Привлечение к ответственности судебного пристава за неисполнение решения суда

Обновлено: 28.05.2024

Работа судебных приставов может вызывать недовольство с двух сторон. Должники сетуют на незаконные методы работы и повсеместное нарушение их прав. Со стороны взыскателя нередко кажется, что приставы работают слишком медленно или вовсе бездействуют.

💡 Законодательство, регулирующее работу судебных приставов

Права и ответственность судебных приставов-исполнителей опирается на несколько ФЗ, в числе которых:

В ст. 12 ФЗ-118 устанавливаются права и обязанности приставов-исполнителей, в ст. 13 указывается на необходимость недопущения ущемления прав и интересов граждан.

Процедура подачи жалобы в досудебном порядке (в частности, сроки совершения определенных действий, форма и содержание жалобы, сроки рассмотрения и порядок передачи) опирается на п. 1 ст. 36, 123, 124, 126 ФЗ-229.

👇 Причины бездействия судебных приставов

Результативность ФССП в части взыскания задолженности составляет всего около 15%, несмотря на доступный приставам комплекс законных инструментов для воздействия на должников. Одна из причин – халатное отношение к своим обязанностям в рамках исполнительного производства и бездействие.

В числе фактов, указывающих на бездействие судебного пристава, можно отнести:

  • игнорирование своих должностных обязанностей;
  • необоснованное отклонение просьбы заявителя о предъявлении документов о ходе исполнительного производства;
  • применение мер, которые дискриминируют интересы и права граждан;
  • нарушение установленных сроков по взиманию долга;
  • наложение ареста на собственность дебитора вопреки желанию добровольно погасить долг.

Судебные приставы зачастую не справляются должным образом со своей работой по ряду причин, среди которых:

  1. Неукомплектованность штата, недостаток персонала: на одного сотрудника приходится слишком много исполнительных производств, выполнить возложенный объем работы нереально (в среднем – 3700 дел на каждого пристава).
  2. Высокая текучка кадров. Часто случается, что исполнительное производство начинает один пристав, через месяц оно передается второму и так далее.
  3. Низкая квалификация приставов. Высококвалифицированные кадры не соглашаются работать с повышенной ответственностью из-за низкой зарплаты.
  4. Низкая оплата, отсутствие стимулов качественно исполнять работу. Должники уплачивают исполнительский сбор за взыскание долга ФССП, но это не премиальные приставам: все деньги уходят в федеральный бюджет.

Указанные причины не являются уважительными и не снимают с пристава ответственности за бездействие.

❗ Что же делать взыскателю

На основании ст. 50 ФЗ-229 граждане вправе обжаловать бездействие приставов в отношении взыскания долгов, в том числе задолженности по алиментам. Для этого предусмотрены судебный и досудебный механизмы. Обжалованию со стороны заинтересованного лица могут подлежать:

  1. Бездействие приставов: непринятие мер по взысканию задолженности, неиспользование имеющихся в арсенале механизмов по взысканию долга.
  2. Беспричинное затягивание должностными лицами исполнительного производства.

Перед подачей жалобы стоит записаться на прием к приставу-исполнителю и попросить предоставить информацию о ходе исполнительного производства. Пристав обязан предоставить полный отчет взыскателю: какие меры ФССП уже приняла, и каков результат. Это позволит понять, какие нарушения допустил пристав и можно ли обжаловать халатное отношение к должностным обязанностям.

Так, судебный пристав в течение двух месяцев должен предпринять ряд мер в рамках исполнительного производства для взыскания задолженности:

В распоряжении пристава также дополнительные механизмы для принуждения должника к погашению долга: это запрет на выезд за пределы РФ, изъятие транспортного средства и пр.

Отсутствие мер по взысканию долгов можно рассматривать, как бездействие. Стоит учесть, что если пристав использовал комплекс мер воздействия на должника, но взыскать ничего не вышло из-за отсутствия у того имущества для взыскания, то данный факт нельзя рассматривать, как бездействие.

А если пристав мог совершить определенные действия, но в силу разных обстоятельств их не совершил, то за это ему грозит наказание. Например, пристав наложил взыскание на зарплату должника, но не предпринял действия для выявления имущества.

Подача жалобы в досудебном порядке

На основании Главы 18 ФЗ-229 жалоба на бездействие службы судебных приставов подается в течение 10 дней после непринятия соответствующего решения или определенных мер либо установления факта бездействия.

Пропущенные 10-дневные сроки для передачи жалобы могут быть восстановлены при условии подачи соответствующего ходатайства заявителем и последующего признания причин для пропуска уважительными (болезнь, командировка и пр.).

Служба судебных приставов имеет свою иерархию, которую нельзя не учитывать. Жалоба в досудебном порядке передается в порядке подведомственности:

  1. Жалоба на бездействие судебного пристава передается старшему приставу.
  2. На старшего пристава – главному приставу субъекта РФ.
  3. На заместителя или главного пристава в регионе – главному приставу РФ.

Также пожаловаться можно по телефону горячей линии ФССП. Вплоть до принятия решения о жалобе лицо может ее отозвать.


Фото: Moscow Live

Разъяснения в пользу должников по исполнительному производству дал Верховный суд РФ в новом 157-страничном обзоре судебной практики, четвертом за 2018 год (читайте о документе также на Legal.Report здесь).

На исполнении у судебного пристава-исполнителя находилось исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного по первому делу между должником и взыскателем, с предметом исполнения – взыскание задолженности по лизинговым платежам. В постановлении о возбуждении исполнительного производства установлен пятидневный срок со дня получения этого постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В рамках рассмотрения другого дела между должником и взыскателем арбитражный суд утвердил мировое соглашение и прекратил производство по делу. По условиям мирового соглашения задолженность по лизинговым платежам по первому делу учтена в расчетах сторон по другому делу, в связи с чем решение суда по первому делу исполнению не подлежит.

Помимо того, должник и взыскатель обратились в арбитражный суд с заявлением об утверждении мирового соглашения в рамках первого дела, которое было удовлетворено.

На основании заявления взыскателя об отзыве исполнительного листа судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю. Однако в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения в постановлении, судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и возбуждено соответствующее исполнительное производство.

Должник обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, размер подлежащего взысканию исполнительского сбора уменьшен, в остальной части в удовлетворении требований отказано.

Судебная коллегия Верховного суда РФ отменила названные судебные акты и удовлетворила требования должника по следующим основаниям.

Вместе с тем, поскольку штрафное взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, толкование и применение положений законодательства об исполнительном производстве, регулирующих взимание исполнительского сбора, должно осуществляться судами с учетом критерия соразмерности (пропорциональности), вытекающего из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, и не должно приводить к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению свободы предпринимательства и права собственности, что, в силу ст. 34 (ч. 1), ст. 35 (чч. 1–3) и ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, недопустимо.

Это означает, что взимание исполнительского сбора как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Реализация права на мирное урегулирование спора в течение пятидневного срока добровольного исполнения требований исполнительного документа является объективно невозможной, поскольку ч. 4 ст. 141 АПК РФ допускает рассмотрение судом вопроса об утверждении мирового соглашения, заключаемого в процессе исполнения судебного акта, в срок, не превышающий месяца со дня поступления в суд заявления о его утверждении.

Однако обязанность добровольного исполнения требования исполнительного документа не может противопоставляться праву сторон исполнительного производства на урегулирование спора на основе взаимных уступок путем заключения мирового соглашения.

Тем более в ситуации, подобной рассматриваемому спору, когда задолженность взыскателя перед должником, являвшаяся предметом параллельных судебных разбирательств, завершившихся заключением мирового соглашения, во много раз превосходила долг должника перед взыскателем по настоящему делу. Иное бы означало, что исполнительский сбор взимается вопреки взаимным интересам взыскателя и должника, а также вопреки публично-правовой цели этой меры ответственности.

Соответственно, если требование исполнительного документа не исполнено в связи с реализацией законного права на урегулирование спора посредством заключения мирового соглашения, впоследствии утвержденного судом, такое поведение должника не может расцениваться как нарушающее законодательство об исполнительном производстве.

Исходя из положений ч. 7 ст. 141 АПК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 43 Федерального закона № 229-ФЗ, утверждение судом мирового соглашения, заключенного в процессе исполнения судебного акта, влечет прекращение его исполнения, является основанием для прекращения исполнительного производства и, применительно к п. 1 ч. 10 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ, исключает возможность вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, возбуждения соответствующего исполнительного производства (определение № 305-КГ17-23457).

В организацию пришел исполнительный лист на сотрудника. Какова ответственность работодателя в случае неисполнения требований исполнительного листа и сроки наступления административной ответственности?

Ответ:

Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника.

При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях.

О новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю.

ст. 98, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об исполнительном производстве"

Нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя, -

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 57-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

ст. 17.14, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015)

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

ст. 4.5, "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.07.2015)

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, необходимо учитывать, что КоАП РФ предусматривает единственный случай приостановления течения этого срока. Таким случаем является удовлетворение ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, когда время пересылки дела не включается в срок давности привлечения к административной ответственности. В силу части 5 статьи 4.5 КоАП РФ течение названного срока приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства этого лица судья не должен выносить какой-либо процессуальный документ о приостановлении течения срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку это не предусмотрено КоАП РФ.

Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, следует также учитывать, что КоАП РФ не предусматривает возможности перерыва данного срока.

По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.

Подборка материалов:

"Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов" (утв. ФССП России 19.06.2012 N 01-16)

Разъяснение дано в рамках услуг "ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ" консультантом по правовым вопросам ООО НТВП "Кедр-Консультант" Макшаковым Игорем Борисовичем, июль 2015 г.

Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, муниципальным служащим, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Комментарии к ст. 315 УК РФ

1. Объект - нормальная деятельность органов и учреждений, обеспечивающих исполнение приговора, решения или иного судебного акта.

Вступившие в законную силу решения суда обязательны для всех государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение их препятствует реализации задач правосудия, исключает возможность возмещения ущерба, восстановления нарушенного права, влечет освобождение осужденного или ответчика от несения последствий приговора или решения суда.

2. Круг судебных актов, о которых идет речь в комментируемой статье, намного уже, чем указано в ст. 305 УК. Так, не подпадают под признаки рассматриваемого состава преступления решения суда, определяющие движение дела: определения о приостановлении дела, оставлении искового заявления без движения, отложении разбирательства дела и т.п.

3. Объективная сторона выражается в злостном неисполнении либо в воспрепятствовании исполнению вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта.

Неисполнение виновным указанных процессуальных актов представляет собой, как правило, бездействие должностного лица по реализации судебного решения. Однако оно может совершаться и путем действия. Бездействуя, должностное лицо не выполняет предписаний процессуального акта: не увольняет с должности или не прекращает деятельности, замещение которой и занятие которой осужденному запрещены приговором суда на определенный срок, оставляет без движения исполнительный лист о взыскании денежных сумм со своего подчиненного, о возврате имущества, суммы штрафа, не допускает к работе восстановленного судом работника. Во втором случае должностное лицо совершает действия, которыми нарушает запреты, содержащиеся в процессуальных актах: несмотря на лишение судом права занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью, принимает осужденного на работу на такую должность или для осуществления такой деятельности.

Воспрепятствование исполнению приговора суда, решения суда или иного судебного акта проявляется только в действиях, направленных на то, чтобы помешать исполнению судебных решений. Например, переименование должности, которую лицо по приговору суда не может замещать, с сохранением тех же функциональных обязанностей работника.

Злостность проявляется либо в продолжительном неисполнении приговора, решения или иного судебного акта, либо в совершении данных действий, несмотря на неоднократные требования соответствующих органов.

4. Преступление относится к числу длящихся, имеет формальный состав, считается оконченным с момента неисполнения указанных в законе процессуальных актов либо воспрепятствования их исполнению.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотивы преступления на квалификацию содеянного не влияют. Ими могут быть личные отношения, интересы службы и т.п.

6. Субъект преступления - представитель власти, государственный служащий, служащий органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, сотрудник коммерческой или иной организации.

blank

17.03.18

blank

blank

61

blank
blank

blank

Вообще интересные люди, кто работает в этой службе (не все конечно, но бывают индивидуумы). Знаю не по наслышке, часто сталкивался с незнанием закона людей, которые исполняют этот самый закон. Парадоксально не правда ли? Такова реальность и от этого никуда не деться. Ваша задача — быть на чеку и не давать расслабляться сотруднику, контролировать каждый шаг и тогда результат не заставит себя ждать. В общем сегодня поговорим о том, как правильно обжаловать действия должностных лиц. Кстати я не просто юрист, а юрист некоторое время отслуживший в системе. Кое — какой опыт накопил и планирую поделиться с Вами друзья. Начинаем!

Главный принцип — законность!

Человек принимая решения в повседневной жизни, связан не только моралью, но и законом. Находясь в социуме человек подчиняется определенным правилам и нормам. Таким образом наши решения зависят не только от нашего сознания (немного философии, дальше поймете к чему). Закон призван создать четкие правила для участников общественных отношений. Будут правила, значит будет порядок, а если будет порядок значит будет результат.

Каждое действие сотрудника выражаются в принимаемых им постановлениях (он весьма ограничен в своих действиях). Каждое вынесенное постановление должно быть законным и обоснованным при определенных обстоятельствах в рамках исполнительного производства.

Пример: как нельзя делать!

Что делать, если сторона не согласна с вынесенным постановлением и считает его незаконным? Значит пришло время принимать решение о подачи жалобы!

Куда лучше обращаться? Распространенные ошибки.

Заявление можно подать в три инстанции на выбор:

Жалоба на пристава в суд. Составляем административное исковое заявление

Составляем административное исковое заявление и приобщаем доказательства. При составлении потребуется определиться с подсудностью. Иск направляйте в суд общей юрисдикции (арбитражный для организаций) на территорию которого распространяются полномочия работника. Пример: я планирую подать жалобу на лицо, осуществляющее трудовую деятельность в ОСП по Калининскому району г. Энска. Заявление я буду направлять (как физическое лицо) в Калининский районный суд г. Энска. Но бывает что в одном производстве есть исполнительные документы выданные разными инстанциями — общей юрисдикции и арбитражным. Встает вопрос куда направлять заявление? Судебная практика четко разграничивает полномочия судов в рассматриваемом случае. Дело должно рассматриваться судом общей юрисдикции. А мировые вообще не вправе рассматривать споры подобной категории. Помощь по кредитным делам в Челябинске.

  • Административное исковое заявление должно содержать следующие данные:
  • Наименование судебного органа (указывается в верхней правой части);
  • Адрес (строчкой ниже);
  • Сведения о подателе заявления (ФИО полностью, адрес);
  • Сведения об административном ответчике, заинтересованных лицах, адреса;
  • Информация о ходе производства;
  • Незаконные действия по мнению заявителя (к примеру незаконно снят арест с имущества);
  • Ссылки на нормы действующего законодательства;
  • Просительная часть (прошу признать действия незаконными, отменить постановление о наложении ареста на имущество должника).

Друзья, предлагаю более детально разобраться в вопросе, для Вас я подготовил примерные образцы жалобы. Я не запрещаю пользоваться материалами с этой страницы, но при копировании на другие ресурсы интернета, прошу указывать ссылку на мой сайт.

Не забудьте привлечь Управление службы по региону и сторону в качестве заинтересованного лица, ведь в их обязанности входит контроль за трудовой деятельностью рядовых сотрудников. Административному истцу дано право заявлять ходатайство о применении обеспечительных мер о временном неисполнении спорного постановления. Это позволит на время приостановить действия оспариваемого документа. Госпошлина по делам рассматриваемой категории не уплачивается.

Чтобы виновное лицо привлекли к ответственности нужно заранее запастись доказательствами. Рекомендуем направлять заявления о признании действия (бездействия) незаконны согласно иерархии:

  • Вышестоящее должностное лицо;
  • Управление ФССП по региону;
  • Суд.

До конца практика по прекращению судами административных дел не сложилась.

Следует учитывать (интересно будет тому, кто собирается обжаловать бездействие) не исполнение требований 2-х месячный не является безусловным основанием для признания бездействия. Практика трактует такой срок как не пресекательный, не связывает пропуск с бездействием. Интересная статья об отмене судебного приказа.

Как привлечь к ответственности?

Пристав, как и любой работник в случае проступка обязан нести ответственность. Почему я начал с порядка обжалования незаконных постановлений? Все просто! При наличии положительного решения будет проще доказать наличие незаконных действий со стороны федерального государственного гражданского служащего. Какая ответственность предусмотрена в нашем случае?

Работодатель может применить к нерадивому сотруднику следующие виды наказаний:

  • Дисциплинарная;
  • Замечание;
  • Выговор;
  • Неполное соответствие занимаемой должности;
  • Увольнение.

Предусмотрена административная и уголовная ответственность. Наказание будет предусматриваться в зависимости от конкретного состава административного правонарушения или уголовного преступления.

Юриспруденция — большая наука, достижения результата зависит от образования, квалификации и опыта человека. Разумным будет доверить решение своей проблемы квалифицированным юристам. В нашей команде работают настоящие профессионалы! За плечами у многих учеба в ведущих высших учебных заведениях страны, обширный опыт работы! Обращайтесь за помощью и результат не заставит себя ждать! Не стесняйтесь отставлять комментарии, мы обязательно ответим на каждый!

Читайте также: