность заключить соглашение о судебных расходах и предусмотреть, что все расходы истцы несут пропорционально.

Можно ли подать отдельный иск, при наличии группового?

Производство по делу лица, обратившееся с самостоятельным иском, не воспользовавшегося правом присоединиться к требованию о защите прав и законных интересов группы лиц, приостанавливается судом до вступления в законную силу решения суда по делу о защите прав и законных интересов группы лиц. В зависимости от решения, принятого по групповому иску, суд по самостоятельному иску либо отказывает, либо удовлетворяет требования заявителя.

Что нужно указать в заявлении?

По экологическим правонарушения предметом исковых требований являются отдельные объекты окружающей среды – вода, земля, леса и иная растительность, животный мир, недра, атмосферный воздух, которым был причинен вред.

Виды совершаемых экологических правонарушений: загрязнение окружающей среды; нерациональное использование природных ресурсов; порча, повреждение, уничтожение природных объектов; причинение вреда животному миру, угроза и причинение вреда здоровью; истощение природных ресурсов; деятельность, подвергаемая опасности людей и животный мир.

Предмет доказывания и основания для иска.

Наличие вреда окружающей среде, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственная связь между такими действиями и возникновением вреда у заявителя.

В качестве основания для иска можно привести такие как сокрытие информации либо предоставление несвоевременной и недостоверной информации о состоянии окружающей среды; отказ в предоставлении такой информации, повлекший ущерб имуществу и здоровью потерпевшего.

Что в итоге?

Возмещение вреда, может осуществляться с учетом утраченного потерпевшим заработка (дохода), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенных расходов, вызванных потерей здоровью, повреждения имущества, в том числе расходов на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств и других расходов.

Вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан, причиненный в результате деятельности оказывающей негативное воздействие на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.

Право на моральный вред

Вред, причиненный здоровью граждан в вызванный в результате негативного воздействия на окружающую среду, является основанием для компенсации морального вреда.

Разрешая вопрос о компенсации морального вреда, необходимо привести доказательства причинения вреда потерпевшему, какими действиями (бездействиями) ответчика ущерб был нанесен, также нужно указать какие нравственные и физические страдания были понесены потерпевшим, в какой сумме потерпевший оценивает их компенсацию.

Установление судом степени нравственных и физических страданий основывается на фактических обстоятельствах дела и индивидуальных особенностях потерпевшего (статья 1100 ГК РФ).

Формирования Общественной палаты

Право прокурора на обращение в суд с иском в интересах граждан



Обращение прокурора в суд с исковым заявлением является одной из наиболее эффективных мер прокурорского реагирования при выявлении нарушений.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Прокурор активно использует предоставленные ему полномочия на обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Из смысла закона следует, обращение в прокуратуру о предъявлении иска в суд в интересах гражданина должно содержать конкретные причины, почему заявитель не может сам обратиться в суд. В подтверждение данного обстоятельства должны быть предоставлены соответствующие документы (о возрасте, состоянии здоровья и иные доказательства, подтверждающие уважительность причин невозможности обращения в суд самостоятельно).

Однако, при обращении в прокуратуру за защитой прав в сфере трудовых (служебных) отношений или других нарушенных социальных прав, гражданину не нужно представлять доказательства невозможности самостоятельного обращения за судебной защитой.

Немаловажным моментом является то обстоятельство, что при предъявлении прокурором иска в суд, как на прокурора, так и на самих граждан распространяются установленные законом сроки исковой давности и процессуальные сроки для обращения за защитой в суд. То есть обращение граждан к прокурору не должно выходить за пределы сроков исковой давности, процессуальных сроков; либо при обращении к прокурору должны быть представлены доказательства уважительности причин пропуска таких сроков.

Иначе прокурор лишается возможности защиты в судебном порядке нарушенных прав граждан по причине истечения установленных законом сроков для обращения в суд.

Если считаете, что Ваши права нарушены и не знаете, как их защитить самостоятельно, можете обратиться в органы прокуратуры, и при наличии правовых оснований прокуратурой будут приняты меры по восстановлению прав, в том числе, путем подачи искового заявления в суд.

Половая свобода и половая неприкосновенность являются частью гарантированных Конституцией РФ прав и свобод личности.

Конституция Российской Федерации статьей 38 провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства

С 1 января 2021 года вступают в силу новые Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Постановление издано в цел

© 2022 Официальный сайт Кушвинского городского округа

Общие положения
Муниципалитет

Полная карта органов власти Свердловской области

  • Президент России
  • Государственная дума Федерального Собрания РФ
  • Портал государственных услуг
  • Национальный антитеррористический комитет
  • Полномочный представитель Президента в Северо-Кавказском федеральном округе

  • Правительство Российской Федерации
  • Председатель Правительства Российской Федерации
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

  • Министерство финансов Свердловской области
  • Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
  • Министерство промышленности и науки Свердловской области
  • Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
  • Министерство социальной политики Свердловской области

  • Уполномоченные по правам предпринимателей РФ
  • Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области
  • Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области
  • Счетная палата Свердловской области
  • Избирательная комиссия Свердловской области


Муниципальное образование "Село Майя"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Защита прокурором жилищных прав граждан в судебном порядке

Защита прокурором жилищных прав граждан в судебном порядке

В Российской Федерации каждому гарантируется право на жилище, которое получило международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий обеспечения права на достойный жизненный уровень.

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав.

О защите прокурором жилищных прав граждан в судебном порядке – интервью с прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры республики юристом 1 класса Вадимом Никоновым

Вадим Владимирович, каким образом органы прокуратуры защищают нарушенные жилищные права граждан?

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ органы прокуратуры могут обратиться в суд в защиту интересов граждан с исковым заявлением с требованием о восстановлении нарушенных прав и принимают участие по делам обаятельной категории.

Также прокурор принимает участие по делам о выселении и признании утратившим право пользования жилым помещением.

Получается, если к вам обратился гражданин и по результатам проведенной проверки будет установлено нарушение его жилищных прав, то прокуратура обращается в его интересах в суд?

Да, например, прокуратурой г. Якутска по результатам проведенной проверки защищены права заявителя на обеспечение жильем вне очереди в связи с имеющимся хроническим заболеванием, входящим в перечень при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Решением Якутского городского суда требования прокуратуры удовлетворены заявителю предоставлено жилье по договору социального найма. Таким образом, гражданам, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, жилое помещение должно быть предоставлено вне очереди.

Бывают ли случаи, когда по результатам проверки установлено, что жилое помещение непригодно для жилья?

Да, такие случаи бывают, приведу следующий пример. По результатам проведенной прокуратурой проверки по обращению гражданина установлено, что многоквартирный дом, в котором он проживает на основании заключения межведомственной комиссии признан аварийным и подлежащим сносу.

С момента признания указанного дома аварийным состояние квартиры ухудшилось, дальнейшее проживание в данной квартире стало представлять угрозу для жизни и здоровья, что подтверждалось актом Управления Государственного строительного и жилищного надзора по РС (Я).

Вместе с тем, администрацией муниципального образования жилое помещение гражданину не предоставлялось, меры по расселению многоквартирного дома не приняты, что нарушало права гражданина и членов его семьи на благоприятные и безопасные условия проживания.

В данном случае согласно действующему законодательству, если помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

По каким жилищным делам прокурор вступает в судебный процесс для дачи заключения?

В рамках реализации полномочий, предусмотренных ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор по жилищным правоотношениям вступает в процесс для дачи заключения по следующим делам:

— о признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением;

— о принудительном изъятии жилого помещения для муниципальных нужд.

Орган прокуратуры обеспечивает участие по данным делам, поскольку принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных конституционных принципов. Указанный принцип предполагает, что никто не может быть выселен из жилого помещения или ограничен в праве пользования им иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством, поэтому участие прокурора, как органа надзирающего за исполнением законодательства и стоящего на страже прав и законных интересов граждан является необходимым.

Какие трудности возникают при рассмотрении данных дел, какие ошибки совершают граждане?

Например, истец обратилась в суд к бывшему супругу с иском о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии его с регистрационного учета, мотивируя свои требования тем, что она является нанимателем жилого помещения. Ответчик с 2008 года в указанной квартире не проживает по причине расторжения брака, забрал личные вещи, общее совместное хозяйство не ведут, коммунальные услуги не оплачивает.

Решением суда требования удовлетворены.Однако судом первой инстанции не принято во внимание, что ответчик добровольно от права пользования спорным жилым помещением не отказывался, его не проживание носило временный, вынужденный характер и не могло рассматриваться как отказ от прав на жилое помещение, в которое он был вселен в установленном законом порядке. При апелляционном пересмотре решения суда первой инстанции отменено в соответствии с заключением прокурора.

В данном случае необходимо исходить, что признание утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма возможно только при добровольном выезде.

Также необходимо отметить, что по делам о выселении бывшего члена семьи, отказавшегося от участия в приватизации, за ним сохраняется право постоянного (бессрочного) пользования жилым помещением. Данному гражданину предоставляется право пользования жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между ними. Выселение данного гражданина возможно только в случае невозможности проживания в одном жилом помещении (систематическое нарушение прав и законных интересов соседей или бесхозяйственное обращение с жилым помещением, допущение разрушения дома).

По делам о выселении, где истцом является собственник жилого помещения, в случае удовлетворения требований о выселении бывшего члена семьи, суд вправе решить вопрос о возможности сохранения за ним права пользования жилым помещением на определенный срок независимо от предъявления им встречного иска об этом при установлении следующих обстоятельств:

— отсутствие у бывшего члена семьи собственника жилого помещения оснований приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением (то есть у бывшего члена семьи собственника не имеется другого жилого помещения в собственности, отсутствует право пользования другим жилым помещением по договору найма; бывший член семьи не является участником договора долевого участия в строительстве жилого дома, квартиры или иного гражданского правового договора на приобретение жилья и др.);

— отсутствие у бывшего члена семьи собственника возможности обеспечить себя иным жилым помещением (купить квартиру, заключить договор найма жилого помещения и др.) по причине имущественного положения (отсутствует заработок, недостаточно средств) и других заслуживающих внимания обстоятельств (состояние здоровья, нетрудоспособность по возрасту или состоянию здоровья, наличие нетрудоспособных иждивенцев, потеря работы, учеба и т.п.).

Какие решения принимаются по исковым заявлениям администраций муниципальных образований о принудительном переселении граждан из аварийного жилья в другое жилое помещение?

В случае если жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу и если земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, то в силу ст. 32 Жилищного кодекса РФ собственникам изымаемых жилых помещений может быть предоставлено равноценное жилье или выкупная стоимость жилья.

Следует учитывать, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Кроме того, имеется судебная практика по вопросу определения выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Так, для разрешения спора между сторонами по вопросу о рыночной стоимости жилого помещения судом может быть назначена экспертиза.

При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок, также необходимо учитывать, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме ( часть 1 статьи 36 ЖК РФ, пункт 1 статьи 290 ГКРФ).

В случае если жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, в котором проживают граждане на основании договора социального найма, то им взамен аварийного жилое помещение может быть предоставлено, если они состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях. При этом им должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение.

Читайте также: