Приставы миграция что это

Обновлено: 05.07.2024

Бриллиантов А.В., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 187-ФЗ УК РФ дополнен новой статьей 322.1, устанавливающей ответственность за организацию незаконной миграции.

Понятие незаконной миграции в Законе не раскрывается. Однако данная дефиниция содержится в Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции, одобренной решением Совета глав государств СНГ от 16 сентября 2004 г. Исходя из положений этой Концепции, незаконную миграцию можно определить как перемещение на территорию государства, пребывание, перемещение с его территории граждан иных государств или лиц без гражданства с нарушением законодательства данного государства. Основываясь на тех же положениях, иностранным гражданином следует признать лицо, не имеющее доказательств принадлежности к гражданству государства, на территории которого оно пребывает постоянно или временно, но имеющее доказательства принадлежности к гражданству (подданству) другого государства, а лицом без гражданства лицо, в отношении которого не имеется доказательств принадлежности к гражданству (подданству) какого-либо государства.

К основным причинам миграции населения можно отнести экономические, политические, этнические, социально-психологические и экологические. За последние годы миграция населения получила широкое распространение. Не обошел стороной этот процесс и Россию. Однако неурегулированная миграция населения объективно ведет к повышению нагрузки на экономические и социальные инфраструктуры государства, к конфликтным отношениям между коренными жителями и мигрантами и, как следствие, - к осложнению криминогенной ситуации в местах концентрации мигрантов. Практика показывает, что незаконная миграция на территории России нередко используется для занятия законной или незаконной коммерческой деятельностью, для совершения незаконных действий с наркотиками, оружием, валютой, для совершения иных преступных деяний, для поиска нелегальных каналов проникновения в другие страны. Кроме того, незаконная миграция расширяет базу для деятельности организованных преступных группировок, международных террористических и экстремистских организаций, усиливает угрозу национальной безопасности государства пребывания.

Количество иностранных граждан и лиц без гражданства, незаконно прибывших на территорию России, не поддается полному учету и контролю в связи с тем, что они избегают регистрации. Наибольшим вниманием незаконных мигрантов пользуются крупные города, экономически развивающиеся зоны и приграничные регионы.

В связи с изложенным установление уголовной ответственности за организацию незаконной миграции представляется вполне обоснованным.

Статья 322.1 помещена в главу 32 УК РФ, объединяющую преступления, посягающие на порядок управления. Ею предусмотрена ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Фактически содержание диспозиции рассматриваемой статьи УК отражает содержание понятия незаконной миграции. Однако уголовная ответственность установлена именно за организацию незаконной миграции, т.е. за наиболее опасное деяние, способствующее интенсификации незаконных миграционных процессов, повышению концентрации лиц, незаконно находящихся на территории страны.

Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения в сфере соблюдения установленного порядка въезда на территорию Российской Федерации и выезда из нее, а также пребывания на ее территории иностранных граждан или лиц без гражданства.

С объективной стороны преступление состоит в организации: незаконного въезда в Российскую Федерацию, незаконного пребывания в Российской Федерации, незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства. Для того чтобы определить наличие признака незаконности указанных в норме УК деяний, следует обратиться к содержанию иных законодательных актов.

В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены указанным выше федеральным законом, действуют правила международного договора.

Не рассматривается как выезд из Российской Федерации и как въезд в Российскую Федерацию пересечение гражданином Российской Федерации или иностранным гражданином в течение срока действия имеющейся у него визы Государственной границы Российской Федерации при следовании с одной части территории Российской Федерации на другую часть ее территории через территорию иностранного государства в режиме транзитного проезда либо при следовании на российских судах через исключительную экономическую зону Российской Федерации или через открытое море без захода в иностранные порты.

Иностранные граждане или лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Иностранные граждане, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство.

Лица без гражданства, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, признанные в порядке, установленном федеральным законом, на территории Российской Федерации беженцами, могут выезжать из Российской Федерации и въезжать в Российскую Федерацию на основании проездного документа беженца.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации.

Транзитная виза иностранному гражданину не требуется в случае транзитного проезда этого иностранного гражданина через территорию Российской Федерации в безостановочном режиме на участках транспортных магистралей в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Транзитная виза с правом на остановку на территории Российской Федерации может быть выдана иностранным гражданам или лицам без гражданства по представлении ими мотивированной просьбы и документов, подтверждающих необходимость остановки, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:

  1. совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации;
  2. следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории Российской Федерации и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории Российской Федерации в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;
  3. проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор.

Таким образом, незаконность въезда или выезда, незаконность пребывания на территории Российской Федерации определяются следующими моментами: отсутствие соответствующих документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства (недействительные документы, документы, выданные ненадлежащим органом, просроченные документы, поддельные документы и т.д.); отсутствие визы или других документов, предоставляющих право въезда в РФ или выезда из нее, в том числе просроченная виза, поддельная виза и т.п. Признак незаконности будет иметь место и в том случае, если виза или другие документы, предоставляющие соответствующие права, получены по поддельным документам, при отсутствии оснований, установленных законодательством. В частности, ст. 25 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" установлены следующие основания выдачи визы иностранному гражданину:

  1. приглашение на въезд в Российскую Федерацию, оформленное в соответствии с федеральным законом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  2. решение, принятое федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации либо представительством федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, находящимся в пределах приграничной территории, в том числе в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации, по ходатайству находящегося за пределами Российской Федерации иностранного гражданина, поданному в связи с необходимостью въезда в Российскую Федерацию для экстренного лечения либо вследствие тяжелой болезни или смерти близкого родственника;
  3. решение федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, о выдаче иностранному гражданину визы, направленное в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации;
  4. решение руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации о выдаче иностранному гражданину визы, принимаемое в исключительных случаях по заявлению в письменной форме иностранного гражданина;
  5. решение территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в Российской Федерации;
  6. договор на оказание услуг по туристическому обслуживанию и подтверждение о приеме иностранного туриста организацией, осуществляющей туристическую деятельность;
  7. решение федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, или его территориального органа о признании иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем по заявлению, поданному иностранным гражданином или лицом без гражданства в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица.

Виза представляет собой выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и транзитный проезд через территорию Российской Федерации по действительному документу, удостоверяющему личность иностранного гражданина или лица без гражданства и признаваемому Российской Федерацией в этом качестве.

Виза содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату рождения, пол, гражданство (подданство), номер основного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства, дату выдачи визы, разрешенный срок пребывания в Российской Федерации, номер приглашения на въезд в Российскую Федерацию либо решения государственного органа, срок действия визы, цель поездки, данные о приглашающей организации (приглашающем физическом лице), кратность визы.

Кроме того, иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в Российскую Федерацию обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта подлежит сдаче (возврату) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при выезде иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации.

Организация незаконной миграции может быть осуществлена только путем действий. Эти действия могут заключаться в создании группы, занимающейся обеспечением незаконной миграции, разработке способов незаконного въезда в Российскую Федерацию, поиске лиц, желающих незаконно мигрировать, обеспечении их соответствующими документами, установлении незаконных контактов с лицами, осуществляющими контроль за порядком въезда на территорию страны и пребывания в ней, ведающими выдачей виз, и в совершении иных действий, направленных на обеспечение незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через ее территорию. Состав преступления формальный. Деяние будет являться оконченным с момента совершения любого из перечисленных выше действий.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, при котором лицо осознает, что совершает действия по организации незаконной миграции, и желает их совершить. Мотивация поведения не влияет на наличие состава преступления. Чаще всего рассматриваемое преступление совершается по корыстным мотивам.

Субъектом является лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Частью 2 ст. 322.1 УК РФ установлена более строгая ответственность за совершение преступления организованной группой или в целях совершения преступления на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Следует отметить, что организация незаконной миграции нередко осуществляется именно организованными группами, включающими в свой состав или имеющими связи с представителями государственных служб. В подобных ситуациях не только упрощается организация незаконной миграции и повышается степень безопасности лиц, занимающихся ею, но и увеличивается возможность систематического и более масштабного занятия этой деятельностью, что, естественно, увеличивает доходность рассматриваемого вида преступной деятельности.

Цель совершения преступлений на территории Российской Федерации может заключаться в намерении совершить одно или несколько преступлений на территории России. Однако наличие этой цели ставит одновременно вопрос о необходимости квалификации деяния по совокупности преступлений. Так, наличие рассматриваемого квалифицирующего признака означает, что лицо, организующее незаконный въезд или выезд, может потребовать и самостоятельной квалификации. В отличие от пособничества в незаконном пересечении Государственной границы организация незаконной миграции, думается, представляет собой в большей мере деяние, характеризующееся неоднократностью совершения действий, необходимых для обеспечения незаконного въезда в Российскую Федерацию, пребывания на ее территории или проезда или выезда из России, массовостью (в аспекте совершения действий в интересах нескольких лиц, хотя, конечно, возможно и иное), наличием, как правило, корыстной заинтересованности. Эти и другие факторы необходимо учитывать при разграничении рассматриваемых преступлений.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


- Ксения Сергеевна, в настоящее время с ростом международных отношений граждане России наверняка сталкиваются с проблемой взыскания денежных средств с должника, находящегося за пределами нашего государства. Объясните - что необходимо знать, чтобы избежать трудностей по взысканию денежных средств с иностранного должника?

- Решения судов одного государства, как правило, не имеют юридической силы на территории другого государства и не могут являться основанием для принудительного обращения взыскания на доходы и имущество должника.

Какие-либо юридические последствия в другом государстве такие решения могут иметь только при условии, что данное государство допускает признание и исполнение иностранных судебных решений.

Для обеспечения защиты прав граждан, государства заключают между собой договоры, которыми, кроме всего прочего, определяется возможность взаимного признания и исполнения судебных решений.

В силу таких правовых актов граждане одного государства могут обращаться в адрес компетентных органов другого государства с просьбой о приведении в исполнение решений о взыскании денежных сумм с должника, проживающего за пределами государства, суд которого вынес решение.

- С какими государствами у России существуют международные соглашения?

- Россия является участницей множества двусторонних и многосторонних соглашений, обеспечивающих возможность признания и исполнения решений российских судов на территории иностранных государств.

В рамках Содружества Независимых Государств действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, Киевское соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 года.

Имеются двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с рядом стран, в том числе на постсоветском пространстве.

- С какими странами отсутствуют договоры взаимного признания и исполнения судебных решений?

- С рядом государств Дальнего Зарубежья отсутствуют договоры такого рода, что становится препятствием реализации гражданами своих прав.

К таким странам относятся Германия, Израиль, Канада, США, Австралия, Великобритания и некоторые другие. К сожалению, на территории этих государств обычная процедура признания и исполнения решений российских судов не может быть осуществлена.

Вместе с тем отсутствие международного договора, не исключает возможности обращения гражданина непосредственно в юридические фирмы таких государств как Федеративной Республики Германия к местным адвокатам в целях разъяснения национального законодательства относительно процедуры признания и исполнения на их территории решений иностранных судов при отсутствии международного договора.

Однако при этом следует принимать во внимание, что в связи с отсутствием двустороннего договора о правовой помощи рассмотрение вопроса о принятии каких-либо заявлений или документов к производству остается на усмотрение компетентного суда согласно внутреннему законодательству данного государства.

- Решения каких судов признаются и исполняются иностранными органами?

- В соответствии с нормами указанных договоров, как правило, взаимно признаются и исполняются решения судов по гражданским и семейным делам (чаще всего по алиментным обязательствам), определения об утверждении мировых соглашений, решения арбитражных судов, а также решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба (в части гражданского иска, поданного в рамках рассмотрения уголовного дела).

- Какова процедура признания и исполнения судебного решения?

- Собственно процедура признания решений судов предполагает оформление определенного пакета документов.

Обязательно в ходатайстве указываются: адрес должника, его фамилия, имя, отчество, наименование суда, вынесшего решение, дата его вынесения, почтовый адрес или реквизиты банковского счета взыскателя, на который в случае удовлетворения ходатайства будут перечисляться денежные средства.

- А если адрес должника неизвестен?

- В этом случае взыскателю необходимо обратиться в службу судебных приставов, где находился исполнительный лист, или в суд, вынесший решение для установления адреса должника.

К ходатайству прилагается определенный пакет документов.

- Какие именно документы прилагаются к ходатайству?

- Для того чтобы решение было исполнено, оно должно вступить в законную силу. От взыскателя требуется предоставить вместе с удостоверенной копией судебного решения соответствующее подтверждение суда в форме справки или отметкой на самой решении.

Кроме этого, к ходатайству взыскателя о принудительном исполнении должен быть приложен документ, подтверждающий надлежащее уведомление ответчика, не явившегося в суд, о времени и месте проведения судебного процесса, а также документ, подтверждающий частичное исполнение либо неисполнение решения на момент его пересылки.

Как и подтверждение вступления решения в законную силу, данные документы составляются судом в форме официальных справок, скрепленных подписью судьи и гербовой печатью суда.

- Можно ли направлять исполнительный лист российского суда на территорию иностранного государства?

- По общему правилу исполнительные листы не имеют юридической силы на территории иностранных государств и не подлежат направлению за пределы Российской Федерации. Необходимость их приложения к пакету документов о признании решения может быть отдельно оговорена в международном договоре. В противном случае исполнительные листы и документы по исполнительному производству к ходатайству не прилагаются.

После рассмотрения вопроса о признании решения российского суда, компетентный суд иностранного государства выдает свой исполнительный лист, на основании которого возбуждается исполнительное производство в соответствии с внутренним законодательством иностранного государства.

- При направлении судебного приказа - те же документы? Ведь судебный приказ является результатом упрощенной процедуры рассмотрения дела и сам является исполнительным документом.

- Вынесение судебного приказа, который одновременно является исполнительным документом, не предполагает проведение судебного разбирательства и вызов сторон для заслушивания их объяснений. Соответственно, место жительства или место нахождения должника вне пределов Российской Федерации является основанием для отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа (пункт 2 части 1 статьи 125 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Необходимо отметить, что в практике Главного управления были случаи, когда суд выдает судебный приказ в нарушение указанной статьи ГПК, несмотря на то, что должник проживает на территории иностранного государства. Такой судебный приказ возвращается судье с разъяснением российского законодательства.

Если судебный приказ вынесен с соблюдением требований статьи 125 ГПК РФ, т.е. на момент его вынесения должник проживал на территории Российской Федерации, он также может быть направлен для признания и принудительного исполнения за границу по ходатайству взыскателя.

В таком случае, к ходатайству прилагаются заверенные надлежащим образом судом: копия судебного приказа; справка о том, что судебный приказ вступил в законную силу и подлежит исполнению; справка о том, что судебный приказ направлялся на исполнение, в какой части исполнен или по каким причинам не исполнялся на территории Российской Федерации; справка о том, что судебный приказ направлялся должнику в установленные ГПК РФ сроки для возражений и должник в течение 10 дней с момента его получения возражений в суд не направлял.

- Нужен ли перевод документов на официальный язык соответствующего иностранного государства?

- В страны СНГ ходатайство и все приложенные к нему документы направляются на русском языке в соответствии со ст. 17 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, ст. 5 Киевского соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 года.

Однако действующими международными двусторонними договорами Российской Федерации о правовой помощи во всех случаях предусмотрено требование о переводе ходатайства, решения суда и других документов на официальный язык запрашиваемого иностранного государства, при этом для действительности за границей верность такого перевода или подлинность подписи переводчика должна быть нотариально засвидетельствована.

- В каком порядке направляются документы для рассмотрения?

- Ходатайство о признании и исполнении решения подается взыскателем в суд, вынесший решение, для дальнейшего оформления необходимого пакета документов и направления его в адрес Главного управления Минюста России по Новосибирской области, где после проверки правильности его составления, ходатайство направляется в адрес компетентных органов соответствующего иностранного государства.

Весь пакет документов также может быть направлен взыскателем напрямую в Главное управление или компетентный суд иностранного государства (если известен его адрес).

- Как часто ходатайства направляются Главным управлением за границу?

- В 2013 году, на сегодняшний день, в адрес компетентных органов соответствующих иностранных государств уже направлено 48 ходатайств, в прошлом году – 89.

- Какие основные ошибки встречаются при оформлении документов?

- Особое внимание хотелось бы уделить вопросу о том, какие ошибки допускаются при оформлении ходатайств о признании российских судебных решений на территории иностранных государств.

Наиболее частой причиной возврата документов для надлежащего оформления является отсутствие вышеуказанных справок суда. Вместо справки о надлежащем уведомлении ответчика просто прилагаются копии почтовых уведомлений или подтверждений о вручении документов ответчику. Справка о вступлении решения в законную силу не прилагается со ссылкой на то, что в самом решении, как правило, есть специальный штамп с указанием даты вступления решения в законную силу. Что касается документа о том, что решение не исполнялось на территории России, то очень часто прилагаются справки от судебных приставов о том, что исполнительное производство не возбуждалось или исполнительный лист возвращен взыскателю в связи с тем, что должник проживает на территории иностранного государства.

Все эти документы могут быть приложены только в дополнение к основным справкам. Исходя из сложившейся международной практики, все документы, требуемые в соответствии с международными договорами для признания решений судов, должны быть составлены именно судом, вынесшим решение, в форме справок. При этом обязательным условием является скрепление этих справок, а также копии решения и иных документов, подписью судьи и гербовой печатью суда. Отсутствие печати на документах также часто является причиной возврата ходатайств в запрашивающий суд.

Кроме того, проводимый Главным управлением анализ практики также показывает, что причинами, препятствующими признанию российских судебных решений на территории иностранных государств, являются неверные сведения о проживании или нахождении должника на территории иностранного государства. Одной из причин, затрудняющих исполнение судебных решений, является то, что находящиеся на территории иностранных государств граждане-должники нередко трудоустраиваются без регистрации в соответствующих органах, в связи с чем затруднено установление их места жительства.

Если у слушателей возникли вопросы, но не получилось дозвониться в студию, можно задать их по телефонам отдела международной правовой помощи Главного управления: 201-16-31, 221-31-07.

Запрет на въезд в Российскую Федерацию устанавливается для иностранных граждан в качестве ответной меры за совершенные ими правонарушения. Специальная отметка в базе управления по вопросам миграции МВД РФ не позволяет пересекать границу России, что исключает пребывание в стране в любом статусе — от туристического до делового.

При наличии запрета иностранцу придется либо отказаться от поездки в РФ на установленный законом срок, либо попытаться снять его в административном или судебной порядке.

Запрет на въезд в РФ может серьезно осложнить жизнь иностранцу, особенно если он вынужден работать или имеет родственников в России. Чтобы снять его раньше срока, гражданину другой страны придется не только точно установить причину, но обратиться в соответствующую инстанцию с заявлением и документами, подтверждающими наличие оснований для обжалования решения российских органов власти.

  • нарушение срока пребывания в России, обозначенного визой, и несвоевременный выезд из страны. Чем дольше будет длиться задержка, тем более длительный срок запрета получит нарушитель;
  • неоднократное привлечение к административной ответственности, в том числе и за такие мелкие нарушения, как распитие алкоголя в общественных местах, нарушение правил дорожного движения и др.;
  • нарушение таможенных правил, санитарных норм при пересечении границы РФ;
  • предоставление фальшивых документов, ложных сведений о себе или цели своего пребывания на территории РФ;
  • неуплата установленных законом налогов, патентов, штрафов и сборов в обозначенный законом срок во время пребывания на территории России;
  • однократное или многократное вынесение иностранному гражданину решения о депортации.

Заранее уточните информацию о наличии или отсутствии ограничения иностранцы и россияне могут на сайте управления по вопросам миграции МВД России.

Необходимо всего лишь заполнить отмеченные поля в онлайн-заявке: фамилию и имя, дату рождения, пол, гражданство, указать номер удостоверения личности. После этого система проведет сверку с базой данных и выдаст информационную справку. Единственный минус такой проверки — не получится посмотреть причину установления запрета, а также органа, его наложившего. Выяснять это иностранному гражданину придется самостоятельно. Кроме того, если запрет был наложен иной службой, система может не отобразить его.

Основания для снятия запрета на въезд в РФ

Снять запрет на въезд в РФ иностранцу довольно сложно, особенно если причина была серьезной, например, совершение преступления на территории России.

Для снятия необходимы действительно весомые основания. К последним будет относиться ошибка ФМС, управления по вопросам миграции МВД РФ или иного органа, установившего запрет, что еще придется доказать.

Другими основаниями для отмены ограничения могут стать:

  • факт совершения правонарушения по независящим от иностранного гражданина причинам, например, невозможность покинуть страну вовремя в результате стихийного бедствия или иного форс-мажора, смерти или серьезной болезни проживающих в России родственников и т.п;
  • официальная работа или учеба в государственно аккредитованном заведении РФ со всеми необходимыми для этого разрешениями. При этом должны быть уплачены все налоги, сборы и патенты, установленные законом;
  • наличие в России близких родственников, которые являются гражданами страны: родителей, детей, супругов, находящихся на иждивении братьев или сестер. При отсутствии гражданства у последних должен быть хотя бы вид на жительство на территории РФ;
  • подтвержденная необходимость экстренного лечения в России;
  • наличие разрешения на временное проживание в РФ или вида на жительство.

Все перечисленные основания для отмены запрета должны иметь документальное подтверждение, которое не вызовет вопросов у сотрудников УМВ МВД РФ.

Кроме того, любое основание может быть принято ко вниманию органом власти при рассмотрении заявления, однако не является гарантией положительного для иностранного гражданина решения.

Порядок снятия запрета на въезд в РФ

Снятие запрета на въезд в РФ

Главным управлением по вопросам миграции МВД РФ четко определен порядок действий иностранного гражданина, желающего снять наложенный на него запрет на въезд в РФ. Первое, что ему или его представителю в России необходимо сделать, — подать официальный запрос в управление по вопросам миграции МВД РФ с просьбой уточнить точную причину запрета на въезд со ссылками на законодательную базу РФ, а также период его действия.

Необходимо узнать, какой именно орган или его территориальное представительство установило ограничение, чтобы в дальнейшем обращаться с обжалованием именно туда.

После получения официального ответа от управления по вопросам миграции МВД РФ иностранному гражданину необходимо подготовить документальное подтверждение оснований на снятие запрета, естественно, при наличии таковых. Важно отметить, что все документы должны быть переведены на русский язык и нотариально заверены, чтобы иметь юридическую силу при рассмотрении дела.

Затем следует подать заявление установленного образца в инстанцию, наложившую запрет, приложив к нему документы, являющиеся основанием для пересмотра установленного ограничения. Если иностранный гражданин располагает доказательствами того, что в отношении него были совершены неправомерные действия со стороны управления по вопросам миграции МВД РФ, необходимо также подать жалобу руководителю вышестоящей инстанции с доказательствами ошибки при принятии решения о наложении запрета. В последнем случае шанс отменить его более высокий.

В случае получения неудовлетворительного ответа можно попытаться обжаловать решение управления по вопросам миграции МВД РФ в суде. Вся процедура займет не меньше месяца, так что придется запастись терпением.

Стоить отметить, что обжаловать решение управления по вопросам миграции МВД РФ или иного госоргана о запрете на въезд в РФ — довольно сложный процесс. Важно не только иметь серьезные основания, но и грамотно оформить все необходимые документы, соблюсти процедуру подачи заявления в инстанции и др. А проживающему за границей гражданину сделать это будет довольно трудно. Вот почему оптимальным выходом станет обращение за помощью к юристу, имеющему большой опыт миграционной работы.

Заявление на снятие запрета въезда в РФ

Для снятия запрета на въезд в РФ иностранному гражданину необходимо подать заявление в управление по вопросам миграции МВД РФ, наложившее его. Составлять заявление необходимо на имя начальника. В обращении следует указать имя и фамилию провинившегося, данные документа, подтверждающего его личность, высказать просьбу снять запрет, упомянув его номер и дату, и указать основания для этого. Если инстанцией была совершена ошибка в отношении иностранного гражданина, необходимо упомянуть и об этом.

К заявлению следует приложить нотариально заверенные копии документов, являющихся основанием для снятия ограничения или способных положительно повлиять на решение органа власти.

Форму заявления можно взять в управление по вопросам миграции МВД РФ, в которое будет направлен запрос, или на его официальном сайте. Естественно, чем более грамотно будет составлено заявление, тем больше шансов на успех, особенно при наличии подтвержденных оснований.

Более развернутое заявление придется составлять в том случае, если возникнет необходимость обращаться в суд. В нем необходимо указать конкретное управление по вопросам миграции МВД РФ, установившее запрет, четко и грамотно изложить основания для его снятия. Форму обращения также можно получить в канцелярии суда.

Снятие ограничений на въезд в РФ — процедура вполне реальная при наличии весомых оснований, грамотном оформлении бумаг и соблюдении правил их подачи в соответствующую инстанцию. При отказе попытаться оспорить решение органа можно также в суде, доверив проблему опытному юристу.


Комментарии

добрый вечер,муж гражданин таджикистана я гражданка россии в браке два года,имеются двое детей малолетних,недавно узнали что у мужа стоит запрет на въезд в россию на три года запрет поставил москва. Как и куда писать письмо? ходили в наше уфмс сказали пишите в москву а адрес не предоставили сказали в интернете найдете,я нашла но их здесь очень много,подскажите пожалуйста

Здравствуйте! Я гражданка РФ мой гражданский муж не может заехать обратно в РФ из за запрета. Могу ли я как не будь повлиять на снятие запрета?

Все зависит от обстоятельств дела, конкретного дела.

Целесообразнее все же юристу, но также он может выдать доверенность и вам — для этого необходимо обратится к нотариусу (данное зависит от страны в которой он находится и от действующих там законов).

Воробьева Зоя Викторовна

Если у вас есть совместные дети на территории РФ, то оспорить такой запрет въезда можно через суд, однако нет гарантии положительного решения суда.

Нужно изучить вашу ситуацию более конкретно, понять причину запрета въезда.

Подскажите, пожалуйста, куда мне обратиться, чтобы отменить запрет на въезд в РФ моему молодому человеку?

И отменят ли запрет вовсе, если я потребую отменить запрет, так как я беременна и он отец моего ребенка и он мне нужен в РФ?

Здравствуйте Анастасия! Необходимо обратиться в орган который принял решение о запрете или в суд. Если сможете зарегистрировать брак с молодым человеком, то запрет ему отменят, так как судебная практика в Российской Федерации такова что нельзя разлучать членов семьи, когда один из них гражданин РФ. Если конечно не закрыли ему въезд в связи с подозрением в связях с террористами, тут без вариантов. Сначала я всё таки посоветую Вам обратиться в орган который принял решение о запрете на въезд.

Практика действительно на стороне иностранного гражданина, в том случае, если ранее он не привлекался к административной ответственности и не нарушал закон. Надо понимать на каком основании установлен запрет (устанавливался ли запрет раньше. Вам нужно доказывать, что данное наказание существенно и несоразмерно для вас, нарушает право на семейную жизнь.

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25.04.2017 N 33а-8836/2017 по делу N 2а-710/2017
Требование: О признании незаконным решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Обстоятельства: Иностранный гражданин полагает, что оспариваемое решение принято органом миграционного контроля без учета требований справедливости и соразмерности наказания, нарушает право иностранца на уважение личной и семейной жизни, поскольку препятствует совместному проживанию с супругой — гражданкой РФ, страдающей хроническим заболеванием, требующим постоянного ухода и медицинской помощи.
Решение: Требование удовлетворено.

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 25.04.2017 N 33а-8244/2017 по делу N 2а-838/2017
Требование: Об оспаривании решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Обстоятельства: В отношении иностранного гражданина принято решение о неразрешении въезда в РФ по причине неоднократного привлечения к административной ответственности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Определение Верховного Суда РФ от 28.12.2016 N 25-КГ16-16
Требование: О признании незаконным решения миграционного органа о неразрешении въезда в РФ.
Обстоятельства: Гражданин Исламской Республики Иран указал на то, что обжалуемое решение принято без учета его личной, семейной жизни, длительности пребывания в РФ. Считает, что совершенные им административные правонарушения не являются грубыми, а наложенные на него ограничения не соответствуют характеру совершенных правонарушений.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку оспариваемое решение является существенным вмешательством в личную и семейную жизнь иностранного гражданина, так как, кроме сложившихся в РФ личной жизни и семейных отношений, связи с Исламской Республикой Иран он не имеет, примененная к нему санкция не является соразмерной характеру совершенных им правонарушений.

Воробьева Зоя Викторовна

Вам может быть интересно

Быстро вернуть проблемный долг поможет упрощенная процедура. Иск рассматривается судьей без участия ответчика и истца, в течение 5 дней выпускается судебный приказ, имеющий силу исполнительного листа. Причиной появления такого документа является заявление истца о взыскании денежных средств или имущества должника на основании: Приказное производство является упрощенной процедурой по сравнению с обычным.

Индивидуальные предприниматели и небольшие фирмы нередко объединяются в СРО — саморегулируемые организации. Это позволяет бизнесменам утвердить свое положение на рынке и повысить доверие к себе со стороны потенциальных контрагентов. В ряде отраслей членство в таких объединениях — обязательное условие. Например, в строительной отрасли. Перед вступлением следует определиться, необходимо ли это в вашем.

Под государственной пошлиной понимается денежный сбор, который обязаны уплатить лица, обращающиеся в государственные органы за той или иной услугой. Он может быть оплачен только в денежной форме. На практике в подавляющем большинстве случаев госпошлина вносится безналичным способом путем перечисления денег по определенным реквизитам. Пошлина оплачивается до обращения за какой-либо услугой, и в подтверждение.

Когда истец получает положительное решение об удовлетворении заявленных им требований, это вполне логично воспринимается как полная победа. Однако, чтобы решение суда было выполнено, необходимо дождаться окончания исполнительного производства, которое не всегда быстро и гладко протекает. Основания, последствия и порядок этой процедуры регламентированы Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Дополнительные.

Переуступка права требования — юридическое понятие, подразумевающее передачу полномочий кредитора или должника третьему лицу. Важно правильно составить договор цессии, чтобы не потерпеть финансовый крах и не нарушить закон. Она предполагает передачу прав кредитора или/и должника третьему лицу. В большинстве случаев цессию оформляют на договорной основе.В мировой юридической практике уже давно используют.

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Уголовный кодекс РФ в последней редакции:

Статья 322.1 УК РФ. Организация незаконной миграции

1. Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации -

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в целях совершения преступления на территории Российской Федерации;

в) лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Вернуться к оглавлению документа: Уголовный кодекс РФ в последней редакции

Комментарии к статье 322.1 УК РФ

Миграция - это совокупность территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства.

Мигрант - лицо, совершающее перемещение на новое место проживания (временное или постоянное). Мигрант, въезжающий на территорию государства нового места проживания, - иммигрант. Мигрант, выезжающий с территории государства проживания, - эмигрант.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, является режим Государственной границы РФ, установленный порядок въезда на территорию Российской Федерации и выезда из нее, а также порядок пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Объективную сторону преступления альтернативно составляют активные действия по организации:

  • а) незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства;
  • б) их незаконного пребывания в РФ;
  • в) их незаконного транзитного проезда через территорию РФ.

Законным въезд иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ будет при наличии визы (дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной или временно проживающего лица), выданной по действительным документам, удостоверяющим их личность, а также оснований для ее выдачи (приглашение, решение федерального или территориального органа исполнительной власти, договор об оказании туристических услуг). Все виды виз выдаются на определенные сроки. Они зависят от цели въезда и цели пребывания.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в РФ обязаны также получить и заполнить миграционную карту, которая должна быть сдана в пункте пропуска через Государственную границу РФ при выезде из РФ.

Для того чтобы определить наличие признака незаконности указанных в статье 322.1 УК РФ деяний, следует обратиться к содержанию иных законодательных актов.

Порядок въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации установлен Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются также международными договорами РФ, другими федеральными законами и принятыми на основании федеральных законов постановлениями Правительства РФ.

В ст. ст. 26 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" перечислены случаи, когда въезд в РФ иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен. Например, въезд может быть запрещен если указанные лица (лицо):

  • в пункте пропуска через Государственную границу РФ нарушили правила пересечения Государственной границы РФ, таможенные правила, санитарные нормы;
  • сообщили заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания в РФ;
  • неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения на территории РФ;
  • в период своего предыдущего пребывания в РФ не выехали из РФ до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания, за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию РФ по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника, проживающего в РФ, либо вследствие непреодолимой силы;
  • участвует в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности;
  • участвует в деятельности организации, включенной в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

В ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" перечислены случаи, когда въезд в РФ иностранным гражданам или лицам без гражданства не разрешается. Например, въезд запрещен если:

  • это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения;
  • в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы РФ, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии;
  • в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства неоднократно (два и более раза) выносилось решение об административном выдворении за пределы РФ, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии;
  • в период предыдущего пребывания в РФ в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства была прекращена процедура реадмиссии;
  • иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории РФ или за ее пределами;
  • иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили документы, необходимые для получения визы в соответствии с законодательством РФ;
  • иностранный гражданин или лицо без гражданства не представили полис медицинского страхования, действительный на территории РФ;
  • при обращении за визой либо в пункте пропуска через Государственную границу РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории РФ и последующего выезда из РФ или предъявить гарантии предоставления таких средств;
  • в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • иностранный гражданин или лицо без гражданства использовали подложные документы;
  • иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в РФ уклонились от уплаты налога или административного штрафа либо не возместили расходы, связанные с административным выдворением за пределы РФ либо депортацией;
  • иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории РФ;
  • иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в РФ превысили срок пребывания в девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток;
  • иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в РФ не выехали из РФ и находились в РФ непрерывно свыше ста восьмидесяти суток;

Пребывание иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ является законным, если он соблюдает установленный порядок регистрации, передвижения, выбора места жительства, не уклоняется от выезда из РФ по истечении срока пребывания.

Порядок пребывания на территории РФ определяется в зависимости от цели въезда иностранного гражданина в РФ и цели его пребывания в РФ. Иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной и визой временно проживающего лица. В свою очередь, обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища.

Транзитный проезд по территории РФ обычно осуществляется без права на остановку при наличии визы на въезд в сопредельное с РФ государство, действительных для выезда из РФ проездных билетов и т.д. Несоблюдение требований глав IV - VI Федерального закона N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" делает въезд, транзитный проезд, пребывание названных лиц в РФ незаконным.

Транзитный проезд через территорию РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из РФ проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории РФ.
Транзитная виза иностранному гражданину не требуется в случае транзитного проезда этого иностранного гражданина через территорию РФ в безостановочном режиме на участках транспортных магистралей в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством РФ.

Под организацией незаконной миграции понимается умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в РФ, незаконного пребывания в РФ, незаконного транзитного проезда через территорию РФ, включая въезд в РФ иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории РФ в качестве транзитной (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18 "О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Российской Федерации и преступлениях, связанных с незаконной миграцией").

Организация незаконной миграции (незаконных въезда, транзитного проезда, пребывания в РФ) может быть осуществлена только путем действий. Они могут заключаться в создании группы, занимающейся обеспечением незаконной миграции, разработке способов и маршрутов незаконного въезда в РФ, подыскании лиц, желающих незаконно мигрировать, обеспечении их соответствующими документами, установлении незаконных контактов с лицами, осуществляющими контроль за порядком въезда на территорию страны и пребывания в ней, ведающими выдачей виз, и в совершении иных действий, направленных на обеспечение незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через ее территорию.

Момент окончания преступления

Преступление по конструкции имеет формальный состав. В п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18 указано следующее:

"Организация незаконной миграции квалифицируется как оконченное преступление с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления иностранными гражданами или лицами без гражданства хотя бы одного из незаконных действий, перечисленных в указанной статье, независимо от того, совершены ими такие действия или нет.

На квалификацию действий лица по статье 322.1 УК РФ не влияет то, что иностранные граждане или лица без гражданства, в интересах которых совершено данное преступление, не были привлечены к ответственности, в том числе по причине их нахождения за пределами Российской Федерации".

Совершение нескольких незаконных действий – единое преступление

Создание с единым умыслом условий для осуществления иностранным гражданином или лицом без гражданства нескольких указанных в части 1 статьи 322.1 УК РФ нарушений миграционного законодательства (например, незаконного въезда в Российскую Федерацию и незаконного пребывания на территории Российской Федерации), а равно для совершения одного или нескольких таких незаконных действий одновременно двумя или более иностранными гражданами или лицами без гражданства следует квалифицировать как одно преступление, предусмотренное соответствующей частью статьи 322.1 УК РФ (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18).

Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Лицо, организующее незаконный въезд, транзит, пребывание в РФ, осознает незаконность своих действий и их опасность и желает так действовать. Мотивация поведения не влияет на наличие состава преступления. Чаще всего рассматриваемое преступление совершается по корыстным мотивам.

Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое организует незаконный въезд, транзит, пребывание в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

Квалифицированный состав
организации незаконной миграции

В ч. 2 ст. 322.1 УК РФ сформулирован квалифицированный состав преступления: совершение предусмотренного ч. 1 ст. 322.1 УК РФ преступления:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. ст. 35 УК РФ с комментариями);

б) в целях совершения преступления на территории РФ. Цель совершения данного преступления на территории РФ может заключаться в намерении совершить одно или несколько преступлений на территории России. Наличие подобной цели будет иметь место как в случае намерения совершения преступления самим лицом, организующим незаконную миграцию, так и при наличии такого намерения у лиц, в отношении которых организуется незаконная миграция. "Организация незаконной миграции в целях совершения на территории Российской Федерации конкретного преступления с участием или в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, в том числе и в случаях, когда сами иностранные граждане или лица без гражданства не были осведомлены об участии в совершении этого преступления, полностью охватывается пунктом "б" части 2 статьи 322.1 УК РФ. Если лицо, организовавшее незаконную миграцию в таких целях, приняло участие в совершении указанного преступления, то его действия при наличии оснований квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом "б" части 2 статьи 322.1 УК РФ и соответствующей статьей (пунктом, частью статьи) Особенной части Уголовного кодекса РФ" (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18);

в) лицом с использованием своего служебного положения. Данный квалифицирующий признак предполагает, что лицо использовало предоставленные ему по службе или по занимаемой должности полномочия, управленческие функции в коммерческих организациях, возможности государственного или муниципального служащего или иные возможности, обусловленные его служебным положением. Достаточно установить, что служебное положение позволяет такому лицу использовать свое положение для выполнения действий, образующих объективную сторону преступления.

Отграничение организации незаконной
миграции от смежных составов преступлений

Незаконная миграция и фиктивная регистрация

Если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает фиктивную регистрацию (постановку на учет) иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства или месту пребывания в Российской Федерации, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью статьи 322.1 УК РФ и статьей 322.2 УК РФ или статьей 322.3 УК РФ. В случаях, когда действия лица состоят только в фиктивной регистрации (постановке на учет) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства или месту пребывания, содеянное квалифицируется по статье 322.2 или статье 322.3 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по статье 322.1 УК РФ (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18).

Незаконное пересечение Государственной границы самим лицом, организовавшим незаконную миграцию

"Действия лица, организовавшего незаконный въезд на территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства путем незаконного пересечения ими Государственной границы, охватываются соответствующей частью статьи 322.1 УК РФ и дополнительной квалификации по части 3 статьи 33 и статье 322 УК РФ не требуют.

Если лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконно пересекло Государственную границу (например, выступив в качестве проводника), то его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 322 и 322.1 УК РФ" (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 N 18).

Читайте также: